Состояние здоровья и мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов при различных факторах риска
Состояние здоровья и мотивация
физкультурно-оздоровительной деятельности студентов при различных факторах
риска нейросоматических заболеваний
Кандидат биологических наук И. В. Ефимова, Московский
государственный университет им. М.В. Ломоносова
В
настоящее время наблюдается существенное ухудшение здоровья студентов [8,9,
11].
Сравнительное
изучение состояния здоровья студентов различных вузов показало, что при
поступлении в любой вуз студент вынужден адаптироваться к комплексу новых
факторов, специфических для высшей школы [12].
Кроме
того, сама учебная деятельность студента за последние годы настолько
изменилась, что его адаптационно-компенсаторные механизмы не справляются со
всеми нагрузками [1]. А это, в свою очередь, приводит к истощению и срыву
адаптации, что служит основой болезни [5]. Некоторые авторы связывают проблему
ухудшения состояния здоровья студентов на данном этапе с неспособностью
молодежи противостоять изменившимся социально-политическим и экономическим
условиям общества [3].
В
то же время формирование потребностей в физическом и психическом здоровье
является определяющим в физическом воспитании студентов. Чтобы процесс
формирования этой потребности был эффективным, он должен быть осознанным.
Анализу данного положения и была посвящена настоящая работа, в которой изучали
взаимосвязь субъективных представлений о состоянии физического и психического
здоровья и целях занятий физкультурно-оздоровительными упражнениями студентов,
имеющих различные факторы риска нейросоматических заболеваний. Как указывают
многие авторы [7,10], в структуре их хронических заболеваний преобладают болезни
нейрогенной этиологии.
Методика.
В
исследовании принимали участие 258 студентов (106 юношей и 152 девушки) II
курса разных факультетов МГУ, занимающихся в группах ОФП подготовительного
отделения.
Для
анализа состояния их здоровья использовалась анкета, которая содержала 109
вопросов, направленных на выявление у студентов психологической и эмоциональной
дезадаптации, вегетативных расстройств, психосоматических заболеваний,
наследственной предрасположенности к данным заболеваниям, а также
психотравмирующих ситуаций.
С
целью исследования мотивационной сферы физического воспитания у студентов был
проведен опрос с помощью второй анкеты, в которой требовалось ответить на
вопрос: "Что для Вас является наиболее важным в процессе физического
воспитания?" Каждый студент должен был из тридцати ответов выбрать пять
наиболее значимых для него и проранжировать их. Все варианты ответов можно было
разделить на четыре блока:
характеризующие
форму проведения занятий;
связанные
с потребностью в физическом самосовершенствовании; потребностью в
самоутверждении; характеризующие здоровье и потребность в улучшении здоровья и
работоспособности, в психической реабилитации.
Полученные
данные анализировались на компьютере IBM PC AT с использованием статистического
пакета социологических исследований SPSS.
Результаты
исследования и их обсуждение. Проведенный анализ выявил у 57,4% студентов
подготовительного отделения наличие различных психотравмирующих ситуаций; у 72%
студентов наблюдается наследственная отягощенность в отношении соматических
заболеваний нейрогенной природы. Отмечается низкая физическая активность у 36%
студентов и 70,9% студентов, эпизодически занимающихся физкультурой и спортом.
Анкетирование
выявило (табл. 1) относительно высокий процент лиц с такими жалобами, как наличие
тревоги и неудовлетворенность работой (46%), частое внутреннее напряжение
(41%), рассеянное внимание (27%), повышенная утомляемость (35%), повышенная
раздражительность (32%), "комок" в горле (35%).
Таблица
1. Результаты анкетного опроса студентов подготовительного отделения МГУ
Анализируемые признаки
Похожие работы на - Состояние здоровья и мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов при различных факторах риска
|