Основные идеи и направления философии Возрождения
РЕФЕРАТ
Основные
идеи и направления философии Возрождения
1.
Мировоззрение эпохи Возрождения.
Эпоха
средневековья сменилась Ренессансом или эпохой Возрождения (XIV – XVII вв.). В это период в социально – экономическом плане
происходит переход от феодализма к капитализму. Данная эпоха характеризуется
развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и
соответственно техники, естествознания, механики, математики, невиданным
творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки,
социально-политической мысли. Рассмотренные особенности
социально-экономического и культурно-научного развития предопределили и
основные особенности философского прогресса. Само название эпохи говорит о
возрождении интереса к античной философии и культуре, воспринимающейся как
образец для современности. Переосмысливается христианская традиция, происходит
секуляризация (обмирщвление) общественной жизни и культуры. Философия перестает
быть служанкой теологии. Идеалом становится не религиозное, а светское знание.
В эту эпоху было выработано новое философское мировоззрение благодаря
творчеству целой плеяды мыслителей: Франческо Петрарки, Мишеля Монтеня,
Марсилио Фичино, Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Пико делла
Мирандола, Джордано Бруно, Телезио, Томазо Кампанелла, Никколо Макиавелли и
др.
Отличительные
черты мировоззрения эпохи Возрождения:
·
ориентация
на человека (антропоцентризм). Если в центре внимания средневековой философии
были отношения бога и человека, то философияэпохи Возрождения обращена к
человеку. Формально в центре мироздания оставался Бог, но преимущественное
внимание обращали на человека, его природу, самостоятельность, красоту,
творческие способности, формы самоутверждения;
·
ориентация
на искусство и постулирование творческой сущности человека. В процессе
творческой деятельности человек создает новый мир и самое высокое, что есть в
мире - себя самого по законам красоты. Неслучайно именно в этот период
появляется в философии идея прометеизма;
·
ориентация
на личностно-материальное понимание мира. Всё существующее понимается в
проекции на человека при максимальном учёте телесного начала (тело не
«оковы души», как это было в эпоху средневековья, телесная жизнь сама по себе
самоценна). Для эстетики Ренессанса характерен синкретизм духовного и
личностно-материального (живопись, скульптура изображают прежде всего
человеческое лицо и человеческое тело в гармонии с духовным);
·
ориентация
на гуманизм (от латинского humanus –
«человеческий»), на признание человека личностью, его права на
творчество, свободу, счастье.
2. Гуманизм
эпохи Возрождения.
Новая светская
культура, появившаяся прежде всего в Италии в XIV веке, получила название гуманизма, а ее носители –
гуманистов. Идеал гуманистов – всесторонне развитая личность.
Родоначальником европейского гуманизма считают итальянского поэта и
философа Франческо Петрарку. Основные философские труды – «Моя тайна», «Об уединенной
жизни», «Старческие письма». Онтологические, гносеологические вопросы не нашли
отражения в его работах, свои философские трактаты он посвятил вопросам морали,
искусству жизни. С его точки зрения, философия – это наука о человеке, о его
природе, жизни и смерти, путях развития человеческого общества. Главный вопрос
– как достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя при наличии
смущающих человека страстей и при постоянной борьбе с окружающим миром.
Продолжил традицию Петрарки римский философ-гуманист Ф. Лоренцо Валла
(1407 – 1457). Как философ, Л. Валла знаменит своим диалогом «О наслаждении». В
отличие от Петрарки, возрождавшего этические взгляды стоиков, Л. Валла
показывает в своем диалоге преимущества морали эпикуреизма и является одним из
первых возобновителей эпикуреизма в Европе. Л. Валла реставрирует только этику
эпикурейцев, но не атомистическое учение о природе. Элементы эпикурейской
морали сочетаются с религиозно-идеалистическим взглядом на мир в целом, что
характерно и для других гуманистов XV – XVI веков.
В истории философской и общественно-политической мысли эпохи
Возрождения значительную роль сыграла работа Мишеля Монтеня «Опыты», написанная
на французском языке. Французский мыслитель не ставил перед собой цель
разработать новую философскую систему. Но в тоже время он испытал влияние
определенной философской концепции – античного скептицизма. Скептицизм М. Монтеня
направлен против схоластической и религиозной идеологии, выдававших свои
положения за абсолютные истины. Философия, по мнению М. Монтеня, прежде всего
наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и
умирать. Свой этический идеал (жизнь в соответствии с законами природы,
стремление к счастью, покою и комфорту) Монтень почерпнул из этики эпикурейцев
и стоиков, изменив его в соответствии с духом гуманизма и индивидуализма своей
эпохи.
3. Философия природы в эпоху Ренессанс.
В эпоху
Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Возникновение
натурфилософии, т.е. философии природы, свободной от непосредственного
подчинения теологическим умозрениям. Общие черты натурфилософских концепций:
·
пантеизм;
·
органистический
взгляд на мир, господствовавший в античности (аналогии между организмом человеческим
или животным);
·
рассмотрение
человека как частицы природы, «микрокосма», «малого мира», вбирающего в себя
все многообразие Вселенной;
·
гилозоизм;
·
диалектичность,
проявляющаяся в подчеркивании всеобщей связи и движения вещей и процессов природы.
Первым
натурфилософом, развивающим традиции неоплатонизма и пантеизма в данную эпоху,
был Николай Кузанский. Из собственно философских произведений важнейшими
следует считать «Об ученом незнании», «О предположениях», «Апология ученого
незнания». По своим философским воззрениям Николай Кузанский – идеалист,
признающий в качестве высшего, основополагающего бытия только Бога. Бога он
называет в духе неоплатонизма «абсолютным максимумом», постоянно подчеркивает
актуальную бесконечность его собственной природы. Как математик Н. Кузанский
стремился осмысливать явления природы в математических образах и понятиях. Это
давало ему возможность преодолеть средневековое схоластическое убеждение в
конечности мира. Мир не имеет окружности и центра, как считалось со времен
Аристотеля. Земля не составляет центр мира. Утверждая бесконечность Вселенной,
отсутствие границ в ней, Н. Кузанский доказывает наличие всеобщей связи между
явлениям и вещами природы. Природу он рассматривает как живой и одушевленный
«мировой душой» единый организм, одно из важнейших проявлений этого организма –
человеческое существо. Человек – единство земного и божественного. Это
микрокосм, малый мир, отражающий все многообразие Вселенной.
Свои
гносеологические взгляды Н. Кузанский изложил в работе «Об ученом незнании». В
процессе познания Кузанский выделил четыре ступени познания. Первая ступень – чувственные
ощущения, которые дают лишь смутные образы вещей. Над ощущениями возвышается
рассудок, который мыслит противоположности, из которых состоят все вещи в
соответствии с законом противоречия, противопоставляя их друг другу. Высшая
ступень познания – разум. Важнейшая особенность разума – это его способность
мыслить бесконечное. Четвертая ступень - сверхразумное созерцание (интуиция)
как способность человека мыслить совпадение противоположностей в боге путем
слияния с богом человеческой души, когда отпадает сама противоположность
субъекта и объекта. Но это бывает очень редко. В дальнейшем прогрессе
научно-философского познания значительную роль сыграли положения Н. Кузанского
об интеллектуальном разумном познании как высшей познавательной функции,
которая поднимается над частностью ощущения и рассудка, преодолевая их
ограниченность.
Один из крупных
натурфилософов данного периода – итальянский ученый Джордано Бруно. Главный его
труд «О причине, начале и едином». В онтологии Бруно продолжает идеи Н. Кузанского
о бесконечности природы и бесчисленности миров. Вселенная не имеет границ,
число миров в ней бесконечно. Дух, душа, духовная субстанция как носитель жизни
наполняет всю вселенную, все вещи, всю природу, которая одушевлена в различной
степени. Бруно - один из главных представителей органистического взгляда на
мир, он рассматривает мир по аналогии с животным и человеческим организмом.
Взгляд этот был присущ большинству античных философов, за исключением
атомистов. Особый интерес представляет учение Бруно о материи. Он утверждает
идею несотворенности и извечности материи, подчеркивает неразрывность материи и
формы.
В области теории
познания Дж. Бруно следует за Н. Кузанским и выделяет те же ступени познания:
чувства, рассудок и разум (интеллект). Однако новый момент в теории познания
Бруно состоял в противопоставлении чувств, неспособных постичь истину, разуму,
который только и способен к этому. Чувственное познание не может предоставить
истинного познания. Крупнейший недостаток чувственного ощущения в том что, оно
не видит бесконечное. Осмысление мира как бесконечного приводит Бруно вслед за
Н. Кузанским к диалектике совпадения противоположностей как в бесконечно
большом, так и в бесконечно малом. Дж. Бруно вводит в философию понятие монады,
то есть «единицы» бытия. Если Н. Кузанский приводил примеры совпадения
противоположностей из математики, то Дж. Бруно видит их во всех областях
природы и человеческой деятельности. Источник внутреннего родства
противоположностей – бесконечная субстанция. Эти воззрения сближают Бруно с
некоторыми взглядами представителей естественнонаучного направления в философии
Возрождения – Леонардо да Винчи, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея. Коренной
перелом во взглядах на природу сопровождался пересмотром традиционных
представлений об обществе. Возникали первые попытки идеологического и
теоретического обоснования идеи гражданского общества. Наиболее типичной в этом
отношении была политическая доктрина Н. Макиавелли, правовая теория Ж. Бодэна и
социологические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Литература
1.
Гегель
Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. С.-Пб, 1993-1994.
2.
Горфункель
А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
3.
Коплстон
Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.
4.
Магомедов
А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.
5. Реале Д., Антисери Д.: Западноевропейская философия от истоков до наших
дней. Античность. Средневековье. – СПб., 1994.
6.
Соколов
В.В. Европейская философия XV – XVII веков. – М., 1996.
7.
Соколов
В.В. Средневековая философия. – М., 1979.
8.
Чанышев
А.И. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.
9.
Чанышев
А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981.