Введение в концептуальную психотерапию
ВВЕДЕНИЕ
В КОНЦЕПТУАЛЬНУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ
Бегоян А.Н.
Введение
«Если я видел дальше, чем другие, то потому, что
стоял на плечах гигантов». Исаак Ньютон
Данная работа является введением в
концептуальную психотерапию - подход, который я начал разрабатывать и применять
на практике в самом начале своего профессионального пути. Данный подход
является интегративным и естественно несет на себе отпечатки воздействий
различных философских и психологических концепций. Большое влияние в разработке
основ данного подхода на меня оказали труды греческих и римских стоиков, таких
как Эпикур и Марк Аврелий, мысли Парменида Элейского относительно познания
бытия, философские убеждения Протагора к относительности и текучести вещей,
взгляды древнегреческих киренаиков касающиеся сущности познания и восприятия,
концепция “фундаментального проекта” J.P.Sartre,
неореализм G.Bachelard,
Теория трех миров C.Popper,
эмпириокритицизм R.Avenarius
и идеи J.Vico.
Существуют пару работ, в которых ранее я осветил данный момент концептуальной
психотерапии более подробно [1], [2]. Также, неоценимо огромное влияние оказали
на меня феноменеологическая психология и философская психотерапия W.S.Sahakian,
конструктивный альтернативизм и концепция персональных конструктов G.Kelly,
рационально-эмотивная поведенческая терапия A.Ellis,
концепция “образа мира” и “личностных смыслов” А.Н.Леонтьева, теория установки
(теория аттитюдов G.Allport,
теория установки Д.Узнадзе, теория социальных представлений S.Moscovici,
теория социальной установки Ш.Надирашвили). Также один из основных
теоретических основ концептуальной психотерапии, а именно теория концептуальной
системы личности, которая изложена мною в одноименной статье [3].
В данной вводной работе я попытался вкратце,
насколько это возможно, представить основные моменты концептуальной
психотерапии, а именно теорию познания и восприятия, теорию психопатологии и
психотерапии, также весьма лаконично представил сам процесс психотерапии.
Концептуальная
теория познания
Учитывая необходимость понятийной конкретизации
и детализации терминов “познание” и “восприятие” в рамках концептуальной
теории, ниже привожу их.
Когда конкретный С воспринимается
личностью в пе´рвые, и когда,
соответственно, у личности нету никакого эмоционального опыта связанного с ним
то этот процесс я называю процессом познания, т.е. процесс понания личностью
конкертной экзистенции.
Когда конкретный С воспринимается
личностью повторно и если, соответственно, личность имеет определенный
эмоциональный опыт связанный с ним то этот процесс я называю процессом
восприятия, т.е. процесс воспринимания личностью конкертной экзистенции.
Теоретической основой концептуальной
психопатологии и психотерапии является концептуальная теория познания. И для ее
презентации я использую весьма простую формулу (Рис.1.), с помощью которой
попытаюсь излажить суть концептуальной теории познания.
Рис. 1. Формула процесса познания
Во время процесса познания конкретного С, личность
эмоционально переживает его (т.е. - С) и на основе КСЛ дает
определенную оценку своим эмоциональным переживаниям/состоянию (О).
Конкретные эмоциональные переживания/состояние есть - Э, a
О
- есть
когниция. После процесса познания, т.е. приобретения опыта, конкретный Э
отныне связывается ассоциативнo-концептуальными
связями с конкретным О. После чего опять же на основе КСЛ устанавливает/выбирает
конкретную морально-социальную норму (убеждение, мотив, принцип, закон)
касательно О - это и есть У. И естественно, после этого следует
сам процесс адекватной реакции - Р. Количественные особенности которой
(реакции) обуславливаются ТНС. И после всего этого связанными
ассоциативно-концептуальной связью оказываются уже не только конкретный Э и
О, но еще и У, тем самым составляя вместе некую триаду, некий
концепт, который в концептуальной психотерапии называют гештальт-концептом. А
эта триада, как автономый концепт оказывается связанным ассоциативными связями
с кокретными С и Р.
Во время процесса восприятия конкретного С,
сразу же активизируется связанный ассоциативными связями гештальт-концепт. И с
каждым разом бесконфликтоного процесса восприятия С, все больше и больше
укрепляется данный гештальт-концепт. Морфо-физическим основанием этого служат
все более укрепляющиеся синаптические связи. Однако процесс восприятия,
естественно, тоже истекает поэтапно. В момент воспринимания конкретного С,
после калибровки сразу же активизируется соответствующий Э. В данном
случае, в противоположнность процессу познания, в большинстве случаев
активизация соответствующих О и У (членов конкретной
концептуальной триады - гештальт-концепта) происходит/проистекает вне сознания,
т.е. не осознается личностью. И поэтому часто первичная, или же называя по
иному, традиционная оценка всегда дается автоматически.
Дополнительные
разъяснения к формуле познания
Чтобы было более понятно, попробую представить
формулу на конкретном примере. Ниже представлен пример Марии - девушки лет 18 -
которая первый раз в жизни попробовала “роупджампинг”. Формула анализируется и
приводиться в двух дескриптивных формах: феноменологичекое описание процесса и
субъективное описание процесса. Для легкости восприятия представим все это в
виде пошаговых операций (Таблица 1.).
Таблица 1. Анализ процесса познания.
Формула
процесса
|
Феноменологическое
описание процесса
|
С познается/переживается личностью.
Прямой “продукт” этого - есть конкретный Э.
|
Мария
попробовала роупджампинг. Получила конкретные новые ощущения и эмоциональный
опыт.
|
[oписание отсуствует]
|
Конкретный
Э оценивается на основе КСЛ. Оценка эта - есть О.
|
Эмоциональный
опыт, который получила Мария от роупджампинга было чувством свободы и
расскованности. Она ощущала себя беззаботной и веселой.
|
“Роупджампинг
- это кайф! Я словно парью в небесах.”
|
Далее,
после конкретной оценки устанавливатся конкретная моральмо-социальная норма (У).
|
Так
как роупджампинг понравился Марие, она установила что это весьма интересное и
приятное времяпровождение. А согласно ее жизненной установке, надо всегда
стремиться к вешам интересным и приятным.
|
“Блин,
если роупджампинг такое клевая вещь, то им следует по чаще заниматься.”
|
Только
после установления конкретной морально-социальной нормы и активизируется
релевантаная, точнее адекватная реакция - Р.
|
Адекватной
реакцией на подобную морально-социальную норму/убеждение стало решение
выполнить повторный прыжок и пропогандирование роупджампинга.
|
“Сейчас
же пойду и спрыгну еще раз и всем моим подружкам тоже расскажу какая это
классная вещь.”
|
На Таблице 1. был проиллюстрирован процесс
познания. А повторный процесс восприятия, на том же примере, будет выглядеть
примерно так (Таблица 2.).
Таблица 2. Анализ
процесса
восприятия.
Формула
процесса
|
Феноменологическое
описание процесса
|
Субъективное
описание процесса
|
С воспринимается личностью и сразу
же после калибровки активизируется ассоциативными связями конкретный Э,
который и активизирует весь гештальт-концепт, в котором сотоит данный Э.
|
Мария
исполнила повторный прыжок. Уже знакомые ощущения вновь убедили ее в своей
правильности. Ожидаемый эмоциональный опыт реализовался тем самым более
укрепив гештальт-концепт и не только на психологическом, но и на
морфо-физическом уровне (укрепление релевантных синаптических связей).
|
“
Все таки я была права - роупджампинг - это нечто!”
По нашему мнению корни психологических проблем
кроются в самом процессе познания и восприятия. А именно в этапах
концептуальной оценки конкретного эмоционального опыта/состояния (О), в
устанавливании/выборе конкретной морально-социальной нормы (У - убеждение,
мотив, установка, принцип, закон) по отношению к этим самым концептуальным
оценкам. Также, мы полагаем, что рекация личности - конкретный поведенческий
акт, эмоция, умозаключение - всегда адекватна своим установленным/выбранным
морально-оциальным нормам. А сама проблема, появляется тогда когда в силу
определенных обстоятельств меняется или же ломается уже привычный ход процесса
восприятия, тем самым вызывая острый психический дискомфорт именуемый
фрустрацией. В это самое время внезапно в уже давно автоматизированный процесс
активизации гешальт-концепта конкретным А, включается сознание для того
чтобы разобраться в ситуации и решить проблему. Описанное состояние можно
охарактеризовать одним словом - стресс. И подобное стресовое состояние будет
продолжаться до тех пор пока не решиться концептуальный диссонанс между
привычным/ожидаемым содержанеим гештальт-концепта и новым опытом. И чаще всего
для снятия напряжения, т.е. для сохранения целостности гештальт-концепта,
личность прибегает либо к отрицанию нового опыта (человек становиться более
ригидным и искажаются логические и рациональные стороны осмысления реальности)
или же забраковывает весь свой накопленный опыт в этой сфере, т.е. наделяет
составляющие гештальт-концепта, и тем самым весь гештальт-концепт, прямо
противоположенными качественными характеристиками (реакция человека становиться
деструктивным так как заменив полюс одного конкретного гештальт-концепта тем
сам вносит дисбаланс в сам КСЛ тем самым вызывая еще больший дисбаланс на
уровне всего КСЛ). В норме концептуальный диссонанс должен решиться путем не
отказа от принятия действительности (нежелание нарушить гомеостатическое
состояние) и не путем полного отрицания эффективности ранее накопленного опыта
(полное изменение качественного полюса гештальт-концепта) а путем реконструкции
конкретного гештальт-концепта. Т.е. для изменения деструктивной реакции или же
для востановления умения рационального осмысления действительностьи необходимо
внести изменения в саму концептуальную триаду, т.е. в сам гештальт-концепт. И
так как гештальт-концепты и состовляют саму концептуальную систему, то
естественно, что внесенные изменения коснутся всей КСЛ. Именно поэтому данный
подход мы назвали концептуальным.
Теория
концептуальной психотерапии
Как было отмечно чуть выше - для изменения
деструктивной реакции личности (поведение, эмоция, умозаключение) необходимо
внести изменения в саму концептуальную тридау, т.е. в сам гештальт-концепт. Для
этого необходимо сделать объектом психотерапевтических интервенций Э, О и
У. Для этого нами были разработаны и разрабатываются разнообразные методы и
техники, также для достижения отмеченной цели применяются методы и техники
других психотерапевтических направлений - будь то в модифицированном или
первоначальном виде. И поэтому концептуальную психотерапию по сути можно
соотнести к числу интегративных подходов. В процессе применения/использования
методов и техник концептуальной психотерапии так или иначе воссоздается процесс
восприятия конкретного С.
Заключение
Естественно для решения терапевтичеких задач и
достижения намеченной цели, необходимо сперва разобраться в актуальном
гештальт-концепте, т.е. постичь сущность каждоого составляющего и
качественно-количественные особенности связей между ними, т.е. подвергнуть
анализу гештальт-концепт и всю концептуальную систему личности. Это и есть
процесс концептуального психоанализа - начальный этап психотерапии.
После - сам этап интервенции, который поможет
преодолеть концептуальный диссонанс вызванный новым опытом, либо путем
постепенной концептуальной реинтеграции (изменяем У путем рациональной
интервенции) либо путем концептуального рефрейминга (директивно изменяем Э и/или
О чтобы добиться такого У который бы обеспечил
конструктивное/желаемое Р). Следует отметить также что из-за соображений
эффективности и личностного роста в концептуальной психотерапии отдают большее
предпочтение стратегии концептуальной реинтеграции.
Литература
1. Бегоян
А.Н. Античнофилософские истоки концептуальной психотерапии // Философские
вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей
Международной научной конференции: в 5 т. / Под ред. Е.В.Дегтярева, Д.А.Теплых.
- Магнитогорск: МаГУ, 2009. - Вып. 4. - Т.3. - 155 с. - С. 141-145.
2. Бегоян
А.Н. Философские истоки концептуальной психотерапии // Материалы I
Международной научно-практической конференции (26-27 ноября 2009 г.) / Под ред.
Р.А. Погосяна - г.Ереван: Изд-во “Кавказский центр ирановедения”, 2010 - 200 с.
- С. 23-28.
3. Бегоян
А.Н. Концептуальная система личности // Интегративная психотерапия сегодня:
Материалы I Международной
научно-практической конференции (26-27 ноября 2009 г.) / Под ред. Р.А. Погосяна
- г.Ереван: Изд-во “Кавказский центр ирановедения”, 2010 - 200 с. - С. 15-22.
Похожие работы на - Введение в концептуальную психотерапию
|