Управление земельными ресурсами

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,12 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление земельными ресурсами

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы управления земельными ресурсами в России

1.1Теоретические основы системы управления

1.2Нормативно-правовая база, регулирующая земельные отношения в России

.3Организационно-экономический механизм управления земельными ресурсами на всех административно-территориальных уровнях

Глава II. Информационный механизм управления земельными ресурсами

Глава III. Эффективность управления земельными ресурсами на уровне субъекта Российской Федерации

.1 Понятие эффективности

.2 Расчет эффективности управления земельными ресурсами на уровне региона Российской Федерации

Заключение

Список используемых источников

Введение

Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны.

Согласно действующему законодательству и сложившимся традициям, государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям без включения в состав земельного фонда земель, покрытых внутренними морскими водами и территориальным морем. Целью государственного учета земель является получение систематизированных сведений о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в границах территорий, необходимых для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель.

Формирующаяся система управления земельными ресурсами страны учитывает правовые, политические, организационные, экономические, экологические и социальные условия страны и общества.

Экономические преобразования в России во многом определили значение управления земельными отношениями и земельными ресурсами. Это связано с тем, что земля, помимо ее традиционных свойств (средство производства, территориальный базис, природный ресурс и др.) стала объектом имущественных правоотношений и объектом недвижимости.

В России формирование современной системы управления земельными ресурсами является ключевой проблемой земельной реформы, которая до последнего времени не нашла окончательного решения. Поэтому требуется совершенствование теоретических и методических положений управления земельными ресурсами, позволяющих увеличить налогооблагаемую базу и сбор бюджетных доходов, привлечь инвестиции в развитие муниципальных образований и регионов, создать эффективную систему обеспечения прав гарантий для субъектов земельных отношений.

Управление земельными ресурсами включает следующие аспекты: политический, административно-управленческий, правовой, научный, технико-технологический. Поэтому управление земельными ресурсами является результатом определенного сочетания объективных и субъективных факторов.

В соответствии с действующим законодательством земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. На праве частной собственности земля принадлежит гражданам и юридическим лицам. В государственной собственности находятся земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Земли, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.

Роснедвижимость продолжает формировать официальные статистические сведения, характеризующие земли, используемые хозяйствующими субъектами и гражданами для ведения сельскохозяйственного производства и других, связанных с сельскохозяйственным производством целей.

На первом этапе земельной реформы при реорганизации сельскохозяйственных предприятий земли передавались в коллективную (совместную или долевую) собственность. Впоследствии земли реорганизованных предприятий передавались в собственность гражданам с выдачей им свидетельств о праве собственности на земельные доли. Поэтому в состав показателей, характеризующих данную группу земель, включены сведения о земельных долях.

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет земельную долю, как долю в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Земельная доля имеет размер, определенный в гектарах и балло-гектарах, учитывающих не только размер земельной площади, но и ее качество, и не отграничена на местности.

Невостребованными признавались земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.

Глава I. Теоретические основы управления земельными ресурсами в России

1.1Теоретические основы системы управления

Управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы путем использования объективных закономерностей и тенденций в использовании земельных ресурсов для обеспечения их эффективного функционирования.

Целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли. Основная цель достигается путем постановки частных целей, таких как рациональное, эффективное и использование и охрана земель; формирование перспективного перераспределения земельных ресурсов и характера их использования; высокий уровень экологических и социальных условий жизни населения; эффективное развитие предпринимательской и общественной деятельности; сохранение и восстановление свойств окружающей природной среды, в том числе земли; получение максимума поступлений платежей за землю в различные бюджеты

Объектом управления земельными ресурсами является весь земельный фонд РФ, административно-территориальные единицы, земельные участки.

Субъекты управления земельными ресурсами - лица, осуществляющие государственное, ведомственное, местное и внутрихозяйственное управление.

Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление. Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок. Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляется министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель. Особенность ведомственного управления - некомпактное размещение земельных ресурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы. Местное управление возложено на органы местного самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным.

Местное (муниципальное) управление предусматривают на территории муниципальных образований (административные районы, города и иные поселения, сельские округа) в пределах законодательных норм.

Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками.

Предметом управления являются процессы организации использования земли, которая в пределах определенной территории обеспечивает все многообразие потребностей его жителей. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению.

Основная цель управления земельными ресурсами - обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли. Цель отражает перспективное состояние земельных ресурсов и процесса их использования. Основная цель достигается путем постановки частных целей управления земельными ресурсами таких как рациональное, эффективное использование и охрана земель, которые обеспечивают охрану прав государства, муниципальных образований, юридических лиц и граждан на землю, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды, создание условий для равноправного развития отличных форм хозяйствования на земле, формирование и развитие земельного рынка.

управление земельный ресурс

Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:

наделение органов управления политическими и организационно-регламентирующими функциями, обеспечивающих эффективное развитие общества;

обеспечение взаимосогласованности решений органов государственного управления на всех административно-территориальных уровнях (по вертикали и горизонтали);

регулирование государственными актами финансовой и природоохранной деятельности субъектов земельных отношений;

обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных отношений;

формирование благоприятных условий для предпринимательства и прогрессивного развития общества;

улучшение использования и охраны земельных ресурсов;

создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле.

Управление земельными ресурсами включает следующие аспекты:

- политический, обеспечивающий выполнение социально-политических, экономических и экологических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов;

- административно-управленческий, связанный с формированием системы государственных и муниципальных органов управления земельными ресурсами, определением их компетенции, организацией выполнения ими взаимосогласованных функций;

- правовой, обеспечивающий рациональное использование и охрану земель на основе правовых норм, закрепленных в законодательных актах;

- научный, связанный с разработкой научно обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического процесса;

- экономический, определяющий условия эффективного использования земель;

- организационно-технологический, связанный с разработкой и осуществлением экономических, социальных стимулов и мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

Поэтому управление земельными ресурсами является результатом определенного сочетания объективных и субъективных факторов.

Управление земельными ресурсами производится на основе общих принципов:

- приоритет государственного управления земельными ресурсами;

дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов, согласно которому правовое обеспечение управления землями должно осуществляться с учетом их экономических, природных и социальных особенностей;

принцип рационального использования земель;

единство управления земельными ресурсами и управления территориями;

организационная согласованность использования земель и управления территориями;

систематическое совершенствование функций и методов управления земельными ресурсами;

экономически эффективное сочетание государственного, регионального и муниципального управления земельными ресурсами;

разграничение функций управления земельными ресурсами между органами исполнительной и представительной власти;

разграничение функций управления земельными ресурсами между ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

правовая обеспеченность управления земельными ресурсами;

принцип организованного и экономически рационального соотношения централизации и децентрализации.

Частных принципов:

- принцип организационной, финансовой и кадровой обеспеченности системы управления земельными ресурсами;

принцип управляемости;

принцип соответствия субъекта и объекта;

принцип изменяемости;

принцип иерархичности;

принцип экономичности.

К основным методам управления земельными ресурсами относятся землеустройство, государственный земельный кадастр, мониторинг земель, земельный контроль и др.

Функции управления земельными ресурсами подразделяются на:

- общие, включающие планирование, организацию, координацию, регулирование, распоряжение, учет и контроль. При осуществлении этих функций происходит распоряжение трудовыми, материальными и денежными ресурсами, оперативное управление землеустроительным производством;

- специальные, обеспечивающие организационное воздействие на специальные стороны деятельности предприятий (технологическая подготовка и т.д.);

- вспомогательные, включающие обслуживающие процессы общего и специального управление (делопроизводство, хозяйственное обслуживание, охрана).

Управление земельными ресурсами проводится на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований.

Управление земельными ресурсами может быть прямым (связано с созданием конкретных форм и условий землепользования и носит дискретный характер) и опосредованным (создает пределы в использовании земли путем создания нормативно-правовой базы и осуществляется постоянно).

1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая земельные отношения в России

Развитие современного земельного законодательства подчинено нескольким факторам. Один из них - адекватное правовое обеспечение формирования земельного рынка и отдельных его сегментов.

Помимо Земельного кодекса РФ к действующим федеральным законам относятся федеральные законы от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 10 января 1996 года № 4-ФЗ «О мелиорации земель» и другие. В развитие указанных федеральных законов принято большое количество подзаконных нормативных правовых актов. В числе наиболее важных следует назвать постановления Правительства РФ от 15 ноября 2006 года № 689 «О государственном земельном контроле», от 28 ноября 2002 года № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» и другие. Кроме этого, на уровне субъектов РФ действует более ста земельных законов, принятых в развитие федерального законодательства и преимущественно регулирующих отдельные аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения. Достаточно обширную систему современного земельного законодательства завершает объемный перечень нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Таким образом, в сравнении с ситуацией еще десятилетней давности формирование земельных отношений в стране происходит при опоре на обширную, внутренне взаимосвязанную нормативную правовую базу.

Основным правовым актом, регулирующим земельные и аграрные отношения, является Конституция РФ 1993 года, которая в ст. cт. 9 и 36 закрепила все формы права собственности на землю: частную, государственную, муниципальную и, иные формы. Государственную и муниципальную, называют также публичной собственностью. В соответствии с Конституцией РФ Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) законодательно закрепил указанные формы собственности и других прав на землю в главе 17, которая вступила в силу лишь с принятием Земельного кодекса РФ. Право на земельный участок возникает по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Для полноценного регулирования земельных отношений в последние годы были приняты федеральные законы:

Градостроительный кодекс РФ;

Земельный кодекс РФ;

Налоговый кодекс РФ;

Жилищный кодекс РФ;

Федеральный закон РФ от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации",

Федеральный закон РФ от 10.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";

Федеральный закон РФ от 11.06.2003 года № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";

Федеральный закон РФ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;

Федеральный закон от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;

Федеральный закон РФ от 21.12.2001 года № 178 -ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

Федеральный закон РФ от 7.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

Федеральный закон РФ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса»;

Федеральный закон РФ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

Федеральный закон РФ от 08.02.1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995 года «Об акционерных обществах»;

Федеральный закон РФ от 08.12.1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

Федеральный закон РФ от 18.07.2005 года № 87-ФЗ «О землеустройстве»;

По состоянию на 1 февраля 2007 года в сфере земельных отношений действуют следующие законы области:

от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в области»;

от 12.06.2004 года № 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории области»;

от 5.12.2002 года № 142/2002-ОЗ «О плате за земельные участки, предоставляемые в собственность для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории области»;

от 17.06.2003 года № 63 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории области ».

1.3 Организационно-экономический механизм управления земельными ресурсами на всех административно-территориальных уровнях

Механизм экономического регулирования УЗР формируется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально-справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, защиту земельных угодий от порчи и ухудшения их экологического состояния, незаконного захвата и разбазаривания.

Экономический механизм управления земельными ресурсами должен быть основан на использовании земельной ренты в качестве основы для формирования системы экономических регуляторов с другими экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т. д.).

Рента - устойчивый доход, прямо не связанный с предпринимательской деятельностью. Земельная рента имеет иную природу. Как известно, земельный собственник может вести хозяйство самостоятельно, но может и передать свое право использования земли в аренду предпринимателю. Условиями арендного договора последний временно получает право монопольного хозяйствования на данном участке, за что и выплачивает землевладельцу арендную плату. Превращение части прибыли арендатора в земельную ренту обусловлено именно данной монополией.

Земельная рента - это форма экономической реализации собственности на землю. В ее составе различают дифференциальную, абсолютную и монопольную ренту.

Дифференциальная (разностная) рента возникает на основе монополии на землю как объект хозяйствования, ибо каждый предприниматель получает в свое распоряжение конкретный, ограниченный в натуре участок. По качеству они могут значительно различаться и при равновеликих затратах обеспечивать получение разного количества продукции, а следовательно, и прибыли.

С увеличением спроса на сельскохозяйственную продукцию в хозяйственный оборот вовлекаются худшие участки земли, с которых получают обычную прибыль, а на средних и лучших - более высокую. Дополнительная прибыль и превращается затем в дифференциальную ренту.

Дифференциальную ренту подразделяют на ренту I и II. Дифференциальную ренту I определяют как разницу между ценой производства сельскохозяйственной продукции на наихудших землях и индивидуальной ценой производства на лучших и средних земельных участках. Объективное условие ее образования - более высокое плодородие земель и лучшее месторасположение по отношению к рынкам сбыта, пунктам приобретения средств производства, транспортным магистралям и т. д. Дифференциальную ренту II определяют как разницу между общественной и индивидуальной ценой производства, которая образуется за счет дополнительных вложений капитала в одни и те же участки земли как землевладельцем, так и арендатором. При заключении нового арендного договора дифференциальную ренту II (как добавочную прибыль) присваивают землевладельцы путем повышения арендной платы, а во время действия «старого» договора - арендатор, ибо в противном случае арендатор не будет вкладывать свой капитал в землю. Дифференциальную ренту I присваивают только землевладельцы.

Монопольная земельная рента образуется на землях исключительного качества, на которых возможно производство редких по своим потребительским свойствам видов сельскохозяйственной продукции. Например, южная приморская зона Краснодарского края, уникальная для России, имеет земли, пригодные для возделывания субтропических культур и чая, особых лекарственных трав.

Экономисты, специально исследовавшие монопольную земельную ренту в городах, выделяют два аспекта ее образования. Первый - эта рента образуется на всех участках города независимо от их свойств, так как для целей градостроительства требуются участки в определенных местах и определенной площади. Второй - монопольная рента образуется на отдельных участках поселений, которые в силу действия природных, социальных и экологических факторов приобретают особо ценные свойства.

Наличие частной собственности на землю обусловливает возникновение абсолютной ренты как части прибавочной стоимости, присваиваемой государством и другими землевладельцами в силу монополии собственности на землю. Источником ее образования является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью, которая образуется в сельском хозяйстве по причине трудностей перелива капитала из промышленности в сельское хозяйство, межотраслевой конкуренции, уравнивания нормы прибыли капитала сельскохозяйственных товаропроизводителей с общей нормой прибыли и др. Поэтому, а также по причине небольших площадей лучших и средних по качеству и месторасположению земель, как объекта хозяйствования, цены на продукты сельскохозяйственных товаропроизводителей определяются условиями производства на худших участках, т. е. эти цены больше общей цены производства. Получаемая разница между стоимостью и ценой производства (добавочная прибыль) должна передаваться в форме абсолютной ренты государству и другим собственникам земли.

Одна из важнейших составных частей механизма экономического регулирования земельных отношений - платность пользования землей. Законодательство РФ предусматривает такие формы платы за землю, как земельный налог и арендная плата.

За земельные участки, находящиеся в собственности, пожизненном наследуемом владении, бессрочном (постоянном) пользовании, взимается земельный налог, а за арендуемые участки - арендная плата.

В условиях рынка земли для ее купли-продажи может потребоваться банковский кредит. Это вызывает необходимость установления нормативной цены земли, а также системы льгот при налогообложении.

Земельный налог выражает отношения между обществом и земельным собственником по поводу владения землей как государственного и общественного достояния, арендная плата за землю. Ставки земельного налога должны отражать единый процесс рентообразования, т. е. устанавливаться с учетом дифференциальной, абсолютной и монопольной земельной ренты и их рентообразующих факторов. Однако в период перехода к рынку, когда частная собственность на землю ограничена, ставки земельного налога в средних и относительно лучших условиях определяют в основном на базе дифференциальной земельной ренты.

Земельный налог должен поступать в распоряжение субъектов Федерации и муниципальных образований и использоваться для обустройства их территорий, проведения землеустроительных и земельно-кадастровых работ, повышения плодородия почв, развития производственной и социальной инфраструктуры.

Арендная плата это отражение отношений по поводу использования земельных угодий между собственниками земли и арендаторами, устанавливаемая за объект недвижимого имущества, включает, как минимум, три составные части: земельную ренту, амортизацию капитала, вложенного в здания и сооружения, а также процент за пользование капиталом. Очевидно, что при взимании арендной платы в целом с объекта недвижимости различия между этими составными частями стираются, что может быть оправдано при установлении размера аренды в результате свободного торга арендодателя и арендатора. Арендная плата за землю представляет собой вознаграждение, которое выплачивает арендатор собственнику земли за ее использование.

Глава II. Информационный механизм управления земельными ресурсами

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информационные ресурсы - это отдельные документы и массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Стадии «цикла жизни» состояния информации:

а) хранение;

б) преобразование информации;

г) сортировка, синтез, обработка;

д) использование;

е) оценка;

ж) уничтожение.

Характеристики информации:

целевое назначение;

способ и формат;

Избыточность;

быстродействие;

периодичность;

ценность информации;

надежность и достоверность;

статичность и динамичность.

Поток информации - целенаправленное движение информации от источников до потребителей, которое характеризуется адресностью, режимом (регламентом) передачи и объемом передаваемой информации.

Оптимизация потоков информации имеет цель исключить дублирование информации, минимизировать маршруты ее прохождения и обеспечить рациональный обмен информацией между органами управления.

На уровне управляющих структур можно выделить, как минимум, четыре группы видов деятельности, в которых земельно-кадастровая информация играет важную роль.

К таким группам можно отнести решение:

отраслевых проектно-экономических задач;

административно-управленческих задач;

социально-экологических задач;

экономических задач стратегического планирования

Направления движения информации:

1)движение нормативно-правовой информации сверху вниз с последующим аккумулированием ее на нижних уровнях;

2)передача первичной информации о состоянии земельных ресурсов и рассредоточение ее по соответствующим уровням управления;

)движение информации снизу вверх - передача вторичной информации о состоянии земельных ресурсов и отчетность нижележащих территориальных органов Росреестра перед вышестоящими уровнями.

Информационное обеспечение управления земельными ресурсами - система сбора, обработки и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях.

В состав информационного обеспечения входят:

- нормативные и справочные данные, составляющие информационный базис системы;

текущие сведения, поступающие извне системы, требующие ответной реакции системы или влияющие на алгоритм выработки решений;

накапливаемые оперативные учетные и архивные сведения, необходимые для планирования и развития системы.

Условия организации информационного обеспечения относятся:

- однократный ввод данных и многократное их использование;

агрегация и фильтрация информации;

зависимость степени агрегации от уровня принятых решений;

централизованное управление информационными ресурсами, синхронное поддерживание данных для всех видов и способов использования;

Информационное обеспечение системы управления земельными ресурсами должно способствовать достижению следующих целей:

- обеспечение повышения оперативности и качества работы с информацией;

создание условий для перехода от традиционной бумажной к безбумажной технологии;

создание необходимых условий для повышения электронной доли в работе с информацией и снижения трудозатрат на рутинные операции;

обеспечение повышения достоверности создаваемой информации;

исключение дублирования работы по получению информации;

обеспечение централизованного хранения информации, подготовленной в электронной форме, включая графическую, а также всех сопутствующих материалов с возможностью организации логического увязывания информации, относящейся к одному направлению поиска (подборки) по тематическому набору реквизитов;

обеспечение единого порядка индивидуальной и совместной работы с информацией;

объединение потоков электронных документов между структурами;

использование общей для всех территориальных органов, предприятий и учреждений Росземкадастра системы индексации (нумерации) документов, общих справочников-классификаторов и т.п.;

обеспечение унификации информационной документации и сокращения количества форм и видов единообразных документов.

Система информационного обеспечения управления земельными ресурсами должна:

сформировать единое информационное пространство;

обеспечить информационную поддержку рынка недвижимости;

создать базу для налогообложения;

поддержать инвестиционные проекты;

являться основой различных геоинформационных систем, в том числе для управления развитием территории.

Единое информационное пространство обеспечивается путём:

Øвыработки единого методологического подхода к организации кадастрового деления, присвоения кадастровых номеров для объектов недвижимости;

Øпространственной привязки любой ведомственной информации на основе цифровой топографической основы кадастра недвижимости (ЦТО КН.);

Øформированием единой системы структур, форматов и семантического содержания словарей, классификаторов, справочников для всех структур в области управления земельными ресурсами;

Øсогласованностью технологий информационного взаимодействия, включая актуализацию и обмен базами данных, словарями, классификаторами;

Øсогласованностью программно-технических средств телекоммуникационного взаимодействия всех держателей информации в интегрированной информационной среде;

Øсогласованностью программных средств конвертирования;

Øформированием справочников и словарей баз данных.

Глава III. Эффективность управления земельными ресурсами на уровне субъекта Российской Федерации

.1 Понятие эффективности

Эффективность системы управления земельными ресурсами - проведение определенного объема и вида управленческих действий (в т. ч. земельно-кадастровых) для повышения качества и степени использования земельных и информационных ресурсов. А под эффектом системы управления земельными ресурсами необходимо понимать конечный результат управленческих действий, выраженный в абсолютных и относительных показателях.

Сложность анализа системы управления земельными ресурсами обусловливает необходимость применения различных приемов и методов исследования. Остановимся на основных и вспомогательных методах и приемах анализа системы управления земельными ресурсами.

Методом сравнения оценивают работу органов управления земельными ресурсами, в том числе и земельной службы (или ее организаций), определяют причины отклонений от плановых показателей и выявляют резервы роста.

Основные виды сравнений:

-отчетных показателей с плановыми;

-плановых показателей с показателями предшествующего периода;

-отчетных показателей с показателями предшествующего периода;

-показателей работы за каждый день;

-показателей со среднеотраслевыми данными;

-показателей эффективности работы данного предприятия с показателями аналогичных предприятий в других регионах и др.

Индексный метод применяют при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых несоизмеримы. Он позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя.

Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства.

Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов - сомножителей фактическими.

Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает воздействие других факторов.

Факторный анализ - установление силы влияния факторов на результативный признак с целью ранжирования факторов. При этом виде анализа применяют методы корреляционного и регрессионного анализа.

Графический метод - средство иллюстрации организационных, экономических и других процессов на основе рассчитанных показателей. Графическое изображение этих процессов различается по назначению (диаграммы и графики сравнения), по способу построения (линейные, столбчатые, круговые, объемные).

Функционально-стоимостный анализ - метод системного исследования, применяемого с целью повышения полезного эффекта (или отдачи) системы управления на единицу совокупных затрат за жизненный цикл системы.

Экономико-математические методы применяют для выбора оптимальных вариантов организации и функционирования системы управления земельными ресурсами.

Эффективность системы управления земельными ресурсами можно подразделить на экономическую, экологическую, организационно-технологическую, информационную и социальную составляющие.

Экологический эффект управления земельными ресурсами может проявляться в зависимости от периода освоения системы управления. Он может быть первичным, промежуточным и конечным:

Øпервичный эффект заключается в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшение ее состояния, что проявляется в снижении объема загрязнений и концентрации вредных веществ в почве и воде и воздухе, увеличении площади пригодных к использованию земель, сокращению уровня шума и т. д.;

Øпромежуточный эффект - это снижение показателей загрязнения природной и антропогенной среды до минимально допустимых норм;

Øконечный эффект заключается в повышении продолжительности уровня жизни населения, снижении заболеваемости, эффективности общественного производства и увеличении валового национального продукта страны.

Под экономической эффективностью управления земельными ресурсами понимают результативность государственной и муниципальной деятельности по управлению земельными ресурсами, измеряемая отношением полученного количественно-экономического эффекта (результата) к затратам ресурсов, а также за счет достижения наибольшего объема земельно-кадастрового производства при использовании материальных ресурсов определенной стоимости. Эффективность управления земельными ресурсами необходимо рассматривать на трех уровнях:

Российской Федерации - общехозяйственная;

региона (область, район) - региональная;

конкретного землевладения, землепользования - хозрасчетная (коммерческая) эффективность.

Экономическую эффективность системы управления земельными ресурсами подразделяют на абсолютную (прямую), фактическую, расчетную.

Абсолютную (прямую) эффективность определяют как реальную экономическую отдачу от управленческих действий (увеличение сбора земельного налога, плата за информацию и оказание услуг и т. д.). Абсолютная эффективность системы управления складывается из прямого эффекта и части косвенного и опосредованного эффектов, получаемых вследствие принятия экономически эффективного управленческого решения по развитию территории.

Фактическую эффективность системы определяют по осуществленным единовременным затратам и ежегодным издержкам для освоения и ведения системы управления земельными ресурсами с корректировкой в случае получения низкой фактической эффективности. Корректировку осуществляют в ходе авторского контроля, позволяющего установить степень полезности системы для развития территории.

Расчетная эффективность определяется количеством и составом расходов, их окупаемостью на перспективу с учетом нормативных показателей. Фактическая и расчетная эффективности часто не совпадают вследствие экономических, организационных, административных, правовых и других причин.

Социальная эффективность - это создание благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности населения, социального развития общества, получаемые в результате принятия управленческого решения.

Организационно-технологическая эффективность системы управления земельными ресурсами отражает эффективность процесса планирования, организации, управления и технико-технологического обеспечения земельно-кадастрового процесса.

Информационная эффективность управления земельными ресурсами - это улучшение информационного обеспечения системы землеустроительных органов информацией для обоснования принятия решений.

Основной критерий эффективности системы управления земельными ресурсами - значительное увеличение доходной части федерального, региональных и муниципальных бюджетов за счет операций, связанных с земельными участками и иными объектами недвижимости, контроль за субъектами и объектами земельных отношений при разумной экономии бюджетных средств, направляемых на осуществление функций управления.

3.2 Расчет эффективности управления земельными ресурсами на уровне региона Российской Федерации

1 этап. Определение вида эффективности и эффекта

В данном случае был выбран экономический вид эффективности

этап. Определение критерия эффективности

В качестве критерия эффективности может быть выбран один из трех вариантов:

) максимум доходов от действий системы управления земельными ресурсами;

) минимум расходов на функционирование земельной службы;

) максимум доходов от действий системы управления земельными ресурсами при достаточном (или минимальном) финансировании земельной службы.

Нами был выбран 1 вариант: максимум доходов от действий системы управления земельными ресурсами.

В нашем случае критерием эффективности системы управления земельными ресурсами может быть максимальная сумма поступающих земельных платежей (доходная часть) на 1000 кв.м от земель используемых для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства.

3 этап. Выбор метода определения эффективности

При определении эффективности государственного управления земельными ресурсами могут быть использованы последовательно или отдельно (независимо друг от друга) следующие методы:

сравнения;

индексный;

балансовый;

графический;

экономико-математические методы (моделирование, кластерный анализ, расчетно-корреляционный анализ, метод нейронных сетей и др.).

Нами для расчетов эффективности системы управления земельными ресурсами был выбран экономико-математический метод.

4 этап. Определение состава показателей

На этапе определения состава показателей в качестве доходных показателей были выбраны общие размеры поступления земельных платежей в виде земельного налога Центральном федеральном округе, причем налог брался средний по субъекту РФ на 1000 кв.м от земель используемых для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства.

5 этап. Сбор и обработка информации

При сборе показателей были использованы приемы статистического анализа кадастровых стоимостей исследуемых земель за 4 года, а так же ставки земельного налога на эти земли.

В качестве источников информации были использованы: материалы землеустроительной службы и ее организаций, статистических органов.

Сбор показателей осуществлялся по следующим объектам анализа: по Российской Федерации (среднестатистические данные); по федеральному округу (среднестатистические данные); по субъектам Федерации, входящим в федеральный округ (первичные статистические данные).

6 этап. Определение перспективных направлений расчета эффекта

На данном этапе для определения перспективных направлений расчета эффективности был составлен окончательный вариант анкеты. На основании результатов анкетирования были сделаны предварительные выводы по поставленной проблеме:

) резкие изменения кадастровых стоимостей по годам в одних субъектах РФ, при их постоянности в других;

Таким образом, эффективность ГЗК во многом зависит от профессионального уровня специалистов. Поэтому на следующих этапах следует анализировать условия и динамику финансирования земельно-кадастровых работ.

7 этап. Разработка инструментария анализа

На этом этапе для обработки информации были выбраны: программный продукт Excel.

8 этап. Определение факторов влияющих на эффективность управления земельными ресурсами

Сначала была проанализирована динамика отдельных выбранных факторов за 2005-2008 гг. в среднем по Российской Федерации, субъекту Российской Федерации.

В таблице 1 представлена информация о фактических кадастроых стоимостях (КСф) в субъекте РФ на кв.м от земель используемых для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства.

Таблица 1

Сведения об удельных средних показателях кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических объединений, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руб./кв.м

№ п/пСубъект РФСадоводческие, огороднические объединения 2008 годСадоводческие, огороднические объединения 2007 годСадоводческие, огороднические объединения 2006 годСадоводческие, огороднические объединения 2005 год1234551Калужская область9,739,736,326,32

Далее для расчета фактического земельного налога для исследуемых земель мы собрали данные о ставках земельного налога (таблица 2).

Таблица 2

Сведения о ставках земельного налога на территории центрального федерального округа, в среднем для земель, используемых для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства на 2008 год.

Субъект РФСтавка земельного налога в % от кадастровой стоимости (Сзн)1231Калужская область0,24

Для дальнейших вычислений нам необходимо рассчитать величину земельного налога:

ЗН=(КС*Сзн)/100,

таблица №3. Для удобства дальнейших вычислений и предоставления информации мы считали земельный налог на 1000 кв.м.

Таблица №3

Данные об удельных средних показателях земельного налога для земель садоводческих, огороднических объединений, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руб./1000 кв.м

№ п/пСубъект РФСадоводческие, огороднические объединения 2008 годСадоводческие, огороднические объединения 2007 годСадоводческие, огороднические объединения 2006 годСадоводческие, огороднические объединения 2005 год1234551Калужская область23,423,415,2015,20

Таблица 4.

Финансирование земельно-кадастровых и землеустроительных работ и число работников земельной службы в Калужской области

Наименование субъекта РФЧисло работников земельной службы на 1000 гаТопографо-геодезические и картографическиеСоставление схем и проектов по перераспределению и улучшению земельЗемельно-оценочные работы и мониторинг земельМежевание и инвентаризация земельСоздание и ведение АИС ГЗККалужская область153810101910

Сначала на этапе расчета эффекта было составлено уравнение множественной корреляционной зависимости земельных платежей от удельного веса видов землеустроительных и земельно-кадастровых работ и числа работников земельной службы на 1 000 га. Была выбрана линейная форма зависимости. Коэффициент множественной корреляции полученной математической модели равен 0,645, коэффициент детерминации равен 0,471.

Уравнение получило следующий вид:

ЗПр = 324,01 + 19,28Х1 + 1,8Х2 - 10,90Х3 - 20,10Х4 + 8,31Х5 + 10,20Х6,

где ЗПр -расчетное поступление земельных платежей, у.е. на 1000 га;

Х2 - удельный вес топографо-геодезических и картографических работ, %

Х3 - составление схем и проектов по перераспределению и улучшению и охране земель, %;

Х4 - земельно-оценочные работы и мониторинг земель, %;

Х5 - межевание и инвентаризация земель, %;

Х6 - затраты на создание и ведение АИС ГЗК

Уравнение :

ЗПр =324,01+19,28*15+1,8*38-10,90*10-20,10*10+8,31*19+10,20*10=631,5

В таблице 5 представлены результаты анализа эффективности системы управления земельными ресурсами в Калужской области. Расчетные значения земельных платежей определены по уравнению множественной корреляционной зависимости.

Таблица 5

Анализ эффективности земельно-кадастровых и землеустроительных действий в Калужской области

Наименование субъекта РФ Фактическое значение земельных платежей (ЗПф) Расчетное значение земельных платежей (ЗПр ) Коэффициент эффективности земельно-кадастровых действий (Эзк= ЗПф / ЗПр) Калужская область 923,4593,81,6

По результатам расчетов можно сделать вывод об эффективности системы управления земельными ресурсами. Величина коэффициента эффективности земельно-кадастровых и землеустроительных действий больше единицы свидетельствует об эффективной системе управления земельными ресурсами. Коэффициент эффективности меньше единицы свидетельствует о неэффективной системе управления земельными ресурсами.

Таким образом, в Калужской области эффективно осуществляется управление земельными ресурсами (коэффициент 1,6).

Заключение

Одним из важнейших действий в сфере управления земельными ресурсами на всех административно-территориальных уровнях является система государственного земельного кадастра, которая служит информационной основой государственного управления территориями и экономического регулирования земельных отношений. При этом все составные части земельного кадастра должны быть адаптированы к рыночным условиям. Особенно это важно при разработке экономически обоснованных методик массовой государственной кадастровой оценки земель различных категорий, законодательном изменении принципов и правил налогообложения объектов земельных отношений. Совершенствование системы управления позволит повысить эффективность использования земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях.

Мы выполнили расчетно-графическую работу, состоящую из трех разделов. Первый раздел «Теоретические основы управления земельными ресурсами в России» и второй раздел «Информационный механизм управления земельными ресурсами» содержат основные понятия и определения управления земельными ресурсами. В третьем разделе расчетно-графической работы « Эффективность управления земельными ресурсами на уровне субъекта РФ» определили эффективность системы управления земельными ресурсами в субъекте РФ. После соответствующих расчетов были получены результаты эффективности системы управления земельными ресурсами и сделан вывод, что в Калужской области эффективно осуществляется управление земельными ресурсами (коэффициент 1,6). Повысить эффективность Калужвской области можно за счет увеличения штатной численности работников земельной службы и ведения АИС ГЗК.

Список используемых источников

1.Российская Федерация. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании в Российской Федерации в 2008 году./ В.В. Кулик, Г.Н. Ратникова, С.М. Шубич, Т.В. Фатеева [Текст]. - 2009. - 260с.

.Варламов, А.А.: Управление земельными ресурсами. Учебные и методические пособия для студентов высш. Учебных заведений/ А.А. Варламов, А.А. Рассказова 2007. - 68с.

.Варламов, А.А. Земельный кадастр: Т.2. Управление земельными ресурсами. Учебники и учебные пособия для студентов высш. Учебных заведений/ А.А. Варламов, С.А. Гальченко [Текст]. - М.: КолосС, 2004. - 528с.

.Управление земельными ресурсами [Текст]: лекция - А.А. Варламов 2011.

.Управление земельными ресурсами [Текст]: лекция - А.А. Мурашева 2011.

.Эффективность системы ГЗК [Текст]: лекция - А.А. Рассказова 2011.

Похожие работы на - Управление земельными ресурсами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!