Неформалы
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОУ
СПО
БТТПП
РЕФЕРАТ
На
тему: «Неформалы»
Дисциплина:
«Социальная психология»
Выполнил:
ст.гр. 23ПВ
Худоян
Роза Амаровна
Проверил:
г.
Белогорск
2007
г.
I. Основная часть.
1).
Понятие "неформалы". "Неформалы" - кто они ?
Понятие
"неформалы", "неформалы" - кто они? Ответы на эти вопросы
неоднозначны, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К
тому же, бурная политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные
формирования, причем эти изменения зачастую касаются не только форм и методов
их деятельности, но и провозглашаемый целей. ФОРМАЛЬНОЙ обычно называют
социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью
социального института, организации, где положение отдельных членов строго
регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации
и объединения ничего этого не имеют.
НЕФОРМАЛЬНЫЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются
люди и дети, подростки и молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики?
Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников
- миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу
объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в
крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не
всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться
в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы
правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями
молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности
они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами.
Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от
загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают
реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему
борются с коррупцией. Стихийно возникающие молодежные группы именуют то
неформальными, то любительскими, то самодеятельными. С моей точки зрения,
наиболее адекватным представляется термин "самодеятельное движение".
И вот почему: во-первых, все они формируются на принципе добровольности и
являются организационно самостоятельными; во-вторых, в большинстве своем они
заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете на реальную отдачу.
Вот почему употреблявшийся первоначально термин "неформалы" является
не совсем точным и может быть использован только лишь относительно таких групп
и объединений, как "Хиппи", "Панки", "Металлисты"
и прочие другие группировки. Им характерен, чаще всего, спонтанный,
неорганизованный, нестабильный характер.
"Любителями"
же по традиции называют людей, посвятивших себя творчеству в непрофессиональной
форме, будь то сценическое или изобразительное искусство, коллекционирование,
изобретательство, общественная деятельность. Поэтому термин
"самодеятельные организации" по отношению к таким объединениям представляется
более оптимальным и может быть отнесен ко всем видам и направлениям молодежной
активности. Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с
государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации
по их значимости :
1.
Сотрудничество.
2. Оппонирование
и критика.
Все эти три
функции органически взаимосвязаны и не могут быть искусственно отменены.
Таким образом, я
думаю, что мы уже немного разобрались с вопросом : " Кто такие
"НЕФОРМАЛЫ"? Хотя это довольно короткое объяснение данного понятия,
все же я думаю, что суть более или менее ясна. Можно сказать еще более коротким
определением, которое постараюсь сформулировать сам: "НЕФОРМАЛЫ" -
это группа людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтанно для
достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.
Может быть, мое
определение не совсем полное и точное. Я просто попытался выразится кратко.
А). Экстернальная
культура.
Экстернальные
культуры существовали и существуют в разных обществах. Ранние христиане были
экстерналами в Римской Империи. В средневековой Европе - это многочисленные
ереси. В России - раскол.
Экстернальные
культуры аккумулируют определенные нормы и символику. Если основная культура -
это те нормы и символы, которые задают основной принцип упорядочения данного
общества, то в экстернальные стекается все, что осталось вне основного мифа -
самоописания общества.
Существует баланс
двух подсистем общества: контркультура немыслима и не существует без
официального общества. Они взаимодополнительны и связаны. Это одно целое. Для
такого рода выпавших культур можно предложить термин "экстернальные"
(от лат."externus"-чужой).Сообщества типа "Системы"
действительно отчуждены от общества, хотя и неотделимы от него. Сфера
экстернальной культуры включает, собственно, множество разных субкультур :
например криминальную, богемную, наркомафию, и.т.д. Они экстернальны в той
мере, в какой их внутренние ценности противопоставлены так называемым
"общепринятым". Их объединяет то, что все они - локальные
коммуникативные системы, расположенные вне рамок основной сети (той, что
определяет государственное устройство).
Если представить
общество в целом как иерархию взаимосвязанных позиций (статусов), то
"Система" окажется между позиций, то есть вне общества. Не случайно
общественным мнением и научной традицией она относится к сфере андеграунда (от
англ."undeground" - подполье),контр-культуры, или в отечественном
лексиконе было популярно еще словечко "неформалы". Все эти
определения указывают на внеположенность, для которой характерны приставки
"контр-", "под-","не-". Ясно, что речь идет о
чем-то противостоящем ("контр-"),не видимом и скрытном
(под-),неоформленном. Эта локализация вне структур общества вполне согласуется
и с собственно "Системным" мировосприятием.
Необходимо дать
характеристику "Системы", хотя бы самую общую, что бы можно было
представить, о чем идет речь. Но сделать это оказывается непросто. Привычных
черт сообщества здесь, кажется, нет. Сама "Система" категорически
отвергает попытки свести ее к какой-либо социальной схеме. Типичный пример ее
самоопределения - отрывок из статьи А. Мадисона - очень старого (олдового)
хиппи из Талина:
"Движение, а
его несравненно правильней было бы назвать сдвигом, не выставило ни громоздких
лидеров, облаченных в пуленепробиваемую харизму, не породило организаций,
объявивших священную войну всем и уж, конечно, в особенности друг другу за
право курировать нетленные мощи ортодоксии, наконец не подвело под эту
несуществующую ортодоксию никакой специальной хипповской философии, идеологии
или религии. Вместо идеологии с самого начала были заземлены идеалы,
формирующиеся достаточно просто - мир и любовь".
Действительно,
"Систему" нельзя определить ни как организацию или партию, ни как
общину или политическое (идейное, религиозное) движение. А как ее определить ?
Вне
общества.
Существует способ
определения сообщества через его место в социальной структуре. Что касается
"Системы", то ее типичный представитель находится в промежутке между
позициями социальной структуры. Скажем, один "олдовый пипл" из Пскова
так говорит о себе :
" На счет
работы: я работал на многих предприятиях, но понимал, что это не мое... Есть
одна работа, на которую я хочу попасть, она - моя.
Это - археология.
Там я мог бы работать даже бесплатно".(ЛенТВ, передача" Взгляд
",25 февраля 1987г.)
Характерно, что
он, с одной стороны, рабочий на заводе (это место, которое отвело ему
общество), но сам он себя с этим статусом не идентифицирует: " Это не
мое". С другой стороны, он считает " своим" делом археологию, но
такое самоопределение не санкционировано обществом. Соответственно этот
"пипл" оказывается в неопределенном положении и в отношении норм трудовой
деятельности, ведь нормы связаны со статусом. В общем, типичный пример
лиминальной личности, "подвешенной" между позиций.
В
"Системе" к кому не подойди, такой же промежуточный считает себя
художником, среди друзей известен как художник, а работает в котельной
кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без определенного места
жительства). Здесь таких большинство. Статус в собственных глазах не совпадает
со статусом в глазах общества. Принимаемые нормы и ценности иные, нежели
предписанные обществом. Система, объединяющая таких людей, оказывается в
результате сообществом, находящимся в промежутках социальной структуры, вне ее.
Процитируем еще раз упоминавшегося уже Мадисона, раз уж он сам взял на себя
роль хипповского историографа и теоретика : " Хиппизм, заявляет он, не
вступает во взаимоотношения с конституцией, его неуправляемые владения
начинаются там, где нет и в помине границ государственных. Эти владения
повсюду, где горит огонь творящей независимости".
Все без
исключения "пиплы" настаивают на своей непринадлежности к обществу,
или иначе - независимости. Это - важная черта "Системного"
самосознания. В.Тернер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к
"лиминальным сообществам ",то есть возникающим и существующим в
промежуточных областях социальных структур (от лат."лимен"-порог).
Здесь собираются "лиминальные" личности, лица с неопределенным
статусом, находящиеся в процессе перехода или выпавшие из общества.
Откуда же и
почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два направления. Первое: в
этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек
оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной
структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает
постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения
заложены в основе концепций В. Тернера,Т. Парсонса,Л. Фойера.
По Парсону,
например, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых -
"нетерпение" занять места отцов в социальной структуре А они
некоторое время еще остаются заняты. Но дело кончается втиранием нового
поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством Второе
направление объясняет появление выпавших людей сдвигами в самом обществе. У М. Мид
это выглядит так : " Молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому
ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили
к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, тех
позиций в ней нет ".
В периоды перемен
выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это задевает,
чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят через
контркультурное состояние (попадают в зону действий контркультуры).
Ни одна
"Система" не может охватить все без остатка. Неизбежно, что-то из нее
выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация, проникающая от
чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в сфере экстернальной
культуры.
Неопределенность
и самоорганизация: и так, "Система" - пример сообщества, куда
стекаются выпавшие из социальной структуры. Эти люди не имеют определенного
положения, прочной позиции - их статус неопределен. Состояние неопределенности
играет особую роль в процессах самоорганизации.
Сфера
неопределенности - те социальные пустоты, где мы можем наблюдать процессы
зарождения структур сообществ, превращение бесструктурного состояния в
структурное, т.е. самоорганизации.
Множество людей,
предоставленных самим себе, взаимодействуя, формируют схожие коммуникативные
структуры. Л. Самойлов, профессиональный археолог, волею судеб оказался в
исправительно-трудовом лагере. Он заметил, что в среде заключенных складываются
неофициальные сообщества со своей иерархией и символикой. Самойлова поразило их
сходство с первобытными обществами, иногда в плоть до мелочей:
"Я увидел -
пишет он, и опознал в лагерной жизни целый ряд экзотических явлений, которые до
того много лет изучал профессионально по литературе, явлений, характеризующих
первобытное общество"!
Для первобытного
общества характерны обряды инициаций - посвящения подростков в ранг взрослых,
обряды, состоящие из жестоких испытаний.
У уголовников это
"прописка". Для первобытного общества характерны различные
"табу". Абсолютное соответствие этому находим в лагерных нормах
определяющих, что "западло"... Но главное сходство - структурное:
"На стадии
разложения - пишет Л.Самойлов, многие первобытные общества имели трехкастовую
структуру, как наше лагерное ("воры" - элита, средний слой - "мужики"
и аутсайдеры - "опущенные"), а над ними выделялись вожди с боевыми
дружинами, собиравшие дань (как наши отбирают передачи) ".
Схожая структура
известна в армейских подразделениях под названием "дедовщина". То же
и в молодежной среде больших городов. Например, когда в Ленинграде появились
металлисты, у них сложилась трехслойная иерархия: четко выраженная элита во
главе с общепризнанным лидером по кличке "Монах", основная масса
металлистов, группировавшихся вокруг элиты, и наконец - случайные посетители,
забредавшие в то кафе, где они собирались, послушать "металлическую"
музыку. Эти последние не считались настоящими металлистами, оставаясь в статусе
"гопников", то есть ни в чем не разбирающихся, чужих. Именно
"исключенные" сообщества демонстрируют закономерности самоорганизации
в наиболее чистом виде. Здесь минимум внешних влияний, от которых исключенное сообщество
отгорожено коммуникативным барьером. В обычном же коллективе трудно выделить те
процессы, которые идут в самом сообществе спонтанно, то есть относятся
собственно к самоорганизации.
Б) Поле
символики.
Символ
А. м. греч.
сокращенье, перечень, полная власть символ правосудия. Кулак символ
самовластия. Треугольник символ св. Троицы.
Б. (от греческого
symbolon - знак, опознавательная примета),
1) в науке
(логике, математике и др.) то же, что знак.
2) В искусстве
характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности,
выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа
неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью
своего содержания.
В. Греч. слово to
sumbolon (sun - с, boloV - бросание, метание; sumballein - совместно нескольким
лицам бросать что-либо, напр. рыбакам сети при ловле рыбы) позже стало означать
у греков всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для
известной группы лиц, напр. для поклонников Цереры, Цибелы, Митры. Тот или иной
знак (sumbolon) служил также отличием корпораций, цехов, разных партий-
государственных, общественных или религиозных. Слово "С." в житейской
речи заменило более древнее слово shma (знак, знамя, цель, небесное знамение).
Еще позже в Греции sumbolon называли то, что на Западе наз. lagritio - номер
или билет на получение бесплатно или по уменьшенной цене хлеба из казенных
складов или от щедрых богачей, а также перстни.
Существует еще
другой способ определения (или представления) сообщества, кроме как через его
локализацию в социальной структуре : через символику. Именно так обычно
происходит на уровне обыденного сознания или журналистской практики. Пытаясь
выяснить, кто такие "хиппи" (или панки и проч.), мы, прежде всего,
описываем их знаки.
А.Петров в статье
"Пришельцы" в "Учительской газете" изображает тусовку
волосатых:
" Лохматые,
в залатанной и сильно потертой одежде, иногда босые, с холщовыми торбами и
рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными антивоенными лозунгами, с гитарами и
флейтами парни и девушки прохаживаются по скверу, сидят на скамейках, на лапах
бронзовых львов, поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживленно беседуют,
поют в одиночку и хором, закусывают, покуривают "...
Если
присмотреться, то оказывается, что это " непосредственное впечатление
" на самом деле целенаправленно вычленяет из наблюдаемой реальности
символику тусовочного общества. Практически все, что упоминает А.Петров, служит
у волосатых опознавательными знаками " своих ". Здесь символика
внешности : лохматая прическа, потертая одежда, самодельные сумки и.т.п. Затем
графическая символика: вышитые цветы (след Цветочной революции, породившей
первых хиппи), антивоенные лозунги, типа :" Любите, а не воюйте"! -
знак важнейшей ценности этой среды - пацифизма, ненасилия.
Поведение,
описанное в приведенном пассаже: неторопливые прогулки, свободное музицирование,
вообще преувеличенная непринужденность - то же знак. Это все форма, а не
содержание общения. То есть первыми в глаза бросаются знаки принадлежности к
сообществу. И именно их описывают, желая это сообщество представить. И
действительно, наличие особой символики, расцениваемой как " своя ",
есть уже безусловный знак существования коммуникативного поля, некоего
социального образования.
А.Коэн, например,
вообще определяет сообщество, как поле символики:
" Реальность
сообщества в восприятии людей ,- пишет он,- заключается в их принадлежности...
к общему полю символов ". И далее :" Восприятие и понимание людьми их
сообщества...сводится к ориентации по отношению к его символизму ".
Наличие своей символики создает возможность образования общности, поскольку
обеспечивает средство коммуникации. Символ - оболочка, в которую упаковывается
"своя" информация. В таком виде она отличима от чужой, а
следовательно, возникает разница в плотности коммуникативных связей внутри той
сферы, где действует символ и вне ее. Это и есть сгущение контактов, на базе
которого формируются социальные структуры.
Насколько это
справедливо для Системы? Сложилось ли на базе ее символики социальное
образование? Как уже говорилось, Систему нельзя назвать в полном смысле
группировкой: в ее недрах постоянно идут перегруппирования, исчезают одни
объединения и формируются новые. Люди переходят из группы в группу. Это,
скорее, некая среда общения. Тем не менее, Систему можно рассматривать как
сообщество, поскольку присутствуют такие признаки, как общий язык (сленг и
символика), сеть коммуникаций - личные связи, поверхностные знакомства (лица на
тусовке примелькались так, что уже подсознательно узнаешь "своих").
Есть общие нормы
и ценности, а также модели поведения и формы взаимоотношений. Присутствует и
Системное самосознание, которое выражается, в частности, в самоназваниях. Их
есть несколько. " Системными " или " системщиками " ее
представители называют себя редко, да и то с иронией. Чаще всего - " пипл
" (от англ."people"-люди, народ ).Иногда просто люди :
" Мне один
человек вчера сказал...",- понимать надо так, что именно Системный сказал.
Сленг и символика
составляют основу внутренней коммуникативной среды Системы, отделяя ее от
внешнего мира. При этом символика системы чрезвычайно эклетична, в ее фонде
можно встретить символы, пришедшие из разных религиозных групп ( например, от
кришнаитов или баптистов), молодежных и рок течений (атрибуты панк-рока или
тяжелого метала), а также различных общественно-политических движений:
пацифизма, анархизма, коммунизма и проч.
Система обладает
особенностью впитывать чужую символику и, перекодируя, включать в свой фонд.
Надо различать носителей одной и той же символики, принадлежащих к Системе и не
принадлежащих к ней. Например, есть панки в Системе, тусующиеся вместе с хиппи,
и панковские группировки вне ее. Последние совсем не причисляют себя к Системе
и даже, бывает, приходят бить " пиплов ".Точно так же есть Системные
и несистемные металлисты, буддисты, битломаны и проч.
Итак, наличие
общей сети коммуникаций с обслуживающим ее собственным языком, а также общего
самосознания, норм и ценностей позволяет говорить о Системе как о сообществе
(еще не зная его структуры).
Традиция.
Но особенно
существенно для нас, что в рамках этого сообщества сложилась своя традиция,
основная главным образом на устных механизмах передачи. Каждый два-три года в
Системе сменяются «поколения» на арену выходит новая когорта молодежи. Люди
меняются, а традиции Системы остаются: воспроизводятся те же основные нормы
отношений и ценности, такие как "свобода", "любовь" (в
кавычках, потому что этим понятиям предается особый, Системный смысл); новички
осваивают сленг и используют Системные символы, так что внешне они мало чем
отличаются от своих предшественников. Воспроизводятся фольклорные формы:
поговорки, анекдоты, частушки, легенды, и предания. Таким образом, мы имеем
здесь традицию, способную к самовоспроизводству. Существует не только система
коммуникативных связей на синхронном уровне, но и диахронные каналы
коммуникации. Носители традиции определяют ее возраст примерно в два десятка
лет: двадцатилетие торжественно праздновалось 1 июня 1987 г. Это точка отсчета,
конечно, мифологическая (считается, что первое июня 1667 года первые хиппи
вышли в Москве на Пушкинской площади на улицу и призвали отказаться от
насилия):
"Они, -
рассказывает один из олодовых хиппи вышли, и сказали: Вот мы - представители
этого движения, это будет система ценностей и система людей". Тогда
возникло слово "Система". Не случайно выбрана и дата - День защиты
детей: "Было, - продолжал тот же олодовый, - сказано: Живите как дети, в
мире, спокойствия, не гонитесь за призрачными ценностями... Просто приход был
человечеству дан, что бы могли остановиться и задуматься, куда мы идем...
"Живите как дети" - это суть системного мировосприятия, и многое в ее
символике связанно с образами детства. "Поколения" здесь меняются
через два- три, иногда четыре года. С приходом каждого из них Системная
традиция пополняется новой символикой. Каждое поколение приходит как новая волна:
в начале были хиппи, они составляли ядро Системы теперь их последователей чаще
называют волосатыми или «хайрастые» (от англ. hair-волосы);пришли панки, потом
металлисты, затем люберы (и др., отмеченные так же символикой уходящего
Советского Союза). Каждая волна приносит свои атрибуты