качество товаров;
сроки и порядок поставки;
цена и порядок расчетов;
порядок разрешения споров;
обязательства непреодолимой силы;
заключительные условия;
юридические адреса и подписи сторон.
1.4 Организация коммерческой и экономической деятельности
Для оценки экономической деятельности необходимо рассчитать экономический эффект от продажи продукции. Основные показатели, характеризующие экономический эффект - прибыль и уровень рентабельности.
Для характеристики экономической деятельности (таблица 1)были выбраны образцы товаров мясной группы, поскольку мясные товары являются товарами первой необходимости и для них характерен массовый спрос.
Таблица 1 - Эффективность нескольких видов товаров
№ п/пПоказателиНаименование товаровСвининаГовядинаБаранина1.Производственная себестоимость единицы продукции, руб. за т,220,4180,1179,52.Затраты на реализацию, руб. за т487,5389,1204,43.Полная себестоимость единицы продукции, руб.11909,510465,53030,74.Отпускная цена (цена реализации), руб.16476(т)13022(т)5176(т)5.Прибыль в расчете на единицу продукции, руб. (4-3)4566,52556,52145,36.Количество реализованной продукции (указать за год, за месяц), т3,052,70,57.Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. (3x6)36323,328256,81515,358.Выручка от реализации, тыс. руб. (4x6)50251,835159,425889.Прибыль от реализации тыс. руб., (8-7)78804769021610726510.Уровень рентабельности производства, % (9 : 7 х 100)38,3207011.Рентабельность продаж, % (9:8х100)27,719,641,4
Из трех рассматриваемых товаров самым рентабельным является свинина, прибыль от её реализации составила 788074 тыс. руб.
Для соотношения «цена/качества» было выбрана 3 образца варено-копченой колбасы <#"justify">ПоказателиВаренно-копченая колбаса «Краковская»ООО «Барнаульский пищевик)ООО «Белком»ООО АМК «Угриничъ»1. Цена реализации в розничной торговле, руб.312,1289,12752. Оценка качества, %8395853. Соотношение «цена/качество»Таким образом, за большую цену покупатели приобретают товар менее качественныйНаиболее оптимальный товар Товар недорогой, но качество его удовлетворительное
2. Маркетинговая служба на предприятии ООО «Белком»
Маркетинг затрагивает интересы каждого предприятия и общества в целом. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг включает в себя множество самых разнообразных видов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработку товара, организация его распределения, установление цен, рекламу и личную продажу.
Острая конкуренция и другие объективные причины вынуждают постоянно заботиться об освоении новых изделий и продуктов, введения новых технологий в качестве главного условия выживания фирмы и, соответственно, наиважнейшей экономической цели. Исходя из конкретной специализации, состояния и потенциала предприятия, а также факторов внешней окружающей среды, формулируются генеральная и главные цели предприятия.
Весь процесс деятельности предприятия начинается с рыночных исследований и прогноза продаж, которые призваны обеспечить надежный базис для дальнейшего планирования всех деловых операций.
В ходе прохождения практики изучены основные приемы и методы управления предприятием, управление маркетингом, основные направления деятельности на перспективу, методы установления цен на продукцию, организация товародвижения. Изучение осуществлялось на основании устава предприятия, его бизнес-плана, бухгалтерских отчетов и балансов, нормативно-правовой информации и практического наблюдения за работой служб и отделов.
Предприятие осуществляет капитальные вложения в новое оборудование и техническое перевооружение предприятия.
Маркетинговая и сбытовая деятельность ООО «Белком».
Маркетинговая деятельность на предприятии включает:
маркетинговые исследования;
рекламную деятельность;
планирование маркетинговой и рекламной деятельности;
В ходе проведения на предприятии маркетинговых исследований решаются задачи по оценке потребностей и ожиданий потребителей, конкурентоспособности продукции и ее конкурентных аналогов.
Специалисты отдела маркетинга постоянно проводят работ по сбору информации о наличии на рынке торговли аналогичной продукции для дальнейшего изучения ассортимента с целью выявления сильных и слабых сторон конкурентных аналогов продукции. Собранная информация тщательно анализируется и рассматривается на ежедневных совещаниях с главными специалистами отдела технологов и отдела сбыта. Планирование рекламной деятельности учитывается при формировании плана маркетинговой деятельности.
При формировании плана используются заявки, специалистов отделов и подразделений предприятия, информация, полученная путем изучения спроса на новые виды пищевой продукции, материалы по маркетинговой тематике, наблюдения за конкурентами, конъюнктурой рынка, данные статистической отчетности. Сбор информации по изучению конъюнктуры рынка осуществляется специалистами отдела маркетинга.
Поставка продукции торговым предприятиям, в систему общепита, а также другим потребителям осуществляется на основании заявок.
3. Роль товароведной экспертизы мясной продукции в повышении её конкурентоспособности ООО «Белком»
.1 Организация товароведной экспертизы качества мясной продукции в ООО «Белком»
По виду колбасные изделия вырабатываются: вареные, полукопченые, копченые, сырокопченые, варено-копченые, сосиски, сардельки. Фаршированные ливерные колбасы, зельцы, кровяные, мясные хлеба, паштеты, студни и др.;
По виду мяса - на говяжьи, свиные, а также из смеси говядины или других видов мяса со свининой и шпиком;
По составу сырья - на мясные, субпродукты, кровяные;
По качеству сырья - на высший сорт, 1-й, 2-й и 3-й сорта;
По виду оболочки - колбасы готовят в натуральных оболочках, искусственных оболочках и без оболочки;
По рисунку фарша - фарш может быть с однородной структурой, с включением кусочков шпика, языка, кусочками крупно измельченной мышечной и жировой ткани;
По назначению колбасные изделия делят - на колбасы для широкого потребления: диетические колбасы, колбасы для детского питания Различные ассортиментные группы колбасных изделий включают следующие наиболее распространенные ассортиментные наименования. (Приложение 4)
В удостоверении качества полуфабрикатов указывают:
- номер удостоверения и дату его выдачи;
- наименование изготовителя и его адрес;
- полное наименование полуфабрикатов (с указанием группы, вида, подвида, категории и термического состояния);
- дату изготовления и дату упаковывания;
- срок годности и условия хранения;
- число единиц транспортной тары и массу нетто партии;
- число единиц потребительской упаковки в единице транспортной тары;
- результаты приемосдаточных и периодических испытаний;
- обозначение настоящего стандарта и документа, в соответствии с которым изготовлены полуфабрикаты;
- информацию о подтверждении соответствия;
- штриховой код продукции (при его наличии).
Удостоверение качества полуфабрикатов подписывают ответственные лица изготовителя с указанием должности и заверяют оригинальной печатью.
Для проверки соответствия упаковки и маркировки требованиям нормативной документации, каждую единицу транспортной тары подвергают внешнему осмотру. В некоторых случаях потребительскую тару не вскрывают.
Для контроля качества и приемки полуфабрикатов устанавливают следующие категории испытаний:
приемосдаточные;
периодические.
Отбор потребительских упаковочных единиц в выборку проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 18321.
Для проведения физико-химических испытаний из отобранных и осмотренных упаковочных единиц отбирают 10 полуфабрикатов и помещают их в стеклянные банки или заворачивают пергамент.
Для бактериологических испытаний, отбирают по 3 полуфабриката.
При оценке полуфабрикатов определяют органолептические, физико-химические показатели и показатели безопасности.
Таблица 3- Органолептические показатели говядины
Наименование показателяХарактеристикаВнешний вид и вид на срезеФорма, состояние поверхности и на срезе, соответствующие данному наименованию полуфабриката, с учетом используемых рецептурных компонентов, в том числе пряностей, соусов, маринадов и панировки, предусмотренных рецептуройВкус и запахСвойственные данному наименованию полуфабриката с учетом используемых рецептурных компонентов, в том числе пряностей, соусов, маринадов и панировки, предусмотренных рецептуройЦветСвойственный цвету используемого в данном наименовании полуфабриката кускового или измельченного мясного сырья с учетом используемых рецептурных компонентов, в том числе пряностей, соусов, маринадов и панировки, предусмотренных рецептурой
Многие болезни животных передаются человеку через мясо и другие продукты животноводства. Партия убойных животных (или птицы) сопровождается ветеринарным свидетельством , которое удостоверяет, что скот выращивался в хозяйстве, благополучном по инфекционным заболеваниям.
Ветеринарно-санитарные врачи мясокомбината при приемке животных проверяют сопроводительные документы и осматривают. В цехе убоя скота и разделки туш проводится ветеринарно-санитарная экспертиза туш и органов животных.
Партия мяса, выпускаемого для реализации без ограничений должна иметь ветеринарное свидетельство. Ветеринарные свидетельства выдают ветеринарно-санитарные врачи государственной ветеринарной службы города.
На органолептическую оценку влияет внешний вид продукта, его вкус, запах, консистенция, вид на разрезе.
Порча колбас вызывается в основном развитием микроорганизмов в процессе их производства при нарушении технологии или при несоблюдении условий хранения.
В колбасах чаще всего находятся кокки, бактерии группы Subtilis Mesentericus и другие, характерные для исходного сырья. На наружной поверхности батонов оседают микроорганизмы, под влиянием которых оболочки колбас становятся увлажненными, липкими и происходит увлажнение фарша.
Основными дефектами, возникающими при нарушении условий и сроков хранения колбас, являются:
Таблица 1 Дефекты колбасных изделий и причины их возникновения
ДефектПричина возникновенияЗагрязнение батонов (сажей)Обжарка влажных батонов, использование смолистых пород дерева при обжарке и копченииОплавленный шпик и отеки жира под оболочкойИспользование мягкого шпика; преждевременная закладка шпика в мешалку: высокая температура при обжарке, варке. копчснииСлипы - участки оболочки, не обработанные дымовыми газамиСоприкосновение батонов друг с другом вовремя обжарки, копченияОтеки бульона под оболочкойНизкая водосвязываюшав способность фарша; использование мороженого мяса длительных сроков хранения и мяса с высоким содержанием жира; недостаточная выдержка мяса в посоле; перегрев фарша при измельчении; излишнее количество воды, добавленной при составлении фарша; несоблюдение последовательности закладки сырья в куттерЛопнувшая оболочкаИзлишне плотная набивка батонов при шприцевании; варка колбас при повышенной температуре; недоброкачественная оболочкаПрихваченные жаром концыВысокая температура при обжарке; загрузка в камеру батонов неодинаковых по длине размеровМорщинистость оболочкиНеплотная набивка батонов: охлаждение вареных колбас на воздухе, минуя стадию охлаждения водой под душем; нарушение режимов сушки сырокопченых колбас (повышение температуры, снижение относительной влажности)Серые пятна на разрезе и разрыхление фаршаНизкая доза нитрита; недостаточная продолжительность выдержки мяса в посоле: высокая температура в помещении для посола; задержка батонов после шприцевания в помещении с повышенной температурой; удлинение обжарки при пониженной температуре в камере; увеличение интервала времени между обжаркой и варкой; низкая температура в камере в начальный период варкиНеравномерное распределение шпикаНедостаточная продолжительность перемешивания фаршаПустоты в фаршеСлабая набивка фарша при шприцевании; недостаточная выдержка батонов при осадке«Закал» (уплотненный поверхностный слой батона), «фонари» (пустоты внутри батона), характерные для сырокопченых колбасЧрезмерное интенсивное испарение влаги с поверхности батонов сырокопченых колбас в результате нарушения режимов при копчении и сушке (снижение относительной влажности воздуха, увеличение скорости циркуляции и температуры воздуха)Неравномерный или слишком темный цвет при копченииЧрезмерно продолжительное копчение при повышенной температуреНаличие в фарше кусочков желтого шпика и прогорклый вкус шпикаИспользование шпика с признаками окислительной порчиСлизь или плесень на оболочке, проникновение плесени под оболочкуНедостаточная обработка батонов дымом при обжарке и копчении; несоблюдение режимов сушки и хранения колбас (повышение температуры в относительной влажности воздуха)
Качество готовой продукции определяют сырье и технологический процесс. При применении некачественного сырья и при нарушении технологического процесса получается продукция низкого качества, которая в дальнейшем может не пользоваться спросом, что может привести деятельность предприятия к кризису.
На данном этапе развития российской экономики особое внимание следует уделять качеству сырья, так как многочисленные малые предприятия из-за недостатка средств и по другим причинам применяют некачественное, более дешевое сырье, используют различные добавки (например, сою), которые снижают себестоимость готовой продукции за счет увеличения объема ее выхода при одновременном снижении доли мясного сырья и, следовательно, качества.
Оценка качества колбасных изделий осуществляется в первую очередь органолептическими методами. Колбасные изделия должны иметь форму правильную, соответствующую виду колбасных изделий; поверхность чистую, сухую, без повреждений оболочки, наплывов фарша, слипов. Фарш на разрезе равномерно перемешан, содержит кусочки шпика, грудинки определенной формы, размера; шпик белый или с розовым оттенком; цвет от розового до темно-красного, у вареных - розовый или светло-розовый без серых пятен, пустот. Консистенция упругая у вареных, полукопченых колбас, плотная - у сырокопченых и варено-копченых. Вкус, запах - приятные, свойственные данному виду колбас, с выраженным ароматом пряностей, без постороннего вкуса, запаха; у вареных колбас вкус, запах в меру соленые, у полукопченых, варено-копченых, сырокопченых - слегка острые, в меру соленые, с ароматом копчения.
Не допускаются к приемке колбасы с загрязнениями на оболочке, наплывами фарша над оболочкой, рыхлым фаршем или слипами, наличием серых пятен и крупных пустот, кисловатым, затхлым запахом, желтым цветом шпика (проверяется органолептическим методом). Не допускается наличие в вареных колбасных изделиях групп кишечных палочек в 1 г продукта, патогенных микроорганизмов, в том числе сальмонеллы в 25 г продукта.
Качество колбасных изделий определяют в соответствии с требованиями стандартов по внешнему виду, консистенции, виду фарша на разрезе, цвету, вкусу и запаху. Лабораторным анализом определяют физико - химические показатели - содержание поваренной соли, нитритов, крахмала, влажность. Кроме того, производят бактериологическое исследование. С помощью методов микробиологического исследования определяют: общее количество микробов, Наличие бактерий группы кишечной палочки, бактерий из рода сальмонелл, бактерий группы протея, коагулазоположительных стафилококков, клостридий перфрингенс (сульфит восстановителей). Отбор точечных проб для бактериологического анализа проводят по ГОСТ.
Определяется также pН колбасного фарша. Это происходит колориметрическим (индикаторным) методом. Метод основан на свойстве индикаторов изменять свою окраску в зависимости от pH раствора. Индикаторы представляют собой слабые кислоты или основания.
В продажу не допускаются колбасы с мокрой плесенью и слизью на оболочке, батоны поломанные, с незащищенными и не обёрнутыми бумагой концами, рыхлой неплотной консистенцией и наличием закала (ненормального уплотнения наружного слоя) более 3 мм.
Итак, экспертиза колбасных изделий помогает исключить из товарооборота некачественные продукты.
Упаковывают колбасные изделия в ящики деревянные, из гофрированного картона, полимерные.
Упакованные под вакуумом в прозрачные газонепроницаемые пленки колбасные изделия выпускают: при сервировочной нарезке ломтиками массой нетто 50, 100, 150, 200, 250 г, при порционной нарезке (целым куском) массой нетто от 200 до 500 г. При температуре от 12 до 15 °С и относительной влажности воздуха 75-78% хранят варено-копченые колбасы не более 15 суток, полукопченые - 10 суток, сырокопченые - 4 месяца; при температуре от -7 до -9 °С соответственно 4 месяца, 3 месяца, 9 месяцев. При температуре не ниже 0 и не выше 8 °С и относительной влажности воздуха 75-85 % хранят фаршированные колбасы, вареные и мясные хлебы высшего сорта не более 72 ч, колбасы и мясные хлебы первого и второго сортов, сосиски и сардельки - не более 48 ч со дня изготовления.
Колбасы, нарезанные ломтиками и упакованные под вакуумом в полимерную пленку, хранят при температуре от 5 до 8 °С сырокопченые, варено-копченые - 8 суток, полукопченые - 10 суток, вареные - 5 суток.
Полукопченые колбасы упаковывают в деревянные, полимерные или алюминиевые многооборотные ящики с крышкой, либо в тару из других материалов, разрешенных к применению Минздравсоцразвития РФ, а также в специальные контейнеры или тару-оборудование.
Охотничьи колбаски выпускают весовыми и упакованными в картонные коробки массой нетто 400 ± 8 и 500 ± 10 г, а также в пленку.
К реализации допускается колбаса, имеющая температуру внутри батона не выше +15 °С. Реализация горячей и замороженной колбасы не допускается.
Транспортируют колбасные изделия в охлаждаемых или изотермических средствах транспорта в соответствии с правилами перевозок скоропортящихся грузов, действующими на данном виде транспорта.
.2 Повышение конкурентоспособности мясной продукции производимой в ООО «Белком»
Предприятием ООО «Белком» сделано уже многое для обеспечения высокой степени эффективности конкурентной деятельности предприятия: продукция предприятия занимает устойчивое положение на рынке своего района, знакома на прочих рынках, к ней сложилось у покупателей и партнеров устойчивое благоприятное отношение, а так же к самой организации в целом.
Однако применение только одной рекламы не может служить достаточным способом для эффективной конкурентной борьбы.
Думаю, отдел маркетинга в ООО «Белком» должен состоять из молодых специалистов, а также необходимо постоянно проходить курсы повышения квалификации которые будут вносить постоянные изменения в технологический процесс производства мясной продукции.
Целесообразно постоянно проводить исследование товарных рынков.
Методы исследования товарных рынков включают проведения сегментации рынка.
Сегментация рынка представляет собой разделение общего (потенциального) числа потребителей на определенные группы, с целью выявления основной для данной продукции, которая покупает ее наибольший объем.
Сегментация рынка - может проводиться различными методами, в зависимости от факторов, по которым оно проводится, к примеру, по возрастно-половому признаку, по уровню доходов и т.д.
Наиболее целесообразно будет предложить включить в состав данных мероприятий следующее:
-создание и развитие рекламного бренда продукции предприятия;
создание внешних стационарных рекламных средств продукции предприятия;
применение рекламы продукции предприятия в прессе и на телевидении;
применение системы скидок, при реализации продукции предприятия;
Торговый знак предприятия, рекламный бренд его продукции, позволяет сделать эту продукцию более узнаваемой на рынке, выделить ее из числа однотипных прочих продуктов.
Создание и развитие рекламного бренда продукции предприятия, позволит более широко представить покупателям продукцию предприятия, расширить степень эффективности психологического воздействия имиджа продукции и организации, охват потребителей, что сформирует ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей.
Выводы и предложения
ООО «Белком» является прибыльным предприятием с мощной материально-технической базой и большим экономическим потенциалом, у предприятия большие планы на будущее.
Несмотря на конкуренцию, продукция, производимая предприятием, очень хорошо реализуется. Ассортимент и качество продукции удовлетворяют спросу покупателей.
Для эффективной работы предприятия необходима максимальная автоматизация всех процессов производства, а особенно функций управления. Современные компьютерные технологии позволяют своевременно и грамотно руководить производственным процессом и принимать решения на основе научных знаний.
Также для повышения конкурентоспособности можно расширить ассортимент, выпускать новые виды продукции, тем самым привлекая новых потребителей.
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в целом работа предприятия является эффективной, предприятие имеет: высокое качество продукции, профессиональную команду управления, отлаженные каналы сбыта.
Список используемой литературы
1. Рогов И.А., Забашта А.Г., Казюлин Г.П. Общая технология получения и переработки мяса - М.: Колос, 2001. - 278 с.
. Рогов И.А., Жаринов А.И. Изготовление колбас и мясных деликатесов. - М.: Профиздат, 2002. - 217с.
. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. - М.: Феникс, 2005. - 414 с.
. Шепелев А.Ф., Кожухова О.А., Туров А.С. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. - М.: Март, 2004. - 677 с.
. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров: учебное пособие для вузов/ М.А. Николаева, М.А. Положинникова М.: ФОРУМ - ИНФА-М, 2009. - 464с.:ил
. ГОСТ 16351-86 - Колбасы полукопченые. Технические условия
. ГОСТ 23670-79 - Колбасы вареные, сосиски и сардельки, хлебы мясные. Технические условия
. Чалых Т.И. Товароведение паковочных материалов и тары для потребительских товаров: учебное пособие для вузов/ Т.И. Чалых, Л.М. Коснырева, Л.А. Пашкевич. - М.: Академия, 2004.-368 с.
. ГОСТ Р 52196-2003 - Изделия колбасные вареные. Технические условия
. Технологическое оборудование предприятий мясной промышленности: Учебное пособие/ В.И. Иванов.- М.: Колос. - 2007.-464 с.
. Методы исследования мяса и мясных продуктов/ Л.В. Антипова, И.А. Глотова, И.А. Рогов.-М.: «КолосС», 2001. -376 с.:ил
.Товароведение и экспертиза мяса и мясных товаров: учебник для вузов/ Л.М. Коснырева, В.И. Криштафович, В.М. Позняковский.- 2-е изд, испр - М: Академия, 2006.-320 с.:ил