, а не руководителя.
Внимательно выслушайте и оцените все идеи, учтите в плане все разумные предложения, используйте ваше искусство убеждать несогласных.
Затем согласуйте с каждым сотрудником его индивидуальное задание и утвердите план в окончательном виде с фиксацией временных и функциональных ориентиров.
Поддержка и мотивация
Люди работают лучше, когда чувствуют, что их индивидуальный вклад в общее дело замечен и оценен руководителем и группой в целом.
Если кто-либо из сотрудников имеет персональные проблемы, руководитель должен знать их и помочь справиться с ними.
Для этого необходимо знать персональные особенности каждого сотрудника, его устремления, мотивацию, способности, чувства, интересы.
Руководитель может достичь этого, проводя регулярные индивидуальные собеседования с сотрудниками, с другой стороны, такие беседы, как правило, повышают лояльность группы в целом к своему руководителю.
Информирование
При изменении обстоятельств, появлении новой информации, касающейся деятельности группы, руководитель должен сообщить это всем ее членам.
Утаивание любой информации приводит к распространению сплетен, что неизбежно повлияет на сплоченность группы.
Вообще важна информационная открытость в группе.
Руководитель должен не только сообщать внешнюю информацию, но и получать ее от членов группы.
Руководитель должен приветствовать предложения и критические замечания членов группы, при этом демонстрировать, что эта информация важна и полезна для него.
Оценивание результатов
Руководитель должен систематически оценивать результаты работы как каждого сотрудника, так и группы в целом, с точки зрения выполнения принятого плана.
Если похоже, что план не будет выполнен, необходимо представить группе предложения по его изменению или даже полностью изменить стратегию достижения целей.
После того, как группа достигла поставленных целей, необходимо оценить, какие элементы плана были успешными, а какие нет.
Такие оценки будут полезны в будущем при выполнении новых задач.
Функциональный подход основан на предположении, что лидер является многосторонне развитым индивидуумом, который владеет широким кругом деловых навыков и имеет определенные личные качества: решительность, уверенность, развитое чувство юмора и т. д., и на основании этого пользуется уважением группы.
Но не всякий руководитель является лидером, равно как и не каждый лидер - руководитель.
.3 Стиль руководства применительно к практике управления
Стиль руководства - типичная для руководителя система приемов воздействия на подчиненных. В воздействии на подчиненных, общении с партнерами, клиентами проявляются личностные черты любого начальника. К.Левин - немецкий, а затем aмериканский психолог, чьи идеи оказaли большое влияние на aмериканскую социaльную психологию и многие другие школы и напрaвления, выделил три стиля руководства:
авторитарный;
демократичный;
либеральный.
Авторитарный стиль
В принятии какого-либо решения, руководитель обычно ориентируется на собственные цели и интересы, не советуется с коллективом, есть лишь узкий круг людей, посвящаемых в планы руководителя. Этот стиль руководства в организации направлен на повышение эффективности рабочего процесса. Он дает высокую производительность, прибыльность, перевыполнение плана. Авторитарный стиль не по силам каждому руководителю, потому что здесь характерно поддержание авторитета и дисциплины. Управленец также использует психологические методы воздействия на людей, всегда уверен в своей правоте и основывается на собственные знания, умения и навыки.
Руководитель, имеющий данный стиль, может привести либо к большому успеху, либо к краху.
Демократичный стиль
Данный стиль характеризуется предoставлением подчиненным сaмостоятельности в пределах выпoлняемых ими функций и их квaлификации. Он дает свободу деятельности подчиненных под контролем руководителя. Это хороший «политик», «дипломат», «стратег», «хитрая лиса», просчитывающий варианты на много шагов вперед, сочетающий методы убеждения и принуждения. Он хороший и доброжелательный человек. Такой руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным. Разделяет с ними власть, но контролирует их деятельность. Хорошо разбирается в достоинствах и недостатках подчиненных.
Демократический стиль не ослабляет власть руководителя, наоборот его авторитет возрастает.
Либеральный стиль
Руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы подчиненных. Вопросы и проблемы решаются только коллективом. Подчиненные имеют свободу, они предоставлены сами себе, их работа контролируется редко. Это достаточно неустойчивый стиль руководства.
В 1960 году Дуглас Макгрегор опубликовал свою точку зрения на биполярность мнений о том, как надо управлять людьми. "Теория Х" и "Теория У", представленные в книге "Человеческая сторона предприятия", завоевали широкое признание у менеджеров.
Теория Х
Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.
Человека следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием для достижения целей организации.
Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности.
Теория У
Работа так же естественна, как игра для ребенка.
Человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль. Награда результат, связанный с достижением цели.
Средний человек стремится к ответственности.
Таким образом, формируются два взгляда на управление: авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю, и демократический взгляд, который поддерживает делегирование полномочий и ответственности.
На основе этих теорий разработаны и другие, которые представляют собой различные сочетания вышеприведенных. В западном бизнесе популярна также теория "управленческой решетки", разработанная Р. Блейком и Дж. Мутоном. Они указывали, что трудовая деятельность разворачивается в силовом поле между производством и человеком.
Попытки определения универсального стиля руководства потерпели неудачу, т.к. эффективность руководства зависит не только от стиля управления руководителем, но и от очень многих факторов. Поэтому ответ начали искать в рамках ситуационных теорий. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что управленческое поведение должно быть разным в различных ситуациях.
Модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили в 70-е гг. Т.Митчел и Р.Хоус. В своей основе она базируется на мотивационной теории ожидания. Исполнители будут стремиться к достижению целей организации тогда, когда будет связь между их усилиями и результатами работы, а так же между результатами работы и вознаграждением, т.е. если они получат от этого какую-то личную выгоду. Модель Митчелла и Хауса включает четыре стиля управления:
Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то наиболее предпочтительным считается "стиль поддержки".
Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше использовать "инструментальный стиль", сходный с ориентированным на создание организационно-технических условий производства. Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, что бы им указывали, что и как им нужно делать, и создавали необходимые условия работы.
Имеется еще стиль, ориентированный на "достижение", когда руководитель ставит перед исполнителями посильные задачи, обеспечивает условия, необходимые для работы и ожидает самостоятельного без какого - либо принуждения выполнения задания.
Одной из наиболее современных является модель стилей руководства, предложенная американскими учеными В. Вруман и Ф. Йеттоном. Они, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы, разделили руководителей на 5 групп по стилям руководства:
Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решения.
Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.
Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывают общее мнение.
Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.
Выводы: эффективность управления организацией зависит от личностных характеристики руководителя, выбора стиля руководства и от способностей руководителя. Разнообразие стилей руководства, уровень развития управленческих способностей и индивидуальность каждого руководителя дают практически безграничные варианты управления и пути развития организации. Современному руководителю необходимо грамотно сочетать в себе многие качества и обладать гибкостью для успешной деятельности своей организации и развитии себя как руководителя.
Глава 2 Управленческие характеристики командира подразделения
.1 Проведение социологического исследования управленческих характеристик командиров подразделений в УЦ «Сельцы»
Командир подразделения является руководителем для личного состава, и его управленческие характеристики оказывают большое влияние на подчиненный личный состав и работу подразделения.
Для оценки управленческих способностей выпускников училища было провести исследование управленческой деятельности командиров взводов в УЦ «Сельцы» способом анкетирования командиров рот.
Анкетирование - это опрос с использованием специального бланка с вопросами (анкеты). Цель анкетирования состоит в том, чтобы без больших затрат времени и сил получить объективное представление о ситуации в организации (подразделении).
Виды анкетирования:
сплошное (опрашивается все работники организации);
выборочное (опрашивается часть сотрудников или же определенная группа).
Проведение выборочного анкетирования способствует получению обратной связи по конкретному вопросу. Например, один взвод достиг самых высоких результатов в роте по итогам года, и командиры планируют поощрить данный личный состав. Проведя анкетирование среди военнослужащих этого подразделения можно выяснить, какой вид поощрения наиболее предпочтителен.
Сплошное анкетирование является важнейшим средством для анализа мнения подчиненных по важным вопросам. Например, в казарменном помещении роты проводится капитальный ремонт. С помощью опроса можно получить информацию о том, что вызывало больше всего проблем до ремонта, чтобы не повторить этих ошибок.
Когда в анкете указывается имя, фамилия и другие личные данные, опрос становится именным, если же личные данные не указываются, опрос является анонимным.
В анкете командир роты должен был указать те качества и характеристики, которыми уже обладает командир взвода и качества, развитию которых следует уделить больше внимания. По полученным данным была составлена общая картина управленческих характеристик командиров взводов.
Для исследования были выбраны подразделения в учебном центре потому, что командиры взводов в ходе своей служебной деятельности уделяет большое внимание работе с техникой, а также в их подчинении находятся как контрактнослужащие, так и военнослужащие, проходящие срочную службу. Эти особенности требуют гибкости в методах управления. В ходе анкетирования были опрошены 3 командира рот: командир роты учебных машин (БМП) - капитан Денисов Алексей Викторович, командир роты учебных машин (БМД) - капитан Еремкин Виталий Евгеньевич и командир роты десантного обеспечения - капитан Семенов Алексей Александрович. У каждого из вышеназванных командиров в подчинении находятся по 3 командира взвода.
Для проведения анкетирования был составлен тест, состоящий из 30 вопросов. Ответив на данные вопросы, командиры роты дали характеристику управленческих способностей своих командиров взводов.
При проведении опроса командиров рот на тему управленческих характеристик был использован принцип выборочного анкетирования, с использованием именной анкеты, с закрытым типом вопросов. Анкета разделена на 5 блоков, по 4 вопроса в каждом. Каждый блок вопросов раскрывает уровень развития одного из пяти управленческих качеств. Опрашивание проводилось индивидуально с каждым офицером на его рабочем месте, не отрывая его от служебной деятельности. В среднем опрос каждого занял 15 минут. Респондентам необходимо выбрать наиболее подходящий вариант ответа на каждый вопрос, характеризуя каждого из командиров взводов. Работа по сбору данных проходила без привлечения командиров взводов, поэтому полученную информацию можно считать достоверной и полной.
Таблица 1 - Анкета для командиров рот
КоммуникабельностьУровень развития навыков публичного выступления перед строем.Очень высокийВысокийДостаточныйНедостаточныйПроявляет ли командир взвода внимание к просьбам и нуждам подчиненныхПостоянноПериодическиРедкоНе проявляетУровень культуры общения и поведенияОчень высокийВысокийДостаточныйНедостаточныйУчитывает ли командир взвода мнение подчиненных в различных вопросахПостоянноПериодическиРедкоНе учитываетКомпетентность и профессионализмУровень профессионализма при проведении занятийОчень высокийВысокийДостаточныйНедостаточныйУровень теоретической подготовленностиОчень высокийВысокийДостаточныйНедостаточныйУровень компетентности командира взвода в вопросах обучения личного составаОчень высокийВысокийДостаточныйНедостаточныйЗанимается ли командир взвода своим профессиональным развитиемПостоянноПериодическиРедкоНе занимаетсяОтветственностьУровень ответственности за решаемые задачиОчень высокийВысокийДостаточныйНедостаточныйПравильность осуществления контроля за деятельностью личного составаОчень высокаяВысокаяДостаточнаяНедостаточная
Опрос был проведен в полном объеме, без затруднений со стороны респондентов. Полученных данных хватило для проведения анализа управленческих характеристик командиров взводов в УЦ «Сельцы» и разработки рекомендаций.
2.2 Анализ результатов анкетирования, выделение положительных и отрицательных характеристик командиров взводов
При проведении анкетирования важнейшим этапом работы является анализ. Анализ информации - сложнейшая часть исследования. Изучая, обрабатывая и систематизируя полученные данные, из отдельных материалов создается объективная картина. Происходит проверка и решение тех целей, что были поставлены в начале исследования.
После завершения анкетирования в УЦ «Сельцы» мы имели на руках исследовательские документы - заполненные командирами рот анкеты. Анкета включает в себя 20 вопросов. Все вопросы разделены на 5 категорий характеризующих важнейшие управленческие качества командира подразделения.
Важнейшие управленческие качества командира подразделения:
коммуникабельность;
компетентность и профессионализм;
ответственность;
умение управлять;
креативность.
Коммуникабельность - это умение общаться и находить точки соприкосновения с любыми людьми. Любой командир подразделения должен быстро уметь установить контакт с подчиненными, расположить их к себе, уметь слушать, а главное слышать, что ему пытаются донести, он также должен уметь корректно задавать вопросы, ответом на которые была вся нужная вам информация.
Безусловно командиру необходимо стремиться овладеть практическими навыками коммуникационного взаимодействия. Это умение вовремя принимать решения, идти на компромисс, привлекать к себе людей, сплачивать их на решение общих задач, вести за собой.
Уровень развития навыков публичного выступления перед взводом показывает, как уверенно командир взвода ведет себя общаясь с подчиненными. В данном вопросе командир должен показывать свое умение располагать к себе людей, вести себя уверенно, следить за своей речью и стараться кратко и четко донести необходимую информацию до подчиненных. Овладеть приемами, умениями и навыками публичного выступления, выработать в себе коммуникативную культуру не менее важно, чем овладеть управленческими действиями. Публичные выступления являются неотъемлемой частью управленческой деятельности любого управляющего, так как зачастую приходится сталкиваться с проведением различных бесед с целью добиться желаемого результата.
Гуманное или безразличное отношение командиров безусловно сказывается на дальнейшей работе подчиненных. Необходимо правильно выстраивать отношения между начальниками и подчиненными.
Правильное отношение командира к критике в свой адрес позволяет понять свои личностные ошибки, которые в дальнейшем станут мотивацией для дальнейшего саморазвития. Нужно веско и по существу отвечать на замечания, игнорируя эмоции, негатив и критический тон. Для этого следует отличать критику от формы ее подачи. Она бывает конструктивная и неконструктивная. Чаще всего люди пропускают мимо ушей ценные замечания, но близко к сердцу воспринимают сам тон критикуемого, что в последствии влечет за собой ненужные переживания, которые плохо сказываются на психологическое состояние и нервную систему. Именно это и будет неправильное отношение к критике в свой адрес.
Также одними из важнейших качеств командира подразделения являются компетентность и профессионализм. Данные характеристики можно объединить в одну группу, потому что компетентность близко примыкает к реальному профессионализму, ведь это тоже индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям конкретной профессии. В широком смысле слова, профессионализм - это мера и степень совершенства, которые достигает человек в своей деятельности, поднимаясь на высшую ступеньку мастерства в своем роде занятий, а компетентность - совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Но она, в отличии от профессионализма, предполагает не наличие конкретных навыков и опыта, а владение некоторым объемом знаний и умением воспользоваться этими знаниями для выработки правильного решения. Профессионализм же позволяет командиру действовать эффективно, систематически и надежно выполнять сложную работу в самых разных условиях. Одним из примеров разобранных выше характеристик является: наличие или отсутствие стратегического мышления. Способность человека прогнозировать результаты и последствия действий (своих и чужих) на много шагов вперед позволяет командиру принять осмысленное и правильное решение, которое повлечет за собой положительный результат и поможет избежать промахов и просчетов, вот почему наличие этого качества так важно.
Безусловно важно, чтобы у командира было желание заниматься своим личностным ростом. Саморазвитие необходимо в любой работе, это также послужит мотивацией для курсантов и их дальнейшей деятельности. Познавая больше информации, изучая новые методики, перенимая опыт вышестоящих начальников, командир начинает видеть шире, дальше и больше. Отсутствие стремления к развитию самого себя ведет к деградации.
Каждый командир должен обладать таким качеством, как ответственность. Ему необходимо уметь предусматривать все возможные риски и продумывать их способы минимизации, контролировать и анализировать результаты. Командир обязан отдавать отчет за свои принятые решения и действия, а также за их последствия. Наглядный пример ответственности можно проследить в одном из пунктов данной анкеты: высокий и низкий уровень осознания ответственности за решаемые задачи. Зачастую властные полномочия командира одинаковые с возложенной на него ответственностью. Она бывает во внешняя и внутренняя. Первая форма - та, которую уже возложили на командира и за которой может следовать, например, подотчетность или наказуемость, а вторая - появление такого чувства, как, например, чувство долга.
Умение или неумение правильно осуществлять контроль за действиями подчиненных включает в себя ответственность. Командир должен наблюдать, оценивать работу каждого, следить за их результатами и предупреждать отклонения и недостатки.
Главное качество командира - это умение управлять. Данное качество может быть талантом, а может накапливаться с опытом. Любой начальник за день отдает десятки приказов, но по некоторым причинам бывает так, что подчиненные не выполняют их или делают хуже, чем могли бы. При некоторых условиях можно сказать, что это вина командира, например, подчиненных просто не понял приказа. Это только кажется нам, что мы говорим на одном языке и все должно быть понятно, но каждый человек любую фразу может понять по-своему. В этом случае командир обязан четко донести до подчиненных свои приказы или информацию, ведь стоит учитывать, что все имеют разный уровень интеллекта, образования, все излагают по-разному и у каждого своя концентрированность внимания. Бывает и такое, что командир доносит до подчиненных необходимую информацию, а кто-то из них думает о своих личных проблемах и вовсе не слышит ничего. Безусловно для командира очень важно уметь правильно управлять подчиненными, от этого зависит их отношение к нему, дальнейшая работа и результаты. Отсутствие или наличие самоконтроля несет в этой характеристике определенную роль. Командир должен быть сдержанным, контролировать свою речь, уметь вести себя правильно в различных ситуациях, не давать волю своим чувствам, а помнить о своей должности, контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Ему необходимо правильно пользоваться своим авторитетом и властью и не использовать их в негативных целях. Умение или неумение управлять подчиненными можно определить через их поведение. Исполнение приказов с хорошим результатом, наличие чувства уважения, авторитета говорит нам о наличии этого качества.
Креативность - это характеристика, присуща не каждому человеку. Это способность командира использовать свои новые идеи, подходы по отношению к подчиненным. Они могут отклоняться от традиционных методов, но действовать во благо. Креативность - это также творческие способности или проявление смекалки в работе. Наличие или отсутствие креативности в служебной деятельности - это применение различных методик проведения занятий, использование нестандартных методов при обучении и воспитании личного состава.
Стремление или его отсутствие к инновациям. Все командиры по-разному относятся к появлению инноваций в работе, но зачастую положительный результат появляется тогда, когда с появлением новых методик изменяется работа командира, усовершенствуется. Ведь все, что можно улучшить, надо улучшать.
Изучив анкеты и систематизировав полученные данные, была составлена следующая таблица:
Таблица 2 - Уровень развития управленческих характеристик командиров взводов
Управленческие характеристикиКомандиры взводовКВ-1КВ-2КВ-3КВ-4КВ-5КВ-6КВ-7КВ-8КВ-91.Коммуникабельность--+-+---+2. Компетентность и профессионализм+----+--+3. Ответственность+--++-+++4. Умение управлять+-+-+--++5. Креативность-+--++---
Исходя из полученных данных следует, что у их подчиненных в процессе служебной деятельности наблюдается низкий уровень теоретических и практических знаний. Практически у половины из них наблюдается низкий уровень развития коммуникабельности. Данные командиры не в силах сразу найти общий язык с подчиненными, им плохо даются публичные выступления, они неуверенно ведут себя перед строем и не в силах кратко и четко донести информацию до солдат.
Компетентность и профессионализм присущи лишь малой части командиров. Всего два из девяти обладают данными качествами. Из этого следует, что у большинства командиров отсутствуют профессиональные знания и умения, они не готовы действовать эффективно и грамотно. Они не могут мыслить стратегически, из-за чего не могут на несколько шагов вперед шагов принять осмысленное и правильное решение.
Ответственность- качество, которое вырабатывается у человека, исходя из его личных соображений. Командир должен ощущать всю ответственность за своих подчиненных, за свои действия и решения. Данной характеристикой обладает ровно половина командиров взводов. Они могут предупредить все возможные риски, контролировать и анализировать результаты.
Умение управлять присуще половине командиров, данный фактор зависит от опыта и времени проведенного офицером занимаемой должности.
Поэтому уровень умения управлять личным составом у молодых командиров нормализуется в течение служебной деятельности.
Креативность проявляется у троих из девяти. Данный фактор показывает нам, что это качество приходит либо с опытом работы, либо это черта характера, присущая не каждому. Креативность можно развивать, беря пример с вышестоящих начальников.
Таким образом, видна необходимость развития управленческих навыков и умений не только непосредственно во время службы в воинской части, но и при обучении в училище.
2.3 Рекомендации курсантам по развитию их управленческих способностей и характеристик
Изучив уровень развития управленческих характеристик командиров взводов в УЦ «Сельцы» были составлены рекомендации курсантам по развитию своих управленческих навыков в процессе обучения в РВВДКУ.
Основная трудность управления подчиненными для молодого лейтенанта заключается не в понимании важности коммуникации с подчиненными и собственного развития как лидера, а в нехватке практических навыков в управлении подчиненными в процессе обучения в училище.
Курсанты не придают большого значения повышению своих командно-методических навыков, обучаясь в стенах училища. Не проявляют инициативы в ходе проведения практических занятий по различным дисциплинам, стараются избежать работы в должности командира взвода или роты, руководителя на учебном месте, руководителя занятия. Так же в ходе повседневной деятельности не проявляют желания работать в должности командира отделения или заместителя командира взвода в своем взводе.
Особенно уровень развития командно-методических навыков заметен при прохождении войсковой стажировки в должности командира отделения, а затем и командира взвода. Курсант попросту не способен провести занятие с солдатами на должном уровне, не может решать вопросы повседневной деятельности возникающие в его подразделении, неуверенно ведет себя перед строем и не стремиться отдавать обдуманные приказы и добиваться их выполнения.
Училище за 5 лет обучения представляет огромное количество времени для развития своих управленческих навыков и характеристик. Курсанту стоит обратить особое внимание на специализированные предметы обучения «Воспитательная работа», «Теория управления», на работу в роли руководителей занятий на занятиях по всем учебным дисциплинам, в особенности на занятиях по «Тактике», «Огневой подготовке», «УПМВ», «ВДП», на повышение своих командно-методических в процессе наблюдения за своими командирами, преподавателями, на работу в должности командира отделения или заместителя командира взвода.
Во время пребывания на войсковой стажировке курсанту необходимо получить опыт управления взводом, проведения занятий со взводом, руководства взводом в ходе повседневной деятельности.
Для успешной и продуктивной работы с подчиненными командир должен руководствоваться следующими правилами:
Ведите себя уверенно перед подчиненными в любых ситуациях.
Постоянно изучайте теорию и применяйте ее на практике.
Контролируйте, оценивайте, анализируйте действия своих подчиненных.
Будьте готовы в любой момент принять важное решение.
Ответственно относитесь к выполнению своих должностных обязанностей.
Соблюдение этих правил будет способствовать успешной деятельности офицера как командира подразделения, созданию рабочей атмосферы, как в коллективе взвода, так и в коллективе роты.
Занимайтесь своим личностным ростом посредством изучения литературы, участия в различных мероприятиях и курсах проводимых как на территории воинской части, так и за ее пределами. Успех командира, прежде всего, зависит от его желания и стремления к этому успеху. Но одного желания недостаточно, необходима ежедневная кропотливая работа над собой, работа со своими подчиненными.
Выводы: у курсантов в процессе обучения в училище наблюдается низкий уровень развития управленческих качеств, что отрицательно сказывается на управлении взводом в должности командира взвода. Необходимо проявлять больше активности на занятиях, добросовестно относиться к исполнению обязанностей в должности командира взвода и роты, изучать руководящие документы и учебные пособия в часы самостоятельной подготовки, а в свободное время заниматься саморазвитием: посещать театры, выставки, общаться с людьми, заняться научной работой, поучаствовать в конференции, повышать навыки публичного выступления.
Заключение
По данным отзывов из воинских частей, куда отправляются служить выпускники РВВДКУ все больше лейтенантов получают отрицательные характеристики. В частности указывается низкий уровень управленческих навыков полученных за время обучения в училище.
В ходе написания курсовой работы были изучены управленческие характеристики современного руководителя и влияние их на работу организации, а так же было проведено исследование, в котором были рассмотрены управленческие способности командиров подразделения в УЦ «Сельцы», командиры рот дали краткую оценку управленческих характеристик своих подчиненных с помощью анкеты. Далее был проведен анализ полученной в ходе исследования информации и были сделаны следующие выводы:
Выпускникам училища действительно не хватает простейших управленческих качеств и навыков для продуктивной работы с личным составом.
Курсантам необходимо уделять большее внимание своему развитию как лидеров в процессе обучения в училище.
Успешность работы любой организации, в том числе и военной, напрямую зависит от управленческих способностей ее лидера.
Руководствуясь полученными данными и выводами были сформированы рекомендации курсантам по развитию их управленческих способностей и характеристик не отрываясь от учебного процесса в училище.
Офицер это прежде всего руководитель, а руководитель должен стремиться к совершенствованию себя и своей организации.
Список использованной литературы
Алехин И.А., Ананьин О.Ю., Бельский А.Н. Военная педагогика: Учебное пособие.-М.: ВУ, 2008. -120с.
Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие для студ.сред. проф. учеб. заведений / Т.Ю. Базаров. - М.: Мастерство, 2012. -103с.
Блинов, А.О. Искусство управления персоналом / А.О. Блинов, О.В. Василевская. - М.: ГЕЛАН, 2001.- 256с.
Булавчик В.Г., Яхонтов Р.Н. Теория управления: курс лекций. - СПб Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015.-144с.
Гайнутдинов Э.М. Основы менеджмента: учебное пособие / Э.М. Гайнутдинов. - Мн.: БНТУ, 2014.-70с.
Ерушкина Л.В. Социология управления: учебник. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2011.-233с.
Жолудев М.В., Яцук К.В. Значение коммуникаций в управлении воинскими подразделениями. Сер.:Познание. 2015. №12.с.74-76
Зверинцев, А. В. Коммуникационный менеджмент / А.В. Зверинцев. - СПб.: Союз, 2011.-128с.
Измалкова С.А., Никитин С.А. Теория менеджмента: учебник. - Орел: Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс, 2013.-384с.
Коваленко А. Ф. Характеристики руководителя [Электронный ресурс] // b17:электронный центр психологии 2016. URL:https://www.b17.ru/article/8845/ (дата обращения: 13.10.2016).
Коробко В.И. Теория управления. - М.: ЮНИТИ, 2012-443с.
Морозов А.В. Управленческая психология. - М.: Академический проект, 2013.- 94с.
Михалева Е.П. Менеджмент: конспект лекций / Е.П. Михалева. - М.: Юрайт, 2011.-111с.
Магура И.М. Личность руководителя: три группы важнейших характеристик [Электронный ресурс] // Элитариум: центр дистанционного образования 2016. URL:http:// www.elitarium.ru/rukovoditel-menedzher-harakteristiki-kachestva-sposobnosti-znanija-opyt/ (дата обращения: 15.10.2016).