Направления использования информационных технологий в олимпийском движении

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,11 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Направления использования информационных технологий в олимпийском движении

Направления использования информационных технологий в олимпийском движении

Кандидат педагогических наук Д.А. Кружков Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Внедрение информационных технологий в олимпийское движение является требованием времени. В последнее время было опубликовано много трудов, однако очень немногие авторы касались в своих публикациях возможностей использования информационных технологий в сфере физической культуры, спорта и олимпийском движении. Анализируя опубликованные материалы, можно условно подразделить их применение на три ветви:

- информационное обеспечение спортивных мероприятий, их освещение, презентация и рекламная деятельность;

- помощь в росте спортивного мастерства, проведении и, что более важно, в судействе спортивных мероприятий;

- олимпийское образование как способ донести идеи олимпийского движения до молодого поколения.

Цель нашей работы - теоретическое обоснование основных направлений и возможностей использования информационных технологий в олимпийском движении.

Объект исследования - олимпийское движение.

Предмет исследования - направления использования информационных технологий в олимпийском движении.

Анализируя первое направление , можно сказать, что история олимпийского движения как всемирного культурно-спортивного события отражает и эволюцию информационных технологий. С момента своего возрождения в 1894 г. Международный Олимпийский комитет (МОК) начал поиск эффективного средства всемирного распространения идеалов и принципов олимпизма, а также сведений об Олимпийских играх. В начале века это были только книги, газеты и журналы, затем в 20-е гг. к ним прибавилось радио, с 1936 г. - телевидение, а в начале 90-х гг., в период повсеместного внедрения новых информационных технологий, в этот процесс включилась глобальная компьютерная сеть Интернет [1-4]. Бесспорно, традиционные средства массовой информации пока держат первенство, поскольку являются мощным средством, которое можно использовать для агитации и пропаганды гуманистических идей и принципов олимпизма.

Вторым важным направлением является помощь информационных технологий в повышении спортивного мастерства, проведении и, что не менее важно, в возможном в недалеком будущем судействе соревнований.

Человеку, не знакомому с гуманистической сущностью олимпизма, заложенной Пьером де Кубертеном, может показаться, что постепенно Олимпийские игры превращаются в самую мощную индустрию зрелищ и развлечений, что наносит непоправимый вред развитию олимпийского движения, нарушая его принципы и разрушая саму олимпийскую идею. Несмотря на то что зрелищность спорта - одна из самых ярких и привлекательных его ценностей, зависимость оценки спортивного результата в некоторых видах спорта от субъективного мнения судей и зрителей приводит к конфликту и нравственной деградации в этих видах спорта.

В настоящее время на передовые позиции выходят компьютерные технологии, перед которыми ставится задача по созданию эффективных систем программно -методического, научного, информационного ресурсного обеспечения идей олимпизма и просвещения населения. Уже сейчас существуют системы активного мониторинга двигательной деятельности и биомеханических характеристик движений человека, основанные на применении средств компьютерного видеоанализа и моделирования "эталонной" для каждого конкретного человека техники выполнения движений [2, 4]. Они применяются тренерами в подготовке профессиональных спортсменов и отборе талантливой молодежи. Например, уже на протяжении полутора лет кубанские батутисты тренируются с использованием подобной системы, разработанной и запатентованной сотрудником НИИ проблем физической культуры и спорта КГУФК Д.А. Романовым. Все это говорит о том, что в скором будущем возможно применение автоматических экспертных систем в судейской и тренерской деятельности для повышения ее эффективности и беспристрастности. Необходимо сказать, что данные системы будут комплексными, т.е. включающими весь спектр новейших технических разработок в тензометрии, видеоанализе и электро-физиологическом оборудовании.

Третья ветвь - просветительская, отражающая способ донесения идеи олимпийского движения до молодого поколения. Поскольку в рамках традиционного физического воспитания справиться с данной задачей чрезвычайно трудно, встает вопрос о создании новых теоретических и технологических подходов к преобразованию прикладного использования средств физической культуры и спорта для освещения культурных основ спортивной деятельности.

Сегодня процесс повышения интереса к спорту и включения детей и молодежи в физкультурно-спортивную деятельность может достигаться созданием on-line уроков победителей различных состязаний на новом техническом уровне. Как показали последние исследования, интерес к спортивным сайтам в настоящее время резко возрос. Поэтому сейчас на передовые позиции выходят интернет-технологии, дающие возможность создания эффективных систем программно-методического, ресурсного обеспечения просвещения населения. Не остается в стороне и олимпийское движение.

В 1996 г., на Играх XXVI Олимпиады в Атланте (США), свет увидел первый официальный сайт, набравший за короткий период рекордное число посещений (почти 190 миллионов) и ставший одним из самых крупных ресурсов в мире на то время. А еще через 2 года сайт зимних Олимпийских игр в Нагано после регистрации 634 млн посещений (и рекордной цифры 110 414 посещений в минуту) был назван "самым популярным событием в истории Интернета", а его разработчик (IBM) попал в книгу рекордов Гиннеса как мировой рекордсмен Интернет-трафика.

Стремительно растет число специализированных спортивных сетевых ресурсов. Отрабатываются приемы и технологии реализации различных проектов в новом информационном пространстве. На сайтах МОК, оргкомитетов ИГР, Олимпийского комитета России, большинства национальных олимпийских комитетов уже присутствуют разделы по истории олимпизма и олимпийскому образованию. Это говорит о том, что олимпийское движение старается максимально эффективно использовать новое средство для подобной деятельности и что уже сейчас оно органично вписывается во всемирное информационное пространство.

В заключени е можно сделать следующие выводы:

1. Внедрение телекоммуникационных технологий в сферу олимпийского движения в ближайшее время может привести к интеграции информационного обеспечения в единый ресурс. При этом данный процесс не должен заменить собой традиционные источники информации, и МОК уже принял соответствующие решения в этом направлении (решение о разграничении прав на телевизионные и мультимедийные трансляции Олимпийских игр).

2. Существующий уровень развития программно -аппаратных средств вполне позволяет начать в ближайшем будущем практику электронного судейства с использованием информационных технологий. В основу может быть положен видеоанализ траектории перемещения биомеханического профиля спортсмена с определением ее соответствия расчетной "эталонной" технике.

3. Сетевые информационные технологии являются ценным средством олимпийского образования молодого поколения. Использование Интернета может объединить в этом направлении усилия всех субъектов олимпийского движения.

Список литературы

1. Кружков Д.А., Истягина-Елисеева Е.А. Основные направления паблик рилейшнз в Международном олимпийском движении // Теория и практика физ. культ. 2001, № 7, с.15-17

2. Романов Д.А., Лысенко В.В. Использование видеоанализа при оценке спортивной техники//Тез. межрегион. конф. Краснодар, 2004, с. 81-83.

3. Павлов С.О. Информационное обеспечение Олимпийских игр //Тез. конф. вузов Юга России. Краснодар, 1999, с. 96-98.

4. Федоров М.Е., Кружков Д.А. Информационные технологии в олимпийском движении: Матер. сессии молодых ученых и студентов М., 2004, с. 34-38.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!