Сопряжения с зазором и натягом
Задача 1
Вариант I
Дано:
Ø24
Решение:
1. Заданное сопряжение
Ø24 выполнено в
системе отверстия, посадка с зазором.
Параметры сопряжения
|
Для вала
|
Для отверстия
|
Номинальный размер, мм
|
24
|
24
|
Квалитет
|
8
|
8
|
Условное обозначение
основного отклонения
|
е
|
Н
|
Условное обозначение
поля допуска
|
е8
|
Н8
|
Верхнее отклонение, мм
|
Еs = -0,040
|
ES = +0,033
|
Нижнее отклонение, мм
|
Ei = -0,073
|
EI = 0
|
Наибольший предельный
размер, мм
|
dmax =
23,960
|
Dmax =
24,033
|
Наименьший предельный
размер, мм
|
dmin =
23,927
|
Dmin = 24,0
|
Допуск размера, мм
|
Td = 0,033
|
TD = 0,033
|
2. Характеристики посадки с
зазором.
Наибольший
зазор:
Smax
= Dmax – dmin = 24,033 – 23,927 = 0,106 мм
Наименьший
зазор:
Smin
= Dmin – d max = 24,0 – 23,960 = 0,040 мм
Средний
зазор:
Sm
= (Smax + Smin)/2 = (0,106+0,040)/2 = 0,073 мм
Допуск
зазора:
TS
= Smax – Smin = 0,106 – 0,040 = 0,066 мм
TS
= TD + Td = 0,033 + 0,033 = 0,066 мм
3. Схема расположения полей
допусков для сопряжения Ø24:
4. Обозначение предельных
отклонений:
а) На
сборочном чертеже: б) на рабочем чертеже:
Вариант II
Дано:
Ø250
Решение:
1.
Заданное
сопряжение Ø250
выполнено в системе отверстия, переходная посадка.
Параметры сопряжения
|
Для вала
|
Для отверстия
|
Номинальный размер, мм
|
250
|
250
|
Квалитет
|
7
|
8
|
Условное обозначение
основного отклонения
|
m
|
Н
|
Условное обозначение
поля допуска
|
m7
|
Н8
|
Верхнее отклонение, мм
|
ES = +0,072
|
Нижнее отклонение, мм
|
Ei = +0,017
|
EI = 0
|
Наибольший предельный
размер, мм
|
dmax =
250,063
|
Dmax =
250,072
|
Наименьший предельный
размер, мм
|
dmin =
250,017
|
Dmin = 250,0
|
Допуск размера, мм
|
Td = 0,046
|
TD = 0,072
|
2.
Характеристики
переходной посадки.
Наибольший
зазор:
Smax
= Dmax – dmin = 250,072 – 250,017 = 0,055 мм
Наибольший
натяг:
Nmax
= dmax – Dmin = 250,063 – 250,0 = 0,063 мм
Средний
зазор:
Sm
= (Smax + Smin)/2 = (0,055 – 0,063)/2 = -0,004 мм
Средний
натяг:
Nm
= (Nmax + Nmin)/2 = (0,063 - 0,055)/2 = 0,004 мм
Допуск
зазора:
TS
= Smax + Nmax = 0,055 + 0,063 = 0,118 мм
Допуск
натяга:
TN
= Smax + Nmax = 0,055 + 0,063 = 0,118 мм
3.
Схема
расположения полей допусков для сопряжения Ø250:
4.
Обозначение
предельных отклонений:
а) На
сборочном чертеже: б) на рабочем чертеже:
Вариант
III
Дано:
Ø70
Решение:
1.
Заданное
сопряжение Ø70
выполнено в системе вала, посадка с натягом.
Параметры сопряжения
|
Для вала
|
Для отверстия
|
Номинальный размер, мм
|
70
|
70
|
Квалитет
|
6
|
7
|
Условное обозначение
основного отклонения
|
h
|
T
|
Условное обозначение
поля допуска
|
h6
|
T7
|
Верхнее отклонение, мм
|
Еs = 0
|
ES = -0,064
|
Нижнее отклонение, мм
|
Ei = -0,019
|
EI = -0,094
|
Наибольший предельный
размер, мм
|
dmax = 70,0
|
Dmax =
69,936
|
Наименьший предельный
размер, мм
|
dmin =
69,981
|
Dmin =
69,906
|
Допуск размера, мм
|
Td = 0,019
|
TD = 0,030
|
2.
Характеристики
посадки с натягом.
Наибольший
натяг:
Nmax
= dmax – Dmin = 70,0 – 69,906 = 0,094 мм
Наименьший
натяг:
Nmin
= dmin – Dmax = 69,981 – 69,936 = 0,045 мм
Nm
= (Nmax + Nmin)/2 = (0,094+0,045)/2 = 0,0695 мм
Допуск
натяга:
TN
= Nmax – Nmin = 0,094 – 0,045 = 0,049 мм
TN
= TD + Td = 0,019 + 0,030 = 0,049 мм
3.
Схема
расположения полей допусков для сопряжения Ø70:
4.
Обозначение
предельных отклонений:
а) На
сборочном чертеже: б) на рабочем чертеже:
Задача 2
Дано:
подшипник №314; d = 70 мм; D = 150 мм; В = 35 мм; 6 класс точности; нормальный
режим работы; вращается вал; корпус неподвижен.
Решение:
1.
По
табл. 4 определяем размеры подшипника качения№ 314: наружный диаметр наружного
кольца D = 150 мм; диаметр отверстия внутреннего кольца d = 70 мм; ширина
подшипника В = 35 мм.
Для указанных
условий работы подшипника наружное кольцо испытывает местное нагружение, так
как корпус неподвижный; внутреннее кольцо испытывает циркуляционное нагружение,
так как вращается вал.
По табл. 6
при нормальном режиме работы с учетом видов нагружений для колец подшипника
качения шестого класса точности выбираем для наружного кольца с корпусом
посадку Ø150 и
для внутреннего кольца с валом – посадку Ø70.
2.
По
ГОСТ 25347-82 и ГОСТ 520-89 определяем предельные отклонения для вала,
отверстия корпуса, для колец подшипника и строим схемы полей допусков для
выбранных посадок.
Схема
расположения полей допусков:
а) для
внутреннего кольца с валом
Nmax
= dmax – Dmin = 70,030 – 69,988 = 0,042;
Nmin
= dmin – Dmax = 70,011 – 70,0 = 0,011;
Nm
= (Nmax + Nmin)/2 = (0,042 + 0,011)/2 = 0,0265;
TN
= Nmax – Nmin = 0,042 – 0,011 = 0,031.
б) для
наружного кольца с отверстием корпуса:
Smax
= Dmax – dmin = 150,040 – 149,989 = 0,051;
Smin
= Dmin – dmax = 150 – 150 = 0;
или Nmax
= 0
Sm
= (Smax + Smin)/2 = (0,051 + 0)/2 = 0,0255;
TS
= Smax + Nmax = 0,051 + 0 = 0,051;
3. Обозначение посадок
подшипника качения.
Задача 4
Дано: М18х1 -
Решение:
1.
Номинальный
профиль наружной и внутренней метрической резьбы.
Номинальный
наружный диаметр наружной и внутренней резьбы: d = D = 18 мм.
Номинальный
средний диаметр наружной и внутренней резьбы:
d2
= D2 = d – 1 + 0,35 = 18 – 1 + 0,35 = 17,35 мм.
Номинальный
внутренний диаметр наружной и внутренней резьбы:
d1
= D1 = d – 2 + 0,918 = 18 – 2 + 0,918 = 16,918 мм.
Угол профиля
α = 60°.
Резьбовое
соединение с мелким шагом, Р = 1 мм.
2. Степени
точности, условное обозначение основных отклонений и полей допусков для
диаметров резьбы.
Виды резьбы
|
Диаметры
|
Степень
точности
|
Условное обозначение
|
осн. отклон.
|
поле допуска
|
наружная
|
d
|
6
|
h
|
6h
|
d2
|
6
|
h
|
6h
|
d1
|
-
|
h
|
-
|
внутренняя
|
D
|
-
|
G
|
-
|
6
|
G
|
6G
|
D1
|
6
|
G
|
6G
|
2.
По
стандарту ГОСТ 16093-81 определяем предельные отклонения, рассчитываем
предельные размеры, допуски диаметров резьбового соединения и строим схемы
полей допусков для диаметров резьбы.
Номиналь-ные размеры
диаметров, мм
|
Резьба
|
Предельное отклонение,
мм
|
Предельные размеры, мм
|
Допуск, мм
|
Верхнее
|
Нижнее
|
Наиб.
|
Наим.
|
D(d)=18
|
внутр.
|
-
|
+0,026
|
-
|
18,026
|
-
|
наруж.
|
0
|
-0,180
|
18
|
17,820
|
0,180
|
D2(d2)=17,35
|
внутр.
|
+0,136
|
+0,026
|
17,486
|
17,376
|
0,110
|
наруж.
|
0
|
-0,118
|
17,35
|
17,232
|
0,118
|
D1(d1)=16,918
|
внутр.
|
+0,262
|
+0,026
|
17,18
|
16,944
|
0,236
|
наруж.
|
0
|
-
|
16,918
|
-
|
-
|
Схемы полей
допусков:
Задача 5
Дано: D-6х23х28х5
Решение.
Для данного
шлицевого прямобочного соединения центрирующей поверхностью является
поверхность по наружному диаметру D = 28 мм, количество зубьев Z = 6.
Условное
обозначение шлицевого вала: D-6х23b12x28js6x5js7.
Условное
обозначение шлицевого отверстия: D-6х23Н11x28Н7x5D9.
Шлицевое
соединение неподвижное – втулка не перемещается относительно вала.
Центрирование
по D используют в тех случаях, когда шлицевое соединение неподвижное или
подвижное, работающее при небольших нагрузках. Требования к износостойкости
деталей невысокие, поэтому шлицевую втулку не подвергают термообработке, что
позволяет обработать ее протяжкой, обеспечивая высокую точность по D.
Эскиз
поперечного сечения шлицевого прямобочного соединения.
Задача 6
Дано: 7-8-8-В
1. Для заданного зубчатого
колеса 7-8-8-В ГОСТ 1643-81 установлены следующие требования:
·
по
кинематической норме точности – седьмая степень точности;
·
по
норме плавности – восьмая степень точности;
·
по
норме контакта – восьмая степень точности;
·
по
норме бокового зазора – вид сопряжения В, который определяет jnmin,
вид допуска – b и класс отклонений межосевого расстояния V; так как вид допуска
и класс отклонений межосевого расстояния соответствуют виду сопряжения, то они
не проставляются (по умолчанию).
2. Зубчатое колесо в данном
случае работает в передаче общего назначения - 7, 8 степень точности. По нормам
плавности и контакта не очень высокие требования к точности (8 степень точности).
3. На боковой зазор в
зубчатой передаче установлено:
шесть видов
сопряжений, которые обозначаются прописными буквами латинского алфавита Н, Е,
D, C, B, A. Они определяют различные значения гарантированного бокового зазора
(наименьшего предписанного бокового зазора). Виду сопряжения Н соответствует jnmin
= 0, виду сопряжения А – наибольший гарантированный боковой зазор.
Восемь видов
допусков Тjn, которые в порядке понижения точности обозначаются
условно строчными буквами латинского алфавита h, d, c, b, a, z, y, x.
Шесть классов
отклонений межосевого расстояния, обозначенные в порядке убывания точности
римскими цифрами от I до VI.
Каждому виду
сопряжения соответствует свой вид допуска и класс отклонений межосевого
расстояния. Разрешается это соответствие нарушать.