Основные элементы закупочной логистики промышленного предприятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,59 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные элементы закупочной логистики промышленного предприятия

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ЛОГИСТИКА»

Содержание

Введение

1 Теоретические основы организации закупочной логистика на предприятии

1.1 Роль закупок товаров в коммерческой деятельности

.2 Определение объёма закупаемых товаров

.3 Фактор ценообразования в закупочной логистике

2 Анализ элементов закупочной логистики ОАО «Ливгидромаш»

2.1 Оценка системы материально-технического снабжения предприятия

.2 Анализ элемента расчёта потребности в материальных ресурсах ОАО «Ливгидромаш»

Совершенствование системы закупочной логистики в ОАО «Ливгидромаш»

3.1 Совершенствование работы службы закупок и логистики

.2 Определение экономического эффекта от выбора поставщика

3.3 Внедрение новых элементов логистики снабжения для выбранного вида закупаемых ресурсов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Закупка, важная область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда, стала активно развиваться в 1990-е гг. От торговых операций многие предприниматели перешли к более высокому уровню коммерческой деятельности. Закупкой стали заниматься промышленные предприятия, продукция которых до конца 1980-х годов распределялась в централизованном порядке государственными органами. Коммерческие операции в настоящее время выполняются многочисленными снабженческо-сбытовыми, оптово-посредническими и торговыми фирмами, компаниями и другими организациями.

Столетия назад закупка рассматривалась как деятельность, не требующая глубокого изучения и исследования. Сейчас такая трактовка торгового бизнеса примитивна и абсурдна. Сфера знаний в коммерческой деятельности нисколько не уже, а в некоторых случаях гораздо шире, чем в любой другой специальности. Знания по коммерции буквально неисчерпаемы.

Преодоление экономического кризиса, эффективное функционирование рыночной экономики во многом обусловлено уровнем выполнения коммерческих операций, как формы взаимодействия между отдельными производствами, предпринимателями, компаниями и фирмами. Вопросы экономически грамотной коммерции лежат в основе функционирования рыночной экономики. В существующих условиях у предприятий, промышленных фирм, торгово-посреднических организаций возникают сложные проблемы в процессе реализации коммерческой деятельности, начиная с установления коммерческих связей с контрагентами, организации закупок материальных ресурсов и заканчивая экономически выгодным сбытом продукции.

В новых условиях хозяйствования трудовые коллективы вплотную сталкиваются с необходимостью самостоятельного решения многих сложных задач по реализации коммерческой деятельности, начиная с проблемы организации материального обеспечения, оптимизации производственного процесса и заканчивая успешным сбытом продукции в условиях высокой конкурентоспособности зарубежных товаров и услуг.

В сфере торгового рынка успешно функционируют те предприятия, которые соблюдают следующие условия: поддержание коммерческой политики с помощью целевых инвестиций, льготных кредитов и норм амортизации, изготовление товаров (оказание услуг) высокого качества и необходимых покупателям, производство товаров при затратах, позволяющих продать их по ценам, обеспечивающим платежеспособность покупателей и получение прибыли, усиление конкуренции, направленной на развитие экономических процессов рынка.

Важность и актуальность этих задач обусловили выбор темы курсовой работы.

Целью данной работы является обоснование рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия с поставщиками сырья, по совершенствованию закупочной работы.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

) изучение особенностей закупочной работы в условиях рыночной экономики;

) проведение комплексной оценки организации закупочной работы на предприятии;

) определение тенденций развития организации закупочной работы с поставщиками сырья;

) разработка рекомендаций по совершенствованию закупочной деятельности на предприятии.

Объектом исследования является ОАО «Ливгидромаш».

Предметом исследования является работа предприятия по закупке сырья.

Использование в практической деятельности предложенной системы показателей оценки закупочной работы предприятия позволит определить направление совершенствования его деятельности.

Реализация содержащихся в курсовой работе рекомендаций по совершенствованию закупочной работы позволит повысить уровень аналитической работы хозяйствующих субъектов рынка.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами, решаемыми в процессе исследования.

1 Теоретические основы организации закупочной логистики на предприятии

.1 Роль закупок товаров в коммерческой деятельности

закупочная логистика промышленный

Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С неё, по существу, начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю и получить прибыль необходимо располагать товаром. Главная функция товарного обращения сводиться к смене формы стоимости по формуле

Д-Т и Т'-Д'.

Формула раскрывает сущность коммерческой работы в торговле - предприниматель, располагая определенной суммой денежных средств, закупает товар, который затем реализует в денежные средства с некоторым приращением. Исходя из основной функции товарного обращения, можно сделать вывод, что коммерческая работа в торговле начинается с закупки товаров с целью последующей их продажи.

По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый субъектами торговой деятельности с целью последующей перепродажи закупленных товаров.

Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для снабжения населения или розничной торговой сети, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.

В условиях рыночной экономики организация и технология закупочной работы претерпела коренные изменения.

На смену фондовому распределению товаров при плановой централизованной системе управления экономикой, системе централизованного прикрепления покупателей к поставщикам, твердых государственных цен, неравенства хозяйствующих субъектов, жесткой регламентации поставок товаров, отсутствия самостоятельности, инициативы, предприимчивости коммерческих работников пришла эпоха свободных рыночных отношений, которые характеризуются:

свободой выбора партнера, контрагента по закупке товаров;

множественностью источников закупки (поставщиков);

равноправием партнеров;

саморегулированием процессов поставки товаров;

свободой ценообразования;

конкуренцией поставщиков и покупателей;

экономической ответственностью сторон;

инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью коммерсанта по закупке товаров.

Коммерческая работа по оптовой закупке товаров складывается из следующих этапов;

изучение и прогнозирование покупательского спроса;

выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, предоставление заказов и заявок поставщикам;

организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, аукционах, у импортеров и других поставщиков;

организация учета и контроля за оптовыми закупками.

Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в рыночных условиях должна основываться на принципах современного маркетинга. С помощью методов маркетинга коммерческие работники, руководители, менеджеры торговых предприятий получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции может принести наибольшую прибыль.

Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым маркетинговым условием для проведения успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Маркетинговая наука выработала целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации оптовых закупок товаров. Поэтому оптовые закупки следует начинать с изучения спроса, потребностей покупателей на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос. Оптовые базы, являясь торговыми предприятиями и обслуживая определенный территориально-экономический район, изучают в основном объем покупательского спроса на те или другие виды товаров и в отдельных случаях ассортиментную структуру спроса. Для этого на оптовых предприятиях используются различные методы изучения и прогнозирования спроса. К этим методам следует отнести оперативный учет продажи товаров и движения товарных запасов за истекший период, изучение и обобщение заявок и заказов розничных торговых предприятий на потребность и поставку товаров, учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей, проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями товаров и др.

Для проведения работы по изучению и прогнозированию спроса на крупных и средних торговых предприятиях создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общего объема спроса (емкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары.

Для успешного выполнения коммерческих операций по закупке товаров оптовые базы должны систематически заниматься выявлением и изучением источников закупки и поставщиков товаров. Коммерческие работники должны хорошо знать свой экономический район и его природные богатства, промышленность, сельское хозяйство, производственные возможности и ассортимент вырабатываемых изделий на промышленных предприятиях.

Важная роль в коммерческой работе отводиться изысканию дополнительных ресурсов из местного сырья, продукции кооперативной промышленности, подсобных, фермерских хозяйств, продукции индивидуальной трудовой деятельности. Коммерческий аппарат оптовых баз должен выявлять возможности развития новых видов производства и восстановления старых забытых промыслов, особенно художественных, вести учет и повседневно изучать конкретных поставщиков, выявлять и регистрировать производителей товаров, еще не связанных договорными отношениями с базой, готовить предложения по вопросам увеличения выработки нужных товаров, расширения ассортимента, улучшения качества.

Коммерческие работники должны посещать предприятия-изготовители с целью ознакомления с производственными возможностями предприятия, объемом и качеством выпускаемой продукции, а также участвовать в совещаниях с работниками промышленности, выставках-просмотрах новых образцов изделий, оптовых ярмарках.

Коммерческим работникам необходимо постоянно следить за рекламными объявлениями в СМИ, проспектами, каталогами. Формирование товарных ресурсов является предметом постоянной работы торгового аппарата оптовых баз. В рыночных условиях формы и методы этой работы претерпели существенные изменения. Главные изменения заключаются в том, что на смену методам централизованного распределения товарных ресурсов пришла рыночная практика свободной купли-продажи товаров по ценам спроса и предложения. Поэтому коммерческая инициатива торговых работников по вовлечению в товарооборот максимальных товарных ресурсов с целью получения необходимой прибыли должна сочетаться с заботой о конечных покупателях, учетом их платежеспособности, с недопущением неоправданного роста цен, предоставлением населению возможности приобрести товары по доступным ценам.

К источникам поступления товаров относят отрасли народного хозяйства, вырабатывающие различные товары народного потребления (АПК, легкая промышленность, машиностроение и т.д.). К поставщикам товаров относят конкретные предприятия различных источников поступления, т.е. тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно-экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги.

Учитывая большое многообразие поставщиков товаров их можно классифицировать на различные группы по различным признакам.

В обобщенном виде всех поставщиков товаров можно подразделить на две категории: поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников, закупающих продукцию у ее производителей и реализующих ее оптовым покупателям.

Поставщиками-посредниками могут быть оптовые предприятия общенационального, регионального уровня различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу системы оптовой структуры на потребительском рынке, оптовые посредники (дистрибьюторы, предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры), а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржа, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т.п.).

Оптовые посредники в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельное значение в сфере закупочной деятельности.

Дистрибьютор - фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками.

Брокерская фирма - предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) -торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами товаров на товарной бирже. Действует он по поручению клиентов, получая от них вознаграждение.

Дилер - юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товара, валют и ценных бумаг.

Важным посредническим элементом в закупочной деятельности являются организаторы оптового товарооборота - товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки и другие предприятия. Основной задачей этих структур является создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.

По территориальному признаку поставщики товаров бывают местными, внеобластными, республиканскими и внереспубликанскими. Оптовые предприятия чаще закупают товары у внеобластных и внереспубликанских поставщиков, учитывая, что не во всех областях и республиках развито производство многих товаров и их приходится завозить. Местные поставщики зачастую поставляют товары непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оптовые базы.

Поставщики также различаются по их принадлежности к той или иной хозяйственной системе. Поставщики, относящиеся к той же системе, в которую входят оптовые покупатели, называются внутрисистемными, остальные - внесистемные.

По форме собственности поставщики могут быть частными, государственными, муниципальными, кооперативными и иных форм собственности.

Изучая источники закупок товаров, коммерческие работники составляют на каждого поставщика специальные карточки, причем их целесообразно группировать по местным, межобластным и межреспубликанским поставщикам. В карточках указывают данные о производственной мощности предприятия, о количестве и ассортименте выпускаемой продукции, о возможности производства других товаров, условия поставки товаров и другие сведения, интересующие оптовые базы,

С поставщиками товаров должны быть налажены рациональные хозяйственные связи, преимущественно прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары непосредственно у поставщиков-изготовителей на стабильной долговременной основе.

1.2 Определение объема закупаемых товаров

В практике работы используют несколько методов планирования материального обеспечения производства (рисунок 1):

позаказный;

на основе плановых заданий;

на основе осуществляемой потребности.








Рисунок 1 - Методы материального обеспечения производства

Позаказный метод и метод определения потребности на основе плановых заданий базируются на детерминированном расчете первичной потребности в материалах. Отличительной чертой позаказного метода является «мгновенное преобразование» возникшей потребности в заказ, что в нормальных условиях приводит к отсутствию складских запасов. Поэтому расчет нетто-потребности не предусматривается. Обеспечение производства на основе осуществляемого потребления базируется на исходных данных о расходе материалов за прошлые периоды времени и характеризует ожидаемую, прогнозируемую потребности в них.

Позаказный метод предполагает, что требуемый материал приобретается только в случае возникновения потребности, поэтому складские запасы не создаются. Такой способ материального обеспечения :производства используется в условиях единичного и мелкосерийного производства для реализации потребности в высококачественных материалах и громоздких деталях, складирование которых затруднительно, а также материале для проведения ремонтных работ.

Материальное обеспечение на основе заказов возможно по отдельным или нескольким позициям. В последнем случае оно осуществляется через равные, например, недельные промежутки времени, когда формируется единый заказ сученом всех поступивших за данный период заявок.

Материальное обеспечение на основе плановых заданий основывается на детерминированном расчете потребности в материалах. При этом предполагается известными первичная потребность на определенный период, структура изделии в виде спецификации, позволяющая определить вторичную потребность, и возможная дополнительная потребность. При обеспечении материалами на основе плановых заданий размер заказа определяется исходя из нетто-потребности с учетом планируемого поступления и наличия материалов на складе. Порядок такого расчета представлен в таблице 1. Заказ материалов производится только в том случае, если общая потребность превышает наличные запасы.

Таблица 1 - Материальное обеспечение на основе плановых заданий (определение нетто-потребности)

Показатель

Порядок расчета

1. Первичная потребность

-

2. Вторичная потребность

-

3. Дополнительная потребность

-

4. Общая брутто-потребность

[1]+ [2]+[3]

5. Складской запас

-

6. Намеченный запас

-

7. Планируемое поступление

-

8. Наличный запас

[5]-[6]+[7]

9. Цеховой запас

-

10. Потребность нетто

[4]-[8]-[9]


Поясним понятия складской, наличный и цеховый запас.

Складской запас представляет собой количество материалов, предназначенных для производственного потребления и имеющихся в наличии по данным бухгалтерского учета. В целях определения реальной потребности в материалах складской запас делят на две части. Одна из них характеризует количество материалов, которое выделено в распоряжение под намеченную программу выпуска, но еще не востребована цехом. Другую часть составляют материалы, которые еще можно получить (наличный запас).

Намеченный запас - это количество материалов, предназначенных для реализации и поэтому не рассматриваемых, как имеющиеся в распоряжении.

Цеховой запас составляет материалы, полученные со склада и находящиеся в цехе с целью дальнейшей переработки,

Наличный запас рассчитывается как складской запас минус намеченный плюс планируемое поступление.

Пример.

Необходимо обеспечить производство в связи с выпуском, узла Д и входящих в него деталей Для этого произведем расчет нетто-потребности узла Д и детали 1. Деталь 1 используется в узле Д дважды и имеет время задела продолжительностью в один период. В таблице 2 проведен расчет нетто - потребности для первого и второго планового периода

Материальное обеспечение на основе осуществляемого потребления предполагает своевременное пополнение запасов и поддержание их на таком уровне, который позволял бы покрыть любую потребность до нового поступления материалов. В соответствии с поставленной целью решается задача определения момента времени дополнительного заказа, вопрос о размере заказа не рассматривается.

В зависимости от вида проверки и правил оформления дополнительных заказов различают два метода материального обеспечения на основе осуществляемого потребления, известные как системы управления запасами.

Таблица 2 - Материальное обеспечение производства на основе плановых заданий (расчет нетто-потребности в узлах и необходимых компонентах)

Показатель

Значение показателя по периодам

Итого


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6

7

8

Начало периода 1:








Потребность брутто, узел Д

120

220

120

180

200

240

1080

Складской запас, 400

-120

-220

-60




400

Потребность нетто, узел Д

-

-

60

180

200

240

680

Потребность брутто, деталь 1, (используется в узле Д дважды, опережение на один период)


 120

 360

 400

 480


 1360

Складской запас, 200


-120

-80




-200

Потребность нетто, деталь 1


-

280

400

480


1160

Начало периода 2:








Потребность брутто, узел Д


220

120

180

200

240

960

Складской запас, 280


-220

-60




-280

Потребность нетто, узел Д


-

60

180

200

240

680

Планируемое поступление



-60

-40



-100

Потребность нетто, узел Д



-

140

200

240

580

Потребность брутто, деталь 1



280

400

480


1160

Намеченный запас (резервирование относительно заказа для узла Д)


120

80




200



120

360

400

480


1360

Складской запас, 200


-120

-80





Потребность нетто, деталь 1


-

280

400

480


1160


Это методы:

обеспечения своевременных заказов (система регулирования запасов с фиксированным размером заказа) и

необходимой ритмичности (система регулирования запасов с фиксированной периодичностью).

В рамках указанных методов в свою очередь имеется несколько возможных вариаций, которые определяются политикой, проводимой в области со держания складских запасов.

Функциональная роль логистики в сфере материально-технического снабжения раскрывается в свете реализации основных стратегических концепций ресурсообеспечения:

концепции сокращения глубины производства - предусматривает переход от производства отдельных видов продукции собственными силами к организации закупок аналогичных видов материально-технических ресурсов на рынке у независимых субъектов, являющихся их более эффективными производителями (поставщиками);

концепции глобального ресурсообеспечения - предполагает оценку фирмой в качестве потенциальных источников материально-технических ресурсов любых поставщиков, вне зависимости от их территориального местонахождения, имеющих наиболее эффективное соотношение между потребительскими свойствами ресурсов и уровнем затрат на обеспечение ими производственного процесса;

концепции концентрированного ресурсообеспечения - предполагает формирование долговременных хозяйственных связей и деловых отношений с поставщиками, прежде всего, ключевых (развитых и специализированных) материально-технических ресурсов, в результате чего ожидается получение фирмой эффекта экономии от масштаба поставок и других факторов;

концепции системного ресурсообеспечения - предусматривает установление фирмой долговременных хозяйственных связей и деловых отношений только с теми конкурентоспособными поставщиками материально-технических ресурсов, которые сами имеют эффективные и долгосрочные связи с конкурентоспособными поставщиками ресурсов, необходимых для их собственного производства;

концепции стратегического роста - предусматривает развитие системы обеспечения производства материально-техническими ресурсами на базе интенсивного (органического) роста, интегративного роста и роста посредством диверсификации.

В первом варианте стратегия развития фирмы формируется как линия экономического поведения предприятия, реализующая стратегический выбор «товар/рынок». При этом прорабатываются принципиальные для бизнеса вопросы: что производить и на какой рынок поставлять, - в комбинации которых обосновываются следующие решения: «проникновение на рынок», «развитие рынка», «разработка нового продукта», «диверсификация».

В исследовании обосновывается, что стратегии «проникновения на рынок» и «развития рынка» могут быть реализованы через функциональные стратегии логистики снабжения, выработанные на базе концепций глобального ресурсообеспечения, концентрированного ресурсообеспечения и системного ресурсообеспечения; стратегия «разработки нового продукта» - применением концепции сокращения глубины производства (путем передачи на аутсорсинг ряда производственных операций сторонним изготовителям комплектующих изделий) либо концепции стратегического роста (реализуемой на базе интегративного роста или роста посредством диверсификации). При разработке базовой стратегии «диверсификации» функциональные стратегии логистики снабжения фирмы могут формироваться на базе концепции глобального и концентрированного ресурсообеспечения, а также концепции стратегического роста, реализуемой посредством диверсификации источников приобретения (поставок) необходимых материально-технических ресурсов.

Во втором варианте базовая стратегия развития фирмы соотносится с обеспечением конкурентных преимуществ на основе достижения масштабного или сфокусированного лидерства за счет экономии на издержках либо за счет дифференциации. При осуществлении стратегии «лидерства за счет экономии на издержках» функциональные стратегии логистики снабжения могут строиться на базе концепции концентрированного или системного ресурсообеспечения, а также концепции стратегического роста, реализуемой посредством интенсивного или интегративного роста.

Обеспечению стратегии «дифференциации» служат функциональные стратегии логистики снабжения, вырабатываемые на основе концепции сокращения глубины производства и концепции стратегического роста. Базовая стратегия «сфокусированных издержек» может осуществляться реализацией концепций концентрированного и системного ресурсообеспечения и/или концепции сокращения глубины производства, а концепция «сфокусированной дифференциации», кроме того, реализацией концепции стратегического роста.

Третий вариант формирования базовой стратегии развития фирмы предполагает привязку к циклу развития предприятия сообразно основным стадиям: рост, стабилизация, выживание. Особенность, однако, состоит в том, что в данном варианте разработки базовой стратегии выбор той или иной функциональной стратегии логистики снабжения зависит не только от стадии развития фирмы, но и от принятой руководством фирмы стратегической альтернативы.

В качестве примера указывается, что для предприятия, находящегося на стадии роста и нацеленного на межфирменное сотрудничество основу стратегии логистики снабжения должна составить концепция системного ресурсообеспечения, в то время как для реализации базовой стратегии стабилизации путем экономии затрат можно использовать концепцию сокращения глубины производства.

1.3 Фактор ценообразования в закупочной логистике

Цена - это выраженная в денежной единице стоимость товара или услуги. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д. Она служит исходным моментом в планировании финансовой деятельности предприятия.. Обычно цена продукта устанавливается продавцом заранее на основе издержек на производство и на продажу продукта, а также желаемой маржи прибыли для продавца. В других случаях цена варьируется и устанавливается в зависимости от спроса или предложения, как это происходит, например, при продаже ценной бумаги или акции, дома или предметов, продаваемых на аукционах. Поскольку покупка включает денежные издержки со стороны покупателя, который действует в границах сметы, цена продукта является важным фактором при принятии покупательского решения. Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Цена на товары и услуги - главный показатель рыночного спроса; воздействуя на конкурентное положение предприятия и его долю рынка, цена оказывает решающее влияние на доход и прибыль предприятия. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.

Важным признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой обращения.

Исходя из этого признака, цены делятся на следующие основные виды:

оптовые цены;

розничные цены;

цены на строительную продукцию;

закупочные цены на сельскохозяйственные товары;

тарифы грузового и пассажирского транспорта;

тарифы на коммунальные услуги населению;

экспортные и импортные цены.

Оптовые цены - это цены, по которым организацией реализуется и закупается товар в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности.

Оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида:

отпускные цены;

оптовая цена промышленности.

Розничные цены - это цены, по которым продукцию реализуют в розничные торговые сети населению, предприятиям. Их можно назвать конечными.

Цены на строительную продукцию

Продукцию строительства оценивают по трем видам:

1)   сметная стоимость - это максимальный размер расходов на строительство каждого отдельного объекта;

2)      прейскурантная цена - это усредненная сметная стоимость единицы продукции строительного объекта;

)        договорная цена - это цена, которая заранее оговаривается двумя сторонами и фиксируется в соответствующем документе.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию - это вид цен, по которым отпускается сельскохозяйственная продукция другим организациям. В закупочные цены включается количество той продукции, которая сбывается по различным каналам.

Тарифы на коммунальные услуги населению - это плата за услуги, оказываемые бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся:

цены на услуги прачечных, химчисток, ремонт обуви и т. д.;

цены за квартиры, телефоны, лифты и т. д.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Такой вид цены обладает следующими чертами:

1)   отражает внешние связи государства с другими странами в экономическом плане;

2)      находится в зависимости от цен международных рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

Мировая цена - это денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара или услуги. Она формируется под воздействием спроса и предложения какого-либо товара на международном рынке, колебаний валютного курса и т.д.

Мировые цены в большой степени находятся под влиянием государства. Государственное регулирование контролирует мировые цены через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта.

В структуре экспорта России на сегодняшний день преобладающее место занимают разнообразные виды сырья (нефть, лес и т.д.). Значимость в системе мировых цен имеют цены на экспортируемые товары, на которые воздействуют два основных вида цен:

цена франко - станция отправления;

цена франко - станция назначения.

На экспорт внутри страны устанавливаются специальные цены и надбавки.

2 Анализ элементов закупочной логистики ОАО « Ливгидромаш»

.1 Оценка системы материально-технического снабжения предприятия

Обеспечение ОАО «Ливгидромаш» материальными ресурсами предусматривает организацию закупок сырья, материалов, комплектующих изделий и других материальных ресурсов в соответствии с утвержденными годовым и месячными планами производства насосного оборудования.

Планы производства насосного оборудования составляет ОЭ (отдел экономики) на основании прогноза отдела маркетинга. Закупки сырья, материалов, комплектующих изделий и других материальных ресурсов осуществляют отделы: ОМТС и ОВК по специализации.

Закупки технологического оборудования осуществляет ОГМ (отдел главного механика). Годовая потребность в материальных ресурсах определяется на основании годового плана производства насосного оборудования. Годовую потребность в сырье, материалах составляет ОМН (отдел материального нормирования), годовую потребность в комплектующих изделиях составляет ОВК. Ежемесячная потребность в материальных ресурсах определяется на основании ежемесячных планов производства насосного оборудования, которые составляет ОЭ в срок до 25 числа месяца, предшествующего плановому и направляет ОМТС, ОВК, ОМН, ПДО (производственно-диспетчерский отдел). Ежемесячные планы литейным, кузнечно-заготовительным цехам и участкам 35, 32, 38, составляет ПДО.

Ежемесячную потребность в сырье, материалах составляет ОМТС на основании расчетов ОМН и с учетом остатков на складах. Расчеты ОМН направляет в ОМТС и ОЭ в срок до 29 числа месяца предшествующего плановому, по таблице 3

Таблица 3 - Форма расчета дефицита в сырье и материалах по ОМТС

№№ п/п

Наименование сырья, материалов

Ед. изм.

Количество




Потребность

Остаток

Дефицит

1.

Сталь 3

тн

6,0

0,7

5,3


Ежемесячна потребность оформляется планом обеспечения сырьем и материалами по ОМТС по таблице 4

Таблица 4 - Форма плана обеспечения сырьем и материалами по ОМТС

Наименование материалов

Ед. изм.

Потребность на месяц

Имеется в наличии

Дефицит

Срок поставки

Дефицит по цехам







1

2

3

4

6

11

12

13

14

15

32

35

38

РЭ

Сталь 3

 тн

 6,0

 0,7

 5,3

ноябрь

 1,0

 -

 0,3

 -

 -

 -

 3,0

 -

 -

 -

 1,0

 -

 -

 -


План обеспечения сырьем и материалами согласовывает директор по производству и утверждает коммерческий директор. После утверждения он направляется в ПДО.

Контроль, за исполнением плана осуществляет диспетчер ПДО по информации, подаваемой ОМТС.

Ежемесячную потребность в комплектующих изделиях составляет ОВК на основании ежемесячных планов производства насосного оборудования, выданных отделом экономики и с учетом остатков на складах.

Ежемесячная потребность оформляется планом обеспечения электродвигателями и планом обеспечения комплектующими изделиями по таблицам 5 и 6.

Таблица 5 - Форма плана обеспечения материалом и комплектующими по ОВК

Ед. изм.

Потребность

Остатки

Дефицит

Срок поставки


Цех

Склад

1

2

3

4

5

6

7

Сталь 3

тн

6,0

-

0,7

4,3

ноябрь

Таблица 6 - Форма плана обеспечения электродвигателями

№ п/п

Марка э/двигателя

 Планируемое качество

Доп. отд. сбыта

Остатки в шт.

Дефицит в шт.

Примечание



Всего шт.

 В том числе по цехам

В том числе шт.


  цехи

  склад






Цех №1

Цех №2

Цех №12

Цех №13

Цех №14

64 сч.

В/зач.






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

АИР100L4

5

3

-

1

-

1

-

-

1

1

1

4



Таблица 7 - Форма перечня поставщиков ОАО «Ливгидромаш»

№ п/п

Группа продукции

Поставщик

Продолжительность работы с поставщиками

Периодичность поставки

1

2

3

4

5

1

Сталь 3

ООО «Металлсервис» г. Москва

1 г 6 мес

1 раз в месяц



Планы согласовывает директор по производству, утверждает коммерческий директор. После утверждения они направляются в ПДО. Контроль, за исполнением плана осуществляет диспетчер ПДО по информации подаваемой ОВК.

Информацию по остаткам на складах готовят работники центрального склада обеспечения и передают в ОМТС и ОВК по таблице

Таблица 8 - Форма отчета о движении материалов по центральному складу

№ п/п

Наименование материалов

Единица учета

Остаток на 1.10

Приход

Расход

Остаток на 1.11

1

Сталь 3

тн

8,0

6,0

13,3

0,7


Выбор поставщиков производят ОМТС и ОВК по следующим критериям: качество поставляемой продукции; соблюдение сроков поставки; закупочная цена; условия расчета; учет требований заказчика;

·   способ доставки;

·   условия доставки;

·   свободная граница;

·   частота рекламаций;

·   наличие сертифицированной системы качества.

По результатам выбора поставщиков ОМТС и ОВК составляют Перечни поставщиков, которые утверждает Коммерческий директор по таблице выше.

В перечне поставщиков отражают информацию о поставщиках, существенные условия сделки. Перечни поставщиков составляют ежегодно до первого октября текущего года. Перечни поставщиков уточняют при необходимости по указанию Коммерческого директора.

В случае появления рекламаций при ухудшении качества закупаемой продукции «Поставщик» может быть исключен из Перечня.

Решение об исключении поставщика из Перечня принимает Коммерческий директор на основании анализа начальников ОВК и ОМТС и их письменного обоснования своих предложений.

При приобретении материальных ресурсов у поставщиков с неизвестной квалификацией заключается договор на поставку пробной партии на основании результатов проведенных испытаний коммерческий директор принимает решение о внесении этих поставщиков в «Перечень поставщиков».

2.3 Анализ элемента расчета потребности в материальных ресурсах ОАО «Ливгидромаш»

Ежегодно с сентября по декабрь на ОАО «Ливгидромаш» проводится договорная работа по закупкам материальных ресурсов на последующий год. Отделы ОМТС и ОВК направляют поставщикам заявки и спецификации на закупаемые сырье, материалы и комплектующие изделия, которые содержат данные, точно описывающие заказываемую продукцию.

Договоры (контракты) составляют с учетом требований Российского и международного права.

Договоры (контракты) подписывает Генеральный директор и лица, им уполномоченные.

Контроль, за сроками поставки сырья, материалов, комплектующих изделий производят начальники ЛМТС и ОВК в соответствии с положениями договоров (контрактов).

Входной контроль качества закупаемых сырья, материалов, комплектующих изделий производит ОТК (отдел технического контроля).

Документы по закупкам (договора, контракты, изменения к ним) регистрируются в журнале и хранятся в ОВК и ОМТС.

Все документы по закупкам хранятся в течение 3 лет после окончания срока их действия. Журналы регистрации хранятся 5 лет.

Ответственность за организацию закупок возложена на коммерческого директора.

Ответственность за своевременное и правильное оформление документов по закупкам возложена на начальников ОВК и ОМТС.

Ответственность за правильность расчетов потребности в сырье, материалах, комплектующих изделиях возложена на начальников ОВК, ОМТС, ОМН.

Ответственность за своевременную поставку сырья, материалов, комплектующих изделий возложена на начальников ОМТС и ОВК.

Лимит на ОАО «Ливгидромаш» - это строго ограниченное количество материальных ценностей на определенный период, подлежащий отпуску цехам согласно существующих подетально-специфицированных норм, расходов на оборудование, чертежей и специфических требований.

Лимитная карта и требование выписываются по подразделениям и являются основными документами на получение материалов со складов предприятия.

На ОАО «Ливгидромаш» лимитирование материалов и соблюдение системы выделения материалов осуществляет ОМН, ОВК и БПИ, выдачу выписанных материалов производит центральный склад обеспечения.

Расчет лимитов осуществляет ОМН, ОВК, БПИ на основании планов производства, которые должны быть выданы до 23 числа планируемого месяца по основному производству и до 20 числа по вспомогательному. Лимит должен быть технически обоснованным, учитывающим наиболее рациональное использование материалов.

Лимитные карты ОАО «Ливгидромаш» (таблица 9) требования ОАО «Ливгидромаш» (таблица 10) выписываются ОМН, ОВК и БПИ подразделениям на основании отчета о движении материала по центральному складу в одном экземпляре.

Таблица 9 - Формы лимитной карты

 На ноябрь м-ц 2006 г.

Склад 5

Цех получатель 3

Номенклатурный № 14

Наименование материала

Ед. изм.

Лимит

Сталь 3

тн

5,3

Дата

Шифр затрат

Количество

Цена

Сумма

Отпущено

Подпись







выдал

получил

1.11.06

2510303

5,0

7000

35000

5,0




Таблица 10 - Форма требования


Склад

Цех, отдел, объект-получатель

Шифр затрат


5

5

2510305

Через кого Иванова

Затребовал цех №5

Разрешил Коммерческий директор

Номенклатурный номер

Наименование размер, сорт

Ед. изм.

Количество

 Цена

 Сумма

Пор.№ записи на складской картотеке











Затребовано

Отпущено




14

Сталь 3

тн.

0,3

0,3

7000

2100

316


Основанием для расчета и выдачи лимитов являются:

·   месячный план производства;

·   оперативный месячный план ПДО;

·   годовой план повышения эффективности производства;

·   ежемесячный план ремонтных, механических и энергетических работ, включая нестандартные;

·   служебные записки на аварийные ремонтные работы;

·   указание руководства предприятия.

Лимитная карта на материалы основного производства выписывается и регистрируется на каждый типоразмер согласно реестру.

На работы ОАО «Ливгидромаш» проводимые энерго-механической службой, выписываются требования на каждую работу и регистрируются в специальных журналах.

В лимитной карте указываются: наименование материала, марка, размерность и нормативный документ (ГОСТ, ТУ, Паспорт) при необходимости, другие данные, позволяющие предотвратить направление в производство материалов не соответствующих книге потребности (где учтены все требования на материалы в соответствии с государственными стандартами, стандартами предприятия и другими нормативными документами.

Лимитная карта и требование ОАО «Ливгидромаш» выписывается ОМН, ОВК и БПИ, подписывается исполнителем и начальником, установившим лимит и визируются руководителем подразделения обеспечения материалами ОМТС, ОВК, БО, БПИ. Планово-экономический отдел на лимиты, относящиеся к общезаводским и общецеховым расходам, подписывает требования.

В случае замены материалов ОМТС, ОВК, ОГМ, ОГЭ оформляют соответствующие карты отступлений. Выписка материалов без указанного оформления не допускается.

После оформления лимитная карта или требование выдается подразделениям ОАО «Ливгидромаш».

При оформлении лимитной карты или требования на основное и вспомогательное производство в подразделениях:

·   проставляется шифр списания затрат на изготавливаемую продукцию согласно положению по бухгалтерскому учету;

·   подписывается начальником подразделения и экономистом;

·   по энерго-механической службе, кроме подписи руководителя подразделения требование подписывается главным энергетиком и главным механиком (по специализации).

Лимитные карты на основное производство регистрируются в журнале-регистрации на вспомогательное производство - требования в журнале регистрации.

Комплектующие изделия, полуфабрикаты и материалы выдаются в производство только после приемки их ОТК с соблюдением срока годности, гарантийного срока и в строгой последовательности изготовления их заводов - поставщиков. Не допускается выдача материалов из новой партии до полного израсходования ранее начатой (поступившей).

При отпуске материалов со складов для всех подразделений строго соблюдаются параметры, типоразмеры, указанные в лимитных картах и требованиях. Отпуск сверх лимита не допускается.

Склады выдают производственным цехам металл, материалы, комплектующие изделия по лимитным картам.

Полуфабрикаты и материалы выдаются в производство после письменного разрешения работника ОТК цеха - изготовителя (накладная, маршрутная карта и т.д.). На оставшихся материалах маркировка должна сохранится.

При получении материалов на складах представитель подразделения потребителя расписывается в лимитной карте или требовании о получении, а кладовщик склада о выдаче.

Кладовщик центрального склада заносит данные отпускаемого материала в складскую карту учета. Лимитную карту и требования сдает в бухгалтерию. Карта учета хранится 3 года на центральном складе.

Лимитные карты, требования хранятся в бухгалтерии в течение 3-х лет.

Журнал регистрации требований хранится в ОМН 1 год.

Складская карта учета хранится 3 года на центральном складе.

Ответственность за соблюдение требований возложена на начальника отдела маркетингового нормирования.

Ответственность за получение материала на складе возлагается на кладовщиков участка.

3 Совершенствование системы закупочной логистики в ОАО «Ливгидромаш»

3.1 Совершенствование работы службы закупок и логистики

В качестве совершенствования предлагается изучить заключение договоров, оформление документов на поставку материалов для атомных станций (АС).

При заключении договоров на поставку материалов комплектующих изделий для изготовления насосного оборудования для атомных станций ОАО «Ливгидромаш» устанавливаются дополнительные требования.

Технические условия на материалы, поставляемые по импорту для изготовления оборудования и изделий для атомных станций, подконтрольных Госатомнадзору, должны быть согласованы с Госатомнадзором до заключения контракта на поставку.

ОАО «Ливгидромаш» при изготовлении насосного оборудования для атомных станций (АС) через договорные отношения устанавливает следующие дополнительные требования к поставщикам материалов, включенным в таблицу контроля качества основного материала, и к поставщикам комплектующих (электродвигатели, торцовые уплотнения):

- поставщик должен разработать частную программу обеспечения качества, согласовать ее с управляющим директором ОАО «Ливгидромаш» в соответствии с НП-ОИ-99; один экземпляр согласованной, утвержденной программы обеспечения качества поставщик обязан передать в ОАО «Ливгидромаш»;

- поставщик должен разработать план качества в соответствии с РД ЭО 1.1.2.01.0713-2007, один экземпляр плана качества поставщик обязан передать в ОАО «Ливгидромаш»;

- поставщик должен передать в ОАО «Ливгидромаш» сертификаты качества или паспорта предприятий-поставщиков, составленные в соответствии с требованиями стандартов и технических условий, включая сведения по виду термической обработки;

- поставщик должен передать в ОАО «Ливгидромаш» сертификаты соответствия на материалы (при наличии).

В договоре с поставщиком должны быть заложены требования о приемке материала в соответствии с планом качества с участием представителя ОАО «Ливгидромаш».

Руководители подразделений, приобретающих материалы, комплектующие изделия, оборудование для насосного оборудования, поставляемого на АС, несут ответственность за:

- выполнение настоящего стандарта при заключении договоров с поставщиками;

- за получение от поставщиков плана качества программы обеспечения качества, сертификатов качества, сертификатов соответствия (при наличии).

Все материалы и полуфабрикаты должны иметь сертификаты и паспорта предприятий поставщиков, составленные в соответствии с требованиями стандартов и технических условий, включая сведения по виду термической обработки.

Материалы и полуфабрикаты, предназначенные для атомных станций, должны быть надежно защищены от повреждения и порчи в период транспортировки и хранения, материалы и полуфабрикаты разных классов (стали перлитного и аустенитного классов, цветные металлы) должны транспортироваться и храниться в условиях, предотвращающих их контакт. Разработка способов защиты материалов и полуфабрикатов при транспортировке и хранении должна осуществляться предприятиями-изготовителями. Требования к условиям транспортирования и хранения должны быть указаны в стандартах или технических условиях на поставку и строго выполняться.

На поставку материалов и полуфабрикатов для атомных станций заказчики оформляют заказы в установленном порядке с указанием «Для АС».

Заказчик оборудования, изделии, материалов и комплектующих при намерении выполнения проектирования, сооружения, монтажа, наладки, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, модернизации, замены оборудованиям изделий, реконструкции и ремонта, вывода из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов их хранения, а также при конструировании, изготовления, замене, поставке и комплектации оборудования и изделий для указанных объектов с использованием импортного оборудования, изделий, материалов и комплектующих оформляет решение о намерении применить импортное оборудование изделия, материалы и комплектующие (далее - Решение).

Решение согласовывается с проектной организацией (предприятием), являющейся Генеральным проектировщиком объекта использования атомной энергии или конструкторской организацией (предприятием), разрабатывающей реакторную установку и (или) оборудование, для которых предполагается использование импортного оборудования, изделий, материалов и комплектующих и утверждается Заказчиком до заключения договора (контракта) на поставку.

При получении материалов, комплектующих изделий для изготовления насосного оборудования для поставки на атомные станции работники отдела технического контроля входного контроля выдают кладовщику цеха-изготовителя ксерокопии сертификатов качества, сертификатов соответствия, инструкции по эксплуатации для комплектующих изделий, средств измерений, паспорт на электродвигатель, планы качества, программы обеспечения качества.

При получении данных документов кладовщик обязан передать их ответственному представителю отдела технического контроля в цехе-изготовителе для комплектации документации на поставку насосного оборудования на атомную станцию.

Анализ качества закупаемой продукции будет проводиться следующим образом. Для анализа качества закупаемой продукции специалистами отдела материально-технического снабжения, отдела внешней комплектации, отдела закупки комплектующих и инструмента ведется учет несоответствий продукции по качеству. База данных о качестве продукции пополняется при каждом получении некачественной продукции. Записи заносятся в журнал по форме:

Форма журнала данных о качестве закупаемой продукции

База данных качества закупаемой продукции

Дата

Поставщик

Наименование продукции

Количество закупаемой партии

Ед. изм.

Причина несоответствия по качеству

Ответственный исполнитель

Отметка о выполнении

1

2

3

4

5

6

7

8

9











При несоответствии по качеству продукции поставщику направляется письменное уведомление с указанием номера несоответствия по регистрации в журнале «База данных о качестве закупаемой продукции». Далее составляется акт.

Предлагается следующая процедура выписки требований, регистрация приходных ордеров.

Выписка требовании ТЦ №19, а также цехам, относящимся к службам отдела главного механика, отдела главного энергетика, отдела капитального строительства, инструментального отдела осуществляется инженерами по специализации, с регистрацией в «Журнале регистрации лимитных карт и требований». Выписку требований основным цехам осуществляет отдел материального нормирования, отдел внешней комплектации и отдел закупки комплектующих и инструмента.

Приходные ордера по складам обеспечения регистрируются в отделах по специализации (отдел материально-технического снабжения, отдел внешней комплектации, отдел закупки комплектующих и инструмента) ответственным лицом, в картотеке «Учет материалов по картотеке» с указанием наименования материала, количества, цены, суммы, номера доверенности, фамилии лица, получившего доверенность, номера приходного ордера и даты прихода.

При выписке лимитных карт и требований на материалы, комплектующие изделия, используемые для изготовления насосного оборудования, имеющего высокую степень ответственности предприятия, в правом верхнем углу лимитной карты, требования проставляется соответствующая пометка, например: «Ванкор», «Ясень, «Для Курской AC».

3.2 Определение экономического эффекта от выбора поставщика

В современных условиях закупочная деятельность должна носить стратегический характер, т.е. осуществляться в соответствии с общей стратегией развития предприятия, способствовать достижению долгосрочных целей, учитывая комплексное влияние производимых затрат на общую эффективность деятельности предприятия.

С этих позиций основными элементами стратегии материально-технического обеспечения промышленного предприятия являются:

·   исследование рынка материальных ресурсов данного вида;

·   определение потребности в ресурсе на период;

·   принятие решения о закупке («сделать или купить»);

·   выбор поставщика;

·   расчет параметров поставки.

Разработаем стратегию закупок на ОАО «Ливгидромаш» винта М12х60 и гайки 12х60. Если будет соответствовать качество товара в стратегию обеспечения будет включена цена в размере 15 руб. за 1 кг. Далее в стратегии будет определена задача «производить или покупать».

Минимизация затрат и увеличению прибыли содействует во многом обоснование выбора между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов и т.д. Для решения проблемы «производить или покупать» также может быть использован принцип взаимосвязи объема, себестоимости и прибыли.

Таблица 11 - Анализ рынка

Предприятие

Цена в руб. за кг.


винт

гайка

1.Концерн «Ариг Ус» г. Улан-УДЭ

150

2,0

2.ЗАО «Б.Э.К.» г. Москва

170

1,7

3.ООО «Волгодеминоил» г. Волгоград

150

1,6

4.ОАО «Красный Яр» пос. Красный яр

150

1,5

5.ООО «Нафта» г. Ульяновск

170

1,4

6.ООО «Реал-М» г. Уфа

160

1,6

7.ОАО «Пермский завод» г. Пермь

150

2,0

8.ООО «Смоленскпродукт» г. Смоленск

180

1,8

9.ЗАО «Импэкс» г. Санкт-Петербург

180

1,6

10.ООО «Сиданко» г. Москва

150

1,5

11.Саратовский НПЗ г. Саратов

170

1,4


Для механосборочного цеха №1 ОАО «Ливгидромаш» требуются соответствующие детали. Если их изготовлять собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования составят 100 тыс. руб. в год, а переменные расходы на единицу продукции - 50 руб. за 1 кг. Готовые детали в неограниченном количестве можно приобрести по 150 руб. за 1 кг. Какое решение более выгодно? Чтобы ответить на этот вопрос, произведем следующие расчеты. Стоимость приобретенных деталей можно выразить следующим образом:

С = РХ

где Р - цена за единицу продукции;

Х - необходимое количество деталей в год.

Себестоимость производства деталей будет включать в себя постоянные и переменные затраты. Определим, при какой потребности в деталях стоимость их приобретения и производства совпадает:

РХ = А + ВХ, 150Х = 100 000 + 50Х

Х = 100 000, Х = 1000 ед.

Расчеты показывают, что при годовой потребности в 1000 кг. расходы на закупку деталей совпадут с себестоимостью их производства. При увеличении потребности свыше 1000 кг. в год более экономным является собственное производство, а при уменьшении для предприятия более выгодно их покупать (рисунок 2).

Рисунок 2 - Обоснование решения «производить или покупать

Аналогичным образом можно обосновать необходимость приобретения автомобиля для перевозки этих грузов. Цеху №1 нужен грузовик не каждый день, а только для завоза сырья на протяжении пяти дней каждого месяца. Общий объем грузооборота за год составляет 60 000 км. Если приобрести грузовик (первый вариант), то постоянные затраты за год составят 2400 тыс. руб. и переменные на 1 км - 120 руб. Можно заказать грузовик в автотранспортной организации (второй вариант). В таком случае стоимость 1 км перевозки составляет 200 руб. Нужно рассчитать, при каких объемах грузооборота выгодно приобретать грузовик, а при каких - пользоваться услугами автотранспортных организаций.

Приравняем затраты по первому и второму вариантам для ремонта изделия:

тыс. руб. + 120Х = 200Х,

Х = 2400 тыс. руб.,

Х = 30 тыс. км.

Следовательно, при объеме грузооборота до 30 тыс. км выгоднее пользоваться услугами автотранспорта сторонних организаций, а при больших объемах рациональнее купить свой грузовик, так как себестоимость 1 км и общая сумма затрат на перевозку грузов будут ниже.

Доказательство. Затраты по первому варианту при объеме грузооборота 60 000 км будут равны

000 руб. + 120 руб. ´ 60 000 км = 9600 тыс. руб.,

а по второму варианту

руб. ´ 60 000 км = 12 000 тыс. руб.

Экономия в год при использовании первого варианта составит 2400 тыс. руб.

Обоснование этого решения можно осуществить и графическим методом, как показано на рисунке 3.

Рисунок 3 - Определение точки пересечения затрат по двум вариантам управленческих решений

Далее рассмотрим стратегию завода. Предлагается 2 варианта.

I. Определение оптимального размера заказа при условии оптовой скидки. Если предоставляется оптовая скидка, то для определения действительного размера заказа на ОАО «Ливгидромаш» приходится делать несколько расчетов, так как функция суммарных издержек перестает быть непрерывной. Для нахождения глобального минимума такой функции на ОАО «Ливгидромаш» необходимо исследовать её локальные минимумы, причем некоторые из них могут оказаться в точках разрыва цен.

Пример 1. предположим, что поставщик предложил цены, учитывающие скидки за количество в кг. гаек.

Цена, руб.

Размер заказа (кг)

2,00 1,60 1,40

0-9999 10000 - 19999 20000 и более

Удельные затраты потребителя на содержание запасов соответственно равны 0,4 руб., 0,32 руб. и 0,28 руб. Годовое потребление ОАО «Ливгидромаш» 1000000 кг. и затраты на поставку 28,8 руб.

Оптимальный размер заказа без учета скидок при цене 2,00 руб. равен:

Если дается 20% скидка и установлена цена в 1,6 руб.:

При цене 1,4 руб. получим:

Расчеты показывают, что оптимальный размер заказа при цене 2,00 руб. превышает верхний предел заказываемого количества (9999 кг.), поэтому любой размер партии, равный или несколько меньший 10000 кг. будет невыгоден. Поскольку расчет оптимальной величины партии ведется на основе определения суммарных годовых издержек, произведем их сравнение только для партий, больших 10000 кг.

Мы нашли, что для цены 1,6 кг. размер заказа qопт = 13416 кг. с учетом полученных данных, рассчитаем суммарные годовые издержки.

Для нахождения общих годовых затрат при цене 1,40 руб. и предложенной структуре оптовых скидок к цене мы должны использовать минимальный объем партии в 20000 кг., а не величину qопт =14350 кг., рассчитанную выше. Для этого случая суммарные годовые затраты будут составлять:

Из приведенных расчетов можно сделать вывод, что целесообразны закупки партиями по 20000 кг. Покупать большими или меньшими партиями будет менее выгодно.

Кривая суммарных годовых затрат для рассмотренного примера покупки гаек приведена на рисунке 4 (график сделан не в масштабе, но отражает вид зависимости, характерной для данного примера).









Рисунок 4 - Действие оптовой скидки на суммарные годовые затраты ОАО «Ливгидромаш»

II. Определение оптимального размера заказа при допущении дефицита. В классической модели экономичного размера заказа дефицит продукции (винтов, гаек), необходимой для производства, не предусмотрен. Однако в случаях, когда потери из-за дефицита сравнимы с издержками по содержанию излишних запасов, дефицит на ОАО «Ливгидромаш» допустим. При наличии его модель оптимального размера партии требует учета определенных методических особенностей в стратегии. Наиболее общий случай движения текущего запаса при допущении дефицита винтов представлен на рисунке , где qn - размер запаса в начале каждого интервала между поставщиками t (максимальный запас при дефиците).











Рисунок 5 - Цикл движения текущих запасов при допущении дефицита на ОАО «Ливгидромаш»

Весь интервал t разделим на два периода:

а) время, в течение которого запас на складе имеется в наличии, t1:

б) время, в течение которого запас отсутствует, t2. Начальный размер запаса qn в этих условиях примем несколько меньше, чем оптимальный размер партии q опт. Задача управления запасами на ОАО «Ливгидромаш» сводится к количественному определению размера снижения и установлению наиболее рациональной величины начального запаса. Критерием оптимальности партии поставки будет являться минимальная сумма транспортно-заготовительных расходов, расходов на содержание запаса и убытка от дефицита.

Оптимальный размер заказа в стратегии определим по формуле:


где С3 - потери из-за дефицита продукции в год.

При значительном увеличении С3 отношение С3/(С2+С3) приближается к 1 и оптимальный размер партии винтов стремится к значению, которое было бы при отсутствии дефицита запасов. Если потери из-за дефицита очень малы, то отношение С3/(С2+С3) стремится к нулю, а оптимальный размер партии винтов к бесконечности, т.е. допускается большой дефицит запасов.

Пример 2. Пусть оптимальный размер партии винтов равен 500 кг. и потери от дефицита составляют 0,2 кг. в год. Находим qопт стратегическое:

Общее время цикла для стратегии:

 или

Приведенные расчеты показывают, что на ОАО «Ливгидромаш» в том случае, когда допускается дефицит, имеет место большая величина оптимального размера заказа (613 кг. вместо 500 кг.) и большое время цикла между точками заказов (0,41 года вместо 0,33 года).

Исходя из представленных цен выбираем 2 поставщиков ОАО «Красный Яр» пос. Красный Яр и ООО «Сиданко» г. Москва.

В рыночной экономике в условиях экономической самостоятельности предприятий и наличия конкуренции любой процесс создания стратегии должен начинаться и заканчиваться анализом среды, в которой он будет осуществляться.

3.3 Внедрение новых элементов логистики снабжения для выбранного вида закупаемых ресурсов

Закупки сырья и других материальных ресурсом осуществляют отдел материально-технического снабжения, отдел внешней комплектации и отдел закупки комплектующих и инструмента по специализации.

По решению заместителя управляющего директора по закупкам и логистике допускается приобретение пробной партии материальных ресурсом у поставщиков с неизвестной квалификацией на условиях отсрочки платежа, либо предоплаты. При положительном исходе им направляется «Анкета поставщика», на основании которой составляется оценочный лист, «Поставщик» вносится в «Перечень поставщиков» и с ним заключается договор.

Закупки у поставщиков, чьи объемы поставок составляют не менее 10-15% от общего количества, осуществляются на конкурсной основе. На основании письменного опроса и заполненной «Анкеты поставщиков» определяются поставщики, наиболее удовлетворяющие требованиям «качество - цепа - условия поставки». По решению заместителя управляющего директора по закупкам и логистике после проведения оценки данные поставщики вносятся м «Перечень поставщиков». С ними заключается договор.

При планируемых закупках материальных ресурсов у поставщиков-монополистов, с ними заключается договор, в котором учитываются требования нормативных и законодательных документов и положений РФ, в т.ч. закона «О защите конкуренции».

При требовании заказчика о поставке продукции с приемкой представителя заказника отделами коммерческой службы направляется заявка (письмо) на завод-изготовитель с визами зам. управляющего директора по закупкам и логистике и представителем заказчика. При подтверждении заказа другой стороной оформляется договор на поставку товарно-материальных ценностей, который визируется представителями заказчика обеих сторон.

Предлагается установить следующий порядок оплаты за материальные ресурсы.

Ежегодно в четвертом квартале текущего года на предприятии проводится договорная компания по закупкам материальных ресурсов на следующий год.

Перечисление денежных средств по договорам за оплату производится на основании счета поставщика, согласованных спецификаций и служебной записки с резолюцией управляющего директора. Форма служебной записки о перечислении денежных средств является единой для всего предприятия. Служебная записка оформляется в 2-х экземплярах. В служебной записке о перечислении денежных средств указывается номер договора, счета, полное наименование продукции, количество, цепа без НДС, код поставщика. Служебная записка о перечислении денежных средств подписывается руководителем подразделения, производящего закупки, и визируется в отделах и в следующей последовательности: отделом материального нормирования (при необходимости), планово-экономическим отделом, бюро экспертизы договоров, казначейство, а также заместителем управляющего директора по закупкам и логистике. Отделы, визирующие служебную записку о перечислении денежных средств, несут ответственность:

Бюро экспертизы договоров - за наличие договора;

Отдел материального нормирования - за марку материала в соответствий с нормативно-технической документацией, а также за количество в пределах потребности;

Планово-экономический отдел - за цену окупаемой продукции;

Казначейство - за наличие счета на оплату и отсутствие дебиторской задолженности.

Ответственность за выбор поставщика и решение о перечислении денежных средств несут начальники подразделений, проводящих закупки.

После получения продукции работники подразделений, производящих закупки, совместно с кладовщиком центрального склада обеспечения сверяют данные в накладной и счете-фактуре: ассортимент продукции, фактическое количество, цены с указанными в служебной записке о перечислении денежных средств или отсрочкой платежа. При расхождении данных в служебной записке о перечислении денежных средств или отсрочкой платежа с накладной и счет - фактурой на полученную продукцию, начальник подразделения, отвечающий за учет, докладывает заместителю управляющего директора по закупкам и логистике, а работник бухгалтерии главному бухгалтеру.

Завоз товарно-материальных ценностей на условиях последующей оплаты (с отсрочкой платежа) осуществляется с разрешения заместителя управляющего директора по закупкам и логистике. При этом оформляется служебная записка на завоз товарно-материальных ценностей с отсрочкой платежа. И служебной записке на ввоз товарно-материальных ценностей с отсрочкой платежа указывается номер договора, счета, полное наименование продукции, количество, цепа без НДС. Служебная записка на завоз товарно-материальных ценностей с отсрочкой платежа подписывается руководителем подразделения, производящего закупки и визируется в отделах в следующей последовательности: отделом материального нормирования (при необходимости), планово-экономическим отделом, бюро экспертизы договоров, казначейство, а также заместителем управляющего директора по закупкам и логистике.

Отделы, визирующие служебную записку на ввоз ТМЦ с отсрочкой платежа, несут ответственность:

Бюро экспертизы договоров - за наличие договора;

Отдел материального нормирования - за марку материала в соответствии с нормативно-технической документацией, а также за количество в пределах потребности;

Планово-экономический отдел - за цену закупаемой продукции;

Казначейство - за наличие счета на оплату и отсутствие дебиторской задолженности.

Один экземпляр служебной записки хранится в отделах по специализации, второй - в казначействе.

Ответственность за выбор поставщика и решение о завозе товарно-материальных ценностей несут начальники подразделений, производящих закупки.

Предлагается установить контроль закупаемых материальных ресурсов.

Контроль за сроками поставки сырья, материалов, комплектующих изделий производят начальники отделам материально-технического снабжения, отдела внешней комплектации, отдела закупки комплектующих и инструмента в соответствии с положениями договоров (контрактов). При закупке потенциально-опасных материалов необходимо требовать от поставщика документацию.

Ответственность за приобретение материалов несет инженер по специализации; за доставку материала на склад несет лицо, получившее доверенность на получение груза. Ему выдается задание в командировку с занесением записи в «Журнал регистрации заданий в командировку».

Задание оформляется инженером по специализации в 2-х экземплярах, один из которых выдается лицу, ответственному за доставку груза, а другой остается у инженера. Лицо, ответственное за доставку груза ставит подпись в задании и в журнале.

При недостаче поставленной продукции отделами по специализации (отдел материально-технического снабжения, отдел внешней комплектации, отдел закупки комплектующих и инструмента, производственно-диспетчерский отдел) направляется письменное уведомление поставщику. На основании данных, полученных от поставщика, собирается комиссия в составе работника подразделения, работника отдела технического контроля, лица, получившего доверенность на получение груза, кладовщицы с оформлением акта о недостаче поставленной продукции в соответствии требованиями. Акт оформляется представителем отдела по специализации. При несоответствии материалов, сырья и комплектующих, поступивших в производственные подразделения, руководитель данного подразделения незамедлительно ставит об этом в известность заместителя управляющего директора по закупкам и логистике, который в свою очередь распоряжением назначает комиссию для установления причин выявленных несоответствий.

В состав комиссии подлежат включению руководитель производственного подразделения, в котором выявлено несоответствие, работник отдела технического контроля и отдела, организующего закупку данных материалов, сырья и комплектующих, а при необходимости - работники соответствующих технологических и конструкторских отделов. Комиссия по результатам своей работы оформляет акт, в котором указывается: описание выявленных несоответствий, причины их возникновения и предложения по дальнейшему использованию несоответствующих материальных ценностей. Акт хранится в производственном подразделении и в закупающем отделе.

Материал считается непривезенным. пока он не пройдет приемку центрального склада обеспечения по количеству и отдела технического контроля входного контроля по качеству.

Предложенные мероприятия дадут эффективность в виде прироста прибыли. Объем реализации в 2008 г. составил 1142,9 млн. руб.

Прибыль в тот же период составила 108,2 млн. руб.

Плановый процент увеличения объема реализации составит 10%. Таким образом, объем реализации увеличится в денежном выражении на 114,3 млн. руб.

(1142,9∙1,1)-1142,9=114,3 млн. руб.

Прибыль на 1 руб. реализованной продукции составила в 2008 г. 108,2 млн. руб.

Соответственно, после внедрения предлагаемых мероприятий прибыль составит:

,2∙1,1=119,0

Таким образом, произойдет увеличение прибыли на 119,0-108,2=10,8 млн. руб.

Заключение

Методы логистической оптимизации процессов товародвижения в отдельных областях деятельности предприятия имеют свои особенности, что позволяет говорить о функциональных областях логистики или функциональных подсистемах логистической системы. В теоретических исследованиях по логистической проблематике выделяется ряд подходов к определению границ функциональных областей, отличающихся степенью детализации функций. Так, существует подход, отводящий приоритетную роль в логистическом процессе операциям по транспортировке и хранению материальных ценностей [4]. Вместе с тем, при организации закупочной работы существует совокупность принципов, позволяющих выбрать оптимального поставщика; при организации хранения имеет смысл отделять управление запасами по конкретному виду материальных ресурсов от организации функционирования складских комплексов. С этих позиций представляется целесообразным выделять следующие элементы логистического процесса (функциональные области логистики): закупочную, производственную, распределительную логистику; логистику запасов; логистику складирования, транспортную, информационную логистику; логистику в области сервиса.

Закупочная логистика включает управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

В современных условиях закупочная деятельность должна носить стратегический характер, то есть осуществляться в соответствии с общей стратегией развития предприятия, способствовать достижению долгосрочных целей, учитывая комплексное влияние производимых затрат на общую эффективность деятельности предприятия. С этих позиций основными элементами стратегии материально-технического обеспечения промышленного предприятия (этапами закупочной работы) являются:

исследование рынка материальных ресурсов данного вида;

определение потребности в ресурсе на период;

принятие решения о закупке (задача «сделать или купить»);

выбор поставщика;

расчет параметров поставки.

В торговых предприятиях в силу характера их деятельности отсутствует, необходимость решения задачи «сделать или купить» (так как собственное производство невозможно); остальные указанные элементы входят в стратегию товарного обеспечения торгового предприятия. В рыночной экономике в условиях экономической самостоятельности предприятий и наличия конкуренции любой хозяйственный процесс должен начинаться с анализа среды, в которой он будет осуществляться. Поэтому одним из важнейших этапов реализации стратегии МТО является исследование рынков материальных ресурсов.

При этом логистическими службами предприятия должна изучаться информация о качестве товара и ассортименте конкретных поставщиков, Системе цен и условиям продаж, возможных условиях поставки, и, при возможности, - о стратегиях снабжения, применяемых конкурентами.

Исследование потребительских предпочтений относительно материала, из которого должен быть изготовлен товар, исследование рынков товаров-заменителей, изучение товарной политики конкурирующих фирм является прерогативой маркетинговых служб.

В теоретической части работы рассмотрены основы организации снабжения, необходимость логистического подхода в определении потребности в материальных ресурсах. В аналитическом разделе представлена маркетинговая характеристика крупного предприятия ОАО «Ливгидромаш». На примере этого предприятия проведен анализ логистического управления, в ходе которого выявлено отсутствие стратегического планирования в логистике.

В качестве рекомендаций предложен расчет программы по выбору закупки одного из товаров.

Список использованной литературы

1.   Баканов М.И. Теория экономического анализа/ М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 288 с.

2.       Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина - М.: Финансы и статистика, 2001. - 800 с.

.        Гаджинский A.M. Логистика: Учебник. - М.: Маркетинг, 1998. - 228с.

.        ГОСТ 17527-86: Упаковка. Общие понятия. Термины и определения.

.        Гордон М. Логистика товародвижения/М.П. Гордон, С.Б. Карнаухов.- М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. - 208с.

.        Единая транспортная система: Учеб. для вузов / Под.ред. ВТ. Галабурды. - М.: Транспорт, 1996. - 295с.

.        Елисеева И.И. Общая теория статистики/И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 368 с.

.        Интенсификация и повышение эффективности производства: Монография / Под ред. А. Н. Золотарева. - Киев: Наукова думка, 1988.- 195 с.

.        Леншин И.А. Логистика. В 2-х ч.Ч.1 / И.А. Леншин, Ю.И. Смоляков. - М.: Машиностроение, 1996г. -246с.

.        Леншин И.А. Логистика. В 2-х Ч.Ч.2./И.А. Леншин, Ю.И. Смоляков - М.: Машиностроение, 1996г. - 96с.

.        Леншин И.А. Практикум по маркетингу/И.А. Леншин, В.П. Лукин, О.В. Фирсанова, А.В. Юрченко - Орел: Труд, 1997. - 176с.

.        Логистика в бизнесе / Под ред. В.И.Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 200с.

.        Национальное счетоводство / Под ред. Г. Д. Кулагиной - М.: Финансы и статистика, 1997.

.        Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник. - М.: ЮНИТИ. - 271с.

.        Никитин С.А. Экономическая эффективность производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия: оценка, моделирование и прогнозирование / С.А. Никитин, А.В. Чернова, А.А. Ноздрин, Н.Ю. Котылева. - Тула: Изд-во ТГПИ, 1997. - 156 с.

.        Практикум по логистике: Учеб. пособие / Под.ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 1999.

.        Синк Д., Скотт. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка. - М.: Прогресс, 1992.

.        Семенов В., Володина Е. Эффективность логистических систем // Маркетинг №2(51), 2000.

.        Скобелева И. П. Эффективность предприятия в конкурентной экономике: Монография. - С-Пб.: ЛИВТ, 1992. - 132 с.

.        Современный бизнес: Учеб. в 2 т. T.I: Пер. с англ. / Д. Дж. Речмен, М.Х.Мескон, К.Л.Боуви, Дж.В.Тилл. -М.: Республика, 1995. -431 с.

.        Ю.Стивенсон В.Дж. Управление производством / Пер. с англ. - М.: ООО «Издательство «Лаборатория базовых знаний», ЗАО «Издательство БИНОМ», 1988.- 928с.

.        Федеральный закон Российской Федерации от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

.        Эйлон С., Голд Б., Сезан Ю. Система показателей эффективности производства (прикладной анализ): Пер. с англ. /Под ред. Ю. Я. Ольсевича. - М. Экономика, 1980. - 192 с.

.        Эклунд К. Эффективная экономика - шведская модель: Пер. со шведск./ Под ред. А. М. Волкова. - М: Экономика, 1991. - 349 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!