Экономическая безопасность

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    118,11 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическая безопасность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И УСКОРЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Управление персоналом

Управление персоналом организации





Контрольная работа

По дисциплине «Рынок труда»


Работу выполнил К.С. Карнаухов








Братск 2016 г.

Введение

Дисциплина «рынок труда» является одной из важнейших в цикле общепрофессиональных дисциплин подготовки бакалавров экономики.

В современный период категория рынка труда привлекает к себе все большее внимание. Под влиянием научно-технического прогресса меняются содержание и характер труда, усиливается многообразие требований к работнику, следовательно, включаются самые разнообразные факторы - социальные, демографические и т. Д. В числе проблем рынка труда - безработица в развитых рыночных экономиках и меры по её профилактике и преодолению последствий.

Целью изучения дисциплины является формирование прочных знаний и чёткого представления о процессе функционирования рынка труда и методах оптимизации трудовой деятельности человека, повышения эффективности использования трудовых ресурсов в рыночной экономике.

В учебном пособии последовательно рассматриваются ключевые вопросы, составляющие основное содержание дисциплины «рынок труда». Прежде всего, уделено внимание вопросам, характеризующим трудовой потенциал и трудовые ресурсы как основы формирования и функционирования рынка труда и использования рабочей силы.

Рассматриваются уровни, основные элементы и виды рынка труда. Анализируются механизм и цикличность функционирования, сегментирование, регулирование рынка труда, его инфраструктура.

Ситуация на рынке труда складывается, прежде всего, под влиянием спроса и предложения на рабочую силу и факторов их формирования на конкурентном рынке труда. При этом описываются различные модели рынка труда, эффект масштаба и эффект замещения в спросе на труд, эластичность спроса на труд, законы производного спроса. Также рассматривается модель предложения труда и факторы её формирования, индивидуальное предложение труда. Показано влияние налогообложения и программ социальной помощи на предложение труда. Характеризуются национальные модели рынков труда.

Представлен обзор теорий занятости, рассмотрены её виды, формы, государственная политика в сфере занятости, социальные гарантии, финансирование мер по обеспечению занятости, структура занятости в народном хозяйстве, территориальные пропорции, современные тенденции изменения структуры занятости.

Существенное внимание уделено безработице как явлению неразрывно связанному с рынком труда, её видам, показателям, типам и причинам, а также социально-экономическим последствиям и путям минимизации. Рассмотрены особенности занятости и безработицы в России, роль международной организации труда (мот) и её деятельности в обеспечении социальной поддержки безработных.

Рынок труда рассматривается как система, основанная на комплексном использовании различных факторов и элементов внешней и внутренней среды взаимодействия трудовых ресурсов и их воспроизводства в процессе трудовой деятельности.

В результате изучения дисциплины магистрант должен знать основные категории, теоретико-методологические основы и принципы формирования и функционирования рынка труда. Одной из задач учебного пособия является формирование знаний об основных направлениях оптимизации осуществления трудового процесса в системе социально-трудовых отношений и системного представления о функционировании рынка труда как основном элементе рыночной экономики, о методах, применяемых в процессе изучения рынка труда, их взаимосвязи и комплексности применения.

Формат учебного пособия не предполагает детального рассмотрения всех вопросов, обозначенных в стандарте дисциплины. Внимание магистрантов направляется, прежде всего, на рассмотрение наиболее важных ключевых понятий, являющихся базовыми в дисциплине «рынок труда»

1. Трудовые ресурсы, понятие рынка труда

Политика занятости. Оптимальное и эффективное заполнение вакансий - одна из основных задач в управлении персоналом. Для этого необходимо определить потребности в рабочей силе, что зачастую ассоциируется с потребностью в людях. Но потребность в рабочей силе можно удовлетворить разными способами - приемом на работу одного человека, приемом на работу группы людей, заключением контрактов на почасовую работу или неполный рабочий день, кроме того, можно привлекать для работы служащих других компаний.

С одной стороны, эти аспекты работы менеджера по персоналу связаны с уже изученным планированием человеческих ресурсов, с другой стороны, с рынком труда, теорией трудовых ресурсов. Смысл рынка труда и распределения трудовых ресурсов, с точки зрения экономистов, - это предложение рабочей силы и то, каким образом это предложение рабочей силы встречает спрос; а также отношения между теми, кто продает свою рабочую силу и теми, кто является работодателями, то есть покупает рабочую силу.

Думать, что рынок труда справедлив - крайне нереалистично, тем более верить в то, что он дает равные возможности. Даже при высоком уровне безработицы на рынке труда существует деление на классы, трудовые ресурсы рассортированы и классифицированы, например, как профессионалы, и непрофессионалы.

К трудовым ресурсам в практике планирования и учета относят население в трудоспособном возрасте, т. е. Мужчин 16-59 лет и женщин 16-54 года, за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1, 2 групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях (мужчин 50-59 лет, женщин 45-54 года). Кроме того, принято относить к трудовым ресурсам население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.

Качественный состав трудовых ресурсов характеризуется с точки зрения трудоспособности. При этом различают общую и профессиональную трудоспособность.

Но понятие трудовые ресурсы не нацелено на изучение человека как работника и как личности, поэтому было введено понятие человек труда.

Формирование на рынке человека труда предполагает выдвижение на первый план социально-психологических качеств, позволяющих более полно реализовать потенциал индивидуума. Сегодня необходимым условием решения проблемы формирования человека труда на рынке и персонала предприятия является их рассмотрение в комплексе.

Важной частью работы с персоналом является анализ его адекватности требуемому уровню, т. Е. Степени его соответствия потребностям предприятия и интересам каждого работника. Для этого целесообразно проведение совместной аттестации работников и рабочих мест, в результате чего выявляются излишки и дефицит тех и других.

Одновременно анализируется состояние внутреннего рынка труда по категориям персонала, исходя из его профессиональной, функциональной и социальной структуры. При этом выясняются возможности обращения на региональные рынки труда для восполнения недостающих работников, высвобождаемых в связи со структурными изменениями предприятия (создание, преобразование и ликвидация подразделений), применением новейшей техники и технологий и т. д.

Принципиально важное значение имеет выбор альтернативных решений, связанных с различными взглядами на роль и взаимодействие внутренних и внешних рынков труда. В случае ориентации на собственный внутренний рынок, предприятие осуществляет необходимые меры по обеспечению потребностей в квалифицированных работниках одновременно с обновлением основных фондов и совершенствованием организации труда. При этом исключается или ограничивается возможность перехода работников на другие предприятия, поскольку они жестко привязаны к определенной системе деятельности. Кроме того, на закрепление работников влияют такие сильнейшие мотивы, как высокая заработная плата, с одной стороны, и угроза увольнения, с другой. Это, в первую очередь, характерно для крупных предприятий, что сужает сферу деятельности местных рынков труда и служб занятости. По мере развития этих рынков предприятия имеют возможность производить существенные изменения в структуре персонала вплоть до сокращения групп работников определенных профессий и замены их другими за счет местных рынков. Очевидно, что оптимальное решение вопроса формирования персонала должно быть основано на эффективном сочетании возможностей внутренних и внешних рынков труда.

Задача определения потребностей в работниках и источников ее удовлетворения решается на основе результатов анализа адекватности персонала и прогнозирования его динамики, исходя из ожидаемых изменений в структуре предприятия, номенклатуре, качестве продукции, организации производства, труда и управления, состояния внутренних и внешних рынков труда.

Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений, которая формирует экономический механизм, обеспечивающий соответствие спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном, структурно-отраслевом и социально-демографическом аспектах.

Рассмотрим рынки труда как регуляторы занятости и безработицы. Прежде всего, необходимо уточнить два понятия - трудовые ресурсы и занятость, определить, как они соотносятся между собой и каким образом можно количественно оценить их. Исходя из определения человека труда, трудовые ресурсы - это не само население страны, а совокупность способностей той или иной категории людей к трудовой деятельности. Тогда занятость можно определить как ту или иную форму реализации этих способностей. Исходя из этого, занятость как социально-экономическая категория характеризует различные формы участия трудоспособной части населения в общественно полезной деятельности с получением соответствующих доходов.

Различают понятия полной и эффективной занятости. Если полная занятость отражает занятость с точки зрения количественных характеристик, то эффективная - с качественных.

Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости.

Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, а при превышении спроса над предложением и реальной потребностью - скрытая безработица.

В зависимости от характера и причин, вызывающих безработицу, принято различать три ее типа: фрикционная, структурная, циклическая безработица.

Позиция международной организации труда (мот) в отношении занятости и безработицы выражена в конвенции о содействии занятости и защите от безработицы, принятой в 1991 г.

Основным механизмом, регулирующим занятость и безработицу в целях поддержания их на желательном уровне, является система внутренних рынков труда предприятий, взаимодействующих с местными и региональными рынками. Рынки труда как регуляторы занятости реагируют на изменение спроса и предложения на рабочую силу. Важно отметить, что наблюдается взаимодействие местных и региональных рынков труда.

Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и использование механизма, регулирующего динамическое равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

Øоживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамического движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

Øсовершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

Для лиц предпенсионного и пенсионного возраста по-прежнему актуальна возможность досрочного ухода на пенсию, временная работа по контракту и т.д. В случае повышения размеров пенсий и улучшения пенсионного обеспечения, давление на рынок труда со стороны пенсионеров будет значительно уменьшено, так как 60% пенсионеров изъявляют желание работать из-за материальных проблем.

Национальный рынок труда в российской федерации находится пока на стадии формирования (нет еще полноценного рынка жилья, ограничен свободный выбор места жительства и т.д.). Именно эта особенность диктует необходимость регулирования рынка рабочей силы и рынка рабочих мест таким образом, чтобы не допустить перерастания безработицы в массовую и хроническую.

Основной задачей в работе центров занятости должно стать содействие безработным в их трудоустройстве, так как только работа, а не пособие позволяет им почувствовать себя полноценными членами общества. Как показывают исследования, большинство руководителей не прибегают к услугам центров занятости при поиске и найме работников даже при избытке рабочей силы на рынке труда. Однако именно в этой сфере для наилучших результатов необходимо тесное сотрудничество таких центров с предприятиями и организациями, у которых появляются вакансии, а, точнее, с менеджерами по персоналу этих предприятий.

Главной особенностью процессов на рынке труда в последние годы стало то, что рост безработицы не принял масштабов, адекватных колоссальному спаду производства. Объясняется это тем, что спад производства более выразился в резком снижении производительности труда, чем в росте явной безработицы.

Важно отметить и такую особенность российского рынка труда, как принудительные отпуска по инициативе администрации без сохранения содержания или с частичной оплатой, которые фактически являются проявлением скрытой безработицы. Этот вид безработицы характерен в наибольшей степени для предприятий легкой промышленности и машиностроения.

Анализируя особенности и состояние современного рынка труда, нельзя не упомянуть и о таком чисто российском феномене, как невыплаты заработной платы.

К числу ярко выраженных тенденций российского рынка труда можно отнести растущую вторичную занятость. Кроме этого, наблюдается вынужденный уход женщин из общественного производства в домашнее хозяйство. Специфика российского рынка труда заключается и в его значительной регионализации, которая определяется исходной неравномерностью экономического развития регионов, а также различиями в демографической ситуации.

Говоря о регионализации рынка труда, следует констатировать, что единого российского рынка труда в полном смысле слова не существует и что он представляет собой совокупность относительно замкнутых локальных рынков, весьма слабо связанных между собой.

Существенное влияние на ситуацию на рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. Учебные заведения готовят работников, практически не учитывая ситуацию на рынке труда. В то же время, работодателя, в первую очередь, интересует вопрос, что конкретно умеет делать нанимаемый работник, а не какой у него диплом. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации на рынке труда России.

При использовании понятия человеческие ресурсы формы занятости расширяются, включая не только работу по найму на предприятиях, в организациях, учреждениях, но и предпринимательство, само занятость, индивидуальную трудовую и творческую деятельность, работу в личном подсобном хозяйстве, занятость домашним хозяйством и воспитанием детей, исполнением государственных и общественных обязанностей, очное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

Необходимо учитывать, что занятость и безработица возникают по инициативе как работодателей - субъектов спроса, так и работников - субъектов предложения. Тем не менее, решающее влияние на формирование внутреннего рынка труда, естественно, оказывает позиция работодателей.

Как известно, в процессе деятельности предприятий возникает потребность в оперативных изменениях условий занятости работников, предусмотренных трудовым договором. Для этой цели в зарубежной практике менеджерами по персоналу применяются гибкие формы регулирования занятости и безработицы, основанные на использовании различных способов введения частичной безработицы или частичной занятости.

Организация играет большую роль в повышении занятости и снижении безработицы на рынке труда путем воздействия на спрос и предложение рабочей силы.

Формирование спроса на рабочую силу подчинено потребностям и интересам работодателя, руководствующегося основным мотивом - обеспечение конкурентоспособности возглавляемого им предприятия для получения прибыли.

.Рынок труда и проблема занятости рабочей силы в РФ

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Существует множество определений рынка труда. По мнению доктора экономических наук а. Котляра, «рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, которая за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационных разрезах. На рынках труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых - в заработной плате».

Функционирование рынка труда определяется:

Øво-первых, совокупностью экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда;

Øво-вторых, местом пересечения различных экономических и социальных интересов и функций;

Øв-третьих, взаимоотношением сотрудников, т.е. Потенциальных или фактических работников предприятия.

Прежде чем рассматривать сущность и структуру рынка, необходимо выяснить, что продается и покупается на рынке труда: «рабочая сила» или «труд». Сторонники марксисткой теории рыночных отношений утверждают, что на рынке труда продается рабочая сила, т.е. Способность к труду, которую и эксплуатирует работодатель.

Современная экономическая теория доказывает, что на рынке труда продается и покупается именно труд, что заработная плата есть плата за труд (и называется это оплатой труда). Сторонники третьей точки зрения считают рынок труда ресурсным рынком.

В качестве основных субъектов купли-продажи выступают работодатель - покупатель труда, а также юридически свободный и юридически защищенный собственник - продавец ресурса труда. Последний (продавец ресурса труда) является носителем и собственником своей рабочей силы, т. е. всей совокупности своих способностей к определенным видам трудовой деятельности. Это особый ресурс, специфика которого заключается в физической неотделимости его от собственности, что отражается на характере объекта купли-продажи на рынке труда. Здесь объектом рыночной сделки является право использования единицы ресурса труда определенного качества при определенных условиях в определенный отрезок времени.

Цена труда на рынке труда выступает в форме ставки - заработной платы (часовой ставки), указываемой в договоре (контракте), заключаемом между работодателем и нанимающимся на работу. Рыночная цена единицы ресурса труда данного качества сложится в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда. В результате фактическая цена труда отразит равновесную ставку заработной платы.

Рынок труда имеет ряд важных особенностей.

. Большая продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем.

. Наличие и действие не денежных аспектов сделки. Это, прежде всего, условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе и профессионального роста.

. Наличие большого числа институциональных структур особого рода. К их числу относятся: система трудового законодательства; различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т.д.

. Высокая степень индивидуализации сделок. Сделки отличаются огромным вазнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет к претендентам свои специфические требования.

Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение (п), охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос (с) как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда. Таким образом, та часть, которая образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд (ус). не пересекающиеся части соответствуют текущему рынку:

тр = ср - ус,

где ср - совокупный рынок труда; тр - текущий рынок труда. Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест (ввод новых и выбытие старых). Он состоит из:

. Открытого рынка труда - т. Е. Экономически активного населения, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики;

. Скрытого рынка труда - лиц, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены. Исходя из определения и характеристики рынка труда, можно установить основные его элементы:

Øсубъекты рынка труда;

Øправовые аспекты,

Øрегламентирующие отношения субъектов на рынке труда;

Øконъюнктуру рынка;

Øслужбы занятости населения;

Øинфраструктуру рынка труда;

Øсистему социальной защиты и др.

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Работодатели - наниматели, которые могут быть представлены разными «фигурами» в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности.

Работодателями могут быть: государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.

Наемные работники - это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.).

Сегментация рынка труда позволяет проанализировать причины и факторы, влияющие на мобильность рабочей силы на рынке труда, определить его перспективы.

Сегментирование производится по разным критериям и в зависимости от различных признаков. Их набор может включать следующие разновидности:

Øдемографические характеристики, которые включают пол, возраст, состав семьи;

Øгеографическое положение (определенный регион, город, район и т.д.);

Øсоциально-экономические характеристики рабочей силы на рынке труда (образование, профессиональные знания, уровень квалификации, стаж работы и т.д.);

Øэкономические показатели, характеризующие работодателей с точки зрения их финансового состояния, формы собственности, а также показатели, характеризующие наемных работников по их обеспеченности;

Øпсихофизиологические качества работника (личные качества физическая сила, темперамент, их принадлежность к определенным слоям общества и т.д.);

Øповеденческие характеристики с точки зрения мотивации занятости и др.

.Безработица

Все формы безработицы можно объединить в две группы - естественная безработица и вынужденная. К естественной безработице относятся те формы, которые неустранимы и сопутствуют долговременному равновесию рынка рабочей силы, к вынужденной формы, существующие помимо естественной и повышающие общий уровень безработицы.

Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства.

Фрикционная безработица обусловлена тем, что люди, покинувшие прежнее место работы, находятся в движении, переходят на новое предприятие. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность.

Например, в конце 80-х годов в США порядка 49% безработных устраивались на новую работу менее 5 недель, 79% - до 14 недель. Как видно, американскую безработицу можно в значительной степени считать фрикционной, что указывает на высокую динамичность рынка рабочей силы. Наложение административных, юридических или институциональных ограничений на мобильность трудовых ресурсов, на перетек рабочей силы из одной отрасли в другую, из одного региона в другой, с одного производства на другое становится тормозом для экономического роста и увеличения занятости. Предприятия, готовые увеличивать объемы продукции и услуг, ориентируясь на благоприятную конъюнктуру, при негибком рынке труда не способны делать это. Фирмы же, спрос на продукцию которых падает, не могут освободиться от избытка рабочей силы и при сокращении производства обречены на банкротство в связи с невозможностью снизить издержки до экономически обоснованного уровня. Следствием обоих этих факторов становится застой в экономике, снижение реальной зарплаты и рост безработицы.

Институциональная безработица порождена правовыми нормами, устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на ее спрос и предложение. Так, чрезмерные социальные выплаты вызывают снижение предложения труда, способствуют увеличению уровня безработицы. Более того, чем больше размер пособия, тем длительнее поиск нового рабочего места и продолжительность безработицы.

Институциональная безработица может быть вызвана введением гарантированного минимума заработной платы. Однако в рыночной экономике возникают ситуации, когда человек согласен трудиться за сравнительно низкую заработную плату, но работодатель не вправе нарушать законы и устанавливать оплату ниже минимума.

Иногда институциональную безработицу провоцирует несовершенство налоговой системы. Слишком высокие ставки подоходного налогообложения, сокращая доходы, делают их сопоставимыми с суммами выплат по социальным программам. Тогда ограничивается предложение рабочей силы и удлиняются сроки безработицы.

Рынок рабочей силы инерционен и, судя по практике, не способен перестраиваться с той же скоростью, что и производство. Структура профессий, уровни квалификации и иные характеристики рынка труда меняются сравнительно медленно, отстают от потребностей производства, в результате чего появляется особая разновидность институциональной безработицы. Институциональной следует считать и безработицу, возникающую из-за несовершенства информации о свободных рабочих местах.

Добровольная безработица обусловлена тем, что среди трудоспособного населения всегда есть люди, которые по каким-то причинам не желают работать. Очевидно, что такая безработица тоже имеет . Признаки естественной.

Когда безработица превышает естественную, то это свидетельствует о наличии вынужденной.

Технологическая безработица особенно заметна в странах, где научно-технический прогресс сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически эффективным, превращает его в постоянное явление. Например, роботизация автомобильной промышленности США создала реальную угрозу массовой технологической безработицы. На некоторых операциях заработная плата среднего американского рабочего достигает 25 долл./ч, тогда как издержки эксплуатации на аналогичных операциях робота, включая затраты на его приобретение и обслуживание, составляют 6 долл./ч. Подобная ситуация складывается и при освоении компьютерных технологий. Если 40 типографских работников высшей квалификации способны набрать 170 тыс. Букв в час, то применение компьютерных принтеров позволяет 10 рабочим набрать около 1 млн. Букв в час.

Структурная безработица возникает, когда под влиянием научно-технического прогресса происходят масштабные структурные преобразования экономики. В одних отраслях растет инвестиционный спрос, выпуск продукции и занятость, в других свертывается производство и сокращаются рабочие места. Избежать структурной безработицы невозможно.

Структурная безработица сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т.д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей, пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре, государственной политики в области занятости.

Региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти, тоже не по силам справиться с этой проблемой, которую обычно приходится решать на основе общегосударственных целевых программ. Региональная безработица имеет и международный аспект. Так, выправление региональных деформаций, включая и рынки рабочей силы, составляет одну из важнейших задач европейского союза. Разработка и осуществление межгосударственных программ преодоления региональной безработицы могли бы стать важнейшим элементом экономических отношений стран СНГ.

Сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

Частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, и наоборот.

Скрытая безработица

Характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%. Скрытую безработицу пополняют люди, которые трудятся неполный рабочий день или неделю, а также те, кто отчаялись найти рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказались регистрироваться на биржах труда.

Предприятия, ставшие банкротами в рыночной экономике, не всегда являются аутсайдерами в технологии или организации производства. Банкротство может стать следствием недооценки перекрестной эластичности спроса, просчетов при кредитовании и т.д. В итоге возникает вынужденная безработица, не имеющая отношения к научно-техническому прогрессу, структурным сдвигам и иным обстоятельствам. Вынужденная безработица в связи с банкротством предприятий особенно остро ощущается' в странах, осуществляющих переход к рынку. Ее уровень, как правило, выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

4. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы

Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики - занятость трудовых ресурсов. В дореформенный период обеспечение занятости населения основывалось на командно-административных методах: лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограничений по здоровью, были обязаны либо учиться, либо работать. В противном случае они в принудительном порядке направлялись на работу или преследовались по закону (объявлялись «тунеядцами»). Иными словами, все трудоспособное население страны было крепостным у государства, которое предписывало, где и по какой профессии должен трудиться человек, какую зарплату он должен получать, какие иметь льготы.

Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в «законе о занятости».

Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место не дефицит рабочей силы, а ее излишек. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она фактически существовала в «скрытой» форме: часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность.

Реформирование экономики России со всей остротой поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу, то есть «скрытая» форма безработицы перешла в «открытую». Уже к концу 1991 г. В стране появились первые безработные. Однако нормально функционирующая рыночная экономика предполагает наличие безработицы. Общепризнанно, что если показатель безработицы не превышает 5%, то ситуация на рынке труда не является напряженной: человек, ищущий работу, может достаточно быстро ее найти. В то же время работодателю достаточно сложно заполнить вакансию. При превышении данного уровня на рынке труда складывается зеркальна ситуация: теперь безработному трудно найти работу, в то время как работодатели имеют возможность выбирать тех, кто им больше всего подходит.

В этой ситуации одной из основных экономических функций государства является проведение такой экономической политики, которая обеспечивала бы в стране занятость на уровне экономически эффективном (то есть таком, при котором уровень безработицы не превышал 5%).

Отличительной особенностью рынка труда было активное сокращение женщин и лиц с высшим образованием. Однако в настоящее время ситуация несколько изменилась: все чаще безработными становятся мужчины и те, кто не имеет специального профессионального образования, то есть все больше растет спрос на квалифицированную рабочую силу, имеющую специальную профессиональную подготовку.3

В настоящее время в нашей стране распространена неполная, частичная занятость, когда работник трудится не 40, а 18 часов в неделю. Очагами незанятости в России становятся кировская, свердловская области, Челябинск и Пермь, Омск, Хабаровск, Иркутск. Безработица относительно выше среди молодежи и женщин.

Фактором, стимулирующим безработицу, является такой процесс, как миграция рабочей силы. В весенне-летний период в России работают около 500 тысяч иностранцев. Их доля особенно значительна в строительной индустрии и сфере услуг.

Становлению рынка труда в России препятствует ряд причин:

ØРынок труда не сбалансирован: с одной стороны, существует достаточно большое число вакантных рабочих мест, с другой стороны, значительное число безработных, чья профессиональная или квалификационная подготовка не соответствует требованиям работодателей.

ØПо-прежнему существуют административные и правовые ограничения на миграцию рабочей силы (институт прописки).

ØОтсутствует реальный рынок доступного жилья, что также сдерживает территориальное перераспределение трудовых ресурсов.

ØЭкономика все еще остается высоко монополизованной, что позволяет работодателям диктовать условия занятости, а работники вынуждены их принимать.

Безработица пагубно сказывается на всей жизни общества. Она, прежде всего, снижает уровень реального фактического выпуска национального продукта. В западной макроэкономической теории и практике исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате вытеснения рабочей силы осуществляется на основе закона Оукена:

В% = а% (u% -feu%),

где в % - процентное изменение фактически произведенной продукции в сравнении с национальным продуктом при полной занятости;

А% - коэффициент Оукена, показывающий, во сколько раз изменится (увеличится или уменьшится) национальный продукт при изменении фактического уровня безработицы на определенную процентную величину;% - процентное изменение уровня фактической безработицы по сравнению с процентным изменением ее уровня полной занятости(feu%).

Для последней четверти 20 века характерна возросшая гибкость рынка труда. Повсеместное распространение получает надомничество. Иным становится его экономическое содержание. Теперь это не просто частично безработные или женщины, обремененные семьей, но квалифицированные рабочие, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника - наряду с возможными тяготами самоизоляции и более низкой профсоюзной организованностью.

Тенденции к гибкости затронули и рабочее время. Предприниматели стремятся закрепить в коллективных договорах схему гибкости трудового года, то есть право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.

Две противоположные позиции: безработица - вынужденное явление, причиной которого является недостаток совокупного спроса (кейнс), и зависимость предложения труда от уровня зарплаты, не повышение которой снижает инфляцию и благотворно влияет на условия производства и занятость, - продолжают сосуществовать в теории занятости. В сложных условиях переходной экономики проблема безработицы выглядит неразрешимой. С одной стороны, никак не хотелось бы допускать развития массовой безработицы, но с другой - не следует препятствовать высвобождению работников, связанному со структурной перестройкой.


Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) - совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Включает в себя субсидирование создания новых рабочих мест, переподготовку безработных, организацию новых рабочих мест для безработных (через систему общественных работ). Приоритетные направления активной политики занятости:

Øсодействие в трудоустройстве, профессиональное обучение и консультирование, гибкие формы занятости, квотирование рабочих мест, организация общественных работ, содействие временной занятости, поддержка малого бизнеса;

Øосвобождение на определенный период от налогообложения, обеспечение выгодных кредитных ставок, сроков кредитования, страхования риска и т.д. содержание активной политики занятости включает:

Øсоздание, сохранение и перепрофилирование рабочих мест для высвобождаемых и безработных;

Øперепрофилирование производства, санация предприятий, их оздоровление путем реализации инвестиционных программ;

Øпроф обучение и социальная адаптация безработных;

Øподдержка разнообразными методами частного предпринимательства, в особенности малого бизнеса, как наиболее выгодного направления реализации инвестиционных программ с точки зрения сдерживания общей и скрытой безработицы;

Øсохранение занятости за счет компенсационных выплат и субсидий к зарплате работникам видимой части скрытой безработицы (в качестве фактора, сдерживающего ее перелив в открытую форму);

Øорганизация общественных работ, временной занятости и т.п.;

Øпрофилактика и ликвидация последствий массового высвобождения путем:

·тщательного подбора вариантов трудоустройства;

·опережающего профобучения высвобождаемых работников.

Пассивная политика занятости - политика, направленная на сглаживание негативных последствий безработицы; включает:

) субсидирование занятости (субсидии в сферу регулирования занятости в частном секторе; поддержка безработных, открывающих собственное дело; субвенции на создание дополнительных рабочих мест в районах, где сложилась чрезвычайная ситуация на рынке труда; льготное кредитование);

2) оформление досрочного выхода на пенсию при условии наличия обязательного уровня трудового стажа, дающего право на получение пенсии в полном размере, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию;

) социальную защиту (выплату пособий по безработице, размер которых дифференцирован по категориям граждан, времени нахождения в статусе безработного и установленного минимума заработной платы). Политика «пассивной» занятости в отличие от «активной» включает меры пост фактумного действия, не отвечающие целям предупреждения скрытой безработицы, ограничиваясь: вопросами регистрации и учета безработных в ее различных проявлениях; поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством, поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством, поиском соответствующих работников на вакантные места предприятий, организаций, учреждений; материальной поддержкой безработных. Умеренно-пассивная политика занятости в отличие от пассивной предусматривает более разнообразные услуги по подбору рабочих мест.

. Социальные гарантии и компенсации

Лица, направленные или переехавшие по свободному найму на работу в зону экологического бедствия имеют право на:

Øбронирование жилой площади по месту прежнего жительства на период пребывания в зоне экологического бедствия;

Øполучение единовременного пособия в размере годового должностного оклада специалиста;

Øпервоочередное выделение квартир по месту постоянного жительства специалистам нуждающимся в улучшении жилищных условий, проработавшим в зоне экологического бедствия не менее пяти лет.

Статья 19. Социальные гарантии и компенсации безработным в зоне экологического бедствия

Кабинет министров республики Казахстан, главы местных администраций обеспечивают:

) приоритетное направление финансовых и материальных средств на создание новых рабочих мест, организацию оплачиваемых общественных работ;

) условия для трудоустройства мигрантов из зоны экологической катастрофы в экологически благополучные регионы республики;

) подпункт 3) статьи 19 законом республики Казахстан от 7 апреля 1999 г. №374-1исключен;

) преимущественное (путем установления квот) поступление в высшие, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения по приобретению остродефицитных профессий, необходимых для решения проблем Приаралья, а также на курсы для профессионального обучения с обязательным представлением общежития на время учебы.

Статья 20. Основания для изменения и прекращения льгот.

Выплата компенсаций и предоставление льгот изменяются и прекращаются в случаях изменения статуса территории и статуса граждан в порядке, установленном настоящим законом.

Статья 21. Распространение действия настоящего закона на граждан других государств, пострадавших вследствие экологического бедствия в казахстанской части Приаралья.

Граждане, проживающие за пределами республики Казахстан и пострадавшие в результате экологической катастрофы или экологического кризиса в казахстанской части Приаралья, пользуются всеми льготами, предусмотренными настоящим законом, в соответствии с принятыми межгосударственными соотношениями.

7. Международный опыт регулирования процессов занятости

Создание в 1919 г международной организации труда и первая принятая ею конвенция, посвященная ограничению рабочего времени на промышленных предприятиях до 8 часов в день, и вторая - о безработице, по праву считаются началом нового типа отношений между государством, работодателями и работниками мировой экономический кризис 1920-1930-х годов, распространение новаторских идей Джима Кейнса о роли трудового фактора в макро экономичному регулировании привели к резкому изменению политики многих государств по занятости даже те правительства, которые проводили политику невмешательства в сферу занятости, не смогли со временем не признать позитив них результатов этого вмешательства в других странах.

Следует сказать, что сейчас все страны, которые мы называем экономически развитыми, и их международные организации уделяют первоочередное внимание проблемам занятости как таким, без решения которых нельзя обеспечить социально-экономическую стабильность в этих странах регулярно разрабатываются, финансируются и выполняются программы занятости, учитывающие специфику конкретной социально-экономической ситуации в целом ном случае программы занятости можно разделить на группы активных подпрограмм (содействие занятости) и пассивных подпрограмм (поддержание доходов) к первой группе относятся:

Øпрограммы по субсидированию найма на постоянную работу в частном секторе по этим программам субсидии выделяются либо на стимулирование занятости отдельных групп работников (например, молодежи), или на удержание рабочих мест для работников, подлежащих увольнению;

Øпрограммы поддержки предприятий, создаваемых самими безработными (программы само занятости) такая поддержка может предоставляться на основе пособия по безработице (одноразовая выплата суммы, равной одно- или двухгодичной сумме) или на основе социальной помощи кроме того, такие программы включают много других услуг, предоставляемых бесплатно безработным, начинающим свое Делоу;

Øпрограммы профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации безработных;

Øпрограммы непосредственного создания новых рабочих мест в государственном или коммерческом секторе чаще всего такие программы предоставляют временную работу как возможность для безработного адаптироваться в социально трудовой сфере, получить новые навыки, обогатить свой человеческий капитал и иметь больше шансов найти постоянную роботу.

В группу пассивных подпрограмм принадлежат программы предоставления всех видов помощи в связи с потерей работы (помощь по безработице, выходные выплаты, помощь работникам обанкротившихся предприятий, специальное на поддержание различных групп работников и т.д.) И программы досрочного выхода на пенсию (или перед пенсию, поскольку человек может вернуться на работу или с достижением пенсионного возраста перейти на пенсию.

Влияние налоговой политики государства на стимулирование занятости в развитых странах осуществляется путем предоставления льгот по освобождению от выплат в социальные фонды, компенсации расходов на профессиональную подготовку и повышения квалификации работников и непосредственно по уменьшению налогов за создание новых рабочих мест, развитие персонала, за трудоустройство неконкурентоспособных категорий граждан одним из самых эффективных стимулирующих факторов для предпринимателей льготы по налогообложению прибыли они направлены чаще всего на уменьшение налогооблагаемой базы на сумму средств, затраченных на создание рабочих х мест (особенно специализированных, например для инвалидов), на профессиональное обучение или повышение квалификации.

Признавая, что наиболее эффективной политику занятости делает ее ориентация на обеспечение максимальной мобильности рабочей силы, правительства развитых стран способствуют созданию гибкой системы профессионального учения, которая бы готовила работников в соответствии с современными требованиями экономики и была бы способной быстро и эффективно переучивать безработных во многих странах государство осуществляет прямое целевое финансирование создание и функционирование центров профессиональной подготовки и переподготовки на предприятиях распространена практика дотаций государства в размере 50-80% расходов, связанных с созданием центров профессионального на обучения на предприятиях.

Кроме того, существует практика специальных государственных субсидий на заработную плату трудоустроенным молодым людям, безработным или лицам пред пенсионного возраста в размере 50% расходов работодателя на указанные ц цели в течение 3-6 месяцев, что значительно удешевляет для предприятий использование такой рабочей сил.

Финансовые штрафы применяются в развитых странах в основном при использовании такого административного мероприятия, как квотирование рабочих мест для инвалидов и других неконкурентоспособных категорий п работников в таких случаях государство обязывает предпринимателей, которые не создают специальные рабочие места, платить штрафы, штрафы применяются также при нарушении социально-трудового законодательства.

Государственные субсидии предоставляются также непосредственно гражданам для целей профессионального обучения, или, как уже отмечалось, для организации собственного дела

Таким образом, рассмотренные нами меры регулирования занятости в экономически развитых странах показывают значительные масштабы вмешательства государства в трудовые отношения, которое, с одной стороны, является взвешенным и программно-плановым и основывается на научных прогнозах и долгосрочной политике, учитывая общеэкономическую конъюнктуру, а с другой - не вмешивается в собственное предпринимательскую деятельность, к тому же становится эффективной за счет государственных программ. занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей действующему законодательству и, как правило, приносит заработок (трудовой доход) это чрезвычайно важное явление социально-экономической жизни общества, далеко не исчерпывается проблемами безработицы, а включает также такие аспекты как рациональное использование труда, обеспечения достойного уровня жизни работающего населения; удовлетворения потребностей экономики в рабочей силе с учетом ее количества и качества; удовлетворения профессиональных потребностей работников, включая потребности в профессиональном образовании и повышения квалификации; социальную поддержку в случае потери работы.

Основными видами занятости является полная, продуктивная, рациональная и эффективная занятость полная занятость означает достаточность рабочих мест для всех, кто желает работать продуктивная занятость - это экономическим целесообразна, выгодна занятость она означает превышение экономических выгод, полученных в результате этой занятости сравнению с затратами на организацию этой работы рациональная занятость - это одночасно и экономически, и социально целесообразна занятость полную занятость, одновременно отвечает требованиям рациональности, называют эффективной занятостью.

В процессе перехода общества от командно-административной к социально ориентированной рыночной экономики происходит коренная трансформация занятости основными группами факторов этой трансформации являются рыночные преобразования, глобализация, научно-технический прогресс, государственное регулирование, структурная трансформация экономики при успешного действия названных факторов характерна для 90-х годов XX в столетия экономически вынужденная, неэффективная занятость в Украине в целом должно измениться занятость в социально ориентированной рыночной экономике характеризуется следующими основными признаками: добровольная, эффективность, мобильная, регулируемая государством.

Эффективная и свободно избранная занятость отражает состояние количественной и качественной сбалансированности между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально-экономичного прогресса и соблюдаются интересы как отдельных работников и работодателей, так и общества в целом.

Социально-экономическая политика государства в области занятости должна иметь комплексный характер и направляться на достижение поставленных перспективных целей в этой сфере: обеспечение полного и рационального ной занятости как необходимой предпосылки реализации права граждан на труд и достижения высокого уровня жизни населения ближайшей тактической целью политики занятости должна быть сбалансирования спроса и пропозиции работы.

Безработицы называется социально-экономическая ситуация в обществе, при которой часть активных трудоспособных граждан не может найти работу критериями выделения видов безработицы причины его возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая безработица согласно закону о Украины рост уровня безработицы на 1 процентный пункт над естественным уровнем дает 2-2,5% потери потенциального валового национального продукта.

Основные показатели экономической активности населения, занятости и безработицы можно разделить на две группы:

) абсолютные, которые показывают размеры, объемы названных явлений, отражая численность соответствии экономически активного населения, занятых и безработных,

) относительные, которые показывают уровень распространенности в обществе определенного явления, отражая долю соответствующей категории по всему (или вероятной большей категории) населенных.

Уровень экономической активности населения показывает ее популярность сравнению с другими видами активности (бездействия) и рассчитывается как отношение численности экономически активного населения к общей численности населения в возрасте 15-70 лет уровень занятости показывает ее распространенность среди взрослых людей и рассчитывается как отношение численности занятого населения к общей численности населения возрасте 15-70 лет уровень безработицы показывает его распространенность среди экономически активного населения и рассчитывается как отношение численности безработного населения к численности экономически активного населения.

Реализация государственных гарантий социальной защиты граждан от безработицы обеспечивается путем: общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, предоставление особых гарантий работникам, которые потеряли работу в связи с изменениями в организации производства и труда, предоставление дополнительных гарантий для отдельных категорий граждан, которые не способны на равных условиях конкурировать на рынке труда, предоставление гарантий для лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями; добровольного участия граждан в негосударственном страховании от безработицы.

Граждане, признанные безработными, подлежат социальному обеспечению в таких видах помощи: пособие по безработице, в том числе одноразовая ее выплата для организации безработным предпринимательской деятельность, помощь по частичной безработице; материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного; материальная помощь по безработице; одноразовая материальная помощь безработному и нетрудоспособным лицам, находящимся на его иждивении, помощь на погребение в случае смерти безработного или лица, находящегося на его иждивении материальное с обеспечение безработных осуществляется за счет фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

Международный опыт свидетельствует, что вмешательство государства в трудовые отношения должно быть взвешенным и программно-плановым, основываться на научных прогнозах и долгосрочной политике, учитывая общую экономическая конъюнктуру вместе с тем в развитых странах государство не вмешивается в собственно предпринимательскую деятельность, которая к тому же становится более эффективной за счет государственных программ.

рынок труд занятость безработица

Заключение

В результате глубокого анализа ключевых вопросов формирования, развития и функционирования рынка труда в условиях рыночной экономики становится понятно, что именно рынок труда может быть признан её основой, фундаментом на котором строится и развивается экономика любой страны.

Многие ошибки и просчёты переходного периода в экономике России были связаны с тем, что рыночную экономику стали строить с рынка товаров, капиталов и других рынков, без формирования прочного фундамента в виде рынка труда и взаимосвязи с ним всех остальных социально-экономических процессов. Разрозненность и несогласованность интересов многих агентов рынка привела к его дисбалансу и кризису в переходной экономике, а ведь именно на рынке труда и происходит согласование интересов покупателей и продавцов главного товара - рабочей силы. Ни один рынок не может полноценно функционировать без взаимодействия с рынком труда и опоры на него.

Рынок труда играет ключевую роль в экономике ещё и потому, что управление экономикой предполагает, прежде всего, управление трудовой деятельностью людей.

В силу своего особого положения, роли и места в рыночной экономике, рынок труда является исключительно чувствительной системой, преломляющей влияние даже незначительных экономических, социальных и иных внутренних и внешних факторов среды. В свою очередь любое влияние на рынок труда сразу же ощущается и оценивается соответствующим образом, вызывая ту или иную реакцию со стороны агентов рынка труда и населения в целом. Именно это обстоятельство требует исключительно пристального внимания к вопросам регулирования рынка труда, разработки политики занятости и мер по минимизации уровня безработицы.

Современная экономика России, ориентированная на модернизацию и инновационное развитие, выдвигает как одну из приоритетных задач достижение сбалансированности на рынке труда, в том числе с точки зрения профессиональной подготовки необходимого количества и качества работников, соответствующей потребностям рынка труда. Этим, прежде всего, определяется необходимость реформирования системы профессионального образования, которое проводится в нашей стране в настоящее время.

Успешность достижения устойчивого экономическое развитие страны во многом предопределяется успешностью разработки и реализации программ, связанных с достижением сбалансированности рынка труда на уровне страны, региональном и локальном уровнях.

Основная литература

1.Одегов Ю.Г. и др. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): учеб. Для вузов/ юг, Г.Г. Руденко, н.к. Лунева. M.: альфа-пресс,2007, - 900с

Дополнительная литература:

.Аверков А.Л. Регулирование миграционных процессов на региональных рынках труда. - м.: лаборатория книги, 2012. -125с.

3.Экономика труда: учебник (раздел 2. Рынок труда: теория и практика) / И.М. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Ильина. - М.: Изд-во Юрайт, 2011

Похожие работы на - Экономическая безопасность

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!