Кризисы спортивной карьеры

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,95 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кризисы спортивной карьеры

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Волгоградская государственная академия физической культуры»

КАФЕДРА СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИКИ



Реферат

на тему: «Кризисы спортивной карьеры»

Работу выполнил (а) студент (ка)

-го курса, группы 51-М

Киреева Алёна Владимировна






Волгоград, 2012г.

I.Психология спортивной карьеры

Психология спортивной карьеры, и в том числе проблема кризисов спортивной карьеры, выдвинулась в число ведущих проблем психологии спорта совсем недавно - лишь в начале 90-х годов. До этого в центре внимания исследователей были проблемы спорта высших достижений, в меньшей степени - детского и юношеского спорта. Почти совсем не изучалось завершение спортивной карьеры, а также переходы от одного ее этапа к другому. Работы последних лет продемонстрировали перспективность изучения спортивной карьеры в целом и значимость подобных исследований как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Термин "карьера" является для нас относительно новым. В отечественной культуре в эпоху черно-белого противопоставления буржуазного и социалистического образов жизни людей феномен карьеры был отнесен к жизни буржуазного общества. Отсюда возник негативный смысл понятия "карьера": делать карьеру - значит непременно быть карьеристом, т.е. человеком тщеславным, неразборчивым в средствах достижения своих целей.

Но можно достигать успеха в избранной деятельности и по-другому - путем напряженного труда и постоянного самосовершенствования, удовлетворяя при этом свое честолюбие, стремление к самоутверждению и самореализации.

Выделяют три существенных признака любой карьеры: а) это всегда многолетняя деятельность или поприще, которое человек себе выбирает; б) она нацелена на высокие достижения, на успех; в) она немыслима без самосовершенствования субъекта в данной области.

Отсюда спортивную карьеру (СК) можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта.

II.Исследование спортивной карьеры спортсменов

Исследование СК российских спортсменов было начато на кафедре психологии ГАФК им. П.Ф. Лесгафта в 1991 г. Началом послужили свободные интервью и беседы с представителями спортивной элиты. Их просили рассказать о своем пути в спорте и оценить степень удовлетворенности своей СК. Результатом, удивившим нас, исследователей, стали очень различные мнения опрошенных об удовлетворенности СК, несмотря на то что все они имели объективно очень высокие спортивные достижения, включая победы на чемпионатах Европы, мира, олимпийских играх. Эти данные продемонстрировали сложность проблемы СК и необходимость более глубокого и серьезного ее изучения.

Была разработана следующая стратегия исследования СК:

создание на основе системного подхода трех психологических моделей СК: синтетической, аналитической и структурной, отражающих движение от первичного синтеза к анализу и затем - к синтезу более высокого порядка;

разработка на основе моделей методов изучения СК;

проведение эмпирических исследований спортсменов разных специализаций и на этой основе создание трех дополняющих друг друга психологических описаний СК: синтетического, аналитического и структурного с учетом трех уровней описания: общего, особенного и единичного;

разработка системы психологического сопровождения СК как системы общих и частных технологий психологической помощи спортсмену и особенностей их применения на различных ее этапах, начиная с первых шагов спортсмена в спорте и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере.

В табл. 1 представлена обобщенная информация об эмпирической части исследования СК российских спортсменов. В первой строке таблицы представлены три модели СК; во второй - методы исследования и количество испытуемых, принявших участие в каждой его части (это были спортсмены разных спортивных специализаций и квалификации); в третьей - суть трех психологических описаний СК - синтетического, аналитического и структурного.

Таблица 1. Эмпирические исследования спортивной карьеры российских спортсменов (Н. Б. Стамбулова, 1991-1996)

Синтетическая модельАналитическая модельСтруктурная модельСхема интервью (анкета) "СК-синтетическая модель", n = 2061. Контент-анализ рефератов студентов-спортсменов "Моя спортивная карьера", n = 552Схема интервью (анкета) "СК- структурная модель", n = 1172. Схемы интервью: "СК-аналитическая модель-1" и "СК- аналитическая модель-2", n = 163. Опросники:a) "Кризисы-переходы СК", n = 90б) "Мои первые соревнования ", n = 147в) "Отношения спортсмен - тренер на протяжении СК", n = 112в) "Отношения спортсмен - тренер на протяжении СК", n = 112г) "Уход из спорта", n = 95Синтетическое описание СК (объективные и субъективные характеристики СК)Аналитическое описание СК (психологическое содержание всех этапов и кризисов-переходов СК)Структурное описание СК (динамика спортивных результатов спортсменов)

Рассмотрим один из фрагментов исследования - кризисы СК - как часть ее аналитического описания.

Аналитическая модель рассматривает спортивную карьеру как процесс, развертывающийся во времени и подразделяющийся на определенные этапы.

В табл. 2 представлены четыре различные периодизации СК.

Таблица 2. Периодизации спортивной карьеры

Этапы многолетней спортивной подготовки (В. П. Филин и др.)- предварительная спортивная подготовка;- начало спортивной специализации;- углубленная тренировка в избранном виде спорта;- спортивное совершенствование:а) зона первых больших успеховб) зона оптимальных возможностейв) зона поддержания спортивных результатовЭтапы любой карьеры (Б. Г. Ананьев)- подготовка- старт- кульминация- финишУровни спорта- массовый спорт- спорт высших достижений- любительский спорт- профессиональный спортВозрастные категории в спорте- дети- юноши (юниоры)- взрослые

Две первые из них достаточно известны. Третья и четвертая менее распространены, хотя в них используются известные критерии - уровни спорта и возрастные категории спортсменов. Те и другие могут быть упорядочены во времени только строго определенным образом, обозначая при этом соответствующие этапы СК. Третья периодизация интересна еще и тем, что дает возможность определить элитарную СК как включающую все три уровня спорта, вплоть до профессионального.

При наложении эти периодизации в чем-то совпадают, а чем-то дополняют друг друга, позволяя выделить своеобразные "критические точки" СК - переходные фазы от одного ее этапа к другому. В психологии развития аналогичные переходные фазы между возрастными периодами называются возрастными кризисами ( Л.С.Выготский и др.).

В самом широком смысле выделяют два существенных признака любого кризиса: а) это "поворотный пункт, решающий момент в развитии чего-нибудь"; б) "время, характеризующееся большой опасностью или трудностью". Возрастной кризис - переходная фаза от одного возрастного периода к другому, связанная с возникновением новых противоречий, которые человек должен разрешить в соответствующем возрасте. Чаще всего это противоре чия между новыми требованиями к человеку, с одной стороны, и его возможностями - с другой (например, как в "кризисе 6-7 лет или кризисе первоклассника" и др.), или между новыми потребностями человека и возможностями их удовлетворения (например, как в подростковом кризисе).

Можно предполагать наличие аналогичных кризисов-переходов спортивной карьеры как примерно предсказуемых переходных фаз от одного этапа СК к другому, связанных с возникновением новых противоречий, преодоление которых имеет решающее значение для успешного продолжения СК в целом.

Наложение представленных периодизаций СК позволило выделить семь кризисов-переходов элитарной СК:

). кризис начала спортивной специализации;

). кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта;

). кризис перехода из юношеского спорта во взрослый спорт;

). кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт;

). кризис перехода от кульминации к финишу СК;

). кризис завершения СК и перехода к другой карьере.

Главная особенность кризисов-переходов СК - возможность прогнозирования и подготовки к ним. Карьеры конкретных спортсменов могут включать разное число кризисов-переходов. Ведь именно неспособность спортсмена преодолеть кризис, разрешить породившие его противоречия обычно ведет к преждевременному уходу из спорта и "свертыванию" СК. Знание этих противоречий позволяет заранее подготовиться к ним и облегчить прохождение кризиса.

III.Кризисы-переходы спортивной карьеры

Кризис начала спортивной специализации связан с поступлением в спортивную школу или началом занятий в группе специализации у профессионального тренера. Суть данного кризиса составляет адаптация к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе. Основными противоречиями здесь оказались:

несоответствие ожиданий юных спортсменов реальному тренировочному процессу, что нередко ведет к разочарованию, снижению мотивации. Можно выделить три аспекта "обмана ожиданий": а) между типичным для детей представлением о спорте как празднике (почерпнутом из просмотра телепередач, посещения соревнований) и реальной "черновой работой" спортсмена; б) между их представлением, что на тренировках сразу начнется освоение основных специальных упражнений вида спорта и традиционным акцентом на общей подготовке в начале обучения; в) между привычкой детей (особенно дошкольников и младших школьников) руководствоваться в двигательной деятельности "принципом удовольствия" и реальным требованием спортивной тренировки работать "через не могу" и "не хочу";

необходимость весьма быстрого овладения основами техники вида спорта и приобретения соответствующего уровня физической подготовленности, т.е. демонстрации высокой обучаемости, способностей к виду спорта;

необходимость положительно зарекомендовать себя в первых соревнованиях при полном отсутствии соревновательного опыта. Выяснилось, например, что лишь 1/3 юных спортсменов, участвуя в первых соревнованиях, имели некоторое представление о правилах соревнований, проведении предсоревновательной разминки, настройке на выступление.

Таким образом, уже на этапе начальной спортивной специализации перед юным спортсменом встают достаточно сложные задачи. Здесь впервые решается вопрос о его "перспективах" в спорте, проверяются способности, сила и устойчивость мотивации. Преодолевшие кризис переходят к углубленной тренировке в избранном виде спорта, а не справившиеся с ним обычно переориентируются на другой вид спорта или другие виды деятельности.

Кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта начинается с появления новой установки - работать "на результат". Перед спортсменом ставятся новые, более высокие цели, неуклонно возрастает удельный вес специальной подготовки на фоне общего значительного увеличения физических нагрузок, повышается ранг соревнований, а значит, и уровень конкуренции в них. Отсюда новые проблемы спортсмена, которые предстоит решить на данном этапе СК:

необходимость адаптации к новым, более высоким физическим нагрузкам, что нередко осложняется противоречием между "страхом не выдержать нагрузку" и желанием форсировать подготовку и быстрее достичь запланированных результатов. Последнее создает предпосылки для травм, заболеваний, хронического перенапряжения (перетренировки), заставляя спортсмена приобретать опыт лечения, реабилитации и "возвращения в строй";

обновление технического арсенала спортсмена, совершенствование техники уже освоенных двигательных действий, что требуется почти во всех видах спорта;

возрастание конкуренции в соревнованиях, приобретение опыта поражений, что порождает проблему психологической подготовки к стартам;

требование надежности и стабильности соревновательных выступлений, что с психологической точки зрения связано с формированием спортивно важных психических свойств и освоением приемов саморегуляции психических состояний;

сочетание спорта и других видов деятельности (учения, хобби).

О выходе из данного кризиса свидетельствует достижение первых больших успехов в соревнованиях, по сути поднимающее спортсмена на уровень спорта высших достижений. Спортсмены, не преодолевшие кризис, но сохраняющие высокую мотивацию, либо остаются в массовом спорте (продолжают тренироваться "для себя"), либо выбирают профессию, связанную со спортом, и начинают подготовку к ней. Значительная же часть спортсменов на этом этапе уходят из спорта, сосредоточиваясь на решении других жизненных проблем.

Кризисы перехода из массового спорта в спорт высших достижений и из юношеского спорта во взрослый спорт тесно связаны друг с другом, так как спортсмен, вышедший на лазерный уровень <#"center">спортивный карьера профессиональный кризис

Список литературы

.Ганзен В. А. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B7%D0%B5%D0%BD%20%D0%B2> Системные описания в психологии <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8>. - Л., 1984.

.Горская Г. Б. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3> Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%81%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2>. - Краснодар, 1995.

.Государев Н. А. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%20%D0%BD> Так становятся чемпионами <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D1%82%D0%B0%D0%BA%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D1%87%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8>. - М., 1989.

.Загайнов Р. М. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D1%80> Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9> (на материале спортивной деятельности) - Автореф. дис. ... д.п.н. - СПб., 1992.

.Стамбулов А. В. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%B0>, Стамбулова Н. Б. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%BD> Психологическое обеспечение соревновательной деятельности прыгунов в воду в зависимости от стратегии выступления <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D1%8B%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%83%20%D0%B2%20%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F> // Научно-спортивный вестник <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA>. 1984, № 4.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!