Дискретность и неравномерность становления общепланетарной цивилизации
Дискретность и неравномерность становления
общепланетарной цивилизации
Араб-Оглы Э.А.
Глобализация
- сложный, рассчитанный на длительный исторический срок процесс, который
охватит не только XXI век, но, несомненно, выйдет и за его пределы. Здесь
необходимо отметить два аспекта: первый - произойдет сближение многих
существующих сейчас цивилизаций. Причем, это сближение будет не абсолютным во
всех отношениях, сохраняя в той или иной мере традиционные, специфические черты
этих цивилизаций, особенно в области культуры и образе жизни. Это, в первую
очередь, относится к Китаю, Индии, многим исламским странам. Для этих стран
главным в сближении будет интенсивное вовлечение их в международные
экономические отношения, международное разделение труда, обмен различными
видами деятельности, заимствование передовой технологии, современных форм
менеджмента и др. Таким образом, экономически процесс глобализации очевиден: об
этом свидетельствует уже тот факт, что объем мировой торговли постоянно растет
более быстрыми темпами, чем совокупный валовой продукт отдельных стран.
Согласно закону Рикардо об относительном преимуществе во внешней торговле, в
мировой обмен экономической деятельностью втягиваются даже самые отсталые
страны с низкой производительностью труда.
Второй
аспект - процесс становления общепланетарной цивилизации подразумевает
вовлечение в него самых широких слоев населения, находящихся на различных
ступенях социально-экономического, научно-технического и культурного развития,
В этом отношении каждое общество весьма многогранно и своеобразно. Различие же
заключается в пропорциональном соотношении этих слоев населении разных стран.
Тридцать лет тому назад известный американский социолог О. Тоффлер условно
разделял населения мира на три категории: люди будущего, люди настоящего, и
люди прошлого. Первые, по его мнению, составили менее 10% населения, а третьи -
70%. За тридцать лет после выхода книги О. Тоффлера "Шок от столкновения с
будущим" ситуация претерпела дальнейшие изменения.
Мировое
население оказывается гораздо более расчлененным и фрагментированным во всех
отношениях. В середине XIX в. для обозначения отрицательных последствий
индустриализации общества стадо употребляться выражение "частичный
работник", то есть такой, лишь часть которого, в отличие от ремесленника,
включается в общественно необходимую производительную деятельность. Сейчас, в
масштабе мира, речь скорее идет узе о фрагментарно расчлененном человеке. Разделительная
черта проходит здесь не только между отдельными странами (развитыми,
передовыми, отсталыми, развивающимися); она рассекает отдельные группы
населения и даже отдельных людей во всех странах, хотя и в разных соотношениях.
Если
говорить о развивающихся странах, то там эта расчлененность достигает огромных
масштабов. Ибо в основной массе население этих стран по своим запросам, а тем
более в стремлении к какому-либо идеалу или образцу для подражания (в основном
западному) хочет обладать всем тем, чем обладают обеспеченные люди в развитых
странах конца XX в., благосостояние которых основано на веками создававшихся
богатствах благодаря высокой производительности труда и преемственности
культурных и трудовых традиций. В то же время значительная часть населения
слаборазвитых стран по своей производительности труда находится по существу на
разных уровнях XIX столетия. По состоянию здравоохранения и медицины (во многом
благодаря помощи экономически развитых стран и международных организаций), а
также по средней продолжительности жизни населения они уже достигли уровня
развитых стран первой трети XX в., но в то же время по рождаемости находятся на
рубеже ХVIII - начала XIX вв. Что же касается уровня образования - их мужское
население в основном грамотно, но по складу сознания и традициям многие жители
этих стран еще не вышли целиком из средневековья. То же относится и к семейным
отношениям, положению женщин и ко многим другим показателям.
Становление
планетарного общества, как и аналогичный процесс культурной ассимиляции в
прошлом (например, эллинизация), будет исходить из городов, прежде всего
центральных, столичных, мегаполисов. То есть получит место своеобразная
"культурная иррадиация" на все более широкие пространства. Уже сейчас
столицы и крупные города мира по скорости сообщения между ними, во многом по
образу жизни и ее уровню находятся ближе друг к другу, даже если они
расположены на разных континентах, чем столица и провинциальная периферия одной
и той же страны. Сегодня столицы и крупные города земного шара ввязаны между
собой такими средствами сообщения, что практически из одних в другие можно
попасть всего за несколько часов, тогда как в большинстве отсталых стран
добраться из отдаленного периферийного места до столицы представляет часто
целую проблему как по времени, так и технически. В этом также проявляется
фрагментарность расчлененного мира и отдельных стран.
Такие
факты создают иллюзию, что мы уже вступили в век мгновенной информации, но в
действительности между этими центрами и столицами отдельных государств и их
периферией "культурное расстояние" в несколько раз превышает
"культурное расстояние" между столицами и центрами мировой культуры.
Ярким примером может служить Мексика, недавно вошедшая в Североамериканскую
ассоциацию свободной торговли (NAFTA). ЕЈ столица, город Мехико, является
экономическим и культурная центром, мало чем уступающем мегаполисам других
развитых стран. Однако уже в сто-двести километров к югу и юго-востоку от
Мехико находится как бы "другой мир", населенный индейцами, образ
жизни которых напоминает конец XIX - начало XX вв. Такова ситуация во многих
латиноамериканских странах.
Жители
мегаполисов потребляют продукцию всего мира, и духовную и материальную. Слово
"универсам" в разных странах понятно всей и имеет приблизительно одинаковое
значение. Тем самым более разителен контраст между потреблением товаров в
центре и в большинстве провинций.
Процесс
урбанизации, глобализации жизни в мировых центрах и его последующее
распространение на периферию, вопреки мнению таких романтиков всемирной
либерализации, как Френсис Фукуяма, не является прочным и гарантированным, ибо
ему противостоит обратный процесс - влияние отсталой периферии и перенаселенных
беднотой пригородов, на социальное положение самого мегаполиса Движущей силой
этого процесса становится охватывающее широкие массы населения разочарование в
возможности быстрого перехода через границу, отделяющую два образа жизни,
обеспеченность от обездоленности. Это обстоятельство питает многие
ретроградные, в том числе религиозно-фундаментальные настроения, направленные
против "богатых стран", против вовлечения "третьего мира" в
процесс глобализации. Яркий пример этому - исламская революция в Иране, которая
задушила шахскую модернизацию и надолго отбросила страну в духовное
средневековье. Аналогичные тенденции имеют место в Алжире, Египте и других
странах. Нет сомнения, что и в будущем подобные ретроградные процессы будут
апеллировать к националистическим традициям и "культурному и религиозному
наследию" прошлого.
По
мере социально-экономического развития и культурного прогресса в начале Нового
времени произошло резкое нарастание иерархии развитых и развивающихся стран.
Если прежде между наиболее развитыми и отставшими странами существовало лишь
несколько контрастных уровней развития, поскольку все последние находились на
уровне традиционного общества (за исключением отдельных племен и народностей
Америки и Африки, пребывавших на архаичной ступени), то теперь, к началу ХХI
столетия, иерархия уровней развития значительно усложнилась. Так одни
человеческие сообщества находятся на уровне развитого постиндустриального
общества, другие - на разных ступенях индустриального общества, значительная
часть мирового населения все еще не вышло из традиционного общества и часть,
хотя и сократившаяся, по-прежнему задержалась на архаической ступени развития.
Иначе говоря, социально-экономическое и культурное разнообразие населения мира
возросло в несколько раз.
Разумеется,
все эти границы между различными обществами не являются строгими, ибо
человечество развивается неравномерно и во взаимодействии регионов и
цивилизаций друг с другом. Поэтому черты разного типа обществ мы можем
встретить почти повсюду. Различные современные научно-технические достижения
усваиваются всеми "избирательно", идет ли речь о вооружении,
средствах информации и отчасти средствах передвижения, технических способов
развлечения (кино, телевизор и т.д.) и др. Эта фрагментарность одновременно и
облегчает процесс глобализации, и затрудняет его.
Все
перечисленное подтверждает, что становление планетарной цивилизации - крайне
противоречивый и дискретный процесс, подверженный противодействующим
тенденциям. Тем не менее, все это не должно порождать пессимизма, потому что
общее направление развития человечества, пусть и с неравномерной скоростью, устремлено
в общепланетарное будущее,
Возникает
вопрос: с какой скоростью этот процесс может идти? Вторая половина XX в.
свидетельствует, что в плане научного и технологического развития он движется с
ускорением. Компьютеризация производства, Интернет, вовлечение разных стран в
обмен экономической деятельностью, рост внешней торговли, международных связей,
тенденций к экуменизму - все эти факторы способствуют вовлечению все большего
числа стран в процессы глобализации. Ассимиляция отдельно взятых людей - процесс
относительно несложный, быстрее всего он протекает вне связи со своими
соплеменниками. Ассимиляция же даже одной африканской деревни или сообщества
людей представляет собой несравненно более сложную задачу.
Важнейшим
средством создания и устойчивого укрепления общепланетарного сообщества будет
служить дальнейшее возрастание мирового человеческого потенциала во всех трех
его измерениях:
-
рост образованности, профессиональной компетентности населения, в особенности
среди женщин;
-
дальнейшее увеличение средней продолжительности жизни и повышение роли женщин в
семье;
-
рост среднедушевого национального дохода всех слоев населения, включая
беднейшее.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/