обусловлена тем, что развитие сельскохозяйственного производства на современном этапе сопровождается кризисными явлениями, которые вызваны многолетней недооценкой его роли в экономике региона.
определить роль и место агропромышленного комплекса в экономике Республики Калмыкия;
определить перспективные направления дальнейшего развития агропромышленного комплекса Республики Калмыкия.
Глава 1.Общая характеристика Республики Калмыкия
Республика Калмыкия с административным центром в городе Элиста как регион Российской Федерации занимает очень выгодное географическое положение: находится на юго-востоке европейской части страны, на юго-востоке омывается Каспийским морем. На западе она граничит с Ростовской областью, на севере и северо-западе - с Волгоградской областью, на востоке - с Астраханской областью, на юге - с Республикой Дагестан и на юго-западе - со Ставропольским краем. Территория республики - 76,1 тыс. кв. км или 0,4% территории России, что больше территории таких государств как Бельгия, Дания, Швейцария и Нидерланды вместе взятые. Через Калмыкию пролегают кратчайшие автомобильные, воздушные и железнодорожные пути, соединяющие Кавказ с Нижним Поволжьем и центром России.
Средняя плотность населения невелика и составляет 4,2 чел./км2. По этому показателю регион занимает 63 место в России. Доля городского населения - всего 43% против 73% в целом по России. В республике только 3 города. В столице республики (г.Элисте) и подчиненных ее администрации населенных пунктах проживает чуть менее 110 тыс.чел.; в гг. Лагань и Городовиковск - 15,2 и 10,4 тыс.чел. соответственно. Элиста имеет статус города с 1930 г.; столицей республики является с 1935 г. Это промышленный и культурный центр Калмыкии. Численность экономически активного населения - 142 тыс. чел., из них занятых в экономике - 118,1 тыс. чел. (данные за 2001 г.). В отраслевой структуре занятости населения почти в 3 раза ниже среднероссийской доля промышленности (всего 8,2%). Ниже и доля строительства (4,4 против 7,8%). В то же время на сельское хозяйство приходится более четверти всех занятых в экономике республики (28,3% в 2001 г.). Калмыкия - аграрная республика. Ключевые роли в экономике играют сельское хозяйство и отрасли по переработке продукции животноводства.
Глава 2. Направления эффективного развития агропромышленного комплекса Республики Калмыкия
В целях приостановления спада сельскохозяйственного производства, возобновления экономического роста отрасли, завершения институциональных преобразований в республике в 2006 году разработана Концепция среднесрочной программы развития отраслей сельскохозяйственного производства Республики Калмыкия на 2007-2010 гг., в которой намечены основные параметры развития отрасли агропромышленного комплекса. В октябре 2006 г. принята республиканская целевая программа "Социальное развитие села в Республике Калмыкия на 2006 - 2008 гг. и на период до 2010 года".
В 2006 г. также принят Указ Президента Республики Калмыкия "О президентской целевой программе "Возрождение традиционного пастбищного животноводства" (2007 - 2010 гг.), в котором намечена модель развития отраслей животноводства в регионе на основе выращивания пастбищным методом четырех видов скота калмыцкой породы: крупного рогатого скота, лошадей, курдючной мясосальной овцы и верблюдов.
Позитивные тенденции развития агропромышленного комплекса Калмыкии нашли отражение во всероссийском рейтинге по основным социально-экономическим показателям деятельности сельскохозяйственных предприятий в 2006 году, проведенном Департаментом экономики и финансов.
По совокупности всех четырех показателей Калмыкия заняла 11 место среди 87 регионов России, занимающихся сельскохозяйственным производством, а по таким важным показателям, как уровень рентабельности, прибыль, удельный вес прибыльных предприятий Калмыкии определено первое место.
Последовательно осуществляется в жизнь Концепция среднесрочной программы развития отраслей сельскохозяйственного производства Республики Калмыкия на 2006-2008 годы. Важные задачи, стоящие перед сельским хозяйством, требуют совершенствования инвестиционной политики, улучшения функционирования всех блоков агропромышленного комплекса, повышения качественных характеристик средств производства, получаемых отраслью от промышленности, лучшей сбалансированности имеющихся в отрасли материально-технических ресурсов, обеспечения отрасли достаточным количеством более производительной техникой и другими средствами производства с относительно меньшей стоимостью, существенного улучшения отдачи ресурсного потенциала и совершенствования его структуры.
Для обеспечения эффективного развития агропромышленного комплекса Калмыкии также принята Подпрограмма «Обеспечение стабилизации и комплексного развития АПК на 2007-2010 годы».
На сегодняшний день в республике реформировано 53 хозяйства, осуществлена приватизация 86% предприятий обслуживающей сферы и 73% предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Вместе с тем АПК республики развивается нестабильно. Его состояние во многом зависит от воздействия природно-климатических факторов, подъемы в нем чередуются с резкими спадами и утратами достигнутых уровней производства.
Снижается производственной потенциал аграрного сектора - его материально-техническая база, сохранность сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, ухудшается плодородие почв, состояние племенного животноводства и семеноводства, стареют техника и оборудование, не соблюдаются системы земледелия и технологические пропорции производства. Фондообеспеченность сельского хозяйства Калмыкии в 5 раз ниже среднероссийского уровня.
Целью подпрограммы стабилизации и комплексного развития агропромышленного комплекса Калмыкии является:
активизация структурной перестройки аграрного производства и совершенствование его материально-технического обеспечения;
осуществление селективной поддержки аграрных секторов с четной ориентацией на специализацию сельскохозяйственного производства на основе технологий, обеспечивающих перевод систем земледелия и животноводства на эффективную технологическую основу с разработкой механизма экономической заинтересованности и ответственности за состояние земельных угодий;
достижение сбалансированного развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, технико-технологическое переоснащение АПК;
земельная реформа, совершенствование хозяйственного механизма, создание многоукладного аграрного сектора экономики;
создание рыночной инфраструктуры с вхождением в систему оптовых рынков.
Главными задачами развития АПК Калмыкии являются:
формирование высокоэффективного агропромышленного производства в целях создания обеспеченности населения и снижения зависимости от импорта продовольствия;
осуществление государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и экономическое регулирование аграрного рынка в соответствии с постановлениями и решениями правительственных органов;
приоритетное направление инвестиций на наращивание производственного потенциала АПК, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, их реконструкцию и техническое перевооружение, оптимизация инвестиционной политики;
создание механизмов и структур для реализации товаропроизводителями продукции на рынке или по контрактам, заключенным с государственными заготовительными организациями.
Государственная поддержка позволит достичь высоких показателей отраслей сельского хозяйства:
развитие животноводства и, в первую очередь, овцеводства с целью получения ценных видов шерсти и овчинно-мехового сырья;
развитие зернового хозяйства и производства кормов, решение белковой проблемы.
Министерством сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия подготовлен проект инвестиционной программы «Развитие мясного скотоводства Республики Калмыкия на 2008-2012 г.г.».
Программа «Развитие мясного скотоводства РК на 2008-2012 г.г.» позволит реализовать идею «Мясной пояс России» и стать республике центром развития специализированного мясного скота России.
Проект «Мясной пояс России» состоит из нескольких компонентов. Первый - наличие достаточного количества племенного поголовья скота отечественных пород мясного направления, чтобы удовлетворить потребности людей, которые хотят заниматься его разведением. Второй - достаточное количество пастбищ, на которых можно выращивать этот скот на основе традиционных технологий (пастбищные технологии дают экологически чистое мясо, которое наиболее востребовано рынком). Третий компонент - достаточное количество людей, которые хотят заниматься разведением мясного скота. В качестве опорных точек «мясного проекта» должны быть, в первую очередь, взяты южные регионы европейской части РФ, где сосредоточено самое большое количество крупного рогатого скота калмыцкой породы. В него входят субъекты Южного федерального округа, имеющие достаточное количество пастбищ (от одного до трех миллион гектаров пастбищных угодий). Это, прежде всего, Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Ставропольский край и Республика Калмыкия.
Второй зоной «мясного пояса России» должен стать южно-уральский регион, который в последнее время начал активно развивать мясное скотоводство (Республика Башкирия и Оренбургская область). Третья зона «мясного пояса» - это зона вокруг Байкала: Иркутская, Читинская области, Бурятия, Тыва. В зоне «мясного пояса» России имеется около 50 миллионов гектаров пастбищ. Этого количества достаточно для того, чтобы довести поголовье мясного скота до 3,5 - 4 миллионов голов. В итоге годовое производство мяса составит 350 - 400 тысяч тонн. Это - 50% сегодняшнего российского импортозамещения мяса.
На первом этапе авторы проекта «мясного пояса» России намерены акцентировать внимание на увеличении количества голов крупного рогатого скота мясного направления, затем овец мясосального направления и лошадей - поставщиков элитного мяса. В настоящее время в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК Республики Калмыкия» калмыцкие племенные хозяйства активно реализуют высокопородный калмыцкий мясной скот как внутри республики, так и далеко за ее пределами. В 2006 году продано почти 900 голов племенного молодняка. В том числе 500 голов в Бурятию, остальные - в соседние регионы Южного федерального округа. Спрос на продукцию животноводства республики Калмыкия продолжает расти: из хозяйств Пензенской, Орловской, Ростовской, Астраханской, Волгоградской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Дагестана, Чеченской Республики и других регионов поступают заявки на покупку скота калмыцкой породы.
«Если эта программа пойдет, то через 4 - 5 лет половину потребности российского населения в мясе можно закрыть», - уверен Кирсан Николаевич Илюмжинов, Глава Республики Калмыкия.
Заключение
калмыкия агропромышленный животноводство
Агропромышленный комплекс является важной составной частью экономики Республики Калмыкия, включающей отрасли по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению до потребителя.
Сельское хозяйство и отрасли, перерабатывающие продукцию животноводства, занимают ведущую роль в экономике Калмыкии: в структуре валового регионального продукта в 2006 году на долю сельского хозяйства приходилось 14,2%.
Для решения выявленных проблем АПК Правительством РК приняты ряд программ и проектов, определяющих перспективы дальнейшего развития агропромышленного комплекса региона:
.Президентская целевая программа "Возрождение традиционного пастбищного животноводства" (2007 - 2010 гг.).
.Подпрограмма «Обеспечение стабилизации и комплексного развития АПК на 2007-2010 годы» от 15.12.2006 г.
.Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса Республики Калмыкия»
Для дальнейшего развития агропромышленного комплекса Республики Калмыкия, я предлагаю принять во внимание следующие рекомендации:
.Проводить эффективную поддержку животноводства, расширение использования племенного животноводства;
.Осуществить финансовую поддержку наиболее сильных предприятий агропромышленного комплекса, проявивших гибкость и выживаемость в рыночных условиях;
Список использованной литературы
1.Бадмахалгаев Л.Ц. Агропромышленный комплекс Республики Калмыкия. Элиста: АПП «Джангар», 2004.
.Пашнанов Э.Л. Экономика Республики Калмыкия (теория, современное состояние и перспективы развития. - Элиста: АПП «Джангар», 2005.
.Очиров В.И. Проблемы государственного регулирования АПК на федеральном и региональном уровнях // Экономический вестник РГУ. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 2007.- № 1.