Система платежей за использование земельных ресурсов в России

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,86 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система платежей за использование земельных ресурсов в России

Введение

Многовековая практика свидетельствует о том, что главными источниками жизнеспособности и процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы и проживающее на них население. Обеспеченность страны земельными ресурсами - важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства.

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что возрастающие потребности человечества невозможно удовлетворить без увеличения объемов использования земельных ресурсов. В этой связи особую остроту и актуальность приобретает проблема рационального землепользования и выбора модели наиболее эффективного управления землепользовательской деятельностью человека.

Здесь приоритетное значение имеет формирование эффективного экономического механизма землепользования.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса об экономическом механизме землепользования в России, анализ и выявление его особенностей.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

-изучить, проанализировать и обобщить литературу по теме работы;

-раскрыть понятия и значения земельных ресурсов России и экономического механизма землепользования;

-проанализировать нормативно-правовую базу землепользования в России;

-рассмотреть систему платежей за использование земельных ресурсов и выявить их специфику.

1. Понятия о земельных ресурсах России и экономическом механизме землепользования

1.1Земельные ресурсы России

Земельные ресурсы - земная поверхность, пригодная для проживания человека и для любых видов хозяйственной деятельности. Земельные ресурсы характеризуются величиной территории и ее качествами: рельефом, почвенным покровом и комплексом других природных условий. [9, с. 98]

Россия относится к числу стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами, но при этом она имеет небольшое количество земли, благоприятной для жизни и хозяйственной деятельности человека. Большие площади России заняты тундрой, тайгой, горными массивами, болотами и заболоченными участками. Только 13% земельных площадей страны используется в сельском хозяйстве (пашни, сады, сенокосы, пастбища), причем доля самых ценных земель (пашни) всего 8%. Происходит постоянное уменьшение пахотных угодий за счет использования сельскохозяйственных земель под строительство водохранилищ, промышленных предприятий, дорог и т.п.

Все земли, входящие в границы Российской федерации, составляют ее земельный фонд. Его размеры по различным источникам оцениваются в пределах от 1 млрд. 709,5 млн. га до 1 млрд. 710 млн. га. Как видно, разница в оценке достигает 500000 га, т.е. 5000 км2, что составляет значительную часть площади некоторых государств, таких, как Кипр (9 тыс. км2), Люксембург (2,6 тыс. км2). Подобного рода несоответствия в оценках площади России свидетельствуют об отсутствии должного порядка в системах учета земельных ресурсов, что вызвано, с одной стороны, техническими трудностями проведения землеустроительных работ, обусловленными гигантскими размерами территории, с другой стороны, - традиционным безалаберным подходом к оценке природных ресурсов, выражающимся в известной сентенции - «Страна наша велика и обильна». Единство земельного фонда предопределяет наличие общего правового режима всех земель независимо от форм собственности на землю и ее целевого назначения. Тем не менее, в России существует система учета земельных ресурсов (Земельный кадастр), имеется уполномоченный орган контроля и управления (Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству) и проведена классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения, позволяющая обеспечить дифференцированный подход к правовому регулированию земельных отношений в рамках общего правового режима всех земель. Выделяют следующие категории земель (ст. 7 Земельного кодекса РФ).

1)Земли сельскохозяйственного назначения, включающие земли сельхозпредприятий и граждан, представленные для нужд сельского хозяйства и предназначенные для использования только в этих целях. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 38, 1% земельного фонда и подразделяются на пашни, сенокосы, выгоны, сады, огороды, пастбища и т.д. Наиболее ценными среди земель сельскохозяйственного фонда традиционно считаются пашни, составляющие 13% общего объема земель страны.

2)Земли лесного фонда, включающие как лесопокрытые, так и лишенные леса территории, предназначенные для ведения лесного хозяйства. Их количество достигает 51,4% общего объема земельного фонда России.

3)Земли населенных пунктов, т.е. земли, находящиеся в пределах черт городов, поселков и сельских населенных пунктов и занятые как под жилую застройку, так и под объекты коммунально-бытового назначения, включая городские леса и парки. Объем земель данной категории достигает 0,5% общего количества земельного фонда страны.

4)Земли особо охраняемых территорий, составляющие до 3% общего объема земельного фонда и включающие земли заповедников и заказников всех типов, земли национальных парков, природных, архитектурных, исторических и подобных памятников, дендрологических и ботанических садов, санаторно-курортных зон.

5)Земли промышленности, связи, транспорта, телевидения, энергетики, радиовещания, космических объектов, оборонного ведомства, суммарный объем которых составляет около 1% земельного фонда Российской Федерации.

6)Земли водного фонда, включающие не только территории под естественными акваториями (реки, озера и т.п.) и гидротехническими сооружениями (водохранилища, каналы и т.п.), но и земли водоохранных зон. Количество земель водного фонда достигает 1% общего объема земельного фонда страны.

7)Земли запасы (около 7%) - резерв земель, которые не представляются в собственность, пользование или аренду и должны оставаться свободными и служить источником пополнения земель различных категорий в случае необходимости. [8, с. 36 - 38]

Структура земельного фонда непостоянна: под влиянием экономических, экологических и других факторов происходят изменения в составе земельного фонда как по категориям, так и внутри последних. [9, с. 134]

По официальной версии характер структурных изменений земельного фонда определяется проводимой в стране земельной реформой, причем количественные сдвиги отражают основные тенденции изменения всей системы земельных отношений. Подобную точку зрения, очевидно, следует рассматривать, как попытку объяснить безобразия, происходящие с земельным фондом, контроль за использование которого в условиях ослабления государственной власти и децентрализация экономики во многих случаях ослаблен, если не утерян. К важнейшим причинам изменений в структуре земельного фонда, коснувшихся главным образом земель сельхозназначения и лесного фонда, следует отнести во многом непродуманное реформирование и поспешную реорганизацию и ликвидацию крупнотоварного сельскохозяйственного производства и лесохозяйственных предприятий без учета конкретных экономических, социальных и экологических условий, без должного землеустроительного обоснования на фоне сокращения объемов рекультивационных мероприятий. Нельзя также сбрасывать со счетов и влияние экологических и технологических факторов, которые привели к деградации значительных объемов земель различных категорий, в том числе и сельхозназначения.

Современное положение и проблемы земельного фонда объясняются аморфностью и несовершенством земельного законодательства, реформирование которого идет главным образом в плане решения вопросов собственности и купли-продажи. [11, с. 39 - 40]

1.2 Понятие об экономическом механизме землепользования

Существенным недостатком нашего природоохранительного законодательства долгие годы являлось отсутствие экономического механизма регулирования отношений между хозяйственной деятельностью человека и природной среды. При отсутствии такого механизма все законодательство по охране природы носило декларативный характер.

Сегодня в нашей стране, в связи с новыми социально-экономическими условиями, в качестве основы рационального природопользования рассматривается экономический механизм природопользования. [5, с. 35]

К данному реферату применителен вопрос об экономическом механизме землепользования - составляющем экономического механизма природопользования. Рассмотрим его.

Под экономическим механизмом землепользования понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических и организационных мер, направленных на комплексное, наиболее полное использование, воспроизводство и охрану земельных ресурсов.

Принято выделять основные принципы экономического механизма землепользования:

ØПлатность. Это означает использование земельных ресурсов в процессе производства (для осуществления хозяйственной деятельности с закреплением данного объекта за землепользователем или землевладельцем) исключительно за плату.

Установление платы за пользование землей последовало за отменой исключительной собственности на землю и приравниванием ее к имуществу, т.е. превращению в объект купли-продажи и других гражданско-правовых сделок. С 1 января 1992 г. введен в действие Закон РФ «О плате за землю».

ØНаучная обоснованность. Принцип научной обоснованности землепользования означает разумное сочетание экономических и экологических интересов общества, обеспечивающее как бесперебойное функционирование хозяйственного земельного комплекса страны, так и реальное осуществление прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду. Законодательное обоснование этого принципа недостаточно для его реального воплощения в жизнь. Во многом реализация упомянутого принципа зависит от степени развития российской науки и социально-экономической стабильности в стране.

ØЭкономическая ответственность. Землепользователи обязаны возмещать ущерб, причиняемый природной среде, здоровью людей и имуществу в процессе использования земельных ресурсов, в том числе и в случаях нарушения природоохранного законодательства.

ØКомплексность. Этот принцип означает стремление к многоцелевому рациональному использованию земельных ресурсов, внедрению малоотходных и безотходных природоохранных технологий, основанных на глубокой переработке сырья. Сегодня низкая комплексность является одной из важных причин несовершенствования этого принципа.

ØХозяйственный расчет. Требует увязки природоохранных мероприятий на каждом конкретном предприятии со степенью его экономической эффективности, прибыльности. [8, с. 47-49]

Экономический механизм землепользования включает в себя следующие элементы:

)Рациональное, научно обоснованное использование земельных ресурсов требует их обязательного учета, который осуществляется путем составления земельных кадастров или кадастров недвижимости (кадастр - систематизированный свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующим объектом).

)Учет земельных ресурсов и контроль за их рациональным использованием неразделимы. Контроль возложен как на федеральные органы, так и на органы субъектов РФ в рамках своих полномочий.

)Под планированием понимается разработка мероприятий по использованию земельных ресурсов и их охране, распределение объемов их выполнения по этапам, применительно в временным интервалам и территориям.

)Регулирование осуществляется органами государственного управления путем воздействия на землепользователей разного рода методами, в том числе и экономическими. Это, прежде всего, налогово-кредитные рычаги, финансирование из разных источников, ценообразование, платежи и сборы за использование земельных ресурсов и т.п.

)Экономическое стимулирование предусматривается за рациональное природопользование.

)Экономическая ответственность - органичный компонент экономического механизма землепользования. Она характерна для юридических лиц и выступает в двух видах: административная и гражданско-правовая. Ее основная цель - возмещение вреда, причиненного природной среде, здоровью и благосостоянию человека в процессе землепользования.

Следует отметить, что в настоящее время в России одной из актуальных проблем является научное обоснование расчетов ущербов, причиняемых природе в процессе природопользования. [8, с. 49-52]

2. Нормативно-правовая база землепользования в России

земельный фонд использование платеж

В Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, закреплены основные принципы природопользования в нашей стране.

В статье 9 указано, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в российской федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». В статье 58 указывается, что «каждый должен сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». В статье 72 говорится, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории и др.

На базе этого основного Закона нашей страны в России принят ряд законодательных актов, регулирующих как общие вопросы охраны окружающей природной среды, так и вопросы пользования отдельными видами природных ресурсов. Следует отметить что в данной главе будут представлены нормативно - правовые акты, которые регулируют финансово-экономические отношения, возникающие в процессе природопользования. [8, с. 53]

Рассмотрим понятие земельного права и правовые основы землепользования.

Земельное право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране земли как природного ресурса, условия и средства производства в целях организации ее рационального использования и охраны, улучшения и воспроизводства плодородия почв, охраны прав и законных интересов субъектов земельных отношений. Земельное право как совокупность правовых норм и институтов делится на общую часть (право собственности на землю, управление земельным фондом, право землепользования, охрана правового режима земли как объекта собственности и пользования) и особенную часть (правовой режим отдельных категорий земель, к которым, в частности, относятся земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и городов, промышленности и транспорта, курортов и заповедников, другого несельскохозяйственного назначения, а также земли лесного и водного фондов). [6, с. 132]

Правовые основы землепользования включены в ныне действующий Земельный кодекс Российской Федерации, который был принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года. Он действует на территории России с момента опубликования согласно Федеральному закону «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», принятому 25 октября 2001 года. На сегодня в него были внесены изменения согласно Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства РФ» от 23 июля 2008 года. Земельный кодекс состоит из 18 глав.

Глава первая «Общие положения» включает 11 статей, в которых сформулированы основные принципы земельного законодательства, определены объекты («…являются: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков», ст. 6 п. 1.) и участники земельных отношений («…являются граждане, юридические лица, Российская федерация, субъекты РФ, муниципальные образования», ст. 5 п. 1.ЗК РФ), установлен состав земель в РФ, изложены принципы отнесения земель к различным категориям и перевода их из одной категории в другую, а также полномочия РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в области земельных отношений.

Глава I.1. «Земельные участки» состоит из 9 статей и трактует понятие земельного участка («земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами», ст. 11. 1. ЗК РФ), способы и цели образования земельных участков, в ней рассматриваются раздел и выдел земельного участка, определен порядок объединения и перераспределения земельных участков, изложены возникновение и сохранение прав, обременений на образуемые и измененные земельные участки и установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.

Глава вторая «Охрана земель» состоит из 3 статей и трактует цели охраны земель («целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим вредным воздействиям хозяйственной деятельности», ст. 12 п. 2. ЗК РФ), раскрывает содержание охраны земель и направления использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению.

Глава третья «Собственность на землю» включает 5 статей и определяет виды собственности на землю: собственность граждан и юридических лиц, федеральную и государственную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

Глава четвертая» Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками» состоит из 5 статей и трактует виды пользования земельными участками на территории РФ.

Глава пятая «Возникновение прав на землю» состоит из 17 глав и рассматривает правовые отношения, возникающие в процессе землепользования, порядок предоставления земельных участков для различных направлений использования и их особенности, а также вопросы купли-продажи земельных участков.

Глава шестая состоит из 4 статей и рассматривает «Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков».

Глава седьмая «Прекращение и ограничение прав на землю» состоит из 13 статей и определяет основания и механизм прекращения и ограничения прав собственности на землю по видам землепользования, в том числе в случае изъятия их путем выкупа, а также конфискации («Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация)», ст. 50 ЗК РФ) и реквизиции («В случае стихийных бедствий, аварий…, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими ЧО угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции», ст. 51 п. 1 ЗК РФ).

Глава восьмая состоит из 2 статей трактует «Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд» и связанные с ним вопросы.

Глава девятая «Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров» состоит из 6 статей и трактует вопросы признания прав на земельные участки, пресечения действий, нарушающих право на земельный участок, гарантии прав и возмещения убытков при изъятии земельных участков для государственных и земельных нужд, а также порядок рассмотрения споров, возникающих в процессе землепользования («Земельные споры рассматриваются в судебном порядке», ст. 64 п. 1. ЗК РФ).

Глава десятая «Плата за землю и оценка земли» состоит из 2 статей, рассматривает формы платы за землю и устанавливает общие принципы оценки земли.

Глава одиннадцатая «Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд» состоит из 5 статей и рассматривает вопросы, связанные с ее названием. («Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ», ст. 67 п. 1.; «Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»», ст. 70 ЗК РФ)

Глава двенадцатая «Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль)» включает 3 статьи и посвящена вопросам организации земельного контроля различных уровней: государственного, муниципального, общественного и производственного.

Глава тринадцатая «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель» включает 3 статьи и трактует виды ответственности за земельные правонарушения: административную, уголовную и дисциплинарную и порядок возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями.

Главы 14-я, 15-я, 16-я, 17-я и 18-я состоят соответственно из 6, 4, 7, 7, 3 статей и характеризуют основные категории земель в составе земельного фонда России - земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и т.п., земли особо охраняемых территорий и объектов, земли водного и лесного фондов и земли запаса. [2, с. 58 - 60]

Помимо Земельного кодекса, земельные отношения в России регулируются Законом «О плате на землю», который был принят Съездом народных депутатов РСФСР 11 октября 1991 года. На основании этого закона 17 апреля 1992 года Министерство финансов РФ, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Государственная налоговая служба РФ подготовили и утвердили инструкцию по применению Закона РСФСР «О плате за землю». Президент РФ утвердил 9 августа 1994 года Федеральный Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О плате за землю», принятый Государственной Думой 8 июля 1995 года и одобренный Советом Федерации 26 июля 1995 года.

Основной Закон «О плате на землю» содержит 7 разделов:

Раздел 2. «Плата за земли сельскохозяйственного назначения».

Раздел 3. «Плата за земли несельскохозяйственного назначения».

Раздел 4. «Льготы по взиманию платы за землю».

Раздел 5. «Порядок установления и взимания платы за землю».

Раздел 6. «Использование средств, поступивших от платы за землю».

Раздел 7. «Нормативная цена земли». [10, с. 45 -46]

Подробное содержание этого законно будет рассмотрено в третьей главе данного реферата.

Также земельные отношения в России регулируются законом «О государственном кадастре недвижимости» принятым 24 июля 2007 г., законами «О землеустройстве» и «Об охране почв» и др. и рядом указов Президента РФ, таких как Указ «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» от 2 марта 1992 г., Указ Президента РФ «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 25 марта 1992 г., Указ «О реализации конституционного права граждан на землю» от 7 марта 1996 г. и др.

Со дня введения в действие нового земельного кодекса Российской Федерации считается утратившим силу ряд законов РСФСР и Российской федерации, а также ряд статей некоторых законов РФ, регулирующих земельные отношения. Однако до сих пор действует множество подзаконных федеральных актов и законодательных актов субъектов федерации, далеко не всегда согласующихся между собой. [8, с. 60]

3. Система платежей за использование земельных ресурсов в России

Платность является одним из основных принципов природопользования в России. Сейчас не для кого не секрет, что наша страна находится в тяжелом экологическом положении и это прослеживается практически во всех странах. И тут особую роль играет плата за землю, имеется в виду та ее часть, которая идет в бюджет страны. Очевиден также и тот факт, что на финансирование различных мероприятий по землеустройству нужны деньги. А средства на эти нужды существенно урезаны в последнее время или не выделяются вообще, так как арендная плата и земельный налог идут в бюджет страны отдельной строкой то в ближайшее время можно с уверенностью сказать, что земельная отрасль сможет хоть как-нибудь, но поддерживать сама себя и даже развиваться.

В соответствии с законодательством формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

Целями введения платы за землю являются стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий (ст. 2. Закона «О плате за землю»)

3.1 Земельный налог

Земельный налог - это определенная сумма которую обязан ежегодно вносить (уплачивать) собственник земли, а также землепользователь и землевладелец.

Основными законодательными и нормативными правовыми актами, на основании которых исчисляется и уплачивается земельный налог, являются Закон РФ от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю», законодательные и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые на основе данного Закона по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также инструкция МНС России от 21.02.2000 №56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю»». [4, с. 11]

Размеры (ставки) земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете за 1 год.

Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменениями не зависящих от пользователя условий хозяйствования.

Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Плательщиками земельного налога и арендной платы являются организации (предприятия, учреждения) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включая международные неправительственные организации (объединения), совместные предприятия с участием юридических лиц Российской Федерации и иностранных юридических лиц и граждан, иностранные юридические лица, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.

Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование (аренду).

Земельный налог взимается в расчёте на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

Таким образом, плата за землю должна стимулировать рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв и выравнивание социально-экономических условий землепользования на разных по качеству землях.

Льготы по земельному налогу, введенные на всей территории Российской Федерации, установлены Законом РФ «О плате за землю». Перечень льгот по земельному налогу, определенных на федеральном уровне, приведен в ст. 12 этого Закона. [7, с. 45]

С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Кроме того, поскольку земельный налог отнесен налоговым законодательством к числу местных налогов, органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления. Законом не предусмотрено освобождение от налогов бюджетных учреждений Министерства социальной защиты. Однако этот вопрос может быть решен на местном уровне в соответствии со ст. 13 и 14 Закона «О плате за землю».

В случае возникновения в течении года у плательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении срока уплаты налога. При утрате в течение года права на льготу, обложение налогом производится начиная с месяца, следующего за утратой.

Основанием для установления и взимания налога за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.

Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется, исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и утверждённых ставок земельного налога. Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учётом состава угодий, их качества, площади и местоположения. [8, с. 135-137]

Как и прежде, базой для определения средних размеров ставок налога с 1 га пашни принимают ставки, приведенные в Приложении №1 Закона РФ «О плате за землю» (с учетом всех последующих индексаций) по субъектам РФ в следующих размерах (см. табл. 1).

Табл. 1. Средние размеры земельного налога по субъектам РФ (по состоянию на 2006 г.)

Субъекты Российской ФедерацииЗемельный налог с 1 га пашни (руб. коп.)Субъекты Российской ФедерацииЗемельный налог с 1 га пашни (руб. коп.)Республика Адыгея71,73Камчатская область14,00Республика Алтай14,39Кемеровская область29,06Республика Башкортостан33,53Кировская область25,17Республика Бурятия20,51Костромская область21,87Республика Дагестан39,66Курганская область24,59Ингушская Республика45,78Курская область45,10Кабардино-Балкарская Республика75,43Ленинградская область44,91Республика Калмыкия22,84Липецкая область37,62Карачаево-Черкесская Республика38,69Магаданская область12,93Республика Карелия31,10Московская область49,57Республика Коми23,62Мурманская область10,69Республика Марий Эл34,99Нижегородская область31,69Республика Мордовия28,48Новгородская область17,98Республика Саха15,07Новосибирская24,40Республика Северная Осетия80,09Омская область25,27Республика Татарстан34,80Оренбургская область20,02Республика Тыва14,48Орловская область35,96Удмуртская Республика25,17Пензенская область24,79Республика Хакасия18,27Пермская область22,74Чеченская Республика45,78Псковская область18,57Чувашская Республика43,55Ростовская область45,68Алтайский край22,26Рязанская область29,65Краснодарский край96,23Самарская область27,90Красноярский край30,72Саратовская область20,41Приморский край27,90Сахалинская область26,44Ставропольский край55,89Свердловская область30,33Хабаровский край21,87Смоленская область24,40Амурская область17,30Тамбовская область35,38Архангельская область21,19Тверская область25,17Астраханская область22,26Томская область27,70Белгородская область50,84Тульская область39,75Брянская область28,09Тюменская область31,01Владимирская область31,01Ульяновская область33,34Волгоградская область23,43Челябинская область23,43Вологодская область26,24Читинская область17,69Воронежская область38,20Ярославская область23,62Ивановская область27,51Еврейская авт. область17,30Иркутская область29,45Агинский Бурятский авт. округ17,69Калининградская область45,00Коми-Пермяцкий авт. округ22,74Калужская область25,56Усть-Ордынский Бурятский авт. округ29,45

Исходя из средних размеров налогов с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ.

Минимальные ставки земельного налога за 1 гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной, представительной власти субъектов РФ.

При исчислении сумм земельного налога для плательщика вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.

Статьей 6 Закона РФ «О плате за землю» определено, что земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.

Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в 2006 году в размере 25,92 коп. за 1 квадратный метр. [7, с. 68-69]

Органам местного самоуправления предоставлено право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в ст. 6 Закона «О плате за землю», повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.

Налог за земли городов и поселков (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых определен иной порядок исчисления налога) устанавливается на основе средних ставок, которые определены Законом РФ «О плате за землю» и приведены в приложении 2 (в таблицах 1, 2, 3) к этому Закону.

В 2006 году средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах с учетом индексаций, проведенных в предыдущие годы, применяются по экономическим районам РФ (см. табл. 2).

Табл. 2. Средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах в расчете на год, руб., коп./ м2

Экономические районыЧисленность населения (тыс. чел.)до 2020-5050-100100-250250-500500-10001000-3000Свыше 3000Северный1,302,583,113,633,89---Северо-Западный2,333,634,154,414,92--9,07Центральный2,593,894,414,675,185,96-11,66Волго-Вятский2,073,373,894,154,67-6,22-Центрально-Черноземный2,333,634,154,414,925,70--Поволжский2,333,634,154,414,925,706,48-Северо-Кавказский2,073,373,894,154,675,446,22-Уральский1,813,113,633,894,415,185,96-Западно-Сибирский1,563,113,373,894,154,925,44-Восточно-Сибирский1,302,853,113,633,894,67--Дальневосточный1,563,113,373,894,154,92--Средние ставки земельного налога для конкретного населенного пункта определяются и дифференцируются органом местного самоуправления.

Ставки налога за землю, занятые жилищным фондом в границах городской (поселковой) черты, составляют 3 процента от ставок налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 57,02 копейки за квадратный метр (28,8 коп./ кв. м х коэффициент 1,8 х 1,1). Основание - статья 7 Федерального Закона от 07.07.2003 г. №117-ФЗ. [7, с. 70-71]

Земельный налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.

Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с приложением 2 (таблица 1) Закона РФ «О плате за землю» для поселений численностью до 20 тыс. человек.

Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню.

За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.

Таким образом, в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами по земельному налогу средние ставки (ставки) земельного налога устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровне, и они различаются в зависимости от категории земель, плодородия почвы, местоположения земельных участков, численности населенных пунктов и других факторов. [8, с. 148-149]

3.2 Арендная плата

Земельные участки могут передаваться в пользование на условиях аренды. За них взимается арендная плат, ее размер и сроки внесения оговариваются договором аренды. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может вносится как в денежной, так и в натуральной форме.

Письмом от 13 мая 1996 г. №04-3-04/77 ГНС РФ сообщает, что предоставление льгот в соответствии со ст. 12 закона «О плате за землю» относится только к земельному налогу, а не к арендной плате за землю.

Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за всё арендуемое имущество, когда кроме земли в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы, но с обязательным перечислением органов местного самоуправления.

За земельные участки, необходимые для обслуживания жилых и нежилых строений, предоставленных в пользование юридическим лицам или гражданам по договорам аренды, земельный налог взимается с арендодателя. Если юридическим лицам или гражданам передаются в аренду части жилых или нежилых строений, налог за земельные участки, обслуживающие эти строения, также полностью взимается с арендодателя.

Споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются судом или арбитражным судом, а по вопросам земельного налога - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Налог на землю - местный налог, поэтому платежи за землю зачисляются на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

На бюджетных счетах РФ, субъектов РФ, открываемых в учреждениях банков, централизуется часть средств, поступивших на бюджетные (текущие) счета районных и городских органов местного самоуправления в порядке платы на землю. Доля централизуемых в федеральный бюджет средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья устанавливается в соответствии со ст. 5 закона РФ «О плате за землю» согласно приложению 1 к этому Закону.

Земельный налог и арендная плата учитывается в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:

финансирование мероприятий по землеустройству, мониторингу, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель; на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование (средства на эти цели расходуются по соответствующим нормам);

инженерное и социальное обустройство территории.

Суммы, перечисленные в федеральный бюджет в порядке централизации средств, поступивших от уплаты земельного налога и платы за землю (арендной платы), используются исключительно на:

oинженерное и социальное обустройство территории;

oфинансирование мероприятий по землеустройству, мониторингу, охране земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных на эти мероприятия, и процентов за их использование;

oфиксированные выплаты пользователям земли, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества. [8, с. 149-150]

3.3 Нормативная цена земли

Теперь можно коснуться такого вопроса как нормативная цена земли. Эта тема самая продуманная и доработанная в институте «плата за землю». Если обратиться к действующему законодательству то там мы найдем определение нормативной цены земли, «это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости».

Нормативная цена устанавливается для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита. Она введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установление коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении.

При определении величины нормативной цены земли не учитываются льготы по земельному налогу, а также увеличение размера налога за превышение норм отвода земель. Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в зависимости от уровня рыночных цен на землю различного целевого назначения могут устанавливать по оценочным зонам на территории России повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли. При этом нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночных цен на земельные участки конкретного назначения соответствующей ценовой зоны.

Администрация района или города может повышать установленную в указанном порядке нормативную цену земли, но не более чем на 25%.

При осуществлении сделок с земельными участками и в иных случаях применения нормативной цены, предусмотренных законодательством РФ, районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным гражданам и юридическим лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участка.

Согласно закону, нормативная цена земли определяется исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Земельный налог устанавливается в доле от стоимости земли. Однако цена земли, как отмечают многие занимающиеся этой проблемой, должна определяться исходя из получаемых собственником земли рентных доходов и принятого процента их капитализации. Земельный налог связан с ценой земли общей основой - земельной рентой. [8, с. 151 - 152]

Подводя черту по этим вопросом можно сказать, что плата за землю и ее компоненты: арендная плата, земельный налог и нормативная цена земли являются и экономическим стимулом и гарантом существования и развития землепользования и мероприятий с этим связанных. [11, с. 67.]

Заключение

Изучив, проанализировав и обобщив литературу по теме работы, можно сказать, что Россия относится к числу стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами, но имеющих много проблем, связанных с этим видом ресурсов.

В данной работе были раскрыты понятия и значения земельных ресурсов России и экономического механизма землепользования, также была проанализирована нормативно-правовая база землепользования в России и рассмотрена система платежей за использование земельных ресурсов, на основе этого можно сказать, что одной из главных целей экологической политики государств мира является обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана земельных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны земельных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений. [5, с. 146]

Рациональное использование и охрана земельных ресурсов - многогранная комплексная проблема. Рассмотрим самые главные направления по ее решению.

FЗдесь имеет смысл вести поиск прежде всего в плане повышения эффективности использования земель, в первую очередь почв. Это повышение общей культуры земледелия, совершенствование структуры (состава) посевных площадей сельскохозяйственных культур, борьба с вредителями, болезнями и сорняками, совершенствование агротехники возделывания культур, рациональное и разумное использование сельскохозяйственной техники, применении малоотходных и безотходных технологий.

FС учетом сложившейся ситуации политика земельных отношений должна быть направлена не столько на смену земельной собственности, сколько на создание условий для эффективного экологически безопасного землепользования, повышения плодородия почв и роста сельскохозяйственного производства, современной и качественной рекультивации нарушенных и загрязненных земель.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2.Земельный кодекс Российской федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 20 ноября 2008 года. - М., 2008.

.Закон «О плате за землю». Текст с дополнениями и изменениями. - М., 1999.

.Инструкция по применению Закона РФ «О плате за землю» от 17 апреля 1995 г.

.Голуб А.А. Экономика природопользования. - М., 2003.

.Касьянов Н.А. Экологизация налоговой системы. - М., 2006.

.Новиков А.И. О земельном налоге // Налоговый вестник. - 2006 - №8.

.Ларичев Л.Н., Погребняк Р.Г. Основные проблемы природопользования в России XXI века. Учебное пособие. - М., 2002.

.Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. Учебное пособие. - М., 2000.

.Петров В.В. Земельное право России. - М., 2007.

.Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов. - М., 2006.

Похожие работы на - Система платежей за использование земельных ресурсов в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!