Основные направления снижения затрат в организации и повышения ее финансовой устойчивости на примере ООО 'ВИВАТ'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    56,21 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные направления снижения затрат в организации и повышения ее финансовой устойчивости на примере ООО 'ВИВАТ'













ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему

Основные направления снижения затрат в организации и повышения ее финансовой устойчивости на примере ООО «ВИВАТ

Содержание

Введение

Глава 1.Экономико-правовые аспекты управления затратами организации

.1 Экономическая сущность затрат, расходов, издержек

.2 Классификация затрат для целей управления торговой организации

.3 Система управления затратами, расходами, издержками обращения в торговле

Глава 2.Информационно-аналитическое обеспечение управления затратами организации

.1 Организационная структура ООО «ВИВАТ»

.2 Финансовая отчетность ООО «ВИВАТ»

.3 Налоговая отчетность ООО «ВИВАТ»

.4 Управленческая отчетность ООО «ВИВАТ»

.5 Комплексная оценка финансового состояния ООО «ВИВАТ» за 2009-2010 год

Заключение

Список источников

Введение

затрата финансовое управление

Повышение эффективности хозяйствования предприятия - важнейшая задача современного этапа развития экономики. В значительной степени ее решение определяется повышением конкурентоспособности продукции, что предполагает полное или частичное обновление ассортимента, изменение организационной структуры и использование принципиально новых методов управления. Залогом успешного повышения конкурентоспособности продукции становится совершенствование управления затрат в качестве решающего условия обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

Управление затратами - необходимая часть экономической работы на предприятии, так как в его рамках для запланированной и фактически совершенной деятельности предприятия должны вскрываться причины возникновения целевого результата и выявляться предпосылки для принятия управленческих решений. В качестве решающего условия совершенствования управления затратами становится система планирования и управления затратами. В этой связи возникает проблема создания системы управления затратами предприятия на новой организационной основе, адаптированной к современным условиям хозяйствования, что определило выбор темы дипломной работы.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование и разработка методических положений и организационного обеспечения управления затратами предприятия.

Достижение поставленной цели потребовало в работе решения следующих основных задач:

         конкретизации понятия «затраты», «расходы» и их классификации;

         исследования и обобщения существующих методов управления и анализа затрат хозяйствующих субъектов;

         обоснования организационного обеспечения и разработки методических вопросов управления затратами по местам возникновения затрат и центрам ответственности;

         анализа финансового положения исследуемой компании и затрат с целью выявления направлений и резервов оптимизации затрат;

         разработки методических рекомендаций по управлению на базе построения оптимизационной модели управления затратами и ее автоматизации.

Перечень поставленных задач определил структуру и направления выпускной квалификационной работы. В первой главе решены первые три группы поставленных задач. Вторая глава посвящена решению второй задачи анализа финансового положения исследуемой компании и затрат с целью выявления направлений и резервов оптимизации затрат. В третьей главе реализуется задача разработки методических рекомендаций по управлению на базе построения оптимизационной модели управления затратами и ее автоматизации.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Виват», основным видом деятельности которого является оптовая торговля алкогольными и безалкогольными напитками.

Для написания работы использовались учебные пособия, монографии, книги и другой теоретический материал по исследуемому вопросу, материалы периодических изданий, нормативные документы национального и международного уровня, данные статистики исследуемой отрасли, финансовая и статистическая отчетность анализируемой организации, данные опросов и наблюдения в изучаемой организации.

Глава 1. Экономико-правовые аспекты управления затратами предприятия

.1 Экономическая сущность затрат предприятия

затрата финансовое управление

Проблема управления затратами занимает одно из ключевых мест в системе управления любой организации. Для развития системы управления затратами компании необходимо понимание и обоснование методологических аспектов экономической сущности понятия «затраты» и «расходы». Расходы, являясь потоком материальных и финансовых активов, существенно влияют на финансовый результат деятельности экономического субъекта. Вопросы оптимизации затрат на предприятии являются одними из наиболее сложных, с точки зрения выбора и применения соответствующей методологии.

Исследование расходов и затрат в качестве объекта управления имеет существенное значение не только как отражение изменения их уровня, но и как подсистема управления предприятия в целом и его структурными подразделениями в целях принятия управленческих решений. Данный подход к изучению расходов как экономической категории в рамках управления финансами обусловлен качественно новым характером развития экономических отношений, что нашло отражение как в нормативно-правовом регулировании, так и современных научных исследованиях. Теоретические вопросы понятия расходов и затрат как экономической категории достаточно полно изложены как в отечественных, так и зарубежных научных исследованиях.

Важным этапом стало приведение российских бухгалтерских стандартов к международным, которое нашло отражение в определении расходов в ПБУ 10/99 «Расходы организации», где в п. 2 определено, что «расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».

Согласно МСФО «расходы - это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанным с его распределением, между участниками акционерного капитала». [19, с. 85]

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами. Согласно данному положению расходы организации включают в себя расходы по обычным видам деятельности, операционные расходы, внереализационные расходы, чрезвычайные расходы и прочие расходы. В составе расходов по обычным видам деятельности выделяются однородные элементы затрат, материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты. Группировка затрат по экономическим элементам охватывает производственное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов на обслуживание отдыхающих и является единой для всех отраслей экономики. Однако, на организацию управления расходов определяющее влияние оказывают отраслевые и технологические особенности производства и реализации продукции, оказания услуг.

Себестоимость продукции и услуг являет стоимостную оценку потребленных в процессе их производства и оказания материальных, трудовых и финансовых ресурсов [11]. В связи с наличием временного диапазона между осуществлением издержек производства и выпуском готовой продукции имеет место различие между себестоимостью и издержками производства. Можно утверждать, что именно показатель себестоимости конечного продукта представляет собой основной информационный аспект, характеризующий расходы организации на его производство и именно он должен рассматриваться в соответствии с доходами от реализации продукта для определения финансового результата. Таким образом, учитывая специфику работы предприятия в области оптовой торговли, заключающейся в концентрации значительных материальных ресурсов и гибкости их распределения, можно сформулировать цель управления затратами предприятия, которая состоит в оптимизации структуры и уровня осуществляемых затрат торговой компании по каждому виду и направлению расходов, а так же в целом по продукции.

В связи с этим актуальным представляется определение состава и классификации затрат, осуществляемых при приобретении и реализации продукции, и их научно обоснованная классификация, позволяющая аккумулировать информацию по каждому виду и направлению деятельности, а так же конкретной услуге (товару), предоставляемому покупателю.

.2 Проблемы классификации затрат для целей управления

Под классификацией понимается «распределение объектов по классам в зависимости от их общих признаков, фиксирующих закономерные связи между классами объектов в единой системе отрасли знания» [8].

Сложность структуры и многообразие процессов формирования затрат предполагает подразделение их по ряду признаков. В зависимости от целей и методических подходов, различают несколько классификаций затрат. Классификация затрат для целей управления должна отвечать главному требованию - базироваться на признаках, позволяющих дифференцировать затраты в различных аспектах. Она создает предпосылки для определения уровня затрат по объектам управления ими, организации планирования, учета, контроля и анализа. Классификация затрат по основным признакам с дополнениями приведена в табл. 1

Таблица 1. Классификация затрат по основным признакам

Признак классификации

Элементы классификации

1

2

Экономический элемент (однородный вид затрат)

Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты

Калькуляционная статья

Оплата труда с отчислениями на социальные нужды, материальные затраты, амортизация основных средств; ремонт основных средств, работы и услуги, организация производства и управления, платежи по кредитам, потери, прочие затраты

Зависимость от объема производства

Переменные и условно-постоянные

Способ включения в себестоимость

Прямые, косвенные, относимые на себестоимость продукции пропорционально базе: - заработной плате основных производственных рабочих; - прямым затратам

Экономический состав

Основные, накладные

Отношение к процессу производства

Затраты предметов труда, затраты средств труда, затраты живого труда

1

2

Участие в процессе производства

Затраты производственные, коммерческие, трансакционные

Охват планированием

Планируемые, не планируемые

Степень готовности продукции

Затраты на готовую продукцию (работы, услуги) Затраты в незавершенном производстве

Объект управления

Затраты в местах их возникновения, затраты в центрах затрат

По месту формирования

Собственные затраты, привнесенные затраты (покупные ресурсы)

Специфические затраты

Затраты в зависимости от природно-климатических условий


Характерной особенностью функционирования субъектов среднего предпринимательства в рыночной экономике является высокая степень риска достижения результата предпринимательской деятельности. Высокая степень риска достижения результата предпринимательской деятельности обусловлена динамикой многих факторов как внешней, так и внутренней среды, которая порождает значительную неопределенность принятия управленческих решений.

В этих условиях руководители средних предприятий вынуждены принимать управленческие решения на основе интуитивного подхода, построенного на гипотезе взаимопогашения благоприятных и неблагоприятных факторов. Если бизнес развивается успешно, то интуитивное принятие решений является достаточно эффективным и, напротив, в кризисных ситуациях, характеризующихся ограниченной платежеспособностью, такой метод принятия решений чреват потерей контроля над управлением и может привести к необратимым последствиям для бизнеса. Другими словами, в условиях ограниченной платежеспособности, когда необходимо принять «единственно правильное решение», предприниматель становится «методически не готовым» к его принятию. Методическая неготовность принятия «единственно правильного решения» обусловлена отсутствием надежного методического инструментария и информационной базы, а также неготовностью использования соответствующего инструментария принятия взвешенных решений.

К наиболее важным управленческим решениям такого рода относятся те, которые связаны с доходной и расходной частью ведения бизнеса, т.е. факторами, формирующими результат предпринимательской деятельности. В условиях ограниченной платежеспособности управление результатом возможно только воздействием на те элементы затрат, посредством которых можно обеспечить достижение результата. К таковым относятся постоянные затраты, так как только они в условиях ограниченной платежеспособности являются факторами непосредственного управления.

Перечисленные обстоятельства влекут необходимость разработки и обоснования соответствующего методического инструментария управления результатом предпринимательской деятельности в условия ограниченной платежеспособности, что обусловлено несовершенством всех методов управления затратами и результатами; отсутствием альтернативы выбора метода управления затратами в среднем предпринимательстве; несовершенством альтернативного метода прямых затрат для управления ценообразованием - важнейшего фактора управления результатом предпринимательской деятельности. Метод прямых затрат основан на группировке всех затрат по признаку зависимости от объема производства на переменные и постоянные.

В условиях ограниченной платежеспособности субъекты среднего предпринимательства не могут воздействовать на переменные затраты (ограниченность ресурсов; нормативы потребления ресурсов), остается возможность управления отдельными элементами постоянных затрат (от части таких затрат можно отказаться или скорректировать их посредством уменьшения и перераспределения), что и обусловило необходимость уточнения применяемой в теории и практике классификации затрат.

Перегруппировка и классификация переменных и постоянных затрат по управляемости ими приведена на рис. 1.1 и преследует цель определить на этапе планирования затраты, посредством которых возможно управление достижением результата. Детализация затрат представлена затратами со слабой степенью управляемости, со средней и с большей степенью управляемости. Затраты со слабой степенью управляемостью - к ним относятся материальные расходы, т.к. в условиях ограниченной платежеспособности они не управляемы в силу недостаточности или отсутствия ресурсов. Часть расходов на оплату труда в размере, соответствующему законодательству должна быть обеспечена к выплате и потому приравнивается к рассматриваемым затратам.

Рис. 1.1 Взаимосвязь группировок затрат в процессе достижения результата предпринимательской деятельности.

Наряду со сложившейся классификацией затрат предлагается для целей управления добавить признак классификации экономических затрат - по месту формирования: собственные затраты, связанные с собственной деятельностью организации (заработная плата, материалы, система управления и сбыта) и приобретенные со стороны (привнесенные затраты), связанные с приобретением тех или иных ресурсов со стороны (покупка сырья, материалов, квалифицированного труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов, топлива, техники, и других).

По нашему мнению классификацию затрат предприятия следует формировать исходя из следующих критериев:

         по элементам затрат

         по центрам затрат, основанием для выделения которых являются виды

деятельности, а так же местам формирования затрат и центрам.

         по статьям затрат в качестве дальнейшей детализации.

При этом принципами, при ее разработке, должны являться:

         полнота отражения всех видов и направлений расходов, осуществляемый в целом по организации;

         рациональная квалификация расходов в соответствии с их экономических содержанием и потребностью данной информации, с точки зрения управления;

         недопущение излишней детализации или укрупнения статей затрат.

Для рассмотрения системы учета расходов и исчисления себестоимости издательской продукции необходимо также в качестве дополнительных объектов учета и контроля ввести понятие «центр ответственности» и «место возникновения затрат».

Место затрат - функциональная сфера, которая связана с определенного вида издержками.[43, с.153]. Под центром ответственности понимается область, сфера, вид деятельности, во главе которых находится ответственное лицо, имеющий права и возможности принимать и осуществлять решения [43, 156].

Центры ответственности по отношению к производственному процессу подразделяются на функциональные и основные. В основных центрах организуется контроль по месту возникновения затрат. Функциональные центры ответственности обеспечивают контроль за затратами, которые возникают во многих местах, но под воздействием одного или нескольких взаимосвязанных центров.

Таким образом, проведенный обзор и исследования практики функционирования предприятий позволяет сделать вывод о необходимости классификации затрат по различным признакам, позволяющим учесть все информационные потребности их управления, в том числе по экономическим элементам, по статьям затрат, центрам ответственности и местам возникновения затрат, видам и направлениям деятельности, конкретным услугам, конкретным потребителям. Данная классификация будет способствовать достижению цели управления затратами в информационно-управленческой среде предприятия.

.3 Система управления затратами в предпринимательской деятельности

Управление затратами - это средство достижения оптимального экономического результата предприятия. Объектом управления затратами являются собственно затраты организации, процесс их формирования и снижения.

Особенности затрат как объекта управления:

         динамизм. Они находятся в постоянном движении, изменении; их рассмотрение в статике весьма условно и не отражает реальной жизни;

         многообразие, которое обусловливает многообразие способов, приемов и методов управления затратами;

         трудность измерения, учета и оценки - абсолютно точных методов измерения и учета затрат не существует;

         сложность и противоречивость влияния на экономический результат.

Например, повысить прибыль организации можно за счет снижения текущих затрат на производство, что обеспечивается повышением капитальных вложений в НИОКР, технику и технологию.

Основные задачи управления затратами предпринимательской деятельности:

         выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;

         определение основных методов управления затратами;

         определение экономических и технических способов и средств измерения, учета и контроля затрат на предприятии.

В предприятия всегда имеются резервы для снижения затрат.

Предприятие как объект управления - это сложная, динамичная, производственная, социально-экономическая, техническая и организационная система, открытая воздействию внешней среды. В производственном процессе организации объединяются различные вещественные элементы и людские ресурсы, между которыми существует множество связей. Предприятие является многоэлементным образованием и делится, в зависимости от применяемого основания (признака) деления, на различные множества элементов (подсистемы).

В зависимости от объектов управления можно выделить подсистемы управления: производственными процессами, материально-техническими ресурсами, персоналом и др. К таким подсистемам можно отнести управление затратами организации, которое включает объект и субъект управления.

Субъектом управления затратами выступают руководители и специалисты организации и производственных подразделений, т.е. управляющая система.

Таким образом, система управления затратами это целевая, многоуровневая система, где объект управления - затраты организации, а субъект управления затратами - управляющая система.

Цели системы управления затратами рассматриваются в системе целей организации, которые могут различаться:

         по содержанию: производственные, социальные, экономические, научно-технические;

         по времени реализации: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;

         по виду управления: стратегические, тактические, оперативные;

         по значению: цели функционирования, развития организации и т. п. (могут быть выражены через одну глобальную цель, ибо предприятие является многоцелевой системой).

Одной из целевых установок предпринимателей является выбор и формулирование целей, которые определяются стратегией предприятия и конкретными условиями их реализации на ближайший период.

В современных условиях целями предпринимателей могут быть как экономические показатели, так и имидж компании:

         рост прибыли и рентабельности;

         поддержание уровня прибыли;

         повышение производительности труда;

         увеличение выпуска конкурентоспособной продукции;

         удовлетворение запросов потребителей;

         повышение качества продукции;

         готовность и способность выполнять новые задачи;

         надежность системы.

В части затрат на производство могут быть поставлены цели:

         минимизации затрат;

         поддержания себестоимости на нормативном уровне;

         снижения себестоимости и ее составляющих (материальных, трудовых и др. затрат).

Основными функциями системы управления затратами следует считать прогнозирование и планирование, учет, контроль (мониторинг), координацию и регулирование, а также анализ затрат.

Планирование затрат может быть перспективным - на стадии долгосрочного планирования и текущим - на стадии краткосрочного планирования. Если точность долгосрочного планирования затрат невелика и подвержена влиянию инвестиционного процесса, поведения конкурентов, политики государства в области экономического управления организациями, а иногда и форс-мажорных обстоятельств, то краткосрочные планы затрат отражают нужды ближайшего будущего и более точно определяются годовыми и квартальными расчетами.

Организация - важнейший элемент эффективного управления затратами. Она устанавливает, кто, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами управляет затратами в предпринимательской структуре. Определяются центры возникновения затрат и центры ответственности. Разрабатывается иерархическая система линейных и функциональных связей менеджеров и специалистов, связанных с управлением затратами. Эта схема должна быть совместима с организационно-производственной структурой предприятия.

Координация, взаимозаменяемость и регулирование затрат (нормативный метод) - это сравнение фактических затрат с запланированным уровнем, определение отклонений и принятие оперативных мер по ликвидации расхождений. Своевременная координация и регулирование затрат позволяют предприятия избежать серьезного срыва в выполнении запланированного экономического результата деятельности.

Учет как элемент управления затратами необходим для подготовки информации при принятии правильных решений. В рыночной экономике принято разделение учета на два вида: производственный и финансовый.

Производственный учет, как правило, отождествляется с учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости продукции. В своем развитии производственный учет трансформировался в управленческий учет, который является активным инструментом управления предприятием.

Производственный учет ориентируется на методику отражения затрат на производство, а управленческий - на анализ ситуации, принятие решений, изучение запросов потребителей информации, анализ отклонений от стандартных затрат. В системе управления учета подготавливается информация для менеджеров внутри организации с целью помочь им принять правильное решение.

Функция контроля (мониторинга) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь для сравнения запланированных и фактических затрат. Эффективность контроля связана с корректирующими управленческими действиями, направленными на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или уточнение планов, если они не могут быть выполнены из-за объективно изменившихся производственных условий.

Анализ затрат является элементом функции контроля в системе управления затратами. Он предшествует управленческим хозяйственным решениям и действиям, обосновывает и подготавливает их. Анализ позволяет оценить эффективность использования всех ресурсов предприятием, выявить резервы снижения затрат на производство, подготовить материалы для принятия рациональных управленческих решений.

Активизация и стимулирование - это воздействие на участников

производства, побуждающее их соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения. Для мотивации таких действий используются как материальные, так и моральные стимулы. Нельзя прибегать к наказанию при увеличении затрат. В этом случае работники будут оспаривать величину планируемых затрат, стремясь к установлению их более высокого уровня. Достижение основной цели предприятия - получение максимально возможной прибыли за счет снижения затрат - станет трудновыполнимой задачей.

Таким образом, управление затратами - это динамичный процесс, включающий управленческие действия прямой и обратной связи, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.

Основными принципами управления затратами на предприятии являются:

         методическое единство на разных уровнях управления затратами;

         управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия - от создания до утилизации;

         органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции (работ, услуг);

         направленность на недопущение излишних затрат;

         взаимозаменяемость ресурсов;

         широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;

         совершенствование информационного обеспечения о величине затрат;

         повышение заинтересованности подразделений предприятия в снижении затрат.

Соблюдение всех принципов системы управления затратами создает базу для экономической конкурентоспособности предприятия в условиях

рыночной экономики.

Органы управления и их функции (линейные и нелинейные) выражают организационную структуру управления затратами предприятия.

В стратегическом управлении затратами признано, что стоимость

определяется или управляется многими факторами, которые влияют друг на друга. Понимание поведения затрат означает понимание сложного взаимодействия набора факторов, определяющих затраты, которое существует в каждой конкретной ситуации. Список затратообразующих факторов разбивается на две категории. Первую категорию составляют структурные факторы. С точки зрения структурных факторов, для фирм существует по крайней мере пять стратегических вариантов для выбора, связанных с лежащей в основе экономической структурой, которая управляет положением затрат для любой группы продукции:

         масштаб: насколько велики инвестиции для производства, исследований и маркетинговых ресурсов;

         диапазон: какова степень вертикальной интеграции фирмы с поставщиками и каналами распределения продукции;

         опыт: насколько отработаны в фирме все этапы процесса производства продукции;

         технология: какие технологии используются на каждой стадии цепочки затрат фирмы;

         сложность (комплексность): насколько широк ассортимент изделий или услуг.

Вторая категория затратообразующих факторов - функциональные факторы (связаны со способностью фирмы успешно функционировать). Они могут пропорционально соизмеряться с показателями деятельности. По сравнению со структурными факторами, где наряду с экономией масштаба производства, существует и обратный эффект - неэкономичность, для каждого из функциональных факторов «больше» всегда означает «лучше».

Перечень функциональных факторов включает по крайней мере следующие:

Вовлеченность рабочей силы - концепция принятия работниками на себя обязательств по постоянному усовершенствованию (эта система мотивации рабочего персонала позволяет увеличить производительность труда, уменьшая затраты на зарплату рабочих);

Комплексное управление качеством - убеждения и достижения, связанные с качеством продукции и производственных процессов;

Использование мощностей - выбор из имеющихся опций на основании заводских характеристик. Расширение использования мощностей распределяет косвенные и общие издержки на большее количество продукции и повышает эффективность использования активов компании;

Эффективность планировки завода. Это уменьшает время, необходимое на изготовление продукции, и затраты на внутреннюю логистику фирмы. Этот фактор предполагает следующие варианты:

Конфигурация продукции (Эффективен ли данный проект или расчет?);

Использование связей с поставщиками и/или заказчиками в контексте цепочки затрат фирмы. Данные связи позволяют фирме снизить многие затраты, такие как затраты на закупку и транспортировку сырья, затраты на реализацию и т.д.

Для анализа факторов, определяющих затраты, необходимо учитывать следующие моменты:

         Для стратегического анализа объем производства обычно не является наиболее существенным фактором, который объясняет поведение затрат;

         В стратегическом смысле более полезно объяснить положение по затратам, основываясь на тех факторах, которые сформируют конкурентоспособную позицию данной фирмы;

         Не все стратегически определяющие факторы являются одинаково важными в любой момент времени, но некоторые из них, вероятно, очень важны в каждом конкретном случае;

         Для каждого фактора затрат существует конкретная система анализа затрат, которая очень важна для понимания позиционирования данной фирмы.

Активное управление затратообразующитми факторами поможет сократить издержки предприятия и добиться конкурентного преимущества.

Таким образом, стратегическое управление затратами - это современный и мощный инструмент управления и контроля издержек. Несмотря на то, что многие подходы этого метода сильно отличаются от традиционного управленческого учета, он основывается на элементах стратегического менеджмента и не является чем-то абсолютно новым.

Процесс формирования модели оптимизации затрат на предприятии холдингового типа начинается с выбора критерия оптимальности. При определении критерия оптимальности были учтены основные цели и задачи, которые могут стоять перед основными заинтересованными лицами (собственник, инвестор, наемный менеджер) и предприятием в целом.

Анализ основных мотивирующих факторов, стоящих перед наиболее значимыми группами лиц, влияющими на процесс развития предприятия, показал, что в основе критерия оптимальности должен лежать показатель прибыли. Это обусловлено прежде всего тем, что прибыль является конечной целью деятельности любого коммерческого предприятия. Кроме того, согласно проведенному исследованию - 82,6% российских компаний в качестве стратегических целей деятельности выбирают максимизацию прибыли.

К сожалению, использовать прибыль как самостоятельную целевую функцию невозможно, так как ее максимизация не всегда приводит к желаемым результатам. Например, компания может, максимизировав свою прибыль, несоизмеримо увеличить объем капитала в обороте. Таким образом, данный показатель не позволяет однозначно определить, насколько эффективно работает компания. Именно поэтому для построения модели оптимизации затрат необходим показатель, позволяющий соотнести полученную прибыль с понесенными затратами, что даст возможность достигнуть баланс между понесенными расходами и полученными доходами.

В связи с тем, что в теории и практике экономической науки существует множество показателей, в которых задействовано соотношение «прибыль - затраты», анализ основных показателей, учитывающих прибыль и расходы: экономическая добавленная стоимость (EVA), рентабельность внеоборотных активов, показатель рентабельности текущих затрат (продукции) и рентабельности производственных затрат (маржинальная рентабельность), рентабельность продаж (коэффициент коммерческой рентабельности), рентабельность совокупных активов и др.

Глава 2. Информационно-аналитическое обеспечение управления затратами организации

.1 Краткая характеристика исследуемого предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «ВИВАТ» образовано 05 октября 2006 года. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 05 октября 2006 года за основным регистрационным номером 5067847412420 выдано МИФНС № 15 по г.Санкт-Петербургу (серия 78 № 005794728)

Место нахождения: 195009, г.Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д.78

Юридический адрес:195009, г.Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д.78

Форма собственности ООО «ВИВАТ»-частная.

Количество учредителей ООО «ВИВАТ» - 1. Полное наименование учредителя Кулсдон Трейд & Инвест Лимитед. Уставный капитал общества составляет 10000000 (Десять миллионов) рублей.

Фирма арендует помещения под офис и склад по адресу: 195009, г.Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д.78 на основании договоров субаренды. Арендодателем выступает ООО «Фрукон «Управляющая Компания».

Основным видом деятельности ООО «ВИВАТ» является оптовая торговля алкогольными и другими напитками - его доля в выручке фирмы за 2007 год составила 100%.

ООО «ВИВАТ» функционирует на основании Устава.

Деятельность ООО «ВИВАТ» является лицензируемой, лицензия была получена 29.03.2007 года, поэтому торговля слабоалкогольными напитками началась только с июня 2007 года.

Основными поставщиками товара являются производители напитков:

·   ООО «Юнайтед Боттлинг Групп»,

·        ЗАО «ОСТ-Аква»,

·        ООО «Мегапак»,

·        ООО «Торнадо».

ООО «ВИВАТ» поставляет товар таким известным торговым фирмам, как:

·   ЗАО «Агроторг» (Пятерочка)

·        ЗАО ТД «Перекресток» (Карусель)

·        ЗАО ТД «Перекресток» (Перекресток)

·        ООО «Любавушка» (Полушка)

Поставки осуществляются по всему Северо-Западному региону:

г.Псков (дистрибъютер продукции ООО "Торговый дом "Карат")

г.Вологда (дистрибъютер продукции ЗАО «Корсар Плюс»),

г.В.Новгород(дистрибъютер продукции ООО «Грейп»),

г.Архангельск (дистрибъютер продукции ООО «Долина»),

г.Калининград (дистрибъютер продукции ООО «Балтоптима»),

г.Петрозаводск, г. Мурманск (дистрибъютер продукции ООО «Союз»),

г.Череповец (дистрибъютер продукции ООО «Пищеторг»)

Собственного транспорта ООО «ВИВАТ» не имеет, поэтому перевозки осуществляют транспортные компании, с которыми заключены договоры на оказание транспортных услуг.

Структура ООО «ВИВАТ» представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Подразделение

Функциональные обязанности

Администрация

Генеральный директор- контроль за деятельностью фирмы, и всех сотрудников фирмы. Юрист- обеспечение сотрудников информацией в области юриспруденции, общение с организациями-неплательщиками в арбитражном суде.

Отдел бухгалтерского учета

Обеспечение достоверного ведения бухгалтерского учета на основании приказа об Учетной политики ООО «ВИВАТ» и действующего законодательства.

Группа оформления первичных документов

Оформление первичных документов на основании заказов покупателей.

Отдел клиентского сервиса

Сбор заказов покупателей, посредством торговых представителей .

Отдел по работе с регионами Северо-Запада

Работа с компаниями покупателями продукции в регионах Северо-Запада, посредством региональных представителей в каждом регионе.

Отдел по работе с сетевыми клиентами

Работа с сетевыми покупателями продукции в Санкт-Петербурге.

Отдел продаж Ленинградской области

Работа с компаниями покупателями продукции в Ленинградской области, посредством торговых представителей отдела продаж Ленинградской области.

Отдел прямых продаж

Отдел прямых продаж- работа с компаниями покупателями продукции в Санкт-Петербурге, посредством торговых представителей отдела прямых продаж.

Отдел маркетинга

Разработка и создание внутрикорпоративных продуктов: точность построения прогнозов и планов выставочной деятельности, рекламных акций и кампаний, программ продвижения, ценообразования, качества исследований, разработки новых продуктов, торговых марок.

Отдел персонала

Контроль за кадрами, прием на работу, увольнение.

Отдел логистики

Организация и руководство логистическими процессами компании.

Склад

Обеспечивает хранение товара, погрузку, разгрузку товара, контроль за обеспечением предприятия таким количеством товара, которое позволяет сделать бесперебойным технологический процесс торговли.

Рис. 2.1. Организационная структура организации

В связи с тем, что видом деятельности ООО «Виват» является оптовая торговля алкогольными и слабоалкогольными напитками и других видов деятельности организация не ведет, себестоимость готовой продукции формируется на счете 44 в разрезе экономических элементов и включает в себя:

         затраты на закупку продукции

         затраты на хранение продукции

Для целей налогового учета прямые расходы включают в себя:

         заработная плата

         налоги с ФОТ и налоги включаемые в себестоимость

         транспортные расходы

         коммунальные услуги, услуги связи

         командировочные расходы

косвенные расходы:

         0,2 страхование травматизма

         прочие общехозяйственные расходы

         информационное обслуживание

.2 Отчетность ООО «ВИВАТ» за анализируемый период.

Далее приведена отчетность ООО «ВИВАТ» за 2009-2010 годы.

Бухгалтерский баланс Форма № 1, представлен в таблице № 3

Таблица 3

Наименование/период

2009 год

2010 год

Абсолютное отклонение тыс руб

Относительное отклонение %

Внеоборотные активы

 

 

 

 

Нематериальные активы

0

0

0

0%

Основные средства

2588

4514

1926

174%

Незавершенное строительство

798

0

-798

0%

Доходные вложения в материальные ценности

0

 

0

0%

Долгосрочные финансовые вложения

0

 

0

0%

Отложенные налоговые активы

721

31

-690

4%

Прочие внеоборотные активы

0

 

0

0%

ИТОГО по разделу I

4107

4545

438

111%

Оборотные активы

 

 

 

0%

Запасы, в том числе

25404

14052

-11352

55%

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

973

588

-385

60%

животные на выращивании и откорме

0

0

0

0%

затраты в незавершенном производстве

345

120

-225

35%

готовая продукция и товары для перепродажи

23557

12605

-10952

54%

товары отгруженные

0

0

0

0%

расходы будущих периодов

529

739

210

140%

прочие запасы и затраты

0

0

0%

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

143

0

-143

0%

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

0

0

0

0%

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

117957

143699

25742

122%

в том числе покупатели и заказчики

110219

129997

19778

118%

Краткосрочные финансовые вложения

0

0

0

0%

Денежные средства

7194

11037

3843

153%

Прочие оборотные активы

0

15

0

0%

Итого по разделу II

150698

168804

18090

112%

Баланс

154805

173349

18528

112%

Капитал и резервы

 

 

0

0%

Уставный капитал

10000

10000

0

100%

Собственные акции, выкупленные у акционеров

0

0

0

0%

Добавочный капитал

0

0

0

0%

Резервный капитал

0

0

0

0%

резервы, образованные в соответствии с законодательством

0

0

0

0%

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

0

0

0

0%

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

1707

17347

15640

1016%

ИТОГО по разделу III

11707

27347

15640

234%

Долгосрочные обязательства

0

0

0

0%

Займы и кредиты

0

0

0

0%

Отложенные налоговые обязательства

0

0

0

0%

Прочие долгосрочные обязательства

0

0

0

0%

Краткосрочные обязательства

 

 

 

 

Займы и кредиты

 

 

 

 

Кредиторская задолженность, в том числе

143098

146001

2903

102%

поставщики и подрядчики

131201

129839

-1362

99%

задолженность перед персоналом организации

834

-6

-840

-1%

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

706

0

-706

0%

задолженность по налогам и сборам

10276

15609

5333

152%

прочие кредиторы

82

560

478

683%

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов

0

0

0

0%

Доходы будущих периодов

0

1

1

0%

Резервы предстоящих расходов

0

0

0

0%

Прочие краткосрочные обязательства

0

0

0

0%

ИТОГО по разделу V

143099

146002

2903

102%

Баланс

154806

173349

18543

112%


Отчет о прибылях и убытках Форма № 2, представлен в таблице № 4

Таблица 4

Наименование/Период

2009 год

2010 год

Абсолютное отклонение тыс руб

Относительное отклонение %

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

 

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

952119

1058397

106278

111%

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

-736840

-819723

-82883

111%

Валовая прибыль

215279

238674

23395

111%

Коммерческие расходы

-192435

-166854

25581

87%

Прибыль (убыток) от продаж

22844

71820

48976

314%

Прочие доходы и расходы

 

 

0

0%

Проценты к получению

0

2

2

0%

Проценты к уплате

0

0

0

0%

Доходы от участия в других организациях

0

0

0

0%

Прочие доходы.

2609

906

-1703

35%

Прочие расходы.

-30296

-51462

-21166

170%

Прибыль (убыток) до налогообложения

-4834

21266

26100

-440%

Отложенные налоговые активы

865

690

-175

80%

Отложенные налоговые обязательства

0

0

0

0%

Текущий налог на прибыль

1449

4076

2627

281%

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

-5427

15640

21067

-288%

Постоянные налоговые обязательства

1746

513

-1233

29%


Таблица 5. Отчет об изменения капитала Форма № 3, представлен в таблице № 5

Наименование

Уставный капитал тыс руб

Добавочный капитал тыс руб

Резервный капитал тыс руб

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) тыс руб

Итого тыс руб

2009 год предыдущий

 

 

 

 

 

Остаток на 31 декабря года, предшествующего предыдущему году

10000

0

0

7279

17279

Остаток на 01 января предыдущего года

10000

0

0

7279

17279

Чистая прибыль

0

0

0

-5427

-5427

Остаток на 31 декабря предыдущего года

10000

0

0

1852

11852

2010 год отчетный

 

 

 

 

 

Остаток на 01 января отчетного года

10000

0

0

1707

11707

Чистая прибыль

х

х

х

15640

15640

 

Остаток на начало отчетного года

Остаток на конец отчетного года

Чистые активы

11708

27348


Таблица № 6. Отчет об изменении денежных средств Форма № 4, представлен в таблице № 5

Наименование/Период

2009 год

2010 год

Абсолютное отклонение тыс руб

Относительное отклонение %

Остаток денежных средств на начало отчетного года

4047

7194

177,76%

Движение денежных средств по текущей деятельности

 

 

0

0,00%

Средства полученные от покупателей

1105021

1212445

107424

109,72%

Прочие доходы

171

1425

1254

833,33%

Денежные средства направленные:

1102045

1210149

108104

109,81%

на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов

-997171

-1080763

-83592

108,38%

на оплату труда

-56925

-63097

-6172

110,84%

на расчеты по налогам и сборам

-33658

-51106

-17448

151,84%

на прочие расходы

-14291

-15183

-892

106,24%

Чистые денежные средства от текущей деятельности

3147

3721

574

118,24%

Движение денежных средств по инвестиционной деятельности

 

 

0

0,00%

Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов

0

120

120

0,00%

Полученные проценты

0

1

1

0,00%

Поступления от погашения займов, предоставленных другим организациям

 

50

50

0,00%

Займы,предоставленные другим организациям

 

-50

-50

0,00%

Погашение займов и кредитов (без процентов)

642

0

-642

0,00%

Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности

0

121

121

0,00%

Движение денежных средств по финансовой деятельности

 

 

0

0,00%

Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов

3147

3842

695

122,08%

Остаток денежных средств на конец отчетного года

7194

11036

3842

153,41%


Комплексная оценка финансового состояния предприятия.

Далее будет произведена объективная комплексная оценка финансового состояния ООО «ВИВАТ» на основе расчета различных показателей.

Основные задачи, оценки, состоят в следующем:

1.      Определение состава и структуры стоимости имущества и источников его формирования

2.      Характеристика финансовой устойчивости предприятия

.        Определение типа финансовой устойчивости

.        Определение текущей платежеспособности предприятия

.        Оценка деловой активности предприятия

.        Расчет показателей оборачиваемости и рентабельности.

Методы решения основных задач:

-        Для определения состава и структуры имущества используются методы горизонтального и вертикального анализа;

-    Для характеристики финансовой устойчивости предприятия рассчитываются коэффициенты автономии и соотношения заемного и собственного капиталов;

-        Для определения типа финансовой устойчивости рассчитывается сумма собственного оборотного капитала и трехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости S (…);

         Для определения текущей платежеспособности рассчитываются коэффициенты абсолютной, критической и текущей ликвидности предприятия;

         Для определения влияния различных факторов на изменение прибыли проводится факторный анализ прибыли от продажи продукции.

Таблица № 7. Анализ состава и структуры имущества предприятия

Похожие работы на - Основные направления снижения затрат в организации и повышения ее финансовой устойчивости на примере ООО 'ВИВАТ'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!