Экономический и экспортный потенциал ТЭК Ирана

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2016-10-06
  • Размер файла:
    0
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономический и экспортный потенциал ТЭК Ирана















Реферат

Экономический и экспортный потенциал ТЭК Ирана

Перед проведением оценки эффективности ТЭК Ирана как инструмента внешней политики, данная работа кратко исследует топливно-энергетический комплекс Ирана и анализирует его экономический и инвестиционный потенциал, так как от него непосредственно зависит эффективность применения ТЭК. Исследование займется кратким описанием и анализом трех основных составляющих ТЭК, которые потенциально могут быть использованы в международной политике, а именно нефтяной, газовый комплексы, а также атомная энергетика.

Иранский нефтегазовый комплекс представляет из себя крупную и разветвленную структуру, состоящую всего лишь из одной государственной компании, которая управляет всеми операциями, включая upstream и downstream (добычу и переработку). Вся добыча, транспортировка и реализация производится компанией «Национальной нефтегазовой корпорацией» («National Oil(Gas, Petrochemical) Company»), которая полностью принадлежит государству и делится на три указанные выше дочерние компании. Компания занимается операциями с нефтью, природным газом, попутным газом и другими нефтепродуктами. Так, иранская нефтегазовая отрасль энергетики полностью принадлежит государству и представлена гигантской вертикально-интегрированной компанией.

Что касается резервов и запасов, то Иран входит в список лидеров по данным показателям. По данным американского энергетического агентства (EIA) Иран обладает 158 миллиардами баррелей нефти в доказанных запасах, что составляет 10% от мировых запасов и 13% от запасов ОПЕК. Стоит отметить, что большая часть данных запасов была разведана еще в 1960-ых годах, именно поэтому потенциал Ирана далеко не исчерпан. Что касается производства добычи нефти, то Иран в 2014 году под давлением международных санкций производил менее 3 млн. баррелей в сутки. Сегодня Иран продолжает увеличивать уровень добычи, однако происходит это не быстрыми темпами, так как нефтяная отрасль работает одновременно на большой внутренний рынок и еще не успела восстановиться от международных санкций. По заявлению официальных лиц компании, сейчас Иран достиг желаемого докризисного уровня добычи в 4,2 млн. баррелей в сутки.

По данным EIA, большая часть месторождений Ирана являются «старыми» и уже давно прошли пик своей добычи, их КПД постоянно снижается, что отрицательно влияет на возможность увеличения добычи. В таком случае, Ирану необходимо будет разрабатывать новые месторождения и инвестировать больше средств, включая и средства иностранных инвесторов.

Основными покупателями нефти Ирана являются страны АТР, однако после отмены санкций Иран начал активно отправлять нефть в Европу, что позволяет ему открывать новые рынки и получать дополнительную выгоду. В данной связи, Иран обладает высоким потенциалом для повышения уровня добычи, однако лишь в долгосрочном периоде из-за необходимости удовлетворения запросов внутреннего рынка и восстановления экономики, а также необходимости в инвестирования в геологоразведку и разработку новых месторождений. Данный фактор может серьезно повлиять на возможности Ирана в использовании нефтяного комплекса в качестве инструмента внешней политики.

Что касается внутреннего потребления нефти в Иране, то 97% всего внутреннего потребления уходит на нефтепеработку и производство горюче-смазочных материалов (ГСМ). По данным EIA, цены на бензин и дизельное топливо в стране субсидируются государством, однако в последние годы в Иране проводится реформа по сокращению субсидий, что приводит к росту цен на топливо в размере 75% от первоначальной стоимости. Данные факты позволяют сделать вывод о том, что Иран планирует экспортировать больше нефти на мировые рынки, так как субсидии уменьшаются. Тем самым Иран за счет внутреннего рынка и увеличения уровня добычи может использовать нефтяные ресурсы для экспорта, а значит и как инструмент внешней политики.

Что касается природного газа, то ситуация с данным ресурсом является во многом идентичной нефтяной отрасли. Иран является вторым государством по количеству доказанных запасов газа в мире после России и обладает примерно 17% мировых запасов и более одной трети запасов ОПЕК. Во внутреннем потреблении природный газ занимает более половины всех мощностей, также субсидируется государством и реформа отмены субсидирования также, как и с нефтью, повышает цены на внутреннем рынке для увеличения экспортных возможностей. С другой стороны, большие инвестиции вкладываются и привлекаются для разработки новых месторождений, в особенности самого большого в мире месторождения «Южный Парс».

Что касается транспортной инфраструктуры, то на сегодняшний день реализованы полностью лишь два проекта газопроводов - это газопровод в Туркмению, по которому осуществляется импорт газа, и в Турцию, куда поставляется 90% всего природного газа на экспорт. Однако, в планах и в фазе активного строительства находится несколько проектов региональных трубопроводов, например в Ирак, в Оман, Пакистан, Турцию, ОАЭ. С другой стороны, Иран активно привлекает иностранных инвесторов для строительства СПГ инфраструктуры для начала экспорта СПГ, строительство которой было заморожено после введения международных санкций.

СПГ инфраструктура главным образом сосредоточена на территории знаменитого гигантского месторождения «Южный Парс». Совсем недавно правительство Ирана решило объявить территорию данного месторождения своего рода свободной экономической зоной для инвесторов. В основном инвесторов планируется привлекать для строительства СПГ-заводов, инфраструктуры, а также разработки новых месторождений.

Таким образом, газовая промышленность является особо перспективной отраслью для развития энергетики Ирана. На сегодняшний день она не обладает высокими экспортными мощностями, которые не выходят за рамки региона в связи с отсутствием инфраструктуры. Однако Иран вкладывает большие средства в строительство новой инфраструктуры и ведет успешные переговоры с партнерами и импортерами, создает привлекательные условия для инвесторов, что может способствовать повышению эффективности ТЭК в международной политике.

Что касается ядерной энергетики, то данная отрасль энергетического сектора Ирана находится только в начальной стадии развития. Иран обладает лишь одной атомной электростанцией в Бушере, на которой работает лишь один из трех энергоблоков, остальные два ведет строительство российская компания Росатом. После отмены международных санкций и отказа Ирана развивать военную ядерную промышленность, а также приостановки обогащения урана, на рынке продажи ядерного топлива появляется перспективный покупатель в лице Ирана. Именно поэтому Иран может использовать данную ситуацию для улучшения отношений с другими государствами при покупке ядерного топлива и других элементов системы атомных электростанций.

Таким образом, исследование установило, что Иран является перспективной мировой энергетической державой. После долго периода международных санкций иранский ТЭК стал практически единственным сектором, который смог выйти на внешние рынки, быть конкурентным, а также привлекать иностранные инвестиции. Несмотря на слабость нефтегазовой инфраструктуры и отрасли в целом, которая ограничивает его экспортные возможности, Иран все же обладает значительным объемом мировых запасов углеводородов и большими перспективами для развития ТЭК. Нефтегазовая и атомная энергетика на стадии привлечения иностранных инвесторов может использоваться как инструмент мягкой силы, а в перспективе после завершения строительства инфраструктуры как жесткая сила. Для успешной реализации данных планов, а также повышения эффективности Ирану необходимы развитые международные связи, удобное и прозрачное инвестиционное законодательство, а также вспомогательная инфраструктура. Данные аспекты ТЭК будут подробно проанализированы в следующей части исследования.

После проведения анализа экономического, экспортного и инвестиционного потенциала ТЭК Ирана, исследование переходит к рассмотрению случаев применения Ираном энергетического сектора в качестве инструмента внешней политики, а также возможных вариантов его применения в краткосрочном и долгосрочном периоде. Исследование ранее установило, что ТЭК может использоваться, как инструмент мягкой и жесткой силы, что соответствует теоретическим положениям исследования. Перед анализом применения Ираном ТЭК в международной политике, следует еще раз обратиться к кратким определениям мягкой и жесткой силы.

Мягкая сила, в соответствии с определением Дж. Ная, - это любые способы ведения внешней политики и проведения внешнеполитического курса государством без применения давления, как в военном, так и экономическом плане. Таким образом, исходя из прошлых выводов исследования о различных формах ТЭК как инструмента международной политики, мягкая сила ТЭК может выражаться в следующих формах:

·Юридические договоры и контракты с иностранными компаниями;

·инвестирование в добычу и инфраструктуру;

·заключение долгосрочных контрактов на покупку энергоресурсов;

·присоединение национальной отрасли ТЭК к международным экономическим стандартам;

·Обучение кадров за рубежом.

Контракты «обратного выкупа» и соглашения о разделе продукции.

В начале 2000-ых годов до объявления международных санкций Иран в качестве основного способа привлечения иностранных партнеров в ТЭК использовал систему «buy-back» или систему «обратного выкупа», по которой иностранные корпорации не имели права владения ресурсами или капиталом компании, а лишь получали фиксированные выплаты после создания основных и капитальных фондов добычи и инфраструктуры. Данная система серьезно ограничивала иностранных инвесторов, приносила относительно малую прибыль, а для многих данная инвестиция была невыгодна, к тому же сохранялся высокий риск национализации собственности. Как результат, многие страны предпочитали вкладывать инвестиции в другие государства, такие как ОАЭ или Катар, где действовала другая, более эффективная система соглашения о разделе продукции (СРП) и юридические гарантии сохранности собственности.

Сразу после отмены режима международных санкций в 2015 году, в связи с необходимостью восстановления национального ТЭК и интеграции государства в новую систему международных отношений и мировой экономики, Иран пошел на преобразование системы контрактов «обратного выкупа» и предложил собственный вариант СРП под названием IPC, «Integrated Petroleum Contract». Данный контракт предоставляет более гибкие условия сотрудничества, включая увеличенный срок отношений, 20-25 лет, а также предоставление иностранным компаниям права реализовывать часть добытой продукции, обговоренной в контракте, однако права собственности все равно должны оставаться у иранской управляющей структуры. Полный список различий между системой «обратного выкупа» и иранским СРП можно подробнее изучить в Таблице 1.

Данный список различий явно подтверждает то, что, в соответствии с теорией О. Уильямсона, контрактные отношения между инвесторами усложняются и становятся более прозрачными, в то же время привлекательность инвестиций значительно увеличивается, что позволяет не только получать новых инвесторов, так как отношения становятся более прозрачными, а роли и обязанности агентов расписаны более подробно и понятно. Происходит снижение транзакционных издержек и специфичности, что приводит к повышенной заинтересованность инвесторов.

Так, к примеру, многие западные нефтегазовые компании еще до официальной отмены санкций начали проводить активные переговоры по вложению инвестиций в разработку нефтегазовых месторождений на новых условиях СРП. Аналитическое агентство Блюмберг (Bloomberg) сообщает, что компании Шелл, Тотал и ЭксонМобил активно обсуждают условия контрактов по участию в совместных разработках месторождений.

Кроме того, многие европейские, а также азиатские компании и государства заявляют о желании выступать в качестве инвесторов в проекты по строительство СПГ заводов в свободной экономической зоне у месторождения «Южный Парс». Заинтересованность проявляется, в первую очередь, для последующего производства и поставок на мировые рынки природного газа, что значительно бы увеличило энергетическую безопасность европейских и азиатских стран от диверсификации поставщиков и снизило региональные цены с появлением нового игрока на рынке.

Специалисты Clyde&Co. утверждают, что изменения в условиях контрактного сотрудничества могут превратить Иран в новую энергетическую сверхдержаву, увеличить экономическое благосостояние государства и авторитет в системе мировой экономики и международных отношений. Министр экономического развития Ирана официально подчеркивает, что данный закон создан специально для привлечения инвестиций и создания выгодной инвестиционной среды для компаний, а также, что государство официально приветствует инвесторов и готово поддерживать их.

Тем самым, очевидная выгодность от инвестиций повышается для обеих сторон контрактных отношений, что приводит к повышению уровня взаимозависимости международных компаний ТЭК, а так как ТЭК является неотъемлемой частью экономики и энергетической безопасности государств, то и повышению взаимозависимости между Ираном и государствами-инвесторами.

Диверсификация инвестиций в ТЭК.

Иран, помимо активного привлечения западных инвесторов с новыми технологиями, старается диверсифицировать контракты по СРП с азиатскими партнерами, которые, располагают средствами инвестирования и заинтересованы в извлечении высокой прибыли от вхождения на новые рынки. Иран, тем самым, повышает уровень диверсификации инвестиций в ТЭК, создавая ситуацию, при которой он получает выгоды от присоединения своего ТЭК к двум разным международным экономическим стандартам. В данной связи такой вариант диверсификации выгоден в плане снижения рисков введения новых международных санкций из-за возможности потерять многомиллиардные инвестиционные вложения. С другой стороны, Иран старается стимулировать западных и азиатских партнеров для более ускоренного процесса вложения инвестиций.

Таким образом, Иран за счет диверсификации ТЭК, снижает вероятность введения новых международных санкций и вероятность попадания в зависимость от одного из двух мировых экономических режимов. В то же время, иранский ТЭК успешно интегрируется в систему мировой экономики.

Региональные контракты и строительство региональной транспортной инфраструктуры

Контракты по строительству новых трубопроводов заключаются в основном с региональными игроками и соседями Ирана. Новые контракты Турции и Пакистана по строительству газопроводов являются примерами проведения данной стратегии. Именно такая стратегия стратегия повышает уровень взаимозависимости энергетических секторов стран с Ираном, а также увеличивает энергетическую безопасность этих государств. Такой вариант развития региональных экономических отношений использует ТЭК как мягкую силу и, тем самым, способствует развитию сотрудничества с региональными игроками и повышает взаимозависимость. Кроме того, данная региональная инфраструктура, после завершения ее строительства, может быть использована в качестве экономического рычага жесткой силы во внешней политике, что и будет подробно рассмотрено далее.

На данном этапе исследование анализирует возможности и примеры применения иранского ТЭК как инструмента жесткой силы в своей внешней политике. Жесткая сила ТЭК характеризуется возможностью силовыми методами, с помощью международных институтов или отдельным частями энергетического сектора заставить другое государство действовать в интересах стороны, применяющей ТЭК как инструмент международной политики. В основном такое давление возможно производить в следующих случаях обладания:

·высоким авторитетом в международных организациях для организации рыночных сговоров;

·обладания большой рыночной властью.

·развитой транспортной инфраструктуры для перекрытия каналов поставок ресурсов;

Место Ирана в ОПЕК.

В первую очередь, следует отметить положение Ирана в Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Фактор возможности оказания влияния в международной организации играет большую роль в современном мире, так как современные международные отношения характеризуются повышенным состоянием институционализации, а многие решения национальных правительств и экономик зависят от решений наднациональных институтов. После отмены экономических санкций появилась возможность вновь экспортировать энергоресурсы в различных направлениях.

Ирак, к примеру, официально поддержал иранское заявление о невыгодности существующего распределения квот в ОПЕК. Пересмотр распределения квотирования подрывает авторитет Саудовской Аравии не только в организации, но и в регионе, способствуя укреплению влияния Ирана на стран-соседей. Усиление мощностей и производства национального ТЭК позволит сильнее закрепить свой авторитет, в организации и потеснить нынешнего лидера - королевство Саудовскую Аравию.

Способность влиять на других участников ОПЕК и занимать лидирующие позиции в организации при одновременной возможности увеличения добычи нефти может быть использовано Ираном. Авторитет и голос в ОПЕК может дать возможность Ирану в будущем влиять на общие решения организации по снижению или распределению квот, что даст возможность влиять на мировые цены на нефть как в кризисные периоды, так и в политических целях.

Региональная газотранспортная инфраструктура и проблема «вымогательства» (hold-up)

Другой возможность использования ТЭК как инструмента жесткой силы для Ирана является применение газопроводной инфраструктуры в ситуации «вымогательства» и высокого уровня взаимозависимости агентов.

Возможное строительство новых трубопроводов в ОАЭ, Пакистан, ОМАН и Турцию, переговоры по котором находятся в завершающей стадии, может дать Ирану возможность в будущем использовать данную инфраструктуру для оказания давления на эти страны в регионе. Однако, данная возможность использования ТЭК во внешней политике довольно маловероятна в силу нереализованности большей части проектов, именно поэтому оценить последствия и возможности для Ирана на данном этапе невозможно.

Итак, работа, исследовав области и возможности применения мягкой и жесткой силы ТЭК Ирана во внешней политике, пришла к следующим выводам. Во-первых, ТЭК в основном используется Ираном как экономический рычаг мягкой силы и позволяет повысить свою инвестиционную привлекательность, привлечь иностранных инвесторов, что повышает экспортный и производственный потенциалы ТЭК и способствует развитию экономики и повышению благосостояния общества. Во-вторых, происходит интеграция ТЭК Ирана в мировую систему энергетики и экономики за счет инвестирования и строительства новой инфраструктуры СПГ и трубопроводов, а также интеграции ТЭК с международными экономическими стандартами, что соответствует одному из основных приоритетов современной внешней политики Ирана. В-третьих, растущий экономический потенциал сектора дает возможность, в некоторых случаях, использовать ТЭК в качестве инструмента жесткой силы, в основном в рамках ОПЕК, что дает возможность Ирану повышать свое экономическое и политическое влияние и авторитет в регионе Ближнего Востока.

Таким образом, исследование подтвердило то, как и с помощью каких методов ТЭК как инструмент внешней политики способствует проведению современного внешнеполитического курса Ирана. Однако данного подтверждения недостаточно для того, чтобы корректно и полно определить роль ТЭК в современной международной политике Ирана. Для этого исследование переходит к заключительной части, где будет проводиться анализ эффективности применения иранского ТЭК как инструмента внешней политики, после чего можно будет сделать заключительный вывод о роли ТЭК в трансформации современной внешней политики Ирана.

Исследование убедилось, что Иран использует свой топливно-энергетический в настоящий момент в основном в качестве инструмента мягкой силы. Для применения ТЭК как инструмента жесткой силы Иран все еще не располагает достаточно высоким уровнем развития самой отрасли, а также высокими позициями и авторитетом в международных энергетических институтах. Однако, несмотря на это, исследование выделило ряд выгод, которые приносит ТЭК с точки зрения современных приоритетов и целей внешней политики Исламской республики Иран. Итак, ТЭК способствует:

·укреплению отношений и сотрудничества со странами Запада и АТР на собственных условиях

·развитию национальной экономики и повышению благосостояния общества

·интеграции сектора ТЭК в мировую экономику через присоединение к международным экономическим стандартам и режимам

·укреплению экономического и политического лидерства на Ближнем Востоке

Гипотеза исследования состоит в том, чтобы подтвердить следующее предположение: ТЭК является эффективным проводником современного внешнеполитического курса Ирана, который трансформировался под влиянием современных процессов глобализации и усложнения системы международных отношений. Предыдущие части исследования доказали, что современная внешняя политика действительно трансформируется в сторону укрепления сотрудничества и желания интегрироваться на выгодных условиях в нынешнюю мировую систему. Исследование также подтвердило, что ТЭК используется Ираном для выполнения новых целей и приоритетов иранской внешней политики. На данном этапе исследование проведет анализ эффективности выполнения данных целей и приоритетов внешней политики Иран, что позволит более точно ответить на вопрос о роли ТЭК в трансформации современной внешней политики Ирана.

Эффективность ТЭК возможно оценить несколькими способами. Первый способ будет предполагать оценку соответствия факторам эффективности, которые приводятся в главе 2.3 данного исследования. На основе анализа применения ТЭК во внешней политике исследование строит таблицу наличия факторов эффективности для топливно-энергетического Исламской республики Иран. Стоит отметить, что данные факторы были выделены на основании предыдущего успешного опыта других государств в использовании своего сектора ТЭК во внешней политике, поэтому анализ уже содержит в себе элемент сравнения использования иранского ТЭК с отраслями других государств.

В Таблице 2. - Факторы эффективности ТЭК Ирана, черным цветом отмечается полное наличие данного фактора, серым неполное или частичное, а белым полное отсутствие фактора. Далее предлагается шкала оценки эффективности ТЭК как инструмента внешней политики по наличию факторов эффективности:

·7-8 факторов, ТЭК считается достаточно эффективным инструментом внешней политики

·4-6 факторов, ТЭК считается обладает средней эффективностью

·1-3 факторов, ТЭК обладает низкий эффективность во внешней политике

·Серая отметка засчитывает лишь 0,5 эффективности фактора

Таблица 3. данных демонстрирует наличие всех факторов эффективности, кроме развитой транспортной инфраструктуры, и двух факторов, а именно место Ирана в международных организациях и рыночная власть, которые присутствуют частично. Таким образом, иранский топливно-энергетический комплекс обладает пятью полноценными факторами, двумя обладает частично, а один фактор практически отсутствует, что дает возможность сделать вывод о том, что иранский ТЭК обладает средней эффективностью с перспективной возможностью считаться достаточно эффективным инструментом внешней политики.

Другой способ оценки эффективности - это сравнение ТЭК с традиционными инструментами внешней политики. В Таблице 3. приведены основные различия иранского ТЭК и военной силы в качестве инструмента ведения внешней политики. Данные в таблице демонстрируют, что ТЭК Ирана выполняет большую часть целей и приоритетов современной внешней политики. Однако ТЭК, в отличии от военной силы, не может быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию в международных отношения. Для быстрого реагирования в такой ситуации требуется высокий уровень институционализации и интеграции ТЭК в систему мировой экономики, в которой тот смогу бы быстрее реагировать на новые вызовы международной системы.

Итак, различные методы оценки, пускай и строго ограниченные, дают право сказать, что иранский ТЭК постепенно становится одним из основных невоенных инструментов внешней политики Ирана. Возможная эффективность его использования, в сравнении с другими государствами, на сегодняшний день, оценивается как средняя, однако в силу высокого потенциала для дальнейшего развития имеет перспективы для усиления и появления возможности применяться в качестве инструмента жесткой силы.

контракт иран экспортный инвестиционный

Список использованных источников и литературы

1.Buzan B., Wæver O., De Wilde J. Security: a new framework for analysis. - Lynne Rienner Publishers, 1998. - p. 239

.Coase R. H. The nature of the firm //economica. - 1937. - Т. 4. - №. 16. - С. 386-405.

3.Ganji A. Who Is Ali Khamenei? //Foreign Affairs. - 2013. - Т. 92. - №. 5. - p. 914.

4.Nye Joseph S. and Keohane Robert O. Transnational Relations and World Politics: An Introduction. International Organization, 25, 1971, pp. 329-349.

5.Riordan M. H., Williamson O. E. Asset specificity and economic organization //International Journal of Industrial Organization. - 1985. - Т. 3. - №. 4. - pp. 365-378.

6.Vaez A., Sadjadpour K. Irans nuclear odyssey: Costs and risks Washington, DC: Carnegie Endowment. - 2013. - Т. 30.

Приложения

Таблица 1. - Различия между контрактами «обратного выкупа» и иранским СРП

Контракт «обратного выкупа»Иранский СРПСобственник меторожденияИранская государственная нефтегазовая корпорация (NIOC)NIOC. Однако существуют специальные условия, при которых иностранным компания могут передавать права собственности (высоко рискованная геологоразведка, совместная разработка месторождений, шельфовые месторождения)Собственник товараNIOCПо договору о совместном разделе продукции (СРП)Функции производства, добычи и переработкиИностранная компания занимается разработкой, активы передаются NIOCПо договору СРП иностранная компания задействована во всем цикле производстваОкупаемость для иностранных компанийФиксированные капитальные затраты, выплата процентов короткий срок погашения кредитовОтсуствие фиксированных капитальных затрат. никакой выплаты процентов, возможность переговоров по изменению условийДенежная премияФиксированная ставкаБолее удобная рыночная ставка, зависящая от множества ценовых и неценовых факторов, возможность пересмотраПериод отдачи на капиталовложенияЕдиновременная отдачаОтдача после 5-7 летНалогиНетНалог 30-35%Первый арендный взнос за нефтеносный участокНетНетРазделение рисковИностранная компания берет риски за весь цикл производства. NIOC только ценовые рискиИностранная компания несет только риски по разработке месторожденияСроки контрактных отношений1 поколение - 5-7 лет, 2 поколение - 10-1225-30 лет, включая производство и продажуОтношения иностранных компаний и NIOCИностранная компания является контакторомПо договору СРП

Таблица 2. - Факторы эффективности ТЭК Ирана

Фактор эффективностиНаличие у современного ИранаНаличие у Ирана 10 лет назадТип агентаЭкспортерЭкспортерТип собственности компанийГосударственнаяГосударственнаяСтепень развитости инфраструктурыНизкаяОчень низкаяМесто в международных организацияхВторой после лидераСнижение экспорта и влияния в ОПЕКРыночная власть и обладание запасамиНизкая рыночная власть, высокий ресурсный потенциалНет, под влиянием санкцийИнвестиционная привлекательностьВысокая, новый контракт о СРПНизкая, старые ненадежные контрактыСроки контрактных отношений20-25 лет10 летПрозрачность законодательстваГосударственные гарантии, свободные экономические зоныОтсутствие гарантий защиты прав собственности

Таблица 3. - Сравнение ТЭК и военной силы как инструментов внешней политики по критериям выполнения основных целей и приоритетов внешней политики Ирана

Военная силаЦели и приоритетыТЭКУвеличение численности личного состава и вооружений+Обеспечение национальной безопасности+Комплексная взаимозависимость и уменьшение конфликтностиЗатраты на оборону без возврата инвестиций-Увеличение благосостояния+Затраты бюджета с возвратом инвестиций----Интеграция в мировую систему международных отношений+Присоединение к международным экономическим стандартамУкрепление политического лидерства и силовое решение проблем с соседними государствами-Региональная политика+Укрепление экономического лидерства в регионе, построение дружественных отношений с соседними странамиВысокая+Оперативность-Низкая по причине отсутствия влияния в международных организацияхОказывает давление на бюджет, не приносит прямой прибыли, снижает привлекательность для инвесторов и партнеров, не интегрирует в международную систему2ИТОГ4Увеличивает благосостояния общества, способствует снижению вероятности наступления вооруженных или других конфликтов, укрепляет отношения с партнерами и интегрирует в международную систему

Похожие работы на - Экономический и экспортный потенциал ТЭК Ирана

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!