Публицистические ресурсы имиджевого текста

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,18 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Публицистические ресурсы имиджевого текста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ







КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Публицистические ресурсы имиджевого текста»












Воронеж 2011

Содержание:

Введение

. Публицистика как вид творческой деятельности

. Имиджелогия как наука

. Ресурсы публицистики в имиджевом тексте

Заключение

Список литературы

Введение

Формирование имиджа общественного деятеля, политика или компании становится все более актуальным. Будь то новая фирма или огромная корпорация, депутат государственной думы или специалист в той или иной области, художник или писатель - сталкиваются с необходимостью создания имиджа. Как воспринимает их общество? Как привлечь внимание к своей персоне или компании? Как победить в конкурентной борьбе? На все эти вопросы отвечает молодая и активно развивающаяся наука имиджелогия. А с помощью грамотно составленного имиджевого текста можно добиться не только популярности и успеха, но и прибыли.

При создании имиджевого или PR-теста следует использовать ресурсы публицистического стиля: средства выразительности, специальные обороты речи, сравнения, синонимичные ряды и пр. Об аспектах создания имиджевого текста и пойдет речь в моей курсовой работе.

публицистика имиджелогия текст

1. Публицистика как вид творческой деятельности

Публици́стика - (от лат. publicus - общественный) - род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни и общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни.

Для публицистики изучение, теория есть всегда лишь средство, ведущее к определённой цели - практическому выводу. Можно сказать, что публицистика относится к науке об обществе и государстве: она черпает из науки обобщения и обращает их в наставления. Ускоренный пульс общественной жизни, требующий от своих руководителей всегда определённого и готового мнения, не даёт в публицистике места сомнению и колебанию. С вынужденной часто самоуверенностью публицистика опережает выводы осторожной науки и решает вопросы, которые так или иначе должны быть решены тотчас же; всегда субъективная, она исходит не столько из исследования прошлого, сколько из идеала будущего. На всем протяжении существования публицистики самые яркие образцы её мы находим в форме памфлета. По мнению Игоря Дедкова, «публицистика - высший род журналистики. Она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи.

Начало публицистики можно увидеть в далёком прошлом литературы; Эрнест Ренан даже называл библейских пророков публицистами древности. Несомненно, однако, что публицистика в современной её форме есть создание новой истории, всё течение которой - начиная с предвестников реформации - ознаменовано мощным развитием публицистики, которой принадлежало видное участие в возбуждении и организации самых важных общественных движений. Это значение публицистики ещё усилилось с появлением периодической прессы. Роль публицистики в современной жизни громадна. Даже в тех случаях, когда она идёт за общественным мнением, она влияет на него, давая ему определённое выражение и модифицируя его в ту или иную сторону.

Журналистика представлена всеми видами человеческого творчества - научным, художественным, публицистическим. Первые два вида не являются основными для журналистского познания действительности, но находят свое отражение в СМИ. Научные сведения необходимы для формирования правдивой картины мира в историческом, экономическом, политическом и др. аспектах, требующих верного, ориентированного на новейшие достижения цивилизации знания. Место их обнародования - не только научно-популярные журналы и программы, но и универсальные СМИ. Художественное вещание широко представлено на телевидении и радио, в литературных изданиях, посвященных литературе и искусству.

Ведущим в журналистике остается публицистический вид творчества. В теории масс-медиа вопрос о наполнении понятия «публицистика» до сих пор остается открытым. Одни исследователи относят к публицистике исключительно художественно-публицистические жанры, другие ориентируются на рамки, установленные публицистическим функциональным стилем, третьи считают публицистикой любой, предназначенный для СМИ текст.

Итак, каким же образом публицистика связана с творческой деятельностью и с искусством вообще. Искусство формирует сознание людей, ориентируя в действительности, воздействуя на духовный мир. Влияние искусства сказывается на всех сторонах сознания, в том числе и на мировоззрении как рационально-понятийной стороне сознания.

Г.Л. Абрамович пишет, что искусство призвано «помочь людям осознать и почувствовать красоту или безобразие тех или иных характеров, поступков, мыслей, чувств, обстоятельств». Искусство духовно обогащает людей, формирует прекрасные человеческие характеры. Искусство делится: на наглядное и собранное. Наглядное искусство, в свою очередь, можно разделить на 5 видов: архитектуру, скульптуру, живопись, музыку и литературу. Публицистика, как и художественная литература, имеет дело со словом. Публицистика прежде всего использует такой канал коммуникации, такие средства массовой информации и пропаганды, как журналистика. Государственные и негосударственные газеты, радио и телевидение, располагая широкой и разветвленной сетью корреспондентов, создает многообразную, разностороннюю, всеохватывающую «историю современности».

Прохоров Е.П. указывал, что: «...публицистика предлагает особый тип ориентации - не столько в законах действительности и в эпохах развития общества, сколько в текущих событиях, во всем их многоцветии и разнообразии. Это означает также, что наука, искусство и публицистика взаимодействуют, и здесь существуют переходные формы». Прохоров Е.П. отмечал, что «...публицистика призвана помочь практически процессу духовного сознания мира народными массами, способствовать правильному, глубокому, всестороннему ориентированию их в текущей действительности. Именно публицистика, нашедшая свое место, прежде всего в периодической печати, затем на радио, в кино, телевидении, в наибольшей степени соответствует особенностям формирования и функционирования этого типа сознания». Известно, что специфическое социальное предназначение публицистики - формирование общественного мнения. Формирование общественного мнения является важнейшей, но не единственной функцией публицистики.

Прохоров Е.П. в своих трудах указывал на две функции публицистики: социально-педагогическую и информационно-познавательную.

Публицистика объединяет в себе качества науки и искусства, а потому и выступает как особый тип творчества. Публицист использует в своем творчестве элементы художественной литературы. У публицистики в отличие от художественной литературы не только свои задачи, не только свои приемы творчества, но и свое слово. Публицистика для Горького М. - очень важная часть общелитературного дела. Герцен и революционные демократы рассматривали публицистику как неотъемлемую составную часть, особый род литературы, как искусство слова и одновременно оружие политической борьбы. Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев, Плеханов, Луначарский и другие в своих работах подчеркивали, что история публицистики предоставляет бесконечный ряд произведений, которые являются образцом научного анализа социальных фактов.

Многие исследователи обращались к вопросу, вступает ли публицист в сферу искусства, в его предметную область. Плеханов Г.В. иногда противопоставлял публициста и художника: «Художник, - писал он, - мыслит образами. Публицист доказывает свою мысль с помощью логических доводов». Эльсберг Я.Е., Поспелов Г.Н. утверждают, что образ имеет дополнительное, иллюстративное, поясняющее значение. Лазебник Е.А. считал, что «художественность является неотъемлемым элементом силы публицистики. Художественность - вот та магистральная линия в развитии публицистики, которая объединяет ее с литературой...».

Деятельность публициста - это творческая практика. Конечно, публицистика не в состоянии подменить искусство. Но в то же время публицистика не может существовать, не заимствуя очень много у искусства.

. Имиджелогия как наука

Слово «имидж» знакомо каждому. В XXI веке любой бизнесмен, политик, общественный деятель, будь то женщина или мужчина, понимают, насколько важна роль имиджа в их карьере и жизни.

Политологам известны работы Никколо Макиавелли «Государь» и Г. Лебона «Психология социализма», в которых Макиавелли убедительно показал, какое значение для государственного лица имеет обладание соответствующей «личиной» (маской), а Лебон интерпретировал смысл имиджирования как средство достичь политического успеха благодаря эффекту «личного обаяния».

Психологическое обоснование имиджирования стало объектом и предметом исследования социальных и политических психологов. Владея знаниями законов процесса социальною восприятия и субъектного осознания внешнего образа, они придали этой проблеме теоретико-прикладное обоснование.

В 70-х годах имидж стал появляться в СССР в журнальных и реже в газетных публикациях как категория отрицательная. Его рассматривали в основном как манипулятивный приём буржуазной политики и средств массовой информации, используемый в целях идеологической обработки массового сознания людей.

В наше время имидж стал ходовым товаром у всех, кто занимается предпринимательством и особенно политической деятельностью. На его приобретение при проведении избирательных мероприятий в стране затрачиваются огромные денежные средства, исчисляемые десятками тысяч долларов. Повышенным спросом имидж пользуется в эстраде и театре. Благодаря имиджу одной из развитых сервисных индустрий стала политическая и торговая реклама. Возрастающий спрос на имидж породил новую профессию - имиджмейкер. Это специалист по конструированию имиджа личности, деловых и политических структур (например, политической партии или общественной организации).

Имиджелогия - это учение не просто об имидже <#"justify">Имидж объекта (человека, предмета, явления) - это мнение об объекте, возникшее в психике определенной или неопределенной группы людей на основе образа (image), сформированного в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного - на основе восприятия уже оцененного кем-то образа (на основе восприятия мнения), сформированного в психике других людей.

В наше время крайне сложно оказывать личное воздействие на людей и особенно на молодёжь. Тому немало причин, но одна из главных в том, что в век развитости средств массовой коммуникации эффект живого общения и непосредственного личностного воздействия блокируется в психике людей наличием в ней информационных клише, размытых духовных ценностей, скепсиса к нравственным авторитетам. Б. Паскаль прав, когда привлекает внимание к логической последовательности употребления методов воздействия на людей: сначала надо суметь им понравиться, а затем пытаться их в чём-то убеждать. Без привлекательного имиджа, т.е. умения душевно расположить к себе человека, этой проблемы не решить. В этом заключается прагматическое назначение имиджелогии.

По специфике профессиональной деятельности выделяются такие виды имиджелогии, как предпринимательская, политическая, педагогическая, медицинская, средств массовой информации, банковская, сервисная, право-силовых структур, дипломатическая и др.

Можно выделить еще одно определение имиджелогии и имиджа.

Имиджелогия - наука и искусство о том, как придать облику человека эффект личного обаяния, как овладеть умением «светиться» людям. Многие люди обрели интерес к имиджелогии, стремясь создать привлекательный индивидуальный облик. Без него не достичь крупных успехов в любой деятельности, не обрести уверенности в своём положении в семье, в общении с коллегами.

Имидж - некое увеличительное стекло, которое позволяет проявиться лучшим личностным и деловым качествам человека, привнести в повседневное общение комфорт, создавать оптимистичное настроение.

Имидж бывает достоянием конкретного лица, а также групповым, как, например, имидж фирмы или государственной структуры. Как правило, имидж - явление положительное. Вместе с тем в жизни немало фактов, когда личность берёт на вооружение эпатажные модели поведения, тем самым, привлекая к себе внимание людей, получая доступ к средствам массовой информации.

. Ресурсы публицистики в имиджевом тексте

Разговор об имиджевой статье нужно, в первую очередь, начинать с определения собственно статьи с журналистской точки зрения. В теории это материал, который раскрывает определенного рода проблему, поиск ее решения. В подобном аналитическом тексте содержится авторская оценка, мнения разных людей, цитаты, статистика - в общем, все то, что относится к аргументам.

При написании статьи авторы прибегают к методам обобщения, анализа и синтеза. В PR имиджевая статья представляет собой материал, который содержит актуальную проблему, возникшую в обществе и являющуюся значимой для субъекта PR. Как и в журналистском материале, PR-статья содержит скрытую оценку, цитаты. В структуру текста входят следующие обязательные элементы:

выдвижение тезиса,

построение системы аргументации,

выводы.

Обычно имиджевая статья выполняется в фирменном стиле. Оформление имеет определенные сходства с рекламными материалами, но в PR-тексте отсутствует адресная информация.

Одной из разновидностей имиджевых текстов является интервью. Здесь центральной персоной выступает главное лицо компании или сам субъект PR, его авторитетное мнение по поводу существующей проблемы в обществе. В имиджевом интервью вопросы нацелены на конкретные ответы, которые помогут повысить оценку интервьюируемого или представляемой им компании в глазах читателей.

Образ в публицистике не самороден, он рационально обусловлен. Каждый малый образ не случаен, он связан с центральными, доминирующими образами. Главная и неповторимая особенность публицистического образа то, что он порожден мыслью, которую он реализует, развивает, уточняет, помогает проявиться ее оттенкам, как и личность, которая рассматривается в имиджевом тексте.

Целью PR-текста является формирование имиджа фирмы или человека. Его особенностью является то, что PR-текст не имеет конкретного авторства - он может быть анонимным и исходить от мифического «мы», а может подписываться должностным лицом. В любом случае, роль играет не авторство, а инициатива, исходящая от компании или от личности - текст распространяется посредством СМИ, и огромное количество людей (в зависимости от тиража, разумеется) вступает в косвенный контакт с компанией или организацией. Естественно, что PR-текст несет в себе исключительно положительный заряд, а, следовательно, у людей формируется положительное отношение к данной компании, бренду или человеку, что в свою очередь благотворно сказывается на их стабильности и успехе. Эффективность действия пиара оценивается не в денежном эквиваленте, а в росте рейтинга - увеличение прибыли может стоять в списке целей, но не на первом месте.

При создании имиджевого текста активно используются ресурсы публицистического стиля.

Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что «научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств» (Балли Ш. Французская стилистика. - М., 2001. С. 281). К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Также при создании имиджа человека или компании очень важна как рациональная, так и образная сторона текста.

Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств; использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка, использование и абстрактной, и конкретной лексики. Все это эффективно применяется в PR-текстах.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской, что также применимо в имиджевом тексте. Например: позитивные перемены, энергичный старт, твердая позиция, прорыв на переговорах, безумная авантюра.

Профессор Ю.В. Рождественский выделяет две группы стилистических средств в языке средств массовой информации и называет их признаваемое и отвергаемое. «В семантическую сферу признаваемого входят все предметы мысли (т.е. лица, документы, организации, события и т.п.), которые считаются позитивными с точки зрения органа информации и риторической позиции автора текста массовой информации. В семантическую сферу отвергаемого входят все предметы мысли, которые считаются негативными». (Рождественский Ю.В. Общая филология. - М.,1996. С. 249).

В сферу отвергаемого входят: ваххабиты, чеченские боевики, сепаратисты, экстремисты, НАТО, коммунисты, забастовщики, шпионы, экологи, правозащитники, депутатская неприкосновенность, глобализация, групповой эгоизм, пустые предвыборные обещания, силовой диктат, коррупция, криминализация.

При создании имиджа мы в первую очередь стремимся вызвать у аудитории позитивные эмоции, оставить в сознании яркое воспоминание, привлечь внимание, заинтересовать и заслужить положительную оценку. Поэтому следует избегать словосочетаний из сферы отвергаемого.

Для публицистического стиля характерно использование слов в переносном значении и многозначности слов, что может быть эффективным при создании имиджевого текста. При этом наблюдаются явления трех типов:

употребление слова в переносном значении;

развитие многозначности;

метафоризация как средство экспрессии и выражения оценки.

Переносное значение. Употребление нейтрального слова или специального термина в переносном значении придает тексту образную окраску. Например: тихие шаги - практические шаги; формат книги - формат переговоров; сигналы светофора - сигналы с мест.

Развитие многозначности является общеязыковым процессом, более того - во многих случаях это развитие берет начало в публицистических текстах и используется при создании имиджевых текстов, от переноса оно отличается только тем, что здесь неочевидны соотношения прямого и переносного значений. Например: приоритет, первенство, преимущественное право, главная цель; модель, схема, образ, манекенщица; стилист, специалист по стилистике, мастер литературной речи, парикмахер.

Метафоризация представляет собой использование слов в переносных значениях в целях создания яркого образа, выражения оценки, эмоционального отношения к предмету речи; она призвана оказать воздействие на адресата речи. Например: коридоры власти, занять нишу, капитан отечественного бизнеса.

Характерным признаком языка публицистики является использование синонимов в целях избежания повтора, усиления эмоциональности высказывания или же уточнения наименования явления, а тем самым и для его более верной характеристики. Что также будет уместно при создании PR-текстов.

Например: военнослужащий - воин - военный; специалист - профессионал - мастер своего дела; предприниматель - бизнесмен - коммерсант; быстрый - динамичный; олигарх - магнат; группа - структура - клан - группировка - сила - лобби - элита;

Также в публицистическом стиле используется все богатство словаря, при необходимости можно включить в текст термины, иностранные слова, историзмы. Среди заимствований, можно выделить слова, прочно вошедшие в русский язык (сервис, комфорт, сейф, туризм, снайпер), и слова, отличающиеся новизной, проникающие в общенародную речь благодаря активному использованию в языке массовой информации (маркетинг, брокер, стагнация, саммит). Особое место занимают экзотизмы - слова, описывающие реалии зарубежных стран (сиеста, риксдаг, аймак). Чаще всего это названия праздников, народных обычаев, парламентов, территориальных и денежных единиц других стран.

Заключение

Итак, ресурсы и возможности публицистического стиля являются базой при создании имиджевого текста личности или фирмы. Причем имидж в основном рассчитан на создание благоприятного первого впечатления. Если первое знакомство аудитории с личностью или фирмой происходит через PR-текст, который создает идеальный образ, то важно учесть, что положительная оценка аудитории этого текста - только половина успеха. Это, безусловно, значительная доля. Но при достижении стопроцентного успеха многое зависит и от внешнего вида человека, и от его речи, и от тембра голоса, и от множества других факторов. Главное в том, чтобы первое впечатление не оказалось ложным стимулом, а способствовало обнаружению в человеке умственной образованности, профессионализма и порядочности.

Список литературы

1.Забихова Шолпан <#"justify">2.Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. Курс лекций по стилистике русского языка. Русский язык, 1982. - 198 с.

3.Лазуткина Е.М. Публицистический стиль. Новые черты. Элпис, 2008. - 80

4.Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития: материалы Первого Международного симпозиума «Имиджелогия-2003» М. : Альфа, 2003. - 228 с.

5.Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. Материалы Второго Международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой - М:., 2004. - 380 стр.

6.Панасюк А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 768 с.

.Шепель В.М. Имиджелогия. секреты личного обаяния. М., 1994.

.Шепель В.М. Управленческая этика М., 1989.

. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. Киев, 2000.

. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1970.

. Хаблак Г.Г. Грамматические особенности газетно-публицистической речи // Вестник МГУ. Сер. 10. 1984. 5. С. 36.

. Бовин А. Профессия журналист//Журналист. 2001.№3.С.45-48

. #"justify">. #"justify">публицистика имиджелогия текст


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!