Государственная политика в области физической культуры и спорта
Содержание
Введение
1. Государственная политика в области физической культуры и спорта
2. Система физической культуры и спорта в Российской Федерации
3. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие спорта высших
достижений
4. Пропаганда физической культуры и спорта
Заключение
Список литературы
Введение
Основным законом, регулирующим
правовые основы физической культуры и спорта в России является Федеральный
закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г.
№ 80-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 20.12.2004 г.
№ 167-ФЗ).
Данный Федеральный закон
устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы
деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы
государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской
Федерации и олимпийского движения России, создает условия для развития массовых
и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в
учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного
возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками
организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами,
пенсионерами и другими категориями населения.
Федеральный закон рассматривает
физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний,
укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания
патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления
дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям
физическими упражнениями и спортом.
В данной работе раскрываются общие
положения российского законодательства по физической культуре.
1. Государственная
политика в области физической культуры и спорта
Государственная политика в области
физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами:
непрерывности и преемственности
физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их
жизнедеятельности;
учета интересов всех граждан при
разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и
спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое
состояние;
признания самостоятельности всех
физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную
поддержку;
создания благоприятных условий
финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций,
олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций
в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной
промышленности.
Государство обеспечивает развитие
физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное
(физкультурно-спортивное) движение и олимпийское движение России и
обеспечивает:
2) создание условий для
использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной
промышленности государственных финансовых, материально-технических и
информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических
разработок и технологий;
3) содержание
физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений,
находящихся в собственности Российской Федерации;
4) создание условий для
строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан,
физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и
оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных
услуг;
5) создание условий для увеличения
количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту
жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей,
врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической
базы;
6) создание условий для широкого
использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья
матери и ребенка;
7) организацию
физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и
женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических
рекомендаций;
8) организацию обязательной
сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
9) поддержку внешнеэкономических
связей физкультурно-спортивных организаций.
Государство поддерживает развитие
спорта в целях достижения высших спортивных результатов (далее - спорт высших
достижений) и создает для этого благоприятные условия посредством:
1) увеличения количества спортивных
школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих
деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их
материально-технической базы;
2) строительства новых и
модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской
Федерации по различным видам спорта, а также учебных зданий,
физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений
образовательных учреждений среднего профессионального, высшего
профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной
подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;
3) выделения ассигнований на
комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших
достижений;
4) стимулирования деятельности
физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и
их участия в международных соревнованиях;
5) поощрения меценатства и
благотворительности.
Государство обеспечивает пропаганду
физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского
движения России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка физической
культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений,
предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с
программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в
установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям
федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и
спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных
организаций.
2. Система физической
культуры и спорта в Российской Федерации
Физкультурное
(физкультурно-спортивное) движение в Российской Федерации включает в себя:
спортивные клубы, коллективы
физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в
образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности
и по месту жительства граждан;
детско-юношеские спортивные школы,
детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские
спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы
олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного
мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно
государственных органов в области физической культуры и спорта, образования,
профессиональных союзов, других организаций;
общероссийские
физкультурно-спортивные объединения - физкультурно-спортивные организации,
общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта,
общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные
спортивно-технические организации;
Олимпийский комитет России;
федеральный орган исполнительной
власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта,
подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры
и спорта.
3.
Физкультурно-оздоровительная работа и развитие спорта высших достижений
Органы государственной власти,
образовательные учреждения и иные организации независимо от форм собственности
рассматривают физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также
обучающихся в образовательных учреждениях, военнослужащих, граждан допризывного
и призывного возрастов, инвалидов, пенсионеров и других граждан как важнейшее
направление социальной политики государства, при участии
физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций реализуют
федеральные программы развития физической культуры и спорта и на их основе
разрабатывают совместно с органами местного самоуправления свои программы, в
которых предусматриваются:
1) повышение качества физического
воспитания на основе обязательных нормативных требований физической
подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских
оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях;
2) вовлечение граждан в
систематические занятия физической культурой и спортом, обязательное внедрение
в систему научной организации труда и отдыха каждого трудового коллектива
производственной гимнастики, послетрудовой реабилитации;
3) пропаганда знаний об
эффективности использования физических упражнений в профилактике и лечении
заболеваний и совершенствование врачебного контроля за гражданами,
занимающимися физической культурой и спортом;
4) расширение и реконструкция
действующих спортивных сооружений, строительство новых спортивных сооружений
для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных
резервов.
4. Пропаганда физической
культуры и спорта
Федеральный орган исполнительной
власти в области физической культуры и спорта, федеральный орган исполнительной
власти в области здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти в
области образования, физкультурно-спортивные объединения, средства массовой
информации определяют формы и методы пропаганды физической культуры и спорта с
учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп
населения, обеспечивают раскрытие социальной значимости физического воспитания,
его роль в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями - курением,
употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью.
Средства массовой информации, в том
числе телевизионные компании и радиокомпании, газеты, журналы и другие
периодические издания, их редакции, учредители и соучредители предусматривают
регулярные передачи, специальные рубрики, организуют вещание и публикацию
системных материалов образовательно-просветительного характера, формируют у
граждан потребность в занятиях физическими упражнениями, повышают интерес
граждан к знаниям в области гигиены, медицины, режима питания, организации
труда и отдыха, популяризируют комплексы физических упражнений, в том числе для
самостоятельных занятий в домашних условиях, привлекают внимание государства и
широкой общественности к указанным проблемам, освещают опыт трудовых
коллективов, физкультурно-спортивных организаций, успешно внедряющих физическую
культуру в жизнедеятельность граждан, информируют о ходе развития олимпийских и
других видов спорта в Российской Федерации.
Не допускается пропаганда в спорте
культа жестокости и насилия, унижения человеческого достоинства, использования
запрещенных нормативными актами стимуляторов, наносящих вред здоровью человека;
запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий во время трансляции
по каналам теле- и радиовещания физкультурно-оздоровительных и спортивных
программ.
Государственные службы по
телевидению и радиовещанию в соответствии с Федеральным законом "О
средствах массовой информации", Федеральным законом "О
государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в
Российской Федерации" предусматривают трансляцию спортивных программ,
телевизионные компании и радиокомпании иных форм собственности способствуют
трансляции спортивных программ, в том числе:
1) организуют ежедневные передачи
оздоровительной направленности (утренняя, производственная гимнастика),
обеспечивают высокий уровень образовательных теле- и радиопрограмм,
кинофильмов, электронных и компьютерных игр, других материалов, стимулирующих
интерес зрителей и слушателей к самостоятельным занятиям физической культурой и
спортом, дающих необходимые знания в данной области, формирующих потребность
граждан в активном здоровом образе жизни;
2) в тесном взаимодействии с
федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и
спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
физической культуры и спорта, Олимпийским комитетом России, федерациями по
различным видам спорта, советами физкультурно-спортивных объединений организуют
регулярные репортажи по каналам теле- и радиовещания о спортивных соревнованиях
по наиболее популярным видам спорта, проводят подготовку других спортивных
программ, координируют деятельность спортивных редакций различных телевизионных
компаний и радиокомпаний. При этом в целях обеспечения конституционного права
граждан на отдых, наибольшего охвата зрительской аудитории, экономии бюджетных
средств совместно с указанными организациями устанавливают порядок освещения
наиболее интересных престижных соревнований, прежде всего на доступных
государственных каналах теле- и радиовещания.
Заключение
В заключение хотелось бы привести
основные выводы, сделанные в процессе изучения избранной темы.
Актуальным является разрешение
противоречия между потребностью государства и общества в здоровом поколении и
отсутствием необходимых действий по использованию разнообразных средств
физической культуры и спорта в целях оздоровления различных категорий
населения.
Существенным фактором, определяющим
состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической
активности в течение всей жизни каждого человека. Здоровый человек - это
хороший работник. И поскольку именно люди создают все, что составляет валовой
внутренний продукт, их здоровье и работоспособность должны находиться под
пристальным вниманием.
Огромную роль для вовлечения
населения в регулярные занятия физической культурой и спортом и подготовки
спортсменов высокого класса играет создание нормативно-правовых и
материально-технических условий.
Список литературы:
1. Нормативные акты
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003
г. № 15-ФЗ, от 20.12.2004 г. № 167-ФЗ).
2. Учебная литература
Романов А.Д. Физическая культура. М.: Проспект, 2001.