|
Страны с крупнейшими запасами нефти (2009г)
|
|
Страна
|
Запасы, млрд. баррелей
|
% от мировых запасов
|
|
Саудовская Аравия
|
264,1
|
21,0
|
|
Иран
|
137,6
|
10,9
|
|
Ирак
|
115,0
|
9,1
|
|
Кувейт
|
101,5
|
8,1
|
|
Венесуэла
|
99,4
|
7,9
|
|
ОАЭ
|
97,8
|
7,8
|
|
Россия
|
79,0
|
6,3
|
|
Ливия
|
43,7
|
3,5
|
|
Казахстан
|
39,8
|
3,2
|
|
Нигерия
|
36,2
|
2,9
|
|
США
|
30,5
|
2,4
|
|
Канада
|
28,6
|
2,3
|
|
Катар
|
27,3
|
2,2
|
|
Китай
|
15,5
|
1,2
|
|
Ангола
|
13,5
|
1,1
|
|
Члены ОПЕК
|
955,8
|
76,0
|
|
Весь мир
|
1258,0
|
100,0
|
Цена нефти в феврале 2008-го уже превышала психологически
важную отметку в 100 долларов за барель, в марте высокие темпы роста цен
продолжились(110$). Максимальная цена нефти сорта WTI (Light Sweet) была
достигнута 11 июля 2008 года, превысив $147 за баррель.
В октябре 2008 цена на нефть опустилась ниже 67 долларов за
баррель в результате глобального экономического кризиса и достигла своего 12
месячного минимума.
Следует отметить, что рост мировых цен на нефть всегда
разгоняет долларовую инфляцию, так как США крупнейший потребитель нефти.
|
Крупнейшие мировые нефтедобытчики (По данным Международного
энергетического агентства)
|
|
Страна
|
2008
|
2006
|
2003
|
|
Добыча, млн т.
|
Добыча, млн т.
|
Доля мирового рынка (%)
|
Добыча, млн т.
|
Доля мирового рынка (%)
|
|
Саудовская Аравия
|
480
|
9,1
|
507
|
12,9
|
470
|
12,7
|
|
Россия
|
488,1
|
9,2
|
477
|
12,1
|
419
|
11,3
|
|
Соединенные Штаты Америки
|
294
|
5,6
|
310
|
7,9
|
348
|
9,4
|
|
Иран
|
252
|
4,8
|
216
|
5,5
|
194
|
5,2
|
|
Китай
|
189
|
3,5
|
184
|
4,7
|
165
|
4,4
|
|
Мексика
|
167,94
|
3,2
|
183
|
4,6
|
189
|
5,1
|
|
Канада
|
173,4
|
3,3
|
151
|
3,8
|
138
|
3,7
|
|
Венесуэла
|
180
|
3,4
|
151
|
3,8
|
149
|
4
|
|
Казахстан
|
70
|
1,3
|
64,9
|
1,7
|
51,3
|
1,2
|
|
Остальные страны
|
2985,56
|
56
|
43
|
1589,7
|
43
|
|
Мировая добыча нефти
|
5280
|
100
|
3936
|
100
|
3710
|
100
|
Как правило, основные запасы нефти находятся под контролем
государственных нефтяных компаний. Это объясняется тем, что нефтяная
промышленность – самый важный сектор экономики для стран, получающих основной
доход от экспорта нефти. От получаемых средств зависит наполнение бюджета и
возможность развивать другие отрасли экономики.
С каждым годом в мире открывают все меньше новых запасов
легкодоступной нефти. Количество открытых месторождений в мире возрастало в
60-70-е годы, затем стало несколько снижаться, причем особенно заметным было
уменьшение прироста крупных месторождений. И сегодня более 80% объема мировой
добычи осуществляется из месторождений, открытых до 1973 года.
Около 40% всемирной добычи и около половины экспорта нефти
приходится на страны ОПЕК. Сейчас лидерами в области экспорта «черного золота»
являются, соответственно, два лидера по добыче – Саудовская Аравия (на экспорт
нефти приходится 95% от общего экспорта страны) и Россия.
С Ближнего Востока нефть поступает прежде всего в
Азиатско-Тихоокеанский регион, а также в Северную Америку и Европу. Большая
часть нефти экспортируется из России в Европу, но благодаря новым восточным
проектам и росту добычи нефти на Сахалине ожидается, что 30% российского
экспорта будет поставляться в динамично развивающиеся страны
Азиатско-Тихоокеанского региона.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. По
данным Федеральной таможенной службы в 2007 из России было вывезено
233,1 млн тонн сырой нефти на 114,15 млрд долл., что составляет около
32,4 % российского экспорта. Популярным заблуждением является часто
встречающаяся информация о необходимости поставки нефти на экспорт для обеспечения
импорта продукции массового потребления. Даже если бы Россия вообще не
поставляла нефть на экспорт в 2007 году, торговый баланс России был бы в
профиците на 45,7 млрд долл.
Добычей нефти занимаются несколько нефтяных компаний,
крупнейшими из которых по результатам 2007 года являются ОАО «Роснефть», ОАО
«Лукойл» и ОАО «ТНК-BP».
2.
Экономический потенциал Южного Федерального округа
Ю́жный федера́льный о́круг - административное
формирование на юге европейской части России. Образован указом президента РФ от
13 мая 2000 года.
Указом Д.А. Медведева от 19 января 2010г. из его состава
выделен Северо-Кавказский федеральный округ с центром в г. Пятигорск.
На западе округ имеет с Украиной сухопутные и водные
границы, на востоке - с Казахстаном. На юге граничит с Абхазией и с
Северо-Кавказским федеральным округом.
На востоке федеральный округ ограничен Каспийским морем, на
западе - Азовским и Чёрным морями.
Южный федеральный округ (после выделения из него
Северо-Кавказского федерального округа) включает 2 республики, 3 области и 1
край. Его площадь - 416 тыс. 840 кв. км.
В состав округа входят: Республики – Адыгея, Калмыкия;
Краснодарский край; области – Астраханская, Волгоградская, Ростовская.
Основными направлениями внутрирегиональной политики в
масштабе Юга России является интеграция: общерегионального экономического,
рыночного пространства, путем усиления взаимодействия экономики и рынков
субъектов РФ; региональных рынков и общерегионального рынка с крупным бизнесом,
общероссийскими корпорациями; крупного региона и субъектов Федерации с
отраслевыми и межотраслевыми комплексами (инвестиционно-строительным,
аграрно-промышленным, транспортным, туристическо-рекреационным, промышленным);
территорий, муниципальных структур с экономикой крупных городских центров,
представляющих субъекты РФ и Северного Кавказа, всей территории Юга России.
Эти направления включают в себя также интеграцию:
внутрирегиональную миграционную; финансово-банковскую, бюджетно-налоговую;
государственных структур на основе федерального округа.
В основе объективных интеграционных процессов лежит развитие
предпринимательства, слияние корпоративных структур, банковских организаций,
возникновение регионального финансового рынка, миграция населения.
В интеграционных процессах в масштабе крупных регионов
имеются как положительные тенденции, так и угрозы суверенитету, экономической
безопасности, общегосударственной целостности страны.
Противоречивость интеграционных процессов в масштабе
крупного региона может порождать явления сепаратизма, угрозы отделения,
тенденции к автаркии вместо саморазвития в условиях единого государства и
общероссийского экономического, финансового пространства.
Поэтому региональные интеграционные процессы требуется
регулировать не только в интересах развития региона, но и всей Российской Федерации,
ее единства и целостности.
Необходима активная промышленная, инвестиционная политика со
стороны государства.
Исследования показывают, что существует прямая зависимость
между экономической политикой государства и уровнем рыночных отношений: чем более
развиты рыночные отношения, тем сильнее и многостороннее влияние государства на
рыночные механизмы и регуляторы.
В стратегии ускоренного развития экономического потенциала
Южного федерального округа и образующих его субъектов Федерации, повышения
устойчивости, конкурентоспособности и экономической безопасности необходимо
усилить координацию деятельности федерального центра, структур Южного
федерального округа и органов власти субъектов Федерации.
Координация регулирования и управления процессами социально-экономического
развития субъектов Северного Кавказа и всего Южного федерального округа должна
базироваться на интеграционных тенденциях в этом регионе и на более интенсивном
вовлечении экономики отдельных субъектов Федерации в общероссийское рыночное пространство.
Важно также существенное увеличение инвестиционных потоков в
этот регион из общероссийской финансово-кредитной, а не только бюджетной,
системы.
Отрасли специализации:
- базовые отрасли топливно-энергетического комплекса
(угольная, нефтяная, электроэнергетическое хозяйство);
- машиностроение (металлоемкое, сельскохозяйственная
техника, оборудование для нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности);
- химическая промышленность (химические волокна, азотные
удобрения, пластмасса);
- пищевая индустрия (сахар, консервы, растительное масло,
мясные и молочные продукты, вино);
- сельское хозяйство (зерно (пшеница, рис, просо, кукуруза),
сахарная свекла, овощи, плоды, ягоды, эфиромасличные культуры, виноград, чай,
цитрусовые, табак, лен, мясо, шерсть);
- рекреационная отрасль (курортное хозяйство и т.п.).
Основные продукты ввоза в рамках экономической кооперации
районов: нефть, лесоматериалы, металл, продукция машиностроения, изделия легкой
промышленности, удобрения.
Основные продукты вывоза в рамках экономической кооперации
районов: сельскохозяйственная продукция, продукция пищевой, легкой
промышленности, цемент, уголь.
Преимуществами Южного федерального округа являются
исключительно благоприятные климатические условия, выгодное географическое
положение, высокий агроклиматический потенциал, уникальные рекреационные
ресурсы и высокая степень обеспеченности трудовыми ресурсами. Мощный импульс
развитию округа придаст проведение в 2014 г. Олимпийских игр в Сочи.
Ограничениями для развития субъектов РФ, входящих в состав
Южного федерального округа, являются неоднородность уровня их развития, слабая
инфраструктурная обеспеченность, низкий уровень квалификации трудовых ресурсов,
значительная доля трудных для освоения горных территорий, угрозы проявления
экстремизма и терроризма.
Перспективы развития северо-западной части округа
(Ростовская область) связаны с Ростовской агломерацией (города Ростов-на-Дону,
Новочеркасск, Таганрог, Батайск, Азов и города восточного крыла Донбасса),
экономика которой специализирована на транспортном, энергетическом и
сельскохозяйственном машиностроении, металлургии, угледобывающей
промышленности, транспортной логистике (с опорой на порт Тамань), а также
секторах новой экономики (информационные технологии, научно-образовательный комплекс,
инновационные транспортные технологии).
Центрами развития Азово-Черноморской части округа становятся
группы городов Новороссийск-Анапа-Геленджик (рекреационно-курортный комплекс и
туризм, транспортно-логистические услуги, промышленность стройматериалов,
нефтедобыча, специализированное сельское хозяйство), Сочи-Адлер-Туапсе
(рекреационно-курортный комплекс и туризм), Краснодар-Армавир-Горячий
Ключ-Кропоткин (машиностроение, рекреационно-курортный комплекс,
транспортно-логистические услуги, агропромышленный комплекс).
Для экономик субъектов РФ, расположенных в низовьях р.
Волги, локомотивами опережающего экономического роста выступают, в основном,
обрабатывающие отрасли и сельское хозяйство.
Для Волгоградской области перспективы связаны с развитием металлургии,
химии, ориентированного на производство дорожно-строительной техники
машиностроения, научно-образовательного комплекса, транспортной логистики и
агропромышленного комплекса.
В Астраханской области опережающими темпами будут
развиваться судостроение, нефтегазодобыча, нефтегазопереработка,
агропромышленный комплекс. С точки зрения межрегиональной интеграции и
разделения труда, экономики этих субъектов РФ в силу сложившихся экономических
специализаций и общей инфраструктуры интегрированы с субъектами РФ, входящими в
состав Приволжского федерального округа, в большей степени, чем с другими
субъектами Южного федерального округа.
Экономические перспективы Республики Калмыкия связаны с
переходом на современные технологии выращивания и переработки продукции в ее
традиционной экономической специализации - агропромышленном комплексе.
Ключевыми условиями реализации экономического потенциала
субъектов РФ, расположенных в Южном федеральном округе, выступают переход к
конкурентоспособной экономике с диверсификацией ее традиционных специализаций и
снятие инфраструктурных (прежде всего, в области транспорта) ограничений их
развития.
На территориях субъектов РФ, обладающих богатым
природно-рекреационным потенциалом, необходимо создать условия для опережающего
развития туристической отрасли, что, в свою очередь, даст импульс развитию
пищевой промышленности, сельского хозяйства, легкой промышленности,
строительства коммерческой и жилой недвижимости. Для экономического подъема
субъектов РФ, в которых накоплен мощный индустриальный потенциал, определяющее
значение будет иметь оказание государственной поддержки модернизации их
перспективных базовых отраслей с целью повышения производительности труда и
производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
Дополнительный базис для развития экономики округа может
составить добыча и переработка ресурсов Каменск-Шахтинского золотоносного
месторождения и Северо-Кавказской золоторудной провинции, охватывающей
территории северокавказских республик - Адыгеи, Северной Осетии-Алании,
Кабардино-Балкарии и частично Дагестана, Тырныаузского месторождения вольфрама
в Кабардино-Балкарии, титано-циркониевых месторождений Ставропольского края,
месторождений антрацита в Ростовской области, месторождений поваренной соли в
Краснодарском крае.
Развитие транспортной системы округа связано, прежде всего,
с повышением ее связности и наращиванием пропускной способности всех видов
транспортных коммуникаций.
Необходимо завершить создание единой опорной автодорожной
сети без разрывов и «узких мест», восстановить международное и межрегиональное
морское, речное и воздушное сообщение, что имеет принципиальное значение для
развития мощного туристско-рекреационного комплекса округа.
Реализация транзитного потенциала транспортной системы
округа и увеличение внешнеторгового грузооборота связаны с повышением
пропускной способности железнодорожного транспорта и переходом к скоростному
движению, организацией взаимодействия морского и железнодорожного видов
транспорта с образованием крупных транспортных узлов на базе логистических
центров и терминалов, развитием системы морских портов на Азово-Черноморском и
Каспийском побережьях, Таманском полуострове, водно-транспортного сообщения
между Каспийским и Черным морями и водных путей на участках международных транспортных
коридоров «Север-Юг» и «Дунай-Дон-Волга», а также создания авиахаба на базе
аэропорта г. Ростов-на-Дону.
Литература
1. Зотова
А.И. Усиление финансовой самостоятельности субъектов Южного федерального округа
// Материалы VII научно-практической конференции. – Петрозаводск: Изд-во
ПетрГУ, 2007.
2. Основные
характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник / Главный
редактор В.Л. Соколин – М.: Росстат, 2008.
3. Рощупкина
В.В. Анализ финансового потенциала субъектов Южного федерального округа. - ГОУ
ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2008.
4. Ярашева
А.В. Северный Кавказ: проблемы экономической интеграции.//Проблемы преобразования
и регулирования региональных социально-экономических систем: сборник статей.
Вып. 38. -СПб.: ИПРЭ РАН, 2007.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/нефть
6. http://www.riatec.ru
– сайт центрального диспетчерского управления топливно-энергетического
комплекса.
7. http://www.mirnefti.ru
– сайт Роснефти.