Внешняя среда организации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    755,46 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внешняя среда организации












РЕФЕРАТ

По дисциплине: Основы менеджмента

На тему: Внешняя среда организации

Содержание

организация внешняя среда

1. Концепция внешней среды

2.       Общие характеристики внешней среды

.        Организация как элемент внешней среды

3.1 Влияние среды прямого воздействия

.2 Влияние среды косвенного воздействия

.   Заключение

5.       Список литературы

1. Концепция внешней среды

Функционирование ранее рассмотренных внутренних элементов организации в значительной мере зависит от воздействия факторов внешней среды. Внешнее окружение настолько нестабильно и настолько непредсказуемо, что без понимания действия переменных этого окружения невозможно эффективное выполнение управленческих функций. Эффективное обеспечение деятельности организации - это своевременное и адекватное реагирование на поведение внешней среды.

Концепция организации как открытой социальной системы базируется на таком мышлении, согласно которому все внутриорганизационное построение системы управления есть ничто иное как ответ на различные по своей природе воздействия со стороны внешней среды организации и некоторых других характеристик ее организационного контекста, в частности, технологии производства и качества ее человеческих ресурсов.

К такому выводу зарубежные практики и теоретики управления пришли к середине 50-х прошлого столетия. Именно в это время началось ускоренное развитие событий, которые, нарастая, стали менять границы, структуру и динамику предпринимательства. Такие ситуации П. Друкер определил как «эпоху без закономерностей».

Большая часть отечественных предпринимателей пока придерживается мнения, что они держат свою судьбу в собственных руках. Все неурядицы в бизнесе рассматриваются как издержки инфляционного периода экономики и несовершенства законодательства.

Однако это не так. Часть наших предпринимателей, которые профессионально связаны с внешнеэкономической деятельностью, начали воспринимать воздействие внешних переменных как нечто объективное. Реальность развития отечественной и мировой экономики позволяет сказать, что перемены продолжаются, причем такими темпами, что можно с уверенностью предсказать дальнейшее нарастание неустойчивости, по крайней мере, на 20-25 лет вперед.

Значение внешней среды

Многим из нас кажется, что такие явления (появившиеся не так давно, хотя существование их будет долгим), как инфляция, растущие ограничения со стороны государства, недовольство потребителей, таможенные тарифы, валютные курсы, культурные различия, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль и многое другое, нас не коснутся и обойдут стороной.

Предпринимательство, которое будет закрывать глаза на очевидные факты воздействия окружения, будет создавать разрыв между своим поведением и жесткими требованиями своего окружения. Современным организациям необходимо приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответственным образом осуществлять изменения внутри себя.

В мире предпринимательства произошло значительное нарастание изменчивости условий. И. Ансофф выделяет следующие факторы изменчивости. Под влиянием глобализации предпринимательской деятельности, нехватки ресурсов и ускоренного технического обоснования конкуренция не ослабевает, а ожесточается. Проблемы производства и сбыта продукции нарастают и усложняются, и на них накладываются другие сложности: технологические прорывы, устаревание, изменения в структуре экономики и рынка, отношения между предприятием и государством, предприятием и обществом. Часто предпринимательские проблемы не заменяют постоянных забот о конкуренции и производстве, а накладываются на них.

Для нынешних отечественных организаций это означает, что их роль в обществе стала неоднозначной, что привычный мир производства и бесконкурентного сбыта продукции сменился непривычным миром маркетинга, незнакомых технологий, неожиданных конкурентов, новых запросов потребителей и новых рамок социального контроля.

Многие проблемы, с которыми сталкиваются сегодня руководители предприятий -предпринимательских, образовательных, общественных, государственных - являются следствием воздействия внешней среды. В этом отношении предприятия, подобно биологическим организмам, вынуждены приспосабливать свою деятельность к внешней среде. В противном случае сохранение эффективности и его выживание становится проблематичным. Именно в силу такого понимания значения внешней среды для организации многие (если не все) деловые люди при учреждении новых предприятий используют следующую стратегию: вначале необходимо добиться, как модно говорить, более органичного "вписывания" (интегрирования) вновь создаваемого предприятия во внешнюю среду, а уж после этого сосредоточиться на сбалансированной оптимизации внутренней среды организации. Эффективность и результативность деятельности организации являются не внутренними характеристиками, а проявлением ее потенциала во внешней среде. Следовательно, организация должна жить в полном согласии, единении с внешней средой, с ее требованиями и ожиданиями.

Даже если бы внешняя среда была не настолько подвижной и непредсказуемой, какой она есть на сегодняшний день, руководству предприятий все равно пришлось бы учитывать влияние этой среды. Мы убедились в том, что предприятия по многим факторам связаны с внешней средой. Внешняя среда устанавливает требования к миссии и целям их достижения, влияет на текущие процессы деятельности предприятия. Поэтому было бы большой ошибкой со стороны руководителей предприятия, если бы они игнорировали влияние внешних факторов. Следовательно, каждое предприятие нуждается в оценке того, какого рода перемены во внешней среде ожидают его в будущем.

Эмери и Триет приводят в качестве примера провал одной английской фирмы по производству пищевых консервов, которая «так и не сумела осознать, что ряд внешних событий становится настолько взаимоувязанным, что это ведет к необратимым общим изменениям.

Поскольку достижение сформированной миссии организации должно происходить в конкретных условиях воздействия и состояния внешней среды, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении и оценивать возможное их влияние на организацию.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого руководство определяет, оценивает и контролирует внешние, по отношению к организации, факторы, чтобы определить возможности и угрозы для ее деятельности.

В мире и особенно в нашей стране произошло значительное нарастание изменчивости условий, в которых протекает предпринимательская деятельность организаций.

Изменение внешней среды оказывает серьезное влияние на управляемость организации. В настоящее время число новых задач управления, обусловленных изменениями внешней обстановки, неуклонно возрастает. Многие из них принципиально новы и не могут быть решены, исходя из опыта, полученного в предыдущей управленческой практике.

Множественность задач, наряду с расширением географических рамок рыночной экономики, приводит к дальнейшему усложнению управленческих проблем.

Сложность и новизна создают возрастающую нагрузку на высшее звено управляющих, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных ранее, все меньше соответствует условиям решения проблемы.

Новые задачи возникают все чаще. Новизна, сложность и темпы их появления повышают вероятность будущих неожиданностей.

Анализ внешней среды помогает сделать выводы об условиях деятельности организации.

Опираясь на анализ глубинных процессов, можно предсказать многое из того, что остается скрытым от глаз, сложности видимых условий, и что может обнаружить себя внезапным ударом по интересам предприятия как стратегическая неожиданность.

Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить надвигающиеся угрозы в любые выгодные возможности.

С точки зрения этих угроз и возможностей, роль оценки и анализа внешней среды в процессе планирования достижения миссии заключается, по существу, в ответе на три конкретных вопроса, рис. 1:

.        Где сейчас находится организация?

.        Где, по мнению руководства, должна находиться организация в будущем при выполнении выбранной миссии?

.        Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где она должна быть, чтобы обеспечить выполнение миссии?

Рис. 1. Направления оценки и анализа внешней среды

Следовательно, предприятие вынуждено не только определять и оценивать множество факторов внешней среды, влияющих на его текущую деятельность, но и прогнозировать возможные последствия нестабильности среды в будущем.

Как текущее, так и прогнозируемое состояние факторов внешней среды может иметь драматическое влияние на деятельность предприятия, если оно не будет вырабатывать адекватную реакцию. Будучи подвижной и полной неопределенности, внешняя среда глубоко и всесторонне затрагивает жизнь организации. Быстрые и непредсказуемые изменения факторов внешней среды способны преподнести организации серьезные, неожиданные и тяжелые удары. Все это говорит о том, что организация должна постоянно и внимательно следить за всеми изменениями внешней среды, используя для этого современные методы и приемы.

Анализ и оценка факторов внешней среды для менеджеров дает возможность:

а)       понимать, что представляет собой внешняя среда, какие конкретные факторы она включает, какое их содержание и характеристики;

б)      определять требования и ожидания внешней среды, которые необходимо учитывать в деятельности организации, для ее эффективной деятельности;

в)      оценивать степень и характер влияния факторов внешней среды на деятельность организации;

г)       объективно определять возможности, которыми обладает организация для удовлетворения требований и ожиданий внешней среды, а также угрозы, которые несет внешняя среда, если организация будет игнорировать эти требования;

д)      своевременно адаптировать деятельность организации к влиянию внешней среды, к ее требованиям и ожиданиям.

Определение внешней среды

Под внешней средой понимается окружение организации, т. е. совокупность элементов, не входящих в состав организации, но оказывающих на нее воздействие или влияющих на процесс ее функционирования.

Такое определение требует ответа на следующие вопросы:

.        Сколько различных элементов включает внешняя среда, воздействующая на организацию?

.        Какими характеристиками обладает каждый элемент внешней среды?

.        Какова причинно-следственная связь между этими элементами, а также с внутренними элементами организации?

Естественно, каждая организация имеет «собственную» внешнюю среду, в которую могут входить как общие (присущие любой организации) элементы, так и сугубо «индивидуальные» элементы.

Внешнее окружение организации велико и чрезвычайно разнообразно, и было бы пустой тратой сил пытаться учесть все факторы среды. Поэтому одна из первоочередных проблем, которую менеджер обязан разрешить, если он придерживается концепции открытой системы, - это определение элементов внешней среды. Более того, он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия, а для этого он должен знать их характеристики, т. е. характер их влияния.

Как мы видели ранее, одним из способов конкретизации множества элементов является их классификация.

Для определения элементов внешней среды и облегчения учета их влияния на организацию разделим внешние факторы на две основные группы:

·        среда прямого воздействия;

.        среда косвенного воздействия.

Эти группы факторов по-разному влияют на деятельность организации. Они могут отличаться силой воздействия, внутренними элементами организации, качественными характеристиками факторов внешней среды, методами проявления и др. С этой точки зрения, факторы внешней среды можно разделить на рабочую среду и общую среду. К рабочей среде относятся в основном факторы прямого воздействия, которые представляют собой микросферу организации.

Общая среда - это факторы косвенного воздействия внешней среды, представляющие собой макросферу организации.

Развитие ситуационного подхода позволило очертить круг элементов внешней среды, оказывающих существенное влияние на деятельность организации.

Среда прямого воздействия включает в себя элементы внешних источников силы, которые непосредственно влияют на операции организации, и под требования которых необходимо подстраивать ее деятельность. Эти элементы, в свою очередь, испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести:

·        поставщиков;

·        трудовые ресурсы;

·        законы и учреждения государственного регулирования;

·        потребителей;

Под средой косвенного воздействия подразумеваются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции организации, но, тем не менее, сказываются на них.

К таким факторам относят (в частности М.X. Мескон):

·        состояние экономики;

·        изменения политики;

·        социальную культуру;

·        научно-технический прогресс, технологии;

·        групповые интересы;

·        международную среду.

Это иллюстрирует рис. 2.

Рис. 2. Классификация элементов внешней среды организации

Безусловно, приведенным перечнем не ограничиваются элементы внешней среды, есть и другие элементы, но их воздействие на организацию менее значительно, и они оказывают влияние на отдельные конкретные организации. Концептуальная модель взаимодействия.

Изложение концепции взаимодействия элементов высшей среды с организацией может быть представлено в виде простой модели, состоящей из двух блоков.

Макросреда - элементы внешней среды прямого и косвенного воздействия, определяющие условия деятельности организации.

Микросреда включает факторы прямого воздействия, которые оказывают влияние на основные функции предпринимательской деятельности организации (рис. 3).

Приведенная модель показывает предпринимательскую деятельность организации с ее основными функциями, четыре из которых (финансы, маркетинг, персонал, материально-техническое обеспечение (закупки)) показывают отношения с элементами внешней среды прямого воздействия. Производственная функция реализуется только при взаимосвязи этих четырех функций. С точки зрения связи организации с внешней средой, к перечисленным функциям (на схеме не показаны) можно добавить следующее.

.        Создание и совершенствование продукта.

Научно-исследовательские и проектные работы, направленные на разработку новых технологических процессов или новой продукции для улучшения предпринимательской деятельности, повышения эффективности производства, расширения предложения новой продукции.

.        Связи с общественностью (так называемые «паблик рилейшенз»). Управление отношениями и осуществление их между организацией и общественными структурами или средствами массовой информации.

Рис. 3. Концептуальная модель взаимодействия организации с внешней средой

Эти функциональные виды деятельности составляют непосредственную внутреннюю среду организации или «микроуровень».

Факторы внешней среды прямого воздействия непосредственно связаны с основными функциями управления и оказывают взаимное влияние друг на друга. На воздействие внешней среды организация вырабатывает реакцию - способ уменьшения этого влияния или его использования с выгодой для себя.

Среда косвенного воздействия может влиять на организацию через изменение характеристик элементов прямого воздействия или изменение параметров внутренних элементов, но их воздействие проявляется не сразу, а в течение длительного времени.

Ниже эти факторы прямого и косвенного воздействия рассмотрены подробнее. Но для этого нам необходимо рассмотреть характеристики, присущие всем элементам внешней среды.

2. Общие характеристики внешней среды

Из рассмотренной концептуальной модели (рис. 3) видно, что в практике деятельности организаций имеет место сложное взаимодействие и влияние переменных элементов организации на факторы внешней среды. Очевидно, что каждый отдельно взятый фактор будет воздействовать на различные организации по-разному.

Довольно часто они образуют своеобразную «цепную реакцию», при которой действие одного фактора образует «круги на воде», вызывающие активность других факторов. Такие действия факторов обусловлены их общими характеристиками. В ряде исследований в области менеджмента выделяются, как правило, четыре основные характеристики внешней среды. Эти четыре характеристики, взятые из книги М. X. Мескона и др., следующие:

.        взаимосвязанность факторов внешней среды;

.        сложность внешней среды;

.        подвижность внешней среды;

.        неопределенность внешней среды. Рассмотрим их более детально.

Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Проявление этой характеристики можно проиллюстрировать на примере ситуации, в которой оказались предприятия Украины после 1991 года.

Политические провозглашения суверенитета государств создали ситуацию, при которой политические факторы оказали сильное воздействие на общее экономическое состояние предприятий Украины. Рост цен на энергоносители (особенно на нефть), монополия России на ее поставку повлекли за собой общее повышение цен на все виды продукции.

Резкое отставание уровня заработной платы от уровня цен сильно сказалось на покупательной способности населения. Готовая продукция оказалась, вместо потребительского рынка, на складах предприятий. Проводимая государственная налоговая и кредитно-финансовая политика создала заторы в финансовых артериях. Предприятия лишились оборотных средств и стимулов к повышению производительности труда. Произошел спад производства. К этому можно было бы добавить и целый ряд других фактов, но достаточно и этих примеров, чтобы показать сложную систему взаимосвязанности факторов внешней среды и их сильного воздействия на деятельность предприятий.

Факт взаимосвязанности не имеет государственных границ и особенно значим для мирового рынка.

Специалисты недавно ввели понятие «хаотических изменений» для описания внешней среды 80-х годов, которое характеризуется еще более быстрыми изменениями и более сильной взаимосвязанностью. Эмери и Трист указывают, что «выживание становится решающим образом, связанным с уровнем знаний организации о ее окружении».

Сложность внешней среды

Под сложностью внешней среды подразумевается комплекс факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

Разные организации осуществляют свою деятельность в разных внешних условиях. Так, на одну организацию оказывает влияние весь набор факторов внешней среды, а на другую - только определенная их часть. Например, предприятие, выпускающее продукцию по государственному заказу и использующее всего несколько входных материалов, работает в крупном городе с избытком необходимой рабочей силы, применяет новую технологию, имеет несложную внешнюю среду. У другого предприятия, выпускающего продукцию широкого потребления, рынки сбыта конкурентные. На предприятие воздействует весь набор государственных постановлений и профсоюзных договоров. Для выпуска продукции используется несколько быстроизменяющихся технологий. Эти предприятия имеют очень сложную внешнюю среду.

По показателю разнообразия (вариативности) факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие.

Для того, чтобы организация работала устойчиво, менеджеры должны выявлять прямые и косвенные факторы внешней среды, которые воздействуют или могут воздействовать на ее функционирование и эффективность ее деятельности.

Подвижность внешней среды

Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.

Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

Подвижность среды создает нестабильность условий деятельности организации. Нестабильность определяется тремя характеристиками: степенью привычности, темпами (скоростью) изменения и предсказуемостью будущего.

Привычность событий характеризует условия подвижности факторов внешней среды. Они могут быть привычными для организации, изменяться в пределах накопленного организацией опыта, неожиданными, но имеющими аналоги в прошлой деятельности организации, неожиданные и совершенно новые для деятельности организации.

Темпы изменений характеризуют возможности организации вырабатывать реакцию на проявление воздействий факторов внешней среды. Темпы изменений принято измерять тремя оценками: медленнее, чем реакция организации; сравнимая с реакцией организации; быстрее, чем реакция организации.

Предсказуемость будущего определяет характер изменения факторов внешней среды по отношению к организации. Организация может иметь среду, предсказуемую по аналогии с прошлым, предсказуемую путем экстраполяции, предсказуемые серьезные проблемы и новые возможности, частичную предсказуемость по слабым сигналам (ранним и неточным признакам наступления важных событий), непредсказуемые изменения.

Прежде чем вы. решитесь на важные шаги в развитии предпринимательства (изменение технологии, разработку новой продукции, расширение рынка сбыта и т. п.), вам необходимо определить количественно параметр подвижности внешней среды. Без знания этой характеристики бизнес становится рискованным.

Подвижность среды - это явление общее. Но ее значение зависит не только от конкретной организации, от ее отраслевой сферы деятельности и используемой технологии, но и от вида деятельности конкретных подразделений организации. Например, американские исследователи (М. X. Мескон, И. Ансофф и др.) установили, что у предприятий фармацевтической, химической и электронной промышленности, биотехнологии, производства компьютеров подвижность среды выше, чем у предприятий машиностроения, кондитерской и мебельной промышленности. Другой пример.

Во многих американских фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды (он отслеживает все технологические нововведения), а производственный отдел работает в относительно медленно изменяющейся среде. Для предприятия важно знать три основных параметра.

Как будет изменяться внешняя среда?

Какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии предприятия?

Какие возможности можно извлечь, зная поведение внешней среды в отношении предприятия?

Эти параметры желательно оценивать количественно.

Неопределенность внешней среды.

Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в достоверности этой информации.

Неопределенность внешней среды характеризуется сильными и слабыми сигналами.

Сильными сигналами является очевидная и конкретная информация, выявленная в ходе наблюдения за факторами внешней среды, на основании которой организация в состоянии дать оценку значимости этих факторов и принять соответствующие меры.

Слабые сигналы представлены малыми объемами информации, характеризующей появление ранних и неточных (есть сомнения в точности информации) признаков изменения определенных факторов внешней среды. Например, страны бывшего социалистического содружества и Ближнего Востока являются очагом серьезных политических конфликтов, но нельзя с уверенностью спрогнозировать, где и когда они возникнут и какую примут форму. При этом необходимо помнить, что такие слабые сигналы очень быстро становятся сильными настолько, что организация может оказаться не в состоянии на них реагировать и ее интересы будут поставлены под удар. Например, длительное время Ирак был зоной политического конфликта. Но в 2003 году события вокруг этой страны стали развиваться настолько быстро, перерастая из политического конфликта в начало военных действий, потребовали от государств и структур бизнеса принятия экстренных мер для предотвращения негативных последствий воздействия внешней среды.

Состояние внешней среды можно охарактеризовать следующими параметрами:

.        Взаимосвязанностью факторов (сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы).

.        Сложностью (число и разнообразие факторов, значительным образом влияющих на организацию).

.        Подвижностью (относительная скорость изменения среды).

.        Неопределенностью (относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности).

Управление организацией, с точки зрения внешней среды, представляет собой процесс приспособления целей, способов и средств их достижения к требованиям своего окружения и создание такого потенциала, который обеспечивал бы устойчивое и эффективное ее функционирование.

3. Организация как элемент внешней среды

Деятельность организации всегда подчиняется общим законам и принципам менеджмента. Характер их влияния на деятельность организации определяется теми требованиями, которые формируются в процессе ее взаимоотношений с факторами внешней среды. Именно внешняя среда для каждой организации определяет смысл ее создания, возможности функционирования и результат деятельности. В этом смысле, внешняя среда представляет собой некую глобальную сложнейшую систему, в которую входит множество разнообразных взаимно влияющих друг на друга организаций. Назначение этих организаций самое разнообразное - институциональное, производственное, посредническое, сервисное, инфраструктурное. Все они - организации, и каждая из них входит в свою внешнюю среду. В конкретный момент времени одни факторы внешней среды оказывают влияние на значительное большинство организаций (например, действие определенных законов), другие факторы имеют отношение і только к конкретным организациям (например, поставщиком определенных ресурсов). С этой точки зрения, менеджерам, возглавляющим организацию, важно понимать следующее:

·        попытки игнорировать эти требования в своей деятельности приводят к отторжению организации этой внешней средой, что приводит к исчезновению самой организации или уходу из привычной для нее сферы деятельности;

·        место ушедшей организации занимает конкурент, который будет усиленно препятствовать возврату ее на прежнее место во внешней среде;

·        постоянно происходящие видоизменения (подвижность факторов) в самой глобальной внешней среде требуют постоянных видоизменений и от каждой организации, входящей в ее состав.

Влияние внешней среды на деятельность организации происходит при помощи установления определенных условий (возможностей и ограничений) и форм взаимодействия. Условия, которые определяются внешней средой, воздействуют на процесс формирования системы целей, возможностей использования всех видов и объемов ресурсов, поставки организацией результатов своей производственной деятельности (товара, продукта, услуги). Рассмотрим эти условия подробно.

Смысл своего существования организация отражает в системе целей. Реальными, т. е. достижимыми цели могут быть только при условии учета требований внешней среды. Поэтому цели организации подразделяются на внеорганизационные и внутриорганизационные. Внеорганюационные цели, по своей сути, отражают желания, которые организация хотела бы получить от внешней среды, или же требования, которые внешняя среда предъявляет организации как условия ее нахождения в глобальной внешней системе. Внутриорганизационные цели представляют собой конкретную форму приспособления элементов организации к эффективной процедуре достижения внеорганизационной цели. Необходимость учета требований внешней среды определяет логику процесса формирования системы целей организации. Изначальное определение внеорганизационных целей позволяет руководству учесть возможности, свойственные в текущий момент внешней среде и определить конкретные формы использования представившихся возможностей.

Внешняя среда является источником ресурсов, которые потребляет организация в своей деятельности. Именно поставщики ресурсов определяют, какой ассортимент, вид, объем ресурсов организация может использовать, и на каких условиях. Поставщик ресурсов также определяет уровень качества выпускаемой продукции, а следовательно, ее покупательную способность.

Внешняя среда является единственным потребителем и оценщиком результатов деятельности организации. Выживание организации определяется тем, примет ли внешняя среда или отторгнет ее продукцию (услуги), сколько она заплатит за воспринятую продукцию, и какую долю товарного рынка среда предоставит организации.

Формы взаимодействия организации с внешней средой зависят от учета конкретного фактора и характера его воздействия. Следовательно, необходимо провести анализ влияния на организацию факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия.

.1 Влияние среды прямого воздействия

При анализе влияния факторов внешней среды на конкретную организацию важно помнить, что рассмотренные общие характеристики проявляются только через связь с ее факторами. При этом одни факторы могут иметь все характеристики, а другие -только отдельные из них. Кроме того, эти характеристики изменяются во времени под воздействием факторов друг на друга.

Рассмотрим их влияние на организацию более подробно.

Поставщики.

Ярким примером прямого воздействия внешней среды, оказываемого на вход организации, являются поставщики входных ресурсов. Учитывая разнообразие потребляемых организацией ресурсов, у нее существует целая сеть поставщиков. Очевидно, что общие характеристики проявляются по-разному и зависят от конкретного поставщика и поставляемого ресурса.

Поставщики материальных ресурсов (снабжение сырьем, материалами, оборудованием, оргтехникой, канцтоварами и т. п.).

Если предприятие имеет ограниченное число поставщиков, расположенных в том же регионе, то среда для нее является простой, малоподвижной (на определенном этапе развития территории) и предсказуемой. Некоторые предприятия зависят от непрерывного потока комплектующих, поставляемых значительным количеством поставщиков. Например, у автосборочного завода маловероятной является ситуация, чтобы все поставщики находились в одном регионе или даже в одной стране.

В этом случае очень сложная внешняя среда становится подвижной, поскольку она зависит от многих прямых и косвенных факторов, воздействующих на поставщиков. Для надежности своей работы предприятию необходимо создавать запасы ресурсов. Однако любые запасы связывают деньги, которые можно было бы использовать на другие нужды. В данном случае имеем пример взаимосвязанной, сложной, подвижной и не очень определенной внешней среды организации.

Финансы. Организации имеют разных потенциальных поставщиков финансовых средств. К ним могут быть отнесены:

·        банки (оказание финансовых услуг);

·        инвестиционные и финансовые компании (вложение денег под проценты, залог и др.);

·        акционеры (покупка акций);

·        частные лица (акцептные векселя или облигации организации).

·        контрагенты.

Поставщики коммунальных услуг (тепло-, водо- и энергоснабжение, вывоз мусора и т. п.). Все организации определенного региона, города, поселка ведут отношения с одним поставщиком - монополистом. Он определяет условия оказания услуг, с которыми организации-получатели вынуждены мириться. В данном случае имеем пример взаимозависимости внешних переменных.

Трудовые ресурсы

.        Люди - потенциальная рабочая сила, как мы уже говорили, представляют собой не только особый вид ресурсов, но и являются важнейшим фактором внешней среды.

.        Обеспечение организации трудовыми ресурсами представляет собой особую отрасль менеджмента.

.        При формировании трудовых ресурсов организация имеет дело с:

·        необходимыми специалистами, менеджерами, дешевой и дорогой рабочей силой;

·        кадровыми агентствами, центрами занятости, оказывающими помощь в поиске рабочей силы;

·        учебными заведениями, обучающими рабочих и служащих, и повышающими квалификацию специалистов;

·        профсоюзами, защищающими права и интересы работников организации;

·        государственными институтами, издающими нормативные документы, регулирующие отношения нанимателей с трудовыми ресурсами.

Трудовые ресурсы создают взаимосвязанную среду организации. Например, отсутствие необходимой квалифицированной рабочей силы делает проблематичной для организации перспективу внедрения новой технологии или выпуска определенного вида продукции.

Существование законодательства, устанавливающего уровень минимальной заработной платы, вынуждает нанимателя отказываться от дешевой рабочей силы в собственной стране и размещать производства в других странах с иными условиями.

Законы и государственные органы

Опытный менеджер, профессор Дж. Барраклоу, сделал в 1962 г. следующее заключение: "Прошло время, когда общество должно было подстраиваться под предпринимательство. Наступает период, когда самым важным для предпринимательства или тех предприятий, которые не хотят прекратить свое существование, является приспособление к обществу.

Эта ситуация характерна для рыночного предпринимательства. Предприятия бывшего СССР постоянно находились под контролем государства. В перестроечный период отечественные предприятия (как государственного, так и частного секторов) приняли на вооружение принцип, известный в США как свободное предпринимательство.

Однако сегодня мы видим, а американцы это увидели в 50-х годах, что ничем не ограничиваемое поведение предприятий и госпредприятий (это определено Законом Украины "О предпринимательстве") породило серьезную социальную несправедливость. Например, для предпринимательства Украины стали нормой следующие негативные факторы: сговор относительно цен, подкуп, нечестность, загрязнение природной среды, наглая реклама, расхищение природных ресурсов и национальных ценностей и др. Такая деятельность фирм, наносящая социальный и материальный вред, должна быть поставлена под контроль государства.

Государственный ограничивающий контроль и регулирование деятельности осуществляется:

.        законами и нормативными документами;

.        государственными органами;

.        местными органами власти.

Законы. Следует помнить, что деятельность любой организации находится под воздействием большого количества законов и других нормативных актов.

Прежде всего, каждая организация имеет свой правовой статус, определяемый Уставом. Всегда существует правовое ограничение на потребляемые организацией ресурсы, множество нормативных актов определяют использование рабочей силы (охрану труда, технику безопасности, порядок приема и увольнения работников, использование труда несовершеннолетних), защиту окружающей среды, защиту прав потребителя и др.

Состояние законодательства часто характеризуется не только сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. Например, закон о налогообложении предприятий на Украине менялся много раз.

Государственные органы. В мировой практике не существует предпринимательства, которое не регулировалось бы государством. Для этого существует значительное количество органов государственного контроля и регулирования. Эти органы призваны обеспечивать принудительное выполнение действующих законов, вводить в практику новые законы и указы Президента страны, а также вводить собственные нормативные документы, подлежащие исполнению. Например, постановления Кабинета Министров являются обязательными для всех организаций или определенной отрасли деятельности. Документы, издаваемые Национальным банком, подлежат исполнению всеми коммерческими банками, находящимися на территории Украины. Комиссии и Министерства, наделенные правом выдавать и отменять лицензии, имеют огромную власть над соответствующими организациями.

В таком потоке подзаконных актов среда организации, создаваемая государственными органами, становится неопределенной и подвижной. Неопределенность среды усиливается имеющими место противоречивыми требованиями, содержащимися в документах различных государственных органов.

Местные органы власти. Органы регионального и местного управления и самоуправления также оказывают сильное влияние на деятельность организаций, находящихся на определенной территории. Регулирующих постановлений этих органов много, издаются они гораздо чаще законодательных документов в интересах определенной территории, города, поселка и отражают специфику только этой территории.

Очень часто распоряжения "местного" значения вступают в противоречие не только с ведомственными нормами, но и с законами, имея при этом "исполнительную" силу выше государственных нормативных актов. Представьте, с какой неопределенной и сложной внешней средой сталкивается организация, когда ведет свои дела в различных регионах своей страны и других государств. При этом нужно учесть, что отказ от законопослушания может обернуться для организации крупным штрафом или даже I полным прекращением ее деятельности.

Потребители

Удовлетворение жизненных первичных потребностей и рост дохода, которым потребитель может распоряжаться по своему усмотрению, определяют характер деятельности организации. По мнению Питера Ф. Друкера, единственная подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Сегодня перед предприятием стоит вопрос не как произвести товар, а как этот товар продать.

Успех фирмы зависит от того, как она умеет работать со своим потребителем в отношении удовлетворения его запросов. Потребитель является ведущим звеном в деятельности организации, воздействуя на нее в следующих направлениях:

·        определяет характер целей организации, т. е. факт ее существования;

·        определяет товары и услуги, которые организация будет производить;

·        решает, по какой цене будет приобретать товар (это возможно в условиях конкуренции);

·        влияет на отношения организации с поставщиками материальных и трудовых ресурсов;

·        влияет на решение - где и как продавать продукцию;

·        устанавливает, как финансировать и организовывать послепродажное обслуживание продукции;

·        определяет параметры внедренных переменных организации - задач, структуры, технологии.

Следует учитывать, что потребители имеются не только у организаций, занятых предпринимательством, но и у некоммерческих (школы, больницы и т. д.) и государственных (органы власти) организаций.

Потребители могут создавать сложную, подвижную (выпуск товаров, подверженных моде) и неопределенную среду. Значение их конкретно для каждой организации. Потребитель является главным объектом организации в конкурентной борьбе.

Конкуренты

Во многих случаях не потребители устанавливают цену на предлагаемую продукцию, а конкуренты. Они определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену за них можно запросить. Монополизм ведет к технологическому застою, игнорированию интересов потребителей, а конкуренция является двигателем прогресса. Для выживания на конкурентном рынке руководители вынуждены реагировать на нововведения путем превращения своей организации в более новаторскую и эффективную в своей области деятельности.

Рассматривая конкурентов как фактор внешней среды, следует учитывать, что объектом конкуренции является не только потребитель продукции организации. Потребитель является лишь одним из главных объектов конкуренции. Другими объектами конкуренции могут быть:

·        квалифицированные менеджеры и специалисты - этот вид конкуренции широко развит в спорте, а со временем менеджеры тоже станут объектом конкуренции;

·        поставщики материальных ресурсов, имеющих широкую сферу применения или уникальность;

·        капитал, привлекаемый организациями под определенные инвестиции;

·        государственный заказ на изготовление какого-либо продукта, например, строительство, военный заказ и т. п.;

·        конкурсная программа;

·        право использования технических или технологических нововведений, интересных изобретений.

Изменение влияния на организацию факторов внешней среды прямого воздействия происходит не только в результате зависимости их друг от друга. В значительной степени они изменяются под влиянием факторов косвенного воздействия. Это необходимо учитывать при анализе воздействия данных факторов на организацию.

.2 Влияние среды косвенного воздействия

Среда косвенного воздействия обычно оказывает более сложное влияние на организацию, чем среда прямого воздействия. Сложность эта определяется многими параметрами, например, неопределенностью информации о характере воздействия, длительностью действия какого-либо фактора, невозможностью спрогнозировать абсолютно все последствия такого воздействия. Они имеют, как правило, стратегический характер и требуют от организации разработки эффективной стратегии поведения. На рис. 2 представлены наиболее значимые факторы внешней среды косвенного воздействия, которые мы вкратце рассмотрим.

Экономическая обстановка

Состояние экономики в стране и в мире существенным образом влияет на поведение организации. Она является своеобразным барометром эффективности предпринимательства. Экономическая обстановка обуславливает для организации:

.        объемы денежных средств, которые могут потратить покупатели на приобретение определенных товаров и услуг. Например, если прогнозируются низкие доходы населения, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции или снижения себестоимости, сокращения производства и численности работающих;

.        стоимость всех вводимых ресурсов, а следовательно, виды приобретаемых организацией ресурсов и ту сумму, которую она может уплатить. Например, при прогнозировании роста цен на потребляемые ресурсы организация может сделать их запасы. Стоимость хранения может быть компенсирована ценой на тот или иной вид ресурсов;

.        наличие и доступность денежных ресурсов, которые может получить организация для своих нужд, т. е. доходы на инвестируемый капитал или займы. Например, ужесточение условий в налоговой или кредитно-денежной системах создает трудности организации в получении кредитов по низким процентным ставкам. Снижение налогов на доходы граждан способствует притоку свободной денежной массы в инвестиции;

.        избыток или недостаток рабочей силы, получаемые вследствие сокращения или увеличения рабочих мест. Это оказывает влияние на уровень заработной платы работников при заключении трудового соглашения.

То или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное - на другие организации. Имеют место и локальные вариации, когда одни организации выигрывают, а другие проигрывают, например, при изменении курса доллара.

Политическая ситуация

В определенной системе способы управления экономикой являются результатом политических целей и задач находящегося у власти правительства. Политическая среда воздействует на организацию в таких направлениях:

.        законы, которые принимает парламент, могут явиться следствием политической обстановки в государстве: налогообложение доходов предпринимательских организаций; установление льгот или льготных торговых пошлин; регулирование внешнеэкономической деятельности; ограничение заработной платы; развитие или приостановление приватизационных процессов и многое другое;

.        действие групп особых интересов и давление лоббистов, которые могут отражать соответствующие течения в экономической, социальной и культурной сферах. Например, лоббистское давление в парламенте позволило принять Закон об аренде с выкупом как форму приватизации государственных предприятий;

.        расширенная система льгот для отдельных предприятий также является результатом лоббизма;

.        создание благоприятной среды для развития предпринимательства за счет фактора политической стабильности и действий государства на международной арене.

Социально-культурная среда.

Организации работают в определенной социально-культурной среде, в которой преобладают те или иные установки, жизненные ценности и традиции. Социально-культурная среда может влиять на такие параметры:

·        определение продукции или услуг, производимых организацией, которые люди стремятся покупать. Например, покупка одежды, соответствующей доминирующей моде (женские брючные костюмы, кроссовки и т. д.) и вкусам (дорогие туалеты от престижного модельера);

·        организация работы коллектива предприятия с учетом сложившихся традиций. Так, люди, длительное время работающие на одном предприятии, вырабатывают определенный "стиль" поведения, которого они придерживаются. Молодое поколение может не воспринимать этих традиций и создавать "вызовы" - этичную практику ведения бизнеса, принятую в той или иной стране. Например, в советской практике получение взятки считалось аморальным поступком и было уголовно наказуемым. В настоящее время у современных бизнесменов дача взятки считается "умелым" ведением бизнеса и почти не преследуется законом, хотя является противозаконным действием. В некоторых других странах подобная практика считается нормальной и принята на вооружение предприятиями, поскольку социально-культурная среда там другая;

·        образ жизни потребителя, зависящий от нравственных и религиозных норм, и посредством этого влияние спроса на товары. Например, женщины азиатских стран по различным религиозным нормам носят одежду черного цвета;

·        отношение отдельного лица к работе, что, в свою очередь, влияет на его отношение к величине зарплаты и условиям труда, предлагаемые бизнесом. Например, сложившаяся в нашей стране социально-культурная среда сделала нормальным явлением "торговлю" на толкучках, в подземных переходах и тротуарах сомнительного вида и качества товаром; появление "крутых" ребят, превративших в работу рэкет, воровство.

Решение социальных проблем во многом отличается от занятий бизнесом. Необходимо признавать наличие многих отличных друг от друга восприятий действительности, точек зрения и идеологий, которые появляются в отношениях с предприятием различных влиятельных общественных групп.

Технологическая среда

Технология является, с одной стороны, внутренней переменной, а с другой - фактором внешней среды. С позиции внешней среды технология отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство в следующих направлениях:

·        эффективности деятельности организации в изготовлении и продаже продукции;

·        скорости устаревания выпускаемой продукции и используемой технологии;

·        ожидание потребителями появления новых продуктов и услуг, которые организации смогут выпускать в будущем;

·        влияние на внутренние переменные новых информационных технологий, позволяющих в значительной степени упростить всю систему управления.

Чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.

Научно-технический прогресс

Развитие научно-технического прогресса (НТП) имеет сложное и всестороннее влияние на деятельность организаций. НТП имеет следующие последствия экономического и социального характера.

.        Происходит структурная перестройка всех сфер применения техники, которая сопровождается поэтапным коренным техническим перевооружением отраслей производственной и непроизводственной сфер, домашних хозяйств и товаров личного потребления. В этот период от организаций требуются крупные капвложения.

.        Значительно расширяются и обновляются производственные потребительские стоимости, повышается их качество. Это происходит под воздействием дифференцированного и быстро меняющегося спроса широкого круга потребителей и повышения гибкости производства. Сильное развитие получает малое и среднее предпринимательство, способное быстро реагировать на изменяющийся спрос.

.        Изменяется экологическая сторона воспроизводства. Для организации резко сокращается возможность использования доступных, для традиционной техники и технологий природных ресурсов. При этом появляется возможность вовлекать в производство новые естественные ресурсы и обеспечивать их глубокую переработку. Организации имеют возможность получить с каждой единицы ресурсов больше конечного продукта и, в то же время, уменьшить объем загрязняющих окружающую среду выбросов и отходов.

.        Значительно возрастают темпы экономического роста, повышения производительности труда, снижения стоимости продукции.

.        Предъявляются новые требования к работникам организации. Требуются качественные изменения в содержании знаний и навыков всех работников, причем делать это нужно в сжатые сроки, иначе достижения НТП не смогут быть реализованы в полной мере.

.        Претерпевают качественную перестройку формы организации производства I и управления.

Научно-технический прогресс воздействует на организацию во взаимосвязи с технологической средой и сопровождается качественной перестройкой экономических и социальных отношений, изменяет социально-психологический климат в организации.

Групповые интересы

Жизнедеятельность многих организаций зависит от отношения местного населения к данной организации. Мы имеем примеры действия жителей Одессы против строительства нефтетерминала, жителей Крыма - против строительства Крымской АЭС. Групповые интересы жителей района г. Киева, прилегающего к заводу, производящего пенициллин, привели к закрытию этого завода. Подобных примеров множество. Поэтому организация, если она хочет успешно действовать на данной территории, должна прилагать целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с населением, в среде которого она находится. Эти отношения могут иметь различные формы благотворительной деятельности или конкретной финансовой помощи в благоустройстве, ремонте, поддержании, строительстве социальной инфраструктуры района или территории.

Международная среда

Международная среда отражает условия деятельности организаций, к которым они должны приспособить свою продукцию или услуги.

Организации, которые ведут свой бизнес в других странах, должны сосредоточить свое внимание на таких факторах: культуре, экономике, законодательстве, государственном регулировании и политической обстановке. Все эти факторы действуют так же, как и рассмотренные выше факторы внешней среды, но лишь с учетом специфики той или иной страны.

Кроме того, международная среда оказывает влияние и на деятельность тех организаций, которые не работают в других странах. Так, например, по политическим или идеологическим мотивам организации, допустим нашей страны, не могут приобрести новую технологию или новейшее оборудование в другой стране. Другой пример: экономические неурядицы в США, вызвавшие падение курса доллара, не пройдут бесследно для многих организаций различных стран. Еще пример: авария на ЧАЭС отрицательно сказалась на соответствующих организациях многих стран.

4. Заключение

Внешняя среда для организации чрезвычайно сложна и разнообразна. Все факторы внешней среды взаимосвязаны и значение их меняется от организации к организации, от подразделения к подразделению в пределах одного и того же предприятия. Несмотря на такие сложности и трудности организации, желающей обеспечить себе выживание и достижение поставленных целей, следует постоянно быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения.

5. Список литературы

1.     Мартыненко Н.М. «Основы менеджмента». К., 2003.

2.       Белоусов Р.А. Основные этапы развития и практики управления. М., 2005.

.        Бобышев Д.Н., Семенцов СП. История управленческой мысли.М, 1998.

4.     Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.М, 2002.

5.       Питерс Т., Уотерлин Р. В поисках эффективного управления.М, 1996.

.        История менеджмента: Учеб. пособие /Под ред. Д.В. Валового.М., 1997.

Похожие работы на - Внешняя среда организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!