транспортный налог (ст. 14 Налогового кодекса РФ).
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляю-щих деятельность в РФ через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
В целях настоящей главы иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в РФ порядком ведения бухгалтерского учета (ст. 374 Налогового кодекса РФ).
Местные налоги и сборы
Местные налоги - это налоги, которые устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.
Самая многочисленная группа - местные налоги и сборы.
В числе налогов:
налог на имущество физических лиц;
земельный налог;
налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
налог на рекламу;
налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Помимо них в данную группу входит значительное число всевозможных сборов.
Платежи данной группы различаются между собой по порядку установления и взимания.
Так, налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательс-кой деятельностью, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом их конкретные ставки определяются законодательством субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами РФ.
Налог на содержание жилищного фонда и объектов жилищно-культурной сферы имеет соответствующее целевое назначение.
Налог на строительство промышленных объектов и курортный сбор могут быть введены органами местного самоуправления, на территории которых находится курортная местность.
Кроме того, по решению представительных органов местного самоуправле-ния могут устанавливаться следующие платежи:
налог на рекламу с юридических и физических лиц;
налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров с юридических и физических лиц;
целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;
сбор с владельцев собак, уплачиваемый физическими лицами;
лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями с юридических и физических лиц;
лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
сбор за выдачу ордера на квартиру;
сбор за парковку автотранспорта с юридических и физических лиц;
сбор за право использования местной символики, вносимый производителями продукции;
сбор за участие в бегах и на ипподромах с юридических и физических лиц;
сбор за выигрыш на бегах;
сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
сбор за право проведения кино- и телесъемок;
сбор за открытие игорного бизнеса с юридических и физических лиц;
сбор за право торговли.
С введением законодательным органом власти субъекта РФ налога с продаж не должны взиматься многие из перечисленных местных налогов и сборов: налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбор за право торговли, налог на перепродажу автомобилей и др., в общем количестве 16 платежей.
Перечисленные платежи относятся к источникам доходов местных бюджетов.
Необходимо подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Дополнения к Закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. особо подчеркивают эту характеристику налоговой системы РФ. В соответствии с ними органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. По смыслу данной нормы и упомянутого Закона в целом это ограничение, помимо органов государственной власти, распространяется и на органы местного самоуправления. Следовательно, на территории Российской Федерации действует единая система налоговых доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закрепляется законодательством РФ. Такая позиция закреплена и в НК РФ, согласно которому не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные им (п. 5 ст.12).
Таким образом, законодательство РФ закрепило порядок установления налогов и сборов и других платежей, исходящий из принципа единства их системы и прерогативы представительных органов государственной власти и местного самоуправления на установление всех этих платежей независимо от их уровня.
Налоговое правоотношение
Налоговое правоотношение - вид финансового правоотношения, то есть общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.
Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания.
В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физические лица), органы Министерства РФ по налогам и сборам, федеральные органы налоговой полиции, кредитные организации. В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица), которые перечисляют налоги с заработной платы своих сотрудников.
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение - обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.
Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.
Законодатель предусматривает факты, наступление которых влечет за собой прекращение налогового правоотношения.
Права и обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщики имеют право:
получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом;
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения
по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
требовать соблюдения налоговой тайны;
требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
другие права.
Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами.
На налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством возлагаются следующие обязанности:
уплачивать законно установленные налоги;
встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;
в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели, помимо перечисленных обязанностей, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
об открытии или закрытии счетов - в 10-дневный срок;
обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Права и обязанности налоговых органов
Налоговые органы имеют право:
требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом;
производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;
осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества; определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном Налоговым кодексом;
контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;
привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; создавать налоговые посты в порядке, установленном Налоговым кодексом;
предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите; о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий); в иных случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом;
другие права, предусмотренные Налоговым кодексом.
Вступая в налоговые правоотношения с налогоплательщиками и другими лицами, налоговые органы обязаны:
соблюдать законодательство о налогах и сборах;
осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
соблюдать налоговую тайну;
направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора.
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в трехдневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Заключение
За десять лет своего существования налоговая служба России прошла в системе государственной власти путь от структурного подразделения в составе Минфина до федерального министерства, главной задачей которой является обеспечение наполняемости бюджета страны при четком выполнении налогового законодательства.
За это время при активном участии налоговых органов было создано новое налоговое законодательство, которое при всех имевшихся на начальном этапе его формирования недостатках обеспечивало сбор налогов, необходимых для финансирования первоочередных нужд экономики и социальной сферы.
Поэтому продолжается работа по упрощению механизма налогообложения, в том числе и в отношении платежей, устанавливаемых региональными (субъектами Российской Федерации) и местными органами. При простом и ясном налоговом законодательстве будет проще работать не только плательщикам, но и налоговым инспекторам.
Совершенствование налоговой системы происходит в направлении последовательного снижения налогового бремени с переориентацией налоговой нагрузки на конечного потребителя. Это благотворно влияет на улучшение финансового состояния предприятий и, как следствие, на их налоговую дисциплину.
Рыночные реформы, сопровождавшиеся первоначально спадом производства и высокой инфляцией, выдвинули в качестве главной задачи бюджетно-налоговой политики повышение собираемости налогов. Подобная ситуация предопределила приоритетность фискальной функции налоговой системы, инструментом реализации которой, как известно, являются, прежде всего, косвенные налоги.
Не вызывает сомнений, что с позиций фискального значения эти налоговые рычаги играют важнейшую роль. Вместе с тем из мирового опыта налогового регулирования известно о достаточно неоднозначном влиянии косвенных налогов на экономику. Реализуя свою фискальную направленность, они в наибольшей степени, чем другие налоги, препятствуют экономическому росту.
Необходимо учитывать, что сама продуктивность фискального потенциала косвенных налогов далеко не безгранична. Возможность наращивать объем поступлений в бюджет за счет косвенного налогообложения ограничена уровнем рыночных цен, которые сдерживаются спросом и конкуренцией. Пришедший на смену административному регулированию рыночный механизм формирования цен делает бесперспективным дальнейший упор на косвенные налоги, поскольку он способен привести лишь к новому витку инфляции, снижению конкурентоспособности продукции отечественных производителей и соответственно потере завоеванных позиций на внутреннем и внешних рынках.
Список использованной литературы
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(по состоянию на 15.03.2014)
.Закон «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.1991 N 2118-1
.Закон «О налоговых органах российской федерации» от 21.03.1991 N 943-1
. Беликова Т.Н. Все о налогах / Т.Н. Беликова. - СПб.: Питер, 2008.
.Евстигнеев Е.И. Налоги и налогообложение / Е.И. Евстигнеев. - 5-е изд.. - СПб: Питер, 2008.
. Фролова Т.А. Налогообложение предприятия. Конспект лекций. Таганрог: 2010
.Кушнир И. В. Финансовое право.Учебник.2010.
.Чиненов М.В. О Российской налоговой системе . - 2007.
.Мальцев В.А.Финансовое право.Учебник,2008
.Крохина Ю.Ф. Финансовое право России.Учебник. 2010
.Демин А.В. Налоговое право Росси: Учебное пособие. 2009.
. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. - 2008