Технопарки: понятие, классификация и перспективы развития в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,10 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технопарки: понятие, классификация и перспективы развития в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО»Белорусский государственный экономический университет»

Кафедра экономики промышленных предприятий





КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема

Технопарки: понятие, классификация и перспективы развития в Республике Беларусь









МИНСК 2011

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.     Характеристика инновационной инфраструктуры

1.1     Понятие инновационной инфраструктуры

1.2     Понятие и сущность технопарков

1.2.1 Понятие технопарк

1.2.2. Причины создания технопарков

1.2.3 Деятельность технопарков

1.3     Классификация технопарков

2      Функционирование технопарков в РБ

2.1     История появления технопарков

2.2     Технопарки РБ

2.2.1  Национальный инфопарк

.2.2    Парк высоких технологий

.2.3    Технологический парк «Метолит»

.2.4    Технологический парк «Могилев»

3      Перспективы развития технопарков в РБ

3.1     Существующие проблемы в деятельности технопарков Республики Беларусь и пути их решения

3.2     Резервы повышения эффективности белорусских технопарков и увеличения их роли в антикризисном регулировании национальной экономики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

технопарк инновационная инфраструктура

Введение


В настоящее время стало очевидно, что уровень развития и динамизм инновационной сферы развитых стран определяют границы между бедными и богатыми, создают основу устойчивого экономического роста. Технологический процесс не только изменил масштабы и структуру производства индустриально развитых стран, но и оказал заметное влияние на качество жизни, взаимоотношения людей друг с другом и с окружающим миром.

В современных условиях научно-технологическое развитие становится главным средством достижения экономического лидерства, важным инструментом в конкурентной борьбе, приносит значительный коммерческий успех. По данным независимой комиссии ООН Беларусь обладает научными разработками, коммерческая стоимость которых оценивается миллиардами долларов. Но проблема заключается не только в потере возможного коммерческого успеха, но, что еще более важно, в низком технологическом уровне национальной экономики или отсутствии системы эффективного использования интеллектуального ресурса и современного механизма продвижения наукоемкой продукции на мировой рынок.

На сегодняшний день в Беларуси регулирование научно-технологического развития осуществляется в двух направлениях:

Первое - совершенствование традиционных методов регулирования: формирование научно-технической политики, разработка и реализация научно-технических программ, повышение мотивации научно-технической деятельности и т. п.

Второе - использование новых подходов и методов регулирования научно-технологического развития, включающих таргетирование наукоемких отраслей, создание условий для трансферта высоких технологий и коммерциализации научно-технических разработок, формирование инновационной инфраструктуры, которая обеспечивает эффективную связь науки с производством, результат - выпуск инновационной продукции.

В настоящее время в Республике Беларусь имеются следующие элементы инновационной инфраструктуры: малые и средние научно-инновационные предприятия, технологические парки, инкубаторы и центры поддержки предпринимательства в системе Министерства предпринимательства Беларуси. Именно такие образования, по мнению зарубежных специалистов, являются «точками роста» современного технологического прогресса. На мой взгляд, рассмотрение и изучение технопарков в Республике Беларусь актуально и важно, т. к. в технопарк приходит новатор, бизнесмен с любой идеей, и с этого события начинается процесс ее материализации.

Целью данной работы является определение роли технопарков в современной экономике. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

. изучить сущность технопарков,

. проанализировать деятельность технопарков в современной экономике,

. выявить проблемы в деятельности, а также разработать предложения по повышению эффективности технопарков и их развития.

Данная работа актуальна, так как в настоящее время во всем мире приоритетными становятся отрасли, связанные с высокими технологиями, внедрение которых позволяет странам резко увеличить социально-экономический потенциал, а современные инновационные структуры (технопарки) играют одну из главных ролей в данных процессах.

1.  
Характеристика инновационной инфраструктуры


1.1 Понятие инновационной инфраструктуры


Опыт зарубежных стран показывает, что доля высокотехнологической продукции, поставляемой на мировые рынки, находится в прямой зависимости от развитости национальной инновационной инфраструктуры.

Инновационная инфраструктура - это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка. Инновационная инфраструктура является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики. Основу инфраструктуры национальной инновационной системы составляют центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки и территории высоких технологий, фонды поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, фонды стартового и венчурного финансирования, центры подготовки специализированных кадров (персонала) и по информационному обеспечению инновационной деятельности и др [2].

Инновационная инфраструктура предполагает, в первую очередь, наличие в ней специфических рыночно-ориентированных субъектов хозяйствования, таких как технопарки, технополисы, инновационно-технологические центры, а также малые инновационные и венчурные предприятия.

В зависимости от ориентации технопарки, технополисы, инновационные центры и т. п. являются институциональными субъектами, главное назначение которых состоит в реализации инновационной деятельности, коммерциализации результатов НИОКР и их ускоренном продвижении в сферу материального производства, а также в создании благоприятных условий для инновационного развития экономики страны.

Инновационную инфраструктуру можно разложить на 4 составляющие:

. Правовая инфраструктура:

комплекс законов об охране объектов интеллектуальной деятельности и защите прав;

правовые акты, стимулирующие НИОКР в интересах промышленности и регулирующие процессы передачи результатов исследований в сферы их использования;

комплекс законодательных актов, определяющих условия создания и деятельности институтов поддержки предпринимательского бизнеса;

правовое обеспечение деятельности малого и среднего бизнеса.

. Информационная инфраструктура: - справочная, патентная, конъюнктурная, аналитическая, техническая и рекламная информация.

Основные информационные потребности - при решение вопросов, связанных с патентованием новшеств и проведением маркетинговых исследований.

. Специализированные инновационные центры: - бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, центры поддержки предпринимательства и др.

. Финансовые институты: - банки, инвестиционные институты, индивидуальные инвесторы, венчурные фонды, бюджет и др.

Рассмотрим подробнее элементы инновационной инфраструктуры. [1. стр 116]












Центры поддержки предпринимательства (ЦПП) в Республике Беларусь создаются как юридическое лицо на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства. Нормативно-правовая база для деятельности ЦПП оговорены положением, утвержденным Советом Министров от 25.08.97. г. № 1111, разработанного на основе Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республики Беларусь» от 16.10.96. г. № 685-XIII. К настоящему времени Министерством экономики при содействии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов зарегистрировано 40 ЦПП, которые осуществляют сервисное обслуживание субъектов малого предпринимательства. Только в г. Минске работает 12 ЦПП.

Поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь обеспечивается принятием и реализацией ежегодной Программы государственной поддержки малого предпринимательства и функционированием развернутой по всей стране инфраструктуре поддержки малого предпринимательства.

В инфраструктуру входят областные и районные Центры поддержки предпринимательства, а также инкубаторы малого предпринимательства. Следует отметить, что с целью стимулирования деятельности для ЦПП помещения и офисное оборудование могут выделяться в безвозмездное пользование или на льготных условиях по арендной плате и коммунальным платежам, а также ЦПП пользуются правом первоочередного получения высвобождаемых производственных и иных площадей, земельных участков, льготных кредитов. За поддержкой к ЦПП в год обращается в среднем 10-50 МП. ЦПП в основном осуществляют информационные, консультационные, методические услуги, занимаются переподготовкой кадров, также проводят маркетинговые исследования. Однако ЦПП практически не оказывают такие услуги, как обеспечение МП квалифицированными кадрами и оказание финансовой поддержки. Зачастую это происходит не потому, что центр плохо наладил свою деятельность, а вследствие влияния «внешних» факторов, которые не дают возможность функционировать организации в соответствии с ее целями и задачами. Негативное влияние на развитие инновационной инфраструктуры оказывают некоторые направления государственной политики. В первую очередь к таким направлениям экономической политики было отнесено налоговое, денежно-кредитное, таможенное и бюджетно-финансовое.

В настоящее время в республике принят ряд законодательных и нормативных актов, касающихся сферы малого инновационного предпринимательства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 244 предусмотрено существенное снижение налогов на прибыль и добавленную стоимость, таможенных пошлин и др. в случае производств и предприятий, основанных на новых и высоких технологиях.

Инкубатором малого предпринимательства (ИМП) является организация, которая создается на основе любых форм собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности. Основной задачей инкубатора является формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством создания организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность.

Инновационный центр, (ИЦ) представляет собой специализированный инкубатор малого предпринимательства, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность разрабатывать и использовать новые технологии и другие новшества, которые позволили бы им в будущем развивать собственное производство. Правовые и экономические основы организации и функционирования инкубаторов в Республике Беларусь определяет Положение «Об инкубаторах малого предпринимательства», утвержденное Советом Министров Республике Беларусь от 04.06.1997 №640. Инкубаторы очень важны для нашей страны, потому что они покрывают раннюю, наиболее рисковую стадию разработки высокотехнологичного продукта, которая у нас является одним из наименее развитых этапов инновационного процесса.

Практически все ИЦ осуществляют информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства, занимаются поиском партнеров, инвесторов и кредиторов, оказывают содействие внедрению современных технологий, проводят маркетинговые исследования, оказывают консалтинговые услуги. Но ни один ИЦ не осуществляет финансовую поддержку, которая крайне необходима для инновационных предприятий.

Под технопарком понимается субъект инновационной инфраструктуры, способствующий развитию предпринимательства в научно-технической сфере путем создания благоприятных условий, включающих материально-техническую и информационную базу.

Технопарк обеспечивает условия для осуществления инновационного процесса - от поиска (разработки) новшества до выпуска образца товарного продукта и его реализации.

Предметом деятельности технопарка являются комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и доведение их до потребителя на коммерческой основе.

Положение «О научно-технологическом парке» от 31.07.97 г. № 998 устанавливает порядок создания и ликвидации технопарков, определяет основные направления их деятельности. Критерии и процедуры отнесения субъектов хозяйствования, действующих на территории Республики Беларусь, к технопаркам определяет «Порядок отнесения субъектов хозяйствования к научно-технологическим паркам», утвержден приказом ГКНТ от 27.11.97 г. № 95.

В Беларуси функции действующих технопарков, в основном, сведены к поддержке малых предприятий, уже наладивших выпуск своей продукции. В этом их отличие от зарубежных аналогов. В итоге результаты деятельности отечественных технопарков значительно скромнее, чем можно было бы ожидать от такого рода структур.

Под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности (ст.1 Закона РБ «О свободных экономических зонах»).

Правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь" и Законом Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 213-3 "О свободных экономических зонах" с последующими изменениями и дополнениями.

Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим Положением о СЭЗ. В основном это привлечение и эффективное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей.

Центр трансфера технологий - организация, содействующая реализации инноваций (ст.7 Законопроекта РБ «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в РБ»). ЦТТ создаются в кооперации с научными организациями республики для организации потока новых технологий от научных центров республики в производство.

1.2 Понятие и сущность технопарков

1.2.1 Понятие технопарк

На самом деле, в мире до сих пор не существует единого понимания, что такое технопарк. Представления о нем очень сильно разнятся.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Положение о научно-технологическом парке» [1.6], под технопарком понимается «субъект инновационной инфраструктуры, способствующий развитию предпринимательства в научно-технической сфере путем создания благоприятных условий, включающих материально-техническую и информационную базу». Технопарк обеспечивает условия для осуществления инновационного процесса - от поиска (разработки) новшества до выпуска образца товарного продукта и его реализации (рисунок 2).

Рис. 2. Направления деятельности технопарков в Республике Беларусь

Технопарк объединяет как начинающие компании, так и фирмы с налаженным производством и стабильной рыночной «нишей». Функционирование технопарка основывается на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения нововведений в сферу материального производства.

Из вышесказанного следует, что технопарки создаются не столько для привлечения наукоемких предприятий, сколько для их создания и развития; при этом направления деятельности технопарков не ограничиваются высокотехнологичными отраслями. [7] Но основная цель технопарков - создание благоприятных условий для развития научно-технических фирм-участников (резидентов) парков. Если переводить ее на язык институциональной экономики, то эта цель состоит в максимальном снижении трансакционных издержек за счет высокой концентрации квалифицированных кадров. Концентрация специалистов на ограниченном пространстве также способствует обмену идеями и опытом, что сообщает импульс развитию индустрии на очередном уровне. [8, c.170-171] Концентрация высоко-квалифицированных кадров достигается в основном благодаря размещению на одной площадке не только научно-технических фирм, но и структур поддержки, в том числе консультационных центров, технологических брокеров и т. п. Таким образом, обеспечиваются динамичное и эффективное разделение ресурсов, простота и относительная дешевизна трансакций (в том числе осуществляемых на неформальном уровне и не фиксируемых в отчетности). [9, c.16]

1.2.2  Причины создания технопарков

Существует достаточно распространенная и неверная, на мой взгляд, точка зрения, что создание инновационных центров присуще только развитым странам ("от богатства"), в то время как исследования позволяют сделать очень важный вывод о том, что названные выше центры помогают стабилизировать экономическую ситуацию. Даже в развитых экономических системах они в ряде случаев создаются в период экономического спада, структурной перестройки, сокращения рабочих мест, уменьшения объема бюджетных ассигнований на научное развитие, значительного накопления научно-технического потенциала при отсутствии механизма доведения имеющихся идей до конкретного потребителя и достижения коммерческого успеха.

Анализ показал, что технопарки в ряде случаев возникли как условие выхода из кризисной ситуации (табл. 1). Эти положения имеют первостепенное значение и для Беларуси.

Таблица 1 - Причины создания технопарков в мировой практике

Наименование парка

Причины его создания

Исследовательский парк Эванстон при Северо-Западном штате Иллинойс (США)

- снижение конкурентоспособности продукции, производимой в штате; - тревога общественности по поводу "утечки мозгов", выезд высококвалифицированных специалистов и ученых в другие штаты; - снижение объемов инновационной деятельности и производства, которое привело к сокращению рабочих мест в штате; - сокращение налоговых отчислений городу и штату, что привело к ограничению возможности по поддержке и стимулированию науки и образования.

Исследовательский центр университета, г.Остин, штат Техас (США)

- необходимость преодоления экономикой штата трудностей, связанных с проведением структурной перестройки; - сокращение федеральных средств, выделяемых на проведение исследований, а также возможности штатов в финансовой поддержке вузов (бюджетные ассигнования сократились на 1/3).

Технологический парк, г.Дортмунд; Инновационный технологический центр, г.Саарбрюкен; Технологический центр, г.Шверт, Технологический центр, г. Аахен, Технологический центр, г.Генновер, Технологический центр, г.Мюнхен (Германия)

- стремление выйти из зависимости от сталелитейного производства к экономическому разнообразию (Дортмунд, Шверте, Саарбрюкен), снизить зависимость от одной или двух отраслей тяжелой промышленности; - выход из экономической депрессии.

Источник: Нехорошева Л.Н. Проблемы формирования инновационной инфраструктуры// Международная научно-практическая конференция «Инновационные центры Беларуси: общие подходы, текущая ситуация и перспективы развития», 5-6 июня 1995г., г. Могилёв / Могилёв, 1995. - 267с.

Следовательно, технопарки могут выступать формой децентрализации принятия решений в области научно-технической политики, активизируют рисковую деятельность "снизу", оказывая поддержку развитию малых наукоемких фирм и венчурному предпринимательству. Технопарки позволяют повысить квалификацию занятых в сфере производства наукоемкой продукции и высоких технологий, а также оценить соответствие уровня производства на прорывных направлениях уровню квалификации занятых в экономике данного региона.

Создавая малые предприятия, технопарки помогают решать проблему занятости и социальной стабильности. Очевидно, что малые и средние предприятия создают рабочие места, в то время как на крупных предприятиях они ликвидируются. [10, c.207-209]

Что касается Беларуси, то причины создания технопарков не намного отличаются от общемировых. Беларусь не обладает существенными запасами полезных ископаемых, поэтому основными источниками конкурентных преимуществ национальной экономики в долгосрочном периоде могут быть только высококвалифицированные трудовые ресурсы, высокий научно-технический потенциал, эффективные система подготовки специалистов и механизм создания новых знаний. Важно учитывать, что культурные различия Беларуси и стран СНГ, в первую очередь России, минимальны, поэтому существует риск оттока туда квалифицированных специалистов, который не менее высок, чем в западные страны. Для предотвращения «утечки мозгов» и создаются различные инновационные центры в Беларуси. [11, c.45] Не менее важной причиной создания технопарков является отсутствие конкурентной, импортозамещающей продукции как научно-технического, так и производственного назначения. [12]

 

.2.3 Деятельность технопарков

Говоря о направлениях деятельности технопарков, необходимо разграничивать деятельность непосредственно технопарка и деятельность его резидентов.

Основное направление деятельности технопарка - оказание систематической поддержки резидентам технопарка, в том числе путем:

-   содействия в создании производств с новыми технологиями либо высокотехнологичных производств, основанных на высоких технологиях и выпускающих законченную высокотехнологичную продукцию для реализации ее на рынке;

-       содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности в целях продвижения на внешний рынок продукции, произведенной с использованием новых или высоких технологий;

-       предоставления на договорной основе в соответствии с законодательством движимого и недвижимого имущества, в том числе помещений различного функционального назначения;

-       обеспечения освещения в средствах массовой информации деятельности технопарка и его резидентов;

-       оказания иных услуг (выполнения иных работ), связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью технопарка. [13]

Кроме того, технопарки могут заниматься и трансфертом (передачей) технологий, используя следующие приёмы:

-   помощь в бизнесе. Коммерческие компании, предоставляющие услуги по определенным вопросам, связанным с технологиями можно рассматривать как специализированные организации, работающие в научно-техническом секторе. Чтобы правильно ориентироваться среди таких компаний многие технопарки имеют развитую базу данных, а консультанты технопарков в свою очередь имеют собственную область специализации;

-       распространение технологий. Означает передачу определенных знаний из исследовательских институтов группе малых и средних предприятий, имеющих общие потребности в технологиях (проекты, рассчитанные на многих пользователей);

-       поиск технологий. Заключается в исследовании национального и международного рынка с целью приобретения перспективных технологий и коммерческих возможностей, которые могут быть использованы компаниями данного региона. Эта задача часто выполняется независимо от конкретных запросов промышленности. [14]

Многие технопарки предоставляют малым и средним предприятиям услуги, направленные на защиту их изобретений и право интеллектуальной собственности, связанной с патентованием и получением лицензии. Эта функция часто реализуется на национальном уровне, где можно эффективно использовать имеющиеся базы данных. [15]

Что касается резидентов технопарка, то ими могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели, заключившие с технопарком на срок не менее одного года договор об аренде (субаренде) или о безвозмездном пользовании зданиями, сооружениями и помещениями, принадлежащими технопарку на праве собственности либо переданных ему на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или в аренду. Технопарк ведет учёт резидентов технопарка и осуществляет контроль за их деятельностью. [13]

1.3 Классификация технопарков


Технопарки - формы интеграции науки с промышленностью - относятся к разряду территориальных научно-промышленных комплексов.

В развитии технопарков четко прослеживаются два этапа: 60-е годы, когда возникло большинство “научных парков” на их “родине” - в США - и появились зачаточные их формы в западноевропейских странах - Великобритании, Франции, ФРГ. В 80-е годы, с начала которых стало формироваться “второе поколение” технопарков в США и Западной Европе, появились технопарки и в странах, где их раньше не было (Японии и других странах Дальнего Востока), многообразие “парков” пополнилось новыми их разновидностями.

Технопарки можно условно свести к трем моделям - американской (США, Великобритания), японской (Япония) и смешанной (Франция, ФРГ).

Американская модель

В США и Великобритании в настоящее время выделяются три типа “научных парков”:

а) “научные парки” в узком смысле слова;

б) “исследовательские парки”, отличающиеся от первых тем, что в их рамках новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа;

в) “инкубаторы”(в США) и инновационные центры (в Великобритании и Западной Европе), в рамках которых университеты “дают приют” вновь возникающим компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную плату землю, помещения, доступ к лабораторному оборудованию и услугам.

Крупнейший из “научных парков” США - Стэнфордский. Он расположен на землях университета, сдаваемых в аренду сроком на 51 год “высокотехнологичным” компаниям, взаимодействующим с университетом: в последнем преподает много инженеров-исследователей. Парк был объявлен заполненным в 1981 году - 80 компаний и 26 тысяч занятых. Среди компаний - три главных учреждения геологической службы США, гиганты электроники (IBM, Hewlett Packard), аэрокосмические компании (“Локхид”), химические и биотехнологические.

Типичный пример “исследовательского парка”, в котором на землях университета находятся не предприятия и лаборатории собственно промышленных компаний, а исследовательские институты некоммерческого характера, тесно связанные с промышленностью, - Центр Иллинойского Технологического Института (ИТИ), частный исследовательский центр США с бюджетом около 68 млн. долларов в год.

“Идеальный” тип исследовательского парка представляет собой старейший “научный парк” Шотландии - Хериот-Уоттский: это единственный “научный парк” в Европе, в котором разрешено только проведение научно-исследовательских работ и запрещено массовое производство.

С начала 80-х годов в западноевропейских странах получила распространение новая для этих стран разновидность технопарков, ориентированная на нужды мелких “высокотехнологичных” предприятий, - инновационные центры, сходные с американскими “инкубаторами”. Их задача - соединять идеи и изобретения с капиталом и предпринимателями, привлекать общественные и частные фонды, чтобы обеспечить “стартовый период” новым внедренческим компаниям.

Функции инновационных центров охватывают различные стадии инновационного процесса, в особенности стимулирование перехода от экспериментального производства к коммерческому освоению новой продукции. Для этого не всегда требуется создание новых компаний. Часто инновационные центры оказывают исследователям-предпринимателям помощь в продаже лицензии на новый продукт уже действующим производителям.

Ряд инновационных центров находятся в ведении местных властей, а более крупные входят в Европейскую сеть с базой в Брюсселе. Она объединяет около 40 инновационных центров. Связывая инновационные центры разных стран, Европейская сеть облегчает фирмам межстрановую торговлю технологиями.

Японская модель

Японская модель “научных парков”, в отличие от американской, предполагает строительство совершенно новых городов - так называемых “технополисов”, сосредотачивающих научные исследования в передовых и пионерных отраслях и наукоемкое промышленное производство. Проект “Технополис” - проект создания технополисов - был принят к реализации в 1982 году.

В качестве создания “технополисов” избрано 19 зон равномерно разбросанных по четырем островам. Все “технополисы” должны удовлетворять следующим критериям:

а) быть расположенным не далее, чем в 30 минутах езды от своих “городов-родителей” (с населением не менее 200 тысяч человек) и в пределах 1 дня езды от Токио, Нагои или Осаки;

б) занимать площадь меньшую или равную 500 квадратным милям;

в) иметь сбалансированный набор современных научно-промышленных комплексов, университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни районами, оснащенной культурной и рекреационной инфраструктурой;

г) быть расположенными в живописных районах и гармонировать с местными традициями и природными условиями.

В 35 милях к северо-востоку от Токио расположен “город мозгов” - Цукуба. В нем живет 11500 человек, работающих в 50 государственных исследовательских институтах и 2 университетах. В Цукубе находятся 30 из 98 ведущих государственных исследовательских лабораторий Японии, что делает этот городок одним из крупнейших научных центров мира. В отличие от “технополисов”, главная цель которых - коммерциализация результатов научных изысканий, предполагающая специализацию на прикладных исследовательских работах, Цукуба - город фундаментальных исследований, и роль частного сектора в ней невелика.

Строительство “технополисов” финансируется на региональном уровне - за счет местных налогов и взносов корпораций. “Ядром” ряда “технополисов” (Хиросимы, Убе, Кагосимы) является строительство “научных городков” типа Цукубы. Некоторые довольствуются расширением научных и инженерных факультетов местных университетов. Большинство “технополисов” создают центры “пограничной технологии” - инкубаторы совместных исследований и венчурного бизнеса.

Смешанная модель

Примером смешанной модели “научных парков”, ориентированной и на японскую, и на американскую, могут служить “научные парки Франции, в частности, крупнейший из них “София Антиполис” (расположен на Ривьере, на площади свыше 2000 га; к середине 80-х годов земля была продана компаниям и исследовательским организациям; максимальное предусмотренное число занятых - около 6 тысяч человек).

2.Функционирование технопарков в РБ


2.1       История появления технопарков


Начало технопаркам было положено в США в начале 50-х годов, когда был организован научный парк Стэнфордского университета (штат Калифорния). Университет нашел применение пустующему участку земли, который находился в его владении. Земля и помещения стали сдаваться в аренду автономным малым предприятиям и действующим компаниям, бурно развивающимся за счет военных заказов федерального правительства, для размещения ими своих подразделений, работающих в области высоких технологий. Арендующие фирмы имели тесные рабочие контакты с университетом. Потребовалось 30 лет, чтобы завершить строительство, формирование инфраструктуры и сдать в аренду всю свободную землю научного парка. Этот проект являлся долгосрочным, требующим терпения и преданности делу, и результаты - этот научный парк прославился феноменальными достижениями в развитии наукоемкого сектора промышленности. В технопарке начинали свою жизнь такие теперь известные фирмы как “Хьюлетт-Паккард”, “Поляроид”. Этот технопарк положил начало знаменитой Кремниевой долине.

Объективности ради следует отметить, что в СССР в 1956 был создан Новосибирский научный городок (Академгородок), до сих пор остающийся образцом научного поселения, который претворял в жизнь некоторые существенные принципы инновационных технологий 21 века, и, кстати, который после знакомства в 1971 году американских журналистов с его Золотой Долиной, повлиял на название “Кремниевая долина”.

Вначале количество технопарков в США росло медленно. Многие инициативы, предпринятые университетами и другими техническими вузами США вслед за Стэнфордом, остались лишь инициативами. Лишь немногие из них, например, “Исследовательский треугольник” (Северная Каролина) сумели реализовать свои цели (как минимум - влить свежую струю наукоемкого бизнеса в регионы, охваченные спадом и безработицей в традиционных отраслях промышленности).

Тем не менее вклад технопарков в экономику США был замечен и оценен по достоинству на уровне администрации штатов, которая стала всемерно содействовать их формированию.

В 80-е годы технопарки в США стали появляться один за другим. На сегодняшний день в США насчитывается более 160 технопарков (более 30% от общего числа технопарков в мире).

В Европе технопарки появились в начале 70-х годов. Одними из первых были Исследовательский парк Университета Хэриот-Уатт в Эдинбурге; научный парк Тринити колледж в Кембридже; Левен-ла-Нев в Бельгии; София-Антиполис в Ницце и Зона научных и технических нововведений и производства (ZIRST) в Гренобле. Они повторили раннюю модель технопарков США, особенность которой - наличие одного учредителя, а основной вид деятельности - сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм.

Такой подход разочаровал энтузиастов технопарков, поскольку дело шло медленно. Поэтому в технопарках все чаще стали строить так называемые “инкубаторы технологического бизнеса” - здания для размещения многих малых начинающих инновационных фирм. Инкубаторы предоставляли перспективным предпринимателям производственные помещения, обеспечивали набором услуг, связью с местным университетом или научным центром, а также с финансовыми кругами.

Следует отметить, что бурное развитие технопарков в США и в Европе началось лишь в 80-е годы нынешнего столетия.

Вехи истории технопаркового движения

·              Начало 70-х гг. - Франция, Бельгия

·              1983 г. - ФРГ

·              80-е гг. - Канада, Сингапур, Австралия, Бразилия, Индия, Малайзия, Китай, Япония

·              1990 - СССР (Россия)

·              1992 - Беларусь

·              2000 - Украина

2.2       Технопарки РБ


На данный момент в РБ функционируют следующие технопарки.

1. Национальный инфопарк: <http://www.infopark.by/>

. Парк высоких технологий: <http://www.park.by/>

. Технологический парк «Метолит»: <http://www.metolit.by/ru/>

. Технологический парк «Могилев»: <http://www.technopark.by/>

2.2.1 Национальный инфопарк

Научно-технологическая ассоциация "Инфопарк" [17] созданная в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 03 мая 2001 г. № 234 "О государственной поддержке разработки и экспорта информационных технологий".

Ассоциация «Инфопарк» создавалась как инструмент развития белорусской индустрии программирования и для формирования организационно-экономических условий, при которых ИТ-специалистам становилось бы привлекательнее и выгоднее работать в Беларуси, а не за ее пределами.

В соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь, основными задачами Ассоциации являются координация деятельности, а также представление и защита интересов входящих в нее компаний-членов (юридических лиц).

На ноябрь 2010 года членами Ассоциации "Инфопарк" являются 70 предприятий различной формы собственности, в т.ч. компании с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, основной вид деятельности которых - разработка и экспорт ИТ, включая программные средства (программное обеспечение). Ассоциация объединяет 38 малых (5-50 специалистов) и 24 средних (50-250 специалистов) предприятий, а также 8 крупных (от 250 до 1000 и более специалистов).

Всего на предприятиях и организациях, входящих в Ассоциацию, занято более 11 тысяч работающих, из них около 10 тысяч специалистов в области разработки информационных технологий. Согласно экспертным оценкам, "Инфопарк" объединяет более 70% всех разработчиков программного обеспечения Беларуси.

С появлением Ассоциации расширились возможности взаимодействия предприятий с государственными органами по вопросам формирования и реализации отраслевой государственной политики. В рамках развития государственно-частного партнёрства "Инфопарк" использует различные формы сотрудничества с комиссиями Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Минсвязи и информатизации, Минпромом, Минобразования, Минтруда и социальной защиты и другими государственными органами. Представители рабочих органов и компаний Ассоциации участвуют в работе совместных рабочих групп, координационных советов, подготовке законопроектов, программ развития ИТ-отрасли, а также конференций, семинаров, круглых столов и иных мероприятий.

В 2004-2006 гг. Ассоциация приняла участие в разработке и реализации государственного проекта "Парк высоких технологий" (ПВТ, www.park.by), призванного придать ускорение развитию национальной индустрии программирования и оказать поддержку ряду перспективных наукоёмких отраслей.

Резидентами ПВТ уже стали более 80 ИТ-компаний, в том числе 25 членов Ассоциации "Инфопарк". В результате сотрудничества Ассоциации «Инфопарк» и Администрации ПВТ реализован ряд совместных проектов, ориентированных на развитие ИТ-отрасли, в числе которых - совершенствование системы классификации должностей специалистов, занятых в сфере разработки, внедрения и сопровождения программного обеспечения.

2.2.2 Парк высоких технологий

В 2005 году Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Декрет №12 “О Парке высоких технологий”, созданном с целью формирования благоприятных условий для разработки в Республике Беларусь программного обеспечения, информационно-коммуникационных технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики. Парк высоких технологий наделен правом предоставления налоговых льгот на систематической основе. В отличие от большинства европейских и азиатских Парков, ПВТ Беларуси - виртуальный Парк. Это означает, что правовой режим ПВТ действует на всей территории Республики Беларусь. Вы можете зарегистрироваться в качестве резидента и использовать все преимущества ПВТ независимо от того, где размещается офис вашей белорусской компании: от областного центра до небольшого населенного пункта. Это позволяет в полной мере использовать образовательный, научно-исследовательский, профессиональный и инфраструктурный потенциал всей страны [18].

2.2.3 Технологический парк «Метолит»

Республиканское инновационное унитарное предприятие «Научно-технологический парк БНТУ создан с целью создания благоприятных условий (включая материально-техническую и информационную базу) для развития предпринимательства в научно-технической сфере

На сегодняшний день научно-технологический парк решает следующие задачи:

·              создание конкурентной, импортозамещающей продукции как научно-технического, так и производственного назначения;

·              создание эффективной системы, способствующей развитию научно-технического потенциала, продвижению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный сектор экономики;

·              создание и поддержка малых инновационных предприятий, а также привлечение их к процессу освоения и выпуска наукоемкой продукции;

·              анализ рынка, маркетинговые исследования и поддержка информационно-маркетинговой сети ВУЗов Республики Беларусь;

·              поддержка центров трансфера технологий при университетах Республики Беларусь;

·              продвижение научно-технических разработок путем организации и участия в выставках и кооперационных биржах;

·              организация дополнительных рабочих мест, в том числе для высококвалифицированных специалистов, научных работников, студентов, аспирантов.[19]

2.2.4 Технологический парк «Могилев»

ЗАО «Технологический парк Могилев» (ЗАО «ТПМ») в настоящее время выполняет ряд функций и одновременно является: инкубатором малого инновационного предпринимательства, бизнес инновационным центром, центром трансфера технологий, стимулируя различными способами продвижение в экономику региона отечественных и зарубежных идей, знаний, опыта, НИОКР, технологий, оборудования и инвестиций.[20]

3. Перспективы развития технопарков в РБ


3.1 Существующие проблемы в деятельности технопарков Республики Беларусь и пути их решения


На данном этапе, несмотря на достаточно большое число инновационных структур в Республике Беларусь, существует ряд проблем связанных с их реальной работоспособностью.

. Несовершенство законодательных основ деятельности технопарков.

Проведенный анализ действующей в Республике Беларусь базы законодательства, регулирующей деятельность субъектов инновационной инфраструктуры, свидетельствует, о её несовершенстве, фрагментарности и несформированности эффективной правовой системы, стимулирующей успешное становление и развитие инновационной инфраструктуры Республики Беларусь. [21] В частности, предприятия, входящие в состав технопарка не получают серьёзных льгот.

Цель создания технопарков, а именно интенсификация инновационной деятельности малых предприятий и общей политики инновационной направленности, в стране труднодостижима, т.к. у малых предприятий отсутствует стимул для вхождения в технопарк. Для того чтобы деятельность технопарка была эффективна, малые предприятия в его составе должны получать ощутимые преимущества для ведения инновационной деятельности. Однако внесение изменений и дополнений в акты законодательства, регулирующие порядок создания и условия функционирования субъектов инновационной инфраструктуры не обеспечит в полной мере данные преимущества, так как эти изменения должны касаться и других законодательных актов - налогового, таможенного и др. законодательства. Участники технопарка, а также сам технопарк, должны стать отдельной категорией налогоплательщиков, особенности налогообложения которых, необходимо предусмотреть в законодательстве Республики Беларусь о налогах и сборах. [24]

Необходимо отметить, что качественное законодательство об инновационной деятельности, эффективное государственное регулирование инновационной сферы являются необходимыми условиями для реализации государственной инновационной политики. [21, c.48]

. Отсутствие эффективного механизма финансового обеспечения деятельности технопарков.

В стране отсутствуют такие эффективные и признанные в мире формы инновационного финансирования, как инвестиционные банки, венчурные фонды и другие. [22] Венчурные инвестиции должны направляться на финансирование разработок и внедрение их в производство, продвижение на рынок новых изделий и технологий, создание новых и развитие действующих предприятий, укрепление производственного и рыночного потенциала инновационных фирм. Через эффективно работающие фонды коммерческие банки смогут кредитовать инновационные компании, которые на момент кредитования являются фактически или потенциально ведущими в своей области.

Необходимо развитие базовой предпринимательской инфраструктуры (инвестиционные фонды, страховые компании, финансово-промышленные группы, фондовый рынок), которая является основой для перехода на устойчиво инновационный путь развития.

Правила операций на фондовом рынке на адаптированы к потребностям малого и среднего инновационного бизнеса и инвесторов, заинтересованных во вложениях в ценные бумаги таких компаний. Для этого целесообразно рассмотреть вопрос о создании специализированного инновационного подразделения на белорусской валютно-фондовой бирже. Директор администрации Парка высоких технологий Валерий Цепкало отметил, что в недалекой перспективе планируется создать фондовый рынок в области высоких технологий: «Мы хотим сделать так, чтобы люди держали деньги не в банках, а пропускали их через биржи, тем самым поддерживая Парк высоких технологий». [23]

Для стимулирования банковско-кредитных учреждений следует предусмотреть освобождение от налогообложения части прибыли банков, получаемой ими в результате предоставления долгосрочных кредитов под конкретные инновационные проекты. Целесообразно разрешить коммерческим банкам не производить отчисления в резерв Национального банка Республики Беларусь на сумму привлеченных ресурсов в объеме предоставленных банком инвестиционных кредитов под освоение в производстве результатов отечественных научно-технических разработок. [24]

. Отсутствие отлаженной системы взаимодействия между инновационными структурами и университетами.

В мировой практике между университетами и фирмами-резидентами технопарков или парков высоких технологий, устанавливаются партнерские взаимоотношения, которые носят взаимовыгодный характер. Преимуществами размещения в технопарках для фирм-арендаторов являются возможность формального и неформального сотрудничества с научными работниками и преподавателями вуза, льготный доступ к научным и технологическим разработкам, использование информационных и библиотечных ресурсов университета. Тесное взаимодействие с арендаторами технопарка - это возможность для университета приблизить содержание и цели программ обучения к потребностям перспективных нанимателей и для повышения шансов на трудоустройство выпускников, что в конечном счете способствует укреплению репутации и престижа вуза.

В Беларуси же отношения между инновационными структурами и вузами имеют выраженную учебную окраску, а контакты в области научных исследований и разработок носят скорее разовый и очень избирательный характер.

. Недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами.

Кадры являются важнейшей составляющей эффективного протекания инновационных процессов. По оценкам специалистов, для успешного продвижения инновационных проектов в Беларуси должно быть около 7 тыс. специалистов в области управления инновациями. Это является одной из причин низкой инновационной активности предприятий и организаций. Обучение и переподготовку кадров целесообразно осуществлять на базе вузов. [22]

Ситуация усугубляется процессами так называемой «утечки мозгов». Примечательно то, что отток кадров наблюдается уже не в сторону США и стран Запада, а в страны ближнего зарубежья, и в первую очередь, в Россию. В сфере информационных технологий решением данной проблемы стало создание Парка высоких технологий. Валерий Цепкало отметил: «Пока еще специалисты у нас не получают такие зарплаты, как в США, Европе или в Москве (мы очень конкурентоспособны по зарплатам с остальной Россией). Но зарплата уже не является для нас фактором опасности, поскольку люди начинают смотреть и на такие факторы, как качество жизни. В Москве вы тратите по 5-6 часов для передвижения по городу в автомобильном транспорте, квартира стоит в 4 раза больше, чем в Минске… Когда люди начинают взвешивать все эти факторы, зарплата становится пусть и важным фактором, но не столь определяющим», - уточнил он. [25]

3.2 Резервы повышения эффективности белорусских технопарков и увеличения их роли в антикризисном регулировании национальной экономики


Необходимыми условиями для успешной реализации проекта «Технопарк» являются следующие:

Ø  наличие профессиональной команды менеджеров;

Ø   ее тесное взаимодействие и взаимопонимание с местными властями;

Ø   наличие источников инвестиций на стадии становления технопарка;

Ø   успешное решение вопросов передачи в (либо строительства с последующей передачи) в собственность или оперативное управление на длительный срок достаточного количества площадей для размещения инновационных предприятий;

Ø   правильный выбор площадки для организации строительства (с учетом перспектив расширения технопарка);

Ø   четкое определение специализации технопарка на стадии его становления;

Ø   успешное решение вопросов организации профессиональных сервисов клиентам технопарка (привлечение профессиональных бизнес-консультантов);

Ø   успешное решение вопросов взаимодействия с исследовательскими организациями (НИИ, институты НАН Беларуси, ВУЗы).

Невыполнение хотя бы одного из этих условий неизбежно приведет к провалу проекта на стадии становления, либо в проект быстро исчерпает ресурсы своего роста.

У действующих технопарков практически все условия выполнены, за исключением территориального размещения технопарков и наличия достаточного количества площадей.

При организации новых технопарков в Республике Беларусь их команды, для получения максимальной эффективности, обязаны изучить накопленный опыт действующих организаций а также строго следовать перечисленным требованиям.

В целом, пути повышения эффективности технопарков в республике могут быть следующие:

. Объединение в ассоциации с целью:

Ø   объединения ресурсов по продвижению продукции предприятий - резидентов на внутреннем и внешнем рынках. Ранее упоминалось, что одним из ресурсов увеличения количества малых инновационных предприятий является их ориентация на удовлетворение производственных и иных потребностей промышленных гигантов. Вместе с тем понятно, что малому и молодому предприятию будет чрезвычайно сложно продвинуть свою продукцию, так как наши производственные объединения скорее предпочтут производить продукт самостоятельно, пусть и по затратной технологии, чем взаимодействовать с малознакомым субъектом хозяйствования. Проблему мог бы решить технопарк, резидентом которого является малое предприятие, выступив гарантом выполнения им своих обязательств. Еще эффективнее смогло бы действовать объединение технопарков. Аналогичная схема взаимодействия применима и на зарубежных рынках

Ø  отстаивания интересов субъектов инновационной инфраструктуры, организация взаимодействия с местными и центральными властями.

Ø   проведения PR кампаний с целью вовлечения в инновационную сферу новых участников.

В настоящее время подготовлены документы по организации действующих технопарков в ассоциацию в виде общественной организации и направлены в Совет Министров Республики Беларусь.

. Организация взаимодействия с финансовыми институтами.

Примером подобного взаимодействия может служить «Агентство будущего земли Бранденбург», или, как его еще называют, «onestopagency» (агентство «одного окна»). Эта структура сформирована правительством земли Бранденбург (ФРГ), территориально располагающейся вокруг региона г. Берлина. В его структуру входят структуры поддержки технологических предприятий и Инвестиционный банк земли Бранденбург, капитал которого формируется с участием средств местного бюджета.

При организации такого взаимодействия клиент технопарка помимо стандартных сервисов получает доступ к инвестиционным ресурсам.

Важную роль в финансировании предприятий технопарков и их проектов играет венчурный капитал. Достаточно напомнить, что само понятие венчурного инвестирования зародилось в Калифорнии в 60 - х годах 20 - го века, в технопарке Стенфордского университета, сейчас более известного как Силиконовая долина.

Для республики Беларусь это тем более важно в связи с тем, что сегодня Национальный банк Республики Беларусь совместно с заинтересованными выполняет подготовительные работы по созданию Белорусской венчурной компании. Как известно из мировой практики, основной задачей и проблемой таких компаний является поиск объектов для инвестирования. Технопарки как раз и являются местом концентрации таких объектов.

Очень перспективным может быть сотрудничество с Российской ассоциацией венчурных инвесторов (РАВИ) и Российским венчурным фондом, представители которых (исполнительный директор РАВИ А. И. Никконен и председатель попечительского совета Российского венчурного фонда А.П. Родионов) 27 - 28 апреля 2008 года участвовали в семинаре посвященном вопросам венчурного финансирования в г. Минске, организованном ГКНТ совместно с Белорусским инновационным фондом и УП «Метолит».

В настоящее время в республике действует Белорусско - Китайский технопарк (на базе Местного фонда «Технопарк БГУ», зарегистрированного в качестве некоммерческой организации, в связи с чем в соответствии с законодательством ему не может быть присвоен статус технопарка), а также Белорусско - Казахстанский, Белорусско - Венесуэльский центры научно - технического сотрудничества; Белорусско - Латвийский центр трансфера технологий; Белорусско - Российский Центр внедрения отечественных технологий, созданные на базе УП «Метолит». Все эти структуры имеют достаточный потенциал для развития, вместе с тем, их успешной работе препятствует отсутствие у базовых организаций ресурсов в виде производственных и офисных площадей. Эффективное развитие упомянутых центров может быть реализовано при взаимодействии действующих технопарков, а также ресурсов технопарков которые планируется создать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Технопарки являются важным элементом современной экономики. Технопарки можно рассматривать с нескольких точек зрения.

Во-первых, технопарк можно рассматривать как особый вид свободной экономической зоны, на территории которой усиленно развивается разработка наукоемкой продукции, формируются новые кадры, технико-внедренческие зоны, с этой стороны технопарк отвечает требованиям соответствия основным процессам, происходящим в мировой экономике.

Во-вторых, наука дает стимул развитию бизнеса, главным образом малого, что позволяет говорить о технопарках, как о форме поддержки малого предпринимательства, развитие которого позволяет выйти на качественно новую ступень общественного воспроизводства.

В-третьих, именно в технопарках наука получает финансовые и прочие дополнительные возможности для ведения фундаментальных и прикладных изысканий, тем самым наука получает большую независимость от государства. В связи с этим технопарки являются привлекательной формой поддержки отечественной науки.

Таким образом, на мой взгляд, процесс зарождения и развития технопарков должен быть одним из главных приоритетов в государствнной политике РБ с ее достаточно сложной экономической ситуацией. Одним из способов выхода из сложившегося кризиса является опора на отечественную науку и наукоемкое производство. В связи с этим технопарки могут сыграть одну из важнейших ролей в этом процессе.

Эффективность технопарков в нашей стране пока не так высока, как в других странах. Как известно, их эффективность зависит от таких составляющих, как наличие площадей, специальная система налогообложения, особые формы инновационного финансирования и высококвалифицированные специалисты.

Для успешной деятельности технопарков необходимо решать проблемы, которые испытывают все субъекты инновационной инфраструктуры Республики Беларусь: отсутствие эффективного механизма финансового обеспечения их деятельности, особенно на начальном этапе; отсутствие отлаженной системы взаимодействия между действующими субъектами инновационной инфраструктуры; недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами, особенно в регионах Беларуси; недостаточная инновационная активность научных организаций; низкая инновационная восприимчивость промышленных предприятий. Но главная проблема, которая присуща всей инновационной экономике и которую необходимо решать в первую очередь, - это несовершенство законодательства.

Таким образом, для создания реально функционирующей инновационной системы в Беларуси предстоит решить еще ряд проблем. Однако для объективности необходимо сказать, что ведется большая работа в данном направлении и многое уже выполнено.

Литература


1. Управление инновациями: курс лекций /А.П. Сорокин - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 154 с.

.

 

<http://liir.bash.ru/term/53-newsflash-5.html 3>. <http://gknt.org.by/rus/innovations/tehnopark/>

<http://belisa.org.by/pdf/2009/Voytov.pdf>

Система дистанционного бизнес-образования <http://www.technopark.by/business/> / Инновационный менеджмент <http://www.technopark.by/14/85.html>

6 Постановление Совета Министров от 4 июля 1997г. №998 «Положение о научно-техническом парке».

7.      www.charko.narod.ru/tekst/an13/I.htm

.        Прохоров А. Виртуальный технопарк как стратегия прорыва // КомпьютерПресс. - 2005. - №3. с.170-171

9.       Козырев А. Виртуальный технопарк на основе вычислительной сети как проект регионального и национального масштаба // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2006. - №8. - с.12-20

10.     Нехорошева Л.Н. Проблемы формирования инновационной инфраструктуры // Международная научно-практическая конференция «Инновационные центры Беларуси: общие подходы, текущая ситуация и перспективы развития», 5-6 июня 1995г., г. Могилёв / Могилёв, 1995. - 267с.

11.    Лукьяненко П.П. Парк высоких технологий как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики // Белорусский экономический журнал. - 2006. - №1. - с.45-52

12.    www.metolit.by/ru/dir/index.php

.        Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. №1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. №495»

14.    www.technopark.by/business/230.html

15.    www.tpark.ict.nsc.ru/analytic/chinatpark.htm

16.    <http://www.infopark.by/main.aspx?uid=35510>

.        <http://www.infopark.by/>

18.    www.park.by <http://www.park.by>

.        <http://www.technopark.by/>

.        <http://www.technopark.by/>

21.     Байнев В.Ф. Переход к инновационной экономике в условиях межгосударственной интеграции: тенденции, проблемы, белорусский опыт / Байнев В.Ф., Саевич В.В. - Мн: Право и экономика, 2007. - 180с.

22.     www.technopark.by/business/228.html

23.    www.belarustime.ru/Belarus/economy/courier/c8a4bb86a087cc4b.html

24.    www.blct.metolit.by/ru/news.item.php

25.    www.belarus-china.metolit.by/ru/news.22.htm

Похожие работы на - Технопарки: понятие, классификация и перспективы развития в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!