Статистико-экономический исследование финансовых результатов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,03 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистико-экономический исследование финансовых результатов

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ижевская государственная сельскохозяйственная академия

Кафедра экономического анализа и статистики






КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Социально-экономическая статистика»

на тему: «Статистико-экономический анализ финансовых результатов на примере ООО «Заря» Агрызского района Республики Татарстан

Выполнил: студент 4 курса

Н.Г. Николаева




Ижевск 2011

Содержание

Введение

. Организационно-правовая и экономическая характеристика хозяйствующего субъекта

.1 Местоположение и правовой статус хозяйствующего субъекта

.2 Организационное устройство, размер и специализация хозяйствующего субъекта

.3 Экономическая характеристика хозяйствующего субъекта

. Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия

.1 Прибыль и ее сущность

.2 Рентабельность работы предприятия

. Статистико-экономический анализ финансовых результатов на примере ООО «Заря» Агрызского района Республики Татарстан

.1 Ряды динамики

.2 Факторный анализ финансовых результатов

.3 Корреляционно-регрессионный анализ финансовых результатов

Выводы и предложения

Список литературы

Приложения

Введение

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Финансовые результаты и прибыль - важнейшие характеристики экономической деятельности предприятия. Они определяют конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивают, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. От уровня прибыли предприятия зависит и моральная обстановка в коллективе. Чем выше прибыль предприятия, тем больше у работников предприятия дополнительные выплаты и выше стимул к работе. Кроме того, прибыль является источником обновления производственных фондов предприятия и расширения производства. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Положительные финансовые результаты и максимальную прибыль предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в распоряжении.

Объём реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Во времена рыночных отношений исключительно велика роль анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Это связано с тем, что предприятия приобрели самостоятельность и несут полную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности перед совладельцами, акционерами, работниками, банками и кредиторами.

Целью данной работы является статистико-экономический анализ финансовых результатов на примере ООО «Заря».

Задачами настоящей курсовой работы являются организационно-правовая и экономическая характеристика хозяйствующего субъекта; изучение понятия и характеристика финансовых результатов; статистико-экономический анализ финансовых результатов на примере, корреляционно-регрессионный анализ зависимости уровня прибыли от размера выручки и себестоимости реализованной продукции.

Курсовая работа содержит материал теоретического и практического значения.

В теоретической части работы рассмотрены понятие финансовых результатов, прибыли, рентабельности предприятий, структура прибыли.

Практическая часть содержит статистико-экономический анализ размера прибыли на примере ООО «Заря» и корреляционно-регрессионный анализ влияния факторов на этот показатель.

Объектом исследования является ООО «Заря» Агрызского района Республики Татарстан. Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат данные бухгалтерской отчетности ф.1 «Бухгалтерский баланс», ф. 2 «Отчет о прибылях и убытках», данные бухгалтерского учёта по счетам 90, 91, 99, а также соответствующие таблицы годового отчета предприятия.

1. Организационно-правовая и экономическая характеристика хозяйствующего субъекта

.1 Местоположение и правовой статус хозяйствующего субъекта

ООО «Заря» расположено в южной части Агрызского района Республики Татарстан, в 80 км от районного центра - г. Агрыз. Центральная усадьба хозяйства расположена в с.Каменный Ключ. Юридический и фактический адреса хозяйства совпадают - Республика Татарстан, Агрызский район, с.Каменный Ключ, ул. Шкетана, 4.

По виду и характеру деятельности - предприятие производственной сферы, по размерам - крупное, по организационно-правовой форме - общество с ограниченной ответственностью.

Обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Общество с ограниченной ответственностью «Заря» является юридическим лицом - коммерческой организацией, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, созданным в целях извлечения прибыли.

Правовое положение (его правоспособность) определяется Гражданским кодексом РБ, Законом о предприятиях, Уставом, учредительным договором, другими нормативными документами.

Общество создано решением учредителя N 1 от 31 июля 2006 г. и действует на основании Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», иного действующего законодательства, Устава.

Общество имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, может от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выступать истцом или ответчиком в суде, арбитражном суде.

Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Заря».

Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ООО «Заря».

Местонахождение Общества: 422218, Российская Федерация, Республика Татарстан, Агрызский район, с. Каменный Ключ, ул. Шкетана,4.

Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников.

Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются Гражданским Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законом об обществах с ограниченной ответственностью, т.е пятидесяти участников. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела.

Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного лица, в том числе при создании в результате реорганизации.

Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Учредители общества с ограниченной ответственностью заключают между собой договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер их долей в уставном капитале общества и иные установленные законом об обществах с ограниченной ответственностью условия. Договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью заключается в письменной форме.

Учредители общества с ограниченной ответственностью несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его учреждением и возникшим до его государственной регистрации.

Общество с ограниченной ответственностью несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения действий учредителей общества общим собранием участников общества. Размер ответственности общества по этим обязательствам учредителей общества может быть ограничен законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является его устав.

Устав общества с ограниченной ответственностью должен содержать сведения о размере уставного капитала общества, составе и компетенции его органов управления, порядке принятия ими решений (в том числе решений по вопросам, принимаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов) и иные предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью сведения.

Порядок совершения иных действий по учреждению общества с ограниченной ответственностью определяется законом об обществах с ограниченной ответственностью.

.2 Оганизационное устройство, размер и специализация хозяйствующего субъекта

Структура организации включает в себя все средства, с помощью которых осуществляется: распределение различных видов деятельности между компонентами организации; координация деятельности этих компонентов. Без структуры, привлеченные к работе люди, были бы просто неуправляемой толпой, или, в лучшем случае, совокупностью независимых групп, а не организацией. Структура - одна из основных характеристик организации независимо от того, будь это теннисный клуб или благотворительное общество, рабочий кооператив или транснациональная корпорация.

Основными характеристиками организационной структуры являются

разделение на отделы (отделения, секторы, бригады и т.д.), а также подотчетность и подчиненность. Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур. Все эти виды сводятся к следующим видам организационных структур:

Линейная используется в системах управления производственными участками, отделами, цехами. Не рассчитана на управление большим предприятием, т.к. не включает в себя научные и проектные организации, разветвлённую систему связей с поставщиками и потребителями.

Функциональная: характерные ее черты - углубление функционального разделения управленческого труда, обособление функций и специализация подразделений управления. Практически не используется, т.к. нарушается принцип единства управления, снижается ответственность исполнителей.

Объединение по функциональному принципу предусматривает объединение специалистов одного профиля под началом отдельного менеджера.

Смешанная структура наиболее применяемая. При ней функциональные подразделения действуют на правах штаба при линейных руководителях, помогая им в решении отдельных управленческих задач.

По каждой подсистеме формируются "иерархия" служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач. Например, работа служб, управляющих производством, - показателями выполнения графика выпуска продукции, затрат ресурсов, производительности труда, качества, использования производственных мощностей. [3]

Организационное устройство и структуру управления ООО «Заря» рассмотрим на рис.1.

Рисунок 1. Структура управления ООО «Заря».

В данном предприятии применяется смешанная организационная структура, предусматривающая создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Основная роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями. Наряду с линейными руководителями (директорами, начальниками филиалов и цехов) существуют руководители функциональных подразделений (планового, технического, финансового отделов, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями.

Для характеристики предприятия необходимо также определить специализацию хозяйства и ее уровень.

Специализация - это сосредоточение деятельности на производстве определенного вида или видов продукции в отдельных отраслях, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации производства. В сельском хозяйстве специализация предполагает создание предприятий, ориентирующихся на выпуск одного-двух видов сельскохозяйственной продукции.

Главный показатель для определения специализации - это структура товарной продукции. В качестве дополнительных используют структуру валовой продукции, затрат, прибыли и т.д.

Структура товарной продукции - процентное соотношение выручки отдельных видов продукции в общей сумме выручки от реализаций. [6]

Для определения глубины специализации рассчитывается коэффициент специализации.

Ксп = 100/ ∑D(2n - 1)(1)

100 - сумма удельных весов продукции, товаров, работ, услуг всего;

D - удельный вес продукции, товаров, работ, услуг отдельных отраслей в структуре реализации, в процентах;

N - порядковый номер вида товарной продукции в ранжированном ряду по удельному весу, начиная с наивысшего. Значения коэффициента специализации:

Ксп< 0,35 - низкая степень товарного сосредоточения;

,35< Ксп<0,5 - средняя степень специализации;

,5< Ксп <0,6 - высокий уровень специализации;

Ксп >0,6 - углубленная специализации.

Если хозяйство производит один вид продукции, то Ксп=1.

Рассчитаем коэффициент специализации и ее уровень на примере ООО «Заря» Агрызского района Республики Татарстан.

Таблица 1 - Состав и структура проданной продукции, товаров, работ, услуг в ООО «Заря» Агрызского района Республики Татарстан.

Отрасль, вид продукции, товаров, работ, услуг.

Продано

2009 г. в % к 2007 г.

2009 г. в % к 2008 г.


2007г.

2008г.

2009г.




тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%



Зерновые и зернобобовые

91310

42,4

133936

41,8

100115

34,4

109,6

74,7

Прочая продукция растениеводства

3270

1,5

-

-

-

-

-

-

Итого продукции растениеводства

94580

43,9

133936

41,8

100115

34,4

105,8

74,7

Прирост живой массы крупного рогатого скота

64181

29,8

100731

31,4

97209

33,4

151,5

96,5

Молоко

31390

14,6

46520

14,5

51576

17,7

164,3

110,9

Итого продукция скотоводства

95571

44,4

147251

45,9

148785

51,2

155,7

101

Прирост живой массы свиней

1419

0,6

-

-

-

-

-

-

Мед

717

0,3

1083

0,3

672

0,2

93,7

62

Прочая продукция животноводства

1103

0,5

1402

0,5

1078

0,4

97,7

76,9

Итого продукции животноводства

98810

45,9

149736

57,2

150535

51,8

152,3

100,5

Продукция подсобных производств

-

-

-

-

-

-

-

-

Прочая продукция, товары, работы, услуги

22008

10,2

36647

11,4

40037

13,8

181,9

109,2

Всего

215398

100

320319

100

290687

100

134,9

90,7

Коэффициент специализации

0,32

0,34

0,31

96,9

91,2


Таким образом, получили коэффициент специализации 2007 г.- 0,32, 2008г.- 0,34, 2009 г.- 0,31. Данный показатель свидетельствует о средней степени специализации. Таким образом, в 2007 - 2009 годах ООО «Заря» специализировался на производстве продукции скотоводства, производственное направление развития предприятия - мясное. Хорошо развито и производство зерна и зернобобовых культур. Коэффициент специализации в отчетном году снизился по сравнению с 2007 г. на 3,1%, по сравнению с 2008г. - на 8,8%. Степень специализации за рассматриваемые годы не изменилась - средняя.

Размеры предприятия рассмотрим по таблице 2.

Таблица 2 - Основные экономические показатели деятельности предприятия

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г. в % к 2007 г.

1. Закреплено земли, га в т.ч.: - пашни - сельскохозяйственных угодий

15521 12199 3322

15521 12199 3322

15521 12199 3322

100 100 100

2. Валовой выпуск продукции по себестоимости, тыс.руб.

204921

268087

334504

163,2

3. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

215398

320319

290687

134,9

4. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

(204921)

(268087)

(334504)

163,2

5. Валовая прибыль, тыс.руб.

10477

52232

(43817)

418,2

6. Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб.

10477

52232

(43817)

(418,2)

7. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб.

24498

19551

68828

280,9

8. Прибыль (убыток) от обычной деятельности, тыс.руб.

10477

52232

(43817)

(418,2)

9. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс.руб.

23439

18387

66973

285,7

10. Среднесписочная численность работников, чел.

1145

1145

1145

100

11. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.

141417

333430

428004

302,6

12. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

292191

381800

530701

181,6

13. Среднегодовое поголовье скота, гол., в т.ч.: - крупного рогатого скота - свиней

  1620 520

  1625 520

  1597 534

  98,6 102,7

14.Рентабельность реализованной продукции, % - продаж - до налогообложения - чистой прибыли

  5,1 11,9 11,4

  19,5 7,3 6,8

  13,1 20,6 20

  256,9 173,1 175.4


Многие показатели деятельности хозяйства изменились в положительную сторону. К примеру, выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг увеличилась на 75 289 тыс.руб., т.е. на 34,9%. Чистая прибыль повысилась на 43 534 тыс.руб., т.е. на 185,7%. В отрицательную сторону повысилась себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг на 129 583 тыс.руб., т.е. на 63,2%, что может быть связано с увеличением размеров производства либо с нерациональным использованием материальных и денежных ресурсов, что крайне нежелательно для организации, т.к. ведет к снижению размера прибыли. Повысилась среднегодовая стоимость основных средств на 202,6%, что свидетельствует о приобретении новых основных средств. Размеры закрепленных за организацией земель остались неизменными. Рентабельность реализованной продукции увеличилась на 156,9% в 2009 г. по сравнению с 2007 г., что произошло в основном за счет увеличения размера прибыли от реализованной продукции.

.3 Экономическая характеристика хозяйствующего субъекта

экономический финансовый статистический хозяйствующий

Для экономической характеристики предприятия рассмотрим также состав, размер, структуру, темпы роста среднегодовой стоимости основных и оборотных средств предприятия.

Основные средства - средства труда, которые участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму и переносят свою стоимость на готовую продукцию частями по мере износа в виде амортизационных отчислений. К ним относят средства труда со сроком службы более одного года и стоимостью свыше 100 минимальных размеров оплаты труда.[10]

Классификация основных фондов:

. по функциональному назначению:

а) основные производственные фонды сельскохозяйственного назначения;

б) основные производственные фонды несельскохозяйственного назначения;

в) непроизводственные основные фонды (жилые дома, детские, спортивные сооружения и т.д.).

. по вещественно-натуральному составу:

а) здание - административные, хозяйственные строения, здания, в которых происходят процессы основных, вспомогательных и подсобных производств;

б) сооружения - инженерно-строительные объекты, которые необходимы для осуществления процесса производства (теплицы, силосные башни и т.д.);

в) передаточные устройства - электро-теплосети, водопроводные, телефонные сети и т.д.;

г) машины и оборудование:

силовые машины (электродвигатели, трактора);

рабочие машины и оборудование (все сельскохозяйственные машины);

средства измерения (измерительные приборы лабораторное оборудование);

вычислительная техника;

д) транспортные средства - все виды автомобилей, прицепы;

е) производственный и хозяйственный инвентарь;

ж) продуктивный и рабочий скот;

з) многолетние насаждения;

и) прочие основные фонды.

. по принадлежности:

а) собственные;

б) арендованные.

. по степени использования:

а) находящиеся в эксплуатации;

б) находящиеся в запасе;

в) находящиеся в стадии достройки и реконструкции.

. по степени воздействия на предмет:

а) активные - непосредственно воздействуют на продукт, видоизменяя его;

б) пассивные - создают необходимые условия для процесса труда.

. по видам имущества:

а) движимые (машины, транспорт, рабочий скот);

б) недвижимые (здания, сооружения).[12]

Структура основных производственных фондов - процентное соотношение отдельных видов основных средств в их общей стоимости.[1]

Рассмотрим состав, структуру и изменение стоимости основных средств в данном предприятии.

Таблица 3 - Состав, размер, структура и темпы роста среднегодовой стоимости основных средств предприятия

Показатель

2007г.

2008г.

2009г.


тыс. руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%


1.Здания

27671

19,6

61096

18,3

72918

17,1

119,3

2.Сооружения

29110

20,6

53610

16,1

65430

15,3

122,0

3.Машины и оборудование

22750

16,1

74850

22,4

66672

15,6

89,1

4.Транспортные средства

32170

22,7

54265

16,3

86087

20,1

121,8

5.Производственный и хозяйственный инвентарь

8511

6,0

21201

6,4

33023

7,7

155,8

6.Рабочий скот

9105

6,4

25426

7,6

37248

8,7

146,5

7.Продуктивный скот

12100

8,6

41770

12,5

53592

12,5

128,3

8.Другие виды основных средств

-

-

1212

0,4

13034

3,1

1075,4

Итого:

141417

100

333430

100

428004

100

128,4


Состав основных фондов хозяйства по сравнению с 2008 г. не изменился.

В структуре основных средств предприятия наибольший удельный вес принадлежит в 2008-2009 г.г транспортным средствам - 16,3 и 20,1% соответственно. К тому же данный показатель увеличился по сравнению с 2008 г. на 21,8%, по сравнению с 2007 г. - на 167,6%. Наименьший удельный вес занимают другие виды основных средств - 0,3 и 3,1% соответственно. В 2009 г. уменьшилась стоимость машин и оборудования на 10,9% или на 8178 тыс.руб. К снижению данного показателя могли привести поломка машин и оборудования, продажа и т.д. В общей сумме стоимость основных средств увеличилась по сравнению с 2008 г. на 28,4%, по сравнению с 2007 г. на 202,6%.

Кроме основных средств для экономической характеристики также следует рассмотреть состав и структуру оборотных средств.

Оборотные средства предприятия - это совокупность денежных и материальных средств, авансированных в средства производства, однократно участвующих в производственном процессе и полностью переносящих свою стоимость на готовый продукт.

Все оборотные средства участвуют в сфере производства (оборотные производственные фонды) и оборотные средства в сфере обращения (фонды обращения).

Для изучения оборотные средства группируются по 4 признакам:

. по экономическому содержанию:

а) оборотные производственные фонды;

б) фонды обращения.

. по элементам:

а) производственные запасы - это предметы, которые еще не вступили в процесс производства (сырье, основные и вспомогательные материалы, семена, удобрения, корма, топливо, запасные части);

б) незавершенное производство - оборотный фонды, которые находятся на стадии производства. Они включают затраты под урожай будущих лет, затраты на инкубацию яиц и т.д.);

в) расходы будущих периодов - затраты на строительство и содержание летних лагерей, загонов.

Первые 3 элемента составляют оборотные производственные фонды.

г) готовая продукция на складе;

д) продукция отгруженная, но неоплаченная;

е) средства в расчетах;

ж) денежные средства в кассе и на счетах в банке.

Эти 4 элемента образуют фонды обращения.[11]

Оборотные средства, их состав рассмотрим на примере ООО «Заря».

Таблица 4 - Анализ структуры и динамики среднегодовой стоимости оборотных средств предприятия

Показатель

2007г.

2009г.

Изменение.


тыс.руб

%

тыс.руб

%

тыс.руб.

%

1.Запасы, в т.ч. - сырье, материалы

292191 108635

13,5 5

530702 205378

31,4 12,2

238511 96743

181,6 189,1

- животные на выращивании и откорме

119448

5,5

256114

15,2

136666

214,4

- затраты в незаверш. производстве

41300

1,9

61003

3,6

19703

147,7

- готовая продукция и товары для перепродажи

 22664

 1

 7184

 0,4

 -15480

 31,7

- товары отгруженные - расходы будущих периодов -прочие запасы и затраты

 - 144

 - 0,01

 - 1023

 - 0,1

 - 879

 - 710,4

2.Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

-

-

-

-

-

-

3.Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

138013

6,4

204870

12,2

66857

148,4

4.Краткосрочные финансовые вложения

1059006

49

870645

51,8

-188361

79,9

5.Денежные средства

20759

1

56388

3,3

35629

271,6

6.Прочие оборотные средства (включить сюда и НДС)

650744

30,1

28671

1,7

-622073

4,4

Итого оборотных средств

2160713

100

1679573

100

-481140

77,7


Под структурой оборотных средств понимается соотношение их отдельных элементов во всей их совокупности. Знание и анализ структуры оборотных средств на предприятии имеют очень важное значение, т.к. она в определенной мере характеризует финансовое состояние на тот или иной момент. Например, чрезмерное увеличение доли дебиторской задолженности свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятия.[1]

В структуре оборотных средств предприятия наибольший удельный вес в 2009 г. занимают краткосрочные финансовые вложения - 51,8%, что по сравнению с 2007 г. уменьшилось на 20,1%. Увеличились размеры запасов на 81,6%, в т.ч. сырья и материалов на 89,1%, животных на выращивании и откорме на 114,4%, расходов будущих периодов на 610,4%. Уменьшились размеры прочих оборотных средств на 95,6%. В итоге стоимость оборотных средств за 2 года уменьшилась на 22,3%.

Для характеристики эффективности использования оборотных средств применяют систему показателей. Рассчитаем эти показатели на нашем примере.

Таблица 5 - Анализ эффективности использования оборотных средств предприятия

Показатель

2007г

2009г.

Изменение

1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

215398

290687

75289

2.Количество дней анализируемого периода

360

360

-

3.Однодневная выручка, тыс.руб.

598,3

807,5

209,2

4.Средний остаток оборотных средств, тыс. руб.

292191

530701

238510

5.Продолжительность одного оборота, дн.

488

657

169

6. Коэффициент оборачиваемости средств, число оборотов.

0,74

0,55

-0,19

7.Коэффициент загрузки средств в обороте, коп.

136

183

47

8. Высвобождение (привлечение) в оборот оборотных средств, тыс.руб.

-

249134,6

-

Коэффициент оборачиваемости средств (Ко) - показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период. Чем выше этот показатель, тем эффективнее используются оборотные средства.

Ко =Выручка \ О (ср. остаток оборотных средств) или Ко = Число дней анализируемого периода (360) \ продолжительность одного оборота в дн. (2)

В предприятии данный показатель очень низкий, что свидетельствует о неэффективном использовании оборотных средств. По сравнению с 2007 г. показатель снизился на 25,7%, к чему могло привести в основном, увеличение среднегодовой стоимости оборотных средств.

Средняя продолжительность одного оборота, дн. (П) показывает, за какой срок предприятию возвращаются оборотные средства. Чем меньше этот показатель, тем эффективнее используются оборотные средства.

П = О * 360 \ Выручка(3)

В предприятии продолжительность одного оборота высокая, что говорит о том, что оборотные средства используются неэффективно. Показатель увеличился на 169 дней или на 34,6%. К этому могло привести увеличение размера прибыли.

Коэффициент загрузки средств в обороте, коп (З) - это величина, обратная коэффициенту оборачиваемости. Он характеризует величину оборотных средств, приходящихся на 1 руб. реализованной продукции.

З = О \ Выручку *100(4)

100 - перевод в копейки.

На 1 руб. реализованной продукции приходится 183 коп. оборотных средств. Показатель увеличился на 34,5% или на 47 коп.

Сумма высвобожденных средств в связи с ускорением или дополнительного вовлечения средств в оборот при замедлении оборачиваемости определяется умножением однодневного фактического оборота по реализации на количество дней ускорения или замедления оборачиваемости.

В данном примере наблюдается замедление оборачиваемости на 169 дней. Следовательно, требуется дополнительное вовлечение оборотных средств в сумме: 169*530701/360 = 249134,6 тыс.руб.

Для полной характеристики эффективности производства рассчитаем следующие показатели:

Таблица 6 - Уровень интенсивности производства и его экономическая эффективность

Показатель

2007г.

2008г.

2009г.

2009г. в % к 2007г.

2009г. в % к 2008г.

1.Приходится на 100 га сельскохозяйственных угодий: а) среднегодовой стоимости основных производственных фондов, тыс. руб. б) производственных затрат,тыс.руб. в) затрат труда, тыс. чел.ч. г) скота, усл. гол. д)энергетических мощностей, кВт.ч.

  4260 24416,1 110,2 64,0 64,4

  10040 21346,7 123,7 0,64 64,6

  12884 45327,1 176,4 0,64 64,1

  302,4 185,6 160,1 100 99,5

  128,3 212,3 142,6 100 99,2

2.Произведено на 100 га сельскохозяйственных угодий: а) прироста живой массы крупного рогатого скота, ц. б) молока, ц. в) валового выпуска продукции по себестоимости, тыс. руб. г) выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг,тыс.руб. д) прибыли от продаж, тыс.руб. е) чистой прибыли, тыс.руб.

   16,9 219,6 6168,6 6483,9 315,4 315,4 705,6

   24,6 241,4 8070 9642,3 1572,3 1572,3 553,5

   28,7 253,4 10069 8750,4 -1319 -1319 2016,0

   169,8 115,4 163,2 134,9 - - 285,7

   116,7 105 124,8 90,7 - - 364,2

3.Произведено на 100 га пашни: а) зерна, ц б) прироста живой массы свиней, ц.

 1721,7 2,9

 1744,6 1,7

 1824,1 2,2

 105,9 75,9

 104,6 129,4


В положительную сторону изменились показатели среднегодовой стоимости основных производственных фондов, приходящихся на 100 га сельскохозяйственных угодий по сравнению с 2008г. на 28,3%, по сравнению с 2007 г. на 102,4%, что связано с увеличением стоимости основных производственных фондов. Показатель производства молока на 100 га сельскохозяйственных угодий увеличился по сравнению с 2008 г. на 16,7% или 4,1 ц, в сравнении с 2007 г. - на 69,8%, что связано с увеличением производства молока. Уменьшилось производство выручки от продажи на 100 га сельскохозяйственных угодий по сравнению с 2008 г. на 9,3% или на 891,9 тыс.руб. Значительно увеличился показатель производства чистой прибыли на 100 га сельскохозяйственных угодий в сравнении с 2007 г. на 185,7%, по сравнению с 2008 г. на 264,2%. Данное изменение связано с увеличением размера чистой прибыли, т.к. площадь сельскохозяйственных угодий за все годы осталась неизменной.

По другим показателям наблюдается тенденция роста, что свидетельствует об увеличении уровня интенсивности производства и его экономической эффективности.

2. Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия

.1 Прибыль и ее сущность

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Прибыль - это важнейшая экономическая категория, которая является конечным финансовым результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия и показателем ее эффективности.

Прибыль является источником средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет. Прибыль наряду с суммой амортизационных отчислений является основным источником финансирования капитальных вложений, воспроизводства основных средств, пополнения оборотных средств, материального стимулирования работников. Получение прибыли - цель деятельности любой коммерческой организации.

Как экономическая категория прибыль выполняет ряд функций:

.Характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности;

. Прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов;

. Прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Общая суммарная величина всех прибылей - балансовая (валовая) прибыль. Она состоит из прибыли (убытка) от реализации, прибыли (убытка) от реализации основных фондов и другого имущества предприятия, а также от внереализационных доходов.

Пб = ± Пр±Пи±Пво(5)

Прибыль от реализации занимает наибольший удельный вес в составе балансовой прибыли. Она определяется как разность между выручкой от реализации продукции и затратами на производство и реализацию продукции.

Прибыль от реализации продукции = Выручка - Полная себестоимость

Прибыль от реализации имущества - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа имущества на сторону.

Внереализационные доходы - это арендная плата, компенсации, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, доходы от инвестиций, штрафы, пошлины, пени, полученные предприятием, доходы от ценных бумаг.

Внереализационные расходы - затраты на производство, не давшее продукции, убытки от списания долгов, стихийных бедствий, убытки прошлых лет, недостача, пени и штрафы уплаченные, судебные издержки и т.д.

После уплаты налогов, не включаемых в себестоимость продукции, на предприятии остается чистая прибыль. По своей величине она представляет часть балансовой прибыли, оставшейся на предприятии.

Прибыль зависит от многих факторов, поэтому данный показатель отражает финансовое состояние предприятия. Объем реализации, величина прибыли и уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия.

Основные пути увеличения прибыли на предприятии:

. Снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, рабочей силы;

. Увеличение выпуска продукции;

. Улучшение качества продукции;

. Продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

. Поиск новых рынков сбыта.[8]

.2 Рентабельность работы предприятия

Для оценки уровня эффективности работы предприятия, получаемый результат (эффект) сопоставляют с затратами или с используемыми ресурсами. Для характеристики эффективности производства используют ряд показателей.

. Рентабельность отражает эффективность производства или степень доходности, прибыльности. С этой целью рассчитывают норму прибыли (процентное соотношение суммы прибыли к затратам или цене).

Рентабельность является одним из важнейших экономических показателей, который характеризует деятельность предприятия.[11]

Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции.

Различают 3 основных группы показателей рентабельности.

Показатели, рассчитанные на основе прибыли (иначе - показатели рентабельности продукции), в основном применяют в трех вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия. Эти показатели характеризуют взаимосвязь между прибылью и затратами на производство продукции.

Вторая группа показателей - показатели, рассчитанные на основе производственных активов, иначе их называют показателями рентабельности предприятия, показывают взаимосвязь между производственными фондами (активами предприятия) и производством продукции.

Третья группа показателей, на основе потока наличных денег, дает представление о возможности предприятия выполнять обязательства предприятия перед кредиторами наличными денежными средствами.[9]

Рентабельность продукции можно рассчитывать как по отдельным видам, по отраслям и в целом по хозяйству. Данный показатель называется норма прибыли в издержках - рассчитывается по отдельным видам продукции и позволяет сравнивать прибыльность различных видов продукции. Уровень рентабельности в данном случае определяется отношением прибыли от реализации к затратам на ее производство и реализацию и выражается в %.

Ур = (П/Себестоимость)*100%(6)

2. В том случае, если производство убыточно (нерентабельно) рассчитывается показатель уровень окупаемости затрат - это отношение денежной выручки от реализации к полной себестоимости.

Оз = (Выручка/Полная себестоимость)*100%(7)

Норма прибыли в цене также рассчитывается по отдельным видам продукций. Используется при анализе рентабельности производства одного и того же вида продукции в различных хозяйствах.

Норма прибыли в капитале определяется как отношение общей прибыли (валовой прибыли) к общей сумме капитала, выраженное в %. [2]

3. Статистико-экономический анализ финансовых результатов на примере ООО «Заря» Агрызского района Республики Татарстан

.1 Ряды динамики

Статистические данные, характеризующие изменения явлений во времени называются рядами динамики или хронологическими рядами.

Показатели, которые составляют ряд динамики, называются уровнями. Уровень, который находится в начале ряда динамики, называется начальным, а в конце - конечным.

Правильно построенный ряд динамики состоит из двух элементов: 1. уровень ряда yi - показатель, численное значение которого характеризует ряд динамики; 2. период или момент времени t, к которому относится уровни ряда динамики.

В статистике различают два вида динамических рядов: ряд динамики может быть моментный - статистический ряд, характеризующий уровень изучаемого явления на определенную дату или момент времени; интервальный - статистический ряд, характеризующий уровень изучаемого явления за определенный промежуток времени. В нашем случае мы использовали интервальный ряд - изучили прибыль за кварталы.

Ряды динамики характеризуют либо интенсивность, либо экстенсивность развития какого-либо явления.

Для характеристики динамического ряда и изучения изменения явлений за исследуемый промежуток времени рассчитывают следующие экономические показатели:

Абсолютный прирост - характеризует размер увеличения или уменьшения исследуемого показателя во времени:

∆Уц = уi - уi-1 (8)

∆Уб = уi - у0  (9)

- Средний абсолютный прирост:

(10)

- Коэффициент роста - характеризует во сколько раз больше или какую часть составляет исследуемая величина по сравнению с базисным или предыдущим периодом.

Крц = уi/ уi-1  (11)

Крб = уi/ у0  (12)

- Темп роста - это коэффициент роста, выраженный в процентах:

Трц = Крц *100% (13)

Трб = Крб *100% (14)

- Средний темп роста:

 (15)

- Темп прироста - характеризует на сколько процентов изменился исследуемый показатель по сравнению с величиной предыдущего или базисного периода:

Тпрц = Трц - 100 % (16)

Тпрб = Трб - 100 % (17)

- Средний темп прироста:

 (18)

- Абсолютное значение одного процента прироста характеризует какая абсолютная величина скрывается за относительным показателем - одним процентом прироста:

А =∆Уц / Тпрц  (19)

- Среднее абсолютное значение одного процента прироста:

∑А/n (20)

Вышеперечисленные показатели могут быть рассчитаны цепным и базисным способами. Если каждый уровень динамического ряда уi сравнивается с одним и тем же первоначальным уровнем у0, то полученные показатели называются базисными. Если каждый уровень динамического ряда уi сравнивается с предыдущим уровнем уi-1, то полученные показатели называются цепными.

При изучении рядов динамики должны быть решены следующие задачи: характеристика интенсивности развития явления от периода к периоду (от даты к дате), характеристика средней интенсивности развития явления за исследуемый период, выявление основной тенденции (тренд) в развитии явления, осуществление прогноза развития явления на будущее, а так же анализ взаимосвязанных рядов динамики и сезонности колебаний.[5]

Для изучения интенсивности изменения уровней ряда во времени исчисляются аналитические показатели, расчет которых представлен в таблице 7.

Таблица 7 - Аналитические показатели ряда динамики

Кв.

Приб. от продажи

Абсолютный прирост, тыс.руб.

Коэффициент роста

Темп роста, %

Коэффициент прироста

Темп прироста, %

Абс.знач. 1 % абс.прироста



баз.

цепн.

баз.

баз.

цепн

Баз.

цепн

баз

цепн

цеп н

1 кв.

3750

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2 кв.

1715

-2035

-2035

0,46

0,46

46

46

-0,54

-0,54

-54

-54

37,7

3 кв.

2600

-1150

885

0,69

1,52

69

152

-0,31

0,52

-31

52

17,0

4 кв.

2412

-1338

-188

0,64

0,93

64

93

-0,36

-0,07

-36

-7

26,9

1 кв.

12715

8965

10303

 3,39

 5,27

 339

 527

 2,39

 4,27

 239

 427

 24,1

2 кв.

11210

7460

-1505

2,98

0,88

298

88

1,98

-0,12

198

-12

125,4

3 кв.

10297

6547

-913

2,75

0,92

275

92

1,75

-0,08

175

-8

114,1

4 кв.

18010

14260

7713

4,80

1,75

480

175

3,80

0,75

380

75

102,8

Сред.

7838,6

2037,1

2037,1

1,25

1,25

125

125

0,25

0,25

25,1

25,1

64,0


Проанализировав данные таблицы 7 пришли к следующим выводам. Абсолютный прирост прибыли в 4 квартале 2009 года составил 14260 тыс.руб.по сравнению с 1 кварталом 2008 г., который был принят как базисный, т.е. размер прибыли увеличился по сравнению с 2008.г. на 14 260 тыс.руб. или на 380%, о чем свидетельствует показатель темпа роста, равный 480%. Абсолютный прирост цепной в 4 квартале составил 7713 тыс.руб., т.е на такую сумму увеличился размер прибыли над 3 кварталом 2009 г. Темп роста базисный составил 175%,т.е. прибыль в 4 квартале 2009 г. увеличилась по сравнению 3 кварталом на 75%, о чем свидетельствует темп прироста за 4 квартал. Абсолютное значение 1% абсолютного прироста характеризует какая абсолютная величина скрывается за относительным показателем - одним процентом прироста. Данный показатель в 4 квартале 2009г. составил в 102,8 тыс.руб. Наибольшее значение этот показатель имел во 2 квартале 2009 г. - 125,4 тыс.руб. Наибольший абсолютный прирост базисный наблюдается в 4 квартале 2009 г ., прибыль увеличилась по сравнению с 1 кварталом предыдущего года на 14260 тыс.руб. или на 380%. Наибольший отрицательный абсолютный прирост базисный в размере 2035 тыс. руб. наблюдается во 2 квартале 2008 г., прибыль уменьшилась на 54%, наибольший отрицательный абсолютный прирост цепной также наблюдается в этом квартале.

Любой уровень ряда динамики формируется под влиянием необходимых и случайных факторов. Выявить тенденцию (тренд) означает любимыми методами устранить случайные и выявить необходимые факторы.

Для определения формы тренда и расчета его параметров составляется вспомогательная таблица. Определим тенденцию с помощью таблицы 8.

Таблица 8 - Вспомогательная таблица для определения формы тренда и расчета его параметров

Кварталы

y

t

t 2

У*t

Теоретический уровень, тыс.руб.

2 кв.

1715

-3

9

-5145

593,91

3 кв.

2600

-2

4

-5200

3203,51

4 кв.

2412

-1

1

-2412

5813,11

1 кв.

12715

0

0

0

8422,71

2 кв.

11210

1

1

11210

11032,31

3 кв.

10297

2

4

20594

13641,91

4 кв.

18010

3

9

54030

16251,51

Итого

58959

0

28

73068

58959

Для определения основной тенденции развития показателей в статистике производится выравнивание динамических рядов.

. Метод укрупнения периодов. Этот метод заключается в переходе от менее продолжительных интервалов к более продолжительным интервалам.

. Способ скользящей средней. При проведении выравнивания данным способом сначала рассчитывается среднее значение показателя исходя из первых трех, затем из трех показателей, начиная со второго, следующие 3 показателя начиная с третьего и т.д.

. Способ аналитического выравнивания или наименьших квадратов заключается в определении аналитической формулы кривой, которая наиболее точно отражала бы основную динамику развития. Выравнивание динамического ряда может производиться по уравнению прямой, параболы, гиперболы, логарифмической функции и т.д.

В нашем примере выравнивание динамического ряда произведем по уравнению прямой

уt = a + bt (21)

Для нахождения a и b используется система нормальных уравнений:

∑y = n*a + b∑t

∑y*t = a∑t + b∑t2

7a = 58959

28b= 73068

a = 8422,71

b = 2609,6

Таким образом, получили модель тренда уt = 8422,71+ 2609,6t

По данным уравнения тренда наглядно видно, что в среднем за квартал с 2008- 2009 г.г. среднеквартальный размер прибыли от реализации продукции увеличивается на 2609,6 тыс.руб. тыс. руб.

Отобразим данные в виде графика. График представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика прибыли от реализации по кварталам

В результате выравнивания ряда мы выявили тенденцию роста прибыли от реализации продукции, работ, услуг.

3.2 Факторный анализ финансовых результатов

Наиболее часто в статистике используется индексный метод анализа. Он используется для оценки состояния, развития какого-либо явления.

Индексы относятся к важнейшим обобщающим показателям. Слово «индекс» имеет несколько значений: показатель, указатель, опись, реестр. Оно используется как понятие в математике, экономике, метеорологии и других науках.[10]

Индексами называются сложные относительные величины, которые характеризуют сложные изменения, происходящие в изучаемом явлении за какой-то период. [4]

В статистике под индексом понимается относительный показатель который выражает соотношение величин какого-либо явления во времени, в пространстве или дает сравнение фактических данных с любым эталоном (план, прогноз, норматив и т.д.).

С помощью экономических индексов решаются следующие задачи:

•измерение динамики социально-экономического явления за два и более периодов времени;

•измерение динамики среднего экономического показателя;

•измерение соотношения показателей по разным регионам;

•определение степени влияния изменений значений одних показателей на динамику других;

•пересчет значения макроэкономических показателей из фактических цен в сопоставимые. [4]

Проанализируем факторы, влияющие на изменение размера прибыли и выявим взаимосвязь между рассчитанными индексами. В нашем случае на размер прибыли влияние оказывают выручка от реализованной продукции, работ, услуг и ее себестоимость. Индексный метод проведем с помощью таблицы 9.

Таблица 9 - Индексный метод анализа затрат на производство продукции

№ п/п

Базисный период, 2008г.

Отчетный период, 2009г.

Прибыль от реализации, тыс. руб.


Выручка, тыс.руб.

Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

Выручка, тыс.руб.

Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

2008г.

2009г.

условные

1.

215398

204921

320319

268087

10477

52232

115398

Итого

215398

204921

320319

268087

10477

52232

115398


1. Индекс прибыли iп = Прибыль отч./прибыль баз. = 52232/10477 = 4,98 или 498%.

п= 52232 - 10477 = 41 755 тыс.руб.

Этот индекс показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) размер прибыли от продаж в отчетном периоде по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет рост (снижение) прибыли.

Прибыль от реализации в 2009 году по сравнению с 2008 г. увеличилась на 398% или на 41 755 тыс.руб.

. Индекс себестоимости iс/с = 268087/204921 = 1,39 или 139%.

с/с= 52232 - 115398 = - 63 166 тыс.руб.

Себестоимость продукции увеличилась на 39%, за счет чего размер прибыли уменьшился на 63166 тыс.руб.

. Индекс выручки iв = 320319/215398 = 1,49 или 149%.

в= 115398 -10477 = 104921 тыс.руб.

Выручка от реализации продукции увеличилась на 49% , что привело к увеличению прибыли на 104921 тыс.руб.

Таким образом, с помощью проведенного индексного анализа пришли к выводу, что прибыль от реализации продукции увеличилась на 41 755 тыс.руб. в основном за счет увеличения размера выручки от реализации на 49%,что привело к увеличению прибыли на 104291 тыс.руб. К изменению данного показателя могли привести рост цен на реализованную продукцию или увеличение количества проданной продукции. Отрицательное влияние оказало увеличение себестоимости реализованной продукции на 39%, в результате чего прибыль уменьшилась на 63166 тыс. руб. На увеличение себестоимости могли повлиять увеличение прямых и косвенных затрат предприятия.

.3 Корреляционно-регрессионный анализ финансовых результатов

Парная регрессия - это уравнение связи двух переменных y = f(x). Здесь у - зависимая переменная или результативный признак; х - независимая переменная или признак-фактор. Построение парной регрессии сводится к оценке ее параметров ух = а+bх. [5]

Для определения параметров парной регрессии для нашего прмера построили таблицу 10.

Таблица 10 - Расчет сумм для определения параметров уравнения парной регрессии

Исходные данные

Расчетные данные

Кварталы

Прибыль у

Выручка х

у2 y2

х2 x2

ух yx

1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.   

3750 1715 2600 2412 12715 11210 10297 18010 

45849 52712 68702 48135 79819 75712 78507 86281

14062500 2941225 6760000 5817744 161671225 125664100 106028209 324360100

2102130801 2778554944 4719964804 2316978225 6371072761 5732306944 6163349049 7444410961

171933750 90401080 178625200 116101620 1014898585 848731520 808386579 1553920810

Итого

62709

535717

747305103

37628768489

4782999144

В среднем

7839

66965

93413138

4703596061

597874893


Рассчитаем для данного примера коэффициент корреляции rxy.

rxy = (ху - ху) / √ (∑х2/n - (x)2) * (∑y2/n - (y)2) =  (22)

(597874893 - 66965*7839) / √ (37628768489/8 - (66965)2) * (747305103/8 - (7839)2) = 0,87

rxy > 0, следовательно связь между показателями прямая. т.е. при увеличении размера выручки размер прибыли тоже увеличивается.

,7≤ rxy≤1, следовательно, связь между переменными сильная и тесная, т.е. величина прибыли в значительной мере зависит от выручки.

Рассчитаем коэффициент детерминации

R2 = (rxy)2  (23)

R2 = (0,8702 = 0,76 или 76%.

В 76% случаев изменение размера выручки приводит к изменению суммы прибыли.

Связь размера прибыли и выручки установим с помощью уравнения прямой линии у = na +bx.

Для этого решим систему уравнений

∑у = na +b∑х

∑ух = а∑х + b∑х2

Подставили в данную систему уравнений показатели из Таблицы 10 и получили:

а + 535717b = 62709

a + 37628768489b = 4782999144

Получили следующие параметры: а = -14 259; b = 0,33.

Параметр а экономического смысла не имеет, это свободный член отражает влияние неучтенных факторов и играет корректирующую роль. Значение параметра b = 0,33 свидетельствует о том, что при увеличении размера выручки на 1 руб. размер прибыли увеличится на 0,33 рубля.

Выводы и предложения

В ходе решения задач курсовой работы получены следующие результаты:

Финансовые результаты и прибыль - важнейшие характеристики экономической деятельности предприятия. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

По анализируемому предприятию размер чистой прибыли в 2009 г. увеличился на 43 534 тыс.руб. по сравнению с базисным 2007 г. , что больше на 185,7%. К этому привели рост таких показателей как выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, увеличения доли прочих доходов. За последние три года предприятие достигло значительного роста по всем показателям рентабельности как по сравнению с планом, так и в динамике.

Мы исследовали прибыль от продаж с разделением по кварталам. Динамика прибыли за исследуемый период носит устойчивую тенденцию к увеличению.

При этом как цепные, так и базисные показатели темпов прироста имеют преимущественно положительное значение, что позволяет характеризовать динамику как общий подъем размера прибыли.

С помощью методов выравнивания выявлена общая тенденция роста прибыли за исследуемый период.

В работе нами был использован и индексный метод. В статистике под индексом понимается относительный показатель который выражает соотношение величин какого-либо явления во времени, в пространстве или дает сравнение фактических данных с любым эталоном. В ходе анализа выявили влияние выручки и себестоимости продукции на размер прибыли. Отрицательное влияние на данный показатель в размере 63 166 тыс.руб. оказало увеличение себестоимости продукции, положительное - увеличение размера выручки. За счет увеличения данного показателя прибыль увеличилась на 104921 тыс.руб.

Корреляционно-регрессионный анализ учитывает межфакторные связи, влияние всех факторов на результативный признак.

С помощью корреляционно-регрессионного исследования выявлено, что связь между показателями прямая. т.е. при увеличении размера выручки размер прибыли тоже увеличивается. Это объясняется тем, что рассчитанный нами коэффициент корреляции rxy = 0,87 > 0. 0,7≤ rxy≤1, следовательно, связь между переменными сильная и тесная, т.е. величина прибыли в значительной мере зависит от выручки. К этому же выводу нас привел и коэффициент корреляции, равный 0,76, свидетельствующий о том, что значительное влияние в 76% на прибыль оказывает выручка.

С помощью уравнения прямой линии выявили зависимость - при увеличении размера выручки на 1 руб. размер прибыли увеличится на 0,33 рубля.

Таким образом, мы достигли поставленных перед нами задач: дали организационно-правовую и экономическую характеристику хозяйствующего субъекта; изучили понятие и охарактеризовали финансовые результаты; провели статистико-экономический анализ финансовых результатов на примере, выявили зависимость уровня прибыли от размера выручки и себестоимости реализованной продукции с помощью корреляционно-регрессионного анализа.

Список литературы

1.       Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. Пособие для ВУЗов/под ред. Любушина Н.П. -М.: ИНИТИ - ДАНА, 2005. 471с.

.        Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности Учебник, 3-е переработанное и дополненное издание: М.: Финансы и статистика. 2004.

.        Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Высшая школа, 1993.

.        Долгушевский Ф.Г., Христич А.Г. Сельскохозяйственная статистика с основами экономической статистики. М.: Статистика, 2006.

5.       Елисеева И.И. Общая теория статистики. М. Финансы и статистика. 2004.

6.       Емельянов A.M. Экономика сельского хозяйства М.: Экономика. 2002.

7.       Ефимова М.Р., Рябцев В.М. Общая теория статистики: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2004.

8.       Муравьев А.И. Теория экономического анализа: проблемы и решения. М: Финансы и статистика,2003.

.        Мухина И.А. Экономика организации (предприятия) - Ижевск: ФГОУ ВПО ГСХА,2008.

.        Рафиков М.М. Экономика, организация и планирование сельскохозяйственного производства. ML: Экономика, 2002.

.        Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Мн.: Новое знание, 2002.

.        Сергеев И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2001.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!