Организация финансового менеджмента в ОАО 'Молодечномебель'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    132,65 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация финансового менеджмента в ОАО 'Молодечномебель'

Оглавление

Введение

. Теоретические основы управления финансами

.1.Финансовые отношения предприятий

.2.Денежные фонды и резервы предприятий

.3. Финансовые ресурсы предприятия

.4. Принципы организации финансов

.5. Финансовый механизм предприятия

.6. Виды и принципы финансового анализа

.7. Безубыточность, как показатель финансовой устойчивости

.8. Основные направления повышения финансовой устойчивости предприятия

. Анализ финансовой деятельности в ОАО "Молодечномебель"

.1. Цели и задачи финансового анализа

.2. Общий анализ хозяйственной деятельности ОАО "Молодечно мебель"

.3 Анализ финансовых результатов ОАО "Молодечномебель"

.4 Анализ финансовой устойчивости ОАО "Молодечно мебель"

. Мероприятия по улучшению финансового положения ОАО "Молодечно мебель"

Заключение

Список использованных источников

Введение

В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является управление финансами. В странах с рыночной экономикой принципы и методы этого управления еще на рубеже XIX-XX веков оформились в специализированную область знаний, получившую название "финансовый менеджмент".

Финансы предприятий занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формулировании собственных денежных средств и централизованных финансовых ресурсов государства. Осуществляемые в стране реформы привели к увеличению объемов и потоков социально-экономических связей, повышению роли распределительных отношений. Появились и продолжают развиваться негосударственный сектор экономики, современная банковская система, рынки товаров, услуг, капитала. Предприятия перешли к использованию рыночных методов регулирования своей деловой активности. Основной целью предпринимательской деятельности предприятий стало получение прибыли, которая служит важнейшим источником и предпосылкой приращения капитала, роста доходов предприятия.

Для поддержания финансовой стабильности предприятия следует правильно выбрать источник и направление использования капитала, поддерживать высокую величину рентабельности капитала и иметь хорошую платежеспособность. Этим и определяется цель финансового менеджмента на предприятии.

В нашей стране практика эффективного финансового менеджмента находится пока лишь на стадии становления, сталкиваясь с объективными экономическими трудностями переходного периода, несовершенством нормативно-правовой базы, недостаточным уровнем подготовки специалистов к работе в кризисных экономических условиях. Поэтому тема дипломного проекта "Совершенствование системы финансового менеджмента на предприятии" является очень актуальной.

Объектом исследования данного дипломного проекта является ОАО "Молодечномебель".

Предмет исследования - финансы данного предприятия и система управления финансовыми результатами в ОАО "Молодечномебель".

Цель данного дипломного проекта - исследование организации финансового менеджмента в ОАО "Молодечномебель", анализ его финансовых результатов, разработка мероприятий по совершенствованию системы финансового менеджмента.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести общую характеристику предприятия, проанализировать его технико-экономический уровень, технико-экономические показатели его деятельности;

- рассмотреть теоретические аспекты организации финансового менеджмента на предприятии;

провести анализ финансовой деятельности, показателей рентабельности;

разработать организационные мероприятия с целью повышения финансовой устойчивости ОАО "Молодечномебель".

1. Теоретические основы управления финансами

 

.1 Финансовые отношения предприятий


Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала.

Предприятие может осуществлять какой-либо из видов деятельности либо одновременно все виды.

В процессе предпринимательской деятельности у предприятий и организаций возникают хозяйственные связи со своими контрагентами: поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансовой и кредитной системами, в результате которых возникают финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализации продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестиционной деятельности. Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Однако необходимым условием их возникновения является реальное движение денежных средств, обусловленное взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, в процессе которого создаются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

Финансы предприятий - это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования.

Финансовые отношения предприятий в зависимости от экономического содержания можно сгруппировать по следующим направлениям:

§  Возникающие между учредителями в момент создания предприятия по поводу формирования уставного (складочного, акционерного) капитала. В свою очередь уставный (складочный, акционерный) капитал является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов.

§  Между предприятиями и организациями, связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции и т. п.

§  Между предприятиями и его подразделениями: филиалами, цехами, отделами, бригадами в процессе финансирования расходов, распределения и перераспределения прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства.

§  Между предприятием и работниками предприятия при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. Их организация влияет на эффективность использования трудовых ресурсов.

§  Между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Эти отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов на финансирование целевых отраслевых программ, проведение маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, организацию выставок, оказание финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств, при реорганизации. Эта группа отношений, как правило, связана с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятий.

§  Между предприятием и финансовой системой государства при уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, получении ассигнований из бюджета. От организации этой группы отношений зависит финансовое состояние предприятий и формирование доходной базы бюджетов разных уровней.

§  Между предприятием и банковской системой в процессе хранения денег в коммерческих банках, при организации безналичных расчетов, получении и погашении ссуд, уплате процентов за кредит, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг. От организации этих отношений также зависит финансовое состояние предприятий.

§  Между предприятием и страховыми компаниями и организациями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков. Следует отметить, что вследствие слабо развитого рынка страховых услуг эти отношения весьма ограничены.

§  Между предприятием и инвестиционными институтами в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер, их материальной основой является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование уставного капитала предприятия, начинается и завершается кругооборот средств, формирование и использование денежных фондов различного назначения.

Наиболее полно сущность финансов проявляется в их функциях.

Большинство экономистов признают, что финансы предприятий выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Обе функции тесно взаимодействуют между собой.

С помощью распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, распределение валового внутреннего продукта в стоимостном выражении, определение основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и организаций и государства в целом.

Объективной основой контрольной функции являются стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, формирование доходов и денежных фондов предприятия и их использование. В основе финансов лежат распределительные отношения, обеспечивающие источниками финансирования воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывающие воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен и потребление. Однако размер получаемых предприятием доходов и эффективное и рациональное ведение хозяйства определяют возможности его дальнейшего развития. И наоборот, нарушение бесперебойного кругооборота средств, рост затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижают доходы предприятия и соответственно возможности его дальнейшего развития, конкурентоспособность и финансовую устойчивость. В этом случае контрольная функция финансов сигнализирует о недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства, о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства. Игнорирование таких сигналов может привести к банкротству предприятия. Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений.

1.2 Денежные фонды и резервы предприятий

Формирование денежных фондов предприятия начинается с момента его организации и является важнейшей стороной его деятельности. Предприятие в соответствии с законодательством создает уставный капитал. Его минимальная величина установлена законодательно в зависимости от формы собственности и определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов.

Уставный капитал - основной первоначальный источник собственных средств предприятия. Он является источником формирования основного и оборотного капитала, которые в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств.

Собственный капитал представляет собой разницу между совокупными активами предприятия и его обязательствами, т.е. долгами. Собственный капитал в свою очередь подразделяется на постоянную часть - уставный капитал и переменную, величина которой зависит от финансовых результатов деятельности предприятия.

В состав переменного капитала входят: добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и специальные фонды.

·   Добавочный капитал создается за счет: прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов; эмиссионного дохода (превышение продажной цены акций над номинальной за минусом издержек по их продаже); безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственные цели. Он может быть использован на погашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся по результатам его переоценки, на погашение убытков, возникших в результате безвозмездной передачи имущества другим предприятиям и лицам, на увеличение уставного капитала, на погашение убытка, выявленного по результатам работы предприятия за отчетный год.

Результатом и конечной целью хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. После налоговых выплат образуется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, из которой формируются: резервный капитал (фонд) и другие аналогичные резервы, а также фонд накопления и фонд потребления.

·   Резервный капитал - денежный фонд предприятия, который образуется в соответствии с законодательством и учредительными документами. Источником его образования являются отчисления от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Он предназначен для покрытия убытков отчетного года, выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей.

Наличие резервного фонда является важнейшим условием обеспечения устойчивого финансового состояния предприятия. К числу резервных фондов денежных средств относятся также резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, выкупной фонд, отложенный фонд и другие, создаваемые в акционерных обществах для погашения облигаций и выкупа акций.

·   Нераспределенная прибыль направляется на формирование специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и других целевых фондов.

Фонд накопления - денежные средства, предназначенные для развития и расширения производства. Использование этих средств связано как с развитием основного производства в целях увеличения имущества предприятия, так и с финансовыми вложениями для извлечения прибыли.

Фонд потребления - денежные средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, выплаты компенсационного характера и другие аналогичные цели.

Валютный фонд формируется на предприятиях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку.

Амортизационный фонд создается в процессе использования капитала и по своей экономической сущности предназначен для финансирования простого воспроизводства основных фондов.

Использование переменной части собственного капитала на выполнение платежных обязательств перед бюджетами разных уровней и банками осуществляется в нефондовой форме.

1.3 Финансовые ресурсы предприятия


Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.

Следует выделить такое понятие, как капитал - часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота. Другими словами, капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы по источникам образования подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешние), мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения.

Собственные финансовые ресурсы включают в себя: доходы, прибыль от основной деятельности, прибыль от прочей деятельности, выручку от реализации выбывшего имущества, за минусом расходов по его реализации, амортизационные отчисления.

Следует помнить, что не вся прибыль остается в распоряжении предприятия, часть ее в виде налогов и других налоговых платежей поступает в бюджет. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется решением руководящих органов на цели накопления и потребления. Прибыль, направляемая на накопление, используется на развитие производства и способствует росту имущества предприятия. Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.

Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.

Привлеченные, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно разделить на собственные, заемные, поступающие в порядке перераспределения и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала. Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов.

Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный в уставный капитал другого предприятия в целях извлечения прибыли или участия в управлении предприятием.

Ссудный капитал передается предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других предприятий в виде векселей, облигационных займов.

Средства, мобилизуемые на финансовом рынке, включают: средства от продажи собственных акций и облигаций, а также других видов ценных бумаг.

Средства, поступающие в порядке перераспределения, сострят из: страхового возмещения по наступившим рискам, финансовых ресурсов, поступающих от концернов, ассоциаций, головных компаний, дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов, бюджетных субсидий.

Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки предприятий, производство продукции которых имеет общегосударственное значение.

Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе предприятия. Предприятие, заботясь о своей финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, распределяет свои финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени.

1.4 Принципы организации финансов


Организация финансов предприятия строится на определенных принципах: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответственность, заинтересованность в результатах деятельности, формирование финансовых резервов. Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно независимо от организационно-правовой формы хозяйствования определяет свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств с целью извлечения прибыли. В рыночной экономике существенно расширились права предприятий в области коммерческой деятельности, инвестиций как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Рынок стимулирует предприятия к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны деятельности предприятий. Так, законодательно регламентируются взаимоотношения предприятий с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами, государство определяет амортизационную политику.

Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия. В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70 и более процентов. К основным собственным источникам финансирования предприятий в Российской Федерации относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Но общий объем собственных денежных средств предприятий недостаточен для осуществления серьезных инвестиционных программ. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить ее достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают ассигнования из бюджета на разных условиях.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников предприятия. В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства, уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случаях нарушения предприятием налогового законодательства. К отдельным работникам предприятия применяется система штрафов, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.

Принцип заинтересованности в результатах деятельности обусловлен основной целью предпринимательской деятельности - извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам предприятия, самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда, за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, вознаграждений за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат, а также выплат работникам предприятия процентов по облигациям и дивидендов по акциям. Для предприятия данный принцип может быть реализован с проведением государством оптимальной налоговой политики и соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и фонд накопления. Интересы государства обеспечиваются рентабельной деятельностью предприятий.

Принцип обеспечения финансовых резервов обусловлен необходимостью формирования финансовых резервов, обеспечивающих предпринимательскую деятельность, которая сопряжена с риском из-за возможных колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который самостоятельно принимает решения, реализует разработанные программы с риском не возврата вложенных денежных средств. Финансовые вложения предприятия также связаны с риском получения недостаточного процента дохода по сравнению с темпами инфляции или более доходными сферами приложения капитала. Наконец, могут иметь место прямые просчеты в разработке производственной программы.

Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Денежные средства, направляемые в финансовый резерв, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости могли легко быть превращены в наличный капитал.

1.5 Финансовый механизм предприятия


Управление финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма. Финансовый механизм является частью хозяйственного механизма и представляет собой формы и методы управления финансами предприятия с целью достижения максимальной прибыли.

Система управления финансами предприятия включает в себя: финансовые методы, финансовые инструменты, правовое обеспечение, информационно-методическое обеспечение управления финансами.

Финансовыми методами являются финансовое планирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование и финансовый контроль. С помощью финансовых методов осуществляется воздействие финансовых отношений на хозяйственные процессы путем управления движением финансовых ресурсов и оценки эффективности их использования на основе анализа финансовых показателей.

В соответствии с международным стандартом бухгалтерского учета 32 "Финансовые инструменты: раскрытие и представление" под финансовым инструментом понимают любой контракт, из которого возникают финансовый актив для одного предприятия и финансовое обязательство или инструмент капитального характера (т.е. связанный с участием в капитале) для другого предприятия. Иными словами, это любой документ, являющийся свидетельством долга, при продаже которого продавец обеспечивается финансированием. Финансовые инструменты включают в себя как первичные инструменты, такие, как дебиторская и кредиторская задолженность, акции, облигации, векселя, так и производные инструменты, такие, как финансовые опционы, фьючерсы и форварды, процентные и валютные свопы.

Финансовый актив может быть в виде: денежных средств, контрактного права на получение денежных средств или другого финансового актива от другого предприятия, контрактного права обмена на финансовый инструмент с другим предприятием, инструментом капитального характера другого предприятия.

Финансовое обязательство - это любое обязательство, которое является контрактным обязательством:

·   передать денежные средства или иной финансовый актив;

·   обменять финансовые инструменты с другим предприятием на потенциально неблагоприятных условиях.

Операции с финансовыми инструментами всегда сопровождаются финансовыми рисками. Информационное обеспечение позволяет пользователям финансовой отчетности оценить степень рискованности финансовых инструментов.

Существуют следующие виды финансовых рисков:

1.  Ценовой риск, включающий в себя не только потенциальные убытки, но и потенциальную прибыль. Ценовой риск подразделяют: на валютный риск, процентный риск, рыночный риск.

2.       Валютный риск представляет собой вероятность того, что стоимость финансового инструмента изменится в результате изменения обменного курса иностранной валюты.

.        Процентный риск - риск того, что стоимость финансового инструмента изменится в результате изменения рыночной процентной ставки.

.        Рыночный риск - это риск того, что стоимость финансового инструмента изменится в результате изменения рыночных цен независимо от того, какими факторами вызваны эти изменения.

.        Кредитный риск - может возникнуть в случае, если один из контрагентов, участвующих в финансовом инструменте, не сможет ликвидировать обязательство и вызовет убытки у второй стороны.

.        Риск ликвидности, или риск финансирования, обусловлен трудностями, с которыми может встретиться предприятие при мобилизации средств для погашения своих обязательств по финансовому инструменту к определенному сроку. Он может возникнуть из неспособности быстро продать финансовый актив по стоимости, близкой к его справедливой стоимости.

Рыночная стоимость - это сумма, которую можно получить от продажи или необходимо заплатить при приобретении финансового инструмента на активном рынке. Справедливая стоимость - это сумма, на которую может быть обменен актив или за которую может быть погашено обязательство при заключении добровольной сделки между независимыми сторонами при сопоставимых условиях.

7.  Риск денежного потока обусловлен колебанием величины будущих денежных потоков, связанной с денежным финансовым инструментом. В случае долгового инструмента с плавающей процентной ставкой такие колебания могут привести к изменению фактической процентной ставки по финансовому инструменту, обычно с изменением его справедливой стоимости.

Управление финансами предприятия включает в себя сбор информации и ее анализ, осуществление финансового планирования и прогнозирования, качество которых непосредственно влияет на результативность управления денежными потоками, финансовую устойчивость предприятия, а следовательно, его конкурентоспособность, формирование финансовых ресурсов.

 

.6 Виды и принципы финансового анализа


Анализ финансовой деятельности включает в себя анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия. Финансовое состояние − это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъектов хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

Основными задачами анализа финансового состояния предприятия является:

1)    выявить недостатки финансовой деятельности предприятия;

2)      найти резервы улучшения финансового состояния предприятия;

3)      разработать модели финансового состояния при различных вариантах использования имеющихся ресурсов;

4)      разработать конкретные мероприятия, направленные на улучшение и стабилизацию финансового состояния предприятия.

На предприятии осуществляется предварительный, текущий и последующий финансовый анализ деятельности предприятия.

Предварительный финансовый анализ связан с изучением условий финансовой деятельности предприятия в целом или осуществление отдельных финансовых операций.

Текущий финансовый анализ проводится в процессе реализации финансовых планов и осуществление отдельных финансовых операций.

Последующий финансовый анализ осуществляется за отчетный период (месяц, квартал, год).

В зависимости от объема исследований финансовый анализ может быть:

− полным: проводится с целью изучения всех аспектов финансовой деятельности предприятия;

− тематическим: ограничивается изучением отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия.

На предприятиях рекомендуется использовать следующие методы финансового анализа:

1)    трендовый;

2)      структурный;

)        сравнительный;

)        анализ финансовых результатов.

Трендовый финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей.

Структурный финансовый анализ предполагает структурное разложение финансовых показателей и расчет удельного веса их составляющих. Примером структурного анализа является анализ активов, предполагающий определение соотношения внеоборотных и оборотных активов и их отдельных элементов; анализ денежных потоков.

Сравнительный финансовый анализ означает сопоставление отдельных анализируемых показателей между собой и расчет отклонений сравниваемых показателей. Примером является сравнение отчетных и плановых финансовых показателей.

Анализ финансовых коэффициетов предполагает расчет соотношений абсолютных финансовых показателей, при этом получаемые коэффициенты характеризуют различные аспекты финансовой деятельности предприятия.

Анализ финансового состояния организации предполагает следующие этапы:

) предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования;

.1) характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности;

.2) оценка надежности информации статей отчетности;

) оценка и анализ экономического потенциала организации;

.1) оценка имущественного положения;

) оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

.1) оценка производственной (основной) деятельности;

.2) анализ рентабельности;

.3) оценка положения на рынке ценных бумаг.

Анализ финансового состояния предприятия начинается с обзора основных показателей деятельности предприятия. В ходе этого обзора необходимо рассмотреть следующие вопросы:

− имущественное положение предприятия на начало и конец отчетного периода;

− условия работы предприятия в отчетном периоде (внешние и внутренние факторы влияющие на деятельность предприятия);

− результаты, достигнутые предприятием в отчетном периоде;

− перспективы финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Имущественное положение предприятия на начало, и конец отчетного периода характеризуются данными баланса. Сравнивая динамику итогов разделов актива баланса, можно выяснить тенденции изменения имущественного положения. Информация об изменении в организационной структуре управления, открытии новых видов деятельности предприятия, особенностях работы с контрагентами и др. обычно содержится в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности.

Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы.

В процессе функционирования предприятия величина активов, их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.

Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Вертикальный анализ позволяет перейти к относительным оценкам и проводить хозяйственные сравнения экономических показателей деятельности предприятий, различающихся по величине использованных ресурсов, сглаживать влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности.

В финансовом анализе широко используется метод построения вертикального и горизонтального баланса предприятия на основе данных бухгалтерского баланса (форма № 1).

Вертикальный анализ сглаживает влияние инфляционных процессов, которые могут искажать абсолютные показатели отчетности, и позволяет проводить сравнение с другими предприятиями, чьи отчетные данные существенно отличаются от показателей анализируемого предприятия. Степень агрегированности показателей определяется аналитиком.

Для построения вертикального баланса следует итог пассива (или актива) баланса и на начало, и на конец отчетного периода принять за базу (за 100%) и рассчитать процентную долю каждой балансовой статьи к общему итогу.

Представленная таблица наглядно отражает преимущества вертикального анализа − сравнимость относительных показателей предприятия, несмотря на возможную разницу уровня цен на начало и конец отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегированности показателей определяется аналитиком. Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга. Поэтому на практике не редко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру бухгалтерской отчетности, так и динамику отдельных ее показателей. Оба этих вида анализа особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях, так как позволяют сравнивать отчетность различных по виду деятельности и объемам производства предприятий.

1.7 Безубыточность, как показатель финансовой устойчивости

денежный безубыточность хозяйственный финансовый

Наиболее распространенным методом оценки финансовой устойчивости является анализ безубыточности экономической деятельности. В данном случае в качестве ключевого параметра принимается размер прибыли, который зависит от объема производства (реализации) продукции. Критическим значением считается точка безубыточности, в которой прибыль равна нулю. На рис. 1. представлена графическая интерпретация, из которой видно, что с увеличением объема производства (реализации) растет выручка. Когда ее величина превышает суммарные издержки (достигается безубыточность производства Qb), предприятие начинает получать прибыль.

С увеличением производства выручка растет быстрее затрат по той причине, что не все из них зависят от объема выпуска. Наличие условно-переменных (расходы на сырье, зарплату основных рабочих и т. п.) и условно-постоянных (общепроизводственные, управленческие расходы и т. п.) затрат позволяет экономить на последних с ростом производства. Поэтому при его увеличении издержки на единицу продукции уменьшаются.

Рис. 1. Анализ безубыточности.

Как видно из рис. 1, когда объем производства достигает точки Qb, выручка полностью покрывает суммарные издержки, после чего предприятие начинает получать прибыль (разница между кривыми выручки и суммарных издержек). Для расчета безубыточного объема производства может использоваться формула

, (1.1)

где Сс - сумма условно-постоянных затрат, которые не зависят от объема выпуска продукции; Pr - цена единицы продукции; Cv - условно-переменные затраты на единицу продукции.

Если на предприятии выпускается широкий ассортимент продукции, в качестве ее универсальной единицы принимается 1 рубль стоимости выпуска. Тогда безубыточный объем определяется не в натуральном выражении, а также в рублях (при условии сохранения товарной структуры выпуска продукции):

, (1.2)

где Cv - условно-переменные затраты на 1 рубль выпущенной продукции.

Точку безубыточности Qb можно считать границей допустимого риска. Очевидно, что предприниматель будет стремиться к получению прибыли, следовательно, фактический уровень производства должен быть выше безубыточного. Разницу между фактическим и безубыточным объемом производства (Qf - Qb) принято называть зоной безопасности. Она может измерятся и в абсолютном, и в относительном (отношение абсолютной зоны безопасности к общему объему производства Qf) выражении. Считается, чем больше величина зоны безопасности, тем ниже уровеь финансового риска, в частности, риска получения убытков.

Кроме расчета безубыточности в рамках аналитического метода распространены другие подходы. Так, в практике оценки предпринимательского риска широко используется анализ финансового состояния предприятия. Он базируется на системе показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и пр. В процессе анализа рассчитываются значения ряда соответствующих коэффициентов, для каждого из которых установлен критический уровень. На основе сравнения полученных результатов и нормативных величин делаются выводы относительно степени риска. Как правило, риск считается приемлемым, если фактические значения показателей финансового состояния удовлетворяют требуемым нормам.

1.8 Основные направления повышения финансовой устойчивости предприятия


Существует два пути улучшения финансового состояния: а) оптимизация результатов деятельности и количественных и структурных показателей предприятия, что выражается через систему финансовых и других показателей; б) правильно выбранные цели и миссия предприятия, правильно выбранные пути развития НИОКР, обучения персонала, рынки сбыта продукции, и др. Это не определяется (проявляется) через систему финансовых показателей, а оценивается обществом и рынком (через рыночную стоимость компании). Количественно улучшение финансового состояния компании проявится только через несколько лет, а может и десятилетий (характерно для высокотехнологичных, быстроразвивающихся отраслей).

Основой улучшения финансового состояния предприятия - увеличение деловой активности на рынке. Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Такими качественными критериями являются: широта рынков сбыта продукции; репутация предприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами предприятия и другое. Количественная оценка делается по двум направлениям:

− степень выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;

− уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

Для реализации первого направления анализа целесообразно также учитывать сравнительную динамику основных показателей. В частности, оптимально следующее их соотношение:

Тпб > Тр > Так > 100%, (1.3)

где Тпб, Тр, Так − соответственно темп изменения прибыли, реализации, авансированного капитала.

Эта зависимость означает что: а) экономический потенциал предприятия возрастает; б) по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т.е. ресурсы предприятия используются более эффективно; в) прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и обращении.

Однако возможны и отклонения от этой идеальной зависимости, причем не всегда их следует рассматривать как негативные, такими причинами являются: освоение новых перспектив направления приложения капитала, реконструкция и модернизация действующих производств и т.п. Эта деятельность всегда сопряжена со значительными вложениями финансовых ресурсов, которые по большей части не дают быстрой выгоды, но в перспективе могут полностью окупиться.

Можно выделить следующие основные пути улучшения финансового состояния предприятия:

) использование прогрессивных методов кредитования. В связи с усложнением техники и технологии важнейшее значение приобретает послепродажный сервис оборудования. Обновление основных средств с помощью лизинга позволяет сохранить тесную связь с производителем оборудования.

Лизинг − это специфическая форма финансирования вложений на приобретение оборудования, недвижимого имущества и других элементов основного капитала при посредничестве лизинговой компании, которая приобретает по просьбе клиента право собственности на имущество с целью последующей передачи ему в пользование на определенный период в обмен на периодические платежи.

Преимущества лизинговой сделки:

− налоговые льготы, так как лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции;

− возможность установления ускоренной амортизации на объект лизинга, кроме автомобилей и мебели, как указано выше;

− возможность сохранения оборотных денежных средств при прямом лизинге или их пополнение при обратном лизинге, что дает возможность использовать денежные средства более выгодно;

− право приступить к эксплуатации объекта лизинга без предварительной оплаты даже части его стоимости;

− возможность оплаты стоимости объекта лизинга за счет доходов от его эксплуатации;

− отсутствие авансового платежа и возможность отсрочки или гибкого графика платежей;

) ускорение оборачиваемости оборотных средств. Обычно предлагают следующие пути ускорения оборачиваемости оборотных средств:

− установление прогрессивных норм расхода сырья;

− замена дорогостоящих видов сырья на более дешевые без снижения качества продукции;

− разработка складских норм запасов сырья;

− осуществление контроля за состоянием складских запасов;

− сокращение производственного цикла и увеличение его непрерывности;

− использование отходов;

− ускорение реализации продукции;

− организация маркетинговых исследований, налаживание длительных связей с потребителями;

− сокращение кредиторской и дебиторской задолженности;

3) максимизация ROE. Многие экономисты считают главным показателем (путем) улучшения финансового состояния предприятия − максимизацию прибыли предприятия, т.е. максимизацию ROE. Для более качественного анализа возможностей увеличения ROE рекомендуется декомпозиции показателя ROE (которая также называется матрицей Du Pont). Данная диаграмма разработана и впервые использована международной химической компанией "Du Pont de Nemours", имеющей филиалы во многих странах мира. "Диаграмма Du Pont" показывает, как коэффициент прибыли от продаж, оборачиваемости активов и показатель отношения активов к собственному капиталу отражаются на прибыли на акционерный капитал (ROE).

ROE = (ЧП/ПДН) × (ПДН/EBIT) × (EBIT/V) × (V/ВБ) × (ВБ/CС), (1.4)

где ПНД − прибыль до налогообложения (балансовая прибыль).

Фактор (1) − это налоговая нагрузка.

Фактор (2) − это коэффициент бремени обслуживания долга (IB − interest burden ratio).

Фактор (3) − рентабельность продаж (ROS − return on sales).

Фактор (4) − оборачиваемость активов (assets turnover − ATO). Показывает, сколько рублей выручки дает 1 рубль активов за год.

Фактор (5) − коэффициент финансового рычага. Характеризует величину заемного капитала.

Максимизация пяти этих факторов ведет к увеличению ROE.

Разумеется, прибыль на акционерный капитал (ROE) может быть рассчитана непосредственно как отношение чистой прибыли за вычетом налогов к акционерному капиталу. Однако "уравнение Du Pont" показывает отдельные элементы, т.е. позволит анализировать влияние прибыли от продаж, оборачиваемости активов и заемного финансирования на прибыль на акционерный капитал. "Система Du Pont" способствует формированию синтетического взгляда на финансовое положение фирмы и раскрывает характер взаимодействия между отдельными источниками финансирования /6/;

) увеличение загрузки производственных мощностей или продажа неиспользуемых производственных фондов. Сокращение масштабов производственных фондов позволит увеличить прибыль за счет сокращения постоянных затрат − сокращения затрат на содержание и ремонт оборудования, зданий, сооружений.

Все рассмотренные пути улучшения финансового состояния предприятия незначительно взаимосвязаны друг с другом, и их реализация может происходить совместно. Так, при прогрессивных методах кредитования необходим хороший мониторинг финансового рынка, тесное сотрудничество с финансово-кредитными и инвестиционными организациями. Эту функцию осуществляет финансовый отдел предприятия. Ускорение оборачиваемости оборотных средств главным образом зависит от эффективности деятельности отдела сбыта, продаж и логистики. Максимизация ROE главным образом зависит от правильной оценки перспектив рынка, налоговой стратегии, стратегических решений сокращения или увеличения производства (продажа активов или увеличение заимствований). Это уровень задач высшего руководства.

2. Анализ финансовой деятельности в ОАО "Молодечномебель"

 

.1 Цели и задачи финансового анализа


Целью анализа финансового состояния субъекта хозяйствования является определение будущих финансовых условий его функционирования.

Основными задачами анализа являются:

своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия, установление его "болевых точек" и изучение причин их образования;

поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости;

разработка конкретных рекомендаций, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия;

прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разработанных вариантах использования ресурсов.

Для решения этих задач изучаются:

наличие, состав и структура средств предприятия; причины и последствия их изменения;

наличие, состав и структура источников средств предприятия; причины и последствия их изменения;

состояние, структура и изменения долгосрочных активов;

наличие, структура текущих активов в сферах производства и обращения, причины и последствия их изменения;

ликвидность и качество дебиторской задолженности;

платежеспособность и финансовая гибкость;

эффективность использования активов и окупаемость инвестиций.

Различают внешний и внутренний анализ финансового положения.

Внутренний анализ осуществляется для нужд управления предприятием. Его результаты используются также для планирования, контроля и прогноза финансового состояния. Внешний анализ производится всеми субъектами анализа, использующими публикуемую информацию. Содержание этого анализа определяется интересами собственников финансовых ресурсов и контролирующих органов.

При внешнем анализе изучается реальная стоимость имущества предприятия, делается прогноз будущих финансовых поступлений, структуры капитала, уровня и тенденций изменения дивидендов и т. п.

Для анализа финансового состояния используют формы бухгалтерской отчетности: № 1 "Бухгалтерский баланс", № 2 "Отчет о прибылях и убытках", № 3 "Отчет о движении фондов и других средств", № 4 "Отчет о движении денежных средств", № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу". При внутреннем анализе используются данные текущего бухгалтерского учета /8/.

2.2 Общий анализ хозяйственной деятельности ОАО "Молодечно мебель"


Анализ хозяйственной деятельности − это изучение результатов работы предприятий и их подразделений на основе данных учета и отчетности. Цель анализа − повышение эффективности работ предприятий, более полное использование имеющихся резервов и возможностей с учетом требований рынка. Предметом анализа является хозяйственная деятельность предприятий, которая направлена на рациональное использование воспроизводство ресурсов и получает отражение в системе показателей учета, отчетности и других источников информации.

Развитие научно-технического процесса непрерывно вносит существенные изменения в технику и технологию производства, в организацию планирования и учета работы предприятий и отдельных его подразделений, приводит к появлению новых, более прогрессивных видов продукции, к применению в управлении производством и предприятием электронно-вычислительной техники. Изменившиеся производственные и экономические условия требуют иного подхода к оценке работы промышленности, более совершенных способов анализа деятельности химических предприятий.

По своему объему анализ работы предприятия весьма обширен и многогранен, поэтому его задачи не могут быть одинаковыми. В каждом случае они определяются конкретными требованиями в зависимости от уровня управления от целей, которые ставятся перед анализом. Однако имеются единые требования при проведении любого анализа − достижение максимальных производственных результатов при наименьших затратах. Объектами анализа хозяйственной деятельности химических предприятий являются снабженческая, производственная, сбытовая и финансовая деятельность предприятия, а также процесс рационального использования сырья и материалов, трудовых затрат и денежных ресурсов, анализ эффективности производства и качества работы всего хозяйственного механизма предприятия или отдельного его производственного подразделения. Большая роль отводится анализу в деле определения и использования ресурсов повышения эффективности производства. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат.

Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Существует необходимость неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства.

Характеризуя результаты деятельности предприятия, нужно отметить, что выручка от реализации основных видов продукции за 2010 год увеличилась на 441 236 млн.руб. и составила 1 317 561 млн.руб. Удельный вес выручки от реализации мебели в общем объеме выручки от реализации основных видов продукции за 2010 год увеличился на 3,6% при общем росте выручки от реализации мебели на 247 764 млн.руб. В результате роста объемов производства увеличивается потребность в сырье, материалах и других материальных ресурсах, при этом расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств и нематериальных активов, прочие затраты практически не изменяются. Поэтому доля материальных затрат в январе-декабре 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 4,3 процентных пункта и составила 82,7 % в общих затратах на производство продукции. Доля расходов на оплату труда, отчислений на социальные нужды, амортизации основных средств и нематериальных активов снизилась на 4,3 процентных пункта и составила 17,3% (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Анализ структуры затрат в ОАО "Молодечно мебель"

Наименование

январь-декабрь 2009г.

январь-декабрь 2010г.

отклонение


сумма,

уд.вес,

сумма,

уд.вес,

сумма,

уд.вес,


млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

Затраты на производство продукции (работ, услуг)

696 881

100,0

1 037 537

100,0

340 656

0,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 Материальные затраты - всего

546 213

78,4

858 361

82,7

312 148

4,3

 в том числе:

 

 

 

 

 

 

 - сырье и материалы

327 463

47,0

549 326

52,9

221 863

5,9

 - работы и услуги производственного характера

36 972

5,3

43 483

4,2

6 511

-1,1

 - топливо

28 663

4,1

57 978

5,6

29 315

1,5

 - электрическая энергия

119 872

17,2

156 937

15,1

37 065

-2,1

 - тепловая энергия

26 848

3,9

43 207

4,2

16 359

0,3

 - прочие материальные затраты

6 389

0,9

6 797

0,6

408

-0,3

Расходы на оплату труда

62 566

9,0

73 277

7,1

10 711

-1,9

Отчисления на социальные нужды

27 169

3,9

30 300

2,9

3 131

-1,0

Амортизация основных средств и нематериальных активов

26 782

3,8

34 786

3,4

8 004

-0,4

Прочие затраты

34 151

4,9

40 813

3,9

6 662

-1,0

Наибольшую долю в материальных затратах занимают затраты на сырье и материалы. Их доля в структуре затрат составила 52,9% и выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,9%. Увеличение доли сырья и материалов в общей структуре затрат обусловлено ростом цен.

Высокий удельный вес в материальных затратах занимают затраты на энергоресурсы (24,9%). Рост затрат на энергоресурсы связан с ростом тарифов на тепло- (140,8%) и электроэнергию (121%).

2.3 Анализ финансовых результатов ОАО "Молодечномебель"


Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуют показатели прибыли и рентабельности. Рентабельность - показатель, характеризующий относительную прибыльность предприятия и отражающий эффективность использования его капитала. В общем случае рентабельность можно высчитать как отношение прибыли к затратам на получение этой прибыли. В январе-декабре 2010 года получена прибыль от реализации продукции в размере 159 880 млн.руб., что на 47 820 млн.руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рентабельность реализованной продукции в январе-декабре 2010 года составила 15,3% при доведенном целевом показателе на январь-декабрь 2010 года 14,0%. Прибыль отчетного года за 2010 год составила 115 331 млн.руб., что на 23 591 млн.руб. больше, чем в 2009 году. Структура прибыли отчетного года представлена в табл. 2.2.

Таблица 2.2 Анализ структуры прибыли ОАО "Молодечно мебель"

Наименование показателя

январь-декабрь 2008г.

отклонение


млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Прибыль отчетного года

91 740

100,0

115 331

100,0

23 591

Х

В том числе:







 Прибыль от реализации продукции, работ, услуг

112 060

122,1

159 880

138,6

47 820

16,5

 Прибыль, убыток (-) от операционных доходов и расходов

2 758

3,0

- 22 530

-19,5

-25 288

-22,5

 Прибыль, убыток (-) от внереализационных доходов и расходов

-23 078

-25,1

- 22 019

-19,1

1 059

6,0

Налоги, сборы и платежи из прибыли

34 032

Х

23 660

Х

-10 372

Х

Прочие расходы и платежи из прибыли

512

Х

143

Х

-369

Х

Чистая прибыль, убыток (-)

57 196

Х

91 528

Х

34 332

Х


Прибыль отчетного года формируется из прибыли от реализации продукции, прибыли (убытка) от операционных и внереализационных доходов и расходов. Из таблицы видно, что на увеличение прибыли отчетного года на 23 591 млн.руб. повлияло уменьшение убытков от внереализационных доходов и расходов (+1 059 млн.руб.) и увеличение убытков от операционных доходов и расходов (-25 288 млн.руб.), а также увеличение прибыли от реализации продукции (+47 820 млн.руб.)

Структура операционных и внереализационных доходов и расходов представлена в табл. 2.3.

Таблица 2.3 Структура операционных и внереализационных доходов и расходов ОАО "Молодечно мебель"

Наименование показателей

2010г., млн.руб.

Уд. вес, %

2009г., млн.руб.

Уд. вес, %

Операционные доходы и расходы

Операционные доходы

403 216

100,0

303 633

100,0

В том числе: Выручка от продажи иностранной валюты

384 629

95,4

287 539

94,7

Прочие операционные доходы

17 871

4,4

15 375

5,1

Операционные расходы

425 746

100,0

300 875

100,0

В том числе: Расходы от выбытия основных средств и нематериальных активов

1 123

0,3

3 403

1,1

Балансовая стоимость иностранной валюты

385 596

90,6

288 197

95,8

Прочие операционные расходы

39 027

9,2

9 275

3,1

Внереализационные доходы и расходы

Внереализационные доходы

8 817

100,0

5 608

100,0

Штрафы, пени, неустойки по неисполнению хоздоговоров

158

1,8

77

1,4

Курсовые и суммовые разницы

7 733

87,7

2 321

41,4

Прочие доходы

870

9,9

3 200

57,1

Внереализационные расходы

30 836

100,0

28 686

100,0

Расходы на содержание обслуживающих производств и хозяйств

7 883

25,6

7 729

26,9

Денежные выплаты персоналу

12 739

41,3

13 067

45,6

Курсовые и суммовые разницы

3 898

12,6

1 197

4,4

Расходы социального характера, не связанные с созданием имущества

2 423

7,9

2 400

8,4

Недостачи, потери и порча активов

89

0,3

23

0,1

Прочие расходы

3 111

10,1

1 965

6,9


Из табл. 2.3. видно, что в структуре операционных доходов и расходов большую часть составляют выручка от реализации валюты и её балансовая стоимость. Выручка от реализации валюты за 2010 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 97 090 млн.руб. Это связано с увеличением поступления валютных средств на счета предприятия за счет увеличения поступления валютной выручки в январе-декабре 2010 года по сравнению с январем-декабрем 2009 года. В 2010 году прочие операционные расходы увеличились на 29 752 млн.руб.

Наибольший удельный вес в структуре внереализационных доходов занимают курсовые и суммовые разницы, возникающие в связи с погашением дебиторской, кредиторской задолженности, в том числе задолженности по полученным кредитам. В общей сумме внереализационных доходов их удельный вес составляет 87,7% (7 733 млн.руб).

В структуре внереализационных расходов в январе-декабре 2009 года наибольший удельный вес занимают денежные выплаты персоналу - 41,3% (12 739 млн.руб.), это на 328 млн.руб. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Затраты по статье "Расходы на содержание обслуживающих производств и хозяйств" составили 7 883 млн.руб., что на 2% (154 млн.руб.) больше, чем за аналогичный период прошлого года, что ниже уровня индекса потребительских цен.

Чистая прибыль за отчетный период составила 91 528 млн.руб., что на 34 332 млн.руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В соответствии с решением собрания акционеров прибыль использована по следующим направлениям:

ü  сумма чистой прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений - 98 060 руб.;

ü  на формирование резерва на финансирование строительства объектов основных средств - 3 229 млн.руб.;

ü  на формирование резерва для аккумулирования средств на выплату дивидентов - 780 млн.руб.;

ü  на формирование резервного фонда заработной платы - 2 661 млн.руб.;

ü  отчисления в специальный фонд финансовой поддержки организаций концерна "Беллесбумпром" - 5 320 млн.руб.

ü  на увеличение уставного фонда - 50 000 млн.руб.

Прочие расходы из прибыли (затраты, не увеличивающие стоимость основных средств, и затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки сверх средств целевого финансирования) - 3290 млн.руб.

2.4 Анализ финансовой устойчивости ОАО "Молодечно мебель"


Финансовая устойчивость предприятия - это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его платежеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе в границах допустимого уровня риска.

В зависимости от соотношения величин показателей материально- производственных запасов, собственных оборотных средств и источников формирования запасов можно с определенной степенью условности выделить следующие типы финансовой устойчивости предприятия: абсолютная финансовая устойчивость, нормальная финансовая устойчивость, неустойчивое финансовое состояние, критическое финансовое состояние.

если все запасы полностью покрываются собственными оборотными средствами и предприятие не зависит от внешних кредиторов, имеет место абсолютная финансовая устойчивость: материально-производственные запасы < собственные оборотные средства.

если выполняется неравенство: собственные оборотные средства < материально-производственные запасы < источники формирования запасов, то на предприятии имеется нормальная финансовая устойчивость. Это ситуация, когда предприятие успешно функционирует и использует для покрытия запасов собственные и привлеченные источники средств.

ситуация, когда материально-производственые запасы > источники формирования запасов и предприятие вынуждено привлекать дополнительные источники для покрытия части своих запасов, характеризует неустойчивое финансовое состояние предприятия.

критическое финансовое состояние: предприятие в дополнение к предыдущему неравенству имеет кредиты и займы, не погашенные в срок, а также просроченную кредиторскую задолженности. Предприятие не может вовремя расплатиться со своими кредиторами.

Для оценки финансовой устойчивости применяется система коэффициентов:

Коэффициент автономии - показатель удельного веса общей суммы собственного капитала в итоге всех средств, авансированных предприятию, т.е. соотношение общей суммы собственного капитала к итогу баланса предприятия.

, (2.1)

Коэффициент концентрации заемного капитала - удельный вес заемных средств в общей валюте нетто-баланса - показывает, какая часть активов предприятия сформирована за счет заемных средств долгосрочного и краткосрочного характера.

, (2.2)

Коэффициент устойчивого финансирования характеризует, какая часть активов баланса сформирована за счет устойчивых источников:

, (2.3)

Коэффициент финансового левериджа или коэффициент финансового риска - отношение заемного капитала к собственному.

Коэффициент финансовой независимости капитализированных источников:

, (2.4)

Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (коэффициент платежеспособности):

, (2.5)

Коэффициент обеспеченности текущих активов собственными оборотными средствами - показывает, какая часть оборотных средств предприятия сформирована за счет собственного капитала. Нормативное значение показателя - не ниже 0,1:

, (2.6)

 Коэффициент обеспеченности материально-производственнных запасов собственными оборотными средствами - представляет собой отношение собственных оборотных средств к величине материально-производственных запасов, т.е. показывает, в какой мере материальные запасы покрыты собственными источниками и не нуждаются в привлечении заемных:

, (2.7)

Нормативное значение коэффицинта рекомендуется не менее 0,5.

Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами:

, (2.8)

Обеспечение собственных текущих активов собственным капиталом является гарантией устойчивости финансового состояния при неустойчивой кредитной политике. С финансовой точки зрения, чем выше коэффициент маневренности собственного капитала, тем лучше финансовое состояние. В целом улучшение состояния оборотных средств зависит от опережающего роста суммы собственных оборотных средств по сравнению с ростом материальных запасов и собственных источников средств.

Коэффициент маневренности функционального капитала (собственных оборотных средств) дает представление о составе оборотных средств:

, (2.9)

Показатель характеризует ту часть оборотных средств, которая имеет абсалютную ликвидность. Рекомендуемый норматив для этого показателя находится в пределах от 0 до 1. Индекс постоянного актива - характеризует долю внеоборотных активов в источниках собственных средств:

, (2.10)

С учетом выше приведенных формул и данных бухгалтерского учета нами были рассчитаны коэффициенты, значения которых представлены в табл. 2.4.

Таблица 2.4 Коэффициенты финансовой устойчивости ОАО "Молодечно мебель"

Коэффициент

На начало 2010 г.

На конец 2010 г.

Абсолютное отклонение

1.Автономии

0,805

0,69

-0,115

2.Концентрации заемного капитала

0,195

0,31

+0,115

3.Устойчивого финансирования

0,83

0,77

-0,06

4.Финансового левериджа

0,24

0,44

+0,2

5.Финансовой независимости капитализированных источников

0,99

0,93

-0,06

6.Покрытия долгов собственным капиталом

4,22

2,27

-1,95

7.Обеспеченености текущих активов собственными оборотными средствами

0,049

-

-

8.Обеспеченности запасов собственными оборотными средствами

0,141

-

-

9.Маневренности собственного капитала

0,012

-


10.Маневренности функционального капитала

6,033

-


11. Постоянного актива

0,98

1,05

+0,07


За анализируемый период финансовая устойчивость ОАО "Молодечно мебель" несколько уменьшилась. Нужно отметить уменьшение коэффициентов автономии и покрытия долгов собственным капиталом. Финансовая устойчивость предприятия уменьшилась также за счет отсутствия собственного оборотного капитала. Возрос финансовый риск, за счет большего привлечения заемных средств.

3. Мероприятия по улучшению финансового положения ОАО "Молодечно мебель"


Как видно из анализа, за 2010 год финансовое состояние ОАО "Молодечно мебель" ухудшилось. На предприятии система финансового менеджмента на данный момент не до конца организована. Управлением финансами занимается главный бухгалтер и финансовый отдел под его руководством.

Умело организованный на предприятии финансовый менеджмент является серьезным фактором успеха предприятия на рынке. И напротив, неэффективно организованное управление финансовыми ресурсами может ослабить конкурентную позицию предприятия.

В организационной структуре предприятия отсутствует должность финансового директора. При организации системы финансового менеджмента на ОАО "Молодечно мебель" следует ввести единицу финансового директора, который будет непосредственно подчиняться генеральному директору. В подчинении у финансового директора будет бухгалтерия, плановый и финансовый отделы.

В таблице 3.1 приведем главные выполняемые функции финансовым директором, главным бухгалтером, финансовым менеджером и начальником планового отдела

Таблица 3.1 Главные функциональные обязанности

Финансовый директор

Главный бухгалтер

Финансовый менеджер

Начальник планового отдела

1.Несение полной ответственности за управление финансами 2.Формирование финансовой стратегии и политики 3.Руководство работой бухгалтерии, финансового отдела 4.Констатация финансовых итогов 5.Выроботка рекомендаций высшему руководству

1.Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета 2.Адекватное отражение в учете хозяйственных операций предприятия 3.Представление данных учета внутренним и внешним пользователям

Осуществление текущего управления финансами

1.Планирование хозяйственной деятельности 2.Анализ производственных аспектов деятельности как обоснование управленческих решений руководства 3.Подготовка статистической отчетности


На рисунке 2 приведем примерную структуру управления финансами на ОАО "Молодечно мебель"

Рис. 2 - Структура управления финансами ОАО "Молодечно мебель"

Ключевая роль в процессе финансового менеджмента, должность финансового директора включает в себя также такие задачи, как внедрение новых управленческих схем, подбор кадров, отношения с собственниками, формирование имиджа перед банками и иными партнерами.

Принципиально важным в работе бухгалтерии является руководство группой управленческого учета. Ее задачей является проведение маржинального анализа (в т.ч. определение порога рентабельности), основанного на выделении постоянных затрат как главного фактора операционного риска, представление отчета о прибылях и убытках в формате "постоянно-переменные расходы", проверка взаимосвязей трех главных финансовых документов - баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств.

В функциональные обязанности финансового менеджера входят:

финансовый анализ текущей ситуации, в т.ч. коэффициентный анализ;

отслеживание поступлений выручки;

утверждение контрактов на продажу;

определение политики продаж в кредит;

утверждение заказов на покупку ресурсов;

управление поступлениями и расходованиями денежных средств;

управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ежедневном режиме;

анализ соответствия имеющихся средств финансовым обязательствам;

поиск новых источников финансирования;

определение потребности в оборотных средствах;

переговоры с банками о краткосрочных кредитах;

кеш-менеджмент (оперативное управление денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями);

анализ эффективности инвестиционных проектов;

решения по дивестированию (продаже активов);

финансовое планирование;

участие в составлении финансовых бюджетов в рамках общего бюджета предприятия и др.

Отличными от финансовых функций являются задачи начальника планового отдела. Акцент в его деятельности поставлен на общеэкономических аспектах: это анализ доходности по типам продукции, по подразделениям и предприятию в целом, анализ объема и динамики затрат, их факторов, отклонений от плановых затрат и нормативов, расчет сметных издержек и нормативов потребления ресурсов, в т.ч.для определения трансфертных цен, по которым продукция поставляется внутри предприятия, разработка методов снижения затрат, оценка незавершенного производства и запасов, разработка на этой базе производственных планов и бюджетов.

Главная задача на предприятии, которую должен решить новый финансовый отдел, это снижение дебиторской задолженности. В данном случае целесообразно применить новую форму управления дебиторской задолженностью - ее ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Одним из предпочтительных способов управления такого рода риском является факторинг, который активно используется на развитых финансовых рынках.

Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка, который принимает на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк взимает с предприятия-продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставка комиссионной платы дифференцируется с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты, а также от размера годового оборота поставщика, структуры сбыта, степени кредитного риска, конъюнктуры рынка, и колеблется в пределах 0,5 - 3 %. Кроме того, при проведении такой операции банк в срок до трех дней осуществляет кредитование предприятия-продавца в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от фактора риска). Остальные 10 - 30% суммы долга временно депонируется банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем. Депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем.

Факторинговая операция позволяет предприятию-продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному покупателю кредиту в короткие сроки, сокращая тем самым период финансового и операционного цикла. К недостаткам факторинговой операции можно отнести лишь дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции, а также утрату прямых контактов (и соответствующей информации) с покупателем в процессе осуществления им платежей.

Эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию.

Заключение


Таким образом, финансы предприятия - это выраженные в денежной форме экономические отношения, возникающие в процессе производства и реализации продукции и включающие формирование и использование финансовых ресурсов и фондов денежных средств целевого назначения, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями.

Управление финансами в современных рыночных условиях должно быть направлено на рост финансовых ресурсов предприятия и расширение на этой основе его производственно - хозяйственной деятельности, увеличение инвестиций и капитальных вложений, наращивание капитала и увеличение его доходности.

В данной курсовой работе исследован уровень организации финансового менеджмента в ОАО "Молодечно мебель", проведен анализ финансового состояния по следующим направлениям: оценка имущественного положения предприятия, анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой активности, разработаны рекомендации по совершенствованию системы финансового менеджмента.

Характеризуя финансовые результаты, следует отметить, что чистая прибыль за отчетный период составила 91 528 млн. руб., что на 34 332 млн. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года.

За анализируемый период финансовая устойчивость ОАО "Молодечно мебель" несколько уменьшилась. Нужно отметить уменьшение коэффициентов автономии и покрытия долгов собственным капиталом. Финансовая устойчивость предприятия уменьшилась также за счет отсутствия собственного оборотного капитала. Возрос финансовый риск, за счет большего привлечения заемных средств.

При анализе структуры пассива бухгалтерского баланса и основных разделов баланса выявлена тенденция преобладания собственных источников средств предприятия над заемными. На начало периода соотношение собственных и заемных средств составило 92,9% и 7,1%. На конец отчетного периода данное соотношение составило 85,1% и 14,9% соответственно.

С целью повышения финансовой устойчивости ОАО "Молодечно мебель" в работе были предложены мероприятия по использованию факторинга с целью снижения потерь от несвоевременного погашения дебиторской задолженности, оптимизации организационной структуры управления финансами.

Список использованных источников


.        Алексеенко, Н.А Экономика предприятия: учеб. пособие / Н.А. Алексеенко. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2005. - 264 с.

.        Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов / под ред. В. Я. Позднякова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 617с.

.        Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / В.И. Стражев [и др.]; под общ. ред. В.И. Стражева. - Минск: Выш. шк., 2003. - 480с.

.        Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. - Минск: Интерпрессервис, 2001. - 576с.

.        Арженовский, С.В. Методы социально-экономического прогнозирования: учеб. пособие / С. В. Арженовский. - М.: Дашков и К, 2009. - 236с.

.        Арзуманова, Т.И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: учебник / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. - М.: Дашков и К, 2009. - 276с.

.        Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс.- Киев.: Ника-Центр Эльга, 1999.- 528 с.

8.       Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ <http://www.tsure.ru/>, 2000. - 112с.

9.       Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса.- М.: Финансы и статистика, 1999.- 254 с.

.        Головачев, А.С. Экономика предприятия : учеб. пособие для вузов / А.С. Головачев. - Минск: Выш. шк., 2008. - 464с.

.        Грузинов, В.П. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.П. Грузинов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 208с.

.        Ефимова, М.Р. Финансовые расчеты. Практикум : учеб. пособие для вузов / М.Р. Ефимова. - М.: КноРус, 2009. - 184с.

.        Коваленко, Е.М. Методы оценки рентабельности и факторов, влияющих на её уровень / Е.М.Коваленко // Экономика. Финансы. Управление. - 2008. - № 3. - С. 9-15.

.        Кравченко, Л.И. Теория анализа хозяйственной деятельности: практикум: учеб. пособие для вузов / Л.И.Кравченко, Т.А.Олефиренко, Н.В.Мартынов. - Минск: БГЭУ, 2002. - 91с.

.        Крылов, Э.И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости / Э.И.Крылов. - М.: Маркетинг, 2005. - 647 с.

.        Ладутько, Н.И. Бухгалтерский учет: практ. пособие / Н.И.Ладутько. - 6-е изд., перераб.и доп. - Минск: ФУАинформ, 2007. - 808 с.

.        Ламыкин, И.А. Бухгалтерский учёт: учебник / И.А. Ламыкин. - М.: Рилант, 2000. - 520 с.

.        Михайлова, Н.И. Прибыль предприятия и ее планирование / Н.И.Михайлова // Планово-экономический отдел. - 2005. - №2. - С. 35-40.

.        Национальная экономика. Система потенциалов: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 359с.

.        Новицкий, Н.И. Основы менеджмента: Организация и планирование производства / Н.И. Новицкий. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 208с.

.        Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг: учеб. пособие для вузов / В.Ф.Протасов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 536с.

.        Раицкий, К.А. Экономика предприятия: учебник / К.А. Раицкий. - М.: ДАШКОВ и Ко, 2002. - 101 с.

.        Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / Г.В.Савицкая. - Минск: Новое знание, 2002. - 704с.

.        Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В.Савицкая. - М.: Новое знание, 2004. - 640с.

.        Самуэльсон, П.А. Основания экономического анализа / П.А. Самуэльсон. - СПб.: Экономическая школа, 2002. - 610с.

.        Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / И.В. Сергеев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 399 с.

.        Скамай, Л. Прибыль и методы ее анализа / Л. Скамай // Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2001. - №4. - С. 72-80.

.        Стражева, Н.С. Бухгалтерский учет / Н.С.Стражева. - Минск: Скакун, 2005. - 382 с.

.        Тэмпан Л.Н. Риски в экономике: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.А.Швандара.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 392 с.

.        Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, А.А. Володин и др.; Под ред. Проф. Н. Ф. Самсонова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 19999.-495 с.

.        Чернов В.А. Анализ коммерческого риска.- М.: Финансы и статистика, 1998.- 145 с.

.        Чернова, Г.В. Управление рисками : учеб. пособие для вузов / Г.В. Чернова, А.А. Кудрявцев. - М.: Проспект, 2009. - 160с.

.        Чечевицына, Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев. - М.: Дашков и К, 2003. - 352с.

.        Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 608с.

.        Экономика предприятий торговли и общественного питания: учеб. пособие для вузов / под ред. Т. И. Николаевой, Н. Р. Егоровой. - М.: КноРус, 2009. - 400с.

.        Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учеб. пособие для вузов / В. К. Скляренко [и др.] ; под общ. ред. В.К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 256с.

.        Экономика предприятия / В.Я. Хрипач [и др.]; под общ. ред. В.Я.Хрипача. - Минск: Экономпресс, 2000. - 464с.

.        Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 767с.

.        Экономика предприятия / В.Я. Хрипач [и др.]; под общ. ред. В.Я. Хрипача. - Минск: Экономпресс, 2001. - 460с.

.        Экономика предприятия: учеб. пособие. / В.П. Волков [и др.]; под общ. ред. А.И. Ильина. - Минск: Новое знание, 2004. - 672с.

.        Экономика предприятия: учебник / А.Е. Карлик [и др.]; под общ. ред. А.Е. Карлика. - М.: Инфра-М, 2002. - 432с .

.        Экономика предприятия: учебник / В.М.Селезнев [и др.]; под общ. ред. В.М.Селезнева. - М.: ЦЭМ, 2001.- 352с.

.        Экономика предприятия: учебник / Н.А.Сафронов [и др.]; под общ. ред. Н.А.Сафронова. - М.: ЮРИСТЪ, 2002. - 608с.

Похожие работы на - Организация финансового менеджмента в ОАО 'Молодечномебель'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!