Влияние глобализации на мировую экономику, международный маркетинг и общество

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    958,50 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние глобализации на мировую экономику, международный маркетинг и общество

Содержание

Введение

.        Понятие термина «глобализация»

.        Сущность глобализации экономики

.        Глобализация рынка и маркетинг

.        Глобализация и роль ТНК

.        Взгляд на глобализацию Boston Consulting Group (ИСП)

.        Актуальные модели глобализации

.        Топ карта мировой глобализации (отражение инфраструктуры)

.        Что может дать процесс глобализации

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Процесс глобализации носит объективный характер, являясь неизбежным результатом развития мировой экономики, усиления мирохозяйственных связей. Однако возможны различные альтернативные модели глобализации. Последние в свою очередь тесно связаны с геополитической структурой мира. Переход к империалистической стадии развития капитализма в западных странах сопровождался все большим подчинением государства в первую очередь интересам монополистического капитала этих стран, в том числе поддержке экспансии последнего на мировом рынке. По мере формирования общемирового рынка, мировой системы капитализма и установления господства в ней транснациональных корпораций представители и идеологи ТНК выдвинули концепцию “отмирания” национальных государств как участников экономического процесса, предоставления полной свободы рынку, частному предпринимательству, ТНК в мировом масштабе. Эта концепция глобализации, обрекает слаборазвитые страны на увековечивание их отсталости и роль зависимых аграрно-сырьевых придатков развитых капиталистических стран. С одной стороны, сотрудничество между социалистическими и развивающимися странами облегчало реализацию внутренних моделей социально-экономического развития, связанных с активной ролью государства в экономике. С другой стороны, это сотрудничество создавало благоприятные условия для борьбы за более демократические, гуманистические и равноправные модели глобализации.

Целью курсовой работы является раскрытие понятия глобализации как современной тенденции развития экономики и ее влияние на мировую экономику, международный маркетинг и общество.

.       
Понятие термина «глобализация»

На развитие и функционирование всемирного хозяйства стал оказывать значительное влияние процесс глобализации. Более того, глобализация стала проявляться во всех сферах человеческой деятельности: экономической, социальной, гуманитарной. Процессы, происходящие в той или иной сфере общественной жизни, приобретают глобальный характер и затрагивают процессы, явления в других областях. Поэтому закономерна постановка вопроса в научной литературе о глобализации правового пространства, глобализации политических отношений, глобализации экономики, информационно - коммуникационной глобализации, этнической глобализации и т.д.

Существует много подходов к анализу процесса глобализации, и, соответственно, делается множество попыток дать ей определение. Большинство исследователей солидарны в определении глобализации мировой системы как процесса, имеющего следующие формы проявления:

1.      Глобализация - как исторический процесс, развивающийся на протяжении многих столетий становления земной цивилизации, предопределяющий проявление и действие общеобъединяющих культурно-экономических тенденций в мире.

2.      Глобализация - как более тесное и широкое взаимодействие государств и международных организаций в оценке состояния и поисках решений обостряющихся проблем, затрагивающих интересы не только отдельных государств, но и всего человечества, составляющих сущность всеобъемлющей безопасности и самым непосредственным образом влияющих на жизнеспособность биосферы.

3.      Глобализация - как высшая стадия интернационализации, где в более широком представлении под ней понимается совокупность таких процессов и явлений, как трансграничные потоки товаров, услуг, капитала, технологии, информации и межстрановое перемещение людей, преобладание ориентации на мировой рынок в торговле, инвестировании и других трансакциях, территориальная и институциональная интеграция рынков.

В отличие от интернационализации производства, означающей распространение производственного цикла за национальные рамки, глобализация означает рост степени открытости и интегрированности национальной экономики в мировую.

Глобализация охватывает разнородные по их происхождению, сферам проявления, механизмам и последствиям процессы, что позволяет рассматривать ее как качественно самостоятельную, сложную систему явлений и отношений, целостную в своей системности, но внутренне весьма противоречивую. Например, активное участие Беларуси в международной торговле дает выигрыш от так называемого «перелива» новейших технологий от торговых партнеров, представляющего потенциальную возможность преодоления известного технологического отстаивания от более развитых стран мира. Вместе с тем ускоренная интеграция в мировой рынок может быть опасной для национальных производителей, не имеющих достаточного опыта конкурентной борьбы в условиях интенсивной глобальной конкуренции, поскольку недостаточно «гибкие» производители могут не выдержать конкуренции.

Системный анализ причин, объясняющих феномен глобализации, позволяет выделить следующие факторы, обусловливающие развитие глобализации:

1.      Экономический - огромная концентрация и централизация капитала, рост мощи международных корпораций, интенсификация международной специализации производства и кооперации, международный маркетинг, электронная торговля, международная логистика.

2.      Политический - государственные границы постепенно становятся все более прозрачными, предоставляя все больше возможностей для свободы передвижения людей, товаров, услуг и капитала.

3.      Международный - увязывает динамику глобализации с датами крупных международных событий, стимулирующих процесс глобализации. Речь идет о Конференции Европейских сообществ в Люксембурге в 1985 г., которая приняла Европейский акт (вступил в силу в 1987 году), провозгласивший четыре свободы в международном движении товаров, людей, услуг и капитала; Конференции ГАТТ в Пунта дель Эсте в 1986 г., открывшей Уругвайский раунд переговоров (главным образом о снижении тарифов и других ограничений в торговле), который продолжался восемь лет; воссоединении Германии; ликвидации СЭВ и Варшавского пакта.

4.      Технический - развитие современных средств транспорта, информационных систем и технологий, связи и телекоммуникаций, гибких автоматизированных производств, которые создают невиданные прежде возможности для быстрого распространения информации, технологий, товаров, финансовых ресурсов. В итоге снижаются издержки настолько, что стало не только возможным, но и выгодным для предприятий размещать свои подразделения в разных странах.

5.      Общественный - ослабление роли традиций, социальных связей и обычаев способствует нарастанию мобильности людей в географическом, духовном и эмоциональном смысле.

6.      Либерализация, дерегулирование рынков товаров и капитала, смягчение и унификация либерализация таможенного, торгового, налогового законодательства многих стран также усилили экономическую взаимозависимость национальных хозяйств и их хозяйствующих субъектов.

Эксперты ООН констатируют, что развивающаяся глобализация неизбежно значительно уменьшает свободу действий тех или иных стран в формировании экономической политики, реализуемой ими.

2. Сущность глобализации экономики

Глобализация является синонимом взаимопроникновения и слияния экономик под давлением все более острой конкуренции и ускорения НТП.

Суть глобализации - в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, межэтнических и межконфессиональных конфликтах.

Первым в исследовании проблематики глобализации экономики и создателем термина «глобализация» прослыл американский ученый Т. Левитт после выхода в свет в 1983 г. его книги «Глобализация рынков».

В подходах к толкованию данной категории можно выделить два полюса, своего рода «перегибы». С одной стороны, к глобализации привязывают практически любой мало-мальски значимый мирохозяйственный феномен, как в позитивном, так и в негативном плане. Такого рода абсолютизация, будь то неумеренное восхваление («глобалисты») или осуждение («антиглобалисты»), широко распространенная в российских и зарубежных публикациях, не представляется плодотворной.

С другой стороны, совершенно неправомерно, как это делает, например, В.Найшуль, рассматривать глобализацию как «не более чем политический ярлык», то есть политически мотивированный вымысел, не отражающий фундаментальные реалии и взаимосвязи в современном мире. Если бы это было так, то глобализацией вряд ли стали обстоятельно заниматься (на протяжении уже четверти века) многие весьма компетентные и авторитетные исследователи во всем мире, едва ли она продолжала бы будоражить умы влиятельных политиков, публицистов и широких слоев общественности во всем мире. Поэтому вполне закономерно, что подобная недооценка глобализации занимает периферийное место в публикациях, претендующих на научное осмысление этого явления.

Т. Левитт, как видно из названия его книги, понимал глобализацию как чисто рыночный феномен. Данным термином он обозначил объединение, интеграцию рынков отдельных продуктов, производимых транснациональными корпорациями (ТНК). Как лейтмотив его книги, пожалуй, можно рассматривать тезис, предсказывающий скорый конец таких ТНК, рыночная стратегия которых нацелена лишь на дифференцированные, специфические рынки тех или иных стран. Хотя Т. Левитт правильно признал будущее за глобально ориентированными ТНК, ищущими свои шансы во всем мире, его чисто рыночно-сбытовая интерпретация глобализации экономики, причем исключительно на фирменном уровне, представляется чрезмерно узкой и не дающей адекватного толкования данной категории.

Следует подчеркнуть, однако, что сформулировать четкое определение категории «глобализация», показать ее связь с ранее введенными в научный оборот категориями, особенно «интернационализацией» и «транснационализацией», весьма сложно.

В литературе нет единства взглядов относительно определения глобализации. Одни экономисты под глобализацией понимают увеличение масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена в условиях всё более открытой, интегрированной, не признающей границ мировой экономики. Причём имеются в виду не только внешняя торговля, но и валютные потоки, движение капитала, обмен технологиями, информацией и идеями, перемещение людей.

Другие видят суть глобализации в расширении взаимосвязей и взаимозависимостей людей и государств, которое выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на внешнюю среду, борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности.

Третьи определяют глобализацию как процесс, связанный с возрастающей открытостью экономик, ростом их взаимозависимости и углублением интеграции в мировую экономику.

Наряду с определениями глобализации экономики, правильно фиксирующими тот или иной «набор» ее внешних признаков, в российской литературе встречаются и довольно своеобразные дефиниции, в лучшем случае лишь отчасти имеющие отношение к глобализации и в целом не раскрывающие ее сущность. Так, Л.Слуцкий (доктор экономических наук, депутат Госдумы РФ) в отнюдь не малотиражном и не безвестном издании пишет: «В начале ХХ века 95 процентов трудоспособного населения развитых стран было занято физическим трудом. Но «средневзвешенный» показатель такого рода для XXI века, по прогнозам специалистов, составит лишь 10 процентов. Девять из десяти работников будут трудиться за компьютерами. Столь грандиозных по масштабам и стремительных переворотов мировая экономика не знала. Поэтому на базе информационно-технологической интеграции мира по сути начинает складываться новая формация, идущая на смену классическому капитализму. Этот процесс сегодня и принято называть глобализацией». Такое толкование глобализации вызывает целый ряд принципиальных возражений:

·        на фоне сохранения большого числа традиционных профессий и технологий, особенно в доминирующей в постиндустриальном обществе сфере услуг, вызывает сомнения прогноз «специалистов» по поводу 10%. Эти «специалисты» явно обладают уникальной научной смелостью, если берутся прогнозировать средневзвешенный показатель на целое столетие вперед;

·        работа отдельных участников экономических, в том числе мирохозяйственных, отношений с компьютерами далеко не всегда воплощает информационно-технологическую интеграцию между ними. Так, использование компьютеров на автозаводах конкурирующих фирм для управления процессом сборки не означает никакой интеграции между ними. Наоборот, их использование происходит изолированно, при этом тщательно оберегаются секреты производства. Информационно-технологическая интеграция в глобальном масштабе, действительно, относится к сущностным чертам глобализации экономики, но в совершенно ином контексте, чем замещение физического труда интеллектуальным. К тому же, как будет показано ниже, это лишь одна из черт глобализации экономики, неразрывно связанная с рядом других характеристик последней;

·        под классическим капитализмом в экономической теории понимается капитализм свободной конкуренции XIX века, возникший в ходе промышленного переворота, со всеми его противоречиями и социальными диспропорциями. Если бы этот общественный строй оставался таковым, - а по Л. Слуцкому получается, что только в нынешнем веке на смену классическому капитализму идет нечто иное, - то он давно бы рухнул. Однако после этой стадии капитализм прошел несколько стадий развития, претерпев глубокую качественную трансформацию. Современный рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный капитализм (его также не без оснований именуют «некапиталистическими» терминами: «социальное рыночное хозяйство», «постиндустриальной общество» и др.), существенным образом отличаясь в лучшую сторону от «манчестерского» капитализма, доказал - в отличие от своего классического предшественника - свою жизнестойкость и приемлемость для подавляющего большинства членов общества;

·        глобализация - это не только процесс, но и состояние мирового хозяйства, т.е. сложившийся феномен, обладающий рядом тесно взаимосвязанных сущностных черт.

Существуют и другие определения глобализации. Доктор экономических наук ГУ-ВШЭ дал такую трактовку глобализации: «глобализация (мировой) экономики - это объективно сложившийся феномен и одновременно мирохозяйственный процесс, активно развернувшийся в конце XX века. В самом общем, в самом кратком виде глобализацию можно было бы охарактеризовать как высшую стадию (ступень, форму) интернационализации хозяйственной жизни ее сердцевины - научно-производственной интернационализации». Более полно сущность глобализации экономики раскрывается в совокупности взаимосвязанных основных черт, которые рассматриваются ниже.

Для раскрытия сущности глобализации экономики принципиально важен вопрос о том, когда интернационализация перешла в свою качественно новую, глобализационную стадию. На Западе, как отмечалось выше, о ней заговорили еще в начале 1980-х годов в связи с резким, скачкообразным повышением роли ТНК во всемирном хозяйстве и качественными изменениями в их рыночных стратегиях. Действительно, ТНК - ключевой субъект мировой экономики, а транснационализация - своего рода стержень процесса глобализации. Таким субъектом ТНК стали в 80-х гг. ХХ века в рамках «мировой системы капиталистического хозяйства», в которой получили распространение и некоторые другие сущностные черты глобализации.

Вместе с тем «мировая система социалистического хозяйства», неотъемлемая и весомая часть всемирной экономики, оставалась в стороне от транснационализации и других проявлений глобализации экономики. Если не считать СФРЮ и КНР, вступивших на путь построения рыночной экономики и занявших своего рода промежуточное положение между двумя системами, в прочих «социалистических» странах ТНК не имели не только доминирующих, но и прочных, а в СССР и вообще сколько-нибудь серьезных позиций, основанных на прямых инвестициях и возникшей в связи с этим собственности на производительный капитал.

Поэтому транснационализация и другие рассматриваемые ниже проявления глобализации экономики приобрели действительно глобальный характер только в результате распада СССР и краха «реального социализма» в начале 1990-х годов. Вследствие этого было преодолено разделение мира на две общественные системы и все страны (за редчайшими исключениями - прежде всего Северная Корея и Куба) стали развиваться по более или менее сходной социально-экономической модели. Доминирующая роль ТНК после этого действительно стала глобальной. Поэтому следует исходить из того, что интернационализация окончательно перешла собственно в стадию глобализации экономики именно в последнем десятилетии XX века и в настоящее время набирает темп, приобретает все большую глубину и интенсивность.

Итак, глобализация экономики суть одновременно и достигнутая (высшая) стадия интернационализации хозяйственной жизни, т.е. сложившийся феномен, и продолжающийся процесс. Как первое, так и второе представляют собой не некий выдуманный по политическим мотивам фантом, обозначаемый неким ярлыком, а объективную реальность, которая оказывает, хотя и в неодинаковой мере (она прямо зависит от степени открытости и «самодостаточности» национальных хозяйств), воздействие на различные стороны общественной жизни всех стран и народов мира.

Основные черты глобализации:

) Лидирующая, во многом детерминирующая роль в мировом хозяйстве транснациональных корпораций, которые задают тон в глобальном экономическом и научно-техническом развитии, господствуют на важнейших рынках товаров в форме материального продукта, услуг, капиталов, знаний и высококвалифицированной рабочей силы. По данным последнего ежегодного доклада ЮНКТАД о мировых инвестициях в 2006 г. в мире действовало 78 тыс. ТНК, располагающих 780 тыс. зарубежных филиалов. Однако среди них действительно ведущую, если не доминирующую роль в мировой экономике и процессе глобализации играют не более чем 2-3 тыс. первоклассных Multis, главным образом около 500 ТНК высшего эшелона, и 100-150 лидеров среди транснациональных банков (ТНБ).

Как раз эти ТНК, особенно занимающие господствующие позиции в высокотехнологичных, «устремленных в будущее» отраслях (электронной, авиакосмической, наиболее передовых секторах машиностроения, в производстве новых материалов и др.), определяют лицо современной глобальной экономики и являются «визитной карточкой» стран своего происхождения. На 500 ведущих ТНК приходится свыше 1/3 экспорта обрабатывающей промышленности, 3/4 мировой торговли сырьевыми товарами, 4/5 торговли новыми технологиями. Доминирование транснационального капитала еще более отчетливо выражено в банковской сфере. Своей всемирной сетью дочерних компаний за рубежом и «паутиной» трансграничных бизнес-операций они обеспечивают глобальное «сцепление» различных сегментов мирового хозяйства, теснейшие взаимопереплетение и взаимозависимость национальных процессов воспроизводства.

ТНК и ТНБ высшего эшелона, инициировав «интернационализацию по-капиталистически» в одной (количественно и качественно преобладающей) части Земного шара, в эпоху сосуществования двух мировых систем, с переходом в последнем десятилетии ХХ века к глобализации в собственном смысле этого слова, т.е. в планетарном масштабе, продолжают выступать главным мотором и субъектом современной глобализации экономики.

В этой связи требует адекватной интерпретации то обстоятельство, что даже в наиболее развитых странах «золотого миллиарда» преобладающая часть ВВП и самодеятельного населения приходится на мелкие и средние фирмы. Безусловно, экономическое и особенно социальное (прежде всего для обеспечения высокого уровня занятости трудоспособного населения) значение такого рода фирм трудно переоценить. Вместе с тем не они определяют основные пропорции развития мировой экономики. В своем становлении и развитии они прямо или косвенно во многом зависят от более крупных агентов экономических, особенно мирохозяйственных, отношений. ТНК обеспечивают около 1/4 мирового ВВП, но в качественном отношении это лучшая часть глобального продукта, определяющая лицо современного мирового хозяйства и направления его научно-технологического развития.

Вместе с тем, определяя магистральные направления мирового экономического и научно-технического развития, ТНК своими глобальными операциями порождают и негативные явления, о которых речь пойдет ниже.

) Приоритет мирохозяйственных отношений по сравнению с внутриэкономическими. На доглобализационных этапах интенационализации внутриэкономические отношения выступали как первичные, а мирохозяйственные отношения (международные экономические отношения) - как вторичные, производные. В условиях глобализации экономики те и другие поменялись местами. В результате, как правильно отмечает Ю.Шишков, в условиях глобализации экономики «мировое экономическое сообщество из рыхлой совокупности более или менее взаимосвязанных стран превращается в целостную экономическую систему, где национальные (страновые) социумы оказываются составными элементами единого всемирного хозяйственного организма, а их судьбы в возрастающей мере определяются ходом развития этого организма как целого».

Эта сущностная черта глобализации экономики все более полно проявляет себя как глобальный императив для формирования политики национальных государств, что имеет самое прямое отношение и к России. В этой связи трудно не согласиться с Ю.Лужковым, что «внешние, глобальные факторы и обстоятельства все более влияют на возможности внутреннего развития страны. Где-то ограничивают их, а в чем-то предопределяют приоритеты и выбор необходимых решений в модернизации экономики и социальной сферы».

) Развертывание глобальной информационно-технологической революции: переворот в средствах телекоммуникаций на базе микроэлектроники, кибернетики, спутниковых и цифровых систем связи, появление всемирной сети компьютерной связи «Интернет» (по своему историческому значению оно, как справедливо отмечают многие авторы, сопоставимо с изобретением книгопечатания).

) Универсальное, всеохватывающее влияние НТП (на современном этапе НТР) в широком смысле слова на все стороны интернационализации производства (НИОКР, организацию и управление производством и т.д.) и капитала в условиях экономики знаний. Именно знания в широком смысле (а не природные ресурсы, материальные ценности или что-то иное), которые по самой своей природе стремятся к глобализации, в процессе глобализации утвердили себя как решающий фактор экономического и социального прогресса во всемирном масштабе, несущий судьбоносный характер для стран, крупных регионов и континентов.

) Гармонизация стандартов (технологических, экологических, статистических, бухгалтерских, финансовых и др.). Благодаря этому обеспечена в целом достаточно прочная, хотя и не полная, «стыковка» и взаимозаменяемость различных готовых изделий и их компонентов, а также технологий и фаз воспроизводственного процесса. Это содействует обеспечению все большей свободы конкуренции в мировом хозяйстве, приданию ей действительно глобального характера.

) Расширение до всемирных масштабов и интенсификация международного межфирменного сотрудничества в различных формах, особенно специализации и кооперации (производственной, научно-технологической, научно- производственной).

) Расширение до глобальных масштабов сфер, форм и механизмов интернационализации капитала, скачкообразное увеличение масштабов и интенсивности его миграции между государствами, особенно промышленно развитыми странами, повышение концентрации и централизации капитала на основе слияний и поглощений компаний и банков; резкое усиление влияния финансово-банковской сферы, достигшей весьма высокого уровня глобализации, на материальное производство.

) Утверждение глобальной регулирующей роли международных экономических и финансовых организаций (ВТО, МВФ, Всемирного банка и др.). В этой связи необходимо особо отметить формирование на базе ГАТТ Всемирной торговой организации, начавшей свою деятельность в 1995 г. и насчитывающей к началу 2008 г. 151 участник. Если ГАТТ распространял свою регулирующую деятельность главным образом, если не исключительно, на мировую торговлю товарами в форме материального продукта, то к компетенции ВТО относится также регулирование торговли услугами (ГАТС), защиты прав интеллектуальной собственности и торговля ими (ТРИПС), торговых аспектов инвестиционных мер (ТРИМС). Таким образом, ВТО, вызванная к жизни императивами глобализацией, в гораздо большей мере призвана соответствовать сущности глобализации.

) Охват региональной интеграцией всех важнейших экономических регионов мира (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН, АТЭС, ЕврАзЭС, СНГ и др.). В российских публикациях этот процесс часто именуют регионализацией. Такой подход, безусловно, имеет право на жизнь. Вместе с тем в Европейском Союзе под регионализацией понимается нечто иное: «сцепление» экономик регионов различных государств как результат межстрановой региональной интеграции, например, по оси Юго-Западная Германия - Западная Австрия - Северная Италия или регионов различных стран Евросоюза, примыкающих друг к другу вдоль побережья Северного моря. Такое «сцепление» может быть значительно более интенсивным, чем между различными районами в рамках отдельных стран, например, между Северной и Юго-Восточной Германией, а тем более между Северной и Южной Италией.

Поскольку интеграция носит региональный характер, она, на первый взгляд, противоречит глобализации экономики, охватывающей весь мир. Действительно, члены региональных интеграционных группировок предоставляют друг другу взаимные льготы, которые служат для них привилегированным инструментом в конкурентной борьбе с соперниками из третьих стран.

При этом отдельные интеграционные группировки выступают как члены влиятельных глобальных экономических организаций. Так, не только отдельные страны ЕС, но и Евросоюз как международная организация являются членами ВТО. Это способствует интенсификации процесса либерализации мировой торговли в рамках ВТО, т.е. содействует дальнейшему развертыванию глобализации в целом. В обобщенном виде соотношение между обоими феноменами и отражающими их научными категориями удачно характеризует формулировка Ю.Шишкова: если глобализация - это новое качество интернационализации на стадии предельно возможного развития ее вширь, то интеграция - наивысшая ступень развития ее вглубь.


Современный рынок глобален. Немного можно найти компаний, работающих в одиночестве. Достижения средств коммуникаций позволяют мгновенно связываться практически с любой точкой мира. Товары и услуги производятся и выводятся на рынки по всему миру. Большинство фирм продвигают свою продукцию на мировом рынке, сталкиваются с международной конкуренцией, заключают договора с иностранными партнерами и поставщиками, имеют интернациональный штат работников. Власть международного маркетинга можно оценить по росту объема мировой торговли за последние два десятилетия с $200 млрд. до $4блн.

Компании должны рассматривать мир как потенциальный рынок сбыта, чтобы успешно конкурировать с рынками из других стран.

Для того, чтобы оказаться вовлеченным в глобальный рынок, компания должна:

·        оценить возможности роста;

·        разработать маркетинговую стратегию;

·        отслеживать и оценивать события мировой жизни.

Итак, компании уже не могут позволить себе уделять внимание только своему домашнему рынку, насколько емким он ни был. Многие отрасли промышленности являются глобальными отраслями, и фирмы, работающие на международном рынке (в глобальном масштабе) добиваются снижения затрат и повышения известности. В то же время глобальный маркетинг связан с большими рисками из-за неустойчивости курсов валют, нестабильности правительств, торговых барьеров, протекционистских мер и других факторов. С учетом потенциальных выгод и рисков, многие фирмы нуждаются в систематическом подходе к принятию решений по международному маркетингу.

Специалисты выделяют восемь элементов планирования в международном маркетинга.

В качестве первого шага компания должна проанализировать имеющиеся возможности международного рынка. Для этого менеджерам необходимо понять среду глобального рынка, особенно международную торговую систему. Нужно суметь оценить экономические, политико-правовые и культурные характеристики каждого зарубежного рынка. Компания должна решить, будет ли она выходить на международный рынок и рассмотреть потенциальные риски и преимущества этого шага. Во-вторых, компания должна принять решение, на какие рынки выходить. Такое решения предполагает определение объема международных продаж, допуская наличие высокого производственного потенциала, определение количества стран, в которых будет осуществляться эта продажа, при вероятном коэффициенте окупаемости капиталовложений и уровне риска. Поподробнее остановимся на решении о том, на какие рынки выйти.

Прежде чем выйти на зарубежный рынок, компания должна попытаться определить цели и стратегии своего международного маркетинга. Во-вторых, она должна решить, какой объем зарубежных продаж ей требуется. Большинство компаний, выходя на другие рынки, начинают с малого. Некоторые планируют малые объемы и на будущее, рассматривая международные продажи как незначительную часть своего бизнеса; у других компаний более обширные планы. Они рассматривают международный бизнес как равный своему <домашнему> бизнесу или даже более важный.

Во-вторых, компания должна принять решение, в скольких странах она собирается действовать.

В-третьих, компания должна принять решение, на какие именно типы стран выходить. Привлекательность той или иной страны зависит от конкретного продукта, географических факторов, среднегодового дохода и численности населения, политического климата и прочих факторов. Продавец может отдавать предпочтение определенным группам стран или регионам мира.

Составив для себя перечень возможных международных рынков, компания должна проанализировать и оценить каждый из них по нескольким критериям, включая размер рынка, рост рынка, стоимость ведения бизнеса, конкурентные преимущества и уровень риска. Целью является определение потенциала каждого рынка с помощью индикаторов, подобных тем, которые приведены в таблице.

Таблица 1. Показатели потенциала рынка.

1. Демографические характеристики

2. Географические характеристики

3. Экономические факторы

Численность населения Темп прироста населения Степень урбанизации Плотность населения Возраст и состав населения

Размер страны Топографические характеристики Климатические условия

ВНП на душу населения Распределение дохода Темп роста ВНП Соотношение инвестиций и ВНП

 

Все решения при разработке товара следует рассматривать во взаимосвязи с этими показателями. Решающим фактором является принятие или непринятие товара на рынках намеченных стран, а также доходность инвестиций. Затем специалист по маркетингу должен решить, какие рынки обеспечивают наибольшую долгосрочную отдачу по инвестициям.

В-третьих, компания должна принять решение, как выходить на рынок (посредством экспорта, совместно предпринимательской деятельности или прямого инвестирования). Многие компании начинают свою деятельность как простые экспортеры, постепенно переходя к совместной предпринимательской деятельности и, наконец, приступая к прямым инвестициям на зарубежных рынках. Однако все больше фирм используют совместные предприятия для первого выхода на рынок новой страны.

В-четвертых, фирма должна распределить необходимы ресурсы для первоначального закрепления и дальнейшего занятия стабильной позиции на рынке.

В-пятых, фирма должна разработать свой стратегический маркетинговый план, обдумав уровень адаптации или стандартизации всех элементов маркетинговой структуры: товара, продвижения, цены и каналов распространения.

Далее компания должна организовать свою функциональную команду для успешного воплощения стратеги в жизнь. Для проведения международных операций фирма может создать разные организационные структуры. Большинство фирм начинают с экспортного отдела и постепенно переходят к международному отделу. Некоторые компании со временем становятся глобальными организациями, мировой маркетинг которых планируется и управляется высшими должностными лицами компании. Глобальные организации рассматривают весь мир как единый безграничный рынок.

И наконец, менеджеры постоянно должны оценивать свои международные маркетинговые программы. За всеми планами должны следить и, когда необходимо, применять методы контроля для получения желаемого производственного результат.

.       
Глобализация и роль ТНК

Один из признаков наступления эры экономического глобализма заключается в беспрецедентной транснационализации производства, торговой и банковской деятельности. Под транснационализацией понимается обрастание национальных «родительских» компаний многочисленными дочерними фирмами и филиалами в разных уголках мира.

Следует выделить несколько ключевых характеристик ТНК:

·        Количество стран, в которых действует компания (свыше двух).

·        Минимальное количество стран, в которых размещены производственные мощности (свыше двух)

·        Минимум доли доходов от иностранных операций в доходах или от продаж фирмы (как правило, 25%)

·        Владение определенным процентом «голосовых акций» зарубежного предприятия (минимум долевого участия в зарубежном акционерном капитале), обеспечивающим головной фирме контроль над экономической деятельностью зарубежного предприятия.

·        Многонациональный состав персонала.

Выше уже было сказано, что в структуре ТНК выделяются головное предприятие и зарубежные филиалы. Последние могут принимать следующие основные формы:

Дочерняя компания - головная компания владеет более 50% акций, что позволяет ей иметь решающий голос и возможность назначения руководства.

Ассоциированная компания - головная компания владеет более 10%, но менее 50% акций, что не позволяет головной компании осуществлять контроль над зарубежным филиалом, но дает возможность принимать участие в управлении ею.

Отделение - принадлежит полностью ТНК

Транснациональные корпорации (ТНК) превратились в главную движущую силу процесса экономической глобализации, а такие ее субъекты, как национальные государства, оказались во многих отношениях потесненными. Их лавинообразный рост в последнее время объясняется многими причинами, среди которых на первом месте, пожалуй, находится конкуренция, заставляющая снижать издержки, увеличивая масштабы производства и вводя новейшие технологии, искать новые рынки, дешевую рабочую силу, размешать производство там, где ниже налогообложение, и т.д. Ужесточение конкурентной борьбы, стремление удешевить разработку и использование новейших технологий побуждают крупнейшие ТНК идти на те или иные формы слияния, что становится все более характерной тенденцией, например, в авиакосмической, автомобильной промышленности, металлургии, банковском деле. Бесспорно, что появление новых индустриальных государств и индустриализация развивающегося мира во многом объясняются деятельностью ТНК, которые способствовали размещению у них современных производств, в первую очередь невысокой или средней технологической сложности. В 2004 г. насчитывалось 70 тыс. транснациональных корпораций с 690 тыс. иностранных филиалов. К этому нужно добавить значительное число межфирменных соглашений, которые предусматривают тесное взаимодействие в производстве и коммерческой деятельности между сохраняющими имущественную самостоятельность партнерами. Они тоже могут быть отнесены к транснациональным структурам, охватившим в наши дни буквально все страны и области экономической деятельности. ТНК, таким образом, превратились в главный элемент той соединительной ткани, которая образует глобальную экономику. Только на 100 крупнейших ТНК приходилось в 2003 г. до одной трети мирового экспорта (3 трлн. долл.). General Electric (США) -крупнейшая в мире нефинансовая ТНК, второе место занимает Vodafone (Великобритания),третье - Ford Motor (США).

Оперируя существенными капиталами, ТНК оказывают и определяют не только экономическую картину мира, но также иногда и политическую. ТНК могут лоббировать свои интересы в политической сфере (например, более удобное законодательство) как в странах базирования, так и в принимающих, как в развитых странах, так и в развивающихся. Американскому президенту Д. Эйзенхауэру принадлежит известная фраза, выражающая роль корпораций в США: «What's good for General Motors is good for the country» (что хорошо для Дженерал Моторз, хорошо для страны). Республиканская партия США традиционно лоббирует интересы корпораций в США, выступая за снижение налогов на сверхдоходы и урезания государственных программ социального вспомоществования. Что касается развивающихся стран, то в них влияние ТНК зачастую бывает еще больше. В развивающихся странах сталкиваются две тенденции - стремление привлечь иностранных инвесторов для организации производства, и как следствие создания рабочих мест и стимулирования экономики. Вторая тенденция заключается в попытках левых политических элит национализировать производства, что, естественно, вызывает сопротивление корпораций.

Авторитетный журнал «Fortune» ежегодно публикует список крупнейших корпораций, имеющих в целом значительное влияние на положение дел в глобальной экономике (Таблица 2). В этом году список возглавила нефтеперерабатывающая компания «Royal Dutch Shell». Мы видим, что в рейтинге 10 крупнейших компаний, только 3 не связаны с нефтяной промышленностью (Wal-Mart Stores, ING Group и Toyota Motor). Также ощущается воздействие международного экономического кризиса на финансовый баланс компаний - 3 из 10 крупнейших закончили 2008 г. с отрицательным сальдо внутреннего баланса. Если сравнить крупнейшие корпорации из данного списка с ВВП некоторых стран мира, то окажется, что доход компании «ВР» больше ВВП таких стран как Украина и Греция - 339 и 343 $ млрд. соответственно.

Таблица 2. Доход и прибыль крупных ТНК на 2008год.

Компания

Доход ($ млрд.)

Прибыль ($ млрд.)

1

Royal Dutch Shell

458,361

26,277

2

Exxon Mobil

442,851

45,220

3

Wal-Mart Stores

405,607

13,400

4

BP

367,053

21,157

5

Chevron

263,159

23,931

6

Total

234,674

7

ConocoPhillips

230,764

-16,998

8

ING Group

226,577

-1,067

9

Sinopec

207,814

1,961

10

Toyota Motor

204,352

-4,349


О масштабах деятельности ТНК можно также судить по количеству экономик-реципиентов. В составленном UNCTAD всемирном инвестиционном отчете за 2008 г. представлен следующий рейтинг ТНК (Таблица 3).

Таблица 3. Рейтинг ТНК.

Компания

Страна базирования

Кол-во принимающих экономик

Deutsche Post AG

Germany

111

Royal Dutch/Shell Group

Netherlands, United Kingdom

98

Nestle SA

Switzerland

96

Siemens AG

Germany

89

Procter & Gamble

United States

75

GlaxoSmithKline

United Kingdom

74

Linde

Germany

72

Bayer AG

Germany

71

Philips Electronics

Netherlands

68

Total

France

66


В современном мире ТНК являются одним из ключевых экономических агентов, оказывающих значительное влияние на развитие как экономики отдельно взятой страны, так и мировой экономики в целом.

Можно выделить основные факторы, воздействующие на него на современном этапе (схема 1). На данной стадии происходит своеобразное «стирание национальных границ», а мировая экономика постепенно приобретает общую основу, главными составляющими которой являются:

·        система международной торговли, построенная на согласованных правилах;

·        транснациональное производство;

·        формирующееся единое информационное пространство;

·        глобальная финансовая система.

Схема 1. Основные факторы воздействия.


Темпы, которыми развиваются ТНК поражают своей стремительностью. Происходит усиление влияния ТНК на экономику. Приведем лишь некоторые данные.

Таблица 4. Динамика роста числа ТНК и их дочерних компаний за 1991-2008 гг.

Годы

Количество материнских компаний

Дочерние компании/ филиалы

1991

35 000

150 000

1995

39 000

270 000

52 000

510 000

2000

63 000

630 000

2002

64 000

870 000

2005

77 175

773 019

2007

79 000

790 000

2008

82 000

810 000


Таблица 5. Список крупнейших компаний мира по объему продаж (2009 г.)

Место в рейтинге

Компания

Страна

Объем продаж, млрд. долларов

1

Royal Dutch Shell <#"521348.files/image002.gif">

Разные компании имеют различные показатели транснациональности. К наиболее транснациональным отраслям относятся фармацевтика, телекоммуникации, автомобилестроение и др. (табл. 6).

Таблица 6. Индекс транснациональности (ИТН) 100 крупнейших компаний по отраслям.

Отрасль

100 крупнейших ТНК

100 крупнейших ТНК из развивающихся стран


2007 г.

ИТН

2007 г.

ИТН

Автомобилестроение

13

56

3

39,3

Добыча и переработка нефти

10

56,2

9

24

Электроника и электротехническое оборудование

9

57,7

19

59,9

Продукты питания, напитки и табачные изделия

9

68,1

7

60,5

Фармацевтика

9

63,6

1

50,4

Коммунальное хозяйство

8

55,5

2

41,6

Телекоммуникации

8

70,3

7

47,7

Все отрасли

100

100

54,4

Источник: World Investment Report 2009, UN Transnational Corporations, Agricultural Production and Development UNCTAD, UN. - New York, Geneva, 2009. - Р. 19.

Итак, международные экономические связи охватили практически все страны, и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., явился этому ярким доказательством. Огромная и сложная глобальная экономическая сеть оказалась слишком уязвимой вследствие высокой степени интеграции ее составляющих. Глобализация сформировала условия, которые позволили финансовому кризису быстро распространиться и затронуть всех участников мировой экономической системы.

Мы можем не ощущать непосредственно экономическое воздействие ТНК на мир, но мы каждый день потребляем продукты, произведенные ими. ТНК, используя свои финансовые инструменты, являются главными движителями НТР и инноваций. Мы используем новые информационные технологии и покупаем автомобили с гибридным двигателем, благодаря разработкам научно-исследовательских центров, финансируемых ТНК. Обычно первым следствием глобализации обыватель называет Макдоналдс. Но это не так. Глобализация - это новейшие беспроводные средства связи, это высокотехнологичное машиностроение, это широкий ассортимент товаров, способных удовлетворить самый взыскательный спрос. Это все обеспечивают ТНК. Но глобализация - это также генетически модифицированные продукты (корпорации Monsanto, Syngenta), это стандартизация и обезличивание продукции, это подавление конкуренции со стороны малого и среднего бизнеса, это загрязнение окружающей среды развивающихся стран. Это тоже ТНК. Оценить деятельность корпораций однозначно нельзя - их роль в мировой экономике можно оценивать с обывательской точки зрения, с точки зрения доходности и с точки зрения развития новых экономических решений.

.        Взгляд на глобализацию Boston Consulting Group (BCG)

Исследование компании The Boston Consulting Group (BCG), проведенное в 2007 году, выделило 100 компаний из государств с динамично развивающейся экономикой. В общей сложности на долю 14 стран, где работают эти 100 крупнейших компаний (Аргентины, Бразилии, Чили, Китая, Египта, Венгрии, Индии, Индонезии, Малайзии, Мексики, Польши, России, Таиланда и Турции), в 2006 году приходилось 17,3% мирового ВВП по сравнению с 15,7% и 13,4% соответственно в 2005 и 2006 годах. Кроме того, все эти компании продолжают стремительно увеличивать свою долю на рынке. Так, в 2006 году Китай вышел на второе место среди государств-экспортеров продукции, подвинув США, отставая только от Германии. Ко всему прочему, большинство быстроразвивающихся экономик налаживают все более тесные связи друг с другом. При этом произошло смещение в сторону увеличения доли более дорогих продуктов и услуг, а также увеличился объем прямых иностранных инвестиций.

Начало этому ежегодному исследованию было положено компанией BCG в 2006 году. Неудивительно и вполне логично, что большинство компаний из того исследования перекочевали в исследование 2008 года. И все же 17 компаний-новичков 2008 года потеснили 17 претендентов на глобальное лидерство 2006 года. Из 17 новичков пять компаний - представители Латинской Америки и восемь компаний - Китая (при этом именно 11 из 17 фирм, исключенных из списка, также китайские). В лигу новичков входят Changhong Electric (Китай), Chery Automobile (Китай), COFCO (Китай), CSAV (Чили), ИНТЕР РАО «ЕЭС России» (Россия), JBS-Friboi (Бразилия) и др.

В рейтинге BCG наиболее масштабно представлена Азия (66 компаний), Латинская Америка (22 компании). Европа представлена 12 компаниями - из России (шесть), Турции (три) и Египта (одна), Польши (одна) и Венгрии (одна). Необходимо отметить: несмотря на то что в исследовании участники рейтинга были отнесены к той или иной отрасли промышленности, на самом деле некоторые компании представляют собой большие диверсифицированные холдинги, занимающиеся деятельностью, которая выходит за рамки, обозначенные исследованием. Например, Koc Holding (Турция) не только производит бытовую технику, но и вовлечена в автомобилестроение, электроэнергетику, финансовые и розничные услуги. Также к крупным диверсифицированным холдингам можно отнести Sabanci Holding (Турция), Videocon Industries (Индия) и Votorantim Group (Бразилия).

Компании в рейтинге являются представителями многих отраслей: например, 34 из них - представители тяжелой промышленности, 17 - занимаются добычей полезных ископаемых, девять - добывают энергоресурсы. Кроме того, в список входят 14 фирм, занимающихся производством потребительских товаров длительного пользования, а также 14 компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере производства продуктов питания, напитков и косметической продукции.

Все участники рейтинга - не просто 100 наиболее динамично развивающихся и интересных компаний. Это экономически мощные и внушающие страх своим конкурентам предприятия, которые принесли своим инвесторам баснословные прибыли и в то же время продемонстрировали существенные показатели выручки и доходности. За счет растущей выручки эти компании продолжают покупать все больше продуктов и услуг, вкладывают значительные средства в научно-исследовательскую деятельность, а также занимаются поглощением более мелких конкурентов по всему миру. Деятельность таких компаний характеризуется:

·        созданием максимальной ценности;

·        стремительным ростом доходов;

·        большой покупательной способностью;

·        увеличением расходов на научно-исследовательскую деятельность;

·        активным применением слияний и поглощений.

Несмотря на выдающиеся финансовые результаты, наиболее динамично развивающимся компаниям по данным BCG предстоит еще много работы. Хотя в большинстве своем все компании показывают феноменальные показатели роста и обладают рядом сильных преимуществ, лишь некоторые из них уже сейчас доказывают свою готовность к серьезной конкурентной борьбе в глобальном масштабе. Таким образом, можно выделить следующие основные задачи для 100 наиболее динамично развивающихся компаний по данным BCG.

.        Усилить дифференциацию. В настоящее время инвестиции компаний в научно-исследовательскую деятельность значительно варьируются. В связи с этим все компании рейтинга BCG должны приложить максимум усилий к тому, чтобы уйти от конкуренции по издержкам, изначально ставя себя в невыгодное положение при конкурентной борьбе с ведущими западными фирмами. В самом худшем случае компании из стран-БРЭ, не вкладывающие средства в инновации, рискуют быть поглощенными агрессивными западными конкурентами, как это случилось в течение последних нескольких лет с большим количеством китайских производителей сотовых телефонов. Соответственно на сегодняшний день задачей номер один для всех без исключения наиболее динамично развивающихся компаний является внедрение инноваций, которые позволят им в долгосрочной перспективе конкурировать с ведущими игроками рынка.

.        Тщательно продумать и выбрать место и средства конкуренции. Уход от стратегий, основанных на издержках, незамедлительно приводит к главному и фундаментальному вопросу выбора места и средств конкуренции. У большинства участников рейтинга до сих пор нет точного ответа на данный вопрос, тем более если говорить о перспективе развития на пять лет вперед. Любая компания, ставящая своей целью достижение успеха, должна точно знать ответ на вопрос, кто и почему является ее клиентами, а также какие модели ведения бизнеса она должна использовать с целью получения желаемой доли рынка с определенными клиентами. Кроме того, эта компания должна всегда четко понимать, в каких регионах, рыночных сегментах и дисциплинах она собирается обладать конкурентными преимуществами.

.        Узнать больше о целевых глобальных рынках. Уход от стратегий, основанных на издержках, также требует более глубокого изучения иностранных целевых клиентов компании, которых она планирует поразить своими преимуществами. Поэтому данный вопрос должен быть учтен при разработке глобальной стратегии развития компании. Компании, полагающиеся исключительно на предположения, в том числе основанные на данных своего родного рынка, советы дистрибьюторов и агентов, серьезным образом рискуют совершить значительные ошибки.

.        Управлять репутацией компании и ее брендами в глобальном масштабе. По мере роста и становления все без исключения компании рейтинга попадут под пристальное внимание со стороны заинтересованных лиц, включая правительства и государственные органы различных стран, групп населения и средств массовой информации. Сегодня, когда мы живем в эпоху постоянной озабоченности в отношении безопасности продуктов, все продукты и бренды компаний-участников рейтинга подвергнутся серьезной проверке и анализу. Одобрение правительственными органами любых сделок по слиянию и поглощению также сказывается на имидже компании. Следовательно, компании должны подготовиться к подобным ситуациям. Наиболее успешные из них смогут создать успешные бренды и обеспечат себе отличную репутацию, в то время как остальные рискуют утратить полный контроль над своим имиджем и брендом в силу ряда геополитических факторов и конкуренции в глобальном масштабе.

.        Стать победителем в борьбе за таланты. Все без исключения компании рейтинга обязаны должным образом управлять своими талантами. По завершении той или иной сделки по слиянию и поглощению в развитых странах компании должны сделать все возможное, чтобы удержать наиболее талантливых сотрудников, которые изначально могут опасаться иностранного руководства. Кроме того, такие компании должны стараться успешно конкурировать с иностранными предприятиями внутри своей страны, зачастую предлагающими более надежные корпоративные ценности и имидж.

.        Управлять рисками глобализации. Глобальное присутствие компании незамедлительно потребует от нее использования более продуманных и изощренных управленческих подходов в дополнение к тем, которые компания длительное время могла применять у себя в стране. Например, управление финансовыми рисками в глобальном масштабе считается весьма запутанным и сложным процессом. Лучшие из лучших разрабатывают финансовые и корпоративные возможности, позволяющие им управлять валютными рисками, оптимизировать процесс управления налогообложением в глобальном масштабе, а также успешно завершать основные и наиболее значимые глобальные сделки и партнерства.

.        Стать истинными знатоками глобальных преимуществ. Наиболее успешными станут те, кто сможет внедрить все свои преимущества, полученные в результате деятельности в быстроразвивающейся экономике. Например, такая потенциальная компания может воспользоваться и соединить в себе воедино китайское производство и индийские возможности проектирования, разработать и внедрить необходимые сети продаж и маркетинговые стратегии в некоторых наиболее динамично развивающихся странах; получить доступ к капиталу и ноу-хау всемирно известных компаний, наконец свести воедино все сказанное выше под управлением единой глобальной управленческой команды, тем самым обеспечив себе более быстрое развитие и более эффективное управление рисками по сравнению с конкурентами. Все необходимые составляющие такого подхода присутствуют, а условия и результат выглядят весьма привлекательно.

Таким образом, соревнование (как между 100 наиболее динамично развивающимися компаниями по данным BCG, так и между остальными компаниями) за глобальное лидерство можно считать открытым.

Рисунок 2. Краткий обзор пяти быстроразвивающихся экономик


Топ-менеджеры существующих на развитых рынках компаний уже сейчас должны обеспокоиться и быть во всеоружии для конкуренции с компаниями из этих стран. Не стоит полагать, что компании из стран-БРЭ не будут покушаться на их рынок. Учитывая значительный прирост их прибыли (на 29% совокупного темпа годового роста в течение периода с 2004 по 2006 годы), общая выручка 100 наиболее динамично развивающихся компаний по данным BCG может вырасти до $3,3 трлн. к 2010 году и достигнет внушающей цифры - $11,8 трлн. к 2015 году.

Вероятно, не все прогнозы BCG сбудутся. Однако очевиден тот факт, что все компании из стран-БРЭ будут постоянно усиливать свои позиции и выходить на новые рынки. Уже сейчас существующие и признанные игроки рынка должны соответствующим образом быть готовыми к конкурентной борьбе. Конечно, большинство из таких компаний займут выжидательную позицию. Однако компании из стран-БРЭ вряд ли будут делать то же самое. Они не станут ждать, а начнут действовать, причем весьма стремительно, руководствуясь известным изречением Сунь-Цзы: «Поэтому сказано, что тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях».

Чтобы защитить свои позиции, компании на развитых рынках должны внедрять всевозможные инновации, снижать свои издержки, а также менять методы создания дополнительной стоимости. Примером может стать стратегия таких компаний-производителей сотовых телефонов, как Motorola, Nokia и Sony-Ericsson, которые смогли должным образом противостоять наплыву китайских конкурентов. Они увеличили объем своих инвестиций в разработку новых продуктов, прибегли к аутсорсингу со стороны всемирно известных игроков рынка (например Foxconn), вдвое увеличили расходы на продвижение своих брендов и достаточно агрессивно встретили новых конкурентов на своих рынках. В настоящее время большинство автомобилестроительных корпораций по всему миру прибегают к аналогичным действиям, в то время как все большая и сильная конкуренция появляется со стороны автомобилестроительных корпораций из Китая и Индии.

Самая лучшая защита, как известно, - нападение. Поэтому некоторые западные фирмы-производители бытовой техники и промышленные компании принимают решение конкурировать с быстрорастущими китайскими предприятиями непосредственно на рынке Китая. Некоторые выбирают путь поглощения стремительно растущих игроков рынка из стран с быстроразвивающейся экономикой. Этот подход позволяет компаниям из развитых государств использовать возможности компаний из стран-БРЭ значительно быстрее, если сравнивать с процессом построения аналогичных возможностей собственными силами.

Еще один подход - заключение партнерских отношений с компаниями из стран-БРЭ. На рынке возможны различные варианты сотрудничества и партнерства, являющиеся жизненно необходимыми элементами возможного будущего взаимодействия. Например, компания Royal Philips Electronics создала совместное предприятие с китайской China Neusoft Group - ведущим IT-игроком китайского рынка, чтобы получить скорейший доступ к рынку Китая, а также дополнительные технические и производственные возможности. Другие лидеры мирового рынка, например GE, обладают и используют систематические программы привлечения компаний из быстроразвивающихся экономик к сотрудничеству и партнерству. Лучшие компании из развитых стран начнут использовать настоящую технологию как можно раньше и смогут планировать ее в долгосрочной перспективе. Несомненно, стремление компаний из стран с быстроразвивающейся экономикой к новым технологиям и постоянному росту бизнеса означает, что все они могут считаться очень привлекательными клиентами и партнерами.

Рисунок 3.


Развернувшаяся в настоящее время конкурентная борьба, которая будет лишь усиливаться в будущем, происходит не только между компаниями из быстроразвивающихся экономик и компаниями из развитых стран. На самом деле все происходящее гораздо сложнее. Так, никогда не прекратится борьба между западными и японскими фирмами, в то время как компании из стран-БРЭ получат шанс конкурировать между собой.

Топ-менеджеры и директора ведущих западных компаний должны задать себе следующие вопросы.

·        Какие компании из стран-БРЭ являются нашими конкурентами сегодня? Кто будет нашим конкурентом в будущем? Какими основными преимуществами и недостатками они обладают? Каким образом они могут изменить индустрию? Существует ли угроза резкого изменения конкурентной ситуации в случае слияния конкурентов с компаниями из государств с быстроразвивающейся экономикой?

·        Достаточно ли быстро мы внедряем наши модели ведения бизнеса для должной конкуренции с компаниями из стран-БРЭ? Смогли ли мы обеспечить себя возможностями и ресурсами, аналогичными возможностям и ресурсам компаний из стран-БРЭ?

·        Достаточным ли образом мы привлекаем эти компании в качестве наших потенциальных партнеров и клиентов? Понимаем ли мы, что такое модель ведения бизнеса в свете конкуренции с компаниями из стран-БРЭ?

·        Являемся ли мы действительно глобальной компанией, в особенности в свете появления компаний из стран-БРЭ? Пользуемся ли мы потенциальными преимуществами, возникающими в результате конкуренции с компаниями из быстроразвивающихся экономик? Создаем ли мы возможности для деятельности в странах-БРЭ или отстаем? Понимаем ли мы, какое значение будут иметь компании из стран-БРЭ для нашей отрасли, например, с точки зрения потенциала глобального рынка, талантов и возможностей для появления новых конкурентов?

6. Актуальные модели глобализации

Модель 1.

Бренд: от быстроразвивающейся экономики к глобальному рынку. В общей сложности 29 компаний рейтинга BCG, включая 11 китайских и семь индийских, решили акцентировать свое внимание именно на данной модели. Кроме того, большинство компаний применяют эту модель, дополняя другими. Примером может послужить индийская Bajaj Auto - крупнейший экспортер двух? и трехколесных средств передвижения. Объем продаж компании в 2006 году составил $2,2 млрд., что на 131% выше аналогичного показателя 2000 года. В настоящее время компания занимает лидирующие позиции в девяти странах за пределами Индии, в основном в развивающихся государствах.

Еще одним примером компании, решившей использовать данную модель развития бизнеса, является Natura, бразильский производитель косметики. Создав мощный бренд в Бразилии, компанией было принято решение расширить свою сферу влияния на государства Латинской Америки. В настоящее время компания выходит на рынок стран Европы.

Модель 2.

Технологии: от проектирования в быстроразвивающейся экономике к глобальным инновациям. Данную модель используют в своей деятельности 20 участников рейтинга. Отличным примером могут стать Embraer (Бразилия) и China Aviation I (Китай). Выручка компании Embraer в 2006 году составила $3,8 млрд., 96% которой были получены в результате деятельности за пределами Бразилии. Компания является третьей в мире в сфере авиастроения (после Airbus и Boeing) и обладает на территории Китая совместным с компанией Aviation Industry Corporation (AVIC) II предприятием. Embraer успешно может конкурировать с гигантами рынка за счет сочетания дешевой рабочей силы и сильной базы в научно?исследовательской сфере. Выручка China Aviation I в 2006 году. составила $10,5 млрд., что на 420% выше аналогичного показателя 2000 года. Компания - крупнейший в Китае производитель гражданских и военных самолетов, ракет и аэронавигационной продукции.

Модель 3.

Лидерство: стремление в глобальном масштабе. Данную модель в своей деятельности используют 14 участников рейтинга, в том числе восемь китайских компаний, например, BYD Company - крупнейший китайский производитель перезаряжаемых аккумуляторов. Общий доход акционеров компании вырос на 148% в 2006 году BYD на равных конкурирует на рынке с ведущими японскими фирмами, используя в отличие от своих конкурентов трудоемкое, а не капиталоемкое производство. Кроме того, в 2003 году BYD смогла выйти на рынок автомобилестроения за счет поглощения Tsinchuan Automobile Company.

Модель 4.

Природные ресурсы: превращение в прибыль. Свое внимание именно на данной модели решили акцентировать 17 компаний из рейтинга. При этом более половины из них прибегают к технологиям слияния и поглощения для глобализации своего бизнеса. Отличным примером может стать Hindalco Industries, индийская компания по производству металла, крупнейший в Азии производитель прокатного алюминия. Выручка компании в 2006 году составила $4,1 млрд., одна треть которой была получена в результате деятельности за пределами Индии. Она совсем недавно провела несколько поглощений, включая покупку мощностей компании Alcan INDAL в Индии в 2001 году, покупку двух медных рудников в Австралии и канадской компании Novelis в 2007 году за $6 млрд. За счет приобретения последней выручка компании Hindalco Industries должна вырасти до $10 млрд.

Модель 5.

Новые бизнес модели: распространение на другие рынки. К данной модели прибегли десять участников рейтинга, и девять из них используют в своей деятельности стратегии слияний и поглощений. Пример - мексиканская America Movil, чья выручка в 2006 году составила $21,3 млрд. Эта компания, занимающаяся мобильной связью, хорошо представлена в странах Южной и Северной Америки, включая 28%?ю долю рынка беспроводной связи в США. America Movil смогла эффективно расширить свою деятельность за счет локализации операций в каждой отдельно взятой стране. Так, компания прибегает к использованию различных брендов и маркетинговых стратегий в разных регионах, однако всегда и везде стремится уделять особое внимание стоимостной части своих продуктов. Весьма интересен тот факт, что Карлос Слим Хелу, главный акционер компании (владеющий 30% акций компании), в настоящее время является одним из самых богатых людей в мире.

Модель 6.

Природные ресурсы: приобретение. Пять из десяти компаний, использующих данную стратегию развития, - представители Китая. Это лишний раз доказывает, что для правительства этой страны приоритетным является надежный доступ к природным ресурсам. Отличный пример здесь - China Minmetals Corporation, производитель и продавец основных металлов. Эта компания - крупнейший китайский производитель, продавец за пределы Китая и импортер стали и цветных металлов. Невзирая на то что компания получает весьма серьезную поддержку со стороны правительства Китая, у нее обширные знания рынка за счет своей развитой глобальной торговой сети. Выручка компании в 2006 году составила $18,9 млрд. Еще одним хорошим примером фирмы, использующей данную модель развития, может стать китайская CNOOC, являющаяся крупнейшим в Китае производителем сырой нефти и природного газа и демонстрирующая выдающиеся показатели роста бизнеса в размере 40%.

7. Топ карта мировой глобализации (отражение инфраструктуры)

Европейский исследовательский центр в Испре (Италия) при помощи Всемирного банка проделали титаническую работу, составив мировую карту всех автомобильных, железнодорожных, морских и речных дорог на планете Земля. Они рассчитали время движения по каждому из типов транспортных путей, а также внесли задержки на пересечение национальных границ (от 1 до 240 минут) и физический рельеф местности.

В итоге они получили универсальную карту, показывающую, насколько быстро в каждую точку планеты можно добраться от ближайшего города с населением минимум 50.000 жителей (без учёта авиатранспорта). Некоторые результаты исследования вызывают удивление. Оказывается, аж 90% нашей планеты находится в 48-часовой зоне доступности. Даже в таких, казалось бы, «неосвоенных» территориях как Бразилия (с лесами Амазонки), 80% территории находится в этой зоне.

Рисунок 4. Универсальная карта.


Приводим ещё несколько самых интересных фрагментов карты под хабракатом (почти все картинки кликабельны).

Это карта автомобильных дорог на планете, полученная со спутников.

Рисунок 5. Карта автодорог


В отличие от автомобильных дорог, прокладка железнодорожных путей тратит серьёзных инвестиций и работы квалифицированного персонала. Поэтому плотное железнодорожное покрытие на Земле имеется только в Европе, Америке и ещё нескольких уголках цивилизации, преимущественно, в бывших колониях (Индия, ЮАР, Австралия и т.д.).

Рисунок 6. Карта железнодорожных путей


Ниже карта морского транспорта. Ярким цветом выделены основные торговые пути.

Рисунок 7. Карта моских путей

А следующая схема, отражающая рельеф местности, плотность и тип растительности. Эта схема учитывалась для моделирования скорости перемещения пешком.


8. Что может дать процесс глобализации

Сражаясь с глобализацией, ее принципиальные критики борются как раз с тем механизмом, который может дать богатство менее развитой части мира. Глобализация является средством к процветанию. Страны, открывающие границы для свободной торговли своими продуктами и свободного распространения своих идей, содействуют общему повышению жизненных стандартов. Богатые страны вынуждены уходить из сфер производства, куда приходят другие, предлагающие более дешевые товары, и создавать новые производительные и продвинутые отрасли. Слаборазвитые страны выбираются из трясины бедности, переходя от сельскохозяйственной ориентации экономики к производству продуктов, а затем и услуг. Такой путь проделал Гонконг. По этому пути идут страны всей Азии, начиная от Китая и Вьетнама и заканчивая Малайзией и Южной Кореей. В развивающихся странах, открывших свои рынки для иностранных инвестиций, наблюдается быстрый рост доходов на душу населения, темпы которого достигают 5%, что даже выше, чем в развитых странах (2%). Страны, не затронутые процессом глобализации (в основном африканские и арабские), переживают постепенный упадок. Их экономическое нездоровье служит причиной наблюдающихся там неудовлетворенности и нестабильности.

Одним из наиболее эффективных инструментов продвижения глобализации являются прямые зарубежные инвестиции. Когда западные транснациональные компании приходят на рынки развивающихся стран, их нередко обвиняют в эксплуатации местных жителей, которые вынуждены работать в условиях потогонной системы. Следует, однако, отметить, что эксплуатация, скорее, свойственна местным безликим небрендированным компаниям, которые могут позволить себе унижать работников, платить им смехотворное жалованье, не боясь привлечь к себе внимание. Транснациональным компаниям приходится заботиться о репутации своих брендов и котировке своих акций. Именно поэтому они являются готовой мишенью для нападок со стороны активистов. Однако только такие корпорации устанавливают высшие ставки оплаты труда, обеспечивают высшие стандарты предлагаемых благ и условий. Делая их мишенью нападок, западные активисты подвергают иностранных рабочих риску потерять лучшие рабочие места из тех, что они могут получить.

Для иллюстрации сказанного трудно найти лучший пример, чем компания Nike - производитель спортивной обуви, неоднократно подвергавшаяся критике за методы деятельности в развивающемся мире. Как показывают результаты исследования, проведенного Миннесотским университетом (University of Minnesota) и опубликованного в докладе Всемирного банка в декабре 2000 года, вьетнамским рабочим, занятым в иностранных компаниях, действующих на территории страны, меньше угрожает опасность оказаться за чертой бедности. Согласно приведенным цифрам, доля населения Вьетнама, живущего за официальной чертой бедности, составляет 37,4% от общей численности населения, в то время как доля работников иностранных компаний, попадающих в эту категорию, составляет 8,4%, а для работников смешанных предприятий (частично с иностранным и частично с местным капиталом) - 21,4%. Анализ, сделанный австралийскими специалистами, показал, что заработная плата женщин, трудившихся на предприятиях компании Nike в Индонезии, была на 40% выше, чем аналогичная заработная плата в местных компаниях. Еще одно исследование, которое было проведено Мичиганским университетом (University of Michigan), продемонстрировало, что компания Nike установила на своих вьетнамских предприятиях, ориентированных на экспорт, среднюю заработную плату, в пять раз превышающую минимальную заработную плату, а на индонезийских - в три раза.

Во Вьетнаме компания Nike является вторым по объемам экспортером продукции, и за последнее десятилетие она содействовала сокращению количества бедных в стране наполовину.

Компания Nike открыла в местечке Самианг, неподалеку от г. Хошимин, совместное предприятие, где в 1995 году работало 5200 человек. Сегодня оно превратилось в активную экономическую зону, влияние которой распространилось за ее пределы, поскольку предприятие заставило других местных производителей конкурировать за рабочую силу. Заработная плата в Самианге в три раза выше, чем на государственных предприятиях, и в два раза больше, чем на местных производствах. Теперь среди обитателей Самианга вчетверо больше владельцев телефонов, чем до появления компании Nike, двое из трех его жителей имеют мопеды (раньше их имел один из трех), лишь 8% работников зарабатывают меньше 10 дол. в месяц (раньше - 20%), 75% жителей имеют телевизоры (в 1995 году их имели 30% жителей) 13.

На Филиппинах местным жителям, занятым на молочном комбинате компании Nestle в Кабайо, неподалеку от Манилы, не нужно объяснять, насколько желанной является работа на предприятиях транснациональных компаний. Работники получают там в среднем 27 дол. в день при минимальном уровне оплаты труда в стране в 8 дол. Три четверти работников охвачены системой здравоохранения и пользуются ссудами на покупку продуктов и оплату жилья. Хуан Сантос, возглавляющий в возрасте 64 лет Nestle Philippines, гордится тем, что его дочери живут в Америке, и это стало возможным благодаря его статусу зарубежного сотрудника компании Nestle. Патрисио Гарсиа, менеджер на предприятии в Кабайо, накопил достаточно средств для обучения своих детей в медицинском училище, что было бы невозможно, если бы он работал на местном предприятии. Он подчеркивает, что на каждое вакантное место на комбинате подается 20 тыс. заявок: «Люди знают, что мы удачливы и что компания Nestle является отличным работодателем». Джови Колкол (28 лет), работающая в компании с тех пор, как окончила школу, достаточно зарабатывает, чтобы из собственных средств оплачивать новое жилье, приобретенное благодаря ссуде, предоставленной компанией Nestle, и полагаться на собственные силы, а не на безработного мужа в обеспечении себя и двоих детей. Для нее компания Nestle символизирует экономическую независимость.

глобализация экономика корпорация транснациональный

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что глобализация требует объединения усилий всех государств в решении назревших (рассмотренных в работе) проблем. В такой ситуации возрастает роль ООН и других международных организаций в разработке программ развития мира, но возможно и возникновение принципиально новых международных структур, способных решить эти проблемы. Глобализация нивелирует различия между внутренней и внешней политикой государства, заставляя политическую элиту более тщательно просчитывать выгоды и недостатки участия страны в глобальной политической и экономических системах. Глобализация предъявляет повышенные требования и к управленческим кадрам: знание языков, овладение компьютерными технологиями, информацией о быстро меняющейся ситуации на мировых рынках, готовностью к новациям и рискам.

К настоящему времени аналитическое изучение процессов глобализации позволяет выделить несколько принципиальных форм их проявления, на которые чаще всего обращают внимание исследователи и изучение которых дает возможность лучше понять суть феномена. Взаимосвязанность хозяйственной деятельности в настоящее время не только проявляется намного сильнее, чем раньше, но и охватывает практически все страны мира, становясь глобальной. Разумеется, в первую очередь речь идет о переплетении экономик промышленно развитых стран, но и остальной мир с разной скоростью и интенсивностью втягивается в общемировые процессы. Итак, роль ТНК в глобализационных процессах отнюдь не столь однозначна, ибо они обостряют противоречия между национальной и глобальной экономикой. Да к тому же нельзя упускать из виду и наличие взаимозависимости глобализации и ТНК.

Список использованной литературы

1.      Акулич И.Л., «Международный маркетинг», изд. Высшая школа,2006.

.        Голубкова Е.Н., Сейфуллаева, «Международный маркетинг», изд. Дело и Сервис, 2008.

.        Симмонс Д., Клифтон Р., «Бренды и брендинг», изд. Олимп-Бизнес, 2008.

.        Дементьева А.Г., статья «Современные условия глобализации и роль ТНК», журнал «Инициативы XXI века» №1 2010г.

.        Дертниг Штефан, «Время стремительной глобализации», журнал «Стратегии» апрель 2008г.

.        Загашвили В.С., статья «На пороге нового этапа экономической глобализации», журнал МЭиМО №3 2009г.

.        Пархоменко А., статья «Глобализация рынка и маркетинг», журнал Энциклопедия маркетинга, май 2008.

.        Тихонов А., статья «Агенты глобализации», журнал «Профиль» №17 (431) 2005г.

.        Чупис А., статья «ТНК в процессах глобализации», портал Информационно-аналитический центр, декабрь 2009

.        Список 500 глобальных компаний по версии журнала «Fortune» 2009г.

Приложение

Таблица 7. Мировые лидеры и аутсайдеры глобализации


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!