Особенности жизненного стиля и мотивов труда представителей различных профессий

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    87,45 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности жизненного стиля и мотивов труда представителей различных профессий

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Особенности жизненного стиля и мотивов труда представителей различных профессий

Специальность: 030301 (020400) Психология

Специализация: Организационная психология

Выполнил:

Назмиева Надежда Асгатовна

__________________

Менеджер организационно-

тьюторного отдела ИНСТО

ПДО: г. Белебей, 6 курс

Байназарова Зухра Фануровна

__________________________

Рецензент:

Руководитель ВКР:

Фаррахова Айгуль Юрисовна

________________________

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ исследований мотивов труда и жизненного стиля представителей различных профессий

1.1 Типология профессий.

1.2     Исследования мотивов профессиональной деятельности в организационной психология

.3       Особенности жизненного стиля представителей различных профессий

Выводы по первой главе

Глава 2. Эмпирические исследования мотивов труда и жизненного стиля представителей различных профессий

.1 Организация исследования

.2 Результаты диагностики жизненного стиля и мотивов труда

.3 Математическая статистика и анализ результатов эмпирического исследования

Выводы по второй главе

Рекомендации

Заключение

Список используемой литературой

Введение

При переходе российского общества от тоталитарной, монокультурной системы управления к демократической заметно увеличилось количество степеней свободы в выборе образа жизни, мышления и деятельности каждого человека. Сталкиваясь с большим количеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужден интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный путь развития. В таких условиях становятся особенно актуальными такие категории человеческого существования как осмысленность бытия, индивидуальность самовыражения, креативность, аутентичность, развитие своих возможностей, самоосуществление.(6, 58)

Подобные тенденции нашли свое выражение в середине 20-го века в создании концепции личности, автором которой является А.Маслоу. Самоосуществление подразумевает реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала; она одновременно является и целью, к которой движется человек, и процессом данного движения. Стремление к самоосуществлению является высшим уровнем мотивации личности, естественным, закономерным и необходимым процессом жизни. (27, стр. 62)

Понятие самоосуществление охватывает всю систему жизнедеятельности индивида, не исключая профессиональную деятельность, которой обычно человек посвящает большую часть своей жизни. В обобщенном определении самоосуществление подразумевает в себе непрерывное движение в направлении профессионального и личностного роста. Под профессиональным ростом мы подразумеваем, приобретение новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа ситуаций, в которых они оказываются востребованными. Под личностным - подразумевается приближение к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность, независимость и т.п. Как показывают исследования видных психологов указанные направления находятся в сложной взаимосвязи. С одной стороны, личностный рост соотносится с категорией внутреннего мира и понимается как движение «к себе», в то время как социальное развитие (куда относятся усвоение каких-либо знаний, деятельности, системы ценностей, формирование активной жизненной позиции, развитие способности созидать новые формы общественной жизни и т.п.), в т.ч. профессиональный рост, соотносится с внешним миром, усиливая разворот личности «от себя», а потому считается не способствующим, а препятствующим личностному росту. С другой стороны, при полноценном личностном росте внутренние изменения рождают внешние проявления, личностный рост является единством интраперсональных и интерперсональных качеств, таких как принятие и понимание себя, внутренняя целостность и динамичность, а также принятие и понимание других, открытость, гибкость и естественность в контактах (С.Л. Братченко, М.Р. Миронова). В работах данных ученых человек рассматривается как систему отношений, в контексте данного диссертационного исследования включающую в себя отношение к окружающим людям, к профессии, к себе самому и к окружающему миру в целом. Процесс самоосуществление, как единство профессионального (социального) и личностного роста затрагивает различные стороны данной системы. (6, стр. 90)

Престиж профессии и ее популярность на рынке труда является одним из главных факторов, влияющих на привлекательность профессии и во многом определяет профессиональный выбор оптанта. Недостаточно осмысленный выбор профессии, не принимающий во внимание личностных особенностей, ценностей и стремлений человека, со временем приведет к разочарованию и снижению мотивации в профессиональной деятельности, следствием которого станет падение эффективности труда, переводя личностную проблему на социальный уровень. Между тем, профессиональная деятельность занимает основную часть жизни человека и может задавать существенные направления для самоосуществления. (6, стр. 130).

Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя "через увлеченность значимой работой"; К. Ясперс связывает самореализацию с "делом", которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность".Е.А. Климов <#"517024.files/image001.gif"> Рисунок 2.1

Диаграмма соотношения установок и групп

Рис. 2.2

Процентное соотношение группы педагогов

- результат (6,6%)

Из полученных результатов можно увидеть, особого отличия нет, и в основном ориентация идет альтруизм и эгоизм, какая-то часть на процесс и лишь не большая часть на результат

Изучая процентное соотношение по данным первой группы, мы видам, что основными установками для педагогов является это альтруизм, но в тоже время можно заметно, что на том же процентном уровне идет такая установка как эгоизм, не далеко от этих двух установок идет «установка на процесс». Хотя такая установка как эгоизм встречается редко, в данной профессии она встречается, как правило, у представителей данной профессии более старшего поколения, так как они более уверенные в себя, знают себе цену. Установка альтруизм в тенденциях жизни современного общества это одна из основных, так как педагоги работают в ущерб всему, что плохо отзывается на них, и не только, но на их семьях. А то, что установка на процесс получила много процентов объясняется тем, что основой данной профессии является процесс обучения, воспитания.

Рис. 2.3

Процентное соотношение группы экномистов

Во второй группе большинство опрошенных ориентированы на результат (45,1%). Это обусловлено спецификой данной профессии, так как данная профессия близкая к математике и требует точность или результат, к тому же ошибка в решениях может привести к серьезным последствиям. А затем в равных количествах идут установки на эгоизм и процесс. И лишь не большое количество на альтруизм.







Рис. 2.4

Процентное соотношение группы слесарей

- альтруизм (9,4%), 2 - процесс(12,5%)

В третий группе большинство ориентированно на процесс. В данной группе в основном мужчины, а представителям мужского пола очень нравиться затем на втором месте ориентировка на эгоизм, и 9,4% и 12,5% на альтруизм и процесс соответственно.

Из приведенных выше диаграмм видно, что в каждой группе есть разные категории людей, имеющих свои установки. Так 1 группе нет большой разницы, во второй - на альтруизм, а затем в равных долях на эгоизм и результат, в 3 группе - большинство направленно на процесс.

Диаграмма группы педагогов

Рис. 2.5. Диагностика мотивации достижений (А. Мехрабиан)

Рис. 2.6. Диаграмма группы экономистов

Рис. 2.7. Диаграмма группы слесарей

В результатах данной методики можно заметить, в каждой группе есть представители, которые стремятся к успеху, или же избегают неудач. Видно , что у представителей различных профессий есть люди, которые стремятся к успеху, или же избегают неудач. Так как данная методика, предполагает производить опрос у мужчин и женщин по разным вопросам, но, тем не менее, и женщины и мужчины имеют одинаковые мотивации достижений.

. Опросник «Индекс жизненного стиля (Плутчика - Келлермана - Конте)

Таблица 2.2

Степень напряженности

Напряженность защиты

1 группа

2 группа

3 группа

10-20

-

-

20-40

5

3

6

40-60

12

4

3

60-80

8

18

5

80-92

5

6

18


Рис. 2.8. Процентное соотношение 1 группы - педагогов

Из полученных результатов видно, что у разных людей по-разному идет напряженность механизмов защиты по-разному на основную часть оставляют от 40-60, затем 60-80, и равном количестве от 20-40 и 80-92









Рис. 2.9

Процентное соотношение 2 группы - экономистов

Из полученных результатов видно, что у разных людей по-разному идет напряженность механизмов защиты по-разному на основную часть оставляют от 60-80, затем 80-92, и затем 12,9% и 9,7% - 40-60 и 20-40 соответственно.







Рис. 2.10

Процентное соотношение 3 группы - слесарей

Из полученных результатов видно, что у разных людей по-разному идет напряженность механизмов защиты по-разному на основную часть оставляют от 80-92, затем 20-40, и затем 18,75% и 15,25% - 60-80 и 40-60 соответственно.

Данная психодиагностическая методика выделяет следующие защитные механизмы:

1) вытеснение желаний - непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психики «ОНО»; подавление не бывает окончательным, вытесненные' мысли не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, и результате чего энергии может не хватать для поддержания жизнедеятельности и здоровья человека, в результате выяснение часто является источником телесных заболеваний (головные боли, артриты, язва, астма'; сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека, не· зависимо от· его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере реальности. Выделяют полное подавление - когда болезненные переживания настолько подавлены, что человек полностью их забывает, и не знает, что они были в его 'Жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. Вытеснение - это частичное подавление, человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытеснения, переживания «прорываются». В виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и пр.;

2)отрицание - уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» - человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;

3)рационализация - бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, а истинная причина может человеком не осознаваться;

4)проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств - т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что «некоторые евреи - обманщики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманываю»; таким образом, пр6екция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-нибудь щ3угому своих негативных личностных характеристик;

5) замещение - проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему, Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т. е. сестра и собачка замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные. Другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя;

6)изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности раздвоенности личности, к неполному «Я»;

7)регрессия - возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не развивается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. П.). В тяжелых случаях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь в более ранний и безопасный период своей жизни, например в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних периодах жизни. Более «мягкие» проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство (надуться и не разговаривать с другими), противодействие авторитетам, детское упрямство, или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

В каждой из групп исследования у разных их представителей можно встретить разную напряженность какого-либо защитного механизма. Все опрошенные используют различные защитные механизмы, в зависимости от ситуации, в которой он находится в данный момент. Ответы на определенные вопросы методики показывают, какой именно защитный механизм у него находится в наибольшей напряженности. И это у каждого опрошенного каждой группы.

2.3 Математическая статистика и анализ результатов эмпирического исследования

1. Методика выявление социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. (О.Ф. Потемкина)

После сбора всей информации, представление ее в процентном соотношении, анализируются полученные данные. Анализируем полученные результаты, используя математический критерий t - критерий Стьюдента. ( Приложение №1)

Шкала «результат»

Сравним различие между педагогами и экономистами. В ходе решения Тэмп. равен 20,8 и найдя коэффициент свободы, при помощи ,которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 4,96 для Р≤0,05, 5,16 для Р≤0,01, 7, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                                 0,01 0,001                   ось

незначимости значимости Тэмп.

4,96                                                 5,16 7,97              20,8

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп по шкале «результат» находится в зоне значимости, отсюда следует, что разницы существует. Что обусловлено спецификой данных профессий, и на что ориентированна данная профессия. Обе профессии ориентированы на результат, но по-разному, так педагоги на формирования личности, а экономисты на то, чтобы все сошлось.

Сравним различие между педагогами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 14,28 и найдя коэффициент свободы, при помощи , которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 3,96 для Р≤0,05, 5,76 для Р≤0,01, 6, 97 для Р≤0,001

Ось                      0,05                                                         0,01           0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

3,96                                        5,76                    6,97            14,28

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует. Что обусловлено спецификой данных профессий, и на что ориентированна данная профессия. Обе профессии ориентированы на результат, но по-разному, так педагоги в ходе свой работы ставит перед собой цель сформировать личность в ребенке, то есть результатом работы будет сформированная личность, а слесаря же ставит перед собой отремонтировать машину так, чтобы она была исправна, отсюда другой результат.

Сравним различие между экономистами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 11,53 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 2,16 для Р≤0,05, 4,96 для Р≤0,01, 5, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

2,16                                        4,96            5,97 11,53

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует . Что обусловлено спецификой данных профессий, и на что ориентированна данная профессия. Обе профессии ориентированы на результат, но по-разному, так экономисты получают более точную специальность, они идут к результату всегда одним путем, когда разный слесарь может отремонтировать по-разному.

Шкала «альтруизм».

Сравним различие между педагогами и экономистами Шкала «альтруизм». В ходе решения Тэмп. равен 7,01 и найдя коэффициент свободы, при помощи ,которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 4,96 для Р≤0,05, 5,16 для Р≤0,01, 7, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                         0,01 0,001 ось

незначимости значимости.

4,96                                        5,16   7,97           7,01

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп по шкале «альтруизм» находится в зоне значимости, отсюда следует, что разницы существует. Что обусловлено спецификой данных профессий. Эти профессии по-разному ориентируются на власть, педагоги более властолюбивые, так как в их власти находятся дети.

Сравним различие между педагогами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 23,9 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 3,96 для Р≤0,05, 5,76 для Р≤0,01, 6, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

3,96                                        5,76                    6,97            23,9

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует . Что обусловлено спецификой данных профессий, и на что ориентированна данная профессия. Власть не стоит главной задачей работы слесаря, он работает на себя и для себя.

Сравним различие между экономистами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 20,58 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 2,16 для Р≤0,05, 4,96 для Р≤0,01, 5, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

2,16                                        4,96            5,97 20,58

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует . Что обусловлено спецификой данных профессий, и на что ориентированна данная профессия.

Сравним различие между педагогами и экономистами.. В ходе решения Тэмп. равен 13,3 и найдя коэффициент свободы, при помощи ,которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 4,96 для Р≤0,05, 5,16 для Р≤0,01, 7, 97 для Р≤0,001

Ось 0,05                                          0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

4,96                                        5,16            7,97          13,3

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп по шкале «процесс» находится в зоне значимости, отсюда следует, что разницы существует. Каждая из профессий ориентированна на процесс, но каждая по своему: педагоги на процесс обучения, а экономисты на то, что бы в ходе процесса решения не ошибиться.

Сравним различие между педагогами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 13,79 и найдя коэффициент свободы, при помощи , которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 3,96 для Р≤0,05, 5,76 для Р≤0,01, 6, 97 для Р≤0,001

Ось                      0,05                                                0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

3,96                                        5,76            6,97 13,79

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует . Каждая из профессий ориентированна на процесс, но каждая по своему: так педагоги на процесс развитие и формирования человека , а слесаря на то, что бы в ходе процесса работы с техникой не ошибиться, а значит надо быть внимательным.

Сравним различие между экономистами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 26,4 и найдя коэффициент свободы, при помощи , которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 2,16 для Р≤0,05, 4,96 для Р≤0,01, 5, 97 для Р≤0,001

Ось 0,05 0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

2,16                                        4,96            5,97          26,4

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует . Каждая из профессий ориентированна на процесс, но каждая по своему экономисты на процесс решения , получение каких-либо данных, а слесаря занимаются ремонтом техники, в данном случае машины.

Шкала «эгоизм».

Сравним различие между педагогами и экономистами. В ходе решения Тэмп. равен 7,5 и найдя коэффициент свободы, при помощи ,которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 4,96 для Р≤0,05, 5,16 для Р≤0,01, 7, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости

4,96                                        5,16            7,97 7,5

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп по шкале «эгоизм» находится в зоне значимости, отсюда следует, что разницы существует. Что обусловлено спецификой данных профессий, и на что ориентированна данная профессия.

Сравним различие между экономистами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 5,4 и найдя коэффициент свободы, при помощи , которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 3,96 для Р≤0,05, 5,76 для Р≤0,01, 6, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                               0,01            0,001 ось

незначимости Тэмп значимости .

3,96                                        5,4        5,76       6,97

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует . Каждый человек ориентируется на свои ценности в жизни и они по-разному влияют на его жизнь .

Сравним различие между педагогами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 2,27 и найдя коэффициент свободы, при помощи , которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 2,16 для Р≤0,05, 4,96 для Р≤0,01, 5, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                               0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

2,16            2,27                     4,96          5,97

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне незначимости, отсюда следует, что разницы нет . В каждый есть человек ,который имеет свой ориентир в жизни, и этот ориентир по-разному влияют на его жизнь.

. Диагностика мотивации достижений (А. Мехрабиан)

После сбора всей информации, представление ее в процентном соотношении, анализируются полученные данные. Анализируем полученные результаты, используя математический критерий t - критерий Стьюдента. (Приложение №2)

Сравним различие между педагогами и экономистами. В ходе решения Тэмп. равен 0,27 и найдя коэффициент свободы, при помощи , которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 4,96 для Р≤0,05, 5,16 для Р≤0,01, 7, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                               0,01          0,001 ось

незначимости значимости

0,27                     4,96                               5,16                     7,97

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне незначимости, отсюда следует, что нет разницы в мотивации достижений у представителей данных профессий.

Разница между экономистами и слесарями обусловлено тем, что данные профессии имеют разное направление в работе. Так же разная оплата труда, хотя обе профессии высоко оплачиваемые.

Сравним различие между педагогами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 14,5 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 3,96 для Р≤0,05, 5,76 для Р≤0,01, 6, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                     0,01                     0,001 ось

незначимости значимости Тэмп .

3,96                                        5,76            6,97            14,5

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что существует разница в мотивации достижений у представителей данных профессий.

Разница в мотивационной сфере педагогов и слесарей обусловлено спецификой профессий, так как перед данными профессиями стоят разные требования, хотя оба вида профессий ответственные. Но перед педагогами стоит ответственность в формировании личности подрастающего поколения, а слесарь ответственен за машину. А также идет разная оплата труда.

Сравним различие между педагогами и экономистами. В ходе решения Тэмп. равен 0,3 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 4,96 для Р≤0,05, 5,16 для Р≤0,01, 7, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                               0,01                   0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

0,3              2,16                                        4,96            5,97

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне незначимости, отсюда следует, что нет разницы в мотивации достижений у представителей данных профессий.

После того, как все виды профессии сравнили, видно, что между педагогами и экономистами нет, а вот между педагогами и слесарями есть. При сравнении экономистов и слесарей видно, что разница не существуют.

3. Опросник «Индекс жизненного стиля (Плутчика - Келлермана - Конте)

После сбора всей информации, представление ее в процентном соотношении, анализируются полученные данные. Анализируем полученные результаты, используя математический критерий t - критерий Стьюдента. (Приложение №3)

Шкала «вытеснение»

Сравним различие между педагогами и экономистами. В ходе решения Тэмп. равен 10,5 и найдя коэффициент свободы, при помощи ,которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 4,96 для Р≤0,05, 5,16 для Р≤0,01, 7, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

4,96                                        5,16            7,97          10,5

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разницы существует.

Сравним различие между педагогами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 23,4 и найдя коэффициент свободы, при помощи , которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 3,96 для Р≤0,05, 5,76 для Р≤0,01, 6, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                      0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

       3,96                                                5,76            6,97          23,4

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует .

Сравним различие между экономистами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 18,75 и найдя коэффициент свободы, при помощи , которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 2,16 для Р≤0,05, 4,96 для Р≤0,01, 5, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                               0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

2,16                                        4,96            5,97          18,75

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует . Что обусловлено спецификой данных профессий, и на что ориентированна данная профессия.

Человек профессии живет ее жизнью и под влиянием сложившейся ситуации использует нужный ему защитный механизм. Так и с использованием вытеснения.

Сравним различие между педагогами и экономистами. В ходе решения Тэмп. равен 13,46 и найдя коэффициент свободы, при помощи ,которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 4,96 для Р≤0,05, 5,16 для Р≤0,01, 7, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости. Тэмп.

     4,96                                         5,16            7,97            13,46

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп. находится в зоне значимости, отсюда следует, что разницы существует.

Сравним различие между педагогами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 20,8 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 3,96 для Р≤0,05, 5,76 для Р≤0,01, 6, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

       3,96                                                5,76            6,97            20,8

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует .

Сравним различие между экономистами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 11,53 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 2,16 для Р≤0,05, 4,96 для Р≤0,01, 5, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

       2,16                                                4,96            5,97            11,53

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует.

Жизнь не одинаково каждый день мы сталкиваемся с различными ситуациями, и нам приходится выходить из них, порой просто используя тот или иной механизм защиты. Так и с использованием регрессии.

Шкала «замещение»

Сравним различие между педагогами и экономистами.. В ходе решения Тэмп. равен 2,85 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 4,96 для Р≤0,05, 5,16 для Р≤0,01, 7, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости

Тэмп.      2,85   4,96                                    5,16       7,97

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне незначимости, отсюда следует, что разницы не существует.

Сравним различие между педагогами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 3,33 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 3,96 для Р≤0,05, 5,76 для Р≤0,01, 6, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости

Тэмп        3,3        3,96                                         5,76   6,97 13,79

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне незначимости, отсюда следует, что разница не существует ..

Сравним различие между экономистами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 6,25 и найдя коэффициент свободы, при помощи , которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 2,16 для Р≤0,05, 4,96 для Р≤0,01, 5, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                     0,01                     0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

       2,16                                                   4,96    5,97        6,25

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует . Каждый человек использует разные защитные механизмы под влиянием той или иной ситуации, которую предоставляет ему жизнь. Так и с использованием замещение.

Каждый человек использует разные защитные механизмы под влиянием той или иной ситуации, которую предоставляет ему жизнь. Так и с использованием замещение

Шкала «отрицание».

Сравним различие между педагогами и экономистами. В ходе решения Тэмп. равен 13,6 и найдя коэффициент свободы, при помощи ,которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 4,96 для Р≤0,05, 5,16 для Р≤0,01, 7, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                               0,01          0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

       4,96                                                  5,16              7,97      13,6 7,5

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разницы существует.

Сравним различие между педагогами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 10 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 3,96 для Р≤0,05, 5,76 для Р≤0,01, 6, 97 для Р≤0,001

Ось                      0,05                                      0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп .

       3,96                                                5,76              6,97     10

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует .

Сравним различие между экономистами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 22,9 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 2,16 для Р≤0,05, 4,96 для Р≤0,01, 5, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

     2,16                                         4,96            5,97            22,9

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что существует .

В течение жизни человек оказывается в различных ситуациях, по-разному смотрит на них, использует различные защитные механизмы. Так и использованием «отрицация»

Шкала «проекция».

Сравним различие между педагогами и экономистами. В ходе решения Тэмп. равен 11,76 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 4,96 для Р≤0,05, 5,16 для Р≤0,01, 7, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости. Тэмп.

      4,96                                        5,16            7,97            11,76

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разницы существует.

Сравним различие между педагогами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 10,5 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 3,96 для Р≤0,05, 5,76 для Р≤0,01, 6, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

       3,96                                                5,76            6,97            10,5

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует .

Сравним различие между экономистами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 19,35 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 2,16 для Р≤0,05, 4,96 для Р≤0,01, 5, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

       2,16                                                4,96            5,97                   19,35

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует .

Каждый человек использует разные защитные механизмы под влиянием той или иной ситуации, которую предоставляет ему жизнь. Так и с использованием защитного механизма проекция.

Шкала «компенсация»

Сравним различие между педагогами и экономистами.. В ходе решения Тэмп. равен 18,75 и найдя коэффициент свободы, при помощи ,которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 4,96 для Р≤0,05, 5,16 для Р≤0,01, 7, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                               0,01 0,001 ось

4,96                                          5,16      7,97         18,75

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разницы существует.

Сравним различие между педагогами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 22,5 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 3,96 для Р≤0,05, 5,76 для Р≤0,01, 6, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                     0,01                     0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

3,96                                        5,76            6,97            22,5

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует .

Сравним различие между экономистами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 6,12 и найдя коэффициент свободы, при помощи , которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 2,16 для Р≤0,05, 4,96 для Р≤0,01, 5, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                     0,01                     0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

2,16                                        4,96            5,97          6,12

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует .

Каждая ситуация предлагает свое решение проблемы ,порой просто при помощи своего защитного механизма. Так и с использованием защитного механизма компенсация.

Шкала «гиперкомпенсация».

Сравним различие между педагогами и экономистами. В ходе решения Тэмп. равен 8,3 и найдя коэффициент свободы, при помощи ,которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 4,96 для Р≤0,05, 5,16 для Р≤0,01, 7, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

       4,96                                                5,16    7,97           8,3

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп по шкале «эгоизм» находится в зоне значимости, отсюда следует, что разницы существует.

Сравним различие между педагогами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 6,1 и найдя коэффициент свободы, при помощи , которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 3,96 для Р≤0,05, 5,76 для Р≤0,01, 6, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                               0,01            0,001 ось

незначимости значимости .

    3,96                                                            5,4 5,76 6,97 6,1

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует.

Сравним различие между экономистами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 13,8 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 2,16 для Р≤0,05, 4,96 для Р≤0,01, 5, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                              0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

      2,16                                        2,27    4,96 5,97     13,8

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разницы нет .

Каждый человек использует разные защитные механизмы под влиянием той или иной ситуации, которую предоставляет ему жизнь. Так и с использованием защитного механизма гиперкомпенсация.

Шкала «рационализация».

Сравним различие между педагогами и экономистами. В ходе решения Тэмп. равен 21,95 и найдя коэффициент свободы, при помощи ,которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 4,96 для Р≤0,05, 5,16 для Р≤0,01, 7, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

     4,96                                         5,16      7,97        21,95

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разницы существует.

Сравним различие между экономистами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 5,4 и найдя коэффициент свободы, при помощи , которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 3,96 для Р≤0,05, 5,76 для Р≤0,01, 6, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                                        0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

     3,96                                         5,76      6,97         6,25

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разница существует.

Сравним различие между педагогами и слесарями. В ходе решения Тэмп. равен 19,35 и найдя коэффициент свободы, при помощи, которого находится tкр.. По таблице значения степеней свободы находим значение tкр. 2,16 для Р≤0,05, 4,96 для Р≤0,01, 5, 97 для Р≤0,001

Ось                     0,05                              0,01 0,001 ось

незначимости значимости Тэмп.

       2,16                                                2,27     4,96 5,97   19,35

Строим «ось значимости». На оси обозначаем все значение tкр. , а затем обозначается значение полученного tэмп.. Становится заметно, что значение полученного tэмп находится в зоне значимости, отсюда следует, что разницы нет .

Человек профессии живет ее жизнью и под влиянием сложившейся ситуации использует нужный ему защитный механизм. Так и с использованием рационализации.

Вывод по второй главе

Для определения особенностей жизненного стиля и мотиваций труда было выбрано 3 группы: в 1 группе 30 человек, они являются педагогами, во второй: 31 человек - экономисты, 3 группа: 32 человека - слесарь по ремонту машин.

В состав группы педагогов входят: 2 человека имеют стаж свыше 25 лет, 20-25 - 8 человек, 15-20 - 6 человек, 10-15 - 4 человека, 5-10 - 3 человека, до 5 лет - 7 человек.

Во вторую группу входят экономисты: 3 человека имеют стаж свыше 25 лет, 20-25 - 4 человека, 15-20 - 18 человек, 10-15 - 3 человека, 5-10 - 2 человека, до 5 лет - 2 человека.

В третью группу входят слесаря по ремонту машин:, 1 человека имеют стаж свыше 25 лет, 20-25 - 3 человека, 15-20 - 3 человека, 10-15 - 9 человек, 5-10 - 3 человека, до 5 лет - 13 человек.

Для проведения исследования были выбраны следующие методики:

. Методика выявление социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. (О.Ф. Потемкина)

. Диагностика мотивации достижений (А. Мехрабиан)

. Опросник «Индекс жизненного стиля (Плутчика - Келлермана - Конте)

В ходе анализа полученных результатов эмпирического исследования с помощью математический критерий: t - критерий Стьюдента. В ходне анализа данных было увидено, разница в том какой защитный механизм и насколько он находится в действие у педагогов и экономистов нет, а между теми же педагогами и слесарями есть, в тоже время нет разницы между экономистами и слесарями. Кроме этого несуществует разница в социально-психологических установках личности в мотивационно-потребностной сфере и мотивации достижений у педагогов и экономистов, а между теми же педагогами и слесарями есть, в тоже время нет разницы между экономистами и слесарями.

Разница в мотивационной сфере педагогов и слесарей обусловлено спецификой профессий, так как перед данными профессиями стоят разные требования, хотя оба вида профессий ответственные. Но перед педагогами стоит ответственность в формировании личности подрастающего поколения, а слесарь ответственен за машину. А также идет разная оплата труда. Разница между экономистами и слесарями обусловлено тем, что данные профессии имеют разное направление в работе. Так же разная оплата труда, хотя обе профессии высоко оплачиваемые.

Разница в жизненном стиле данных профессий также обусловлено их спецификой, так как каждая профессии оказывает влияние на то, как человек живет. Профессия педагога не нормирована, поэтому и свою жизнь педагоги подстраивают под профессию. Профессия слесаря более нормирована, но имеет свою специфику в том, что представителям данной профессии приходится работ с тяжестями и в мазуте, а это тоже оказывает свое влияние. Экономисты каждый день занимаются подсчетами, ведут сидячий образ, что оказывает влияние на человека.

Заключение

Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя "через увлеченность значимой работой"; К. Ясперс связывает самореализацию с "делом", которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность"

Е.А. Климов <http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/biograf6.html> выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека)  Самоопределение предполагает не только "самореализацию", но и расширение своих изначальных возможностей - "самотрансценденцию" (по В. Франклу <http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/biograf2.html>): "…полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни" Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции. Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения. При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы "пустота"). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы - это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом - это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое "достижение"). Правда, по В. Франклу (1990) получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только "найти". Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения. При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то "высших" смыслов.

Самоосуществление можно отнести к одному из видов мотивации профессиональной деятельности. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, Т.е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа, 1992), в другом случае - как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас, 1990).

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. То есть, мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать

В ходе работы было определенно особенности жизненного стиля и мотивов труда представителей различных профессий.

Был дан теоретический анализ исследований мотивов труда и жизненного стиля представителей различных профессий. Выяснено, актуальность данной проблемы в современной психологии. И изучение данной проблематики психологами прошлого.

Определила аппарат исследования. Для определения особенностей жизненного стиля и мотиваций труда было выбрано 3 группы: в 1 группе 30 человек, они являются педагогами, во второй: 31 человек - экономисты, 3 группа: 32 человека - слесарь по ремонту машин.

Определила с помощью психодиагностических методик жизненный и мотивы труда представителей различных профессий. Для этого мною были выбраны следующие методики:

. Методика выявление социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. (О.Ф. Потемкина)

. Диагностика мотивации достижений (А. Мехрабиан)

При помощи математического критерия t - Стьюдента обобщенны выводы на основе результатов. И были сделаны выводу, что существуют различия в жизненном стиле и мотивации труда у представителей различных профессий.

Были разработаны рекомендации мотивации персонала с учетом жизненного стиля представителей различных профессий.

Рекомендации

В ходе работы были разработаны рекомендации мотивации персонала с учетом жизненного стиля представителей различных профессий:

Объединить в одно целое жизненный стиль и мотивы труда.

Ставить выше те мотивации, которые будут делать жизненный стиль комфортным не только в плане удобности жизни, но и те которые создадут психологический комфорт.

Понимать, что руководство сделает все, что бы мотивационная сфера персонала была качественной, так как понимает, что если сотрудник будет иметь высокие мотивации труда, то и его выполнение работы будет на более высоком уровне качества работы.

Учитывать свой жизненный стиль для работы на данном предприятии.

Учитывать свои возможности реализации поставленных пред собой целей, так как цель одна из установок мотива.

При переходе на новое место работы необходимо обдумать все аспекты своей жизни, дать точную формулировку сможет ли он вести свой прежний стиль жизни при новой работе.

Учитывать напряженность своих защитных механизмов при данном виде работы.

Человеку необходимо учитывать, что он больше хочет избежать неудачи или все-таки стремится к успеху.

Представителям различных профессий учитывать требование выбранного ими типа профессиональной деятельности.

Среди людей всегда находятся люди, которые сомневаются в своем выборе. В ходе дипломной работы были также выявлены такие люди, им были даны следующие рекомендации:

Пересмотреть свои социально-психологические установки, так как это наступает в период кризиса, то это может не помочь, то ему необходимо обратиться за помощью психологу-консультанту по месту работы или частному психологу-консультанту, который проведет с ними психодиагностику и поможет переосмыслить жизненные установки.

Список используемой литературы

1.       Адлер А. Понятие природы человека, СПб, 1997

2.       Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. - М.- Воронеж, 1996.

3.       Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) - // В, 1992, №1.

4.       Бехтерев В.М. “Внушение и его роль в общественной жизни”. - СПб.: Питер, 2001.

5.       Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1996г

.        Божович Л.И Проблемы формирования личности, М. Воронеж, 1997

7.       Богоявленская Д.Б. Интеллект, активность как проблема творчества. -Рост-н-Д; 1996

8.       Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. - М., 1998.

9.       Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: "Два философских введения в XXI век" - М., Политизд., 1990. - ЧЗ, К

10.     Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. - М., 2001.

11.     Волович А.С. Проблемы социализации выпускников средней школы. - М.: 1990.

12.     Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. - М.; 1990

.        Годфруа Ж. Что такое психология, М. 1997

.        Денисюк Н.Г. Традиции и формирования личности.- Мн., 1990 г

15.     Ермолаева М.В. Психология развития. - М., 2000.

16.     Елисеев О.П. “Практикум по психологии личности”. - СПб.: Питер, 2001

17.     Зинченко В.П. Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии. -М.; 1994.

18.     Ильенков Э.В. Что такое личность? - М; 1991 г.

19.     Кант И. “Антропология с прагматической точки зрения”. - СПб.: Питер, 2001

20.     Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001.

21.     Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д., 1996.

22.     Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993.

23.     В.К. Лосева, А.И. Луньков. “Психосексуальное развитие ребёнка”. М, 1995

24.     Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3, переработ. и доп. - М.,"Просвещение", 1991 г.

25.     Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.-М.: Просвещение, 1990 г.

26.     Массен П., Конгер Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте. Психология личности, тексты. - М., 1980.

27.     Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. - СПб., 1997.

.        Морфология человека. Под ред. Б.А.Никитюка, В.П.Чтецова. - М.,1990.

.        Мир профессии. В 6 т. - М.; 1999

.        Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений М., Просвещение, 1995 г.

.        Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993

.        Обухов Л.Ф. Возрастная психология. М.1996

.        Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана. - СПб., 2001.

34.     Психотерапевтическая энциклопедия” (под редакцией Б.Д. Карвасарского). СПб, 1998.

35.     Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Психология труда и человеческого достоинства, М., Академия, 2001

36.     Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.- Воронеж.- 1997.

37.     Профессиограммы в школе. - Минск; 1991. - ЧЗ

38.     Поршнев Б. Ф. “Социальная психология и история”. - М.: Дрофа, 1998.

39.     Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М», 2007

40.     СветловВ. А. “Практическая логика”. - СПб.: Слово, 1997.

41.     Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство "Феникс", 1997 г.

42.     Толстых А.В. Возрасты жизни. - М., 1988.

43.     Узнадзе Д.Н. “Основные положения теории установки”. - Тбилиси: 1991

.        Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М., 1999.

.        Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1998.

.        Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2001.

.        Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М., 1999.

.        Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 2000.

.        Энциклопедия психологических тестов., М., 1998

.        Якобсон П.М. “Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности - М., 1998..

Похожие работы на - Особенности жизненного стиля и мотивов труда представителей различных профессий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!