Развитие машиностроения в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,29 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие машиностроения в России

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ОСОБЕННОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

1.1 Краткая характеристика машиностроительного комплекса

.2 Отраслевая структура машиностроения

.3 Предпосылки машиностроительной отрасли

.4 Транспортный комплекс: главные направления развития на перспективу

. ХАРАКТЕРНЫЕ НЮАНСЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В НАШЕЙ СТРАНЕ

.1 Главные особенности машиностроения в нашей стране

.2 Главные проблемы машиностроения РФ

.3 Отраслевые тенденции в 2014

.4 Фактор импортозамещения в машиностроении

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Нынешняя российская машиностроительная отрасль - детерминанта развития всей экономики - можно охарактеризовать значительными кризисными явлениями, такими как:

. нехватка кадров,

. изношенность производственной базы,

. недостаточность инвестиций,

. низкий уровень конкурентоспособности изделий и т.п.,

Машиностроительная отрасль формирует машины и оборудование, аппараты и приборы, разнообразного рода механизмы для материальной производственной деятельности, науки, культуры, области услуг. Металлообработка занимается изготовлением металлической продукции, ремонтом машин и оборудования. Сегодня машиностроительная отрасль нашей страны состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 под отраслей и производств.

Машиностроительная отрасль производит средства труда - машины и оборудование, приборы и вычислительную технику, передаточные устройства, транспортные средства - для всех отраслей народного хозяйства. Она производит предметы потребления, в главном длительного применения (легковые автомобили, телевизоры, часы и др.).

Главной задачей данного изучения является показать не только отраслевую структуру машиностроения и факторы размещения его отраслей и подотраслей, но и дать характеристику нынешнего состояния машиностроительной отрасли, перспективы и варианты выхода из создавшейся в данное время трудной финансовой ситуации.

С учетом специфики данной тематики и круга затронутых проблем структура данной работы позволяет поэтапно рассмотреть отрицательную финансовую ситуацию в машиностроительной отрасли.

Главной целью данной работы является рассмотрение современного машиностроения в мировой экономике

В соответствии с целью работы были выделены такие задачи как

Дать краткую характеристику машиностроительного комплекса,

Описать структуру и характерные нюансы размещения машиностроения РФ,

Рассмотреть предпосылки машиностроительной отрасли,

Оценить транспортный комплекс: его главные направления развития на перспективу,

Привести главные проблемы нынешнего машиностроения в РФ,

Охарактеризовать машиностроительную отрасль РФ,

Разобрать отраслевые тенденции в 2014,

Описать фактор импортозамещения в машиностроении сегодня.

Данная работа состоит из введения, двух глав, где раскрывается цель и задачи работы, поставленные ранее, заключения, где даны главные выводы по проделанной работе, списка использованных источников.

. ОСОБЕННОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

1.1 Краткая характеристика машиностроительного комплекса

Машиностроительная отрасль является ведущей среди межотраслевых комплексов и отображает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности государства, обуславливает развитие иных отраслей хозяйства. Это определено такими причинами как:

Машиностроительная отрасль - значительнейший из промышленных комплексов, на его часть приходится практически 25% стоимости произведенных товаров и практически 35% всех трудящихся в хозяйстве нашей страны, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В России данный комплекс развит недостаточно. В экономической области развитых государствах на изделия машиностроительного комплекса приходится 35-40% стоимости промышленной производственной деятельности и 25-35% занятых в промышленной сфере, в развивающихся государствах существенно меньше.

При сравнении с промышленностью в общем, машиностроительная отрасль и металлообработка характеризуются более значительными объемами компаний (средний размер компании в отраслях составляет по количеству работающих около 1700 человек, при сравнении с менее чем 850 по промышленной сфере в общем), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью изделий. сложные изделия машиностроения требуют различной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Машиностроительная отрасль формирует машины и оборудование, используемые везде:

В промышленной сфере,

Сельском хозяйстве,

В быту,

На транспорте.

Таким образом, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства реализуется через изделия машиностроения, особенно таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроительная отрасль, следовательно, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого реализуется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

По этой причине его отрасли развиваются активными темпами, а их объем постоянно увеличивается. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в такие взаимосвязанные группы как:

. Отрасли, которые обеспечивают развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроительная отрасль, электротехническое и энергетическое машиностроительная отрасль.

. Отрасли, которые обеспечивают развитие научно-технической революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.

. Отрасли, которые обеспечивают развитие научно-технической революции в некоторых отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроительная отрасль, автомобилестроение и др.

За последние десятилетия появился ряд новых отраслей, взаимосвязанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытового оборудования. Главным образом поменялся характер изделий в старых отраслях машиностроения.

Главное финансовое назначение изделий машиностроения - облегчить труд и увеличить его производительность с помощью насыщения всех отраслей народного хозяйства главными фондами большого технического уровня.

1.2 Отраслевая структура машиностроения

Отраслевая структура - это совокупность отраслей народно - хозяйственной машиностроительной отрасли, характеризующихся установленными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура единого народнохозяйственной машиностроительной отрасли представлена двумя областями: материальной производственной деятельности (или производственной сферой) и нематериальной производственной деятельности (непроизводственной сферой).

Основу единого народнохозяйственной машиностроительной отрасли составляет область материальной производственной деятельности, в которой занято 68,7% населения от общей количеству всего населения, занятого во всех область хозяйственной функционирования.

Производственная область содержит:

· отрасли, создающие материальные блага, - промышленность, сельское хозяйство, строительство;

· отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, - транспорт и связь;

· отрасли, связанные с процессом производства в области обращения, - торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.

Непроизводственная область состоит из следующих отраслей:

· отрасли социального обслуживания - образование, здравоохранение, культура, искусство, наука и научное обслуживание;

· отрасли, содержащей кредитование, финансы и страхование;

· аппарата органов управления;

· обороны.

За годы экономических реформ в нашей стране произошли некоторые позитивные перемены в соотношении между производственной и непроизводственной сферой. Так, часть занятых в отраслях материальной производственной деятельности уменьшилась с 70,6% до 68,7%, а в отраслях нематериальной производственной деятельности увеличилась с 29,4% до 31,3%. Уменьшается часть занятого населения в промышленной сфере, строительстве, а растёт в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, кредитовании, финансах и страховании, аппарате органов управления. Изменение структуры занятости по отраслям хозяйственной машиностроительной отрасли и областям приложения труда говорит о развитии рыночных структур в экономике.

Существенные сдвиги отмечались и в структуре произведенного валового внутреннего продукта (ВВП). За 1992-1996 гг. удельный вес услуг увеличился с 32,6 до 52,6%. Но эти структурные перемены произошли в главном за счет снижения уровня промышленной производственной деятельности и неравномерного роста цен. Перелив капитала идет в сторону экономической и торговой экономики. Происходит стихийная структурная перестройка, ведущая к деиндустриализации экономики.

Для нынешней структуры народного хозяйства нашей страны характерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых комплексов. Все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Межотраслевые производства (комплексы) возникают и развиваются как внутри некоторой взятой отрасли народного хозяйства, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи.

Сформировались такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Более трудной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, содержащие различные отрасли народного хозяйства.

В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура. Инфраструктура - это совокупность материальных средств, обеспечивающая производственные и социально-бытовые потребности. В зависимости от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.

Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в области обращения и формирует новую стоимость.

Она содержит транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, нефтепроводы, ирригационные системы и т.п.

Социальная инфраструктура содержит пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство городских и сельских поселений. Инфраструктура играет огромную роль не только в результативном обеспечении процесса производства, но и в развитии социально-бытовой области населения, а также в развитии комплексности народного хозяйства и в освоении новых территорий.

Становление рыночной экономики в Отечественной Федерации сопровождается развитием рыночной инфраструктуры. Создаются и развиваются товарные, фондовые, валютные биржи; возрастает количество коммерческих банков в разнообразных регионах нашей страны.

Дифференциация структуры народнохозяйственной машиностроительной отрасли РФ можно охарактеризовать разделением значительных отраслей на простые отрасли и под отрасли. В особенности ярко дифференциация выражена в промышленной сфере, где выделяются 11 наиболее значительных отраслей, 150 простых производств и больше 300 под отраслей.

Под территориальной структурой понимают деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям - зонам, районам различного уровня, промышленным центрам, узлам. Она меняется существенно медленнее, чем отраслевая структура, так как главные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Территориальная структура выступает основой территориальной организации хозяйства. Освоение новых территорий с уникальными природными богатствами меняет структуру некоторых регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов.

Становление рыночной экономики в нашей стране требует решения главней задачи - совершенствования ее отраслевой структуры, характеризующейся большим удельным весом топливно-сырьевых отраслей при сопоставимо низком удельном весе сектора технологичных, наукоемких производств, что явно не соответствует структуре экономики развитых государств мира. Поэтому нужен переход от утяжеленной основными отраслями экономики к хозяйственной структуре, ориентированной на удовлетворение потребностей населения.

Производство многих видов машиностроительных товаров требует больших издержек труда людей, большой квалификации работающих, в особенности трудоемки приборостроение, производство ЭВМ и иные новейшие отрасли. Эти отрасли также требуют непрерывного внедрения последних достижений науки, т.е. являются наукоемкими.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!