Развитие экономической мысли античного и средневекового общества

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,19 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие экономической мысли античного и средневекового общества

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКОГО ЗАОЧНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА




Контрольная работа

по дисциплине: История экономических учений

на тему: «Развитие экономической мысли античного и средневекового общества»

Введение

Экономическая мысль, вероятно, зародилась ещё во времена первобытнообщинного строя. Но лишь с появлением письменности в древности эти мысли стали фиксироваться и смогли дойти до наших дней.

Эпоха Древнего мира для экономической науки стала первой ступенью развития, у основания которой стояли мыслители Древней Греции и Древнего Рима. В те времена экономическое учение ещё не носило обособленный характер, поэтому в сочинениях античных учёных экономические идеи перемешивались с религиозными, философскими, политическими и др.

В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйств. Экономическое мышление древних римлян и греков приняло форму системы взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. И сам термин «экономика» пришёл к нам из древнегреческого (oikos - дом, хозяйство; nomos - закон, правило) и буквально означает «искусство ведения домашнего хозяйства».

В Средние Века, с переходом от рабовладельческого строя к феодальному, претерпевают изменения и экономические взгляды.

Главной целью данной контрольной работы будет проследить становление и развитие экономической мысли в Античности и Средневековье.

Первой задачей будет изучить вклад в экономическую науку величайших мыслителей Древней Греции и Рима. Второй задачей - проследить изменение экономических взглядов в течение различных отрезков Средневековья (раннего, классического и позднего).

Экономическая мысль Древней Греции

Экономическая мысль Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель.

Характерной чертой в VIII - VI вв. до н.э. для данного государства было формирование полисов. Правом управлять государством, вести хозяйство на территории полиса имели право только граждане - свободные люди. В V в. до н.э. - во времена расцвета полисов - экономическими вопросами стали интересоваться философы. Кризис городов-государств пришелся на следующий век и ознаменовал собой расцвет экономической мысли, в которой греки в отличие от римлян большое внимание уделяли вопросам хозяйственной этики.

Государственное хозяйство в Древней Греции не получило большого развития, экономика базировалась в основном на частной инициативе. В связи с этим большое развитие получило товарное производство, основанное на труде рабов. К IV в. до н.э. активно развивались товарно-денежные отношения, возросла роль торгово-ремесленных слоёв населения, большей частью которых были метеки (не граждане). Всё это привело к разложению традиционной структуры полисов и началу социально-экономического кризиса. Наиболее активно ответить на вставшие перед греческими городами-государствами экономические вопросы пытались Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Ксенофонт. Ксенофонт Афинский (430 - 356 гг. до н.э.) - греческий историк и философ, выходец из богатой рабовладельческой аристократии в Афинах, последователь Сократа. Среди его сочинений есть политические и исторические труды, воспоминания о Сократе, сочинения практического содержания, и, конечно же, произведения, посвящённые экономическим вопросам: «Экономикос» или «Домострой», «О доходах», «О земледелии».

Сочинение «Домострой» является настоящим руководством для ведения рабовладельческого хозяйства, основой которого являлось земледелие. По словам Ксенофонта - это наиболее достойный вид занятия, "земледелие - мать и кормилица всех искусств".

Одной из рассмотренных Ксенофонтом проблем в «Домострое» была проблема разделения труда. Он противопоставлял умственный и физический труд. Уделом рабовладельцев было руководство хозяйством, эксплуатация рабов, но ни в коем случае не физический труд. Последнее должны выполнять только рабы. Занятие ремёслами и торговлей по Ксенофонту тоже считалось пригодным только для рабов или иностранцев. Для эффективного использования рабского труда, он предлагал тщательно выбирать рабов при покупке, поощрять тех, кто работает хорошо.

Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, разделение труда зависит от объёма рынка: в больших городах «где каждый работник находит многих покупателей», человеку достаточно владеть одной профессией, в то время как в малых городах, чтобы прокормиться приходится знать несколько.

Основная цель хозяйственной деятельности по Ксенофонту - производство полезных вещей. Он одним из первых выделил две стороны товара: потребительную и меновую стоимости. Будучи идеологом натурального хозяйства, Ксенофонт не придавал особого значения меновой стоимости, и покупки на рынке как он считал, не имели важной роли. Но, несмотря на это, Ксенофонт считал полезным развитие торговли и денежного обращения: они способствовали развитию хозяйства и являлись одним из источников обогащения. Он признавал деньги как необходимое средство обращения и рассматривал их в основном как средство сбережения.

Платон. Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - древнегреческий философ. Как и Ксенофонт он был выходцем из аристократической афинской семьи. Он не писал напрямую об экономических вопросах, но затрагивал их в политических произведениях, таких как «Государство» и «Законы».

В первом сочинении («Государство») Платон описывает модель идеального государства. Оно представляет собой иерархию трёх сословий:

) правители-мудрецы;

) воины и чиновники;

) крестьяне, ремесленники, торговцы.

Рабы не включались ни в одно из сословий, они вне структуры общества.

В идеальном государстве для искоренения алчности и корыстолюбия частная собственность должна быть только у третьего сословия. Высшие два должны заниматься только защитой и правлением государства и не отвлекаться на материальные заботы. Платон посчитал разделение труда естественным явлением. В его концепции обосновывалось прирождённое неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Но, несмотря на это, среди свободных людей было полное равенство. Любой ребенок, исходя из его способностей к обучению, со временем может попасть в любое сословие. И душа и государство по Платону равно образуются с помощью правильно построенного педагогического процесса. Все его граждане получают общее физическое и мусическое образование и составляют третье сословие. Лучшие по своим природным задаткам должны изучать военное и полководческое искусство (они образуют второе сословие). Диалектика же подводит философов-правителей к постижению подлинного сверхсущего блага и позволяет им справляться с искусством законодателя и судьи.

В другом произведении - «Законы» Платон приближается к хозяйственной реальности. Главной отраслью хозяйства он считал земледелие, но одобрительно относился и к ремёслам. Как и Ксенофонт, Платон считает, что ремеслом и торговлей должны заниматься метеки, в то время как гражданам полиса следует заниматься лишь земледелием.

С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле (особенно к крупной) и к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно, так как она могла привести к имущественному расслоению и социальным конфликтам.

В сфере денежного обращения Платон предлагал ввести полноценные и неполноценные деньги. Неполноценные должны были ходить в пределах полисов, а полноценные - между ними. Среди функций денег он выделял - деньги как средство обращения и средства сбережения.

Многое в его сочинении контролирует государство:

оно ограничивает граждан в приобретении земель;

следит за тем, чтобы человек не занимался двумя ремёслами;

цены на товары, контролируемые государством, должны исключить слишком высокие торговые прибыли;

государство обладает монополией на полноценные деньги.

В результате, в своём сочинении «Законы» он даёт детально продуманную систему наказаний и полностью отрицает индивидуальную инициативу, не санкционированную законом.

Аристотель. Аристотель (384 - 322 до н.э.) - древнегреческий учёный, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского, был учеником Платона. Научная продуктивность Аристотеля была необычайно высокой, его труды охватывали все отрасли античной науки. Экономические вопросы встречаются в его произведениях, посвящённых этике и политике: «Политика», «Никомахова этика».

Во многом представления Аристотеля совпадали с преставлениями его предшественников:

следует вести натуральное хозяйство (идеальное государство должно иметь всё необходимое для самостоятельного существования);

деление людей на рабов и свободных он воспринимал как нечто естественное;

свобода была уделом лишь эллинов;

физический труд отводился рабам, а гражданам непозволительно было заниматься ремёслами и торговлей;

Выдающейся заслугой Аристотеля является его попытка анализа экономических явлений, попытка понять их закономерности.

Он рассмотрел развитие торговли. По мнению Аристотеля первоначально существовала меновая торговля - обмен товара на товар и лишь затем появились деньги. Он первый в экономической науке поставил вопрос о стоимости товара: ведь меняются различные виды товаров, как их сравнивать. Сам Аристотель решил, что вещи могут быть не соизмеримыми, зато могут быть соизмеримыми потребности людей в этих вещах (т.е. их полезность). Измерителем неоднородной продукции служат деньги, и Аристотель выделяет их функцию как меры стоимости. Обмен, как утверждает Аристотель, должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Он отвергал чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Аристотель считал такие занятия противными природе: деньги становятся предметов собственности, а не средствами обращения.

Хозяйственную деятельность Аристотель делит на две сферы - экономику и хрематистику.

Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники "истинного богатства", состоящего из потребительных стоимостей. Она призвана удовлетворять потребности человека и общества: производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен. К этой сфере относятся земледелие - самый почётный вид деятельности - ремесло и мелкая торговля. Экономика обеспечивала укрепление натурального хозяйства и расширение производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель.

Хрематистика наоборот была противоестественной - это искусство наживать состояние. Аристотель связывал её с чрезмерным развитием сферы обращения. Сюда включались торговля, ростовщичество, наёмный труд и использование природных богатств (полезных ископаемых, лесов и т.п.).

Экономическая мысль Древнего Рима

Экономическая мысль древнего мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Римская экономика в основных чертах сходна с греческой. Рабство здесь достигло своего расцвета позже - в III - I вв. до н.э. Но в Древнем Риме, в отличие от Греции большее развитие получило товарное производство. Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблема рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). Наиболее яркими представителями экономической мысли Древнего Рима были Катон Старший, Варрон и Колумелла.

Катон Старший. Марк Порций Катон Старший (234 - 149 до н.э.) - римский политик, оратор, полководец и прозаик. Он написал энциклопедию, трактаты по военному делу и медицине, но с экономической точки зрения наиболее ценным его произведением является «О земледелии». Из земледельцев, как утверждал Катон, «выходят самые верные люди и самые стойкие солдаты. И доход этот самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти». В этом сочинении нет систематизированных знаний, оно больше напоминает страницы записной книги, которую вел хозяин рабовладельческого имения. Земледелие для Рима было, как и для Греции, самым почётным занятием.

Главное внимание Катон уделял получению прибыли. Для этого важно было постоянно следить за всеми сторонами хозяйства, правильно организовать труд рабов, уход за посевами и скотом. Лучше было то имение, в котором было представлено как можно больше отраслей, главное, чтобы все они приносили доход.

Хозяин, по утверждению Катона, должен вникать во все вопросы, ничто не оставлять без своего контроля, знать где что можно купить и продать, как сдать пастбище в аренду. Вилик (управляющий из числа рабов) должен помогать хозяину, держать рабов в строгости. В то же время Катон отмечал, что условия жизни рабов не должны быть плохими, потому как это сказывается на производительности труда и прибыльности хозяйства. Все эти советы Катона нацелены на обеспечение рационального ведения крупного рабовладельческого хозяйства.

Одним из важнейших условий доходности была товарность производства. При покупке имения Катон советовал обратить внимание не только на качество земли, местоположение хозяйства и т.п., но и на близость к крупным городам, т.е. к рынкам сбыта.

Варрон. Марк Терренций Варрон (116 - 27 до н.э.) - римский писатель и учёный-энциклопедист. Автор огромного числа работ по истории, литературе, философии, истории, математике, музыке и др. Большинство его работ до нас не дошло, но зато полностью сохранилось сочинение «Сельское хозяйство», посвящённое практической стороне ведения хозяйства.

Как и Катон Старший, он считал главной целью ведения хозяйства получение прибыли и немаловажную роль отводил товарности производства. Для увеличения доходов следует учитывать колебания цен, использовать последние достижения агрономии и др.

Что касалось организации труда, то Варрон упрекал рабовладельцев в том, что они отошли от дел, живут в городах, перепоручив латифундии управляющим. В производстве он допускал применение труда, как рабов, так и наёмных рабочих. Варрон уделяет большое внимание обращению с рабами, методам их эксплуатации, как и предшественники, считает их лишь орудиями труда, которые он делил на три типа:

рабы - это говорящие орудия труда;

скот - орудия труда, которые издают нечленораздельные звуки;

инвентарь - немые орудия труда.

Для повышения производительности труда Варрон предлагал использовать материальную заинтересованность рабов. К примеру, старшим рабам можно выделять пекулий (небольшое имущество) и разрешать вести самостоятельное хозяйство.

Ещё во времена Варрона стали наблюдаться падение доходности сельского хозяйства и нехватка рабов. В начале новой эры эту актуальную проблему рассматривал Колумелла.

Колумелла. Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н.э.) - римский писатель и агроном. Главная его работа называется «О сельском хозяйстве». В обширном трактате, состоящем из 12 книг, подробно рассматривается состояние рабовладельческих латифундий.

Многие в то время связывали кризис с убывающим плодородием почвы, хотя сам Колумелла видел его причиной недостатки в ведении хозяйства. В своём сочинении он описывает крайне низкую производительность рабского труда. По словам Колумеллы, "латифундии погубили Италию".

Согласно его мнению, главным условием подъёма сельского хозяйства должен быть рост производительности труда и углубление разделения труда между рабами. Для лучшей организации труда Колумелла предлагал пробудить между рабами дух соревнования, увеличить число надзирателей, квалифицированных рабов выводить на работу закованными и применять к ним самые строгие меры. Целесообразность таких методов объяснялась тем, что рабы не желают выполнять сложные агротехнические операции, не проявляют инициативу, а те, кто достиг определённого профессионализма, обладают живым умом и способны на мятеж.

В организации труда рабов важное место должен занимать и вилик (управляющий). Колумелла считал, что вилик должен быть преданным, хорошо знать хозяйство, обладать высокими моральными качествами и уметь дисциплинировать рабов. В то же время вилик не должен владеть грамотой, чтобы он не смог обмануть рабовладельца, подделав отчёт или счёт.

Если же хозяин не может лично присутствовать в латифундии, то Колумелла советовал предоставлять обработку земли арендаторам. Эти свободные люди будут работать и на себя, поэтому их труд будет более производительным, чем труд раба, находящегося без присмотра хозяина.

Средневековая западноевропейская мысль

В период Средневековья рабовладение уступило место феодализму и экономические взгляды во многом пришлось пересмотреть. Экономическая мысль этой эпохи характеризуется идейным господством католицизма, который проник во все сферы жизнедеятельности.

Как и в античных государствах, экономическая мысль Средневековья во многом зависела от хозяйственного устройства. Основными чертами этой эпохи были: преобладание натурального хозяйства, основанного на труде феодально-зависимых крестьян, устойчивая система ценностей, основанная на религиозных заповедях и учениях церкви, корпоративная замкнутость социальных групп и сословий.

Чтобы проследить развитие экономической мысли Средневековья, рассмотрим его периоды: раннее Средневековье (V - XI вв.), классический период (XI - XV вв.) и позднее Средневековье (XV - сер. XVII вв.).

Экономические идеи раннего Средневековья. Специальных сочинений по вопросам экономики за тот период нет. Основным источником для трактовки экономических вопросов служили положения, содержащиеся в Библии и в сочинениях отцов христианской церкви (патристика). Как и в античном мире, в период Средневековья стремление к обладанию богатством считалось порочным. А вот отношение к физическому труду и рабству полностью поменялось: труд стал почётным и должен был быть единственным источником средств существования, а все люди стали равны перед Богом.

Некоторые экономические мысли можно было встретить в сборниках права: «Салическая правда», «Капитулярий о виллах». В них нашли отражение процессы разложения общины и становления феодального общества. В «Салической правде» признавалось верховное право общины на пахотную землю, а, учитывая её разложение и развитие частного хозяйства, там же содержались и законы, охраняющие индивидуальное хозяйство. Это сочинение исходило из факта господства натурального хозяйства, поэтому в нём не уделялось внимания товарно-денежным отношениям. Еще одним более поздним источником по истории экономической мысли раннего Средневековья является «Капитулярий о поместьях», изданный в начале IX в. В нём основное место уже занимает ведение феодальной вотчины, производство в которой носит натуральный характер и опирается на крепостничество. Составитель «Капитулярия» исходит из того, что владелец поместья является монопольным собственником земли, а поместное хозяйство должно обслуживать его «собственные нужды». Феодалам предписывалось взимать оброки натурой, создавать запасы, развивать различные виды производства. Всё это не способствовало развитию рыночных связей, считалось, что продавать следует лишь излишки, а покупать только те продукты, которые не производятся в вотчине.

На протяжении всего Средневековья церковь вела борьбу с ростовщичеством. Уже в период раннего Средневековья ей удалось распространить в обществе отрицательное отношение к проценту и добиться издания законов, запрещающих «давать что-либо с целью роста», покупать товар и продавать его потом по более высокой цене.

Канонизм классического Средневековья. В этот период Средневековья экономическая идея была под влиянием канонистов. Каноническая доктрина разрабатывалась церковными юристами, интерпретаторами церковного права. Идеалом того периода была общая собственность, это указывалось еще в «Своде канонического права», составленного монахом Грацианом. В то же время канонисты заявляли, что частная собственность необходима как наказание за «людское жестокосердие» и предусматривает раздачу милостыни. Угодными Богу были занятия земледелием или ремеслом, неодобрительно относились к торговле, целью которой было получение прибыли, и ростовщичеству.

Наиболее широко экономические идеи того времени нашли свое отражение в трактате «Сумма теологии» Фомы Аквинского. Он утверждал, что Бог - верховный собственник всего сущего, а частная собственность даёт человеку возможность жить в соответствии с установленным Богом порядком, подобающим его сословию. Рабство и крепостничество с его точки зрения правомерно, потому как иерархия общества тоже установлена Богом, и подниматься выше своего сословия грешно. Богатство Фома Аквинский делил на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро).

Одним из наиболее важных вопросов Средневековья был вопрос «справедливой цены». Ф. Аквинский решал этот вопрос следующим образом:

цена призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством «труда и издержек»; древний экономический аквинский варрон

цена должна обеспечивать участникам обмена «пропитание» по их социальному статусу, чем важнее сословие для общественной жизни, тем дороже можно продать товар.

С теорией «справедливой цены» тесно связаны рассуждения Аквинского о прибыли и проценте. С одной стороны, Фома Аквинский, как и все канонисты, осуждает ростовщичество и торговлю с целью получения прибыли, с другой стороны, кое-что он считает оправданным. Так прибыль, получаемую купцами, он рассматривает как плату за труд, проценты трактует как вознаграждение кредитору за риск неуплаты или отсрочку платежа. Земельная рента по Аквинскому - это продукт, созданный силами природы, а получение ренты даёт возможность избранным заниматься духовным трудом во имя спасения остальных.

Денежное обращение было объектом изучения французского учёного Никола Орема, работа, посвящённая этому вопросу, называется «Трактат о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег». Деньги, по его мнению - это инструмент, облегчающий товарообмен. В качестве денег стали функционировать золото и серебро, причём Орем выделял такие их функции как однородность, делимость, сохраняемость и др. Это была первая попытка обосновать металлическую теорию денег. Он выступал против порчи монеты королями, квалифицируя это как худший вид ростовщичества. Орем подчеркивал, что деньги принадлежат тем, кто владеет естественным богатством, а сами деньги являются богатством искусственным. Понижая содержание металла в монете, король присваивал имущество своих подданных. Н. Орем писал, что порча монеты подрывает торговлю и кредит, обесценивает доходы короля и знати, годовые пенсии, вклады и долги.

Позднее Средневековье. В период позднего Средневековья определённую особенность представляла собой экономическая мысль, связанная с развитием и закреплением ростовщичества. Ещё в XV в. начали открывать ломбарды, которые создавались на пожертвования и давали ссуды под минимальный процент или даже безвозмездно. В XVI столетии возникла особая банковская операция, называемая жиро: если два лица, из которых одно должно было заплатить другому, имели вклады в одном и том же банке, то вместо передачи наличных денег банк списывал по приказу владельца денег требуемую сумму со счёта одного и приписывал её к счёту другого. С развитием городского хозяйства сама жизнь способствовала более широкому признанию и распространению ростовщических операций.

Несмотря на первоначальное критическое отношение церкви к ростовщичеству, развитие экономических отношений вынудило каноническое право оправдать взимание процента. Запрещалось лишь взимание лихвы (сверхприбыли ростовщика), - приращение суммы долга, не находящее себе оправдания в признанных основаниях роста. С XVI в. законодательство стало устанавливать официальный максимум ссудного процента, который впрочем, не всегда соблюдался. Немного позже, после выхода в свет трактатов Дж. Локка Соображения о последствиях понижения процентов на денежные капиталы и И. Бентама В защиту роста в экономической мысли окончательно закрепилось положение о научной состоятельности и справедливости ростовщической деятельности.

С развитием городов, «воздух которого делал свободным», зародилась и буржуазия. Возникало иное мировоззрение, более соответствующее запросам личности, освобождающейся от пут церковной опеки и феодальной зависимости. Сравнительно высокий процент, и, главное, появление слоя предпринимателей, которому необходимы были займы уже не как платёжные или покупательные средства, а как капитал, вкладываемый в дело, - всё это привело к развитию цивилизованного кредита, к появлению первых банков современного типа. Экономическая деятельность власти принимала всё более отчетливо капиталистический характер. Денежная единица постепенно выросла до единицы учёта.

Одним из наиболее ярких представителей периода позднего Средневековья можно назвать Николо Макиавелли - итальянского государственного деятеля и философа. Самая известная его работа «Государь» содержала в себе различные советы правителям. В частности Макиавелли считал, что хорошо иметь славу щедрого государя, но не следует вредить этим самому себе. Лучше быть бережливым, не тратить много, но и не обременять народ излишними налогами. Чужое же имущество, которое не принадлежит правителю или его подданным, он может раздаривать щедрой рукой, ибо, расточая чужое, он только прибавляет себе славы, в то время как, расточая своё - только вредит себе.

Что касается экономических воззрений народных масс, то они носили антифеодальный характер, проявлялись в различных ересях и приводили зачастую к восстаниям. Наиболее известные среди них можно назвать: Жакерия во Франции (1358 г.), восстание под руководством У. Тайлера в Англии (1381 г.), Крестьянская война в Германии под предводительством Т. Мюнцера (1525 г.). Участники первых восстаний напоминали церкви о «равенстве сынов божиих», выдвигали требования об отмене барщины, оброков, налогов, привилегий. В период позднего Средневековья, появились идеи насильственного свержения феодального строя, отмены крепостничества, установление общества без частной собственности и эксплуатации.

Заключение

Экономическая мысль Древнего мира развивалась неравномерно и наибольшего расцвета достигла в античных государствах, особенно в Греции. Характерная черта экономических идей древности - отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению.

В античных странах вопросы, связанные с экономической политикой государства, не стали главными. Гораздо большее внимание уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства.

И греки, и римляне понимали разницу между натуральным хозяйством и товарным производством. Первое было призвано удовлетворять потребности, второе было нацелено на получение прибыли. Но римляне и греки относились к ним по-разному. В Древнем Риме отдавали предпочтение товарному производству, в то время как в Древней Греции предпочтительным являлось натуральное хозяйство, товарное производство считалось необходимым только в мелких масштабах внутри полисов.

В эпоху Средневековья с переходом к феодальному обществу главенствующее место в толковании экономических вопросов занимает церковь. Обосновываются законность социального разделения общества на сословия, частная феодальная собственность на землю. Разрабатывается теория справедливой цены. Церковь, первоначально отрицательно относившаяся к ростовщичеству и получению торговой прибыли, вынуждена согласиться с экономической оправданностью данных явлений. Активно развиваются товарно-денежные отношения.

Таким образом, экономическая мысль проходит путь от практических советов по ведению рабовладельческого хозяйства к истокам экономической науки.

Список использованной литературы

1. Адвадзе В.С., Квасов А.С. История экономических учений: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 391 с.

. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1985. Гл. 1.

. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах - М.: ЮРИСТЪ, 2008. - 139 с.

. Ядгаров Я.С. Курс лекций по дисциплине История экономических учений. - М.: ВЗФЭИ, 2008. - 305 с.

Похожие работы на - Развитие экономической мысли античного и средневекового общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!