Философия Возрождения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,41 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия Возрождения













Философия Возрождения

философский возрождение гелиоцентрический коперник

Философия Возрождения - философские и социологические учения, развивающиеся в Европе (прежде и ранее всего в Италии) в эпоху разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества (середина 14 - начало 17 века). Принято различать Итальянское Возрождение (сер. XIV - начало XVI вв.) и Северное Возрождение (XVI - нач. XVII вв.). Официальной философией в эту эпоху еще оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, возобновление античного философского наследия и значительные достижения в области естествознания, привели к тому, что философия постепенно перестает играть роль служанки богословия, в ней развиваются антисхоластические направления. Ранее всего они проявляются в этике, в возобновлении этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуреизма, направленных против господствующей христианской морали.

Определяющими чертами философского мировоззрения эпохи Возрождения П.С. Гуревич справедливо считает «Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософию и пантеизм».

Антропоцентризм - (греч. anthropos - человек и лат. Centrum - центр) - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и всех совершающихся в мире событий. В эпоху Возрождения появляется новое понятие - индивидуальность. Видным мыслителем. Который раскрыл идею индивидуальности был Эразм Роттердамский - нидерландский гуманист, «король гуманистов», филолог, писатель, богослов. Он жил во Франции, Англии, Италии, Германии и явился основателем «христианского гуманизма», который заключал в себе идею синтеза культурной традиции античной древности и раннего христианства. Как богослов Эразм Роттердамский уделял огромное внимание человеку и его отношению к Богу. Христос для него прежде всего Учитель и пример для подражания, а затем уже Сын Божий.

Гуманизм - (лат. Humanus - человечный) -совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни. гуманизм эпохи Возрождения - это мировоззрение, представляющее осознание человеческого величия. Человек рассматривается как средоточие мира, как творец земного бытия, свободное существо с беспредельными творческими возможностями. Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени.

Наибольшую роль в философии эпохи Возрождения сыграли натурфилософские концепции. Натурфилософия - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. В этом направлении были представлены идеи великих мыслителей той эпохи Николая Кузанского, Кардано, Телезио, Парацельса, Джордано Бруно, Томазо Кампанеллы и др. Основной характеристикой философствования эпохи Возрождения явилось развенчание схоластических методов осмысления природы и изменение мироотношения, которое свидетельствовало о крушении схоластической картины мира. Иначе говоря, общая линия развития философии по пути натурфилософии, означала поворот к материалистическому пониманию мира, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Антисхоластическая направленность передовой философии эпохи Возрождения опиралась на новые достижения естествознания: на гелеоцентрическую систему Коперника; методы экспериментально-математического исследования природы, философски обобщенные в произведениях Леонардо да Винчи и в особенности Галилео Галилея; детерминистическое истолкование действительности; научную формулировку законов природы.

Известным представителем натурфилософии эпохи Возрождения был Бернардино Телезио (1509 - 1588). Одной из новых идей Телезио была идея о человеке как одном из природных звеньев. Человеческому организму как и животному присущ жизненный дух. Разумная душа в своих действия, определяемых чувствами, связана с телом. Однако в человеке существует еще более высокая душа - носительница его моральных совершенств. Она выступает как «сверхдобавочная форма» и происходит непосредственно от Бога.

Пантеизм - (греческое - pan - все и theos - бог) - философское учение, согласно которому бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. Пантеизм растворяет бога в природе, отвергая сверхприродное начало. До 1705 года (в этом году Джон Толланд - английский философ-материалист) под видом пантеизма выступал материалистический взгляд на природу. Именно в этом смысле пантеизм имеет место в трудах Николая Кузанского, Джордано Бруно и Бенедикта Спинозы.

Философ и теолог Николай Кузанский (1401 - 1464), представитель раннего Возрождения увлекался математикой и естествознанием. В творчестве Кузанского были тесно переплетены вопросы философии и теологии. По мнению Кузанского человек соединяет в себе как земное, так и божественное. Человека он рассматривает как микрокосмос (малый мир), представляющий собой подобие макрокосмоса (большого мира). Мыслитель полагал, что человек вполне способен познавать природу, что осуществляется посредством чувств, воображения, рассудка и разума. Чувственное познание, по Кузанскому, - это начальная стадия познания, она упорядочивается рассудком. Разум - это высшая теоретическая способность человеческого сознания, которая направлена на выявление, осмысление и преодоление противоположностей. Николай Кузанский писал: «Разум с момента, когда природа его допускает переход к умозрению, постигает лишь всеобщее, нетленное и непрерывное».

Кузанский выдвигал идею о совпадении противоположностей. Так, по Кузанскому, Бог, с одной стороны, есть все, т.к. находится повсюду, с другой - он нигде не находится определенно, т.е. - он ничто. Человек тоже есть синтез противоречий: он и конечен как телесное существо и бесконечен в своих духовных проявлениях.

Николай Кузанский защищал концепцию знающего (ученого) незнания. Он писал: «Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание».

Джордано Бруно (1548 - 1600) итальянский философ и естествоиспытатель объединял достижения наук Нового времени с элементами эпикуреизма, стоицизма и неоплатоницизма. Он считал, что Вселенная - есть Бог, она бесконечна, движимая внутренними силами, она есть единственно сущее и живое вечное и неизменное. Единичные вещи принимают участие в вечном духе и жизни соответственно степени своего развития, они подвержены изменению. Элементарными частями всего существующего являются монады, которые не возникают и не исчезают, а лишь только отделяются друг от друга, либо соединяются в бесконечном разнообразии. В мире все оживлено. Познание законов движения и развития универсума и жизнь согласно этих законов, по Бруно, есть нравственное дело.

Огромные социально-экономические изменения, происшедшие в эпоху Возрождения, нашли свое отражение во многих социологических концепциях. Появляются первые попытки нарисовать картину коммунистического общественного устройства (Т. Мор, Т. Кампанелла). Утопия - (от греческого ou - не и topos - «страна, которой нет»).

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Эпоха Возрождения в целом ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника-творца. Человек начинает искать точку опоры в себе самом - в своей душе, теле, телесности (культ красоты - Боттичелли, Леонардо, Рафаэль). Разносторонность развития и дарования особенно почитались в эту эпоху. Например, Леон Батиста Альберти был гуманистом с широким кругом интересов, о чём свидетельствуют даже названия его произведений: «Об архитектуре», «О живописи», «О семье», «О ведении домашнего хозяйства». Философия Ренессанса, как и вся эта эпоха в целом, антрпоцентрична. Возрастает ценность отдельного человека, своеобразие и уникальность каждого индивидуума.

Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469-1527) и Франческо Гвиччардини (1482-1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479-1555) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639).

Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Самым известным произведением Томаса Мора является «Утопия». В переводе «Утопия» означает «место, которого нет». В своем произведении Т. Мор описывает государственное устройство, в котором нет несправедливости, все граждане государства равны, в нем нет эксплуатации. Самым ярким произведением Т. Кампанеллы является «Город Солнца», где автор рисует образы справедливых правителей, всесторонне образованных граждан.

Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов.

Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642). Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый, талантливый изобретатель (в числе его проектов - идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория.

.Учение Кузанского о безграничности космоса. Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401-1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение Богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.

Похожие работы на - Философия Возрождения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!