Роль психологической службы в исследовании учебной мотивации студентов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,18 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль психологической службы в исследовании учебной мотивации студентов














РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ИССЛЕДОВАНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации и функционирования психологической службы в ВУЗе

1.1 Проблемы организации и содержание деятельности психологической службы

1.2 Структура и динамика мотивации учения студентов ВУЗА

.3 Развитие учебной мотивации студента средствами

психологической службы

Глава 2. Особенности проведения психологической службой практической работы со студентами (экспериментальное исследование)

.1 Исследование психологической службой учебной мотивации студентов первокурсников

.2 Анализ и результаты исследования

2.3 Пути развития учебной мотивации. Рекомендации для педагогов

Заключение

Литература

Введение

психологическая учебная мотивация студент

Годы обучения в высшем учебном заведении является этапом профессионального становления личности. В это время происходит не только профессиональное, но и личностное становление молодого человека. Но сложность заключается в том, что именно в этот период значительно ослабляется контроль взрослых и молодежь большей частью остается предоставлена сама себе и поэтому в этот период наиболее остро встает вопрос психологической поддержки. Создание психологической службы в ВУЗах России сегодня находится в зачаточном состоянии. Основной функцией психологической службы в ВУЗе является организация психологической помощи профессорско-преподавательскому составу и студентам; исследование психологического климата в коллективах, а так же причин, которые возникают, наиболее распространенных трудностей, таких например, как причины ухода студентов из ВУЗа; проведение тестирования; психологические рекомендации руководству ВУЗа по преодолению выявленных при диагностическом обследовании проблем. Консультирование (студентов и преподавателей) и профессиональная ориентация (в основном студентов) являются основными видами психологической помощи, которая может включать проблемы выбора профессиональной карьеры и подготовку к ней, что предполагает выявление индивидуальных особенностей студентов.

Начиная обучение в вузе, бывший школьник сталкивается с рядом изменений: во-первых, резко снижается уровень внешнего контроля за деятельностью студента; во-вторых, изменяется структура самой учебной деятельности - мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами; в-третьих, происходит вхождение в новую социальную общность - «студенчество» [15]. В свете таких изменений особенно важным становится вопрос мотивации студентов. Для того чтобы учебная деятельность протекала успешно, студент должен самостоятельно планировать, реализовывать и контролировать свою учебную деятельность.

А для этого необходима достаточно выраженная мотивация учения. Важно также, чтобы сама структура учебно-профессиональной мотивации обеспечивала верную направленность деятельности учения. Одним из важных вопросов, стоящих на данный момент перед психологией высшей школы, является вопрос влияния внутренней и внешней мотивации на эффективность учебной деятельности. Психологи помогают студентам разобраться в себе, создать благоприятные условия для принятия решений, способствуют формированию ценностных установок, а также содействуют выработке «Я - концепции» адаптации в коллективе. При этом они оценивают и развивают у студентов такие качества, как самостоятельность компетентность, способность управлять своими эмоциями. [19]. Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, М.Аргайл,

В.Г.Асеев, Л.И.Божович, К.Левин, А.Н.Леонтьев, З.Фрейд и др.). Основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н.Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н.Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л.Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И.Божович, В.Э.Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я.Гальперин) и т.д.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Продуктивным в изучении мотивации является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; как инвариант системы. Важно также положение исследователей о том, что структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся, изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием.

Актуальность исследования заключается в том, что, начиная обучение в вузе, бывший школьник сталкивается с рядом изменений: во-первых, резко снижается уровень внешнего контроля за деятельностью студента; во-вторых, изменяется структура самой учебной деятельности - мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами; в-третьих, происходит вхождение в новую социальную общность - «студенчество». В свете таких изменений, особенно важным становится вопрос своевременного исследования мотивации студентов первокурсников. Важно также, чтобы сама структура учебно-профессиональной мотивации обеспечивала верную направленность деятельности учения. Одним из важных вопросов, стоящих на данный момент перед психологией высшей школы, является вопрос влияния внутренней и внешней мотивации на эффективность учебной деятельности. Для того, чтобы учебная деятельность протекала успешно, студент должен самостоятельно планировать, реализовывать и контролировать свою учебную деятельность. А для этого необходима достаточно выраженная мотивация учения. В диагностике и коррекции учебной мотивации квалифицированную помощь может оказать психологическая служба вуза. Поэтому тема исследования роли психологической службы в изучении учебной мотивации студентов является актуальной.

Цель: исследование особенностей организации и работы психологической службы с проблемами учебной мотивации студентов.

Объект: учебная мотивация студентов в Вузе.

Предмет: особенности организации исследования учебной мотивации студентов психологической службой вуза.

Гипотеза: Повысить эффективность учебной мотивации студентов возможно при условии своевременного и планомерного обследования студентов психологической службой, а также целенаправленного использования опыта ее работы в учебной и воспитательной работе ВУЗа.

Поставленная гипотеза определила следующие задачи:

. Изучить особенности функционирования психологической службы в ВУЗе;

. Рассмотреть направления деятельности психологической службы ВУЗа;

.Рассмотреть особенности учебной мотивации студентов;

. Провести исследование мотивации студентов первокурсников.

Методы исследования:

1.   теоретический анализ литературы;

2.       наблюдение;

.        Сравнительный анализ;

.        анкетирование;

.        Математические методы обработки данных.

Методики исследования: модификация методики Чесноковой «исследование мотивации первокурсников»

Практическая значимость исследования. В использовании полученных данных могут быть заинтересованы преподаватели, студенты, занимающиеся проблемами психологической службы в системе высшего образования.

Структура работы: дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы организации и функционирования психологической службы в ВУЗе

1.1 Проблемы организации и содержание деятельности психологической службы

Организация психологической службы в ВУЗах предполагает разработку и наполнение адекватным содержанием основных стратегических направлений государственной молодежной политики и реформ образовательной системы на региональном уровне. В связи с этим необходимо определить содержание и структуру системы психологического сопровождения участников образовательного пространства средствами психологической службы.

Содержание деятельности психологической службы ВУЗа должно включать несколько составляющих: обязательный компонент, определенный нормативными документами для психологической службы образования, и некоторые специальные компоненты, реализуемые с учетом региональных условий и специфики ВУЗа. В качестве основных направлений работы службы можно наметить такие как:

1.   Работа с потенциальными абитуриентами в целях обеспечения набора в ВУЗ и соответствия личностного потенциала абитуриентов их профессиональному выбору.

На эти задачи работает ранняя профессионально ориентированная диагностика школьников, направленная на выявление общих и специальных способностей; научно обоснованный отбор в профильные классы, курируемые ВУЗом и пр. Немаловажное значение имеет профессиональная и личностная диагностика абитуриентов для обеспечения обоснованного выбора профессии абитуриентом, сопровождения программы целевого набора, повышения адекватности выбора профессии лицами, отслужившими в Вооруженных силах и т.д.

2. Сопровождение процессов адаптации к ВУЗу первокурсников (для профилактики не успешности и неуспеваемости, для оптимизации вхождения в новую среду, и, следовательно, для сохранения контингента студентов).

Поэтому должны проводиться программы адаптации: групповые тренинги адаптации в группах первокурсников, социально-психологические тренинги, психологические группы личностного развития, и т.п.

Кроме того, необходим психодиагностический мониторинг: диагностика эмоционального и мотивационного статуса первокурсников для организации индивидуального психологического сопровождения в процессе адаптации к ВУЗу.

Немаловажной также является методическая поддержка организаторов воспитательной работы, которая включает в себя тренинги для кураторов групп, заместителей деканов по воспитательной работе, методические психолого-педагогические семинары и т.д.

3.   Кризисное направление (реализация потребностей в индивидуальном психологическом сопровождении участников образовательного процесса). Данное направление может быть реализовано путем индивидуальных психологических консультаций для участников образовательного пространства, попавших в сложные ситуации, переживающих разного рода кризисы, нуждающихся в профессиональной психологической поддержке

4.       Методическое сопровождение преподавательского состава (повышение психолого-педагогической компетенции преподавателей) - еще одно важное направление в деятельности психологической службы сопровождения участников образовательного процесса в ВУЗе.

Для этих целей должна быть организована система курсов повышения и переподготовки, включающая лекционные и практические блоки по педагогической психологии, возрастной психологии развития личности, социально-психологические тренинги общения, уверенности, конфликтологии, креативности, профориентации и т.д.

Кроме того, психологическая служба может оказать помощь в разработке профессиограмм, диагностического инструментария для выявления общих и профессиональных способностей абитуриентов, сопровождение профессионального развития студентов[41].

Непрерывное сопровождение профессионально профильных программ может служить для обеспечения обоснованного определения на производственную практику и распределения выпускников ВУЗа.

Это же направление предполагает реализацию практической профессиональной подготовки студентов факультетов психологии через организацию всех видов практики, выполнение научно-исследовательских проектов под руководством ведущих преподавателей факультета. Данное направление в полной мере реализует псе потенциальные направления профессионального развития студентов-психологов[22].

Организация и структура службы психологического сопровождения ВУЗа - это сложный вопрос, не решенный пока однозначно. Опыт профессиональных учреждений среднего и высшего образования разнообразен: наряду с лабораториями, организованными при кафедрах психологии и реализующими психологическую поддержку студентов своего факультета или кафедры, существуют специальные центры в структуре подразделений учебно-методических или воспитательных отделов. Очевидно, что в условиях отсутствия специальных регламентирующих эту деятельность документов, разработанных на федеральном уровне, каждое учебное заведение определяет структуру и организует деятельность психологической службы в зависимости от содержательных задач этой службы.

Службу психологического сопровождения важно организовать так, чтобы она могла решать широкий набор задач. Служба должна быть структурным подразделением ВУЗа, действующим на основании устава ВУЗа, приказов и распоряжений ректора.

Состав службы определяется запросом участников образовательного пространства, объемом необходимых содержательных задач, организационными и материально-техническими ресурсами ВУЗа и его подразделений, а также поддерживающих организаций и управлений. В штат психологической службы должны входить как минимум руководитель службы, штатные психологи, методист, организатор, секретарь.

Психологическая служба ВУЗа должна иметь в своем распоряжении необходимые для решения содержательных задач оборудование помещения, среди них: оборудованный компьютерами класс для групповой психологической диагностики, кабинеты для индивидуальных консультаций, помещения для групповой психологической работы, офисный кабинет.

Необходимость столь серьезного подхода к организации психологической службы ВУЗа обусловлена тем, что современный этап развития психологической практики, ориентированный на психологическое сопровождение развития человека на протяжении всей его жизни, в том числе в период его профессионального обучения, по актуальности занимает одно из основных мест [33].

Нарастание информационных нагрузок и ограниченный временной ресурс у значительной части студентов, совмещающих работу и учебу; увеличение численности студентов в связи с расширением платных услуг в сфере высшего образования; возрастающие требования к подготовке современного специалиста и мотивационная неготовность студентов оценить их значимость в своем профессиональном становлении, распространение в молодежной среде негативных явлений, обусловленных развитием «общества потребления», - этот не полный перечень проблем делает необходимым создание системы психологического сопровождения в ВУЗе.

Вопросы понимания роли службы психологического сопровождения в ВУЗе, предмета их деятельности и объектов приложения усилий специалистов-психологов, методических подходов и технологических решений все еще носят дискуссионный характер. Если организационный аспект деятельности психологической службы в основном определен, то научно-методические аспекты ее деятельности формируются стихийно и нуждаются в координации. Область профессионального образования неоднородна и включает в себя образовательные учреждения разного уровня и разного профессионального профиля. Это важно учитывать, реализуя программы сопровождения, поскольку молодые люди, обучающиеся в этих учреждениях, относятся к различным возрастным группам, поэтому средства психологического сопровождения должны быть ориентированы как на специфику профессионального направления и на их возрастные особенности. Поэтому переносить школьные технологии и методы работы психологической службы или заимствованные из разработок инженерной психологии и психологии труда, неправомерно[23].

Нужна осознанная систематическая проработка проблем, связанных с организацией психологического сопровождения в данной сфере, на теоретическом, методологическом и технологическом уровнях.

Особого подхода в этом смысле требует психологическая служба ВУЗа.

Для того чтобы выстраивать систему сопровождения в образовательном учреждении, необходимо понимать, какие процессы мы намереваемся сопровождать. Система психологического сопровождения в ВУЗе должна выстраиваться не только на основе процесса обучения, учитывать не просто процессы адаптации к ВУЗу и подготовку к будущей профессиональной деятельности, но и исходить из особенностей развития личности в переходный период от юности к взрослости.

Поэтому необходимо, с одной стороны, определить специфические для возраста задачи развития, с другой - решить проблему преемственности сопровождения развития личности, организованного на предыдущих этапах сопровождения личности в образовательном пространстве, где магистральным направлением деятельности психолога, по словам И.В. Дубровиной, является обеспечение психического и личностного развития обучающегося [2].

Психологическая служба занимается психологическим обеспечением образовательного процесса в ВУЗе. Под психологической службой в современных условиях развития нашего общества мы понимаем такую специально организованную систему психологического обеспечения образования, которая является организатором процесса развития личности будущего профессионала и ее идеологом.

Психологическая служба ВУЗа направлена на повышение эффективности выполнения стоящих перед ВУЗом задач, оптимизацию деятельности всех подразделений и отдельных личностей [6]. Психологическая служба ВУЗа это система научно обоснованных организационных видов деятельности по внедрению достижений психологической науки в жизнь ВУЗа.<#"518149.files/image001.gif">РЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Осмысленная деятельность педагога - осмысленное обучение.

Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.

Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, преподаватель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Развитие внутренней мотивации - это движение вверх.

Развитие внутренней мотивации - это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и преподавателей используются такие "подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.

Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Стратегия "Положительная мотивация".

Некоторым студентам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь студентам справиться с проблемной ситуацией.

Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.

Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. "Не сдам экзамен - скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт". Однако о неприятностях думать неприятно.

Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими студентами следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.

Мотивационный стиль "диктатор". Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа "необходимо", "должен" или "обязан". Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение - как и смена формулировок на "было бы здорово", "было бы полезно", "мы хотим".

Мотивационный стиль "Вообрази выполнение". Многие студенты застревают на мысли о том, каково это - выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких студентов легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.

Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые студенты склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы - и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким студентам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Мотивация достижения и способности.

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи - с тревожностью.

Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера - картина меняется наоборот.

Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных студентов не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или "слишком легкой", или "слишком трудной".

РЕКОМЕНДАЦИЯ 5. Как помочь студенту выйти из состояния "выученной беспомощности".

Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название - "выученная беспомощность".

Как преподаватель может помочь студенту выйти из этого состояния?

Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.

Лучшее, что может сделать преподаватель в ситуации неуспеха студента - это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им усилий.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 6. Эмоциональность урока - стимул или вред?

Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.

Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью занятия.

Например, на занятиях естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На занятиях по русскому языку, литературе наоборот высокая эмоциональность - фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 7. Любознательность и познавательный интерес.

Чтобы развивать положительные мотивы студентов можно действовать через более раннюю стадию деятельности - познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности - это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.

Следующий уровень - потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.

На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.

В процессе обучения преподавателю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность студентов.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 8. Взаимоотношение педагога со студенческим коллективом и учебная мотивация.

Развитие учебной мотивации невозможно, если у преподавателя не складываются отношения с конкретным курсом. Для устранения этой ситуации следует установить:

Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей (вредно как завышение, так и занижение уровня).

Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в группе).

Заключение

Основной базой для подготовки будущих специалистов в различных областях деятельности в современной России являются учреждения высшего профессионального образования. Каждому из студентов, независимо от профессиональной направленности, квалификации, предполагаемой области профессиональной деятельности, осуществляющих учебную деятельность, потребуется помимо профессиональных знаний и навыков еще и определенное умение существовать и действовать в современном обществе с максимально возможным положительным результатом, как в собственной реализации, так и в выполнении общественно полезной деятельности.

Условия функционирования в мире, перенасыщенном информацией, постоянным недостатком времени, не всегда удовлетворительными условиями как для работы, так и для отдыха, требуют от человека постоянного напряжения. Поэтому значимость психологического состояния специалиста является важнейшей составляющей успешности его профессиональной деятельности. Опыт позитивного разрешения психологических задач, которые практически постоянно возникают в жизни каждого субъекта современного общества, необходимо приобретать в процессе усвоения начальных профессиональных знаний.

Формирование социально-мобильной личности, способной к эффективной деятельности в условиях рыночных отношений это важнейшая задача современного высшего образования, которую необходимо решать именно психологической службе в ВУЗе. Она должна выступать как научно-методический и практический центр, обеспечивающий психологическое сопровождение развития конкурентоспособной личности студента в образовательной среде ВУЗа. Значение психологической службы ВУЗа надо оценивать с позиции получения новых знаний, способствующих обогащению психологической науки.

В процессе функционирования психологической службы интегрируются решения теоретических и практических задач: с одной стороны, осуществляется изучение и объяснение психических явлений, с другой - происходит развитие личности, оптимизация совместной деятельности и др.

Психологическая служба в образовании играет важную роль, так как в настоящее время в сфере обучения и воспитания многие проблемы не только не решены, но даже обострились. Большенство студентов и преподавателей нуждаются в той или иной психологической помощи, но не знают, куда им обратиться за ней.

Как известно, в школах психологическая служба, действует уже достаточно давно, и наработала большой опыт в работе со школьниками и учителями, но в сфере высшего профессионального образования остается много проблем как организационных, так и методических. Наше исследование позволило рассмотреть особенности организации психологической службы в ВУЗе и те проблемы, которые с этим связаны.

В процессе исследования мы решили поставленные задачи, а именно: изучили особенности функционирования психологической службы в ВУЗе; рассмотрели направления деятельности психологической службы ВУЗа; проанализировали перспективы организации и развития психологической службы в системе образования; провели исследование мотивации студентов первокурсников.

В процессе теоретического и практического исследования выбранной нами темы, мы сделали следующие выводы:

. Психологическая служба - это комплексная система психологического обеспечения, призванная охватить своим вниманием всех участников образовательного процесса.

. Реализуя различные направления деятельности (психодиагностика, психокоррекция, психологическое просвещение), главной своей целью служба ставит помощь в личностном развитии студента как субъекта собственной жизни.

. Анализ полученных данных будет способствовать повышению эффективности учебно-воспитательных мероприятий, а также позволит создать тренинговые группы, в которых молодые преподаватели смогут усовершенствовать навыки общения, повысить уровень педагогического мастерства, что в свою очередь положительно скажется на климате педагогических коллективов, и будет способствовать усовершенствованию форм работы со студентами.

. Важное место в работе психологической службы ВУЗа, по-нашему мнению, должна занимать психологическая диагностика педагогического коллектива, кафедры и факультета.

. Вопросы понимания роли службы психологического сопровождения в ВУЗе, предмета их деятельности и объектов приложения усилий специалистов-психологов, методических подходов и технологических решений все еще носят дискуссионный характер

. Необходимость серьезного подхода к организации психологической службы ВУЗа обусловлена тем, что современный этап развития психологической практики, ориентированный на психологическое сопровождение развития человека на протяжении всей его жизни, в том числе в период его профессионального обучения, по актуальности занимает одно из основных мест.

. Даже при наличии информации о возможности обращения за психологической консультацией студенты первого курса не решаются самостоятельно на этот шаг. В основном на консультацию они приходят по рекомендации кураторов учебных групп, преподавателей, заместителей деканов по воспитательной работе.

. На авторитет и уважение к человеку в студенческой группе, по мнению студентов, наибольшее влияние оказывают: честность, искренность и добросовестное отношение к учебе -20%, активное участие в общественной жизни и умение проявить себя - 15%. Далее были отмечены готовность помочь советом и делом и материальное благополучие -13% и 10% соответственно. Менее значимым оказалось наличие незаурядных качеств -5%.

. Представляют себе будущую работу и уверены в правильности своего выбора 15% опрошенных студентов и 57% обучающихся на факультете хотят углубленно заниматься именно в данной предметной области, что говорит о высокой учебной мотивации. Таким образом, высокую учебную мотивацию, в общей сложности, имеют 72% студентов первого курса филологического факультета.

. В процессе обследования мы выявили группу студентов (7%) с низкой учебной мотивацией нуждающихся в помощи психолога.

Таким образом, в процессе работы над дипломным проектом, мы подтвердили нашу гипотезу, выявив, что своевременное выявление проблем студентов (в нашем случае низкой учебной мотивации), позволит оказать своевременную помощь студентам и тем самым, значительно повысить эффективность учебного и воспитательного процесса.

Литература

1.       Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М., 2000.

2.       Габайдулина Г.А., Владимирова Н.М. О мотивации учебной деятельности у студентов групп ЦИПС // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. Л.; М., 1998.

.        Гинзбург М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет. В кн.: Особенности психического развития детей 6-7 лет / Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. М., 1998.

.        Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 2006.

.        Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С.122. 6. Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 1990.

.        Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации. Н., 2006.

.        Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования локуса субъективного контроля // Психологический журнал, 1984. - Т. 5. - № 3.

.        Бодалев А.А. Психология о личности. МГУ, 2008, с.63.

.        Гальперина П.Я. Введение в психологию. Уч. пособие для ВУЗов, 2003.

.        Гаджиева М.М. Роль психологической службы в системе образования.//сборник статей.ФУ.ДГПУ// М.2005.

.        «О высшем и послеВУЗовском профессиональном образовании» ФЗ N 125 от 19 июля 1996 года.

.        Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. д-ра психол. н. М., 2004.

.        Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под ред. И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.

.        Проект Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года [Электронный ресурc]. / Режим доступа:

         http://www.rospsy.ru/index.php15. <http://www.rospsy.ru/index.php 14.> Сидоров Н. С., 1995. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1995.Т.

.        Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности/ Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений - М., 2003.

.        Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб «Питер», 2009.

.        Х.Декина Е.В. Введение в психолого-педагогическую деятельность. Тула: Изд- во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2005.

.        Краснощеченко И.П. Ценностные основания психологического образования. 2007. № 3. С 37-48.

.        Крецан З.В. Организация практики студентов социально-психологического факультета как основа их будущей профессиональной успешности. 2009. № 1. С. 60-71.

.        Меньшиков П.В. Психологическая олимпиада в ВУЗе: концептуальные основы и методика проведения. 2007. № 2. С. 103-110.

.        Морозова И.С. Технологии интенсификации образовательного процесса в ВУЗе. 2007. № 1. С. 72-82.

.        Орленко С.А. Психологический статус студентов с абдоминальным синдромом. 2007. № 2. С. 38-53.

.        Пряжников Н.С. Образование и бизнес. 2007. № 1. С. 92-108.

.        Разина Т.В. Представления о категориальном строе психологии и их развитие у студентов психологических факультетов. 2007. № 3. С. 19-36.

.        Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология: новые ориентиры в понимании предмета и построении учебного курса. 2007. № 2. С. 78-95.

.        Сапогова Е.Е. Возможности психологического сопровождения профессиональной карьеры провинциальных психологов. 2009. № 3. С. 5-18.

.        Солдатова Е.Л., Молочкова И.В. Стратегические ориентиры психологического сопровождения личности в современном ВУЗе. 2007. № 4. С. 6-21.

.        Спиженкова М.А. К вопросу о характере деятельности психологической службы в педагогическом университете. 2007. № 4. С. 22-36.

.        Стоюхина Н.Ю. Размышления психолога о преподавании. 2007. №2. С. 111-120.

.        Теплых Д.А. Концепции предметности психологии в контексте типов научной рациональности. 2008. № 1. С. 109-129.

.        Тырсиков Д.В. Психология души. 2009. № 3. С. 77-118.

.        Хакимова Н.Р. Особенности интернальности эмоционального состояния студентов в ситуации экзамена. 2007. № 1. С. 83-91.

.        Чеснокова О.Б. Freshers' week, или неделя для свеженьких, вновь прибывших. 2007. № 4. С. 61-63.

.        Психологическая служба ВУЗа: теория и практика МОДЕРНИЗАЦИИ М.2007

.        Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 2009.

.        Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 43-52.

39.   Голышева З.В. Особенности смысложизненных ориентации старшеклассников // Современные проблемы смысла жизни в акме: Материалы VI-VII симпозиумов ПИ РАО / под ред. А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер. Москва; Самара, 2002. С. 299-306.

40.     Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2009.

.        Липецкий Ю.Л. Развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте: дис. канд. психол. наук. М., 2004.

.        Лушпаева Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга: дис. канд. психол. наук. ML, 2009.

43.     Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. Дис. … канд. психол. наук. М., 1983.

44.     Маркова А.К, Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

.        Мешков Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: Дис. … д-ра психол. наук. Саранск, 1993.

.        Орлов А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии. 1981. № 5.

.        Патяева Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. № 4.

.        Попова А.Ю. Психологические условия развития мотивации профессионального учения студентов-психологов: Дис. … канд. пси-хол. наук. М., 2004.

.        Симонова Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: Дис. … канд. психол. наук. М., 1982.

.        Фастовец М.В. Формирование профессионально-педагогической направленности личности учителя: Дис. … канд. психол. наук. М., 1991.

.        Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3.

.        Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

Похожие работы на - Роль психологической службы в исследовании учебной мотивации студентов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!