Концептуальная система личности
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ
СИСТЕМА ЛИЧНОСТИ
Бегоян
А.Н.
“АЙГ” центр психологичеких услуг, г. Ереван,
Республика Армения
arman.begoyan@gmail.com
Each person
during his life develops a specific and unique world vision, world-view (Weltanschauung).
And understanding this conceptual system and its characteristics mental health
professionals could organize and realize psychotherapeutic treating process
more competently and effectively. Conception of Person Concetual System
is a general theoretic basis of Conceptual Psychotherapy.
Каждая личность
развивает свой уникальный и характерный лишь себе образ мира, мировоззрение (Weltanschauung). И понимание этой
концептуальной системы и ее особенностей позволит специалистам сферы
психического здоровъя организовать и реализовать психотерапию более компетентно
и эффективно. Концепция
“Концептуальной системы личности” – основная теоретическая основа
“Концептуальной психотерапии”.
Úáõñ³ù³ÝãÛáõñ
³ÝÓ Ùß³ÏáõÙ
¨ ½³ñ·³óÝáõÙ ¿
Çñ»Ý ÙdzÛÝ
Ûáõñ³Ñ³ïáõÏ
¨ »½³ÏÇ
³ßѳñÑÇ å³ïÏ»ñ,
³ß˳ñѳ۳óù (Weltanschauung). ²Û¹
ÏáÝó»åïáõ³É
ѳٳϳñ·Ç ¨
í»ñçÇÝÇë
³é³ÝÓݳѳïÏáõÃÛáõÝÝ»ñÇ
ѳëϳóáõÙÁ
Ñݳñ³íáñáõÃÛáõÝ
Ïï³ Ñ᷻ϳÝ
³éáÕçáõÃÛ³Ý
áÉáñïÇ Ù³ëݳ·»ïÝ»ñÇÝ
ϳ½Ù³Ï»ñå»É ¨
Çñ³Ï³Ý³óÝ»É
Ñ᷻ûñ³ådz
³é³í»É³·áõÛÝë
Çñ³½»Ï ¨
³ñ¹Ûáõݳí»ï:
§²ÝÓݳíáñáõÃÛ³Ý
ÏáÝó»åïáõ³É
ѳٳϳñ·Ç¦
ÏáÝó»åódzÝ
ѳݹÇë³ÝáõÙ
¿
§ÎáÝó»åïáõ³É
Ñ᷻ûñ³ådzÛǦ
ÑÇÙݳϳÝ
ï»ë³Ï³Ý
ÑÇÙùÁ:
В процессе жизненного функционирования каждый человек разрабатывает собственную уникальную модель мира, исходящую из комбинации генетически обусловленных факторов и его личного опыта. “Модель” включает в себя все переживания и все обобщения, относящиеся в этим переживаниям, а также все правила, по которым применяются эти обобщения.
Gordon
D.
Субъективно
индивид есть все, он есть абсолютная свобода и единственная реальность.
Fichte J.G.
Введение или от “образа мира” к “концептуальной
системе личности”
Многозначное понятие “образа мира”
встречается в ряде трудов западных психологов, среди которых следует отметить выдаюшегося
психиатра, основателя аналитической психологии C.G.Jung. Образ мира, в его концепции, предстает
динамическим образованием, который может все время меняться так же, как и
мнение человека о себе. Каждое открытие, каждая новая мысль, информация придают
образу мира личности все новые очертания (Богпомочева, 2006; с.5).
Термин “образ мира” в
отечественной (советской) психологии появился благодаря А.Н.Леонтьеву, который
отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться
как “проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира,
образа реальности. Что, иначе говоря, психология образа (восприятия) есть конкретно-научное
знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира —
мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично
создают; это — знание также о том, как функционирует образ мира, опосредствуя
их деятельность в объективно реальном мире.” (Леонтьев, 1983; с.254). В
работах Е.Ю.Артемьевой образ мира представляется как “интегратор” следов
взаимодействия человека с объективной действительностью (Богпомочева, 2006;
с.6). С позиций современной психологии образ мира определяется как целостная
многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и
своей деятельности, система “которая опосредует, преломляет через себя любое
внешнее воздействие” (Богпомочева, 2006; с.6). В отношении сущности
образа мира, О.А.Богпомочева отмечает: “образ мира генерируется всеми
познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной
характеристикой” (Богпомочева, 2006; с.6). При этом образ мира – “не
склад инструментов, приемов и программ”, а живое начало, которое постоянно
апробируется в деятельности, чтобы получить подтверждение своей адекватности
миру (курсив мой – Б.А.). По утверждению С.Д.Смирнова, образ мира личности
является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности
познания и управления поведением (Богпомочева, 2006; с.6). По мнению Г.А.Берулавы,
образ мира воплащается для человека в устойчивости его поведения, которое
проявляется в конкретных действиях, оценках, поступках (Богпомочева, 2006;
с.7).
Обобщая результаты высшеперечисленных
исследований многоуважаемых коллег и собственных теоретико-практических,
клинических исследований мы находим, что для данной, обсуждаемой
научно-объективной действительности (образа мира), наиболее подходящей, на наш
взгляд, является обозначение “концептуальная система личности” (Person Conceptual System). А
выбор данного терминологического обозначения объясняется тем, что понятие
“концептуальная система личности” наиболее точно и комплексно отражает наше
видение проблемы и сущность развиваемой нами концепции. И далее в
данной работе я попытаюсь в общих чертах расскрыть основные стороны концепции
концептаульной системы личности, которая является основной теоретической
основой Концептуальной психотерапии.
Сущность
концептуальной системы личности
Выражаясь детально, концептуальная система личности (далее – КСЛ) представляет из себя многоуровневое, целостное понимание, интерпретация внутреннего и внешнего мира, субъектно-субъективного и субъектно-объективного, определенное эмоциональное отношение к интерпретациям и их оценка (когнитивно-аффективная реакция), а также организация жизнедеятельности адекватно этим же интерпретациям. Однако высшесказанное не предполагает, что КСЛ сводится лишь к системе интерпретации или к отдельным конструктам личности. КСЛ включает в себя также весь внутренний мир личности, его мысли и знания, его отношения, эмоции и переживания, идеалы и мечты, и т.д.. К нашему видению КСЛ, также, более или менее ближе концепция “карты мира” развиваемой в нейролингвистическом программировании (далее НЛП), согласно которой у каждого человека есть своя, субъективная “карта мира”, на которой изображено все, что происходит вокруг и имеет для нас значение, все то, что мы принимаем на веру или ощущаем всеми чувствами. Иногда в рамках НЛП, а тем более в гештальттерапии, это понятие обозначается также “опытом”, или суммой представлений о действительности (Олдер и Хэзер, 2000; Перлз, 2004; Перлз, Хефферлин и Гудмэн, 1993). По отношению КСЛ будет также верным и то положение, что “карта (субъективное, ограниченное восприятие) - не территория (действительность)”, т.е. мы просто не в состоянии постигнуть действительность, объективную реальность в полной мере, такой, как она есть. Ведь между миром и любой конкретной моделью или репрезентацией мира неизбежно имеется различие, также модели мира, создаваемые каждым из нас, также отличаются одна от другой (Bandler & Grinder, 1975).
Естественно, КСЛ нельзя рассматривать в разрыве от сознания и
деятельности личности так как она является своего рода и условием и продуктом
активности личности. Более того, КСЛ – бытие которое субъективно и есть сама
личность. В этом отношении, выражаясь поэтичным языком рубинштейновской философии
– “…бытие обступает нас со всех сторон, и нам из него никуда "не
уйти"…”, ибо мы и есть это бытие. “Мир бытия, в котором мы
находимся, - это его непосредственная данность, неотступность, очевидность, его
неустранимость, со всех сторон нас объемлющая, его неотменяемость” (Рубинштейн,
1957; с.269).
В отличии от дифференцированной,
объяснительной психологии восприятия, установок, потребностей и остальных
психических явлений и реалий, концепция КСЛ это личностно-ориентированный,
комплексно-субъектный подход к проблеме познания бытия, действительности.
Концепция КСЛ это психология личности с позиций личности, субъектная психология
или психология субъектного познания мира, т.е. объективный взгляд на
внутриличностное, который (взгляд) презентируется семантикой данного субъекта.
Следовательно, правомерно утверждать также, что концепция КСЛ в этом отношении
удовлетворяет требования, или выражаясь по иному, соответствует принципам
индивидуально-психологической и личностно-центрированной методологии (Адлер,
2002; Роджерс, 1999). “Индивидуальность”, “субъективность” и “холистичность” –
основные характеристики концепции КСЛ. Несколько развивая данную тему, можно
также добавить, что КСЛ – и есть самая главная характеристика индивидуальности:
“Индивидуальность объясняется с помощью того факта, что каждая
самопрезентирующая субъективность сосредоточена на самом себе и представляет
мир как целое своим собственным уникальным способом” (Хабермас, 1989; с.36).
Многоуважаемая И.Г.Малкина-Пых излагая
в одном из своих работ понятие “модель мира”, в принципе характеризует ее
(модель мира) таким же, каким является наше видение КСЛ. А пишет
И.Г.Малкина-Пых следующее: “Каждый человек разрабатывает собственную уникальную
модель мира, исходящую из комбинации генетически обусловленных факторов и его
личного опыта. “Модель” включает в себя все переживания и все обобщения,
относящиеся к тем переживаниям, а также все правила по которым применяются эти
обобщения. Некоторые части этой модели притерпевают определенные изменения по
мере физиологического развития и в соотвтствии с новым опытом, в то время, как
другие части этой модели представляются ригидными и неизменными” (Малкина-Пых,
2008; стр.59).
И естественно, что КСЛ опредляет не
только поведение человека но и в определенной мере целеобразование и
потребностно-мотивационную сферу, хотя стоит отметить, что взаимосвязь и
взаимовлияние последних является диалектической. С этой точки зрения уместно
высказыванеие В.Е.Кемерова, о том, что: “Мировоззрение личности оказывается как
бы геометрией социального пространства, определяющей вектор вероятного
поведения индивида в той или иной ситуации” (Кемеров, 1977; стр.166).
Генезис и
реконструкция концептуальной системы
Познание конституирует мир, который является миром для нас. Сверх этого нет ничего; вещь, которая была бы за пределами познания, являлась бы согласно определению, недостижимой, неопределимой, т.е. для нас она была бы равнозначна ничто.
L.Brunschvicg
КСЛ, несомненно, не может являтся прирожденной данностю, а
организовывается и развивается паралельно с развитием личности, в результете
активного взаимодействия с окружающей средой в предметной деятельности, в
общении. Еще византийский богослов 4 в. Василий Великий заметил, что некая
реальность способна генерировать иную реальность, закономерности существования
которой не сводимы к аналогичным характеристикам порождающей реальности. (Маслова, 2007; стр.172). В этом отношении
КСЛ именно та реальность, которая “порождается” объективной действительностю, и
особенности которого (КСЛ) проявляются уже в детском возрасте – определяя
сущность и направленность восприятия социальной действительности и познания
вообще (Бегоян, 2008; 2009b; 2009c).
В течении всей жизни человек камень за камнем строит образ мира,
свою концептуальную систему, он как бы в процессе социализации, адаптации
постепенно интернализирует то что “вне его”. Посредством восприятия,
перцептивных, точнее познавательных процессов человек постепенно
интернализирует объективно существующий мир, и делает это по своему, преломляя
это через свою собственную личность. Именно в процессе взаимодействия с миром,
в процессе активной адаптации, социализации человек конструирует свой образ
мира, свою концептуальную систему, которая и есть сам мир для него самого – “существуют
не созерцание и его предмет как идеальное отношение, а реальное взаимодействие
человека с внешним материальным миром” (Рубинштейн, 1957; с.354).
Как было отмечено чуть выше, процесс
генезиса, конструкции и реконструкции КСЛ происходят паралелльно развитию
личности, в процессе адаптации. L.Wittgenstein (1889- 1951) – австрийско-британский философ,
профессор Кембриджского университета, aвтор термина "картина мира", утверждал,
что: "решение встающей перед тобой жизненной проблемы – в образе жизни,
приводящем к тому, что проблематичное исчезает. Проблематичность жизни
означает, что твоя жизнь не соответствует форме жизни. В таком случае ты должен
изменить свою жизнь и приспособить ее к этой форме, тем самым исчезнет и
проблематичное" (Грицанов, 2002). Т.е. гармоничное и адекватное развитие
личности предполагает и сплетено с динамическим процессом конструирования и
постоянного корректирования “модели мира”, концепции бытия. Однако для личности
его образ мира, его концептуальная система и есть объективный мир, объективная
реальность. По этому поводу С.Л.Рубинштейн отмечает: “ "Я" и для
самого себя, и объективно выступает первично не как абстрактный субъект
познания, а как конкретная реальность человека” (Рубинштейн, 1957; стр.267).
Исследование концептуальной системы
личности
КСЛ это многомерное психическое
целостное, неделимое пространство которое включает в себя Я-концепцию. Это
своего рода соединение Я-концепции и “Не-Я-концепции” (все кроме Я) личности. Образ
мира есть по существу гештальт, каждый элемент которого тоже по природе является
гештальтом, точнее неким гештальт-концептом, и следовательно принцип
исследовеания КСЛ тоже должно быть холистическим. Методологическими основами
наших исследований КСЛ являются также три важнейших открытия, которые сделала
наука XX века в области осмысления собственных границ, и которые так хорошо
описаны в книге В.П.Руднева “Прочь от реальности: Исследования по философии
текста” (Руднев, 2000; стр.9). Ниже излагаем их же:
1. Объективная действительность шире
любой описывающей ее системы; или иначе, «мышление человека богаче его
дедуктивных форм» (Налимов, 1979; стр.72). Этот принцип был доказан К.Godel в
теореме о неполноте дедуктивных систем (Godel, 1931).
2. И поэтому, для того чтобы адекватно
описать какой-либо объект действительности, необходимо, чтобы он был описан в
двух противоположных системах описания. Это — принцип дополнительности,
сформулированный Н.Бором в квантовой механике (Бор, 1961), а затем перенесенный
на любое научное описание (Лотман, 2000). Однако стоит добавить, что для решения
данной проблемы – адекватности – в исследовании КСЛ руководствуются Трехлокусным
подходом который подразумевает описание и интерпретирование объекта в 3х
разных понятийно-семантических системах (Бегоян, 2009e).
3. Невозможно одновременно точно
описать два взаимозависимых объекта. Это — расширенное понимание так
называемого соотношения неопределенностей Вернера Гейзенберга, доказывающего
невозможность одновременного точного измерения координаты и импульса
элементарной частицы (Гейзенберг, 1989; Гейзенберг, 2005). Философский аналог
этого принципа был сформулирован L.Wittgenstein в его последней работе «О достоверности»: “Для
того чтобы сомневаться в чем бы то ни было, необходимо, чтобы нечто при этом
оставалось несомненным. Этот принцип можно назвать «принципом дверных петель»” (Руднев,
2000; Стр.9).
Для исследования – для оценки, дескрипции,
дифференцации и презентации КСЛ – в рамках Концептуальной Психотерапии (Conceptual Psychotherapy),
исползьуется метод Теория Системы Реальностей Личности (TPRS - The Theory of а Person Reality System)
(Бегоян, 2009a, 2009d). А также, для оценки “сценария развития” КСЛ
можно использовать метод “Анализ планов” (Plan Analysis) разработанный F.Caspar (Caspar, 1995; Caspar et al., 2005).
Вместо заключения: концептуальная
система личности и психотерапия
В заключенни хотелось бы сделать акцент
на исследовательском, диагностическом, и вообще терапевтическом значениии
концепции КСЛ. Исследование КСЛ позволит наиболее точно понять мир человека,
насколько это возможно адекватно интерпретировать его мотивы и чувства.
Исследование КСЛ в процессе терапии облегчит оценку проблем клиента, диагностику
и раскрытие его ресурсов. Всвязи с этим И.Г.Малкина-Пых пишет: “Несуществует
двух одинаковых моделей мира. Все мы разрабатываем свои соотвтственные и
уникальные модели мира. Это уточнение очень важно иметь ввиду, поскольку сбор
точной информации является фундаментальным аспектом для любой эффективной
терапевтической ситуации. Отдавая себе отчет в том, что все коммуникации
являются метафорическими и основываются на уникальном опыте (курсив мой –
Б.А.), мы можем помнить о том, что по этой причине они не полны, и что именно
слушатель является тем, кто состовляет представление об услышанном и вообще обо
всей предъявленной ему информации” (Малкина-Пых, 2008; стр.59).
В биодинамической концепции J.Н.Masserman
модель мира предстает под именем “концепции действительности” – выявление
которой, согласно J.Н.Masserman, является первой задачей психотерапии, так как
именно “концепцией действительности” и ориентируется индивид и в силу
последнего же незакономерное или неадекватное поведение представляется
единственно возможным и рациональным. Данный подход J.Н.Masserman весьма
оправдан и применим в рамках Концептуальной Психотерапии. Именно поэтому
начальной стадией и одним из ипостасей Концептуальной Психотерапии
является Концептуальный Психонализ (Conceptual Psychoanalysis) главной задачей которого является выявление особенностей
КСЛ (“концепция действительности” – J.Н.Masserman; “образ мира” – А.Н.Леонтьев)
клиента.
Список литературы
Бегоян А.Н. (2008) Феномен “воображаемого партнера” – игра
или галлюциноз? // Психология – наука будущего: Материалы II международной
конференции молодых ученых, 30-31 октября 2008 г., Москва / Под ред.
А.Л.Журавлева, Е.А.Сергиенко, А.С.Обухова. – М.: Изд-во “Институт психологии
РАН”, 2008. – 543 с.; с. 40-43.
Бегоян А.Н. (2009a) Образ мира и система реальностей личности //
Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы II Международной
научно-практической конференции, 3 марта 2009 г., г. Невинномысск / Ред.кол.:
В.А.Кузьмищев, О.А.Мазур, Т.Н.Рябченко, А.А.Шатохин: в 9 томах. – Невинномыск:
НИЭУП, 2009. – Том II: психология. – 2009. – 541 с.; с. 69-72.
Бегоян А.Н. (2009b) Конструирование ребенком
альтернативной/желаемой реальности // Материалы международной
научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 23—25
апреля 2009 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Н. В. Гришиной —
СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2009. — 360 с.; с. 14-16.
Бегоян А.Н. (2009c) Феномен “воображаемого партнера” // “ЕВРАЗИЯ”
научно-методический журнал, # 1-2 (2-3), 2009, с. 13-18, Ереван (на армянском).
Бегоян А.Н. (2009d) Античнофилософские истоки концептуальной
психотерапии // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных
наук: сборник статей Международной научной конференции: в 5 т. / под ред.
Е.В.Дегтярева, Д.А.Теплых. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – Вып. 4. – Т.3. – 155
с.; с. 141-145.
Бегоян А.Н. (2009e) Проблема исследования
личности: терхлокусный подход // Современные проблемы науки, образования и
производства: Материалы Международной научно-практической конференции
студентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых ученых, 29 мая
2009: В 2 т. Т.1. – Н.Новгород: НФ УРАО, 2009 – 448 с.; с. 70-72.
Бергер
П., Лукман Т. (1995) Социальное конструирование реальности. Трактат по
социологии знания. — М.: “Медиум”.
Богпомочева
О.А. (2006) Особенности образа мира у одаренных подростков // Психологическая
наука и образование, #4, 2006.
Бор
Н.
(1961) Атомная физика и человеческое познание. –М.: Издательство иностранной
литературы.
Гейзенберг
В. (1989) Физика и философия. М.: Наука.
Гейзенберг
В.
(2005) Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое. СПб.:
Наука.
Грицанов
А.А. (2002) (сост. и гл.науч.ред.) История философии. Энциклопедия,
Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом.
Даллакян
К.А. (1998) Воля как феномен энвайронментального отношения, Уфа:
“Талер”.
Кемеров В.Е. (1977) проблема личности: методология
исследования и жизненный смысл, М.: Политиздат.
Леонтьев
А.Н. (1983) Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2—М.:
Педагогика.
Лотман Ю.М. (2000) Культура как коллективный интеллект и
проблема искусственного разума // Лотман Ю. М. Семиосфера. — С.-Петербург:
«Искусство—СПБ».
Малкина-Пых И.Г. (2008) Справочник практического
психолога, М.: Эксмо.
Маслова В.А. (2007) Поэтический текст как возможный мир и
виртуальная реальность // Текст. Язык. Человек: материалы ІV Международной
научной конференции, 15 – 16 мая 2007 г., Мозырь: В 2 ч.
Ч. 1. / Отв. ред. С.Б.Кураш, В.Ф.Русецкий. – Мозырь: УО “МГПУ им. И. П. Шамякина”.
Налимов
В.В. (1979) Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и
искусственных языков. М.: Наука.
Налимов
В.В. (2003) Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и
искусственных языков. 3-изд. Томск-М.: Водолей.
Перлз Ф. Теория
гештальттерапии - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 - 384 с.
Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии
самопознания: практикум по гештальттерапии, М.: 1993,- 240 с.
Роджерс К. Клиенто-центрированная
терапия. К.: "Ваклер", 1999.
Рубинштейн С.Л. (1957) Бытие и сознание. О месте
психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - М.: Изд-во АН
СССР.
Руднев В.П. (2000) Прочь от реальности: Исследования по
философии текста. II. - М.: «Аграф».
Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. № 2, 1989, с.35-40.
Bandler, R. & Grinder, D., The Structure of Magic Vol. 1,
Science and Behavior Books, Palo Alto, CA, 1975.
Caspar, F. (1995). Plan Analysis. Toward optimizing psychotherapy. Seattle: Hogrefe-Huber.
Caspar, F., Grossmann, C., Unmussig, C., & Schramm, E. (2005). Complementary
therapeutic relationship: Therapist behavior, interpersonal patterns, and
therapeutic effects. Psychotherapy Research, 15(1–2), 91–102.
Godel К. (1931) Uber formal unentscheidbare Satse der
Principia Mathematica und verwandter Systeme 1 // Monatschifte fur
Mathematik und Physik, 38.
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ
СТАТЬИ:
Бегоян А.Н. Концептуальная система личности // Интегративная психотерапия сегодня:
Материалы I Международной научно-практической конференции (26-27 ноября 2009
г.) / Под ред. Р.А. Погосяна – г.Ереван: Изд-во “Кавказский центр
ирановедения”, 2010 – 22 с; с. 15-22.
РУССКОЯЗЫЧНЫЙ
БЛОГ АВТОРА:
http://begoyan.blogspot.com/