Альтернативное разрешение споров: новинка или исконная традиция?
Альтернативное
разрешение споров: новинка или исконная традиция?
Илья
Александров, аспирант кафедры гражданского процесса и трудового права
юридического факультета БГУ
I. Введение
в тему
Из культур
народов стран мира до сих пор в ходу крылатые выражения вроде "худой мир
лучше доброй ссоры" (Россия), "Vergleichen und Vertragen ist besser,
als Zanken und Klagen" [1] (Германия). Издавна считалось, что
"в суде человек находится в руке Божьей, так же, как и в открытом
море" [2] - иными словами, случиться там может всё. Поэтому
примирение и мировая - средства, перешедшие нам вместе с мудростью предков,
которые нельзя оставить без внимания в их современном воплощении.
Проблема
эффективного и быстрого разрешения конфликтов всегда остро стояла перед
современной системой государственного правосудия. С уверенностью можно сказать,
что в настоящее время она получает все большую актуальность в связи с развитием
в ряде стран альтернативных методов урегулирования споров - посредничества
(медиации), консилиации (процедура примирения), а также некоторых связанных с
ними. В литературе традиционно называются преимущества посреднической процедуры
перед судебным разбирательством:
более широкие
возможности для достижения обоюдно приемлемого результата (видение конфликта во
всей гамме оттенков);
конфиденциальность
процедуры (отсутствие возможности у третьих лиц знакомиться с обстоятельствами
конкретного спора - гарантия сохранности коммерческой или личной тайны);
возможность
сохранить делове отношения с партнером, с которым возник конфликт, одновременно
сохранение собственного реноме в глазах третьих лиц, не обращаясь в суд;
экономия
денежных средств (отсутствие необходимости по уплате государственной пошлины за
судебные расходы) [3].
В Российской
Федерации, к примеру, существует большой объем дискуссионного материала
относительно перспектив развития ADR (Alternative Dispute Resolution) [4].
Большие надежды связываются при этом с развитием системы третейских судов - уже
ставшего традиционным [5] способа разрешения споров. Несколько
задержавшийся в Государственной Думе после прохождения первого чтения
российский законопроект, посвященный урегулированию в данном секторе, уже
реализован в виде Закона «О третейских судах в Российской Федерации» [6].
Следует отметить, что наибольшее развитие внесудебное урегулирование споров
получило в США: данное обстоятельство связано с особенностями практического
применения американского процессуального законодательства (чрезмерная
затянутость разбирательств), вопросами с оплатой услуг адвокатов (размер их
гонораров иногда составляет до 40 % от цены иска) и проч. обстоятельствами.
В Республике
Беларусь внесудебное урегулирование (коллективных) споров в принципе фактически
осуществлялось ранее только в сфере трудового права - специальными комиссиями.
С принятием нового Трудового Кодекса оно получило новое развитие в Гл. 36, где
уже прямо упоминается термин "посредничество" (правда, не дается его
определение) [7]. Что касается остальных отраслей права, где
правоприменительной практикой других стран выработан определенный опыт и методы
разрешения возникающих конфликтных ситуаций, то, образно говоря, перед нами
открывается невозделанная земля, в глубине своей весьма плодородная, но не
узнавшая труд человеческих рук.
II.
Актуальный уровень развития альтернативных методов разрешения споров
1) Отрасли
права, в которых альтернативное урегулирование споров дает наибольший эффект
Обратимся к
источникам и определим направления, по которым нужно и должно развивать
альтернативное урегулирование споров в Беларуси. Немецкие авторы, во многом
следуя американской традиции, но не теряя собственной национальной и
профессиональной идентичности, упоминают в частноправовой сфере семейное,
наследственное, арендное, уже упомянутое нами трудовое, а в особенности -
хозяйственное право (в особенности следующие подотрасли - право обществ,
договорное право (возобновление переговоров), конкурентное, а также страховое
право) [8]. В данных отраслях замена традиционного судебного
разбирательства процедурой примирения или посредничества может дать особенно
ощутимый эффект. Он непременно наступит при соответствующей подготовке и
квалификации посредников, а также информированности сторон об их правах и о
существующих возможностях, преимуществах и шансах, которые они могут извлечь из
заключения специального соглашения о разрешении спора в рамках примирительной
процедуры.
2) Посредники
(медиаторы)
Кто же такие
посредники, какой квалификацией они должны обладать и какие требования
предъявляются к лицу, выступающему в качестве нейтрального координатора
действий сторон, направленных на предотвращение конфликта?
В большинстве
своем такого рода услуги оказываются опытными юристами, которые уже имеют практическое
представление об особенностях гражданского оборота, а иными словами, способными
с помощью своего авторитета достигнуть компромиссного соглашения.
Посреднические услуги за рубежом также активно предлагаются лицами с дипломами
об экономическом образовании, однако такого рода процедура может оказаться
эффективной лишь в рамках отдельно взятой отрасли, где у посредника есть навык
работы, либо если консультации проходят с участием адвокатов сторон, которые в
состоянии быстро оценить предложения посредника с правовой точки зрения. Само
собой разумеющимися требованиями к посреднику являются незапятнанная личная и
деловая репутация, высокий моральный уровень, независимость и беспристрастность
при выполнении своих действий.
Другая
тенденция в сфере оказания посреднических услуг, в особенности в сфере
хозяйственного права, основана на их естественной связи со специализированными
учреждениями, которые способствуют осуществлению предпринимательской
деятельности - торгово-промышленными палатами. Учитывая то, что в ряде стран
при ТПП успешно работают третейские суды (внутренний и международный
коммерческий арбитраж), а также собственно существующую связь между
посредничеством и арбитражем, который в свое время считался инновативным
способом разрешения споров, отделы, которые оказывают услуги посредничества,
зачастую организационно взаимосвязанны с арбитражными судами. В качестве
арбитров в рамках коммерческого арбитража, и в качестве посредника могут
выступать одни и те же лица, которые имеют богатый опыт работы в экономике -
тем самым обеспечивается максимальный уровень компетентности, а также
возможность широкого выбора кандидатов на должность посредника для самих
сторон. Кроме этого, посреднический отдел при ТПП изначально вызывает у
сторон-новичков больше доверия, чем ежели какой-нибудь адвокат-одиночка. Мы
описали идеальный, на наш взгляд, вариант сочетания функций арбитража и
посредничества. В качестве примера такой деятельности в рамках
торгово-промышленной палаты можно привести Посреднический Отдел при ТПП
Берлина, который действует в соответствии с разработанным регламентом [9].
3)
Посредничество на международном уровне
Проблема
мирного разрешения конфликтов на межгосударственном уровне особенно остро стоит
в сфере международного публичного права. В СССР был написан целый ряд
монографий, посвященный такого рода деятельности [10]. Российские
авторы отмечают, что активно использовавшийся в публично-правовой сфере
институт посредничества постепенно перешел на частно-правовые отношения и
постепенно стал важным фактором их регулирования [11].
В настоящее
время еще рано говорить о сформировавшейся практике оказания посреднических
услуг сторонам из разных государств. Все же, процедура посредничества выявляет
наряду со своими преимуществами, также и целый ряд недостатков, а именно
невозможность принудительного исполнения достигнутого в ходе переговоров и
письменно сформулированного решения.
И как раз здесь
необходимо вспомнить о связи коммерческого арбитража и посредничества.
Предположим, что две стороны достигли в рамках примирительной процедуры
определенного соглашения и подписали его. Такое мировое соглашение, в
соответствии с законом, может быть удостоверено государственным судом - с
вынесением соответствующего решения. Однако если мы имеем дело с его исполнением
в каком-либо другом государстве, то появляется проблема со сроками и порядком
его признания компетентным иностранным судом. В этой связи более рациональным
способом стало бы обращение в ближайший коммерческий арбитраж (той же
Торгово-Промышленной палаты, где имела место примирительная процедура) с
заявлением вынести арбитражное решение, которое бы можно было признать и
обратить к исполнению в соответствии с Нью-Йоркской Конвенцией 1958 г. Такая
комбинация выгодна для сторон тем, что они могут в итоге получить документ,
который в достаточной мере будет гарантировать исполнение достигнутых
договоренностей (учитывая обстоятельство о ратификации Конвенции в большинстве
стран мира и ее положение о признании и прямом обращении к исполнению, без
проверки иностранного арбитражного решения по существу [12]).
III.
Перспективы развития альтернативных методов разрешения споров в Беларуси
Считаем, что
внесудебное урегулирование конфликтных ситуаций должно развиваться и у нас,
поскольку уже сделаны некоторые шаги в этом направлении, существует широкий
позитивный опыт за рубежом.
Уже было
упомянута возможность использования посредничества (медиации) в разрешении
коллективных трудовых споров.
Т. н.
"согласительное производство" ранее упоминалось в прежней редакции
Регламента МАС при Белорусской ТПП [13], при этом истец уплачивал
лишь 50 % от суммы арбитражного сбора. Произошедший отход от вновь
наметившегося направления в сфере альтернативных методов разрешения споров
нельзя оценить положительно. Вместе с тем представляется, что для привлечения
лиц, заинтересованных в мирном и цивилизованной разрешении споров, необходимо
принять отдельный посреднический регламент с подробным и детальным описанием
процедуры. Посреднический отдел может организационно входить в структуру Международного
Коммерческого Арбитражного Суда, согласно второму варианту его деятельность
можно заключить в рамки самостоятельного юридического лица, организационно
связанного с Торгово-Промышленной палатой и МАС.
Кроме этого,
необходима элементарная информация о существующих возможностях, которую следует
донести до конечного потребителя посреднических услуг - юридических лиц.
Хороший эффект могут иметь информационные письма, организация семинаров,
аналогичные данной публикации в прессе и т.д.
В Беларуси, в
отличии от РФ, деятельность третейских судов по рассмотрению гражданских дел
урегулирована в Приложении № 3 к новому ГПК [14]. Белорусский ХПК
пока не содержит аналогичных норм. В настоящее время в России уже принят и
активно реализуется закон "О третейских судах в Российской Федерации"
[15], который установил рамки их компетенции как по гражданским, так
и хозяйственным спорам. Принятие аналогичного акта либо дополнение
Хозяйственного Процессуального Кодекса специальным приложением о коммерческих
арбитражных (третейских) судах в Республике Беларусь позволило бы создать
своеобразную "смычку" между коммерческим арбитражем (третейским
судом) и посредничеством. Уже говорилось о сложностях применения посредничества
во внешнеэкономических спорах: его развитие должно начаться, на наш взгляд,
именно после возникновения правоприменительной практики в сегменте
правоотношений между белорусскими юридическими лицами.
Необходимо
также принять к сведению, что в ряде стран мира в гражданские процессуальные
кодексы уже внесены положения, который обязывают государственный суд всячески
способствовать мирному урегулированию спора [16]. Это еще раз
наглядно свидетельствует о том, что тенденция оптимизации процедуры
рассмотрения споров в пользу внедрения новых альтернативных методов дошла и до
государственной судебной системы, которая не так оперативно реагирует на
изменения в общественной жизни, как сектор негосударственных организаций,
предоставляющих аналогичные услуги.
Считаем, что
компетентным государственным органам и заинтересованным лицам следует обратить
особое внимание на существующую потребность в урегулировании нового для
Беларуси вида деятельности: посредничества в разрешении споров (медиации), в
первую очередь - хозяйственных.
Например, на
основании предоставленной ему законодательной инициативы [17] Высший
Хозяйственный Суд Республики Беларусь вправе разработать и внести на
рассмотрение парламента проект Закона об урегулировании деятельности третейских
судов, а также посредников (медиаторов) в разрешении правовых споров - в рамках
своей компетенции в сфере предпринимательской и иной хозяйственной
деятельности. С уверенностью можно сказать, что данная инициатива позволит
существенно сократить количество простых, отнимающих большое количество времени
рутинных дел, которые хозяйственные суды Республики Беларусь вынуждены
рассматривать в настоящее время на основании действующего законодательства. Как
следствие, уменьшится нагрузка на судей и возрастет качество рассмотрения более
комплексных споров.
Список литературы
[1] Мировые соглашения и переговоры лучше, чем раздор и жалобы
(дословн. перевод с нем.).
[2] Vor
dem Gericht und auf hoher See sind wir alle in Gottes Hand (нем.).
[3] Сравн. Bьhring-Uhle, Alternative
Streitbeilegung in Handelssachen, // W. Gottwald/D. Strempel, Streitschlichtung:
Rechtsvergleichende Beitrдge zur
auЯergerichtlichen
Streitbeilegung, Kцln,
Bundesanzeiger, 1995 //, S. 59.
[4] Например, Интернет-домены
www.adr.ru, www.adrr.ru содержат
полезную и интересную информацию общего плана для всех, кто интересуется
альтернативными методами урегулирования конфликтных ситуаций.
[5] Мнение Н. Г. Юркевича, Председателя МАС при ТПП РБ.
[6] Источник: официальный сайт Президента РФ, www.president.kremlin.ru .
[7] Сравн. ст. 382 ТК РБ.
[8] Hacke,
Der ADR-Vertrag, Verlag Recht und Wirtschaft, 2001, S. 28.
[9] Текст Регламента на немецком языке в Интернете: www.berlin.ihk.de (слово
"Schlichtung" при поиске по сайту).
[10] Сравн. Пушмин, Э.А., Посредничество в международном праве, М.
"Международные отношения", 1970.
[11] Брунцева, Е.В., Международный коммерческий арбирнаж, СПб. 2001,
Изд. дом "Сентябрь", с. 22.
[12] Ст. 3 Нью-Йоркской Конвенции "О признании и исполнении
иностранных арбитражных решений".
[13] Ст. 52 ч. 1 п. 1 прежней редакции Регламента МАС при Белорусской
ТПП.
[14] Приложение № 3 к ГПК РБ, сравн. законопроект "О третейских
судах в Российской Федерации" - в разд. I.
[15] Федеральный Закон РФ от 24.07.2002.
[16] Например, реформа немецкого ГПК, вступ. в силу с 01.01.2002 -
новая редакция § 278 о примирительном разбирательстве (ZPO-ReformG).
[17] Ст. 12 ч. 1 п. 6 Закона «О хозяйственных судах в Республике
Беларусь».