Признак
классификации
|
Элементы
классификации
|
1
|
2
|
Экономический
элемент (однородный вид затрат)
|
Материальные
затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), затраты на оплату труда,
отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты
|
Калькуляционная
статья
|
Оплата
труда с отчислениями на социальные нужды, материальные затраты, амортизация
основных средств; ремонт основных средств, работы и услуги, организация
производства и управления, платежи по кредитам, потери, прочие затраты
|
Зависимость
от объема производства
|
Переменные
и условно-постоянные
|
Способ
включения в себестоимость
|
Прямые,
косвенные, относимые на себестоимость продукции пропорционально базе: -
заработной плате основных производственных рабочих; - прямым затратам
|
Экономический
состав
|
Основные,
накладные
|
Отношение
к процессу производства
|
Затраты
предметов труда, затраты средств труда, затраты живого труда
|
1
|
2
|
Участие
в процессе производства
|
Затраты
производственные, коммерческие, трансакционные
|
Охват
планированием
|
Планируемые,
не планируемые
|
Степень
готовности продукции
|
Затраты
на готовую продукцию (работы, услуги) Затраты в незавершенном производстве
|
Объект
управления
|
Затраты
в местах их возникновения, затраты в центрах затрат
|
По
месту формирования
|
Собственные
затраты, привнесенные затраты (покупные ресурсы)
|
Специфические
затраты
|
Затраты
в зависимости от природно-климатических условий
|
Характерной особенностью функционирования
субъектов среднего предпринимательства в рыночной экономике является высокая
степень риска достижения результата предпринимательской деятельности. Высокая
степень риска достижения результата предпринимательской деятельности
обусловлена динамикой многих факторов как внешней, так и внутренней среды,
которая порождает значительную неопределенность принятия управленческих
решений.
В этих условиях руководители средних предприятий
вынуждены принимать управленческие решения на основе интуитивного подхода,
построенного на гипотезе взаимопогашения благоприятных и неблагоприятных
факторов. Если бизнес развивается успешно, то интуитивное принятие решений
является достаточно эффективным и, напротив, в кризисных ситуациях,
характеризующихся ограниченной платежеспособностью, такой метод принятия
решений чреват потерей контроля над управлением и может привести к необратимым
последствиям для бизнеса. Другими словами, в условиях ограниченной
платежеспособности, когда необходимо принять «единственно правильное решение»,
предприниматель становится «методически не готовым» к его принятию.
Методическая неготовность принятия «единственно правильного решения»
обусловлена отсутствием надежного методического инструментария и информационной
базы, а также неготовностью использования соответствующего инструментария
принятия взвешенных решений.
К наиболее важным управленческим решениям такого
рода относятся те, которые связаны с доходной и расходной частью ведения
бизнеса, т.е. факторами, формирующими результат предпринимательской
деятельности. В условиях ограниченной платежеспособности управление результатом
возможно только воздействием на те элементы затрат, посредством которых можно
обеспечить достижение результата. К таковым относятся постоянные затраты, так
как только они в условиях ограниченной платежеспособности являются факторами
непосредственного управления.
Перечисленные обстоятельства влекут
необходимость разработки и обоснования соответствующего методического инструментария
управления результатом предпринимательской деятельности в условия ограниченной
платежеспособности, что обусловлено несовершенством всех методов управления
затратами и результатами; отсутствием альтернативы выбора метода управления
затратами в среднем предпринимательстве; несовершенством альтернативного метода
прямых затрат для управления ценообразованием - важнейшего фактора управления
результатом предпринимательской деятельности. Метод прямых затрат основан на
группировке всех затрат по признаку зависимости от объема производства на
переменные и постоянные.
В условиях ограниченной платежеспособности
субъекты среднего предпринимательства не могут воздействовать на переменные
затраты (ограниченность ресурсов; нормативы потребления ресурсов), остается
возможность управления отдельными элементами постоянных затрат (от части таких
затрат можно отказаться или скорректировать их посредством уменьшения и
перераспределения), что и обусловило необходимость уточнения применяемой в
теории и практике классификации затрат.
Перегруппировка и классификация переменных и
постоянных затрат по управляемости ими приведена на рис. 1.1 и преследует цель
определить на этапе планирования затраты, посредством которых возможно
управление достижением результата. Детализация затрат представлена затратами со
слабой степенью управляемости, со средней и с большей степенью управляемости.
Затраты со слабой степенью управляемостью - к ним относятся материальные
расходы, т.к. в условиях ограниченной платежеспособности они не управляемы в
силу недостаточности или отсутствия ресурсов. Часть расходов на оплату труда в
размере, соответствующему законодательству должна быть обеспечена к выплате и
потому приравнивается к рассматриваемым затратам.
Рис. 1.1 Взаимосвязь группировок затрат в
процессе достижения результата предпринимательской деятельности.
Наряду со сложившейся классификацией затрат
предлагается для целей управления добавить признак классификации экономических
затрат - по месту формирования: собственные затраты, связанные с собственной
деятельностью организации (заработная плата, материалы, система управления и
сбыта) и приобретенные со стороны (привнесенные затраты), связанные с
приобретением тех или иных ресурсов со стороны (покупка сырья, материалов,
квалифицированного труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов,
топлива, техники, и других).
По нашему мнению классификацию затрат
предприятия следует формировать исходя из следующих критериев:
по элементам затрат
по центрам затрат, основанием для
выделения которых являются виды
деятельности, а так же местам формирования
затрат и центрам.
по статьям затрат в качестве дальнейшей
детализации.
При этом принципами, при ее разработке, должны
являться:
полнота отражения всех видов и направлений
расходов, осуществляемый в целом по организации;
рациональная квалификация расходов в
соответствии с их экономических содержанием и потребностью данной информации, с
точки зрения управления;
недопущение излишней детализации или
укрупнения статей затрат.
Для рассмотрения системы учета
расходов и исчисления себестоимости издательской продукции необходимо также в
качестве дополнительных объектов учета и контроля ввести понятие «центр
ответственности» и «место возникновения затрат».
Место затрат - функциональная сфера, которая
связана с определенного вида издержками.[43, с.153]. Под центром
ответственности понимается область, сфера, вид деятельности, во главе которых
находится ответственное лицо, имеющий права и возможности принимать и
осуществлять решения [43, 156].
Центры ответственности по отношению к
производственному процессу подразделяются на функциональные и основные. В
основных центрах организуется контроль по месту возникновения затрат.
Функциональные центры ответственности обеспечивают контроль за затратами,
которые возникают во многих местах, но под воздействием одного или нескольких
взаимосвязанных центров.
Таким образом, проведенный обзор и исследования
практики функционирования предприятий позволяет сделать вывод о необходимости
классификации затрат по различным признакам, позволяющим учесть все
информационные потребности их управления, в том числе по экономическим
элементам, по статьям затрат, центрам ответственности и местам возникновения
затрат, видам и направлениям деятельности, конкретным услугам, конкретным
потребителям. Данная классификация будет способствовать достижению цели
управления затратами в информационно-управленческой среде предприятия.
.3 Система управления затратами в
предпринимательской деятельности
Управление затратами - это средство достижения
оптимального экономического результата предприятия. Объектом управления
затратами являются собственно затраты организации, процесс их формирования и
снижения.
Особенности затрат как объекта управления:
динамизм. Они находятся в постоянном
движении, изменении; их рассмотрение в статике весьма условно и не отражает
реальной жизни;
многообразие, которое обусловливает
многообразие способов, приемов и методов управления затратами;
трудность измерения, учета и оценки -
абсолютно точных методов измерения и учета затрат не существует;
сложность и противоречивость влияния на
экономический результат.
Например, повысить прибыль организации можно за
счет снижения текущих затрат на производство, что обеспечивается повышением
капитальных вложений в НИОКР, технику и технологию.
Основные задачи управления затратами
предпринимательской деятельности:
выявление роли управления затратами как
фактора повышения экономических результатов деятельности;
определение основных методов управления
затратами;
определение экономических и технических
способов и средств измерения, учета и контроля затрат на предприятии.
В предприятия всегда имеются резервы для
снижения затрат.
Предприятие как объект управления - это сложная,
динамичная, производственная, социально-экономическая, техническая и
организационная система, открытая воздействию внешней среды. В производственном
процессе организации объединяются различные вещественные элементы и людские
ресурсы, между которыми существует множество связей. Предприятие является
многоэлементным образованием и делится, в зависимости от применяемого основания
(признака) деления, на различные множества элементов (подсистемы).
В зависимости от объектов управления можно
выделить подсистемы управления: производственными процессами,
материально-техническими ресурсами, персоналом и др. К таким подсистемам можно
отнести управление затратами организации, которое включает объект и субъект
управления.
Субъектом управления затратами выступают
руководители и специалисты организации и производственных подразделений, т.е.
управляющая система.
Таким образом, система управления затратами это
целевая, многоуровневая система, где объект управления - затраты организации, а
субъект управления затратами - управляющая система.
Цели системы управления затратами
рассматриваются в системе целей организации, которые могут различаться:
по содержанию: производственные,
социальные, экономические, научно-технические;
по времени реализации: долгосрочные,
среднесрочные и краткосрочные;
по виду управления: стратегические,
тактические, оперативные;
по значению: цели функционирования,
развития организации и т. п. (могут быть выражены через одну глобальную цель,
ибо предприятие является многоцелевой системой).
Одной из целевых установок предпринимателей является
выбор и формулирование целей, которые определяются стратегией предприятия и
конкретными условиями их реализации на ближайший период.
В современных условиях целями предпринимателей
могут быть как экономические показатели, так и имидж компании:
рост прибыли и рентабельности;
поддержание уровня прибыли;
повышение производительности труда;
увеличение выпуска конкурентоспособной
продукции;
удовлетворение запросов потребителей;
повышение качества продукции;
готовность и способность выполнять
новые задачи;
надежность системы.
В части затрат на производство могут быть
поставлены цели:
минимизации затрат;
поддержания себестоимости на
нормативном уровне;
снижения себестоимости и ее
составляющих (материальных, трудовых и др. затрат).
Основными функциями системы управления затратами
следует считать прогнозирование и планирование, учет, контроль (мониторинг),
координацию и регулирование, а также анализ затрат.
Планирование затрат может быть перспективным -
на стадии долгосрочного планирования и текущим - на стадии краткосрочного
планирования. Если точность долгосрочного планирования затрат невелика и
подвержена влиянию инвестиционного процесса, поведения конкурентов, политики
государства в области экономического управления организациями, а иногда и форс-мажорных
обстоятельств, то краткосрочные планы затрат отражают нужды ближайшего будущего
и более точно определяются годовыми и квартальными расчетами.
Организация - важнейший элемент эффективного
управления затратами. Она устанавливает, кто, в какие сроки, с использованием
какой информации и документов, какими способами управляет затратами в
предпринимательской структуре. Определяются центры возникновения затрат и
центры ответственности. Разрабатывается иерархическая система линейных и
функциональных связей менеджеров и специалистов, связанных с управлением
затратами. Эта схема должна быть совместима с организационно-производственной
структурой предприятия.
Координация, взаимозаменяемость и регулирование
затрат (нормативный метод) - это сравнение фактических затрат с запланированным
уровнем, определение отклонений и принятие оперативных мер по ликвидации
расхождений. Своевременная координация и регулирование затрат позволяют
предприятия избежать серьезного срыва в выполнении запланированного
экономического результата деятельности.
Учет как элемент управления затратами необходим
для подготовки информации при принятии правильных решений. В рыночной экономике
принято разделение учета на два вида: производственный и финансовый.
Производственный учет, как правило, отождествляется
с учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости продукции. В
своем развитии производственный учет трансформировался в управленческий учет,
который является активным инструментом управления предприятием.
Производственный учет ориентируется на методику
отражения затрат на производство, а управленческий - на анализ ситуации,
принятие решений, изучение запросов потребителей информации, анализ отклонений
от стандартных затрат. В системе управления учета подготавливается информация для
менеджеров внутри организации с целью помочь им принять правильное решение.
Функция контроля (мониторинга) в системе
управления затратами обеспечивает обратную связь для сравнения запланированных
и фактических затрат. Эффективность контроля связана с корректирующими
управленческими действиями, направленными на приведение фактических затрат в
соответствие с запланированными или уточнение планов, если они не могут быть
выполнены из-за объективно изменившихся производственных условий.
Анализ затрат является элементом функции
контроля в системе управления затратами. Он предшествует управленческим
хозяйственным решениям и действиям, обосновывает и подготавливает их. Анализ
позволяет оценить эффективность использования всех ресурсов предприятием,
выявить резервы снижения затрат на производство, подготовить материалы для
принятия рациональных управленческих решений.
Активизация и стимулирование - это воздействие
на участников
производства, побуждающее их соблюдать
установленные планом затраты и находить возможности их снижения. Для мотивации
таких действий используются как материальные, так и моральные стимулы. Нельзя
прибегать к наказанию при увеличении затрат. В этом случае работники будут
оспаривать величину планируемых затрат, стремясь к установлению их более
высокого уровня. Достижение основной цели предприятия - получение максимально
возможной прибыли за счет снижения затрат - станет трудновыполнимой задачей.
Таким образом, управление затратами - это
динамичный процесс, включающий управленческие действия прямой и обратной связи,
целью которых является достижение высокого экономического результата
деятельности предприятия.
Основными принципами управления затратами на
предприятии являются:
методическое единство на разных уровнях
управления затратами;
управление затратами на всех стадиях
жизненного цикла изделия - от создания до утилизации;
органичное сочетание снижения затрат с
высоким качеством продукции (работ, услуг);
направленность на недопущение излишних
затрат;
взаимозаменяемость ресурсов;
широкое внедрение эффективных методов
снижения затрат;
совершенствование информационного
обеспечения о величине затрат;
повышение заинтересованности
подразделений предприятия в снижении затрат.
Соблюдение всех принципов системы управления
затратами создает базу для экономической конкурентоспособности предприятия в
условиях
рыночной экономики.
Органы управления и их функции (линейные и
нелинейные) выражают организационную структуру управления затратами
предприятия.
В стратегическом управлении затратами признано,
что стоимость
определяется или управляется многими факторами,
которые влияют друг на друга. Понимание поведения затрат означает понимание
сложного взаимодействия набора факторов, определяющих затраты, которое
существует в каждой конкретной ситуации. Список затратообразующих факторов
разбивается на две категории. Первую категорию составляют структурные факторы.
С точки зрения структурных факторов, для фирм существует по крайней мере пять
стратегических вариантов для выбора, связанных с лежащей в основе экономической
структурой, которая управляет положением затрат для любой группы продукции:
масштаб: насколько велики инвестиции
для производства, исследований и маркетинговых ресурсов;
диапазон: какова степень вертикальной
интеграции фирмы с поставщиками и каналами распределения продукции;
опыт: насколько отработаны в фирме все
этапы процесса производства продукции;
технология: какие технологии
используются на каждой стадии цепочки затрат фирмы;
сложность (комплексность): насколько
широк ассортимент изделий или услуг.
Вторая категория затратообразующих факторов -
функциональные факторы (связаны со способностью фирмы успешно функционировать).
Они могут пропорционально соизмеряться с показателями деятельности. По
сравнению со структурными факторами, где наряду с экономией масштаба
производства, существует и обратный эффект - неэкономичность, для каждого из
функциональных факторов «больше» всегда означает «лучше».
Перечень функциональных факторов включает по
крайней мере следующие:
Вовлеченность рабочей силы - концепция принятия
работниками на себя обязательств по постоянному усовершенствованию (эта система
мотивации рабочего персонала позволяет увеличить производительность труда,
уменьшая затраты на зарплату рабочих);
Комплексное управление качеством - убеждения и
достижения, связанные с качеством продукции и производственных процессов;
Использование мощностей - выбор из имеющихся
опций на основании заводских характеристик. Расширение использования мощностей
распределяет косвенные и общие издержки на большее количество продукции и
повышает эффективность использования активов компании;
Эффективность планировки завода. Это уменьшает
время, необходимое на изготовление продукции, и затраты на внутреннюю логистику
фирмы. Этот фактор предполагает следующие варианты:
Конфигурация продукции (Эффективен ли данный
проект или расчет?);
Использование связей с поставщиками и/или
заказчиками в контексте цепочки затрат фирмы. Данные связи позволяют фирме
снизить многие затраты, такие как затраты на закупку и транспортировку сырья,
затраты на реализацию и т.д.
Для анализа факторов, определяющих затраты,
необходимо учитывать следующие моменты:
Для стратегического анализа объем
производства обычно не является наиболее существенным фактором, который
объясняет поведение затрат;
В стратегическом смысле более полезно
объяснить положение по затратам, основываясь на тех факторах, которые
сформируют конкурентоспособную позицию данной фирмы;
Не все стратегически определяющие
факторы являются одинаково важными в любой момент времени, но некоторые из них,
вероятно, очень важны в каждом конкретном случае;
Для каждого фактора затрат существует
конкретная система анализа затрат, которая очень важна для понимания
позиционирования данной фирмы.
Активное управление затратообразующитми
факторами поможет сократить издержки предприятия и добиться конкурентного
преимущества.
Таким образом, стратегическое управление
затратами - это современный и мощный инструмент управления и контроля издержек.
Несмотря на то, что многие подходы этого метода сильно отличаются от
традиционного управленческого учета, он основывается на элементах
стратегического менеджмента и не является чем-то абсолютно новым.
Процесс формирования модели оптимизации затрат
на предприятии холдингового типа начинается с выбора критерия оптимальности.
При определении критерия оптимальности были учтены основные цели и задачи,
которые могут стоять перед основными заинтересованными лицами (собственник,
инвестор, наемный менеджер) и предприятием в целом.
Анализ основных мотивирующих факторов, стоящих
перед наиболее значимыми группами лиц, влияющими на процесс развития
предприятия, показал, что в основе критерия оптимальности должен лежать
показатель прибыли. Это обусловлено прежде всего тем, что прибыль является
конечной целью деятельности любого коммерческого предприятия. Кроме того,
согласно проведенному исследованию - 82,6% российских компаний в качестве
стратегических целей деятельности выбирают максимизацию прибыли.
К сожалению, использовать прибыль как
самостоятельную целевую функцию невозможно, так как ее максимизация не всегда
приводит к желаемым результатам. Например, компания может, максимизировав свою
прибыль, несоизмеримо увеличить объем капитала в обороте. Таким образом, данный
показатель не позволяет однозначно определить, насколько эффективно работает
компания. Именно поэтому для построения модели оптимизации затрат необходим
показатель, позволяющий соотнести полученную прибыль с понесенными затратами,
что даст возможность достигнуть баланс между понесенными расходами и
полученными доходами.
В связи с тем, что в теории и практике
экономической науки существует множество показателей, в которых задействовано
соотношение «прибыль - затраты», анализ основных показателей, учитывающих
прибыль и расходы: экономическая добавленная стоимость (EVA),
рентабельность внеоборотных активов, показатель рентабельности текущих затрат
(продукции) и рентабельности производственных затрат (маржинальная
рентабельность), рентабельность продаж (коэффициент коммерческой
рентабельности), рентабельность совокупных активов и др.
Глава 2. Информационно-аналитическое обеспечение
управления затратами организации
.1 Краткая характеристика исследуемого
предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «ВИВАТ»
образовано 05 октября 2006 года. Свидетельство о государственной регистрации
юридического лица от 05 октября 2006 года за основным регистрационным номером
5067847412420 выдано МИФНС № 15 по г.Санкт-Петербургу (серия 78 № 005794728)
Место нахождения: 195009, г.Санкт-Петербург, ул.
Арсенальная, д.78
Юридический адрес:195009, г.Санкт-Петербург, ул.
Арсенальная, д.78
Форма собственности ООО «ВИВАТ»-частная.
Количество учредителей ООО «ВИВАТ» - 1. Полное
наименование учредителя Кулсдон Трейд & Инвест Лимитед. Уставный капитал
общества составляет 10000000 (Десять миллионов) рублей.
Фирма арендует помещения под офис и склад по
адресу: 195009, г.Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д.78 на основании договоров
субаренды. Арендодателем выступает ООО «Фрукон «Управляющая Компания».
Основным видом деятельности ООО «ВИВАТ» является
оптовая торговля алкогольными и другими напитками - его доля в выручке фирмы за
2007 год составила 100%.
ООО «ВИВАТ» функционирует на основании Устава.
Деятельность ООО «ВИВАТ» является лицензируемой,
лицензия была получена 29.03.2007 года, поэтому торговля слабоалкогольными
напитками началась только с июня 2007 года.
Основными поставщиками товара являются
производители напитков:
· ООО «Юнайтед Боттлинг Групп»,
· ЗАО «ОСТ-Аква»,
· ООО «Мегапак»,
· ООО «Торнадо».
ООО «ВИВАТ» поставляет товар таким известным
торговым фирмам, как:
· ЗАО «Агроторг» (Пятерочка)
· ЗАО ТД «Перекресток» (Карусель)
· ЗАО ТД «Перекресток» (Перекресток)
· ООО «Любавушка» (Полушка)
Поставки осуществляются по всему
Северо-Западному региону:
г.Псков (дистрибъютер продукции ООО "Торговый
дом "Карат")
г.Вологда (дистрибъютер продукции ЗАО «Корсар
Плюс»),
г.В.Новгород(дистрибъютер продукции ООО
«Грейп»),
г.Архангельск (дистрибъютер продукции ООО
«Долина»),
г.Калининград (дистрибъютер продукции ООО
«Балтоптима»),
г.Петрозаводск, г. Мурманск (дистрибъютер
продукции ООО «Союз»),
г.Череповец (дистрибъютер продукции ООО
«Пищеторг»)
Собственного транспорта ООО «ВИВАТ» не имеет,
поэтому перевозки осуществляют транспортные компании, с которыми заключены
договоры на оказание транспортных услуг.
Структура ООО «ВИВАТ» представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Подразделение
|
Функциональные
обязанности
|
Администрация
|
Генеральный
директор- контроль за деятельностью фирмы, и всех сотрудников фирмы. Юрист-
обеспечение сотрудников информацией в области юриспруденции, общение с
организациями-неплательщиками в арбитражном суде.
|
Отдел
бухгалтерского учета
|
Обеспечение
достоверного ведения бухгалтерского учета на основании приказа об Учетной
политики ООО «ВИВАТ» и действующего законодательства.
|
Группа
оформления первичных документов
|
Оформление
первичных документов на основании заказов покупателей.
|
Отдел
клиентского сервиса
|
Сбор
заказов покупателей, посредством торговых представителей .
|
Отдел
по работе с регионами Северо-Запада
|
Работа
с компаниями покупателями продукции в регионах Северо-Запада, посредством
региональных представителей в каждом регионе.
|
Отдел
по работе с сетевыми клиентами
|
Работа
с сетевыми покупателями продукции в Санкт-Петербурге.
|
Отдел
продаж Ленинградской области
|
Работа
с компаниями покупателями продукции в Ленинградской области, посредством
торговых представителей отдела продаж Ленинградской области.
|
Отдел
прямых продаж
|
Отдел
прямых продаж- работа с компаниями покупателями продукции в Санкт-Петербурге,
посредством торговых представителей отдела прямых продаж.
|
Отдел
маркетинга
|
Разработка
и создание внутрикорпоративных продуктов: точность построения прогнозов и
планов выставочной деятельности, рекламных акций и кампаний, программ
продвижения, ценообразования, качества исследований, разработки новых
продуктов, торговых марок.
|
Отдел
персонала
|
Контроль
за кадрами, прием на работу, увольнение.
|
Отдел
логистики
|
Организация
и руководство логистическими процессами компании.
|
Склад
|
Обеспечивает
хранение товара, погрузку, разгрузку товара, контроль за обеспечением
предприятия таким количеством товара, которое позволяет сделать бесперебойным
технологический процесс торговли.
|
Рис. 2.1. Организационная структура организации
В связи с тем, что видом деятельности ООО
«Виват» является оптовая торговля алкогольными и слабоалкогольными напитками и
других видов деятельности организация не ведет, себестоимость готовой продукции
формируется на счете 44 в разрезе экономических элементов и включает в себя:
затраты на закупку продукции
затраты на хранение продукции
Для целей налогового учета прямые расходы
включают в себя:
заработная плата
налоги с ФОТ и налоги включаемые в
себестоимость
транспортные расходы
коммунальные услуги, услуги связи
командировочные расходы
косвенные расходы:
0,2 страхование травматизма
прочие общехозяйственные расходы
информационное обслуживание
.2 Отчетность ООО «ВИВАТ» за анализируемый
период.
Далее приведена отчетность ООО «ВИВАТ» за
2009-2010 годы.
Бухгалтерский баланс Форма № 1, представлен в
таблице № 3
Таблица 3
Наименование/период
|
2009
год
|
2010
год
|
Абсолютное
отклонение тыс руб
|
Относительное
отклонение %
|
Внеоборотные
активы
|
|
|
|
|
Нематериальные
активы
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
Основные
средства
|
2588
|
4514
|
1926
|
174%
|
Незавершенное
строительство
|
798
|
0
|
-798
|
0%
|
Доходные
вложения в материальные ценности
|
0
|
|
0
|
0%
|
Долгосрочные
финансовые вложения
|
0
|
|
0
|
0%
|
Отложенные
налоговые активы
|
721
|
31
|
-690
|
4%
|
Прочие
внеоборотные активы
|
0
|
|
0
|
0%
|
ИТОГО
по разделу I
|
4107
|
4545
|
438
|
111%
|
Оборотные
активы
|
|
|
|
0%
|
Запасы,
в том числе
|
25404
|
14052
|
-11352
|
55%
|
сырье,
материалы и другие аналогичные ценности
|
973
|
588
|
-385
|
60%
|
животные
на выращивании и откорме
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
затраты
в незавершенном производстве
|
345
|
120
|
-225
|
35%
|
готовая
продукция и товары для перепродажи
|
23557
|
12605
|
-10952
|
54%
|
товары
отгруженные
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
расходы
будущих периодов
|
529
|
739
|
210
|
140%
|
прочие
запасы и затраты
|
0
|
0
|
0%
|
Налог
на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
|
143
|
0
|
-143
|
0%
|
Дебиторская
задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после
отчетной даты)
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
Дебиторская
задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после
отчетной даты)
|
117957
|
143699
|
25742
|
122%
|
в
том числе покупатели и заказчики
|
110219
|
129997
|
19778
|
118%
|
Краткосрочные
финансовые вложения
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
Денежные
средства
|
7194
|
11037
|
3843
|
153%
|
Прочие
оборотные активы
|
0
|
15
|
0
|
0%
|
Итого
по разделу II
|
150698
|
168804
|
18090
|
112%
|
Баланс
|
154805
|
173349
|
18528
|
112%
|
Капитал
и резервы
|
|
|
0
|
0%
|
Уставный
капитал
|
10000
|
10000
|
0
|
100%
|
Собственные
акции, выкупленные у акционеров
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
Добавочный
капитал
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
Резервный
капитал
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
резервы,
образованные в соответствии с законодательством
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
резервы,
образованные в соответствии с учредительными документами
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток)
|
1707
|
17347
|
15640
|
1016%
|
ИТОГО
по разделу III
|
11707
|
27347
|
15640
|
234%
|
Долгосрочные
обязательства
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
Займы
и кредиты
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
Отложенные
налоговые обязательства
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
Прочие
долгосрочные обязательства
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
Краткосрочные
обязательства
|
|
|
|
|
Займы
и кредиты
|
|
|
|
|
Кредиторская
задолженность, в том числе
|
143098
|
146001
|
2903
|
102%
|
поставщики
и подрядчики
|
131201
|
129839
|
-1362
|
99%
|
задолженность
перед персоналом организации
|
834
|
-6
|
-840
|
-1%
|
задолженность
перед государственными внебюджетными фондами
|
706
|
0
|
-706
|
0%
|
задолженность
по налогам и сборам
|
10276
|
15609
|
5333
|
152%
|
прочие
кредиторы
|
82
|
560
|
478
|
683%
|
Задолженность
перед участниками (учредителями) по выплате доходов
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
Доходы
будущих периодов
|
0
|
1
|
1
|
0%
|
Резервы
предстоящих расходов
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
Прочие
краткосрочные обязательства
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
ИТОГО
по разделу V
|
143099
|
146002
|
2903
|
102%
|
Баланс
|
154806
|
173349
|
18543
|
112%
|
Отчет о прибылях и убытках Форма № 2,
представлен в таблице № 4
Таблица 4
Наименование/Период
|
2009
год
|
2010
год
|
Абсолютное
отклонение тыс руб
|
Относительное
отклонение %
|
Доходы
и расходы по обычным видам деятельности
|
|
|
|
|
Выручка
(нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС,
акцизов и аналогичных обязательных платежей)
|
952119
|
1058397
|
106278
|
111%
|
Себестоимость
реализации товаров, продукции, работ, услуг
|
-736840
|
-819723
|
-82883
|
111%
|
Валовая
прибыль
|
215279
|
238674
|
23395
|
111%
|
Коммерческие
расходы
|
-192435
|
-166854
|
25581
|
87%
|
Прибыль
(убыток) от продаж
|
22844
|
71820
|
48976
|
314%
|
Прочие
доходы и расходы
|
|
|
0
|
0%
|
Проценты
к получению
|
0
|
2
|
2
|
0%
|
Проценты
к уплате
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
Доходы
от участия в других организациях
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
Прочие
доходы.
|
2609
|
906
|
-1703
|
35%
|
Прочие
расходы.
|
-30296
|
-51462
|
-21166
|
170%
|
Прибыль
(убыток) до налогообложения
|
-4834
|
21266
|
26100
|
-440%
|
Отложенные
налоговые активы
|
865
|
690
|
-175
|
80%
|
Отложенные
налоговые обязательства
|
0
|
0
|
0
|
0%
|
Текущий
налог на прибыль
|
1449
|
4076
|
2627
|
281%
|
Чистая
прибыль (убыток) отчетного периода
|
-5427
|
15640
|
21067
|
-288%
|
Постоянные
налоговые обязательства
|
1746
|
513
|
-1233
|
29%
|
Таблица 5. Отчет об изменения капитала Форма №
3, представлен в таблице № 5
Наименование
|
Уставный
капитал тыс руб
|
Добавочный
капитал тыс руб
|
Резервный
капитал тыс руб
|
Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток) тыс руб
|
Итого
тыс руб
|
2009
год предыдущий
|
|
|
|
|
|
Остаток
на 31 декабря года, предшествующего предыдущему году
|
10000
|
0
|
0
|
7279
|
17279
|
Остаток
на 01 января предыдущего года
|
10000
|
0
|
0
|
7279
|
17279
|
Чистая
прибыль
|
0
|
0
|
0
|
-5427
|
-5427
|
Остаток
на 31 декабря предыдущего года
|
10000
|
0
|
0
|
1852
|
11852
|
2010
год отчетный
|
|
|
|
|
|
Остаток
на 01 января отчетного года
|
10000
|
0
|
0
|
1707
|
11707
|
Чистая
прибыль
|
х
|
х
|
х
|
15640
|
15640
|
|
Остаток
на начало отчетного года
|
Остаток
на конец отчетного года
|
Чистые
активы
|
11708
|
27348
|
Таблица № 6. Отчет об изменении денежных средств
Форма № 4, представлен в таблице № 5
Наименование/Период
|
2009
год
|
2010
год
|
Абсолютное
отклонение тыс руб
|
Относительное
отклонение %
|
Остаток
денежных средств на начало отчетного года
|
4047
|
7194
|
177,76%
|
Движение
денежных средств по текущей деятельности
|
|
|
0
|
0,00%
|
Средства
полученные от покупателей
|
1105021
|
1212445
|
107424
|
109,72%
|
Прочие
доходы
|
171
|
1425
|
1254
|
833,33%
|
Денежные
средства направленные:
|
1102045
|
1210149
|
108104
|
109,81%
|
на
оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов
|
-997171
|
-1080763
|
-83592
|
108,38%
|
на
оплату труда
|
-56925
|
-63097
|
-6172
|
110,84%
|
на
расчеты по налогам и сборам
|
-33658
|
-51106
|
-17448
|
151,84%
|
на
прочие расходы
|
-14291
|
-15183
|
-892
|
106,24%
|
Чистые
денежные средства от текущей деятельности
|
3147
|
3721
|
574
|
118,24%
|
Движение
денежных средств по инвестиционной деятельности
|
|
|
0
|
0,00%
|
Выручка
от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов
|
0
|
120
|
120
|
0,00%
|
Полученные
проценты
|
0
|
1
|
1
|
0,00%
|
Поступления
от погашения займов, предоставленных другим организациям
|
|
50
|
50
|
0,00%
|
Займы,предоставленные
другим организациям
|
|
-50
|
-50
|
0,00%
|
Погашение
займов и кредитов (без процентов)
|
642
|
0
|
-642
|
0,00%
|
Чистые
денежные средства от инвестиционной деятельности
|
0
|
121
|
121
|
0,00%
|
Движение
денежных средств по финансовой деятельности
|
|
|
0
|
0,00%
|
Чистое
увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов
|
3147
|
3842
|
695
|
122,08%
|
Остаток
денежных средств на конец отчетного года
|
7194
|
11036
|
3842
|
153,41%
|
Комплексная оценка финансового состояния
предприятия.
Далее будет произведена объективная комплексная
оценка финансового состояния ООО «ВИВАТ» на основе расчета различных
показателей.
Основные задачи, оценки, состоят в следующем:
1. Определение состава и структуры
стоимости имущества и источников его формирования
2. Характеристика финансовой устойчивости
предприятия
. Определение типа финансовой
устойчивости
. Определение текущей платежеспособности
предприятия
. Оценка деловой активности предприятия
. Расчет показателей оборачиваемости и
рентабельности.
Методы решения основных задач:
- Для определения состава и структуры
имущества используются методы горизонтального и вертикального анализа;
- Для характеристики финансовой устойчивости
предприятия рассчитываются коэффициенты автономии и соотношения заемного и
собственного капиталов;
- Для определения типа финансовой
устойчивости рассчитывается сумма собственного оборотного капитала и
трехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости S
(…);
Для определения текущей
платежеспособности рассчитываются коэффициенты абсолютной, критической и
текущей ликвидности предприятия;
Для определения влияния различных
факторов на изменение прибыли проводится факторный анализ прибыли от продажи
продукции.
Таблица № 7. Анализ состава и структуры
имущества предприятия