Становление экономической образованности

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    56,25 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление экономической образованности

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Становление экономической образованности»

Выполнил:

                             

                                            

Руководитель:

                             


 

Ижевск, 2005

Содержание

Введение   3

1. Теоретические предпосылки становления экономической  образованности старшеклассников в образовательном процессе   7

1.1. Анализ состояния проблемы формирования экономической  образованности старшеклассников в образовательном процессе  7

1.2 Экономическая образованность старшеклассников  30

2 Модель педагогического содействия экономической  образованности старшеклассников   36

Заключение   53

Список литературы    55

Введение


Цель нашего исследования: выявить педагогические условия, теоретически обосновать и экспериментально проверить формы и методы экономической подготовки старшеклассников в современных условиях.

Объект исследования: экономическая подготовка старшеклассников.

Предмет исследования: процесс экономической подготовки старшеклассников, способствующий их социальному становлению.

Гипотеза исследования: экономическая подготовка в современных социально-экономических условиях становится фактором социального личностного становления старшеклассников, если:

- разработана модель учебно-воспитательного процесса, предусматривающая совершенствование содержательного, процессуального и мотивационного аспектов экономического образования старшеклассников;

- содержание, формы и методы экономического образования способствует формированию целостных представлений о взаимосвязях явлений в экономической и социальной жизни на основе интегративного подхода;

- в процессе экономической подготовки используются различные технологии для формирования социально-значимых знаний, умений и качеств личности учащихся;

- у школьников целенаправленно формируется нравственно-ценностная мотивация социально-экономической деятельности.

Задачи исследования:

- моделирование учебно-воспитательного процесса, предусматривающего совершенствование содержательного, процессуального и мотивационного аспектов экономического образования;

- определить возможности образовательного учреждения в осуществлении инновационных подходов, способствующих непрерывности, преемственности и универсальности содержания, форм и методов экономического образования старшеклассников;

- разработать содержание и формы, направленные на получение экономического образования;

- определить содержание экономического образования как фактора личностной подготовки к самостоятельной жизни в условиях существования рыночной экономики;

- определить пути и средства совместной деятельности по экономическому образованию и воспитанию старшеклассников;

- определить способы формирования у старшеклассников нравственно-ценностной мотивации социально-экономической деятельности в процессе экономической подготовки.

Методологической основой исследования являются философские, психологические, педагогические теории, раскрывающие понимание структуры личности, природы и механизма взаимодействия личности и среды, рассматривающие условия, обеспечивающие адаптацию молодого человека в самостоятельной жизни. В качестве теоретической базы исследования использовались положения о противоречиях как движущей силе развития, о влиянии микро- и макросреды на развитие личности, о ведущей роли деятельности, а также научные положения о взаимосвязи образования и воспитания с жизнью; о влиянии на процессы самореализации, самоопределения, самоутверждения и становления личности, закономерности развития личности в гармоничном единстве теории и практики, объективного и субъективного. Использовались концепции воспитания личности в условиях современного общества (Б.П. Битанас, В.А. Караковский, З.А. Милькова, Л.И. Новикова) и непрерывного экономического образования молодежи (А.Ф. Аменд, В.А. Поляков, Б.А. Райзберг, В.К. Розов, И.А. Сасова).

Для реализации выдвинутых задач были использованы следующие методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературы, анализ результатов социологических исследований, материалов периодической печати по вопросам экономического образования, воспитания социальной активности и социального становления различных групп молодежи; изучение и анализ практического опыта работы по экономической подготовке школьников: педагогические наблюдения, опросы и анкетирование.

Основным методов исследования стал формирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялась проверка гипотезы и разработанных практических рекомендаций по осуществлению экономической подготовки школьников, влияющей на их социальное становление. В ходе эксперимента применялись: методы экспертной оценки и самооценки, тестирования, беседы со школьниками и учителями-экспериментаторами; психологические обследования; социологические методы (опросы, анкетирование, интервью).

Исследование включило в себя следующие этапы:

1 этап -- поисковый. Изучение состояния проблемы исследования, научной литературы; выделение проблем и противоречий; анализ учебно-программной документации образовательных учреждений; разработка и проведение констатирующего эксперимента по выявлению интереса старшеклассников к получению экономического образования. Определялась экспериментальная база исследования.

2 этап -- моделирующий. Обобщался передовой и массовый опыт организации экономического образования школьников, особенности их подготовки к получению политехнического образования. Определялись педагогические условия экономической подготовки, влияющей на социальное становление школьников, уточнение методики эксперимента. Разрабатывались содержание, формы и методы экономического образования в образовательных учреждениях. Определялись пути организации взаимодействия школы, родителей и общественности в подготовке школьников к самостоятельной жизни. Проводился формирующий эксперимент по проверке условий, способствующих получению школьниками экономического образования.

3 этап -- аналитический. Осуществлялся анализ и теоретическое обобщение данных экспериментальной работы, разрабатывались научно-методические рекомендации по осуществлению экономической подготовки. Формировались общие выводы, проводилась апробация и внедрение основных идей и положений.

Разработанное в ходе исследования содержание экономической подготовки, способствующей социальному становлению старшеклассников, выработанные научно-практические рекомендации по получению школьниками экономического образования могут быть использованы в практической деятельности образовательных учреждений разных типов.

1. Теоретические предпосылки становления экономической
образованности старшеклассников в образовательном процессе

1.1. Анализ состояния проблемы формирования экономической
образованности старшеклассников в образовательном процессе


Современные глобальные проблемы человечества - это вызов сфере образования, которая призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных, но и перспективных, долговременных запросов и человека, и общества. Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования приоритеты человеческой личности. Поэтому экономическая образованность каждого члена общества является одной из предпосылок для конкурентоспособности экономики страны. Это в особой степени касается стран, в которых происходит перестройка экономической системы от центрального управления к рыночной системе и изменившиеся социально-экономические условия диктуют необходимость внесения существенных корректив в подготовку школьников к жизни и труду.

Сегодня рыночная экономика поставила учебные заведения в положение субъектов рынка услуг независимо от того, насколько они готовы к этому положению и заинтересованы в нем. Поэтому среди стратегий образования будущего следует отметить распространение научных фундаментальных и прикладных знаний, укрепление престижа образования, формирование общего рынка знаний и единого образовательного пространства[1].

В условиях перехода к современной рыночной экономике в России радикально изменилось отношение к экономическому образованию. Вызвано это общим процессом экономизации общественных отношений, мышления, необходимостью готовить школьников к жизни и работе в непростых условиях рынка. Быстрые темпы распространения экономического образования в учебных заведениях обусловлены возросшим спросом на знания в области экономики, предпринимательства.

В условиях рыночных отношений и информатизации общества возникает также потребность в практическом применении получаемых знаний и умений, способных удовлетворять потребности человека[2]. Одним из направлений реализации деловой экономической активности человека является предпринимательская деятельность. Несмотря на трудности переходного периода, предпринимательская деятельность является достаточно привлекательной для молодежи. По данным социологических опросов примерно 75% выпускников городских школ и 65% сельских хотели бы начать «свое дело». При этом только 12% городских и 7% сельских учащихся считают, что знают, с чего нужно начинать это «собственное дело». Представления о предпринимательстве у большинства подростков, как правило, ограничены личным житейским опытом и не выходят за рамки стереотипов[3].

В этой связи перед системой образования встает задача формирования прочных основ  экономической образованности старшеклассников и развития у них качеств делового человека. Обеспечить быстрейшую адаптацию юношей и девушек к современной жизни можно, предоставив им возможность овладеть теми  экономическими знаниями и умениями, которые помогут сориентироваться в условиях рыночного хозяйства, грамотно вести собственное дело, найти свое место в обществе. Поэтому особенно важно обеспечить экономическую грамотность молодежи, создать адекватную новым условиям систему экономической подготовки, ставящей своей целью не только овладение школьниками необходимыми знаниями, но и создание условий для формирования активного субъекта экономической деятельности.

В отечественной и зарубежной педагогической литературе представлены многочисленные труды по проблеме экономической образованности  школьников. Научной базой исследований в этой области являются теории всеобщности экономического образования в работах известных зарубежных и российских учёных-экономистов, таких как В.Я. Горфннкелъ, Д.М. Кейнс, П. Самуэльсон, B.C. Немчинов, Ю.М. Осипов, БА. Райзберг и других. Разносторонний анализ содержания, форм, методов экономического образования и воспитания студентов и школьников проведен в работах И.А. Сасовой, Б.П Шемякина, Ю.К. Васильева, Т.И. Шамовой, Л.А. Липсиц, Л.Н. Аралиной и других. Специфику содержания и методики изучения экономической теории и опирающихся на нее экономических дисциплин выделяют в своих работах В.Т. Рязанов, А.В. Сидорович, И.И. Столяров, М.Н, Чепурин, Р.М. Нуреев и другие.

Анализ состояния проблемы, рассматриваемой в работах данных авторов, позволил сделать следующие заключения. Ученые сходятся во мнении, что в современных условиях теоретическая и практическая направленность экономической подготовки в школе приобретает особую социальную значимость. При этом в  отечественной педагогической литературе большое внимание уделяется возникшему в сложившихся социально-экономических условиях противоречию между потребностью общества и педагогической практикой. Это противоречие можно разрешить путем проведения комплексных междисциплинарных исследований и разработки методических основ эффективного формирования экономической грамотности старшеклассников, базирующихся на положениях теории о деятельной сущности человека и его творческой активности; культурно-исторической теории; теории поэтапного формирования умственных действий П.Л. Гальперина; теории проблемного обучения; философской концепции взаимосвязи общества и образования; концепции непрерывного экономического образования; теории научно-педагогического проектирования средств и технологии интеллектуальной собственности[4].

В сложной обстановке, которую переживает сейчас Россия, возрастает значимость создания новой философии в системе образования, изменения ценностной ориентации подрастающего поколения. Ее воплощение в жизнь возможно лишь при условии создания экономической культуры, которая невозможна без взаимодействия с политической, управленческой, экологической, правовой и нравственной культурой, культурой труда, быта, досуга и т.д.[5] Научно-психологическую основу формирования экономической культуры школьников составляет теория культурно-исторического наследования, видными представителями которой являются: Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, Д.Б.Эльконин, показавшие, что процесс формирования личности идет через присвоение ею ценностей культурно-исторического опыта в активной деятельности.

Исследователи придают большое значение вопросу адекватной культуры обучения: «Следует ли понимать и организовывать обучение как процесс инструкции или же конструкции?» Об этом ведут научный спор так называемые объективисты и конструктивисты (см. Mandl/Reinmann-Rothmeier, 1995).

Известно, что традиционная философия преподавания в первую очередь направлена на передачу знаний и инструкцию об объективном мире и объективных результатах науки. При этом в центре внимания находится передача предметных знаний и теорий, преподавание в смысле руководства, представления, объяснения. Рассматривая учебу как, прежде всего, рецептивный процесс, такой подход предполагает активную позицию обучающего и пассивную позицию обучающегося. Проблема традиционного обучения заключается в том, что приобретенные знания оказываются “инертными” и не могут быть использованы в различных жизненных ситуациях для решения проблем.

При конструктивистском подходе, который обычно служит теоретической основой концепций, направленных на активные действия, процесс преподавания рассматривается как процесс “создания мира”. Исходя из генетической теории познания Пиаже, сторонники конструктивизма считают, что познавать объекты значит не отражать их, а конструировать в трансформационном процесс. С позиций конструктивистской философии обучения, учеба  представляет конструктивный и ситуативный процесс,  основой которого являются поддержка, инспирация, обсуждение. Такой подход предусматривает активную позицию учащегося в процессе обучения.

  С точки зрения конструктивистского подхода обучение

·   это активный и конструктивный процесс;

·   зависит от ситуации и контекста;

·   это самоуправляющийся процесс;

·   это социальный процесс.

Конструктивистский подход обуславливает особую позицию активных, самоорганизующихся методов обучения в концепциях, направленных на действия. Сюда относятся, например, исследование конкретных случаев, ролевые и деловые игры, проектный метод, сценарий и мастерские будущего (см. Кайзер/Камински, 1997).

Хотя теперь уже существуют рекомендации и описания для использования этих методов, они все же применяются редко и иногда в искаженной форме. Для избежания неправильного применения этой формы обучения следует отметить, что и традиционные методы, такие как доклад учителя или развитие урока на основе вопросов, имеют место и свою ценность. В частности, они оправданы в случаях изучения основополагающих понятий, концепций и при приобретении новых знаний. Однако традиционная концепция научной ориентации нуждается в новой ориентации, чтобы она смогла послужить основой для профессиональной подготовки. В данном случае в центре стоит не передача научных результатов и детальных знаний, а содействие развитию самостоятельного исследования и решения проблемы (см. Кайзер, 1996).

Новые концепции обучения требуют и введения новых форм проверки знаний. Проверка знаний и экзамены должны быть оформлены таким образом, чтобы они поддерживали конструктивистскую концепцию обучения:

Возможности получения оценок по системе Credit-Points, Германия

(Кайзер, 1996)

Форма

Критерии для оценки

Вид проверки

1. Письменный экзамен

Оценка преподавателем

Единоличный экзамен

2. Устный экзамен

Оценка преподавателем

Единоличный экзамен и/или совместный с партнерами экзамен

Оценка преподавателем и частичная оценка учащимися

Единоличный экзамен и/или совместный с партнерами экзамен

4. Разработка плана занятий

Оценка преподавателем и частичная оценка учащимися

Единоличные и групповые экзамены

5. Частичные задачи в рамках исследовательского проекта

Оценка преподавателем и частичная оценка учащимися

Единоличные и групповые экзамены

6. Разработка портфолио в рамках практики на предприятии

Оценка преподавателем и частичная оценка учащимися

Единоличные и групповые экзамены


Стратегия развития современного образования все больше связывается с идеями интеграции и интеграционными процессами. Образование, понимаемое как воспитание и обучение, принадлежит к культурной деятельности и реализует основное функциональное назначение культуры - быть не только способом сохранения и трансляции информации и опыта, но и задавать некоторые границы и создавать условия осмысленному и творческому человеческому существованию. В современной динамической ситуации знания должны обеспечить:

·   понимание единства мира и способов его постижения;

·   понимание системности и процессуальности мира, всеобщей взаимосвязи процессов и явлений, протекающих в социоприродной среде;

·   осознание взаимосвязей между людьми, их культурой и природой, роли и места человека в мире;

·   формирование ценностно-нормативных ориентаций и морально-нравственных установок.[6]

Все это и призвана обеспечить интеграция, необходимость которой усиливается двумя группами причин: первые связаны с глобальными проблемами цивилизации, а вторые обусловлены тем, что мировое сообщество явно ставит в центр системы образования приоритет человеческой личности. Сложный характер взаимодействия разных областей знания и способов познания требует использования разных уровней интеграции (эмпирического, теоретического, методологического).

Значительное внимание уделил указанной проблеме и бывший ректор Челябинского государственного педагогического университета, Почетный гражданин города Челябинска, Александр Филиппович Аменд.  Как он отмечал в своих трудах, резкая смена общественно-экономических и социально-культурных ориентиров (в нашей стране и переход к рыночным условиям хозяйствования) привели к коренным изменениям во всех структурах российского общества. Тенденции общественной ломки и перестройки не могли не коснуться и научно-образовательного комплекса, в частности, структуры общеобразовательной школы.

С переходом российского государства к экономике рыночного типа общеобразовательная школа встала перед необходимостью радикального обновления содержания образования, в том числе возникла необходимость экономического образования, которому до этого уделялось весьма незначительное внимание. Старшеклассник, готовящийся к самостоятельной жизни независимо от избираемой области профессиональной деятельности должен иметь (и это составляет часть социального заказа требований к выпускнику) прочные экономические знания, должен уметь ориентироваться в экономических вопросах и проблемах, что позволит уверенно чувствовать себя в жизни. Выпускнику просто жизненно необходимо морально, психологически и практически быть готовыми к труду в условиях рыночной экономики; ему необходимо помочь осознать, что личный успех зависит от их профессиональной и экономической грамотности, трудолюбия, инициативы, предприимчивости и творчества.

В связи с этим, отмечает А.Ф. Аменд,  образовательная система призвана решить важную задачу обеспечения трудовой подготовки старшеклассников в неразрывной связи с экономическим образованием и воспитанием, предполагающими формирование тех знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, характера мышления, поведения и деятельности, которые соответствуют принципам и нормам хозяйствования в новых социально-экономических условиях.

Решение этой задачи затруднено тем, что у большинства населения, в том числе у молодежи, не сформированы ценностные ориентации на свободную экономическую деятельность, развитие творческой и предпринимательской инициативы, многим не хватает социально-значимых знаний и умений, опыта самостоятельной экономической деятельности. Социальное становление молодых происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается со все возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда.

Экономическая подготовка, на взгляд А.Ф. Аменда, может не только формировать специальные экономические знания и умения, актуальные в современных условиях, но и развивать социально-востребованные качества личности (инициативность, самостоятельность, предприимчивость), формировать нравственно-ценностные мотивы экономической деятельности (мотивы социальной ответственности, творческого сотрудничества в процессе социально-значимой деятельности, достижения прочного социально-профессионального статуса, материального благополучия).

Анализируя происходящие перемены в российском обществе, следует выделить два типа экономического образования: массовое, позволяющее сформировать рациональное экономическое мышление, дающее знания современной экономики, вырабатывающее творческие навыки для решения экономических проблем, и специальное экономическое образование, формирующее профессиональное сообщество экономистов-прикладников, преподавателей, научных сотрудников, экспертов-аналитиков, финансистов и других специалистов, работающих в сфере экономической деятельности. Оба эти типа экономического образования представляют системы, включающие довузовскую, вузовскую и поствузовскую ступени образования.

Проблема экономического образования актуальна и многоаспектна, поскольку затрагивает интересы учащихся, их родителей, учителей, администраторов образовательной сферы, преподавательской сферы.

Исследования в области подготовки школьников к получению высшего образования, в том числе экономического, занимают заметное место в отечественной педагогической, психологической и экономической науке.
Комплексное решение проблем преемственности высшей и средней школы отражено в работах Г.Н. Александрова, С.Я. Батышева, В.И. Брудного, С.М. Годника, М.И. Махмутова, А.Т. Мороза и др. Теоретические подходы к осуществлению преемственности в учебных заведениях различного типа даны в работах Т.И. Шамовой, Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника, И.Д. Чечель и др.
Проблемы профессионального самоопределения школьников, в частности, на получение экономического образования, рассматриваются в работах С.С. Гриншпун, С.И. Вершинина, Е.Н. Землянской, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др.

Пониманию сущности непрерывной экономической подготовки школьников способствовали исследования по формированию и развитию индивидуальных особенностей учащихся в процессе разных видов деятельности. В связи с этим следует выделить исследования П.Р. Атутова, Е.А. Климова, В.А. Полякова и др.

Раскрытию социально-экономического аспекта проблемы посвящены труды Л.И. Абалкина, А.Г. Аганбегяна, В.Г. Афанасьева, Л.Н. Пономарева, Л.Е. Эшитейна и др.

В философской литературе В.К. Драчев, А.Г. Здравосмыслов, А.К. Уледов, В.А. Ядов и др. разрабатывали вопросы экономического образования и экономического воспитания в комплексе с другими направлениями деятельности.
Решению проблемы трудовой деятельности, формирования экономического мышления, личностных качеств, необходимых для активной трудовой жизни, посвящены труды психологов В.М. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.М. Матюшкина, Е.И. Машбица, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, О.К. Тихомирова.

Проблемы экономического воспитания личности в конкретных условиях семьи, школы детально разработаны в трудах Ю.К. Васильева, М.Н. Ермоленко, Л.П. Мельниковой, А.С. Нисимчука, И.А. Сасовой и др.

Вместе с тем, А.Ф, Аменд отмечает, что  исторически сложилось отношение к экономическому образованию как к части профессиональной и трудовой подготовки, а не самостоятельной направленной линии воспитания и образования в рамках образовательного пространства учреждения. В связи с этим обозначился ряд противоречий, а именно:

- между объективно существующей необходимостью руководства социальным становлением старшеклассников и недостаточным осознанием педагогической общественностью возможностей экономической подготовки в этом процессе;

- традиционным содержанием, формами, методами осуществляемой экономической подготовки и необходимостью использования инновационных технологий в формировании социально значимых качеств личности, знаний, умений, опыта социально-экономической деятельности школьников, что способствует социальному самоопределению и становлению личности;

- между инновационными процессами, проходящими в общественном сознании молодежи в связи с объективной потребностью в экономическом образовании, и наличием стереотипного подхода к передаче этой области знаний;
- между насущной потребностью в непрерывности, преемственности и универсальности образования на всех этапах образования (довузовский, вузовский, поствузовский), а также неразработанностью или несогласованностью между имеющимися для этого учебными планами, программами, содержаниями, формами и методами получения образования, что значительно снижает возможность получения экономического образования, адекватно отвечающего потребностям времени и общества.

Таким образом, приобретает чрезвычайную актуальность комплексное изучение экономических и других взаимосвязанных с ними дисциплин. Его необходимость вызвана тем, что утвердившийся в отечественной образовательной системе узкодисциплинарный подход, резкое обособление естественно-научного и гуманитарного знания способствуют фрагментарному восприятию действительности, мешая людям адекватно и комплексно оценивать возникающие проблемы и ситуации с точки зрения целостной картины мира. Все изучаемые дисциплины, в том числе и экономические, должны на разных уровнях (от измерительно-интуитивного до конструктивно-абстрактного) мышления способствовать ее формированию на всех ступенях средней школы.

Содержание большинства учебных предметов имеет линейный характер, выстроено ступенчато, от простого к сложному. Это позволяет реализовать классические дидактические принципы, например, последовательность и систематичность в освоении учебного материала, но современные требования к знаниям не могут быть реализованы в рамках отдельных учебных дисциплин, формирующих частнонаучные картины мира

Новые концептуальные подходы, новые методологические, теоретические и дидактические основания для конструирования педагогического процесса и всех его составляющих могут быть реализованы в содержании образования быстрее, чем в других составляющих учебно-воспитательного процесса. На современном этапе развития педагогической теории и практики нужно не только формально признать нелинейный характер взаимодействия человека с культурной (а значит, и с образовательной) средой, при котором личность воспринимает культуру и способствует умножению культурного потенциала самой среды. Идеи нелинейности и синергетики могут стать основой интеграции содержания на теоретическом и методологическом уровне, а системный подход позволит достичь наиболее высокого уровня обобщения. Построенное таким образом содержание учебных предметов позволит показать системность и процессуальность мира природы и мира людей, формировать нелинейное мышление, умение сопоставлять различные предметные области, переносить знания из одной области в другую и творчески их применять.[7]

Экономическое образование в средней школе, согласно как федеральному, так и региональному стандартам образовательной области «Экономика», предполагает вариативный объем знаний учащихся в рамках различных программ и структур экономического образования. В школах с начала 90-х гг. изучаются курсы экономики по авторским программам преподавателей вузов, учителей, появившимся программам и учебникам И.Липсица, Б.Райзберга, позднее В.Автономова, Л.Любимова и др., получила распространение программа для старшеклассников «Прикладная экономика» в рамках программы «Достижения молодых» - «Junior Achievement» (США). Созданы и начали действовать первые профильные классы вузов в школах, экономические лицеи.

В школах активно используются учебный курс «Современная экономика» для учащихся старших классов школ, лицеев, колледжей под редакцией профессора, заведующего кафедрой Ростовского государственного университета О.Ю.Мамедова, книга для учителя под его редакцией «Экономическая теория в школе» и универсальный учебный «Экономический словарь»; учебное пособие «Обществознание», пособие-репетитор «Обществознание в вопросах и ответах» для старшеклассников, подготовленные под редакцией проф. О.С.Белокрыловой, структурно-логические схемы «Экономическая теория» и др.

Однако государственное экономическое образование в школе не является обязательным и все разработанные стандарты обучения экономике носят рекомендательный характер. Закон Российской Федерации «Об образовании» позволяет включать в учебный план школ экономические дисциплины в качестве школьного компонента. Другими словами, средняя школа имеет право реализовать экономическое образование в качестве подразделов других общественных предметов либо отдельного предмета. На фоне очевидной в такой ситуации внутришкольной борьбы учителей-предметников за свои образовательные области «всеобщее» увлечение учащихся экономическими дисциплинами сменилось их вариативно-прагматическим отношением к различным предметным областям в зависимости от выбора будущей специальности и профессиональной деятельности.

Таким образом, проблема формирования экономической образованности старшеклассников еще далека от своего разрешения. Работа, проводимая в этом направлении, еще не объединена общей направленностью, не представляет собой целостной системы, часто, например в программе «Достижения молодых», оторвана от реалий переходной экономики в России, особенностей развития регионов. Экономика изучается еще далеко не во всех школах.

На данном этапе востребованная учащимися и их родителями определенная специализация школьного образования в старших классах может быть реализована только в рамках специализированных лицеев и колледжей. При этом экономическое образование не может быть осуществлено в рамках государственного образования из-за отсутствия соответствующего финансирования не только преподавания экономической теории, но, самое главное, прикладных экономических дисциплин как разделов бизнеса и предпринимательства. И, наконец, специализированное экономическое образование может быть организовано на данном этапе только в содружестве или под эгидой высших или средних специальных учебных заведений соответствующего профиля. При этом средняя школа должна обладать лицензией на дополнительные платные услуга, быть в идеале школой-комплексом, иметь возможность осуществлять уже на данном этапе реальный переход к 11-летнему образованию за счет подготовительных классов в дошкольных учреждениях и постепенно готовиться к 12-летнему образованию за счет завершения среднего специализированного образования в рамках сначала колледжа или вуза, а затем непосредственно в 12-м классе средней школы в содружестве с колледжем или вузом.

Таким образом, школы-комплексы могут и должны стать той экспериментальной площадкой, на которой на базе государственного и негосударственного образования разрабатываются и апробируются рабочие программы перехода основной школы к 12-летнему обучению с профессиональной ориентацией образования в старших классах[8].

Необходимо выработать единую концепцию экономического образования, сформулировать цели, задачи, принципы, основные направления экономического воспитания и образования школьников, определить его структура.

В современной педагогической теории определены следующие принципы экономического образования[9]: последовательность - движение от знаний об экономической действительности к научным представлениям и пониманию их внутренней природы, практическим навыкам; сочетание образования и самообразования, целенаправленного воспитательного действия и развития у учащихся навыков самостоятельного экономического образования, применения полученных знаний на практике; интеграция с различными образовательными областями, включение элементов экономических знаний в другие учебные дисциплины; открытый характер - свободный выбор учащимися взглядов и убеждений с учетом разнообразных подходов к анализу, методов познания, оценки экономической действительности, ознакомление с различными направлениями экономической теории, ориентация учащихся на гуманистические ценности; непрерывность - включенность в систему экономического образования и воспитания, начинающихся в семье, дошкольных учреждениях и продолжающихся в средних специальных учебных заведениях, колледжах, вузах, образовательных учреждениях повышения квалификации.

Стандарт представляет содержание знаний по экономике разных уровней для начальной, основной и полной средней школы. В него включены определения основных линий содержания экономического образования, требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся в области экономики с учетом специфики региона, определяются уровни предъявления учителем материала и знаний, умений, получаемых школьниками в результате обучения экономике. В стандарт включена также диагностика освоенности учащимися экономического содержания для каждого уровня образования, содержатся образцы тестов, заданий, задач, дифференцированных по степеням сложности и позволяющих определить усвоение учащимися материала. В этой связи необходимо издание учебных пособий по экономике для основной (5-9-е классы) и начальной школ, комплектов дидактических материалов по курсам, дающим основы экономических знаний: рабочих тетрадей, сборников тестов, задач и упражнений, книг для учителя и других  учебных материалов на основе стандарта экономического образования школьников.

Особое значение эта работа приобретает в связи с переходом на 12-летнее образование и необходимостью наполнения его новым содержанием, что должно быть сделано не в последнюю очередь за счет расширения преподавания экономики.

Инновационное образование сегодня—это процесс и результат такой учебной и социально-воспитательной деятельности, который стимулирует и проектирует новый тип деятельности как отдельного человека, так и общества в целом. Это отчетливо просматривается при сравнении традиционного и инновационного образования[10].

Традиционное образование. Назначение (миссия) - передача знаний и поддержание существующей культуры, социального опыта, социально-воспитательной системы. Вид - государственно ориентированный. Характер - репродуктивный. Организация обучения и воспитания— в целях подготовки к узко профессиональной деятельности, освоению нового социокультурного опыта. Содержание обучения - классическое предметное, и нередко - технократическое. Роль учителя - транслятор знания, организатор учебно-воспитательного процесса, построенного как усвоение изучаемого материала, формирование навыков поведения и деятельности в школе.

Инновационное образование. Назначение (миссия) - воспроизводяще-инновационное образование, работающее в режиме постоянного развития, обеспечивающее преемственность и изменения в социокультурном процессе. Вид - личностно и общественно ориентированный. Характер - продуктивный, творческий. Организация образования в целях получения заданных ориентиров в уровне обучения и социального воспитания. Содержание образования - гуманизированное, личностно ориентированное, структурированное по образовательным областям, интегрированное по новым и традиционным учебным предметам в обучении и социальное воспитание, направленное на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию личности. Технология образования основана на повышении роли педагога как организатора, соучастника учебно-воспитательного процесса, построенного как диалог учащихся, при активной субъектной позиции личности школьника.

Инновационный поиск, таким образом характеризуется следующим образом: это и организационные преобразования (изменение статуса учреждения как открытого социально-воспитательного института, ритма работы школы, функций администрации, привлечении педагогов и специалистов нового типа и т. д.), введение регионального и школьного компонентов учебного плана, интеграция учебных предметов, целевой отбор содержания обучения и воспитания в соответствии с проблемами глобального образования и возможностями, особенностями каждого ученика. Это и экспериментальная проверка новых учебно-воспитательных технологий, оптимизация базового образовательного стандарта, новые диагностические методики, дающие возможность наиболее детально, объективно и полно получить своевременную информацию о различных сторонах педагогического процесса.

Инновационное движение является значимым фактором обновления системы образования. Само понятие "инновация" означает новообразование. Инновации, как правило, возникают на стыке нескольких проблем и решают принципиально новые задачи, ведут к непрерывному обновлению образовательного процесса. Одной из главных тенденций развития инновационного учреждения являются социализация и ориентированность на решение важнейших проблем российского общества (подготовка специалистов для преодоления отставания России в ключевых областях экономики, создание условий для развития духовной культуры общества и др.), что предполагает обеспечение социальной и профессиональной мобильности личности. Для инновационного образования характерны универсальность, комплексность, обеспечивающая основу современного Инновационное движение является значимым фактором обновления системы образования. Само понятие "инновация" означает новообразование. Инновации, как правило, возникают на стыке нескольких проблем и решают принципиально новые задачи, ведут к непрерывному обновлению образовательного процесса. Одной из главных тенденций развития инновационного учреждения являются социализация и ориентированность на решение важнейших проблем российского общества (подготовка специалистов для преодоления отставания России в ключевых областях экономики, создание условий для развития духовной культуры общества и др.), что предполагает обеспечение социальной и профессиональной мобильности личности. Для инновационного образования характерны универсальность, комплексность, обеспечивающая основу современного мировоззрения о единстве ноосферы, социосферы и психосферы. Плюрализм, который формируется а современном обществе, предполагает развитие школы как открытой образовательной системы, которая отвергает единообразие в программном и идейном отношении. Сегодня школа перестраивается на основе субьектно-личностной и личностно-средовой парадигмы.

Интегральная модель, обоснованная М.Н. Берулаевой, помогает найти некоторый компромисс между традиционной моделью, приоритетом которой является прочное усвоение знаний, умений и навыков, и личностным подходом. Она предполагает, что выбор технологий должен основываться не только на требованиях социума, но и на индивидуально-пихических и личностных свойствах.

Реализация интегральной модели исключает изолирование или выпячивание роли какого-либо одного из аспектов в обучении и в этом смысле противостоит его субъективной модели.

М.Н. Берулаева подчеркивает, что для успешной реализации, гуманистической парадигмы необходимо выполнение, по крайней мере, трех условий:

Нужен учитель с высоким уровнем развития нравственных и интеллектуальных качеств, подлинный интеллигент. Создать такой корпус просветителей в одночасье невозможно, но поставить такую цель – чрезвычайно важно.

Нужно конструировать новые технологии обучения, максимально учитывающие предпочитаемые ребенком способы переработки учебного материала. Нужны принципиально новые технологии воспитания и в целом развития личности, стимулирующие самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Западные ученые выделяют пять образовательных моделей: отборочно-поточная; постановочная; модель «смешанных способностей»; интегративная и инновационная модель. Это как бы "идеальные" модели, на практике же существует множество вариантов и комбинации этих моделей.

Пять моделей демонстрируют качественное приращение и развитие от модели 1 к модели 5. Эту прогрессию мы обозначили в терминах трех величин, к которым они приспособлены:

а) способность к индивидуализации, то есть способность согласовать потребности учеников, их возможности, способности и мотивацию, конкретные обстоятельства, с одной стороны, и соответствующее учебно-воспитательное обеспечение, с другой;

б) способность предложить не только когнитивные, специфически предметные программы, но и включить в курс образования более широкий спектр образовательных элементов, с акцентом на социально-воспитательные развивающие индивидуальные программы;

в) способность развивать образовательное обеспечение единой школы (инновационная способность).

Философская, психологическая, этическая подготовка стали необходимыми компонентами в осмыслении и прогнозировании путей развития школы. Только определившись в разнообразии существующих образовательных парадигм, концепций, можно построить оптимальную структуру образовательного учреждения с учетом существующих базовых теорий  и адаптации их к условиям своего социума.

До последнего времени весьма заметное воздействие на школьную политику ведущих стран мира оказывали идеи эгалитарного (уравнительного) образования. Они особенно отчетливо выразились в концепциях единой школы, под знаменем которых проходили школьные реформы первой половины XX столетия. И сегодня тезис о равенстве детей от рождения остается сравнительно популярным.

На практике это нередко приводит к сдерживанию развития одаренных, преуспевающих учащихся. Сторонники эталитаристского подхода считают невозможным обеспечить каждому отдельному ученику высококачественное образование и предлагают через учет интересов и возможностей групп сглаживать возникающие противоречия.

Индивидуальный подход к каждому ученику открывает перспективу формирования многозначной по целям, содержанию, типам учебных заведений структуры образовательного учреждения. Придерживаясь более гибкого взгляда на интеллектуальный рост и личностное развитие, можно создавать группы "смешанных способностей', где собраны дети с различными интеллектуальными способностями. Такая модель позволяет детям обучаться на различном уровне и в темпе, соответствующем уровню развития их способностей е данный момент времени. Хорошо зная индивидуальные способность каждого ребенка, стадию развития, на которой он сейчас находится, педагог планирует наиболее оптимальные для каждого ребенка пути обучения и воспитания. Он справляется с ситуацией, когда в классе собраны ученики с различным уровнем развития и способностями, диагностирует достижения учащихся. С другой стороны, ситуация может потребовать самостоятельной индивидуальной или групповой работы. Благоприятный нравственный рабочий климат в группе - необходимое условие для качественного обучения и воспитания.

Интегрированный подход позволяет дать всем учащимся то, в чем они нуждаются, время обучиться тому, на что они способны и дает возможность для их личностного развития, формирования качеств труженика, семьянина, члена человеческого сообщества.

Тесты и оценки позволяют осуществлять обратную связь и служат для того, чтобы помочь детям в социально-воспитательном плане достигнуть большего прогресса. Педагоги и психологи направляют главное внимание  на отбор адекватных личности и микросреде методов и постановку целей, которые они стараются спроектировать на индивидуальное развитие каждого ученика. Экономическое образование, таким образом, обретает более широкий, социально-воспитательный характер.

Опираясь на философский принцип холизма (от греческого - целое), представления о существующих в природе универсальных творческих силах, обладающих потенциалом самоорганизации, одной из приоритетных задач являются существенные изменения всего образа жизни ребенка в школе; ориентированность на формирование такого микроклимата, который приносит ребенку радость жизни в школе; утверждении в школьном социуме принципов справедливости и спокойствия, доброты и гуманизма; создании условий для самореализации и саморазвития личности.

Исходя из широкого понимания целостности как критерия холистического процесса и из трактовки реальности как базиса потенциала самоорганизации и саморазвития личности, в качестве главной цели  предусматривается экономическая образованность в русле широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения каждого к самому себе, окружающим людям и природе, формирование развитой, свободной и позитивно настроенной личности.

Таким образом, успешное преодоление кризисной ситуации в экономике в значительной степени определяется прежде всего уровнем образованности и культуры общества. В конце XX в. в полной мере проявилась фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются образованием.

В контексте интегрированного обучения «экономизация» высшего образования означает введение в программу профилирующей подготовки специалистов модулей специальных экономических дисциплин. Специфика новой системы образования должна проявляться в ее способности не только вооружать школьника экономическими знаниями, но и формировать потребность в их непрерывном самостоятельном обновлении и применении на практике, умения и навыки самообразования, самостоятельный творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни.

Дальнейшая разработка в педагогической теории проблемы формирования экономической образованности школьников будет способствовать становлению экономической культуры российского общества, координировать усилия по его совершенствованию, обеспечивать формирование современного экономического мышления школьников.

1.2 Экономическая образованность старшеклассников


Общее представление об образовании в современной нам культуре представляется следующим образом: Образование – опыт, осуществляющийся во времени. Для некоторых людей – это время всей жизни, для других – это некоторое время перед более интересной жизнью (творчеством и самовыражением), для прочих – пустое время психологического (психосоциального, психофизического и т.п.) моратория. Время, необходимое для достижения так называемой «образованности» постоянно увеличивается и усложняется, требуя все большего места в жизни человека. При этом сохраняющего критический рассудок человека не оставляют сомнения в вопросе: образовалось ли что-то принципиально новое и хорошее в человеческой жизни после долгих лет учебы? Образование является необходимым опытом для формирования идентичности и проектирования своей жизни. В современном обществе образование – опыт, в который неизбежно и с необходимостью вкладываются силы всех людей, осознающих трагичность и незавершенность своего существования в мире. Для многих людей современной культуры образовательный опыт настолько важен, что они посвящают ему большую часть своей жизни. Многие работы требуют постоянного образования, даже солдата уже очень трудно научить выполнять все его обязанности за срок службы.

Такая важность образовательного опыта требует рассматривать его как практическую проблему и практическую ответственность, так как теоретических постижений для того, чтобы быть образованным явно не достаточно, теоретическая истина, даже открытая, доказанная и зафиксированная в тысячах разных видов в книгах, умах и законах, нуждается в конкретном человеке, который переоткроет, перескажет, перепишет, а главное переживет ее во времени своей собственной жизни среди людей.

Но образовательный опыт обусловлен такими сложностями не только потому, что человеку необходимо научиться, испытать, усвоить и освоить знания, то есть вместить образовательный опыт во время своей жизни, но и потому, что образовательный опыт призван создавать время жизни, придавать смысл труду, словам, действиям, обосновывать возможности принятия решений, связывать времена и людей в новые отношения. Образовательный опыт – это не только опыт образования и преобразования, но и опыт освобождения, создания новых возможностей, опыт «овозможивания возможного» (С.Левицкий). Диалектическая противоположность призванности образовательного опыта порождает проблему смысловой неопределенности всяких завершенных и всяких не завершенных форм образовательного опыта. Неизбежная тревога такой тотальной неопределенности требует наличия в образовательном опыте характеристик опыта терапевтического, целительского, а точнее спасающего.

Образование - это:

-   совокупность образовательных учреждений, которые вместе с управленческой инфраструктурой составляют систему образования данного общества;

-   процесс трансляции, освоения и воспроизводства культуры, которая понимается как упорядоченный социальный опыт. Культура обеспечивает передачу социального опыта от поколения к поколению, т.е. вступает как механизм социальной наследственности, социальной памяти. Образование как институт культуры выступает как один из каналов внебиологического наследования социального опыта;

-   результат образовательной деятельности, воплощенный в понятии “образованность”:

-   сертифицированный результат деятельности,

-   определенный уровень освоения социального опыта.

К сожалению, зачастую оценка результатов образования сводится только к определению уровня обученности. А ведь понятие «обученность» не идентично понятию «образованность».

Обученность - это те характеристики развития ребенка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения и включает знания и приемы их приобретения, сложившиеся к настоящему времени. Уровни и показатели обученности хорошо разработаны и функционируют в современной школе. Также довольно ясными представляются результаты обученности.

Образованность - качество развивающейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания, посредством этого непрерывно совершенствовать себя. В широком смысле образование включает в себя обучение, воспитание, развитие.

Если состояние обученности школьников может быть выявлено наиболее надежно в реальных условиях, то определение результатов образованности - наиболее сложная задача. Многие результаты образования трудно определяемы, для их фиксации нужны специальные измерения, описания, характеристики и т. д. Некоторые результаты образовательной деятельности в полной мере проявляются только после окончания школы, спустя несколько лет (показатели отдаленных результатов) и не могут быть точно зафиксированы в ходе образовательного процесса (например, готовность к труду, продолжению образования, защите Родины и др.). Надежных, достоверных и объективных оценок качества образования, простых, ясных, интегрированных критериев оценки результатов качества образования пока еще не существует.

С нашей точки зрения к некоторым из этих критериев можно отнести самостоятельность, инициативность, креативность, гибкость мышления. При этом самостоятельность понимается как свободная деятельность, самостоятельное определение целей, порядка работы, ориентирование в учебном материале, готовность к самообучению; инициативность - как выход за пределы обязательного, активность ориентировки в новых условиях; креативность - как умение самоопределяться во всем, быть субъектом собственного образования и развития; гибкость мышления - способность осмысливать события и явления на основе изменения тенденций общественного развития.

Поскольку образование является важнейшим социальным институтом, процессы, происходящие в образовании, оказываются напрямую связанными с теми изменениями, которые происходят в обществе.

В нашей стране в 90-х годах появились проблемы, которые большинство людей раньше не затрагивали: различные формы безработицы, сокращение возможностей трудоустройства, различия в оплате труда специалистов одинаковой квалификации в государственных и частных предприятиях и учреждениях. Переход к рыночной экономике требует совершенствования экономической подготовки школьников. Экономическая образованность как особая характеристика функционирования экономики страны отражает способ и содержание, уровень и качество, ценностное значение и направленность, конкретные показатели экономической жизни людей или, может быть, жизнедеятельности людей в сфере экономики.

Высокий уровень экономической образованности способствует повышению профессионального уровня активных хозяйствующих субъектов, а значит и их трудового потенциала, благотворно влияет на социально-экономические процессы, протекающие в обществе. В процессе экономического образования реализуется такая его задача, как формирование элементов экономической культуры технологической подготовки каждого человека, социальных групп и их совокупностей и, как следствие, повышение уровня  экономической культуры современного общества, что является основополагающим моментом во многих отраслях современной рациональной жизнедеятельности гражданина.

Экономический образ мышления применяется на протяжении всей осознанной жизни человека в большинстве принимаемых им решений и их реализации. Может ли в таком случае стоять вопрос о целесообразности обучения экономическому образу мышления?! Если экономический образ мышления необходим современному человеку для обеспечения его нормальной хозяйственной деятельности, комфортного существования в обществе и взаимодействия с окружающими его людьми, максимального удовлетворения существующих у него потребностей, то система образования обязана обеспечить ему возможность овладения основными приемами экономического образа мышления.

При овладении принципами и методами экономического образа мышления, человек начинает принимать более рациональные решения, оценивать и использовать имеющиеся у него ресурсы более эффективно, то есть он начинает более грамотно вести свою профессиональную, трудовую деятельность.

В нашей стране с 90-х годов происходит заметное повышение интереса к вопросам экономики. Повышение роли экономики в жизни страны, увеличение потребностей в кадрах экономического профиля вызвали рост популярности соответствующих профессий: экономистов, бухгалтеров, управленцев (менеджеров). В педагогической печати развернулась дискуссия о целях экономической подготовки школьников, о сущности экономического образования и воспитания.

В странах Запада педагогическая литература и школьная практика ориен-тируются на планомерную подготовку выпускников общеобразовательной школы к тем рыночным условиям, в которых им предстоит в дальнейшем жить и работать. В классическом труде Кэмпбелла Р.Макконнелла и Стэнли Л.Брю ''Экономикс'' указывается, что главной движущей силой экономики является личный интерес, что ''каждая экономическая единица стремится делать то, что выгодно ей самой'', и ''что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц''.

Несомненно, выпускнику средней школы, как и каждому гражданину страны, необходимо понимать процессы, происходящие в отечественной экономике и знать ее прошлое – это важный компонент содержания школьного общего образования. Таким образом, экономическая подготовка школьников – это подготовка к пониманию микроэкономики. Она осуществляется при изучении уже имеющихся в учебном плане школы предметов и может быть усилена за счет осовременивания их содержания с учетом происходящих в нашей стране изменений.

Что мы понимаем под выражением «формирование элементов и навыков»? Что имеют в виду преподаватели, когда они говорят, что их курсы обучения «эффективны»? Как можно оценить эффективность обучения? По положительным откликам или по результатам контрольных тестов?

Наверное, гораздо важнее, чтобы полученные знания повлияли на дальнейшую трудовую деятельность нынешних учеников. Им нужна уверенность в том, что обучение способно дать конкретные результаты. Тем не менее, возможность оценить эффективность обучения, и даже несколькими способами, существует. Для примера можно привести пятиуровневую модель оценки эффективности обучения, а именно: посещаемость занятий, мнение слушателей, объем полученных знаний, применение их на практике, результативность, т.е. реальные изменения в работе. В любом случае, какие бы оценки не приводились, суть вопроса состоит в том, что в эффективности обучения  заинтересованы и преподаватель, и ученик.

В современной ситуации необходим  творческий  поиск  новых подходов, концептуальных  путей  и содержательных форм в работе по формированию навыков экономической образованности.







2 Модель педагогического содействия экономической
образованности старшеклассников


В настоящее время наибольшее распространение получило экономическое образование на уровне общеобразовательных школ. Экономика начинает занимать лидирующее положение среди общественных дисциплин в формировании мировозрения российских школьников.

В современных условиях экономическое образование, в том числе и на уровне школы, приобретает все большее значение - как инвестиции в будущее России. Это и способ распространения базовых экономических знаний, и средство формирования человеческого капитала, способ развития и инструмент адаптации личности к социально-экономическим изменениям.

Степень ориентации в экономических процессах зависит и от системы знаний и от способов мышления, поэтому на данном этапе обучения формируется базовая система понятий, необходимая для умения принимать решения в индивидуальной и коллективной деятельности.

Экономическая подготовка старшеклассников /10-11 классы/ имеет большое значение для достижения основных целей школьного экономического образования. Система обучения строится на объединении экономических понятий и других знаний - управленческого, правового и профориентационного характера. Это факультативы по выбору - "Менеджмент и маркетинг", "Бух.учет", "Основы юриспруденции", Деловые игры". В процессе формирования прикладных экономических знаний и умений их применить для принятия решений с 8 класса используются компьютерные имитационные программы. Учащиеся, пожелавшие заниматься научно-исследовательской работой самостоятельно, или по совету педагога выбирают тему реферата, или доклада на школьной научно-практической конференции.

Учитывая то, что с возрастом у ребят появляется избирательность в интересах к отдельным предметам, наиболее высокий уровень познавательного интеллектуального интереса к экономическим знаниям у учащихся старших классов с углубленным изучением экономики, это связано обычно с профессиональной ориентацией школьников, они больше внимания уделяют изучению предметов, с которыми в будущем хотят связать свою деятельность.

Для учащихся 10-11 классов, так же как и для 8-9-классников, как правило, предусматриваются два направления экономической подготовки. Ненамеревающиеся приобретать в школе экономическую профессию продолжают углублять свои экономические знания через спецкурсы и факультативы (в том числе по выбору), выходя на глобальные проблемы экономики. Они знакомятся с основами предпринимательской деятельности, ее историей и современностью, организационными формами предпринимательства, этикой межличностных отношений и т.д. Приобретают знания об открытии своего собственного дела, изучали его правовые и экономические основы.

Старшеклассников учат оформлять корреспонденцию, составлять деловые бумаги (заявления, отчеты, справки и т.п.), вести телефонные переговоры, отстаивать свои социально-экономические права и выполнять свои обязанности. Им разъясняют, что успех любой предпринимательской деятельности связан с самоорганизованностью человека, постоянной саморегуляцией: правильным выбором целей, тактики и стратегии ее достижения, планированием предстоящей деятельности, выбором приоритетных дел в каждый конкретный промежуток времени; поиском резервов повышения производительности труда и возможностей короткой саморазгрузки, осуществлением самоконтроля, обеспечивающего успех и запланированный результат.

В организацию производительного труда старшеклассников вводятся элементы хозрасчета:

– разработка плана предстоящей трудовой деятельности;

– расстановка сил с учетом физических возможностей и способностей учащихся, распределение трудовых обязанностей, определение взаимных отношений;

– организация учета труда, контроля его организации и качества;

– оценка и анализ результатов труда;

– определение личного участия каждого в труде, его вклада в общий результат;

– переработка и сбыт продуктов труда.

Начальная профессиональная экономическая подготовка учащихся с 10 класса тоже имеет два направления: а) углубляющее профессиональные знания, ранее приобретенные в 8-9 классах, и б) обеспечивающее профессиональную подготовку учащихся, впервые перешедших на профессиональный профиль обучения в 10 классе. Начальная профессиональная экономическая подготовка старшеклассников включает в себя приобретение технического образования (знакомство с прогрессивными технологиями, умение использовать последние достижения науки и практики в этой области и т.д.) и социотехнической грамотности (знания о социальных, человеческих и технических аспектах труда).

Экономическое образование старших школьников тесно сочетается с их самообразованием и самовоспитанием. Учащихся ориентируют на воспитание в себе качеств, обеспечивающих успех в работе: доброжелательности, искренности, расторопности, внимательности, любезного отношения к людям, настойчивости, пунктуальности, умения быть хозяином своего слова. Организуя в школе экономическую деятельность учащихся, выступая в качестве разработчиков и реализаторов экономических дел, они накапливают опыт деловых и экономических отношений, закрепляя полученные теоретические знания.

Основной элемент успешного обучения – эффективное общение. На всех стадиях цикла обучения общение играет существенную роль. Например, для выявления потребностей слушателей в обучении преподаватель может провести с ними беседу или использовать для этой цели анкетирование. При разработке учебного курса преподавателю необходимо понимать и учитывать особенности общения, тогда он сможет подготовить курс, который будет логичным, занятия – интересными, а материал – легко усваиваемым. Преподаватель должен знать, как привлечь и удержать внимание аудитории, как вызвать интерес слушателей, как изложить материал и выделить главное – а это все различные стороны общения. Для оценки результатов обучения бывает полезным провести тестирование учеников.

Общение – это передача информации при взаимодействии. Это единственный способ, с помощью которого мы вызываем изменения в окружающих. Это наш канал влияния на людей. Успешное обучение в значительной мере зависит от успешного общения.

Изложение информации в виде публичного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории до сих пор остается необходимым и потенциально эффективным методом обучения.

Информацию, которую слушатели не имеют, но хотели бы получить, часто бывает полезно подать ясным и четким образом.

Однако совершенно не желательна такая ситуация, когда лектор излагает материал, не интересующий аудиторию, или в котором слушатели с большим успехом разобрались бы самостоятельно. Злоупотребление лекционной формой обучения – чаще всего встречающееся нарушение основных принципов обучения старшеклассников.

Следует подумать о лекционной форме…

-   если лектор обладает обширными знаниями, которых нет у слушателей;

-   если лектор пользуется доверием как источник информации;

-   если при таком способе подачи материала экономится время, которое слушатели могут потратить с большей пользой для себя;

-   если лектор умеет выступать и располагает достаточным временем (существует слишком много примеров тому, как лекция фактически принимает вид огромной читки заранее подготовленных записей или статей).

Недостатки лекции:

-   может быть скучной

-   слабая обратная связь

-   пассивность слушателей

-   быстро забывается

Характерной чертой многих программ экономического обучения является то, что лекции используются чаще, чем это необходимо, и длятся дольше, чем это планируется. Из-за этого уменьшается активность учеников и доля их непосредственного участия в учебном процессе.

Существует целый ряд вспомогательных средств, подготовка которых не доставляет особых хлопот, эффективность же даже краткого выступления, а учебной лекции особенно, при их использовании может значительно возрасти. Среди них:

-   рисунки, плакаты, диаграммы

-   меловая доска

-   макеты и модели

-   тезисы выступления

-   наглядные примеры

-   краткие комментарии экспертов и оппонентов

-   использование графопроектора

Обязательно нужно избегать применения таких вспомогательных средств, которые создают путаницу, не несут в себе никакой смысловой нагрузки, нельзя разглядеть или сделаны наспех и кое-как.

Примеры, забавные истории, пояснения также важны, потому что они придают выступлению игровой характер и делают его интересным, помогают ученикам понять идею,  помогают продемонстрировать ее состоятельность, помогают слушателям увидеть, каким образом эту идею можно применить в конкретной ситуации, способствуют запоминанию сути вопроса, так как примеры наглядны и легко запоминаются.

Также очень важно чтобы приводимые примеры …

-   не казались не относящимися к сути излагаемого материала или конкретной управленческой ситуации

-   не были слишком длинными

-   не были слишком персонифицированными

-   не были устаревшими

Без удачных примеров лекция превратится в нудное изложение теорий и перечисление неинтересных данных

Подходы к обучению старшеклассников основаны на высоком уровне взаимодействия и активности учащихся. Опыт показывает, что старшеклассники проявляют большее понимание и успешнее воспринимают новые идеи в процессе конструктивной дискуссии. Обсуждение может подтолкнуть слушателей к использованию общих идей применительно к собственной конкретной ситуации, к решению сделать что-то иначе в своей непосредственной работе.

Когда занятия проходят в форме дискуссии, преподаватель выступает в роли ведущего дискуссии. Эта роль состоит в том, чтобы помочь ученикам:

-   изучить  вес аспекты вопроса, ситуации, проблемы, предлагаемых практических приемов или методов

-   изменить существующие мнения или представления

-   развить новые идеи или по-новому взглянуть на старые

-   разработать, понять и принять принципы, решения, методы, процедуры.

Среди множества разновидностей общего обсуждения наиболее часто используются следующие:

-   обсуждение темы или вопроса, предложенные преподавателем или учениками;

-   обсуждение конкретной ситуации или проблемы, предложенной преподавателем или учениками;

-   обсуждение деловых игр, демонстраций, моделирования экономических ситуаций и других «экспериментальных мероприятий»

-   обсуждение фильма, прочитанной книги, лекции

-   выполнение типового упражнения в процессе обсуждения

Приведем некоторые распространенные формы дискуссии:

Собрание – группа сообщает о проделанной работе или предлагает свои идеи.

Жестко регламентированное обсуждение – все выступления проходят через ведущего дискуссии.

Свободный обмен мнениями – люди поочередно говорят друг с другом. Выступления не обязаны проходить через ведущего дискуссии.

Небольшие группы работают обособленно

Абсолютно неформальное, нерегламентированное обсуждение.

Для того чтобы дискуссия прошла эффективно, необходимо тщательно ее распланировать. Кроме того, необходимо направлять обсуждение в нужное русло, подталкивать учеников к творческой работе.

Метод конкретных ситуаций основан на следующем утверждении: понимания механизмов в экономике можно добиться путем рассмотрения, изучения и обсуждения конкретных ситуаций.

Существует довольно много разновидностей данного метода. В общем случае ученик получает текст с описанием конкретной экономической проблемы. Его просят изучить ситуацию в домашней обстановке и наметить оптимальное решение. Затем ученики объединяются в небольшие группы, обсуждают достоинства и недостатки предложенных решений и пытаются установить, каким законам управления подчиняется данная ситуация.

Обычно ученику предлагается рассмотреть краткое описание, в том числе и количественные данные, реальной экономической ситуации.

Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобы помочь ученику лучше разобраться в основных законах и принципах экономики. В большинстве случаев не существует какого-то одного, единственно верного решения. Одновременное существование нескольких альтернативных решений и возможность выбора формируют определенную гибкость подхода к рассмотрению экономических проблем. Перед учениками возникает задача не столько найти единственный ответ, сколько поставить правильные и полезные вопросы, которые могут предполагать существование нескольких альтернативных решений.

Едва ли найдутся такие ученики, взгляды которых на предложенную ситуацию будут в точности одинаковыми. В целом, они, конечно, сойдутся во мнениях и признают существование определенных проблем, однако их индивидуальные интерпретации скорее всего будут различными. Чтобы как следует разобраться в ситуации, рассмотреть ее со всех сторон, ученикам придется применить свои аналитические способности.

Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобы развить навыки, позволяющие определять первостепенные проблемы.

В некоторых курсах обучения экономике используется исключительно метод конкретных ситуаций, но более распространен случай, когда данный метод используется наряду с другими методами обучения.

Метод конкретных ситуаций – удобный способ раскрыть перед учениками все многообразие как бизнеса вообще, так и экономических ситуаций и проблем в частности.

Он упорядочивает знания и факты

Он совершенствует умение учеников анализировать проблемы, общаться и принимать решения

Он формирует собственное мнение, заставляет осознать, что в области экономики не бывает ничего безоговорочно верного или неправильного

Деловые игры встречаются в различных вариациях, но все они по сути являются методом конкретных ситуаций в действии. Вместо того, чтобы «обсуждать» возможное развитие ситуации, ученики получают определенные роли и общаются друг с другом, выступая от имени конкретного действующего лица – участника данной ситуации.

Деловые игры – очень эффективная форма проверки пройденного до того материала, к тому же данный метод дает ученикам хорошую возможность применить полученные знания в условиях близких к реальным.

Деловые игры дают отличную возможность почувствовать, «что происходит, когда происходит вот это».

Они подчеркивают значение чувств и эмоций в различных ситуациях.

Позволяют взглянуть на проблему с новой для себя точки зрения

Повышают интерес учеников, придают занятиям определенную динамику, благодаря чему старшеклассники могут изменить свое отношение к тем или иным вопросам.

Деловые игры наиболее эффективны в тех случаях, когда ученики чувствуют себя легко и свободно, когда они действительно «играют».

Существует много разновидностей метода деловых игр:

Роли расписанные и не расписанные

Ролевые игры, в которых учащиеся волны принимать («разыгрывать») собственные решения

Ролевые игры, в которых ученики копируют («заучивают») определенный стиль руководства или поведения.

Деловые игры можно организовать по-разному: иногда проводится только одна деловая игра, и большинство слушателей просто наблюдают. Однако более приемлем такой вариант, когда ученики разбиваются на небольшие группы, которые одновременно и независимо друг от друга проводят игры по одному и тому же «сценарию».

Метод конкретных ситуаций и деловые игры имеют друг с другом много общего. Но между ними существуют определенные различия:

Метод конкретных ситуаций

деловые игры

1

Проблема выносится на об­суждение

1

Проблема рассматрива­ется в обстановке, при­ближенной к реальной

2

Проблему определяют предшествующие события

2

Проблема определяет развитие событий

3

Проблема затрагивает других людей

3

Проблема затрагивает самих учащихся

4

Эмоциональный аспект и отношение к происходящему рассматривается только гипотетически

4

Эмоциональный аспект и отношение к происходящему оказывают существенное влияние на результат

5

Подчеркивается значение фактов

5

Подчеркивается значение субъективных впечатлений

С точки зрения психологии, дискуссия – это взгляд на проблемную ситуацию «снаружи»

6

Психологически учащиеся видят проблемную ситуацию «изнутри»

7

Предполагается мысленное участие

7

Создаются условия для эмоционального участия

8

Совершенствуется умение анализировать проблемы

8

Совершенствуется умение взаимодействовать с другими людьми

9

Предназначается для разработки гипотез и идей

9

Предназначается для проверки гипотез и идей

10

Тренируется умение правильно разобраться в ситуации

10

Тренируется эмоциональный контроль

11

Действия или решения только обсуждаются

11

Действия или решения приводятся в исполнение

12

Последствия предложенных действий обычно не определяются

12

Устанавливается непрерывная обратная связь

Деловая игра позволяет ученикам почувствовать себя в реальной управленческой ситуации и перепробовать все, что угодно, без страха совершить ошибку.

Эксперименты, моделирование и другие «эмпирические» учебные методы.

Среди подобных методов встречаются:

Упражнения по сравнительному использованию односторонней и двусторонней моделей общения, в процессе которых ученики определяют для себя сильные и слабые стороны этих моделей

Моделирование неких реальных явлений, при котором «команды» учащихся соревнуются в выполнении  каких-либо «производственных» заданий. При этом слушатели «набираются опыта», выполняя различные экономические функции при наличии обратной связи среди участников эксперимента

Активное изучение или  моделирование конкретных ситуаций. Команда учащихся изучает представленную информацию, принимает ряд решений, получает в ответ информацию и продолжает работу в новых условиях, проходя, таким образом, через последовательность различных ситуаций

«Упражнение с корзиной» создает типичный дневной объем работы экономиста с помощью гипотетической «корзины», которая содержит документы и другие бумаги, имеющие отношение к самым разнообразным экономическим проблемам

Типовые, но вполне реальные проблемные ситуации – например, самые разнообразные проблемы «выживания». Команда проверяет свое умение справляться с ними и принимать решения, способность использовать все коллективные ресурсы для нахождения верного ответа

Ситуации, рассчитанные на интерактивное решение проблемы. Эти ситуации обычно предполагают проведение экспериментов «лабораторного» типа, в процессе которых команды работают над задачей, проблемой или упражнением, быть может, несколько искусственными, но зато с высоким соревновательным накалом.

«Головоломки». В процессе многих экспериментов и занятий по моделированию учащимся приходится решать трудные, приводящие в замешательство задачи. Работа над ними, самостоятельная или в составе группы, должна помочь слушателям лучше понять методы решения проблем, их сильные и слабые стороны.

Приведем некоторые особенности «эмпирического» обучения в сравнении с другими методами:

Параметры сравнения

Методы

Лекция

Обсуждение лекции

Анализ конкретной ситуации

Эмпирические методы обучения

Время

Требуется относительно мало времени

Больше

Требуется много времени

Требуется много времени

Степень участия

Как правило, низкая (за исключением лектора)

Выше

Высокая

Крайне высокая

Энтузиазм

Обычно низкая

Переменный

Переменный

Высокий

Контроль

Контролирует лектор

Распределенный

Распределенный

Распределенный: больше контроля со стороны слушателей

Гибкость

Жесткие рамки

Больше гибкости

По-разному

Высокая гибкость; даются лишь общие указания

Ответственность

Распределенная: в основном на лекторе

Больше ответственности на слушателях

Ответственность в основном на слушателях

Уровень изучения

Удовлетворительный для приобретения информации

Хороший для понимания информации

Сконцентрирован на аналитических навыках

Высокий уровень изучения, но трудно сфокусироваться на предмете. Уровень изучения неоднороден и варьируется от индивидуума к индивидууму.


Успех этого  метода, как и других, зависит от:

-   ясности целей

-   выбора рассматриваемых вопросов

-   умения объяснить ученикам значимость данного метода обучения

-   умения контролировать ход процесса

-   умения создать благоприятные условия для успешного обучения и применения знаний в реальной ситуации

Существует целый ряд методов обучения, которые включают в себя выполнение учениками упражнений “с карандашом в руке”, за ними следует коллективная работа и (или) в результате выполнения этих заданий устанавливается обратная связь.

Например:

-   опросники или анкеты, заполняемые для повторения материала, пройденного самостоятельно или во время аудиторных занятий

-   «Лабиринт» или ситуации «разветвленного» типа

-   выбор одного варианта из нескольких предложенных

-   образцовые модели, которые показывают учащемуся отличие его работы от образца.

Задания. Здесь необходимо отметить следующие ключевые моменты:

Задания должны соответствовать теме, не стоит использовать задания без необходимости

Задания должны быть увлекательными и веселыми

Задания можно давать как в индивидуальном порядке, так и для целой группы

Необходимо приблизительно знать, сколько времени потребуется на выполнение задания. Если отведенного времени недостаточно, нужно разбить его на несколько частей.

Чтение специальной литературы.

Чтение специальной литературы может составлять значительную часть учебного процесса. К сожалению, многие преподаватели пренебрегают этим методом или используют его неправильно, либо, что еще хуже, загружают слушателей огромным количеством материала «на будущее».

Однако в будущем, подобный материал используется редко, а «перегрузка» порой мешает ученикам усвоить несколько простых и полезных принципов, которые должны были бы стать частью их повседневного стиля работы.

Несколько примеров использования специальной литературы:

Предварительное чтение

Чтение публикаций, относящихся к только что проделанной на занятии работе

Ознакомление с более подробной специальной информацией

Предоставление перечня материалов «для дополнительного чтения», или относящихся к той части вопроса, которая не была рассмотрена во время занятия.

Резюме (подведение итогов) –самая короткая и наиболее важная часть курса. Оно требует большой подготовки, чем можно себе представить.

Необходимо:

Кратко изложить ключевые моменты пройденной темы

Разобраться в том, что усвоили ученики, и затем закрепить их знания

Опираясь на отзывы группы, еще раз подчеркнуть необходимость и ценность изученного материала

Сделать особое ударение на том, что дальнейшие учебные мероприятия или задания необходимы для того, чтобы извлечь максимум пользы из уже приложенных усилий

Связать все вышесказанное с данными проведенных исследований

Общение с целью обучения – сложный процесс, требующий творческого подхода для преодоления множества проблем. С его помощью можно успешно решать учебные задачи, связанные с:

-   Привлечением внимания

-   Поддержанием интереса

-   Созданием благоприятной атмосферы на занятиях

-   Достижением понимания

-   Восприятием предложенных идей

-   Практическим применением знаний в работе

Примеры наиболее распространенных наглядных пособий:

-   Фильмы

-   Графопроектор

-   Слайды

-   Диаграммы

-   Плакаты, меловые доски или доски со сменными листами

-   Аудиоаппаратура

-   Видеоаппаратура для обеспечения обратной связи

Оценка  в процессе обучения (промежуточная оценка) помогает преподавателю вносить в учебную программу необходимые изменения, которые делают курс более эффективным.

Оценка обучения и планирование действий самими учащимися (когда они сами намечают свое дальнейшее обучение) так же могут оказаться весьма важными.

Оценка по завершению программы (итоговая оценка) может помочь преподавателю…

-   повысить качество своей дальнейшей работы,

-   определить потребности учащихся в дальнейшем обучении.

Оценка обучения по окончании учебного курса должна включать в себя...

-   различные «формы» выяснения коллективного мнения учащихся по поводу учебной программы;

-   обсуждение (критику) со стороны учащихся;

-   различные способы «тестирования» или наблюдений.

Обучение – циклический процесс. Оно никогда не бывает до конца завершенным. Как только заканчивается один цикл обучения, тут же начинается другой.

Заключение


Период глобальной реформации современного российского общества, переход к рыночным отношениям требуют от выпускников средней школы не только овладения необходимыми знаниями в области экономики, но и способности ориентироваться в социально-экономической реальности. При всей непредсказуемости социальных перемен — очевидно, чем раньше человек постигнет тонкости экономических механизмов развития общества, тем ярче и интересней будет его личная жизнь, тем больший вклад внесет он в благородное дело цивилизованного развития Отечества. Подвижность и изменчивость экономической ситуации не должны отпугивать молодого человека, они должны его “закалять”. Для жизненного успеха сегодня требуется экономическая свобода как социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, сохранить социальную устойчивость, свое Я в постоянно меняющихся условиях.

Коренные социально-экономические перемены последних лет обнаруживают противоречие между потребностями общества в активной, инициативной, свободной, саморазвивающейся, социально адаптивной личности и традиционной направленностью массовой школы на воспитание послушного, реактивного, исполнительного выпускника.

Выделенное противоречие обостряется в старшем школьном возрасте, когда обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника, жизненные планы, перспективы составляют “аффективный центр” (Л. И. Божович) его жизни. Это подчеркивает актуальность исследования проблемы становления экономической свободы старшеклассника, способного строить свою перспективу будущего, формулировать для себя собственные планы, намерения, задумываться над тем, каким ему хотелось быть в будущем.

Экономическая свобода личности нами понимается, как способность человека ориентироваться в пространстве экономических фактов, явлений, величин, понятий, концепций и представлять свое место в будущем пространстве измененных фактов и явлений. Процесс становления экономической свободы у старшеклассника строится по закономерностям развития личностной свободы, так как экономическая свобода является аспектом свободы личностной. Основными критериями для определения уровней становления экономической свободы являются: проявление самостоятельности, самообразования в процессе учения; характер внутренних факторов саморазвития; адекватная самооценка; проявление коммуникативных навыков, сформированность мотивации на успех. В процессе своего становления экономическая свобода проходит уровни: дезадаптации, нормативный, ценностный, преобразующий и самореализации.

Основанием для создания ситуации становления экономической свободы будет выступать модель дидактических условий, удовлетворяющая следующим критериальным требованиям: неоднозначность, проблемность, доступность, динамичность, результативность, социальная значимость. Степень неоднозначности содержания модели детерминирует ситуацию становления экономической свободы: ориентировки, поиска, преобразования и интеграции. Последовательность моделирования ситуаций задается логикой процесса становления экономической свободы старшеклассника, который проходит ряд качественно своеобразных этапов. Учитывая уровень развития экономической свободы конкретного старшеклассника, учитель будет изменять степень сложности моделируемой ситуации, вводя или удаляя информацию, изменяя способ ее предъявления, то есть, изменяя степень неопределенности модели в целях обеспечения стимулирования становления экономической свободы старшеклассника.



Список литературы


1. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в  децентрализованной компании): Пер.с англ. – М.: ИНФРА-М, 1996.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 1998.

4. Кнорринг В.И. Искусство управления: - Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1997.

5. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 3-е  изд., доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 1998.

6. Леонтьев А.Н. Психология руководителя. – М.: Наука, 1996.

7. Майкл Мескон. Основы менеджмента. - М.: Экономика, 1995.

8. Методы и приёмы деятельности менеджера и бизнесмена. Тех.редактор Т.Д.Хмызова. - М.: Экономика, 1997.

9. Основы менеджмента. Пер. с англ. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Дело, 1999.

10.   Павлюченко В.И. Управление эффективностью экономических процессов. -  М.: Экономика, 1996.

11.   Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях: Сокр.пер. с англ. / Общ.ред. А.М. Емельянова. - М.: Экономика, 1995.

12.   Стремякова И.Р. Моральная атмосфера: Теоретико–методологические аспекты. – Новосибирск:  Наука, 1997.

13.   Стремякова И.Р., Лебедко М.П. Менеджмент: краткий курс в 320 информативных и структурно-логических схемах. – Новосибирск: Наука, 1995.

14.   Толковый словарь по управлению. – М.: изд-во «Аланс», 1994.

15.   Уинслоу Телор Фредерик. Менеджмент. - М.: Республика, 1994.

16.   Уткин  Э.А. Финансовый менеджмент.   Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 1998.

17.   Уткин Э.А. Профессия – менеджер. – М.: Экономика, 1998.

18.   Уткин Э.А. Управление компанией. - М.: ЭКМОС, 1997.

19.   Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник/ Под ред. Е.С.Стояновой. – 3-е изд. - М.: Перспектива, 1998.

20.   Холт Роберт Н. Основы финансового менеджмента. – пер. с англ. - М.: Дело, 1993.

21.   Якокка Ли. Карьера менеджера. Пер. с англ. / при участии У.Новака. - М.: Прогресс, 1995.



[1] Вопросы подготовки современного учителя // Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Ростовского государственного педагогического университета. Ростов, 2000. С.134-198.

[2] Тощенко Ж.Т. Социально-политические факторы трансформации российского общества // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 1995. С.38.

[3] Аралина Л.Н. Методические основы подготовки учителя технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2000. С.3.

[4] Материалы научно-практической конференции  «Подготовка учащихся и будущих учителей труда к работе в условиях рыночных отношений». Брянск, 1992. С.6-147.

[5] Казимирова Н.Г. Политические и правовые знания как элемент культуры учителя экономики // Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Ростовского государственного педагогического университета. Ростов, 2000. С.160-163.

[6] Костромина Л.В. О некоторых подходах к созданию интегрированных курсов // Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Ростовского государственного педагогического университета. Ростов, 2000. С.146-149.

[7] Андрюшина Л.М. Региональная политика, культура, содержание образования. Екатеринбург, 1995.

[8]Наследникова Г.Б., Наследникова В.Ю. Проблемы организации учебного процесса в рамках государственного и негосударственного экономического образования в старших классах средней школы // Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Ростовского государственного педагогического университета. Ростов, 2000. С.156-158.

[9] Юрков А.М., Архипов А.Ю. О совершенствовании экономического образования в школах

// Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Ростовского государственного педагогического университета. Ростов, 2000. С.196-198.

[10] Семенов П.П. Развитие инновационного образовательного учреждения как открытого

социально-воспитательного института.  Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. Наук. М., 1999.

Похожие работы на - Становление экономической образованности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!