Процессы глобализации на современном этапе
Введение
Экономика функционирует благодаря разнообразным связям: транспортным,
социальным, научным, предпринимательским и т.д., которые обеспечивают обмен
информацией и координацию действий субъектов хозяйствования. В последние годы
появилось много электронных компьютерных сетей. Среди них ведущую роль в
формировании глобальных и национальных электронных рынков играет, бесспорно,
Интернет.
В развитых странах одновременно происходят две революции – в
информационных технологиях и в бизнесе. [1, с.48]
В настоящее время мы являемся свидетелями
кардинальной революции в средствах коммуникации. Целый ряд, казалось бы,
отдельных выдающихся технических достижений - телевидение, передающее
изображение и звук на расстояние, компьютер, оперирующий огромными массивами
информации, представленной в цифровом виде, космические линии телекоммуникаций,
охватывающие весь мир и т. д. - образуют, технологически сопрягаясь и дополняя
друг друга, быстро разрастающуюся и совершенствующуюся глобальную
информационно-коммуникативную систему.
И все это находится в прямой взаимосвязи с общемировыми процессами
глобализации, охватывающими все стороны нашей жизни от экономики до культуры. От
состояния экономики страны зависит качество жизни ее граждан, а также степень
ее положения в мировом сообществе. Бизнес является опорой экономики, поэтому
все процессы, которые имеют влияние на бизнес, отражаются и на экономике
страны. Таким образом, очень актуальной является тема воздействия процессов
глобализации на коммуникации в сфере бизнеса, которые играют решающую роль в
его развитии.
1. Что такое глобализация
Глобализация является объективным
процессом и высшей стадией интернационализации, характеризующейся качественным
изменением содержания всех видов деятельности современного общества. Отдельные авторы
определяют глобализацию как процессы технологической (в том числе информационной),
экономической, культурной и политической интеграции человечества, в связи с чем,
в корне меняется мироустройство и мировой порядок. [2, с.4]
На современном этапе ни одна страна
не может остаться в стороне от быстро развивающихся процессов
интернационализации и глобализации экономики. Участие в них позволяет не только
решить насущные экономические проблемы, но и активно внедриться в мировые
технологические потоки, осваивать и эффективно использовать зарубежный опыт
организации и управления производством. Приобщение к мировому сообществу не
только ведет к кардинальным изменениям в производстве и потреблении, но и существенно
трансформирует представления людей о современном мире, заставляет осмысливать
новые проблемы, что требует особого поведения, квалификации и знаний.
Изменения, происходящие в мире, инициируют появление новых, так называемых
глобальных, предпринимательских возможностей, новых интересных идей и способов
их воплощения. Особенно велико значение международного торгово-экономического и
научно-технического сотрудничества для развивающихся экономик. Как считают специалисты,
это - следствие узости их национальных
рынков, отсталой технико-технологической базы, нехватки квалифицированных
специалистов, неразвитости науки и гораздо большего, нежели в развитом мире,
разрыва между структурами производства и потребления. [3, с.67-78.]
Глобализация
предпринимательской деятельности в последние десятилетия усиленно развивается
благодаря наличию ряда тенденций, характеризующих развитие мирового сообщества.
Одной из
таких тенденций является изменение влияния факторов времени и пространства.
Международное предпринимательство, как известно, связано с преодолением больших
расстояний. Высокие темпы технического прогресса в области коммуникаций и
транспорта позволяют в значительной степени экономить время и средства,
затрачиваемые на передачу информации, транспортировку товаров и перемещение
людей. Достижения в области коммуникаций, такие, как спутниковая связь, не
только ускоряют взаимодействие, но и позволяют осуществлять более оперативный
контроль над любыми международными операциями.
Быстрый обмен
информацией о новых изделиях приводит к увеличению объемов продаж на
иностранных рынках. Благодаря техническим новшествам на транспорте появилась
возможность перемещать производство из страны в страну, разделять производство
компонентов или целых изделий между странами в целях оптимизации затрат.
Другая
тенденция относится к развитию институциональных механизмов. Благоприятные
условия развития международного предпринимательства создаются благодаря
эволюции общественных институтов, совершенствованию инфраструктуры бизнеса. Это
касается, в частности, снятия торговых барьеров; создания торговых союзов;
изменений, происходящих в странах Восточной Европы и некоторых странах СНГ.
Важной
тенденцией развития мировой экономики является также изменение конкуренции в
глобальном масштабе. В связи с растущей конкуренцией на мировом рынке,
снятием торговых барьеров, развитием систем коммуникации, информации и
транспорта предпринимательские организации испытывают все большее влияние
международных рынков. Предприниматели рассматривают интернационализацию как
неизбежность, с которой им придется рано или поздно столкнуться.
На
современном этапе развития мирового хозяйства не обязательно выходить за рубеж,
чтобы испытать международную конкуренцию. В рамках международной конкуренции
предпринимательские фирмы вынуждены адаптироваться к новым условиям.
·
Процесс глобализации охватывает разные сферы мировой
экономики,
Современная глобализация мировой экономики выражается в следующих
процессах (рис. 1):
·
в углублении, прежде всего, интернационализации производства, а
не обмена, как это имело место ранее. Интернационализация производства
проявляется в том, что в создании конечного продукта в разных формах и на
разных стадиях участвуют производители многих стран мира. Промежуточные товары
и полуфабрикаты занимают все большую долю в мировой торговле и в
межкорпоративных трансфертах. Институциональной формой интернационализации
производства выступают ТНК;
·
в углублении интернационализации капитала, заключающемся в росте
международного движения капитала между странами, прежде всего, в виде прямых
инвестиций (причем объемы прямых иностранных инвестиций растут быстрее, чем
внешняя торговля и производство), интернационализации фондового рынка;
Рис. 1. Компоненты глобализации мировой экономики
·
глобализации производительных сил через обмен средствами
производства и научно-техническими, технологическими знаниями, а также в форме
международной специализации и кооперации, связывающих хозяйственные единицы в
целостные производственно-потребительские системы; через производственное
сотрудничество, международное перемещение производственных ресурсов;
·
усилении интернационализации обмена на основе углубления
международного разделения труда, возрастания масштабов и качественного
изменения характера традиционной международной торговли овеществленными
товарами. Все более важным направлением международного сотрудничества
становится сфера услуг, которая развивается быстрее сферы материального производства;
·
увеличении масштабов международной миграции рабочей силы [4 ]
Существует точка зрения, согласно которой
у глобализации нет альтернативы, то есть этот процесс неизбежен, но вариабелен
– существуют модели дальнейшего хода развития этого процесса в зависимости от
дальнейших тенденций развития общемировой интеграции.[5, с.125-126]
Таким образом, глобализация – неизбежный объективный процесс, который
имеет место в настоящее время и затрагивает все области нашей жизни, в том
числе оказывает огромное влияние на мировые хозяйственные процессы, и очень
масштабно влияет на развитие бизнеса, в том числе и на коммуникации в этой
сфере.
“Коммуникация (лат. communicatio, от communico
— “делаю общим, связываю, общаюсь”), 1) пути сообщения, транспорта, связи, сети
подземного коммунального хозяйства, 2) общение, передача информации от человека
к человеку в процессе деятельности”.
Таким образом, коммуникации — это и обмен
информацией в процессе деятельности, общения, и пути сообщения. Эффективностью
коммуникаций в организации часто определяется качество решений и их реализации.
Различают: 1) формальные коммуникации, осуществляемые между элементами
формальной структуры организации: межуровневые коммуникации (нисходящие и
восходящие), горизонтальные коммуникации (между подразделениями одного уровня в
иерархии организации), коммуникации “руководитель–подчиненный”,
“руководитель–рабочая группа”; 2) неформальные коммуникации (связанные с
неформальными группами и неслужебными вопросами, а также распространение слухов
о служебных вопросах). Обычным средством осуществления формальных коммуникаций
является письменная и устная речь. При осуществлении коммуникаций следует
принимать во внимание наличие “барьеров непонимания” (семантического,
стилистического, логического, фонетического, барьера авторитета и др.) и
овладевать методами их преодоления.
Разница между просто общением и коммуникацией состоит в том, что в
процессе общения больше внимания уделяется психологическому аспекту, тогда как
коммуникация предполагает взаимодействие психологического, информационного,
технико-технологического и организационно-экономического уровней. Эффективные коммуникации могут обеспечить и успех, и неудачу
или, по крайней мере, определить степень успеха.
Бизнес-коммуникации правомерно определить как факторы
обеспечения эффективности деловых контактов.
Принципы эффективных бизнес-коммуникаций, согласно
исследованию ряда ученых, можно представить следующим образом:
·
объективная необходимость при решении
проблем коммуникативного характера учитывать единство рационального и
эмоционального в поведении человека; иногда речь может идти об иррациональном,
особенно с субъективной точки зрения (мы часто считаем, что человек
нерационален, поскольку его поведение не укладывается в нашу модель, не
соответствует нашим ожиданиям);
·
ситуативность, включающая
необоснованность ожидания именно той реакции на коммуникативное воздействие,
которая является желательной (малое воздействие способно вызвать “лавинную”
реакцию), возможность нахождения объекта воздействия в состоянии напряженности,
которое трудно распознать, и субъективность в интерпретации ситуаций;
·
стремление к повышению уровня
объективности представлений о партнере по взаимодействию, недостаточности
своего мнения и опыта для трактовки и прогнозирования поведения партнера по
общению;
·
гуманизм в построении коммуникаций;
·
развитие, или онтогенез субъектов
общения и динамики психических процессов и состояний.
·
системность субъектов коммуникаций
(система целостна, уникальна, автономна, адаптивна, связана со средой, т. е.
открыта, не поддается полному моделированию процессов и состояний);
·
вероятность наличия недиагностируемых
скрытых факторов поведения типа намерений, умыслов, имитации;
·
неполная адекватность моделей поведения
субъектов любой сложности, на основе которых строятся прогнозы и ожидания,
самому субъекту, системе
·
бесконечность процесса познания
·
научность;
·
опора на закон.
Это сложное многоплановое явление связано с
некоторым набором подобающих норм, правил, приемов общения. Их адекватное
понимание и принятие всеми общающимися сторонами и соблюдение в соответствии с
ожиданиями трактуется партнерами как благоприятный фактор, а неадекватность
принимается как помеха, отвлекающий фактор, способный изменить результаты
общения. [6, с.235]
Таким образом, коммуникации в сфере бизнеса
предполагают взаимодействие многих составляющих, начиная от межличностного
общения, управленческих подходов, и заканчивая техническими и экономическими
разновидностями связей. Все эти процессы играют немалую роль в успешном
развитии бизнеса.
Рассмотрим некоторые аспекты воздействия
глобализации на коммуникации в сфере бизнеса.
Для современной мировой экономики характерна стремительно развивающаяся
транснационализация корпоративных отношений. В этом процессе основной движущей
силой выступают транснациональные предприятия (ТНП), банки (ТНБ) и корпорации
(ТНК). В результате мировой экспансии последних наблюдается широкомасштабное
проникновение их филиалов на территории иностранных государств и обострение
международной конкуренции на внутренних рынках. Сегодня в мировой экономике ни
один значительный процесс не происходит без участия корпоративных субъектов
мирового хозяйства.
Отмечая главную особенность ТНК – создание зарубежных филиалов путем ПИИ,
исследователи разработали ряд моделей оптимизации финансовых потоков, которые
опираются на минимизацию транзакционных издержек, оптимизацию налоговой
нагрузки и арбитраж капитала, то есть максимизацию функции дохода ТНК. Политика
коммуникаций в сфере производственных и сбытовых стратегий определяется
международной конвергенцией производства и потребительского спроса, которые
изучаются в научно-исследовательских центрах, коллективы которых располагаются
с таким расчетом, чтобы новые технологические процессы и продукция оперативно
внедрялись в производственной и сбытовой сетях ТНК.
Совершенствование информационных технологий, средств связи и транспорта
обусловливает увеличение количества товаров и услуг с идентичными
потребительскими свойствами, пользующихся спросом на многих рынках. Примером
могут послужить модная одежда, бытовая техника, ресторанные или гостиничные
услуги. Одновременно многие ТНК контролируют и направляют свой бизнес с учетом
особенностей национальных рынков. [7, с.67]
При транснационализации бизнеса мировой рынок воспринимается как единый и
полностью гомогенный, предпринимательская стратегия строится, исходя из
стандартизованный мотиваций и требований унифицированных потребительских
сегментов. То есть такая экономическая глобализация выступает логическим
завершением и высшей формой концентрации производства. Однако можно сказать,
что в современном мире еще один важный критерий детерминации глобализационного
уровня экономических процессов – это их отраслевая принадлежность. Одни
товарные рынки благодаря универсальности продукта и распространенности
стандартизованных операций уже, по сути, являются стандартизованными, другие
же, находятся на разных этапах интернационализации.
Изучение опыта управленческой деятельности компаний из более чем 20 стран
мира доказывает, что в каждом отдельном случае выбирается собственный путь
интернационализации деятельности и ее маркетингового обеспечения, но логика
остается типичной: от основ внутреннего маркетинга внутренние структуры
развиваются и усложняются в направлении транснационализации и глобализации,
привлекая все более сложные и многоуровневые управленческие механизмы, часто
даже недооценивая уровень расходов и не имея ясного представления о
концептуальных принципах потенциальной деятельности. При том, что компании
могут применять одновременно различные виды международной деятельности на
разных рынках и сегментах в зависимости от их производственно-коммерческих
возможностей и устремлений, они, как правило, начинают свою деятельность с “домашнего
рынка”, постепенно усиливая уровень интернационализации и постепенно усложняя
управленческие функции обеспечения производственно-коммерческой деятельности в
международном экономическом пространстве. Скорость перехода от национально
локализованного бизнеса к стандартизованным формам глобализации зависит от
уровня зрелости рыночной среды, факторы которой могут усиливать
глобализационные тенденции или, наоборот, подавлять. [8, с.58]
Содержание предпринимательства, границы его осуществления связаны с
формами и видами предпринимательской деятельности. В связи с принятой
структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение,
потребление) выделяют четыре главные сферы предпринимательство: производственная,
коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской
деятельности, например, маркетинговая, инновационная, включаются в состав
четырех главных сфер предпринимательства.
Таким
образом, глобализационные процессы являются неизбежным процессом общего
мирового развития.
Основными
процессами в области бизнеса являются глобализация в области коммуникаций,
дающая возможности быстрого обмена информацией
Глобализация
приводит к совершенствованию инфраструктуры бизнеса и эволюции общественных
механизмов, создающих единое пространство, облегчающее продажу и доставку
товаров.
Наблюдается
процесс образования новых форм бизнеса под воздействием процессов глобализации.
В частности появляются крупные транснациональные корпорации, которые используют
последние достижения техники и инновации, в частности Интернет и спутниковую
связь.
1. Яровая И.
Интернет как инструмент продвижения продукции промышленных предприятий // Экономика
Украины №12 2006г.
2. Юлдашева
О.У., Аренков И.А., Мамров А.Н. Организация маркетинга и глобализация
экономики: данные опроса руководителей предприятий Санкт-Петербурга.//
Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2002, №3(39)
3. Эльянов А.
Мирохозяйственная составляющая экономического прогресса.//Мировая экономика и
международные отношения, 1999, №7
4. Владимирова
И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и
последствия // Менеджмент в России и за рубежом- №3 2001
5. Чешков М. Глобализация: сущность, нынешняя фаза,
перспективы // Pro et Contra - Осень 1999. - Том 4.- № 4. - С. 125-126.
6. Спивак В.А. Современные
бизнес-коммуникации. СПб: Питер, 2001 – 448с
7. Дамиров Я. ТНК как фактор
включения национальных государств в мировую экономику (на примере
Азейбарджана)//Экономика Украины №5 2007