Dear ________,
I am having a great / fine / terrible time
here in ____. The weather is sunny / rainy /snowy. Everyday I go swimming /
jogging / skiing. The food is terrible / ok / great. Yesterday I went to a
circus / museum / zoo. It was _______.
Best wishes,
|
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
|
[14,с 23] Здесь скидок никаких быть не может. Лидер группы
держит его постоянно в поле зрения и помогает по мере необходимости, но ни в
коем случае не выполняет за него работу и не дает готовый вариант. Его задача -
лишний раз объяснить. Если далее предусматривается тест на проверку понимания
нового материала или на эффективность формирования того или иного навыка, то
учитель так же должен дифференцировать сложность и объем задания в зависимости
от уровня обученности учащихся. Если сильному ученику, к примеру, чтобы
получить отличную отметку, необходимо выполнить 10 заданий, то среднему,
скажем, 8, а слабому 6. Все баллы суммируются, и группе выставляется средний
балл за данный тест. Тогда, с одной стороны, любой ученик в соответствии с его
индивидуальными возможностями может принести команде одинаковое количество
очков, и не будет ощущать себя изгоем. А с другой стороны, каждый член группы
заинтересован в лучшей подготовке к тесту, в лучшем овладении материалом. Это и
есть основной принцип данной технологии: берем ответственность на себя! Каждый
отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде. В тех
же случаях, когда работа на уроке ведется не в группах, а индивидуально или
фронтально и отражает уровень владения отдельным учеником тем или иным видом
речевой деятельности, учитель может оценивать реальные результаты
учащихся.Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве
можно рассматривать индивидуально-групповую работу.(Student-Teams - Achievement
Divisions - STAD) и командно-игровую (Teams-Games-Tournament - TGT).
В первом случае ученики разбиваются на группы в четыре
человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики).
Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его
закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Говоря психологическим языком,
организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для
каждого ученика). Задание выполняется, как и в предыдущем случае, либо по
частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке"
(каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо
сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется
каждым учеником и контролируется всей группой.
После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на
проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют
индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, тоже дифференцирует
сложность заданий для сильных и слабых учеников по сложности и объему. Но в
отличие от предыдущего случая каждый ученик оценивается персонально и его
отметка не влияет на результаты группы.
Разновидностью такой работы может служить, например,
индивидуальная работа в команде (Team Assisted Individualization - TAI).
Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования
и далее обучаются в собственном темпе, индивидуально, но в рамках команды. В
принципе разные команды могут работать над разными заданиями. Члены команды
помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в
специальном журнале успехи и продвижение каждого члена команды. Итоговые тесты
проводятся также индивидуально, вне группы и оцениваются самими учениками
(специально выделенными в группе оценщиками). Каждую неделю учитель отмечает
количество тем, заданий по программе и планам уроков, выполненных каждой
командой, успешность их выполнения в классе и дома (домашние задания), особо
отмечая наиболее выдающиеся успехи групп. Это очень хороший вид деятельности
при работе над домашним чтением. Таким образом, удается экономить значительное
время на уроке, куда выносятся лишь на обсуждение вопросы, связанные с
прочитанным текстом. Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью
усвоения нового материала каждым учеником группы, у учителя высвобождается
время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками,
нуждающимися в его помощи.
Разновидностью такой организации групповой деятельности
является командно-игровая деятельность. Учитель так же, как и в предыдущем
случае объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования
ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю
соревновательные турниры между командами. Для этого организуются
"турнирные столы" по три ученика за каждым столом, равные по уровню
обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Задания даются опять же
дифференцированные по сложности и объему. Победитель каждого стола приносит
своей команде ОДИНАКОВОЕ количество баллов независимо от "планки"
стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам
учениками, имеют РАВНЫЕ шансы на успех для своей команды. Та команда, которая
набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с
соответствующим награждением. На уроках иностранного языка это могут быть самые
разнообразные виды письменных работ учащихся: тесты, грамматические,
лексические; небольшие пересказы прочитанных текстов; сочинения, пр. Могут быть
и устные виды работ, если обучение ведется в языковой лаборатории, где можно
записать на диск диалоги участников турнирного стола.
2. Другой подход в организации обучения в сотрудничестве (cooperative
learning) был разработан проф. Elliot Aronson в 1978 г. и назван Jigsaw (в
дословном переводе с английского - ажурная пила, машинная ножовка). В
педагогической практике такой подход именуется сокращенно "пила".
Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным
материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая
работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения
языкового материала. Например, при работе над темой “Путешествие” можно
выделить различные подтемы: путешествие по морю, в самолете, в поезде, пешком,
на машине. Можно выделить подтемы по другим признакам, взяв за основу один вид
путешествия для всей группы: выбор маршрута, заказ билетов, сбор багажа, заказ
гостиницы, пр. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем
учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах,
встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это
называется " ВСТРЕЧЕЙ ЭКСПЕРТОВ". Затем они возвращаются в свои
группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в
свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Разумеется,
все общение ведется на иностранном языке. Так как единственный путь освоить
материал всех фрагментов и таким образом подготовить путешествие - это
внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях,
никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно
заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как
это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в
отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе, который проводится
фронтально, учитель может попросить ЛЮБОГО ученика команды ответить на ЛЮБОЙ
вопрос по данной теме. Причем вопросы задает не только и даже не столько
учитель, сколько члены других групп. Ученики одной группе вправе дополнять
ответ своего товарища так, как считают нужным. Дополнения учитываются в общий
зачет. Но и вопросы других групп также идут в зачет этим группам. Причем
учитель ведет учет баллов, объявляя лишь конечный результат, чтобы не
превращать само обсуждение, дискуссию в способ зарабатывания баллов. Это должно
быть вполне естественное обсуждение, стимулируемое учителем лишь в крайних
случаях, когда это не удается сделать самим учащимся.
В 1986 г. R.Slavin разработал модификацию этого метода
"Пила -2"(Jigsaw-2), который предусматривал работу учащихся группами
в 4-5 человек. Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть
общей работы, вся команда работала над ОДНИМ и тем же материалом (например,
знакомилась с базовым текстом по теме “Путешествие” печатным или звуковым). Но
при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно
тщательно и становился в ней экспертом. Встречи экспертов из разных групп
оставались. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контрольный
срез, который и оценивался. Результаты учащихся суммировались. Команда,
сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждалась.[14,с23-24]
3. Learning Together ( Учимся вместе) разработан в
университете штата Миннесота в 1987 году (David Johnson, Roger Johnson). Класс
разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-4 человека. Каждая
группа получает ОДНО задание, которое является подзаданием какой-либо большой
темы, над которой работает ВЕСЬ КЛАСС. Например, весь класс (т.е. языковая
группа) работает над той же темой “Путешествие”. Все вместе вырабатывают
маршрут и вид путешествия. Тогда каждой группе дается задание подготовить свою
часть: разработать программу пребывания группы туристов или официальной
делегации в конечной точке маршрута; заказать билеты для всей группы,
гостиницу; подготовить багаж и т.д. В результате совместной работы отдельных
групп и всех групп в целом достигается усвоение ВСЕГО материала. По ходу работы
группы общаются между собой в процессе коллективного обсуждения, уточняя
детали, предлагая свои варианты, задавая друг другу вопросы. Надо иметь в виду,
что вся лексика, необходимая по теме, усвоена в ходе предыдущей работы на
других уроках. Поэтому на данном уроке идет чисто речевая практика,
коммуникативная деятельность. Основные принципы: награды - всей команде,
индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь.
Группа получает награды в зависимости от достижений каждого
ученика. Поэтому и в этом случае задания в группах дифференцируются по
сложности и объему. Обязательным остается требование активного участия каждого
члена группы в общей работе, но в соответствии со своими возможностями. По
мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено
учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических
особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.[18,c26]
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого
члена группы не только для выполнения общего задания, но и для организации
согласованной, успешной работы всей группы: отслеживания, мониторинга
активности каждого члена группы в решении общей задачи, культуры общения внутри
группы; фиксации результатов промежуточных и итоговых; оформления этих
результатов, их редактирования, пр. Таким образом, с самого начала группа имеет
как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой-то
познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или скорее,
социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания
определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также
обязательно отслеживает не только успешность выполнения академического задания
группами учащихся, но и способ их общения между собой (разумеется, на
иностранном языке), способ оказания необходимой помощи друг другу.
Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной
деятельности по технологии сотрудничества становится как бы исходной,
элементарной частицей самостоятельной коллективной работы. А ее результат, с
одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой,
вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива. Каждый
учащийся пользуется результатами, как групповой работы, так и коллективной, но
уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии
общего решения, либо уже при работе над следующим, новым
заданием/проектом/проблемой, когда учащиеся используют знания, полученные и
обработанные усилиями всей группы.
Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать
им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся
захотел САМ приобретать знания. Знаете известное изречение мудрецов: "Я
могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!"
Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не
менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика
работы над заданием. Но совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для
познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда
можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель может уделить
значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты делом.
Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам -
общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности
успеха дают возможность ориентироваться на каждого ученика. Это и есть
личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы. Один из
возможных способов его реализации.
Практически, это обучение в процессе общения, общения
учащихся друг с другом, как уже говорилось выше, обязательно на иностранном
языке; учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый
контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно
выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора,
докладчика, эксперта, исследователя и т.д. Конечно, при использовании обучения
в сотрудничестве на уроках иностранного языка самое трудное – добиться, чтобы
учащиеся в малых группах общались на иностранном языке (за исключение тех
случаев, когда задание рассчитано на формирование ООД, особенно в отношении
нового грамматического материала). Но практика показывает, что при достаточно
настойчивом внимании со стороны учителя, отказа зачитывать результаты, если
общение велось на родном языке, это требование выполняется сначала с трудом, а
постепенно с явным удовольствием.
Думается, все сказанное подтверждает нашу мысль о том, что обучение
в сотрудничестве, которое мы рассматриваем как одну из разновидностей
личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, позволяет
решить указанные в начале проблемы. В результате систематической и
целенаправленной (разумеется, хорошо продуманной и подготовленной)работы в
сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики
для каждого ученика на уроке, дать шанс каждому ученику сформировать в своем
сознании систему изучаемого языка. Это неплохой фундамент до профессионального
овладения языком.
Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для
учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной
учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У
него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс
обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в
процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений. Важно
и другое. В современном образовании все больше акцент делается на работу с
информацией. Ученикам становится все более важно уметь самостоятельно добывать
дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь
делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать
возникающие проблемы. Работа с информацией на иностранном языке, особенно, если
учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится
весьма актуальной. Это общеучебные интеллектуальные умения, которые
приобретаются не только на уроках иностранного языка. И здесь помощь учителя
будет заключаться в отборе и использовании в своей практике методов, которые
ориентированы именно на такие виды деятельности. Обучение в сотрудничестве
способно помочь в формировании таких умений и одновременно подготовить к более
сложным видам деятельности с информацией при использовании разных методов.
§2
Применение игровых технологий на уроках английского языка
как
один из путей формирования познавательного интереса учащихся.
Английский язык занимает особое место среди школьных
дисциплин. Являясь основным интернациональным языком, показывает
гуманистическую сущность знаний, подчеркивает их нравственную ценность,
формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е.
способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной
целью обучения и может быть достигнута только при условии, если в процессе
обучения сформирован интерес к знаниям, Изучение иностранного языка - процесс
многотрудный и длительный. И учитель, и ученик ищут способы эффективного
преподавания/изучения достаточно непростого материала, значительная часть
которого приходится на механическое запоминание многочисленных слов и
грамматических форм. Обращение к игровым методикам часто является важным этапом
этого поиска. Многие исследования, посвящённые игре как форме познания мира,
доказывают её эффективность и при обучении иностранному языку. Работая со
школьниками, я пришла к такой форме преподавания. Вопреки сложившимся
стереотипам, это занятие может быть интеллектуальным и развивающим, при
условии грамотного отбора содержания и правильной организации игры.
Среди множества путей формирования у школьников познавательного
интереса одним из наиболее эффективных является организация игровой
деятельности. Структура игры ее смысловое содержание и правила предполагают
создание эвристической среды, постоянно стимулирующей познавательную и
творческую активность ребенка, которая, как отмечает психологи, может
проявляться как эпизодически, ситуативное, так и постоянно, иметь различную
степень выраженности - от самостоятельного выполнения известных правил,
переноса известных способов действия в новую ситуацию до выработки нового
оригинального решения игровой задачи. Наличие познавательных интересов у
школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний,
формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в
совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Познавательным интересом называют избирательную
направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне
и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса
состоит в тенденции человека, им обладающего, углубиться в суть познаваемого.
Следовательно, познавательные интересы учащихся к ИЯ складываются из интереса
иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи
Познавательный интерес, на пути своего
развития обычно характеризуется познавательной активностью, ценной
мотивацией. Нужно строить обучение ИЯ так, чтобы ученик понимал и принимал
цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации (тих
целей- субъектом деятельности. В этом случае познавательный интерес ученика
будет выступать в учебном процессе как цель обучения, как средство в руках
учителя и мотив деятельности ученика, как результат обучения. Принцип активности
в процессе обучения ИЯ и др. дисциплин является основным в дидактике. Он
предполагает такое качество деятельности, которое характеризуется высоким
уровнем мотивации, сознанной потребностью в усвоении знаний и умений,
результативностью соответствием социальным нормам.
Особенно важно активность учащихся во время проведение игры.
В противном случае учитель не получит желаемого результата. Сама по себе активность
возникает редко. Она является следствием целенаправленных управленческих
педагогических воздействии, т. е. Используемой педагогической
технологии. Игровая технология характеризуется тем, что средства,
активизирующие деятельность учащихся, составляют главную ее идею и основу
эффективности результатов,
По определению, игра- это вид деятельности в условиях
ситуаций, вправленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление сведением.
Педагогическая игра обладает существенным признаком четко
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,
которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются
учебно-позновательной направленностью. Применение игровой формы занятий
предполагает создание на уроках инностраного языка игровых приемов ситуаций,
которые побуждают и стимулируют детей к учебной деятельности. В любой игре
заложены одновременно огромные воспитательные и образовательные возможности.
Она развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные
свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры
оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их
мышление, внимание, творческие способности.
Использование игровых приемов и ситуаций на уроках должно
подчиняться следующим требованиям:
1.
Дидактическая
цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2.
Учебная
деятельность подчиняется правилам игры, а учебный материал используется в
качестве ее средства.
3.
В учебной
деятельности обязателен элемент соревнования, с помощью которого дидактическая
задача переводится в игровую.
4.
Успешное
выполнение дидактического задания должно быть обязательно с игровым
результатом.
5.
Игра
должна вызывать у учащихся только положительные эмоции доступность ,
привлекательность, цель должна быть достижимой, а оформление красочным).
6.Обязательный учёт возрастных особенностей учащихся.
Игра (должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности. Структура
учебного процесса на основе дидактической игры Создание игровой проблемной
ситуации:
введение
моделирующей / игровой ситуации
Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом
воплощении Действия учащихся по игровым правилам,
развертывание игрового сюжета. Подведение итогов игры (например:
подсчет очков объявление игровых результатов). Самооценка действий участников
(в условном, моделирующем плане)
Обсуждение хода и результатов игры, игровых действий И
переживаний участников. Анализ игровой (моделирующей) ситуации, ее соотношения
с реальностью.
Учебно-познавательные итоги игры.
Педагогическая технология игрового обучения заключается в
обязательном выполнении следующих этапов подготовки и проведения дидактической
игры: определение цели; мотивация; характеристика coдержания и оснащения игры;
описание условий организации игры; оценка результатов; организация самоконтроля
и постановка перспективной познавательной цели.
Рассмотрим каждый этап отдельно.
Цели познавательной игры отражают педагогические и методические
задачи урока, с учётом того, что игра может занимать лишь его часть. Особое
внимание следует уделять постановке воспитательных развивающих целей, так как в
процессе игрового обучения часто имеет место, проявляется дух
коллективизма,дружеской взаимопомощи, ответственности перед командой и т.д.
Цели воспитания и развития учащихся не сообщаются, а цель обучения не только
чётко сообщается, но и обосновывается для того. Необходимо,чтобы они приняли ее
как свою собственную. Мотивация, для того чтобы цель обучения
была принята учащимися, необходимо вызвать у них такие мотивы, которые вызовут
желание осуществлять познавательную деятельность. От того, как учитель сможет
организовать положительную мотивацию, связанную с целью предстоящей игры,
зависит глубина включения учащихся в содержание урока. Игра предполагает
свободу выбора, поэтому правильная мотивация должна этому способствовать. Содержание
и оснащение игры должно удовлетворять выше перечисленным требованиям к
использованию игровых приемов. Oписании условий организации игры
включает в себя указание форм организации работы с учащимися: индивидуальная
или коллективная, в паре или микрогруппе. Важно отметить вид игры - ролевая,
деловая, игра-путешествие, игра-соревнование и т.д. Также условия протекания,
регламент. Оценка результатов игры очень важна, поскольку
результат игровой деятельности имеет двойное значение. Для учителя он
свидетельствует о степени развития учащегося и о степени овладения предметным
знанием. Учащимся же результат дает степень удовлетворения собой и
своей деятельностью. Результаты познавательной игры можно оценить с помощью
самоконтроля, взаимоконтроля, контроля жюри. Важна оценка результатов самим
учителем.Oн обязательно должен похвалить победителей, указать причины ошибок учащихся.
Организация самоконтроля и постановка перспективной
познавательной цели. По мнению Г.И.Щукиной, В.Ф. Башарина и других педагогов
нельзя завершать учебную деятельность лишь оценкой результатов. Необходимо
проанализировать всю работу. Если получен положительный результат, то нужно
закрепить его, зафиксировать опыт приобретения данного результата. В случае
неудачи важно найти ошибку, исправить его скорректировать дальнейшую работу,
чтобы исключить появление подобных ошибок впредь .Для этого и планируется
организация самоконтроля учащихся. Теория познавательного интереса на данном
этапе предполагает постановку перспективной цели, которая актуализируется в
дальнейшей работе.
Обоснование выбора темы.
Систематическая организация игровой познавательной
деятельности позволяет разрешить противоречие между современными требованиями
.дидактики в организации высокого уровня мотивации и формировании сознанной
потребности в усвоении знаний и умений и традиционными формами организации
учебных занятий, направленных на передачу готовых знаний. Безусловно, любая
технология включает в себя определенные средства, активизирующие деятельность
учащихся. Но игровая замечательна тем, что эти средства составляют сё главную
идею и фундамент достижения положительных результатов. Во всём многообразии
современных форм преподавания на первом месте в паре учитель-ученик поставлен
учитель: он планирует путь обучения ученика, и выбирает методику и средства
обучения и т. д. Происходит как бы постоянное давление на личность ребенка.
Более перспективно в настоящее время личностно-ориентированное обучение,
(центре внимания которого целостная уникальная личность, стремящаяся
К самоактулизации, открытая для восприятия нового опыта,
способная на осознанный выбор. Основополагающей теорией личностно-ориентированного
обучения является теория педагогики сотрудничества. В настоящее время данная
теория не воплощена в конкретную модель как целостная технология. Педагогика сотрудничества
рассматривается как особый тип «пронизывающей»технологии. Игра- это один из
преобладающих методов педагогики сотрудничества.
Выше было отмечено , что организация игровой деятельности
является одним из наиболее эффективных путей формирования познавательного
интереса в обучении иностранному языку. Но необходимо четко понимать, что познавательный
интерес- явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он
влияет различными своими сторонами. Часто в педагогической практике
познавательный интерес рассматривается как внешний стимул этих процессов, как
средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный
инструмент учителя, позволяющим сделать процесс обучения привлекательным,
выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе
непроизвольное внимание учеников. Однако, внешние стимулы могут вызвать
временное состояние
заинтересованности и не окажут необходимого влияния на
формирование устойчивого стремления ученика проникнуть в сущность изучаемого
материала. Следовательно, нельзя 'трактовать познавательный интерес
только внешней стороной его влияния на школьника, понимать его только как
средство обучения. Познавательный интерес как средство обучения становится
надежным только тогда, когда он используется в арсенале средств развивающего
обучения, прокладывающего дорогу новому в развитии учеников, открывающему
перспективы учения. При использовании игровых технологий необходимо также
учитывать, что элементы занимательности, присущие любой игре, рассматриваются
как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое
способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки,
ситуативного эпизодического интереса, на стадию более устойчивого
познавательного отношения, стремление углубиться в сущность познаваемого. Такие
элементы игровой деятельности как новизна, неожиданность, несоответствие
прежним представлениям, составляющие сущность занимательности, являются
сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряющими
эмоционально-мыслительные процессы, заставляющими пристальнее всматриваться в
предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся
знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.
Наиболее существенным проявлением познавательного интереса
является то, что выступает как ценнейший мотив учебной деятельности и имеет ряд
преимуществ перед другими мотивами:
o
познавательный
интерес раньше других осознается школьниками;
o
более
точно выражает мотивацию учения;
o
более
доступен для наблюдения;
o
как мотив
личности имеет меньшую ситуативную прикованность;
взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости.
Последнее преимущество учитывать особенно важно, так как самоутверждения, с
широкими социальными и коллективными мотивами, взаимосвязь мотивов обогащает
личность, а интерес к познанию, обладая психологической основой, благотворно
влияет на другие мотивы. Познавательный интерес лежит в основе познавательной
направленности личности, проявлениями которой являются такие качества личности
как пытливость, любознательность, готовность и стремление к познавательной
деятельности, жажда знаний.
Разработка и проведение дидактических игр
предполагает обязательность учёт возрастных особенностей учащихся. Успех в обучении иностранному языку
школьников младших классов может быть обеспечен такой методической системой, в
основе которой лежит интерес детей к предмету, среди наиболее эффективных можно
назвать игровые формы заданий сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации,игры на
развитие навыков общения,сказки, музыка и наглядность. А все это помогает
повысить качество обучения, добиться лучших результатов.
Игра очень важна для ребенка: он познает мир, легко
усваивает сложнейшие понятия. В игре особенно полно и порой неожиданно
проявляются способности человека, ребенка в особенности.
Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить,
что сделать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряют мыслительную
деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном
языке, то здесь таятся богатые обучающие возможности. Для детей игра – прежде
всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым
ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может оказаться
первым в игре: находчивость и сообразительность здесь становится порой более
важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и
радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность ребятам
преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого
языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается
языковой материал, становится легче учится.
Подростковый возраст характеризуется как сложный возраст
взросления. У подростков нет той непосредственности восприятия
явлений окружающей действительности, как у младшего школьника,
поскольку его познавательный опыт богаче, полнее и позволяет иначе относится
к ценностям науки, собственной деятельности. Их познавательные интересы
неоднородны, они могут отличаться и в предметной направленности, и в уровне
развития, и в самом, характере. По интересам подростков можно разделить на
теоретиков стремящихся проникнуть в истины, познать причины, закономерности,
единые принципы, и эмпириков, тяготеющих к жизненным объяснениям и прикладному
характеру знаний и.т.д.
Использование на уроках ИЯ, разнообразных сюжетных игр
позволяет учитывать данные особенности подростков. В старших классах у учащихся
появляется острый интерес к человеку, его месту в мире, его отношениям к
интерес к философским проблемам мироздания, моральным оценкам людей. Поэтому
старшеклассников особенно привлекают ролевые и деловые игры, в ходе которых они
получают возможность доказать свою точку зрения, проявить мировоззренческую
позицию и при этом выступить в иной социальной роли: защитника или обвинителя,
учёного, , журналиста, судьи и т. д.
Наибольшего эффекта можно добиться, если в игре
осуществляется педагогика сотрудничества. Взаимоотношения педагога и учащегося
в процессе игры должны быть свободными, доброжелательными. В игровой среде
ученик не может быть объектом прямого воздействия учителя. Здесь нет строгой
регламентации отношений, ограниченности ролевых позиций. Ученик выступает как
активный участник, субъект организации игры.
Новизна опыта. Составлен комплекс дидактических
игр по английскому языку с 7-го по 11-ый классы. С учётом имеющегося банка игр
внесены изменения в структуру тематического планирования. Самостоятельно
разработано ряд дидактических игр с раздаточным материалом, несколько сюжетных
игр с помощью компьютерных программ. При разработке и проведении уроков с
элементами игры учитываю и активно использую жизненный опыт учащихся,
межпредметные связи. Для учащихся 7-9-ых классов веду кружок «Занимательный
ИЯ». Дополнительные знания, которые ребята здесь получают, включаются в
содержание, как традиционных уроков, так и уроков-игр.
Трудоемкость. Любая игра должна способствовать
решению основной учебной задачи урока- закреплению знаний, освоению способов
решение задач и т.д. Только в этом случае она будет является обучающим
элементом урока. Но сочетание познавательного и игрового элементов урока
представляет собой -..определенную трудность при составлении проведении
дидактической игры. Впервые моменты все внимание учащихся сосредоточенно на
игровое действие. Необходимо так построить урок, чтобы ученики не заметно для
себя постепенно включался в процесс изучения какого-либо материала. Важно
создать такие условия, при которых интерес учащихся к игре как к занимательному
занятию постепенно переключится на учебное занятие. Следует отметить, что для
любой игры очень трудно подобрать учебный материал, который отвечал бы всем
требованиям, предъявляемым к дидактическим играм, и поддержал бы интерес
учащихся в течении всей игры. В процессе работы освоена технология игрового
обучения, а также методические приёмы использования на уроках различных видов
игр. Больших временных затрат требует организация сюжетных игр ( ролевых,
деловых)-как при разработке их содержания, так и при непосредственной
подготовке к уроку
Результативность. При систематическом использовании
на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:
o
формируется
такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность,
любознательность, стремление к познавательной деятельности;
o
вырабатывается
умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
o
создается
положительный морально-психологический климат в классе для развития личности
учащихся;
o
повышается
уровень развития коммуникативных навыков учащихся;
o
в
каждом классе выделяется группа учащихся, у которых наблюдается
высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания; •
o
развивается
наблюдательность, умения видеть необычное в знаком вещах.
Нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В
ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть
те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних
заданий. Ребята из класса, с которым я работаю два с половиной года, регулярно
сдают экзамены GDS по предметам. И этот класс показывает не плохие результаты
выделилось группа учащихся которые целенаправленно готовятся к сдаче
вступительного экзамена по предмету, то есть планируют связать свою дальнейшею
жизнь с английским языком. О результативной работы также свидетельствуют
стабильные неплохие показатели качества знаний. В 7,8,-ом классах наблюдаются
рост качества знаний.
2005
|
56%
|
50%
|
42,8%
|
50%
|
52,6%
|
|
2006
|
69%
|
57,3%
|
47%
|
65%
|
57%
|
|
Виды игр.
Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению
иностранного языка, являются активные формы уроков. К таким урокам относятся:
урок-конференция, пресс-конференция, урок-диспут, урок-семинар, урок - заочное
путешествие, урок защиты профессий и так далее [8, 53].
Указанные уроки включаются в общий цикл уроков, проводятся на
завершающем этапе работы над темой или параграфом. Их цель - совершенствование
ранее приобретенных учащимися навыков и умений устной речи (говорения и
слушания).
Ролевые игры. Одним из эффективных способов
создания ситуации, способствующей общению, а именно говорению, на иностранном
языке называют урок - ролевую игру [8, 68].
Обучающие возможности урока - ролевой игры велики и
заключаются в следующем:
1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель
общения, так как предполагает подражание действительности в ее наиболее
существенных чертах.
2. Урок - ролевая игра, а также ролевая игра как фрагмент
урока, обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.
3. Ролевая игра предполагает усиление личностной
сопричастности ко всему происходящему.
4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы
при усвоении языкового материала - эмоции, связанные с определенными фразами и
ситуацией создают благоприятные условия для запоминания.
5. Ролевая игра способствует формированию учебного
сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.
6. Ролевая игра имеет образовательное значение.
Ф.М.Рабинович, а также Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская - авторы “Настольной книги
преподавателя иностранного языка” отмечают, что ролевая игра придает учебному
общению коммуникативную направленность, укрепляет мотивацию изучения
иностранного языка и повышает качество овладения им.
Ролевая игра-это импровизированный спектакль, в котором
участвуют все ученики класса. Каждый ребенок выступает в интересной для него
позиции. Игровую роль он выполняет без какого-либо внешнего воздействия. Она
становится для играющего внутренней необходимостью, а правила игры- внутренними
правилами для самого себя . наблюдаются стремление желание играющего к
максимальному проявлению личных качеств и возможностей для выполнения
требований роли. В процессе такой игры происходит повышение активности,
самостоятельности, инициативы и творчества детей. Ролевая игра изменяет
характер действий и поведения ребёнка. Ролевые игры могут быть разными как по
игровым, так и по дидактическим задачам
Эта форма вызывает наибольший интерес учащихся.
Уроки-конференции могут быть проблемными,
тематическими и читательскими. Конференции по иностранному языку проводятся по
заданным ситуациям в форме ролевой игры (действующими лицами выступают
учащиеся). Конференции требуют длительной подготовки и активного участия в них
всех учеников. Учитель выбирает нескольких учеников с высоким уровнем обученности,
которые помогают ему составлять план проведения конференции, определять вопросы
для обсуждения. Учащиеся готовят наглядные пособия к уроку, выпускают
стенгазету, организуют выставки книг по изученной теме. Подбирают литературу к
конференции, организуют индивидуальные и групповые беседы с участниками будущей
конференции. Учитель помогает ученикам составлять развернутый план их
выступлений, выделять основные положения высказываний, делать краткие выводы из
них. К этой работе привлекаются также консультанты, которые распределяют
поисковые задания между группами учеников.
Варианты пресс-конференций могут быть различными, например,
проходить в виде встреч:
1) с путешественниками;
2) с героями литературных произведений;
3) с деятелями искусства.
Перед участниками конференции ставится речевая задача, она и
роли учеников обусловливают речевое поведение школьников. В ходе урока -
пресс-конференции ученики тренируются в монологической речи, в умении задавать
проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на
вопросы. После проведения урока - пресс-конференции ученики могут поделиться
своими впечатлениями о ней в специальном выпуске стенной, радио- или фотогазеты.
При проведении уроков - конференций-диспутов следует очень внимательно выбирать
темы. Они должны носить дискуссионный характер, звучать остро, проблематично,
так как цель диспута - формирование общественного мнения в коллективе по
обсуждаемой проблеме. Предметом обсуждения во время диспута может стать жизнь
молодежи в нашей стране и за рубежом, наука, литература, искусство, музыка в
странах изучаемого языка и в нашей стране.
Урок-диспут (от лат. рассуждать, спорить) всегда
предполагает спор, столкновение различных точек зрения. Предметом диспута
должна быть проблема, которая вызывает интерес учащихся, желание высказаться.
Грани между беседой, конференцией и диспутом подвижны. Если
нет предмета спора, а есть лишь выступления, дополняющие и уточняющие те или
иные взгляды, нет и диспута, а в лучшем случае — обычная беседа или конференция.
Диспут может перейти в дискуссию по обсуждению наиболее актуальных для учащихся
вопросов, выбор которых можно провести с помощью анкетирования.
Кроме урока-конференции, урока-диспута к активным
нетрадиционным формам проведения урока относят урок-экскурсию или урок -
заочную экскурсию.
Игры-путешествия. Эти игры рекомендуются для учащихся
подросткового возраста . Педагогические исследования показывают, что отношение
школьников к учению зависит от того, насколько учитель ориентируется в
организации учения на их психологические особенности. Подросткам свойственны
стремления к самостоятельности, признанию сверстником, тяга к романтическому,
героическому, что, по их мнению, отсутствуют на обычных школьных уроках. Учет
этих особенностей не только оправдывает, но и утверждает применение такой формы
урока, как путешествие. Правила игры. Для проведения игры ребята разбиваются
на команды(не менее трех) и отправляются в путешествие, цель которого вполне
конкретна и, безусловно, интересно подростком. Между командами объявляется
соревнование на быстроту достижение цели. Возможна организация игры-путешествие
без соревнование команд, но тогда обязательно необходимо предусмотреть личное
первенство.[11c23-24]
Заранее рисуется карта похода, на которой указывается все
промежуточные пункты следования. Побеждает та команда, которая первой,
преодолев все препятствия, прибывает к финишу. Анализ психолого-педагогической
и методической литературы показал, что из активных действий, из оперирования
знаниями поступают импульсы, укрепляющие познавательный интерес [8, 12]. Это
позволяет нам придти к заключению, что игровые активные формы проведения уроков
способствуют повышению качества обучения, замена традиционной формы организации
уроков вовлекает учащихся в “предлагаемые обстоятельства”, усиливает “личную
сопричастность” каждого ученика к происходящему на уроке, создает общий
побудительный фон к деятельности, учит школьников работать с книгой,
способствует самореализации, проявлению креативности, самостоятельности и,
таким образом, способствует повышению мотивации изучения иностранного языка.
Приложение.
8 класс Форма: Урок-путешествие.
Тема урока "Our world is wonderful".
Задачи урока:
Познавательный аспект:
•овладение и отработка новых лексических единиц (НЛЕ) по
теме «Путешествие»;повторение времен и степеней сравнения прилагательных.
Развивающий аспект:
развитие памяти и внимания, умение работать в команде;
развитие навыков аудирования и умения писать под диктовку.
Воспитательный аспект:
• воспитание чувства партнерства, любознательности,
стремления доводить дело до конца.
Наглядные пособия: магнитная доска, карточки с заданиями (раздаточный
материал), «дорожные карты» с новыми ЛЕ, сувенирные календарики.
Технические средства: компьютерное презентация о способах
путешествия, диск с записью походной песни.
Организационный момент (приветствие, предъявление темы).
Teacher (T): Hello, my dear boys and girls! I am so happy
to see you. The theme of today's lesson is "Our world is wonderful".
So, let's begin...
Your task for today was to learn a new song,
"My Bonny".(Звучит музыка песни "My
Bonny", но слова другие.)
My teacher is at the table,
And my thoughts are over the sea.
We're doing just what we are able.
Oh! Bring back my brains to me!
Chorus: Bring back, bring back,
Bring back my brains to me, to me.
Last lesson, I slept on my chair,
Last lesson, I slept all along,
Last lesson, I slept everywhere.
And I dreamed that my teacher had gone.
Chorus: Sweet dreams, sweet dreams
I hope that my dreams will come true!
T: Why are the words in this song so strange?
Pupil (P): We don't like studying! It's boring!
T: What would you like to do then?
Ps: We'd like to play!
We'd like to travel!
T: You like traveling! And what do you know about traveling?
Учащиеся читают цитаты известных людей о путешествиях.
Travel makes a wise man better, and a fool worse. Thomas
Fuller
I should like to spend the whole of my life in traveling
abroad,
If I could anywhere borrow another life I will spend
afterwards at home. William Ha
A wise traveler never despises his country. Carlo Go.
Travel is ninety percent anticipation and ten percent
recollection. Edward Street
To travel hopefully is a better thing than to arrive. Robert
Louis Stevens
• T: Would you like to travel right now? Ps: Yes! Of course!
Показываю мини презентацию о способах путешествий.
Т: Traveling is very important nowadays. Millions of people
travel long distances to go abroad. They use planes, trains, cars, and ships to
reach their destinations. We are going to go to visit Great Britain. Our trip
is beginning.
Анализ (со слов учеников записываю на доске различные виды
транспорта и при этом обращаю внимание на предлоги).
Введение НЛЕ, связанных с подготовкой к путешествию.
на экране находится таблица с новыми ЛЕ. Учитель предъявляет
лексику с комментариями и примерами: путешественник, рюкзак, зонт, спички,
компас, солнечные очки, дорожная карта, аптечка, фотоаппарат, карманный фонарик,
палатка).
Введение в речь НЛЕ (ориентирование по таблице).
- (путешествие по таблице с новыми ЛЕ направо,налево, вверх,
вниз. По команде учителя дети, следя за маршрутом, находят ЛЕ и переводят
фразы.
Example: Учитель: Начинаем путешествие от слова trip. Ученики читают найденное слово:
Учитель предлагает перевести, например, фразу «У меня нет аптечки». И далее
идет работа с остальными ЛЕ.
Формирование команд и выбор той команды, которая начнет игру.
Детям раздаются «маршрутные листы» с НЛЕ, карточки с
толкованием слов и предлагается соотнести слова с толкованием, который
находится на обороте карточки. Matching или можно поиграть игру «Password» с толкованием слов.
Станция . «Заполним рюкзак».
Каждый член команды называет предмет, который можно положить
в рюкзак, а за ним следующий, повторяя это слово, но д0бавляет «свой предмет».
Обращаем внимание на конечную букву: lamp-packet-tent-toys
Та группа которая скажет последнее слово выигрывает.
Стация
story chain«shopping». Take turns to repeat what happened yesterday, and add
something new, including a verb. If the students forget the sequence, that
student is out of the game, e.g. T: yesterday I bought a ticket for 100$
A: yesterday
I bought a ticket for 100$ and found 10$
B: Yesterday I bought a ticket for 100$ and found 10$, I put
it in my pocket
Restart the activity when the sequence gets too long.
Станция. «Велосипед». Учащимся предлагается задание: найти
антонимы к глаголам движения.I will give them worksheets. “Opposites”:
Станция 5. «Корабль», Задание: сравнить путешествие на
корабле с другими видами путешествия, используя сравнительную степень.
Каждый член команды составляет по одному предложению,
используя такие прилагательные, как comfortable, rapid, agreeable, dangerous,
lent, etc.
Станция 6. «Турист ». Учащимся предлагаются фразы,
необходимые туристу.
The object of the game is for students carry out the
instructions in the order they appear on the streets. I will copy to each
student an appropriate information card for each of these students according
their role.
Станция. «Музыка» (походная песня), физкультминутка. Все
вместе с учителем поют походную песенку.
Подведение итогов игры. Дети подсчитывают баллы Команда
победитель получает волшебную палочку.
Учитель показывает карту : Великобритании,
мы с вами прибыли в страну английского языка, узнав много
необходимых слов для путешествия. (Запись новой лексики в словари).
Задание на дом: Находка клада и вывод.
Обобщающий урок-конференция
11 класс
План урока-конференции
Цель: обобщить лексико-грамматический материал по теме "What
Helps You to Enjoy Yourselves?"
Задачи: 1) активизировать лексико-грамматические модели в
построении высказывания-мнения, высказывания-рассуждения,
высказывания-описания;
2) развивать инициативную речь, навыки написания писем,
статей с разной коммуникативной целью;
3} развивать воображение, творческую активность, умение
слушать.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент (10 мин.)
Teacher: Good morning! Glad to see you! Sit down, please.
Ученики готовятся к уроку.
2. Фонетическая зарядка (2,5 мин.)
Teacher: Look at the blackboard. Read the words written on
it, ("Make visible what, without you, might perhaps never have been
seen." - Robert Bresson)
What comes to your mind? How can you explain these words?What
does Robert Bresson mean? In what situation might he say them? What professions
do these words describe best?
Ученики обсуждают, высказывают мысли.
3. Вводное слово(1 мин.)
Teacher: Today at the lesson you'll try to "make visible
what, without you, might perhaps never have been seen". Actually it won't
be a lesson. It'll be a conference and you won't be pupils. Some of you are
going to be the representatives of famous film companies while the others will
be very efficient independent experts.
You have been working in pairs. One of you has made a review
and the other a critical analysis of the same film. Do not forget to use the expressions
we've learnt and that you can speak under 3 minutes. Let's start.
Ученики слушают, готовятся к конференции.
4. Проверка домашнего задания
Конференция (31 мин.)
Teacher: Dear colleagues! 1 greet you at our conference whose
purpose is to assess some films produced by your companies, the films which
in your point of view are worth speaking about. So let's start!
1.With great pleasure I'd like to present.... from Paramount
Pictures.
Thank you! And now we'll listen to ... your independent
expert.
2.I'm happy to introduce United Artists and its representative ...
The critic of ... it's time for you!
The next company doesn't need any presentations - New Line
Cinema. Their expert...
And last but not least Miramax. ..., you are welcome!
Unfortunately their independent critic isn't here. So please
make notes to be able to speak about the film.
Thanks! Who wants to speak?Any ideas? I think that all the films which have been mentioned
today, are perfect. We are looking forward to seeing new ones produced by the
presented companies.
Ученики выступают с подготовленными дома сообщениями.
5. Выставление оценок (10 мин.)
Teacher: And I must say that your speeches were perfect too.
Thank you! Your marks are...
.Практика аудирования (5 мин.) Представление (сценка)
Teacher: Millions of people all over the world admire the
films we've just discussed. They have become famous thanks to very hard work of
very talented directors and brilliant actors. You know that a very competitive
audition precedes the filming.
Let's see a small performance about the audition, then please
point out the mistakes of the young actor and give him some advice. (The
performance)
Ученики разыгрывают сценку.
Teacher: Mistakes?
Практика говорения "giving advice"
Teacher: Your advice? (If I were you, I'd..., What about..,?,
He should/could/ought to, How about + Vmg, Why doesn't he...?, I strongly
advise him, The best thing he could do is to...)
Ученики называют ошибки. Дают советы.
7. Задание на дом (5 мин.)
Teacher: Now about your homework. I'll give you envelopes,
please don't open them. There is your homework inside them.
You must write an article or a letter. Now we'll discuss each
task.
Task
You are Arnold (the young actor). Please, write a complaint
letter to your mother about today's audition. You are the director. After today's audition you have decided
to write a script about Arnold (the young actor).
Write it in brief. You are a journalist. Write an article giving rules to
those who are going to an audition, and those who are going to be actors.
You are a cameraman. Write a letter to your friend about your dull work, about
famous actors and about stupid young actors at auditions, who you have to
shoot. You are a journalist. Write a critical article about auditions. You
are a cleaner. Make a typical entry into your diary
about today's audition.
You are a receptionist. Write an encouraging letter to Arnold (the young
actor). Give him some advice.
You are an actress (Susie). Write a gossip letter to your friend
describing Arnold (the young actor) and today's audition.
Teacher; Now please open your envelops and read your task. Are you satisfied? Does
everybody understand the homework?Ученики обсуждают домашнее задание.
8. Окончание урока (10 мин.)
Teacher: The lesson is over. Thank you! Good-bye!
Ученики прощаются.
УРОК ПО ТЕМЕ
"HEALTH IS THE GREATEST WEALTH"
Урок по теме "Health is the greatest wealth" (учебник английского языка
для VI класса, авторы В.П. Кузовлев Н.М. Лапа, др.).
Образовательная:То activate reading, speaking and writing skills on the topic
"Health is the greatest wealth".
Воспитательная:сформировать правильное понятье о здоровом
образе жизни.
Развивающая
- активизация речемыслительной
деятельности и творческих спо собностей учащихся.
коммуникативная- формирование иноязычного общения в ходе
решения поставленной коммуникативной задачи.
Plan of the lesson:
I. The beginning of the lesson. (Pupils greet their
teacher.)
II. Teacher (T): Is there anything more important than
health? I don't think so. You can't be good at your studies or work well when you are ill. So the topic of our lesson is
"Does health depend on you?". Children, will you read the epigraph to
our lesson?
Pupils (Ps): Health is the greatest wealth.
T; How do you understand it?
Ps ; Здоровье - величайшее богатство
T: Of course, physical exercises are very important in this
sense. Some of you go in for sports. Please answer my questions: What kind of sports do you go in
for? What docs it give you?
T: Besides going in for sports every body must know simple rules about
keeping
fit. Let's see how to be fit.
On TV set I will show presentation with photos and questions.
And possible answer after students answer.(review of 4 types of questions)
-Do you do your morning exercises every
day?
How often do you clean your teeth?
Do you clean your teeth after a meal or before it?
Tell me how often we must visit a dentist.
What can you say about walking?
What rule do you know about getting up and going to bed?
What about washing hands?
What food must you eat to be healthy?
- Do you have medical checks very often? V T: I'm glad that you
know something
about the healthy way of life. But there are many other
factors that influence our health.
a) Read the text. (A teacher reviews home-reading.)
b)
Strategy Tea party.
The steps in tea party.
Make the cards. I will make them cards with excerpts from a
informational book that students are reading.
Practice reading. Students practice reading the excerpts to
themselves several times until they can read them fluently.
Share excerpts. Students move around the classroom, stopping
to read their excerpts to other students. When students pair up, they take
turns reading their excerpts. After the first student reads, both students
discuss the text; then the other student reads and both students comment on the
second student’s text. Then students move apart and find other classmates to
their cards to.
Share excerpts with the class. students return to their desks
after 10-15 minutes, and teachers invite several students to talk about what
they learned through the tea party activity.
Indoor pollution
People have known since ancient times that there is a link
between pollution and poor health. Many scientists believe our health is in
trouble, because we have had polluted land, air and water for too long. But
most citizens have the greatest contact with toxic pollutants not outside but
inside their homes, offices and cars. Many cities have air filled with
pollution called smog. This pollution is so bad that the sky looks brown, not
blue.
The main sources of indoor pollutants are right under
people's noses - dry-cleaned clothes, dusty carpets, fumes from cooking and
heating and cigarette smoke. Of course this list is incomplete.
Indoor air and house dust are full of poisons that can be
carried in on people's shoes. Carpets are most troublesome. They contain
dangerous pollutants and bacteria, even if people vacuum them regularly. Wiping
one's feet on a door-mat reduces the amount of pollutants in a carpet by a
factor of six. But if you remove your shoes before entering it is even more
effective. These acts are very simple, but useful.
Now translate the words into English: древний, связь,
загрязнение, плохое здоровье, ученые, верить (полагать), в опасности,
загрязняли, горожане, ядовитые.
Т: Find the names of seven illnesses, five accidents and
nine parts of the body in the crossword/
Keys:
1 illnesses: appendicitis, toothache, the flu, stomachache,
cold, headache, earache
5 accidents: cut, burn, hurt, electroshock, broken leg
9 parts of the body: arm, eye, ear, forehead, leg, foot,
head, neck, shoulder
VI. Т: How would you act in situations like this. Act out
dialogues.
- Mother asks her son what the matter is. He's got a
headache. They are talking about his temperature. Mother advises him to take
some home remedies.
- Brother says he won't go to school tomorrow. Sister
asks him about the reasons. He's got a temperature. He thinks it's the flu. She
asks him if he has called the doctor. He answers that he's waiting for the doctor
to visit. Daughter asks her mother where her insurance policy is. Mom wonders
what the matter is. She's got an earache and needs to see the doctor.
Two friends meet. One of them feels awful. The friend wonders
what the matter is with him. He feels sorry about that and gives advice about consulting the doctor
and home remedies.
7)Best advice.(will be given cards)e.g. The temperature outside gets
lower and lower and in winter people may suffer from hypothermia What does it
mean? It means a
very low body temperature (below 35 degrees). Will you give advice on how to
treat people with hypothermia.
- move a victim to a dry place replace wet clothes with dry
give a warm (not hot)drink
- place a victim in a warm (not hot) bath if he is
well enough
VIII Write a note for the teacher, explaining why you can't
come to school.
There are different situations in life, give a piece of
advice.
What should a person do if
I have a headache:
I have a cough;
I have a burn;
I can't go to sleep;
I have a cut. Suggested answers.
If you've got a headache, you should drink herbal tea or just
have a rest.
If youVe got a cough, you should drink warm milk or take some
honey.
If you have a burn, you should put the burn under cold water,
but don't put ice on the burn.
If you can't go to sleep, you should drink a large glass of
warm milk.
If you have a cut, you should use a bandage.
You must/mustn't
- try to get medical help - let the victim walk
- warm the victim by - rubbing his/her skin
- give the victim alcohol
- warm the victim by
- applying direct heat
XI. T: Finally we'll discuss the question:
- How to keep fit?
Divide into two groups and think about your common opinion.
(During the discussion the teacher can turn on some nice
energetic music like "Hypodinamia" sung by V. Eeontyev.)
Then pupils present their projects.
Сценарий ролевой игры по теме "Cinema"
10 класс. Form of the Game: Panel Discussion on TV
Subject of the Discussion: film "The Lord of the
Rings",
released by New Line Cinema
Цели игры:
- коммуникативная- формирование иноязычного общения в
ходе решения поставленной коммуникативной задачи.
- образовательная - расширение кругозора учащихся,
обогащение содержания
страноведческих знаний;
- воспитательная - воспитание уважения к культуре
стран изучаемого языка и толерантного сознания, формирование культуры
интеллектуального труда;
- развивающая - активизация речемыслительной
деятельности и творческих способностей учащихся.
Characters:The host - H.Peter Jackson (Producer) - P.J. Viggo
Mortensen (Aragorn) - V.M. Elijah Wood (Frodo) - E.W. Orlando Bloom (Legolas) -
O.B* John Rhys-Davies (Gimli) - J.R.-D. Ian McKellen (Gandalf) - LM. Liv Tyler
(Arven) - L.T. Fans, journalists
Ladies and Gentlemen, welcome to our studio Today in our
"Everything about..." series we are going to talk about "The
Lord of the Rings" which is considered to be the film of the century!
Meet the team which presented us such a miracle!
Ведущий представляет гостей.
H: We are waiting for questions from the audience and our
viewers. Our contact phone number is 55-66-00. My first question is for Peter
Jackson. How do you feel about the film?
P.J.: My idea about "The Lord of the Rings" is
this: I'm sure that all events of the book took place in real life. I mean this
feeling appears when you finish reading it. And that's why I consider these
films more as historical then as fantasy ones. I wouldn't have dared to create
such a film, if it weren't "The Lord of the Rings", The world of the
book is so wonderful, exciting and charming, that I think it is worth spending
3.5 years of my life on.
Н : Oh, we have a question from the audience.
J.: Peter, was it difficult for you to deal with young and inexperienced
actors?
PJ.: First of all, I can't say they're inexperienced. Elijah,
for example, has taken part in about 8 films and worked, with such masters as
Kevin Costner and Mel Gibson. I remember that several days after the beginning
we were shooting a scene where hobbits entered a city inhabited by humans.
These creatures, no taller than a meter, found themselves among gigantic men
and women. Elijah looked so frightened and stunned that I really believed he
was a creature twice as short as normal people.
JE.W.1 Thanks, Peter. As for me, it was wonderful to work
Peter and the others. Peter was ready to listen to all Ideas
and we had meetings where we discussed scenes and characters. Our ideas were
taken into consideration and we felt a part of the process.
V.M.: I met a lot of friends here, and especially 1 found
much in common with Sean Beano, Orlando Bloom. The members of our Fellowship
even made a tattoo, it is an Elvish number "nine", and we were
supposed to keep it secret, but someone let the cat from the bag. Actually, 1
suspect Frodo, he's a bit talkative.
E.W.: Oh, it wasn't me! Don't get at me, I'm a poor hobbit,
and all these tall people...
O.B.: Well, and every time like this! As for me, it was a
great honor to work together with such Masters as Sir Ian McKellen and Sir Ian
Holm. It was the time of fantastic non-stop nightmare, we all were charmed by
the book and turned into a crowd of Tolkien fans and it was wonderful.
Fan: My question is to Sir McKellen. You are considered to be
a highbrow actor. How did you come to Hollywood?
LIVL: Well, I've played a lot of parts in the theatre and on
TV: Macbeth, King Lear, Adolf Hitler, poet John Keats, even Russian tsar
Nicolas the Second, but Hollywood producers thought that I'm too great for
their films! (Laughs) But sometimes they turned for help when they couldn't do
themselves, for example, I took part in "Gods and Monsters1' and was even
nominated for an Oscar! But they've spoilt me! Look, where Т am filming now:
the X-men! (Laughs)
Fan: Do you mean you regret that you've played the part of
Gandalt?
UV1: Oh never, not at all! It was a chance to try something
new. I'm really fascinated with Gandalf's character: wise, strong-willed, kind,
experienced.
J.: My question is to Orlando. Why did you decide to be an
actor?
O.B.: I wanted to become an actor when Т was nine. At that
time I was in love with a very pretty girl and I dreamed to fly and rescue her
from something terrible. When I learned that Superman was an actor, my first
thought was: "It is for me!" So I can say that I became an actor
because of beautiful women.
H.: Well, about beautiful women. Peter, how did you manage
to find your Princess of Elves?
P.J.: Actually, it took us a long time to find an actress for
this role. I said to myself: "I need an actress more beautiful and perfect
than an ordinary woman". When I saw Liv, I understood that my dream had
come true. I was looking for an actress with such a nature, who is able to
understand the princess who fell in love with a mortal man and refused eternal
life for the sake of love.
Fan: Liv, you are extremely beautiful!
UT.: Thanks!
Fan: You were the most popular girl at school, weren't | you?
L.T.:Oh, strange as it may seems but no! was considered to be
the ugliest girl in my class. My classmates teased me and called 'liver
sausage'. 1 often: cried and my grand says that I came home all in tears.! All
my family tried to console me but I was in despair. Actually, I don't like to
remember my school life.
H.: Liv, you had to learn a lot of things for the film,
didn't | you?
L.T.: Yes, 1 learnt to ride a horse, speak Elvish and fight
with swords. It wasn't easy, but it was extremely interesting!
H.: Did you have any problems with communicating with your
partners? Did you quarrel?
L.T.:Oh, of course, not! From this point of view the work was
rather easy. But all of us were very tired,
V.M.: 1 agree, I got tired so much that I had some sort of
hallucination. I really believed that Liv was the Princess of Elves.
J.R.-D.: As for me, 1 think we would have done nothing with
the film, if it weren't lor two people - Peter and Viggo.
E.W.: Viggo was a real source of inspiration for all of us,
and an example of a real professional. Even when we had days off, he took a
horse and went practicing. ( V.M. looks very confused}
V.M.: Thanks but actually I could have done nothing without you.
IL: John, and how do you feel about the film?
J.R.-D,: Well, it was great, but unfortunately, I had a lot
of problems with make-up, a false beard and all that stuff. I had some sort of
allergy and the skin on my face was badly hurt. I had to wait for 2-3 days
before making the next shot.
H.: Unfortunately, dear guests, audience and viewers, the
time of our program is over. Thank you for having been with us. Next time we
are meeting with the Famous Three: Daniel Radcliff, Emma Watson and Rupert
Grant! Send your questions and welcome to our studio! Watch us on Channel 5,
on Saturday, 27, at 17.00. Bye and see you!
(Music sounds)
Джон Леннон, Джордж Харрисон, Ринго Стар, Пол Маккартни -
назовите их команду одним словом. (The Beatles)
Кто такие "beefeaters"? (стражники лондонского
Тауэра)
Официальная резиденция британской королевы. (Букингемский
дворец)
Автором какого произведения является известный английский
писатель Льюис Кэрролл? ("Алиса в стране чудес", "Алиса в
Зазеркалье ")
Что такое "kilt"? (клетчатая шотландская юбка)
Кто написал Книгу Джунглей! (Р.Киплинг)
Где живет Лохнесское чудовище? (озеро Лох-Несс)
Денежная единица США? (доллар США)
Денежная единица ВБ? (фунт стерлингов)
Денежная единица Канады? (канадский доллар)
Как называют парк, где животных держат на воле, а посетители
рассматривают их из машин? (сафари)
Старая крепость в Лондоне, которая когда-то была дворцом,
затем тюрьмой, сейчас - музей? (Тауэр)
Предместье Лондона, где проводятся знаменитые теннисные • турниры?
(Уимблдон)
Что изобрел Грэхем Белл? (телефон)
Что можно делать в день Гая Фокса без опасения быть наказанным?
(жечь костры, устраивать фейерверки и т.д.)
ЭТАП 3
DO YOU KNOW?
Вопросы задаются на английском языке сразу обеим командам.
Ответ даётся по очереди командами, а затем сообщается правильный ответ. Баллы
зарабатывают или нет обе команды.
1. What is the symbol of the UK?
a) a thistle b) a red rose c) a daffodil
Who helps schoolchildren to cross the street near their
school?
a) a policeman b) a lollipop man c) a fireman
What's the name of the Queen of GB?
a) Maria b) Victoria c) Elizabeth
4. What's the nickname of New York?
a) Big Apple b) Big Pie c) Big City
5. Who is the President of the USA?
a) G.W. Bush b) Kennedy c) Clinton
6. Where is the statue of admiral Nelson?
a) London b) Paris c) Washington
7. Who was the first W. Disney character?
a) Micky Mouse b) Oswald Bunny c) Donald Duck
8. What is the largest city of the USA?
a ) New Orleans b) New York c) Chicago
ЭТАП 4
ENGLISH LOTTO
На столе раскладываются карточки разных цветов, что
означает разные группы вопросов, например: фиолетовые - лексические вопросы,
белые -грамматические вопросы, жёлтые - задания на перевод слов и выражений...На
лицевой стороне каждой карточки - количество баллов, которые можно
заработать. Чем сложнее задание - тем выше балл. Все команды за тот этап должны
взять равное количество карточек одинакового цвета. Но ещё интереснее, если предоставить
командам право брать карточки по желанию, тогда азартные игроки будут брать карточки
с большим баллом, а осторожные - с меньшим, но выиграть-то хочется всем.
задания лексической группы: (5 баллов)
Назовите...
1. месяцы,I. дни недели,5. части тела,1. названия болезней,5.
виды транспорта
3. школьные предметы,1. черты характера,I. цвета
Задания на перевод:
I. Догадайтесь о значении слова "grapefruit". (1
балл) I. Догадайтесь о значении слова "windsurfing". (1 балл)
5. Вспомните значение слова "magazine". (2 балла)
I. Вспомните значение слова "firework". (2 балла) 5. Переведите фразу
"Happy End". (2 балла) 5. Переведите фразу "Milky Way". (3
балла) ?. Переведите предложение "You should regularly
wash your face with cold water". (3 балла) 3. Переведите
предложение "Sometimes we quarrel
with each other at school". (4 балла)
Задания грамматической группы.
I. Чего не хватает в предложении "Mrs. Piggle-Wiggle
lives in our town, she has dog Wag and a cat
Lightfoot"? (2 балла) l. Чего не хватает в предложении
"Mercy and her
mother good friends, because they understand each
other"? (3 балла) 5. Найдите 2 ошибки. "Manx cat's
got four leg, and no
tail. It eats meat and drinks milk." (4 балла) \.
Найдите 2 ошибки. "Ted are very honest and
straight. All classmates like her." (4 балла)
Составьте предложение
"Prehistoric/woman/on/legs/ -
strong/walked/muscular/feet/flat/and". (4 балла)
Составьте предложение
"If/have/you/a headache/ should/I/you/advise/drink/tea/herbal". (5 баллов)
ЭТАП 5
ТВОРЧЕСКИЙ
Каждая команда представляет своё творчество — драматизацию,
стихи, песни и т.п. Этот этап можно, но не обязательно оценивать. Но лучше,
конечно, оценивать. Ведь дети готовились заранее и от степени их подготовки,
ответственности может зависеть исход игры. Жюри подводит итоги, объявляет
победителей, вручает дипломы.
Комментарий: данное мероприятие занимает примерно 40 минут,
а больше и не надо: дети устанут от обилия заданий и им станет неинтересно.
Можно, конечно, и разнообразить конкурсы (особенно, если иметь в виду 1-3
этапы). По опыту можно сказать, что такой вариант -оптимальный для такого
возраста. Что касается "простоты " вопросов на заданий (как это может
показаться), то учтём, что дети изучали английский лишь один год.
Использование технологии обучения
в сотрудничестве при работе
над разными текстами - образцами монологических высказываний
на совершенствования навыков иноязычного общения,
"English VII", Unit3, p. 60 ex. 16
Theme: "Great Britain: a Country of
Traditions"
Aims:
- образовательная - расширение кругозора учащихся,
обогащение содержания
страноведческих знаний;
-воспитательная - воспитание уважения к культуре стран
изучаемого языка и толерантного сознания, формирование культуры
интеллектуального труда; развивать такие качества, как сотрудничество,
доброжелательность, ответственность каждого и чувство коллективной
ответственности, толерантности.
- развивающая - активизация речемыслительной
деятельности и творческих способностей учащихся.
- коммуникативная ~ формирование кросскультурной
компетенции в рамках заявленной темы урока;
Каждый участник группы (home group) получает свой текст для
чтения: "SPRING", "SUMMER", "AUTUMN" или
"WINTER", - т.е. существует возможность дифференциации сложности
заданий в соответствии с уровнем языковой подготовки учащихся. Внутри одной
группы дети работают над разными текстами. После прочтения текста учащиеся из
разных групп, работавшие над одним и тем же материалом, встречаются и
обмениваются информацией (expert groups). Это так называемая "встреча
'экспертов". Затем они возвращаются в свои группы (home groups) и по
очереди рассказывают о том, что узнали. Далее следует проверка понимания
другими членами группы прослушанной информации, для чего могут быть
использованы вопросы как из учебника, так и предоставленные учителем, а также
тестовые задания типа "True-False". "Сильным" ученикам
можно предложить самостоятельно составить вопросы к тексту или разработать
тестовые задания. В заключение учащиеся должны оценить работу всех членов
"home group", записать результаты в лист контроля и сдать его
учителю.
Great Britain: a Country of Traditions
Just like families have their own traditions, so do countries.
It's common knowledge that the British are lovers of traditions. Each season in
Britain is connected with various colorful traditions, customs and festivals.
SPRING
St. David's Day. March 1st is a very important day for Welsh
people. It's St. David's Day. He is the "patron" or national saint
of Wales. On March 1st, the Welsh celebrate St. David's Day and wear daffodils
in the buttonholes of their coats or jackets.
May Day. May 1st was an important day in the Middle Ages, the
celebration of summer's beginning. For that day people decorated houses and
streets with branches of trees and flowers. In the very early morning young
girls went to the fields and washed their faces with dew. They believed this
made them beautiful for a year after that. Also on May Day the young men of
each village tried to win prizes with their bows and arrows. People put up a
striped maypole decorated with flowers and danced round it. Some English
villages still have maypole dancing on May 1st.
SUMMER
The Trooping of the Colour. The Queen is the only person in
Britain with two birthdays. Her real birthday is on April 21st, but she has an
"official" birthday, too. That's on the second Saturday in June. And
on the Queen's official birthday, there is a traditional ceremony called the
Trooping of the Colour. It's a big parade with brass bands and hundreds of
soldiers at Horse Guards' Parade in London. The Queen's soldiers, the Guards,
march in front of her. At the front of the parade is the flag or
"colour". The Guards are trooping the colour. Thousands of Londoners
and visitors watch Horse Guards' Parade. And millions of people at home watch
it on television.
Swan lapping. Here's a very different royal tradition. On the
River Thames there are hundreds of swans. A lot of these beautiful white birds
belong, traditionally, to the King or Queen. In July the young swans on the
Thames are about two months old. Then the Queen's swan keeper goes, in a boat,
frosty London Bridge to Henley. He looks at all the young swans and marks the
royal ones. The name of this custom is Swan Upping.
Highland Games. In summer, Scottish people traditionally meet
together for competitions called Highland Games. After Queen Victoria visited
the games at Brae mar in 1848, the Brae mar games became the most famous
tradition in Scotland. Today thousands of visitors come to see sports like
tossing the caber (a tall pole is thrown into the air as a test of strength) or
throwing the hammer. The games always include Scottish dancing and bagpipe
music. Henley а town on the Thames to toss the caber бросать бревно
(спортивное состязание)
AUTUMN
The State Opening of Parliament. Parliament governs modern
Britain. But traditionally the Queen opens Parliament every autumn. She travels
from Buckingham Palace to the Houses of Parliament, in a gold carriage - the
Irish State Coach. At the Houses of Parliament the Queen sits on a throne in
the House of Lords. Then she reads the Queen's Speech. At the State Opening of
Parliament the Queen wears a crown and crown jewels.
Guy Fawkes Day. November 5th is Guy Fawkes Day in Britain. AH
over the country people build wood fires, or "bonfires", in their
gardens. On top of each bonfire is a straw man. That is a figure of Guy Fawkes.
He was one of a band of conspirators who wanted to blow up the Houses of Parliament
and kill King James I and his ministers. However, the plot failed, Fawkes was
caught on the 5th of November 1605. The conspirators were executed and Britain
has celebrated Guy Fawkes night since then. Before November 5th, children use
their guys to make money. They stand in the street and shout "Penny for
the guy". Then they spend the money on fireworks.
WINTER
Up-Helly-Aa. The Shetlands are islands off the coast of
Scotland. In the ninth century the Vikings from Norway came to the Shetlands.
They came to Britain in ships and took away gold, animals and sometimes people.
Now, 1000 years later, people in the Shetlands remember the
Vikings with the festival, which they call "Up-Helly-Aa". Every
winter people of Zerwick, the capital of the Shetland Islands, make a model of
a Viking long ship with the head of a dragon at the front. Then, on Up-Helly-Aa
night in January, the Shetlanders dress in Viking clothes and carry the ship
through the town to the sea and burn it there. The festival is a party for the
people of the Shetland Islands.
Carol Singing. Originally, carols were songs performed with
dancing at Christmas and other festivals. They were often sung outside houses
by costumed actors called Mummers. Many of today's carols have been written
since the 19th century as Christmas hymns celebrating the birth of Jesus
Christ.
Make home groups. Read one of the texts carefully. Find out
more information about British traditions.
Answer the questions individually.
Text 1. "SPRING"
What holiday is a very important day for Welsh people?
What flower do people wear on St. David's Day?
Is May Day an important celebration nowadays?
How did people celebrate May Day in the Middle Ages?
What is "maypole dancing"?
Text 2. "SUMMER"
What person has got two birthdays?
What ceremony is traditionally held on the Queen's official
birthday?
How can you explain the word "color" in this text?
1)Does the Queen's swan keeper mark all the swans on the Thames?