Право как информационно-правовые технологии
Право как информационно-правовые технологии
В.И. Костенко, Фонд поддержки социально-экономических
демократических реформ, благотворительной и гуманитарной помощи в Омской
области
В
настоящее время происходят качественные изменения в области информации,
возникают новые информационные системы: международные, государственные,
региональные, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
т.д. Но дело не только в этом. Качественные изменения происходят как внутри,
так и вне информационных систем, которые все в большей мере становятся
технологичными, в них выделяются центральные и периферические подсистемы. В
составе последних тоже формируются обособленные информационные блоки.
Если
провести некоторые параллели между правом как информационной системой и иными
информационными системами, можно сделать вывод, что последние все в большей
мере формализируются и структурируются. Право через свои отрасли, институты
активно проникает в информационные системы.
Отмеченная
тенденция обусловлена тем, что с момента возникновения права общество постоянно
совершенствовало технологию реализации его норм, контроль за выполнением
предписаний. Сближение и взаимопроникновение правовой и информационных систем в
России происходит в значительной мере стихийно, особенно это заметно на уровне
региона (субъекта Федерации).
В
целях усиления сознательного влияния на всемерное развитие указанного процесса
интеграции в регионе предлагается создать акционерное общество
"Региональные информационно-правовые технологии". С помощью этой
формы можно обеспечить эффективное взаимодействие различных систем
(федеральных, субъектов Федерации, муниципальных, локальных), а также субъектов
(государственных и муниципальных органов), научных и учебных учреждений,
коммерческих структур, граждан.
Основными
задачами АО "Региональные информационно-правовые технологии" должны
стать:
1)
создание и развитие информационно-правовой инфраструктуры региона; 2)
систематическое совершенствование ее взаимодействия с информационными системами
других субъектов Федерации, зарубежных стран, а также с информационно-правовыми
системами, обслуживающими различные виды социально-экономической деятельности:
коммерческой, предпринимательской, финансовой, правовой, управленческой,
учебной, научной и др.
Особую
ценность данная структура может иметь для муниципальных образований и
муниципальных служащих.
Главными
направлениями деятельности по реализации основной задачи являются следующие:
1.Выход
на информационные системы регионов, зарубежных стран, коммерческих,
предпринимательских, финансовых, управленческих и др. структур.
2.Значительное
увеличение пропускной способности имеющихся у пользователей
телекоммуникационных сетей: факсимильная связь, электронная почта, электронные
биржи, совещания, переговоры, конференции.
Существующее положение
|
Задачи АО
|
Новые качества
|
Дефицит коммуникационных линий.
|
Многовариантное использование
существующих линий связи.
|
Значительное увеличение пропускной способности имеющихся у
пользователей линий связи.
|
Наличие в органах управления, на предприятиях и в
организациях большого количества средств вычислительной техники без выхода на
коммуникационные линии.
|
Многократное увеличение возможностей вычислительной
техники, выход на управленческие, коммерческие, предпринимательские,
банковские информационные системы других регионов.
|
Наличие несогласованной, многократно дублированной
информации, отсутствие информационных потоков.
|
Стандаризация информационных взаимодействий, организация
информационных потоков через существующие линии связи.
|
Унификация информационных взаимодействий, минимизация
дублирования информации. Получение информации непосредственно из первоисточников.
|
Ручной ввод информации, не позволяющий своевременно
обрабатывать и редактировать содержащиеся в ней данные.
|
Автоматизация ввода информации через имеющиеся у
пользователей линии связи.
|
Обеспечение информацией всех заинтересованных и подключенных
к линиям пользователей.
|
Отсутствие распределенных банков данных и унификации
взаимодействия уже существующих.
|
Организация распределенных банков данных посредством
связей с банками пользователей через существующие линии связи.
|
Подключение пользователей к удаленным, неоднородным базам
данных, сетям как внутри, так и вне региона.
|
Отсутствие необходимых объемов информации для создания
экспертных и прогнозирующих систем.
|
Внедрение технических средств, обеспечивающих доступ к
любой информации, находящейся у пользователей информационной сети.
|
Формирование экспертных, прогнозирующих систем принятия
решений.
|
3.Организация
информационных банков по различным видам социально-экономической и
управленческой деятельности в соответствии с имеющимися потребностями и заказами.
4.Разработка,
внедрение и обслуживание автоматизированных рабочих мест (АРМов) для
систематизации и анализа поступающей информации в целях принятия эффективных
управленческих, правовых, коммерческих и др. решений.
5.Разработка,
внедрение и развитие элементов автоматизированной системы управления (АСУ):
автоматизация сбора информации; оптимизация информационных потоков, создание
экспертных систем принятия решений, прогноза и моделирования ситуаций на основе
баз данных и знаний.
6.Обучение,
переобучение, подготовка специалистов для государственных органов, учебных
заведений, муниципальных образований, коммерческих, предпринимательских,
финансовых структур.
Подобный
подход к структуре АО обусловлен тем, что органы управления на региональном
уровне, особенно это касается муниципальных органов, сформировались тогда,
когда не было людей, знающих новые социально-экономические условия. Система
подготовки и переподготовки кадров на уровне региона еще не сложилась.
Комплектование штатов администраций происходило, во многом, традиционно -
принцип райкомов партии и райисполкомов по структуре, функциям и методам
работы. Именно поэтому важно иметь на уровне региона информационно-правовую
систему, которая сможет предоставлять данные для деятельности администраций, а
также собирать и обобщать ее результаты. Деятельность аппарата администрации
является устойчивой формой совместной работы группы людей, перед которой
поставлены цели и задачи, осуществляемые с помощью правовых норм.
Организационная
структура АО "Региональные информационно-правовые технологии"
Структура
технического обеспечения деятельности
Структура
технического обеспечения деятельности АО на региональном уровне должна
существовать независимо от технических структур на уровне государства. Можно
сказать, что техническое обеспечение информационно-правовой технологии
деятельности администраций является основным фактором развития экономических и
социальных процессов в регионе.
Это
обусловлено рядом факторов:
1.
В недалеком прошлом регион, будучи частью государства, самостоятельно не решал
экономические и социальные вопросы.
2.
Развитие самостоятельности регионов и органов местного самоуправления возможно
в той мере, в какой будут созданы и зафиксированы информационно-правовые
технологии деятельности администраций регионов.
3.
Регионы - специфическая подсистема государства, где реакции на социальные и экономические
процессы должны быть более адекватными происходящим в регионе процессам. В этом
состоит одна из главных задач и специфика регионального управления.
В
данной статье автор наметил лишь самые общие подходы к созданию
информационно-правовых технологий деятельности различных структур и групп
населения на региональном уровне.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/