Психологические особенности адаптации школьников в условиях ВУЗа
Введение
С
окончанием школы перед старшеклассником встает вопрос о его дальнейшем
определении. Многие продолжают образование, кто-то создает свою семью,
некоторые сразу идут работать и т.п. Существует еще много вариантов, которые
используют подростки. Иногда выбор осуществляется родителями, которые
направляют своего ребенка в «нужном» направлении, но чаще юноши делают выбор
самостоятельно в соответствии со своей жизненной позицией.
Профессиональное
образование призвано создать условия для максимальной реализации
профессионально-психологического потенциала личности. В основе современного
профессионального высшего образования стоит важнейшая задача - формирование
субъекта профессиональной деятельности.
Система
ориентаций старшеклассников
К
юношескому возрасту выстраивается определенная система ценностей, на основании
которых они начинают более или менее реально оценивать свои жизненные
перспективы. В ориентациях на те или иные ценности находят выражение основные
жизненные принципы человека, мировоззренческая и нравственная направленность
его интересов, помыслов, побуждений.
Ценности
непосредственным образом связаны с основополагающими представлениями человека о
смысле жизни и ее цели. От его системы ценностей по существу зависит - какие
средства будут избраны им для достижения общих и частных целей. Ценности
образуют и систему отсчета для самооценки человеком своих действий, поступков,
намерений, выбора способов самореализации личности.
Появление
направленности в будущее обусловлено в первую очередь ситуацией скорого
окончания школы, когда юноша впервые становится перед сознательным выбором
жизненного пути. С другой стороны этот возраст характеризуется бурным развитием
процессов самосознания и самоопределения, становлением целостного образа «Я»,
который включает в себя составляющую «Я в будущем». Возможно, различия в построении
подростками систем ценностей, зависит от направленности личности, от типа
мотивации, смысловой оценки происходящего.
Возникает
задача экспериментального исследования ведущей мотивации и ценностно-смысловой
ориентации с учетом важности и доступности для подростка различного типа
ценностей.
Цель:
выявить взаимосвязь ведущей мотивации учебной деятельности с характером
осознания ценностей как желаемых и доступных.
Выборка:
ученики 10-11 классов в возрасте 16-17 лет. Всего в исследовании приняли
участие 67 человек, из них 35 мальчиков и 32 девушки.
Методики:
методика Семантического дифференциала Ч.Осгуда (в адаптации В.Ф.Петренко,
М.Рокич (в адаптации Е.Б.Фанталовой), методика неоконченных предложений
А.Д.Андреевой.
Результаты:
В результате исследования выяснилось, что в целом значимость таких
общечеловеческих ценностей, как «Здоровье», «Счастливая семейная жизнь»,
«Любовь», оценивается подростками выше, чем учебных («Глубокие и прочные
знания», «Самосовершенствование в учебе»). Большинство подростков, независимо
от типа мотивации, испытывают внутренний вакуум в сферах «Активная жизнь»,
«Интересный разговор», «Красота природы и искусства», «Творчество» и «Получение
удовольствия». Особый интерес вызывает сфера учебной деятельности и ценности с
ней связанные, так как, с нашей точки зрения, это является важным показателем
дальнейшего благополучного или неблагополучного развития личности
старшеклассника.
Наиболее
благополучным с точки зрения развития личности старшеклассника является тип
мотивации, связанный с достижением (потребность в самосовершенствовании и
преодолении препятствий). Подростки данного типа имеют наименьшее количество
внутренних конфликтов и вакуумов, что указывает на согласованность значимых и
доступных сфер жизни. Также там отсутствует противоречие между ценностью и
доступностью важных в настоящий момент для учеников сфер жизни, связанных с
учебно-познавательной деятельностью, что является фактом, способствующим
благополучному развитию личности.
Для
группы с учебно-познавательной мотивацией наивысшие места по рангам занимают
ценности «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей»,
«здоровье», «любовь» с выраженным конфликтом. Ценности «глубокие и прочные
знания», «успешная учеба», «уверенность в себе» занимают средние позиции и
хорошо согласованы.
В
других группах сфера познавательной деятельности имеет незначительную разницу
между оценкой ее ценности и доступности, но рассогласование имеет место.
Тревогу,
внутренний конфликт вызывают у большинства подростков, независимо от типа
текущей мотивации, такие сферы жизни, как «Здоровье» и «Счастливая семейная
жизнь». Эти сферы никогда не культивировались, не обозначались в школьной
жизни, они не использовались для мотивации в учебно-воспитательном процессе,
хотя, как видно, они достаточно сильно беспокоят современных подростков.
Обнаружено,
что для группы учащихся с мотивацией достижения и учебно-познавательной
мотивацией, ценности учебной деятельности занимают средние позиции и достаточно
хорошо согласованы, в то время как для группы учащихся с мотивацией аффилиации,
престижа и конкурентной мотивацией, эти ценности менее значимы и плохо
согласованы, в этой сфере чаще имеются личностные конфликты и вакуумы.
Развитие
студентов вуза
Изменения
требований к профессиональной подготовке специалиста в вузе обусловлены рядом
объективных причин: необходимостью освоения современных технологий, повышением
роли интеллектуальной составляющей и усложнением труда, что влечет за собой
большую свободу в профессиональной деятельности, самостоятельностью при
принятии решений и выработки ответственности за свои действия. Современное
общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают
более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют
постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. Поэтому подготовка
конкурентоспособных специалистов, ориентированных на социальные ценности, и
способных эффективно выполнять профессиональную деятельность закономерно
требует развития креативного поведения еще в студенческий период. На фоне
внедрения личностно-ориентированного подхода к обучению, моделей развивающих
психолого-педагогических технологий, использования достижений в области новых
информационных технологий, компьютерного обучения в подготовке профессионалов
становится чрезвычайно актуальным формирование креативного поведения. Меняются
цели, содержание, методы образовательного процесса. На передний план выходят
проблемы подготовки специалистов в соответствии с новыми образовательными
стандартами. Данные проблемы требуют анализа психологического сопровождения
развития креативного поведения студентов, определения методов и технологий
ориентации студента на успешность в выполнении им учебно-профессиональных
задач.
Креативность
– способность продуцировать принципиально новые идеи, отклоняться от
традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации, чувствительность
к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их
решении.
С
помощью методик невербальной креативности Торренса и вербальной креативности
С.Медника в адаптации А.Н.Воронина испытуемые были разделены на группы с
высоким и низким уровнем развития креативности. Группу с высоким уровнем
креативности мы обозначили как эталонную. Группу с низким уровнем креативности
мы разделили на контрольную и экспериментальную. В основу исследования
психологического портрета студентов с различным уровнем развития креативности
положено раскрытие взаимосвязей свойств нервной системы, темперамента, личности
и социально-психологических свойств. Разноуровневые свойства индивидуальности
студентов были диагностированы с помощью методики А.И.Щебетенко (свойства
нервной системы), методики В.М.Русалова (свойства темперамента), методики САТ
Э.Шострома в модификации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз
(свойства личности), методики диагностики межличностных отношений Т. Лири
(социально-психологические свойства).
Мы
исследовали развитие индивидуальности студентов с различным уровнем
креативности и обосновали необходимость психологического сопровождения развития
индивидуальности студентов с низким уровнем креативного поведения. В условиях
психологического сопровождения индивидуальности студентов с низким уровнем
креативного поведения подвергаются качественной трансформации. Психологическое
сопровождение развития индивидуальности студентов с низким уровнем креативного
поведения эффективно только в том случае, если студент осознает необходимость
повышения креативности своего поведения, а также если в основе психологического
сопровождения лежит научно-обоснованная теоретическая модель развития
креативного поведения студента с единством концептуальных положений,
методологических принципов и психотехнологий, направленных на изменение
мировоззренческих и психологических установок студента; на содействие процессам
личнoстнoгo развития и реализации творческого потенциала студентов. После
проведения формирующего эксперимента сравнительный анализ структур
индивидуальности экспериментальной, контрольной и эталонной групп студентов
продемонстрировал качественную трансформацию экспериментальной группы,
глубинные различия между экспериментальной и контрольной группами и сближение
по уровню развития экспериментальной и эталонной групп.
Исследование
потребностей студентов вуза
Потребности
являются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп и
общества в целом. Их изучение актуально как в научно-теоретическом, так и в
практическом смысле. Новые требования к личности в условиях информационной
эпохи превращают проблему исследования потребностей в одну из наиболее
актуальных, поскольку их структура и характер являются индикатором уровня
готовности личности и общества к важным социальным трансформациям.
Бесспорно,
актуальным является исследование потребностей студентов высшей школы.
Собственно потребности именно этой социальной общности являются показателем
путей дальнейшего развития образования, социально-экономической и
социокультурной сфер общества. Исследование потребностей в процессе обучения в
вузе позволяет проанализировать субъективные факторы, обусловливающие
деятельность личности студента, описать характер ее образовательной активности,
отследить формирование механизмов, регулирующих процессы функционирования и
развития личности студента, как в сфере образования, так и за ее пределами.
Методологической
базой анализа указанной проблемы является теория потребностей, которая
разработана и представлена в трудах таких авторов как Б. Г. Ананьев, С.Л.
Рубинштейн, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, А.Г. Здравомыслов, Н.В. Иванчук, Н.С.
Кузнецов, Н.Н. Михайлов, А.В. Маргулис, А. Маслоу и др. Изучение потребностей в
сфере образования предполагает анализ общетеоретических проблем образования,
которые раскрываются в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.А. Беляевой, Б.М. Бим-Бада,
А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Б.С. Гершунского, С.И. Гессена, А.С. Запесоцкого,
Г.П. Зинченко, И.С. Кона, В.С. Леднева, В.Д. Семенова и др.
В
связи с актуальностью изучения указанной проблемы, одно из направлений нашего
комплексного исследования было посвящено выявлению доминирующих потребностей
студентов вуза. В исследовании, которое проводилось в середине второго семестра
учебного года (2007 г.), приняли участие 263 студента 1 (84 чел.), 3 (85 чел.)
и 5 (94 чел.) курсов Северо-Осетинского государственного университета.
Так,
для студентов 1, 3 и 5 курсов в количестве 19%, 20% и 25,5% соответственно
доминирующей является «материальная потребность». На этапе окончания
профессионального обучения студентам 5 курса особенно важно быть финансово
независимыми и самостоятельно обеспечивать себя.
У
студентов указанных курсов в количестве 10,7%, 15,3% и 13,8% соответственно
доминирует «потребность в безопасности». Как видим, данная потребность наиболее
актуальна для студентов 3 и 5 курсов. Это может быть связано: с переживанием
кризиса в связи с выбором специализации и переоценкой выбранного
профессионального пути у студентов 3 курса; с переживанием кризиса, когда
появляются сомнения в своей профессиональной готовности, в неопределенности
профессионального поля реализации себя, страх перед новой ролью у студентов 5
курса. В целом же по выборке такие показатели можно объяснить озабоченностью
вопросами будущего в профессиональном и личностном отношении, в связи с трудным
социально-экономическим положением в республике, а так же с неспокойной
ситуацией в регионе, что приводит к неопределенности, отсутствию уверенности в
завтрашнем дне.
Потребность
в межличностных связях доминирует у 11,9%, 11,8% и 4,3% студентов указанных
курсов соответственно. Такое соотношение может объясняться большей
направленностью студентов 1 и 3 курсов на регуляцию общения и межличностных
отношений на факультете по сравнению со студентами 5 курса, которые на этапе
выхода из вуза больше заботятся о профессиональной готовности, усовершенствовании
полученных знаний и умений, обеспечении успешной профессиональной реализации.
Потребность
в уважении со стороны является доминирующей для 21,4%, 17,6%, 26,6% студентов
1, 3 и 5 курсов соответственно. Актуальность данной потребности для студентов 1
курса предположительно связана с прохождением процесса адаптации в вузе,
сложными межличностными отношениями в студенческих группах на начальных этапах
взаимодействия и общением с преподавателями в новых условиях обучения; для
студентов же 5 курса . с прохождением периода окончания профессионального
обучения, с желанием самоутвердиться в новом статусе специалиста.
Потребность
в самореализации доминирует у 31%, 23,5% и 19,1% студентов указанных курсов
соответственно. Что свидетельствует о большем стремлении студентов 1 курса к
приобретению знаний, любознательности, более полному выявлению и использованию
своих личностных возможностей для получения профессиональных знаний, умений и
навыков процессе учебной деятельности; они еще пребывают в состоянии «эйфории»
поступления в вуз и отличаются живым интересом ко всему происходящему. Студенты
же старших курсов уже адаптировались к особенностям учебной деятельности и
знают, что им необходимо для успешного освоения профессиональных знаний.
Таким
образом, самыми востребованными оказались «материальная потребность» и
«потребность в уважении со стороны» для студентов 5 курса (25,5% и 26,6%), а
«потребность в самореализации» для студентов 1 курса (31%). Студенты указанных
курсов в количестве 6%, 11,8% и 10,6% соответственно, по результатам выбранных
утверждений, ни один из видов потребностей не выделили в качестве доминирующей.
Результаты,
полученные по методике «Иерархия потребностей», позволили сделать вывод о том,
что соотношение потребностей и возможностей их удовлетворения представляет
целостную систему мотивационной сферы с иерархической структурой ее построения,
выстраивание которой определяется этапами развития личности в онтогенезе и
этапами профессионального становления. Полученные в работе данные можно использовать
в профилактической и консультационной работе психологической службы высшего
педагогического образования. Результаты исследования могут быть учтены в
планировании учебного процесса в СОГУ. Выявленные особенности мотивации
студентов позволяют осуществить дифференцированный подход в процессе подготовки
к предстоящей профессиональной деятельности.
Заключение
Таким
образом, данное исследование продолжает серию исследований, посвященных
изучению построения подростками жизненной перспективы. Подростковый возраст
является очень сложным периодом в процессе развития человека. Старшеклассники
стоят на пороге взрослой жизни, они представляют собственное будущее, которое
строится на основе уже построенной системы ценностей. Работа школы и школьных
психологов сводится к помощи подросткам решить проблемы профессиональной
ориентации, трудностей взаимодействия со сверстниками и т.п. Но совершенно не
уделяется внимание сферам, которые, как оказалось, волнуют старшеклассников
больше, сферам здоровья, будущей семьи и оценки своей возможности обеспечить
себя материально.
Список
литературы
1. Белоус В.В. (2008) Введение в
психологию полиморфной индивидуальности. Москва-Пятигорск
2. Кашапов М.М. (2006) Психология
творческого мышления профессионала.- Монография. М.: ПЕР СЭ.
3. Мерлин В.С. (2006) Психология
индивидуальности. Изб. психол. труды / Под ред. Е.А.Климова. Москва-Воронеж
5. Torrance E.P. Guiding
Creative Talent – Englewoodcliffs. N. Y.: Prentice-Hall, 2008.