Психология: Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента
г.Пятигорск,
2000. Барчуков Евгений
Роль психологической
службы в развитии мотивационной сферы студента.
I. Актуальность этой проблемы очень значима. Целью нашего исследования
был анализ и изучение мотивационной сферы студентов в период обучения.
Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается
противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений.
Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут
наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.
В
первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и
ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека.
В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые
ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе
перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.
Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве
личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания
положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные
ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности,
по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
- В студенческом
возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных
ориентаций, с одной стороны и интенсивное формирование специальных
способностей с другой.
- Для студенческого
возраста характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла
жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными
условиями и ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное
стремление к получению высшего образования, интересной работы. Усиливается
установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность.
- В период
студенчества отмечается общая направленность студентов на свое будущее, и
все настоящее выступает для них в сете этой новой направленности их
личности. У них формируется собственное нравственное мировоззрение,
моральное «Я», которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений,
не зависимых от внешних условий и давлений окружающих.
- Эффективность
учебного процесса в вузе в целом, прямо связана с тем, насколько высока
мотивация овладения будущей профессией у студентов.
- В студенческом
возрасте важнейшим условием развития личности является общение. Общение на
данном этапе развития личности является ведущим видом деятельности наряду
с учебной деятельностью. В общении происходят основные новообразования.
II. Исследование проводилось на базе Пятигорского государственного
лингвистического университета. Были исследованы студенты I-го курса, факультета
английского языка и психологии. Выборка составила 73 человека (№ девушек, №
юношей). Возрастной состав испытуемых 16-18 лет. Время проведения – октябрь
1999 год.
Использовались методики по изучению мотивов деятельности, тест Лири,
тест «Смысло-жизненных ориентаций (СЖО)», методика «Опросник терминальных
ценностей (ОТеЦ)».
III. В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что для
студенческого возраста характерно стремление к достижению высокого положения в
обществе, выбор профессии на основе принятия и одобрения этой профессии
окружающими. Мотивация учебной деятельности у студентов выражена довольно
сильна. Очень важными являются все аспекты человеческих взаимоотношений. Многие
их поступки определяются потребностью в общении, стремлении поддерживать
хорошие отношения с окружающими. В деятельности для многих студентов важен не
сам процесс, а непосредственно результат.
Также выявлено, что у студентов I-го курса
отмечается преобладание мотивов собственного благополучия, стремления к личному
первенству, престижу. Одной из основных целей и стремлений студентов I-го курса является установление прочных отношений с окружающими в
системе отношений, включающей в себя отношения с преподавателями,
однокурсниками, друзьями, отношения в семье.
·
Материальное благосостояние оказывается для
студентов основанием для развития чувства собственной значимости и положительного
отношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального
благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и низкой
социальной защищенностью студентов.
·
Для студентов характерна высокая потребность в
достижениях (до 60%), т.е. стремление к достижению ощутимых и конкретных
результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим
характером учебной деятельности студентов.
·
Большое количество студентов (от 60% до 79%) имеет
высокую потребность в сохранении собственной индивидуальности, что
свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании сохранить
неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений.
·
Профессиональная же сфера для большинства студентов
еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений.
Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь
является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше
устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба
соперничает с их любимыми занятиями.
Психологическая
служба сопровождает учебный процесс и поэтому сталкивается, прежде всего, с
проблемами клиентов, непосредственно связанными с текущей ситуацией их личностного
развития и деятельности.
Анализ содержания и качества текущих проблем, с которыми студенты
обращаются в психологическую службу, позволяет не только корректировать
направление других видов психологического сопровождения учебного процесса, но и
изучать некоторые феномены личностного развития студента.
Проблема мотивации человека достаточно широко и многоаспектно
представлена во многих отечественных и зарубежных исследованиях. При этом, как
писал Х.Хекхаузен, «едва ли найдется другая такая же необозримая область
психологических исследований, к которой можно было бы подойти со столь разных
сторон, как к психологии мотивации[1]».
Проведенный анализ показал:
1. Понятие мотив является основным в исследованиях мотивационной
сферы субъекта, проводимых с разных теоретических позиций.
2. Базовые понятия мотив и мотивация используется в разных
смыслах; проблема мотивации не имеет однозначного решения.
3. Понятие мотив служит своеобразным теоретическим мостиком,
объединяющие разные исследования мотивационной сферы.
4. Мнения авторов в определении мотива расходятся: этим термином
обозначают инстинктивные импульсы, потребности, биологические влечения,
переживание эмоций, интересы, желания, жизненные цели и идеалы и т.п.,
получившие в литературе название мотивационных переменных или компонентов.
5. Компоненты мотивационной сферы выступают субъективными формами
существования, как друг друга, так и собственно мотива, достаточно тесно
взаимообусловленными в своих проявлениях и развитии в деятельности.
7. Мотивационная сфера как психологическое образование проявляется в
постоянном движении, развитии входящих в нее компонентов и их соотношений.
Главная
задача психологической службы в вузе - помочь студентам как можно быстрее
адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в вузе; разумно преодолеть
возникшие психоэмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки
Мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов,
определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение человека,
[1] Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. /Под ред.
Б.М.Величковского, т.1. М.: Педагогика, 1986. с.9