Совершенствование управления земельными ресурсами в городах (на примере г. Новокузнецка)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,66 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование управления земельными ресурсами в городах (на примере г. Новокузнецка)

Содержание

 

Введение

. Теоретико-методологические основы управления земельными ресурсами в городах

.1 Теоретическая оценка основных понятий «земельные ресурсы», «управление»

.2 Теоретические подходы управлению земельными ресурсами в городах

.3 Отечественный и зарубежный опыт совершенствования управления земельными ресурсами в городах

. Анализ совершенствования управления земельными ресурсами в городе

.1 Описание объекта и предмета исследования

.2 Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей управление земельными ресурсами в городе Новокузнецке

.3 Анализ тенденций и показателей управления земельными ресурсами

. Совершенствование управления земельными ресурсами в городе Новокузнецке

.1 SWOT-анализ управления земельными ресурсами в городе Новокузнецке

.2 Разработка программы мероприятий по совершенствованию управления земельными ресурсами в городе Новокузнецке

.3 Экономическая оценка предлагаемых мероприятий

Заключение

Список использованных источников

Введение


Сегодня местные органы власти придают огромное значение возрастающей роли земельных отношений в общем комплексе экономических реформ и системе управления муниципальной собственностью. Наделенные определенными полномочиями в области земельных отношений, органы местного самоуправления планируют использование земли, организуют проведение работ по землеустройству, оформляют права собственности на землю, участвуют в осуществлении контроля, а так же взимают плату за землю. Однако в нашей стране земельные платежи в общей структуре доходов местных бюджетов составляют незначительную часть, хотя в других странах земельные налоги традиционно являются одним из главных источников бюджета. Проблемой исследования является несовершенство управления земельными ресурсами.

Цель исследования: разработка программы совершенствования управления земельными ресурсами.

Объектом исследования являются земельные ресурсы. Предметом исследования - управление земельными ресурсами в городе.

Задачи исследования:

1.   Теоретическая оценка основных понятий «земельные ресурсы», «управление»;

2.       Анализ теоретических подходов к управлению земельными ресурсами в городах;

.        Анализ отечественного и зарубежного опыта совершенствования управления земельными ресурсами в городах;

.        Анализ управления земельными ресурсами в городе Новокузнецке.

Методы исследования: сбор информации, сравнительный анализ, статистический анализ, SWOT-анализ.

1. Теоретико-методологические основы управления земельными ресурсами в городах

 

.1 Теоретическая оценка основных понятий «земельные ресурсы», «управление»


Одним из важнейших богатств в Российской Федерации являются земельные ресурсы. Переход к рыночным отношениям в сфере землепользования связан с формированием экономического механизма, призванного соединить интересы экономики и рационального, эффективного использования земельных ресурсов. На сегодняшний день сложилось несколько подходов к рассмотрению земельных ресурсов (см. таблица 1).

Таблица 1. - Подходы к понятию «земельные ресурсы»

Подход

Определение

Экологический

Это природный объект, составная часть природной среды, взаимодействующая с другими объектами природы - лесами, недрами, водами, а в широком смысле - охватывающая все природные ресурсы

Экономический

Как объект хозяйственной и иной деятельности - является материальной базой всякого производства. Она - источник (ресурс - для удовлетворения самых разнообразных потребностей человека

Социальный

Это объект собственности. При капитализме решающее значение земли для регулирования земельных отношений имеет социальная функция земли. При социализме земля является в одних странах исключительной собственностью государства, в других - наряду с государственной, кооперативной, частной и личной собственностью


На основе этих трех подходов определяются свойства земельных ресурсов: свойства и особенности, присущие всем землям (природный характер происхождения земли, единственное место обитания всех человеческих поколений, ограниченность, неподвижность); на присущие определенным категориям земель; на присущие определенным земельным участкам.

Когда земельные ресурсы выступают объектом управления, необходимо ввести еще одно свойство: земельные ресурсы являются источником дохода для субъекта их управления. В системе государственного устройства земельные ресурсы составляют экономическую основу государственных муниципальных бюджетов, поэтому на государственном и муниципальном уровне осуществляется управление земельными ресурсами. В таблице 2 приведены основные подходы к определению управления.

Таблица 2. - Подходы к понятию «управление»

Подход

Определение

Функциональный

Как функция системы, управление направленно на выживание этой системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой.

Субъектно-объектный

Воздействие субъекта на объект с целью изменения состояния объекта и (или) субъекта (в том числе и себя), по заранее продуманному плану действий в соответствии с располагаемыми ресурсами; это деятельность по приведению объективного процесса к субъективно выбранной цели, так как в основе любого управления непременно лежит целеполагание.


Функциональный подход подчеркивает то, что управление присуще любой системе как целому, а не отдельным ее элементам и жизненно необходимо ей. Управление как деятельность субъекта подчеркивает субъективность управления, так как происходит влияние субъекта на объект, и исключает наличие только одной цели в управлении - выживания системы. В рамках данного исследования будет использоваться субъектно-объектный подход к управлению.

Таким образом, в данном исследовании можно говорить о том, что под управлением будет пониматься целенаправленное воздействие субъекта на объект управления, а относительно земельных ресурсов, надо отметить, что в рамках государственного и муниципального управления три подходка к определению земельных ресурсов не являются взаимоисключающими.

 

.2 Теоретические подходы управлению земельными ресурсами в городах


Управление любой системой состоит в обеспечении сохранности, устойчивости развития этой системы, входящих в нее элементов или связанных с ней других интересов систем в общих интересах. Соответственно, муниципальное управление земельными ресурсами - это целенаправленная деятельность муниципальных органов власти по организации рационального использования земли с учетом удовлетворения интересов всего общества, так и отдельного человека и по обеспечению устойчивого развития поселения.

Объектом управления земельными ресурсами в муниципальном образовании выступает земельный участок в установленных границах, с фиксированной площадью и правовым режимом в пределах границ поселения. При этом объектом муниципального управления будут являться не только исключительно муниципальные земельные участки, но и земли, находящиеся в государственной собственности (неразграниченные земли). Управляющее воздействие муниципалитета направлено и на земли, находящиеся в частной собственности, например, при установлении ставок земельного налога.

Субъектами местного управления земельными участками являются органы местного самоуправления, а субъектами внутрихозяйственного управления - собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы. Предметом управления является формирование механизма регулирования земельных отношений и использования земельных участков в границах муниципального образования.

Цели и задачи органов власти по управлению земельными ресурсами в основном совпадают, но с учетом того, что земельные платежи представляют собой источник пополнения местного бюджета, в муниципальном управлении отмечается ярко выраженный экономический уклон.

Управление землями на территории поселения включает в себя принятие нормативно-правовых актов в виде решений, программ, правил и раскрывается через внедряемые мероприятия. В соответствии с этим органы местного самоуправления могут активно влиять на становление и развитие рынка земли, при этом в основу общего регулирования земельно-имущественных отношений положена федеральная и региональная нормативно-правовая база.

Муниципальное образование по своей природе является сложной системой, и соответственно, подвержено влиянию внешних и внутренних факторов, представленных на рисунке 1, которые оказывают влияние и на управление земельными ресурсами.

Рисунок 1. - Основные факторы, влияющие на систему муниципального управления земельными ресурсами

Принципы муниципального управления земельными ресурсами.

.        Многообразие форм собственности на землю и землепользование. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частное, муниципальной и иных формах собственности.

.        Сочетание интересов общества и законных интересов граждан при использовании земель. Регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при условии обеспечения гарантий для каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

.        Научный подход к регулированию земельных отношений. Земельные отношения должны регулироваться с использованием научно-обоснованных методик и положений, которые базируются на детальном изучении объекта управления.

.        Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.

.        Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. В основу данного принципа положено разделение земель по целевому назначению, ограничение их использования не по целевому назначению, изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, земель особо охраняемых территорий.

.        Приоритет охраны земель как важнейшего компонента окружающей природной среды и средства производства.

.        Платность землепользования.

.        Устойчивость развития городского землепользования.

.        Единство судьбы земельных участков и прочносвязанных с ними объектов недвижимости.

.        Принцип информативности. Любые участники земельно-имущественных отношений должны иметь возможность получить всю информацию о земельном участке и расположенных на нем объектов недвижимости.

.        Принцип ответственности за нарушение земельного законодательства.

Муниципальное управление земельными ресурсами может преследовать различные цели:

.        Повышение эффективности использования земли на территории муниципального образования.

.        Увеличение доходной части местного бюджета от земельных платежей и операций, связанных с землей.

.        Максимальное удовлетворение потребностей в земельных участках как граждан, так и предприятий различных отраслей хозяйствования на территории города.

Как видно из набора возможных целей управления земельными ресурсами, при грамотно проводимой земельной политике органы местного самоуправления способны решить насущные вопросы, тем или иным путем повысить качество жизни населения. Земельная политика - это сильный инструмент местной администрации.

Система муниципального управления земельными ресурсами включает в себя:

.        Планирование и прогнозирование использования земельных ресурсов (формализация целей и задач, а также средств их достижения в соответствии с реальными ресурсными возможностями).

.        Экономическое стимулирование рационального использования земельных ресурсов (регулирование механизмов платежей за землю).

.        Информационное обеспечение системы управления земельными ресурсами (изучение, оценка, систематизация и учет земельных ресурсов).

.        Нормативно-правовое обеспечение системы управления земельными ресурсами.

.        Мониторинг земель (своевременное выявление изменений состояния земель и выработка рекомендаций).

.        Организация землеустройства (организация и реализация управленческих решений).

.        Муниципальный контроль за использованием и охраной земель.

Особую роль в муниципальном управлении земельными ресурсами играют способы предоставления земельных участков. Способы предоставления земельных участков, их цели, преимущества и недостатки представлены рис. 2.

Рисунок 2 показывает, что органы местного самоуправления имеют возможность избирать различные пути управления теми или иными участками в зависимости от целей, свойств участков.

1. Цели

- Быстрая продажа земли - Максимальная цена

- Продажа при соблюдении местных цен - Более высокая цена

Инвестирование в развитие объекта

2. Преимущественное назначение для:

Небольших участков

Мелких и средних объектов

Крупных массивов

3. Обязательства потенциальных инвесторов:

- Участие в торгах - Внесение залога

- Отправление своих предложений по почте - Принятие указанных условий

- Назначение первоначальной цены или более высокой - Принятие особых условий

4. Преимущества:

- Быстрый, несложный - Гласность - Присутствие всех потенциальных покупателей - Немедленное достижение результатов - Соревнование

- Возможность устанавливать условия - Возможность повышения цены - Нет необходимости в специальном помещении

- Возможность устанавливать условия - Целенаправленная рассылка приглашений - Вероятность более высоких цен

5. Недостатки

- Потребность помещения - Невозможность устанавливать условия

- Возможность сговора - Длительная процедура

- Медленнее других способов - Больше затрат на проведение

Рисунок 2. - Предоставление земельных участков

Органы местного самоуправления имеют право получать арендную плату от сдаваемых в аренду муниципальных земель и от земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельный налог от иных собственников земельных участков на территории муниципального образования. Экономические механизмы землепользования может быть следующими:

.        Категорирование земель, которое может повлиять на планировку и социально-экономическое развитие территории.

.        Оценка стоимости земель промышленных предприятий, что может влиять на себестоимость их продукции или на размещение вновь создаваемых предприятий.

.        Земельные аукционы, которые дают возможность реализации земельных участков по рыночным ценам, что приводит к увеличению поступлений в бюджет. Регулирование цен на рынке муниципальных земельных участков позволит привлечь новых инвесторов.

Политика муниципальной власти в сфере землепользования должна учитывать все многообразие факторов, влияющих на ценность земельных участков. Все земли необходимо использовать в соответствии с целевым назначением, генеральным планом поселения и проектами планировки и застройки.

Регулирование стоимости на земельные участки должно быть направлено на привлечение инвесторов на неосвоенные территории за счет низкой цены и получения максимума доходов от использования наиболее престижных участков.

Таким образом, можно говорить о том, что управление земельными ресурсами города является сложным процессом в связи с наличием большого количества факторов внутренней и внешней среды не зависящих от субъекта управления, но оказывающих сильное влияние не объект управления - земельные ресурсы. Земельные ресурсы для муниципального образования являются средством привлечения инвесторов на неосвоенные территории - развитие территории муниципального образования, и средством повышения налоговых поступлений в бюджет.

 

.3 Отечественный и зарубежный опыт совершенствования управления земельными ресурсами в городах


Анализ реформирования правоотношений на землю в России, позволяет сделать вывод о новом развитии управления земельными ресурсами в нашей стране. Появились новые принципы и методы управления земельными ресурсами, позволяющие увеличить налогооблагаемую базу и сбор бюджетных доходов, привлечь инвестиции в развитие муниципальных образований и регионов, создать эффективную систему обеспечения прав гарантий для субъектов земельных отношений. В целях совершенствования системы управления земельными ресурсами в России, настоящее время, необходимо учитывать опыт зарубежных стран. Практически во всех цивилизованных странах фундаментальной основой организации управления земельными ресурсами является государственное регулирование правоотношений на землю, хотя принципы и формы подхода к правовому решению этой проблемы в разных странах существенно различаются.

В частности, в Германии право на существование имеют все формы собственности на землю притом, что в частной собственности находится более 90% земель. Немецкое земельное право устанавливает законодательное регулирование оборота земель сельхозназначения и лесного фонда, предусматривающее запрет на дробление лесных и сельскохозяйственных участков, их отчуждение с изменением целевого назначения и обеспечивающее развитие высокоэффективного агропромышленного производства. Особое внимание при этом уделено контролю за рациональным использованием земель; недопустимостью введения ограничений их хозяйственного оборота в целях перераспределения между «эффективными правообладателями»; выполнению землевладельцами правовых обязательств, в том числе по налоговым платежам, для чего функционируют специальные сельскохозяйственные суды. Аналогичные условия по продаже земель сельскохозяйственного назначения в собственность исключительно под цели развития сельхозпроизводства и профессиональные требования к собственникам земель действуют в Швеции, Франции, Италии и Испании.

В США, где в федеральной собственности находится более 10% земель, так же введены жесткие условия целевого использования земель различных категорий, в том числе экологического характера, определяемые с учетом зонирования территории и санкции за нарушение правил землепользования.

Особо выделяется практика решения вопроса о собственности на землю в Китае, где в процессе экономического реформирования хотя и была продекларирована возможность получения земли в собственность, но превалирующей формой регулирования земельных отношений является аренда.

Анализ мирового опыта регулирования земельных отношений позволяют заключить, что при законодательном закреплении частной собственности на землю различных категорий и введении правил и условий их использования и хозяйственного оборота, в большинстве экономически развитых стран государство всемерно стимулирует внедрение аренды как формы земельного права. Следует отметить, что механизмы регулирования правоотношений землевладельцев и арендаторов в различных станах заметно различаются по жесткости определения условий договоров аренды, размеров и форм арендной платы, методик ее расчета, критериям, предъявляемым к арендаторам, а также применяемым мерам государственной поддержки оборота земель в аренде, правовым гарантиям арендаторов.

В частности, Нидерландах и Италии законодательно установлен предельный размер арендной платы, французское и немецкое законодательство позволяет арендаторам вести определенные виды работ вне зависимости от воли собственников земли. Во Франции и Новой Зеландии, потенциальным арендаторам оказывается содействие в подборе земельного участка, получении льготного целевого товарного кредита для развития агробизнеса. Вместе с тем, в ряде стран (Франция, Англия, Австрия, Нидерланды) введены жесткие требования к профессиональной подготовке претендентов на получение сельскохозяйственных земель в аренду и их опыту работы в аграрном секторе, оговаривается наличие стартового капитала.

Хотя в мировой практике управления земельными ресурсами вопрос регулирования правоотношении на землю традиционно занимает центральное место, для полноты анализа необходимо рассмотреть и такой ключевой аспект реализации эффективного управления, как ведение земельного кадастра, что также дает представление об организации управления землей в зарубежных странах.

Земельный кадастр, который в настоящее время ведется практически во всех странах мира, неразрывно связан с понятиями учета, оценки состояния и использования земельных ресурсов и предполагает выделение и определение однородных по своим свойствам объектов с описанием их территориальных границ с последующим картографированием и представлением количественных и качественных характеристик.

В ряде стран наряду с термином «кадастр» широко используется термины «регистр (реестр) собственности» и «земельный реестр». Регистр собственности, как правило, содержит основную информацию о недвижимости в виде реестра собственности и индексных карт, которые в российской терминологии носят название кадастровых. Земельный реестр содержит исчерпывающую информацию о собственниках, а также обо всех юридических правах на соответствующий земельный участок.

В Дании кадастр предполагает в основном, картирование земельных участков в крупном масштабе. Основная функция кадастровой системы - это идентификация каждого земельного участка в соответствии с действительным использованием. Цель кадастра Дании в прошлом состояла в сборе пошлин с владельцев земельных участков на основе показателя качества почв (урожайности). В настоящее время эта функция кадастра остается ключевой, но в основе расчетов лежит рыночная цена участка. Кроме того, в качестве целей кадастра появились и другие, например кадастр, является основой для утверждения законных прав на землю.

В Нидерландах ведение кадастра осуществляет кадастровая служба. К ее функциям относят: ведение публичной книги записей, содержащей все документы по передаче собственности и установлению ссуды под залог; введение кадастровой документации на право собственности; съемка границ кадастровых участков; составление кадастровых карт с нанесенными на них участками. Кадастровая служба Нидерландов участвует в обновлении и сохранности сети триангуляции, планировании новых землепользований, а также занимается созданием, обновлением и производством крупномасштабных карт. В настоящее время в стране уже существует автоматизированная система многоцелевого кадастра, так как правительство поняло, что только создание интегрированной информационной системы позволит быстро и с достаточной полнотой обеспечить руководство страны необходимой информацией о земельных ресурсах.

В США ведение земельного кадастра первоначально было нацелено на обеспечении быстрого и эффективного заселения больших территорий пустующих земель, а затем уже для решения задач, связанных с налогообложением. Изменившаяся экономическая и общественно-политическая ситуация в США привела к необходимости создания многоцелевого кадастра. Современная североамериканская кадастровая система при сборе, хранении и поиске информации в качестве исходного объекта использует участок, носящий название «парцелла». Парцеллы могут быть объединены в совокупности по сегментам улиц. Выборка участков их совокупности производится по адресам, номерам знаков (столбов) землепользований и номерам парцелл. В США основой для многоцелевого кадастра служат точная геодезическая сеть, точные кадастровые карты, юридические записи о границах землепользований и данные земельного учета.

В базу данных информационной системы многоцелевого кадастра включены следующие файлы:

правового описания - в графическом виде с необходимыми текстовыми дополнениями;

учета земельной собственности - информация о каждой парцелле и любом здании внутри парцеллы;

рыночные сведения - цена земли и расходы на ее использование, дата приобретения и аренды;

землепользований - данные о налогоплательщиках, величине налога, коде налоговой ставки.

Связь между всеми файлами осуществляется с помощью кода парцеллы.

В Финляндии основную кадастровую деятельность по учету земель осуществляет Национальная земельная служба (НЗС) Финляндии, насчитывающая уже более 300 лет со дня своего создания в 1683 году. В 1750 году в стране была произведена широкомасштабная земельная реформа, в результате которой были установлены постоянные границы землевладений. Фактически с этого года в стране начала действовать система управления землей и недвижимостью. НЗС Финляндии в качестве государственной службы входит в состав Министерства сельского и лесного хозяйства. Данная служба располагает по всей стране 21 региональным офисом по землеустройству - картографическим кадастровым бюро, в его состав также входят 7 общегосударственных производственных и административных подразделений. Картографические кадастровые бюро работают достаточно самостоятельно и ежегодно Генеральная дирекция НЗС Финляндии заключает с ними договор о сотрудничестве. Система финансирования деятельности кадастровых бюро является смешанной - национальный бюджет выделяет лишь часть средств необходимых для деятельности службы (примерно 50%), а остальная часть средств поступает за счет выполнения работ, продажи картографической продукции, оказании платных услуг. Кроме того, для ведения всего комплекса земельно-кадастровых работ на муниципальных землях в муниципалитетах действуют свои местные (муниципальные) кадастровые службы. Полномочия государства и муниципалитетов строго разделены: НЗС занимается сельскохозяйственными землями (земли вне населенных пунктов), а муниципальные службы управляют земельными ресурсами на территории своих муниципалитетов. В НЗС имеется информация обо всей территории Финляндии, и с учетом развитости в стране телекоммуникаций, в любом месте страны можно получить любую информацию по любому земельному участку.

Английская система управления земельными ресурсами также включает разветвленную сеть различных служб, ориентированных на выполнение узко специфических управленческих функций. По существу земельный кадастр в Великобритании формируется на основе сведений Национальной службы картографии, решающей вопросы создания плановой основы кадастрового учета земель; Службы земельной регистрации, ведущей реестр прав и правообладателей земли и недвижимости; Национального бюро оценки, выполняющего систематическую государственную оценку земель в целях налогообложения. Как и в Финляндии, эти правительственные организации находятся на частичном бюджетном финансировании, получая необходимые для осуществления своей деятельности за счет оказания услуг на земельном рынке и межведомственного информационного обмена, а процесс формирования кадастровых данных практически полностью автоматизирован.

Таким образом, анализ зарубежной практики управления земельными ресурсами показывает, что традиционно краеугольным камнем регулирования земельных отношений является проблема частной собственности на землю. На основании мирового опыта решения этой проблемы надо сделать вывод о том, что установление монополии частной собственности на землю не должно являться стержнем стратегии земельной политики в условиях становления смешанной экономики в России. Мировой опыт управления земельными ресурсами дает возможность учета существующей методологии при формировании концептуальных основ и экономических механизмов управления земельными ресурсами в условиях становления в России экономики смешанного типа.

Вывод по главе 1: основной проблемой управления земельными ресурсами города заключается в расстановке приоритетов между тактическими и стратегическими целями управления, так как земельные ресурсы могут обеспечивать разовые, но крупные поступления в бюджет города, при его остром дефиците, или же наоборот, стабильное, но незначительные по сравнению с предыдущими денежные поступления, «дивиденды» от которых органы местного самоуправления получат через несколько лет. Выбор модели управления, приоритет частной или муниципальной собственности зависит от целей, стоящих перед местной Администрацией.

 

2. Анализ совершенствования управления земельными ресурсами в городе

 

.1 Описание объекта и предмета исследования


Объектом исследования являются земельные ресурсы. Схематично их можно представить так (см. рис. 3).

Рисунок 3. - Схема объекта исследования

Предметом исследования является управление земельными ресурсами, схематично его можно представить так (см. рис. 4).

Рисунок 4. - Схема предмета исследования

 

2.2 Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей управление земельными ресурсами в городе Новокузнецке

земельный ресурс муниципальный управление

Нормативно-правовая база, регламентирующая управление земельными ресурсами в городе Новокузнецке представлена Федеральным законодательством, региональным законодательством Кемеровской области, а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления города Новокузнецка (см. таблицу 3 и таблицу 4).

Таблица 3. - Федеральное законодательство и законодательство Кемеровской области, регулирующее управление земельными ресурсами в городе Новокузнецке

Государственные основы

Федеральное законодательство и законодательство Кемеровской области

Полномочия органов местного самоуправления

Налоговое регулирование

Земельный кодекс, Налоговый кодекс

Органы местного самоуправления устанавливают порядок исчисления и уплаты земельного налога в соответствии с действующим законодательством.

Оценочная деятельность

Земельный кодекс, ФЗ от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Закон Кемеровской области от 31.01.2002 №5-ОЗ «Об установлении цены при продаже земельных участков»

Органы местного самоуправления имеют право выступать субъектами оценочной деятельности, а также обязательно оценивают земельные участки в случаях, предусмотренных статьей 8 Земельного кодекса РФ.

Государственный земельный кадастр

Федеральный закон от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»

Органы местного самоуправления могут наделяться полномочиями по ведению государственного земельного кадастра. Включение дополнительных сведений о земельных участках в Государственный земельный кадастр является расходным обязательством органов местного самоуправления.

Изъятие и предоставление земельных участков

Земельный кодекс, Закон Кемеровской области от 18.07.2002 №56-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области»

Осуществляют изъятие муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством, устанавливают порядок бесплатного предоставления земельных участков на территории муниципального образования.

Землеустройство

Земельный кодекс, Федеральный закон от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ №131 от 26.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ)

Органы местного самоуправления могут выступать инициаторами проведения землеустройства, а также обеспечивают в пределах муниципального образования рациональное использование земель. Утверждают генеральные планы городского округа, правила землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.

Мониторинг земель

Земельный кодекс

Осуществляют мониторинг в целях рационального использования земель

Муниципальный земельный контроль

Земельный кодекс, ФЗ №131 от 26.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ)

Осуществляют муниципальный земельный контроль

Приватизация муниципального имущества

Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Приватизация осуществляется самостоятельно органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Перевод земель из одной категории в другую

Федеральный закон от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

Органы местного самоуправления могут выступать инициаторами перевода земель, а также ходатайствовать об этом.

Проведение торгов при продаже либо сдаче в аренду земельных участков

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 №808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»

Органы местного самоуправления проводят торги в соответствии с действующим законодательством.

В результате анализа действующего российского законодательства можно прийти к выводу, что органы местного самоуправления могут участвовать в земельных отношениях в двух качествах: как регуляторы земельных отношений в отношении земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории (в этих случаях их акты имеют властный, административный характер), и как собственники земель, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении (в этом случае они действуют на равных началах с иными участниками земельных отношений - физическими и юридическими лицами). В последнем случае на органы местного самоуправления как собственника земельных участков налагаются обязанности по организации рационального использования и охраны земель. Полномочия органов местного самоуправления как властного органа в сфере охраны земель можно разделить на несколько групп. Во-первых, органы местного самоуправления вправе разрабатывать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Во-вторых, согласно ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют отнесение земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, к различным категориям и перевод их из одной категории в другую в порядке, предусмотренном федеральными законами. В-третьих, органы местного самоуправления вправе осуществлять муниципальный контроль за соблюдением правового режима земель в зависимости от их целевого назначения. В-четвертых, органы местного самоуправления вправе своими решениями осуществлять консервацию земель с изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. В-пятых, органы местного самоуправления вправе осуществлять экономическое стимулирование охраны земель в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Согласно ч. 1 ст. 11 ЗК РФ органы местного самоуправления обладают полномочиями в области градостроительства, а именно устанавливают с учетом требований законодательства Российской Федерации правила землепользования и застройки территории городских и сельских поселений. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ) <10>, а также Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в ред. от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ) предусматривают полномочия муниципальных органов власти по созданию особо охраняемых природных территорий местного значения.

Федеральные законы закрепляют общие положения о полномочиях муниципальных органов в сфере земельных отношений. Представляется обоснованным закрепить в Земельном кодексе РФ и других федеральных законах, регламентирующих смежные земельным правоотношения, соответствующие обязательные полномочия органов местного самоуправления и полномочия, которые могут быть переданы дополнительно в порядке наделения отдельными государственными полномочиями, тем самым установить единые (базовые) правовые основы определения полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений.

Основными актами города Новокузнецка в области управления земельными отношениями являются Устав города Новокузнецка, Генеральный план города и Основные правила землепользования (см. таблицу 4).

Таблица 4. - Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления города Новокузнецка по вопросу управления земельными ресурсами

НПА

Цели

Функции

Методы

Устав города Новокузнецка

Организация местного самоуправления в города Новокузнецке

Организация

Административные

Основные правила землепользования

Устанавливают формы и методы управления земельными ресурсами города Новокузнецка, определяют общественные отношения между органами государственной власти, органами городского самоуправления, юридическими лицами и гражданами по вопросам владения, пользования, распоряжения землей и направлены на осуществление экономико-правового регулирования земельных отношений в городе.

Организация, контроль, регулирование, стимулирование

Административные, экономические (налогообложение, оценка)

Генеральный план

Формирование долгосрочной стратегии градостроительного развития, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое, пространственное и инфраструктурное развитие городской среды.

Организация, планирование

Административные, экономические

Комплексная программа социально-экономического развития города Новокузнецка

Устойчивое развитие

Планирование, организация

Административные, экономические

О внесении изменений и дополнений в постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 г. №3/5 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории города Новокузнецка»

Продление налоговых льгот на земельный налог субъектам малого и среднего предпринимательства

Организация

Стимулирование



Генеральный план г. Новокузнецка содержит в себе основные направления развития города, реализацию которых предполагает Комплексная программа социально-экономического развития. В целом можно говорить о том, что механизм управления развитием территории является вновь созданным, поэтому оценить его не представляется возможным.

Таким образом, анализ нормативно-правовой базы показал, что проблемой федерального законодательства является то, что остается открытым вопрос о регулировании вновь переданных полномочий органам местного самоуправления. Из нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Новокузнецка видно, что земельная политика направлена на развитие территории, тому свидетельствует установление налоговых льгот субъектам малого и среднего предпринимательства.

 

.3 Анализ тенденций и показателей управления земельными ресурсами


Деятельность органов местного самоуправления по управлению земельными ресурсами отнесены к сфере повышению инвестиционной привлекательности территории. Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления по повышению инвестиционной привлекательности города представлены в таблице 5.

Таблица 5. - Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления города Новокузнецка по повышению инвестиционной привлекательности города

Показатель

Измеритель

2008

2009

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, всего

242,92

40,4261

в том числе:




 для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства

гектаров

30

20,4601

 для комплексного освоения в целях жилищного строительства

гектаров

49,35

0

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, от общей площади территории городского округа (муниципального района)

%

15,2

55,4

Средняя продолжительность периода с даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до даты получения разрешения на строительство

дней

654

10

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию:

гектаров

158,21

136,5

объектов жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства - в течение 3 лет

гектаров

153,2

130

иных объектов капитального строительства - в течение 5 лет

гектаров

5,01

6,5



Показатели таблицы 6 свидетельствуют о том, что органы местного самоуправления города Новокузнецка в течении двух лет повысили эффективность деятельности в сфере управления земельными ресурсами - увеличение доли земельных участков, являющихся объектами налогообложения, в три раза, благодаря том, что в 2009 году завершилось составление Государственного земельного кадастра. Кроме того, ускорился процесс документооборота в сфере управления земельными отношениями, причем в 60,5 раз, благодаря тому, что разработан и утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче технических условий для разработки проектной документации, который определяет сроки и последовательность действий Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка при предоставлении указанной муниципальной услуги.

О том, что повысилась эффективность управления земельными ресурсами в городе Новокузнецке, также свидетельствует доходная часть бюджета города по земельному налогу и арендной плате с земельных участков (см. таблица 6).

Таблица 6. - Земельный налог и арендная плата (тыс.руб.)


2007

%

2008

%

2009

%

Всего доходы

11316793,7

100

15114469,2

100

15060568,5

100

Земельный налог

939331

8,3

937920

6,2

1226778

8,1

Арендная плата

453800

4,0

779911

5,1

932027

6,1


Из таблицы 6 видно, что в 2009 году по сравнению 2007 доля земельного налога в структуре доходов уменьшилась (что возможно в связи с введением льгот по земельному налогу для субъектов малого и среднего предпринимательства), арендная плата за пользование земельными участками в течении трех лет выросла на 2,1%.

В целом приведенные показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления города Новокузнецка в таблице 6 и 7 не дают возможность полностью оценить эффективность деятельности органов, так как не отражают все аспектов управления земельными ресурсами в целях развития территории и при условии соблюдения принципов управления земельными ресурсами. В последнем случае примером отсутствия показателей по принципу гласности управления земельными участками отсутствует показатель участия граждан и общественных организаций в процессе управления. А также отсутствует измеритель достижения генеральной цели управления земельными ресурсами - динамика привлеченных за счет управления инвестиций в город.

Основной проблемой управления земельными участками в городе Новокузнецке является обеспечение полноты поступлений в бюджет со стороны землевладельцев и землепользователей налога на землю и арендной платы. Недостатком деятельности органов местного самоуправления является то, что не органы местного самоуправления, а сами юридические лица - собственники земельных участков, должны исчислять земельный налог. То есть одним из направлений деятельности органов местного самоуправления должно быть выявление и взыскание недоимок с юридических лиц - землевладельцев.

Еще одним направлением должно быть стимулирование рационального землепользования и повышение эффективности использования земельных участков в рамках развития неосвоенных территорий за счет снижения стоимости земельных участков, а также увеличения налоговых поступлений в бюджет за счет престижных земельных участков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент в городе Новокузнецке отсутствует адекватная полномочиям органов местного самоуправления система показателей оценки эффективности деятельности по управлению земельными ресурсами. А в рамках повышения эффективности управления земельными ресурсами Администрацией города разрабатываются и устанавливаются регламенты оказания той или иной услуги в сфере управления земельными ресурсами, что делает «ощутимой» деятельность органов местного самоуправления. Однако такие регламенты разработаны не для всех услуг.

Вывод по главе 2: основной угрозой внешней среды в сфере управления земельными ресурсами является существующая возможность передачи органам местного самоуправления тех или иных государственных полномочий, ранее не переданных органам местного самоуправления, что вызовет снижение качества оказания этих услуг на время организации процесса оказания услуг. К слабым сторонам относится отсутствие адекватной системы показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и не полный перечень регламентов по услугам в сфере управления земельными ресурсами. К сильным сторонам относится сформированная политика управления земельными ресурсами, а именно цели, задачи, направления, мероприятия. А также к сильным сторонам можно отнести наличие регламентов предоставления некоторых услуг, за счет которых показатели эффективности предоставления выросли.

 

3. Совершенствование управления земельными ресурсами в городе Новокузнецке

 

.1 SWOT-анализ управления земельными ресурсами в городе Новокузнецке


На основе проведенного анализа в главах 1 и 2 были выявлены основные факторы внешней и внутренней среды, представленные в таблице 7.

На основе предложенных мероприятий в таблице 7 можно построить дерево целей и составить программу совершенствования управления земельными ресурсами в городе Новокузнецке.

Таблица 7. - SWOT-анализ управления земельными ресурсами в городе Новокузнецке

Угрозы

Увеличение налоговых поступлений в бюджет. Развитие неосвоенных территорий

Высокая стоимость освоения новых земельных участков. Незаинтересованность инвесторов в освоении территории конкретного муниципального образования

Сильные стороны

Большое количество неосвоенных земельных участков. Наличие участков с высоким инвестиционным потенциалом. Разработан Генеральный план города

Формирование системы гибкого регулирования стоимости земельных участков. Совершенствование методики расчета стоимости земельных участков.

Снижение стоимости неосвоенных земельных участков. Разработка инвестиционных паспортов для каждого престижного земельного участка.

Слабые стороны

Неплатежеспособность собственников и арендаторов земельных участков. Нерациональное использование земель.

Формирование системы размещения типов производств в соответствии с престижностью участка. Разработка система санации за нерациональное использование земель. Организация процесса выявления и взимания недоимок.

Формирование подробного инвестиционного паспорта территории. Разработка системы проверки потенциальных собственников или арендаторов земельных участков.

 

.2 Разработка программы мероприятий по совершенствованию управления земельными ресурсами в городе Новокузнецке


Дерево целей совершенствования управления земельными ресурсами в городе Новокузнецке представлено на рисунке 5.

Рисунок 5. - Дерево целей совершенствования эффективности управления земельными ресурсами

Анализ состояния управления земельными ресурсами в городе Новокузнецке показал, что в городе Новокузнецке неэффективно используется такой мощный ресурс как земля, как в качестве основополагающего фактора территориального развития - об этом свидетельствуют: большая доля неосвоенных в городе земель, так и в качестве ресурса, обеспечивающего налоговые и неналоговые поступления в бюджет муниципального образования - в связи с наличием недоимок по уплате земельного налога. Поэтому актуально разработать программу главной целью которой будет совершенствование системы управления для территориального развития и увеличения налоговых поступлений в бюджет.

Достижение цели территориального развития предполагается за счет привлечения инвесторов и стимулирования рационального использования земельных участков по целевому и функциональному назначению.

Достижение цели увеличения налоговых поступлений в бюджет предполагается за счет повышения эффективности управления престижными территориями и формирования системы взимания и предотвращения недоимок по уплате аренды и земельного налога.

Название программы «Совершенствование системы управления земельными ресурсами в городе Новокузнецке 2011-2014 гг.».

План мероприятий программы представлен в таблице 8.

Механизм реализации Программы. Комитет управления муниципальным имуществом завершает формирование земельного кадастра и формирует систему гибкого ценового регулирования земельных участков, передает эту информацию в Центр землеустройства и градостроительства. Управление центр градостроительства и землеустройства совместно с Отделом экономики на основе Генерального плана и переданной информации составляет инвестиционный паспорт каждого участка, и комплексный инвестиционный паспорт территории (подробный). Управление земельных ресурсов и землеустройства реализует мероприятия по повышению эффективности использования земельных участков отдельно.

Таблица 8. - План программных мероприятий


Мероприятие

Сроки

Ответственные

Ресурсы

1

Завершение формирования земельного кадастра муниципального образования.

2011 г.

КУМИ

Местный бюджет

2

Совершенствование методики расчета стоимости земельных участков.

2011 г.

КУМИ

Местный бюджет

3

Расчет стоимости каждого земельного участка

2011 г.

КУМИ

Местный бюджет

4

Формирование системы гибкого регулирования стоимости земельных участков.

2011 г.

КУМИ

Местный бюджет

5

Снижение стоимости неосвоенных земельных участков.

2012 г.

КУМИ

Местный бюджет

6

Разработка инвестиционных паспортов для каждого престижного земельного участка и неосвоенного земельного участка

2012 г.

Центр градостроительства и землеустройства

Местный бюджет

7

Формирование подробного инвестиционного паспорта территории.

2012 г.

Центр градостроительства и землеустройства, Отдел экономики

Местный бюджет

8

Организация плана содействия инвесторам в соответствии с действующим законодательством

2013 г.

Отдел экономики

Местный бюджет

9

Разработка системы проверки потенциальных собственников или арендаторов земельных участков.

2013 г.

Управление земельных ресурсов и землеустройства

Местный бюджет

Организация процесса выявления и взимания недоимок

2013 г.

Управление земельных ресурсов и землеустройства

Местный бюджет

11

Разработка система санации за нерациональное использование земель.

2013 г.

Управление земельных ресурсов и землеустройства

Местный бюджет



Программа реализуется в три этапа. На первом этапе (2011 г.) ответственный за реализацию начальник КУМИ, на втором этапе (2012 г.) ответственный за реализацию начальник Центра градостроительства и землеустройства. На третьем этапе (2013 г.) ответственный за реализацию начальник Управления земельных ресурсов и землеустройства. Координацию осуществляет первый заместитель главы города по промышленности и городскому хозяйству.

Показателями эффективности реализации программы будут:

1.   Увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет от использования муниципальных ресурсов.

2.       Увеличение инвестиций в строительство.

 

.3 Экономическая оценка предлагаемых мероприятий


Реализация предлагаемых мероприятий будет способствовать увеличению поступлений в местный бюджет от использования земельных ресурсов. От реализации предлагаемых мероприятий предполагается также привлечение инвесторов и увеличение инвестиций в строительство, и соответственно развитие сопутствующих видов производств. От использования земель по целевому и функциональному назначению предполагается оздоровление экологии в городе.

Заключение


В ходе исследования были изучены основные подходы к определению земельных ресурсов, что позволило определить ценность земельных ресурсов как места проживания людей, и как основного источника доходов местных бюджетов, что в свою очередь позволяет сделать вывод о необходимости формирования особой системы управления земельными ресурсами. А приведенные подходы к определению управления позволяют понять, что будет лежать в основе системы управления земельными ресурсами.

Изучение теоретических подходов к управлению земельными ресурсами позволило вывить основных участников управления земельными ресурсами, цели, принципы и методы управления, а отечественный и зарубежный опыт позволяет избегать ошибок при формировании системы управления земельными ресурсами.

В результате анализа системы управления земельными ресурсами в городе Новокузнецке были выявлены сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, влияющие на систему управления. К сильным сторонам можно отнести большое количество неосвоенных земельных участков, наличие участков с высоким инвестиционным потенциалом, наличие Генерального плана города. К слабым сторонам: неплатежеспособность собственников и арендаторов земельных участков, нерациональное использование земель. К возможностям можно отнести: увеличение налоговых поступлений в бюджет, развитие неосвоенных территорий, к угрозам: высокую стоимость освоения земельных участков, незаинтересованность инвесторов в освоении территории конкретного муниципального образования.

В результате проведенного анализа была предложена программа по повышению эффективности системы управления земельными ресурсами.

Список использованных источников


1.   Википедия [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия. - Электрон. дан. / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Земельные ресурсы свободный. Загл. с экрана.

2.       Инвестзем.ру [Электронный ресурс] информационно-аналитический портал - Электрон. дан. - Рассказова Анна/ Опыт управления земельными ресурсами в зарубежных странах. Режим доступа: http://www.investzem.ru/landcadastre/stock/registration_49.html свободный. Загл. с экрана.

.        Козбаненко В.А. Государственное управление, основы теории и организации [Текст]: учебное пособие в 2-х томах / В.А. Козбаненко. - М. Статус. 2002. - 366 с.

.        Колесник А. Особенности муниципальной земельной политики в России и за рубежом [Текст] / А. Колесник. // Муниципальная экономика. - 2005. - №5. - С. 28-33.

.        Левин А. Земельные ресурсы как объект муниципального управления [Текст] / А. Левин // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №4. - С. 62-65.

.        Левин А. Концепция эффективного управления земельными ресурсами муниципалитета [Текст] / А. Левин // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №3. - С. 58-63.

.        Пасенкова Т. Основные направления земельно-имущественного менеджмента и их рыночно-институциональная специфика [Текст] / Т. Пасенкова. // Муниципальная экономика. - 2004. - №10. - С. 45-50.

.        Руднев А.В. Управление земельными ресурсами муниципального образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/mu/stat_rab/books/UZR_MO/UZR_MO2.htm\

.        Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]: [принят Гос. Думой 28 сентября 2001 года: по состоянию на 25 октября 2001 года]. - КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/earth/ свободный. Загл. с экрана.

10.   Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области [Электронный ресурс]: официальный сервер органов государственной власти. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.kemerovostat.ru/default.aspx свободный. Загл. с экрана.

11.     Комплексная программа социально-экономического развития г.Новокузнецка [Электронный ресурс]: городская электронная газета Новокузнецк. - Новокузнецк: NOVOKUZNETSK/SU, 2010. - Режим доступа: http://www.novokuznetsk.su/budj/socrasv. - 29.09.10.

.        Генеральный план города Новокузнецка [Электронный ресурс]: официальный сайт Администрации города Новокузнецка. - Новокузнецк: ADMNKZ/RU, 2010. - Режим доступа: http://www.admnkz.ru. - 29.09.10.

Похожие работы на - Совершенствование управления земельными ресурсами в городах (на примере г. Новокузнецка)

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!