Особенности социально-экономического развития регионов российской Арктики

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    233,72 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности социально-экономического развития регионов российской Арктики















Контрольная работа

Особенности социально-экономического развития регионов российской Арктики

Содержание

1. Анализ социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа в условиях интенсивного освоения природных ресурсов

. Современное состояние и перспективы развития сферы туризма в Ямало-Ненецком автономном округе

Литература

1. Анализ социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа в условиях интенсивного освоения природных ресурсов

В настоящее время Арктика является зоной обеспечения национальных интересов для многих государств, имеющих северные арктические территории, поскольку Арктика - это кладовая энергетических ресурсов, роль которых в современном мире возрастает. Российская Федерация на государственном и региональном уровнях проводит политику развития данного региона. На наш взгляд, основным документом, на который необходимо опираться при выстраивании своей политики в Арктике органам региональной и муниципальной власти, является Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, поскольку именно в Стратегии изложены основные положения, которые свидетельствуют о наличии серьезного государственного стратегического планировании в России. Поэтому органам региональной власти тех субъектов Российской Федерации, которые входят в Арктическую зону Российской Федерации, необходимо выработать механизм контроля над ходом реализации данной стратегии.

В настоящее время Россия, как и другие арктические страны, стремится активно осваивать Арктику, не смотря на наличие сложностей, имеющих социально-экономический, политический и управленческий характер.

Факторы нестабильности Арктического региона, имеющие политический характер, были рассмотрены в первой главе и связаны, в первую очередь, с отсутствием законодательно принятых международных морских границ данного региона. Более того, на данный момент отсутствует единый принятый закон об Арктической зоне Российской Федерации, хотя в 1998 году вышло постановление Совета Федерации о проекте такого закона, однако, он так и остался на стадии законопроекта.

Но в то же время, в последние годы, в связи с повышенным интересом к Арктике, вышел указ Президента о сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации, выделивший континентальную часть Арктической зоны России. Согласно данному указу, в состав сухопутной территории Арктической зоны Российской Федерации полностью входит территория Ямало-Ненецкого автономный округа, который является объектом исследования данной работы.

Ямало-Ненецкий автономный округ выбран в качестве объекта исследования не случайно. Именно на примере Ямало-Ненецкого автономного округа можно судить о значении арктических месторождений углеводородного сырья для экономики России и социально-экономического развития арктических регионов.

Территория Ямало-Ненецкого автономного округа занимает обширную площадь более 750 тыс. кв. км, при численности населения по состоянию на январь 2016 года 534,3 тыс. человек. На территории округа и прилегающем к нему шельфе Карского моря ежегодно добывается более 90% общероссийского газа и около 10% нефти. Кроме того, по объему промышленного производства округ превосходит Мурманскую и Архангельскую область вместе взятые. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что Ямало-Ненецкий автономный округ - это сырьевой регион федерального, регионального и мирового значения, обеспечивающий устойчивое развитие национальной экономики и энергетическую безопасность страны.

Говоря об особенностях управления развитием ресурсодобывающих регионов Арктики, отметим, что организационный процесс недропользования в Ямало-Ненецком автономном округе находится в прямом подчинении федеральных органов власти.

Так, руководящим органом планирования и регулирования процесса недропользования является территориальное управление по недропользованию «Ямалнедра», выполняющий функции государственного регулирования недропользования на территории округа, и подчиняется федеральному управлению по недропользованию. Территориальному управлению «Ямалнедра» подчиняются в свою очередь территориальная Комиссия по разработке месторождений твердых полезных ископаемых, Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и Комиссия по лицензированию Ямало-Ненецкого автономного округа (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Органы, обеспечивающие процесс недропользования в ЯНАО

Источник: Полянская И.Г., Масленников В.В. Оценка институциональной среды недропользования в Ямало-Ненецком автономном округе//Известия Уральского государственного горного университета. №1 (29). 2013. С. 66

Управление «Ямалнедра» осуществляет организацию государственного геологического изучения недр, принимает решения о предоставлении права пользования участками недр, выдает, оформляет и регистрирует лицензии на пользование недрами. Это федеральный орган власти, находящийся в прямом подчинении Федерального агентства по недропользованию, и, соответственно, исполняющий федеральный бюджет.

Рассмотрим структурные особенности хозяйственной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа. На добычу полезных ископаемых приходится более 88% промышленного производства региона. А топливная промышленность составляет около 95% от общего промышленного производства региона. Ввиду этого, модель социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа является ресурсно-сырьевой, потому как основу регионального хозяйственного комплекса составляет добыча полезных ископаемых (см. таблицу 1).

Сверхвысокая доля добывающей промышленности в Ямало-Ненецком автономно округе объясняется весьма малой долей обрабатывающей промышленности в Ямало-Ненецком автономном округе, что обуславливает экспортно-сырьевую специализацию региона. Однако экспортно-сырьевая специализация региона создает особые деформации в структуре хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа в отличие от любого другого не сырьевого региона. Это приводит к определенным диспропорциям в структуре экономики региона, которые особенно ощутимы в условиях роста мировых цен на добытое сырье. Так, за долгие годы в условиях высоких цен на нефть у руководства Ямало-Ненецкого автономного округа сложилось ложное чувство защищенности, поэтому менее прибыльным секторам экономики не уделялось должного внимания. В результате предприятия и целые отрасли, ранее неплохо развивавшиеся, стали приходить в упадок. Все это говорит о моноотраслевом характере хозяйства, основанном на эксплуатации сырьевых ресурсов.

Таблица 1 - Отраслевая структура экономики Ямало-Ненецкого автономного округа*

Примечание - Отраслевая структура валовой добавленной стоимости (в текущих ценах, в процентах к итогу). Данные за 2013 год.

*Рассчитано по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. Сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.

Так, экономика региона, специализирующегося на добыче полезных ископаемых, растет за счет добытых сырьевых запасов, и это достаточно хорошо описывается моделью стремительно развивающегося сектора (booming sector model). Данная модель развития регионов с доминирующим сырьевым сектором приводят к двум типам эффектов: эффекту движения ресурсов и эффекту расходов. В ресурсодобывающих регионах, как правило, рост в добывающем секторе оказывает влияние на экономику региона через эффект расходов. Так, если часть сверхприбыли сырьевого сектора в регионе тратится непосредственно нефтегазовыми компаниями, либо косвенно органами власти через сбор налогов, то это приводит к ускоренному росту нефтегазосервисного сектора, а также чисто бюджетного сектора. Данные теоретические построения полностью подтвердил мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 годов.

В условиях доминирования нефтегазодобывающего комплекса в Ямало-Ненецком автономном округе сформирована двухсекторная модель региональной экономики. НГК образует базовый - главный сектор, а другие отрасли - «небазовый» сектор, состояние которого зависит от поступлений в региональный бюджет от НГК и от мировых цен на углеводороды. При этом есть некая закономерность: в период повышения мировых цен на углеводороды посредством привлечения дополнительных инвестиций и трудовых ресурсов, это приводит к еще большему преобладанию НГК в региональной экономике. И напротив, в период падения цен базовый сектор начинает оптимизацию затрат, что отражается на уменьшении численности занятых, свертывании инвестиционных программ. Уволенные работники, как правило, найти равнозначную работу не могут и часто выезжают из округа, что в кризисный период всегда повышает миграционную подвижность населения.

Кроме того, необходимо понимать, что «небазовый» сектор включает в себя бюджетный сектор, состояние которого зависит от состояния нефтегазодобывающего комплекса, потому как он оказывает ему различные услуги (транспорт, строительство, геологоразведочные работы, нефтегазопереработка и т.д.).

В период роста мировых цен на углеводородное сырье (нефть и газ), бюджетная сфера посредством бюджетного перераспределения, как правило, разбухает. Таким образом, развитие НГК определяет формирование пропорций региональной экономики и масштабы ее диверсификации.

Так, при увеличении налоговых поступлений от базового сектора создаются предпосылки для роста капитальных расходов в социальной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, жилищном и дорожном строительстве, сельском хозяйстве и т.д. То есть рост в НГК обеспечивает рост бюджетных капитальных расходов. Сокращение доходов базового сектора, вызванное падением цен на углеводороды, отражается на бюджетной сфере, в первую очередь, через сокращение бюджетных инвестиций. Данная зависимость обнаружилась в экономике Ямало-Ненецкого автономного округа в условиях глобального кризиса 2008-2009 годов.

Что касается корреляционного анализа данных за 2010-2014 год, то мы выявили положительную корреляцию между объектами корреляционного анализа, а именно между индексом цен производителей промышленных товаров и доходами консолидированного бюджета ЯНАО и расходами консолидированного бюджета ЯНАО на социальную политику и ЖКХ (см. таблицу 2). Однако коэффициент корреляции в первом и во втором случае оказался несущественным и показал слабую корреляционную связь между объектами анализа. Это может говорить о том, что, не смотря на рост доходов от НГК и пополнение регионального бюджета, и, ввиду этого открывающиеся возможности перенаправления бюджетных ассигнований на развитие социальной сферы ЯНАО, для региональных властей Ямало-Ненецкого автономного округа рост расходов на социальную сферу не является приоритетным.

Таблица 2 - Зависимость бюджетных доходов и расходов ЯНАО на соц.нужды от индекса цен на добываемое сырье за 2010-2014 гг.*

Примечание - *декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах.

*Рассчитано по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. Сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.

Более того, было замечено, что в бюджетном секторе во время кризиса основная деятельность бюджетных организаций финансируется на приемлемом уровне, поэтому во время кризиса занятость, как правило, сохраняется, а в секторе рыночных услуг - существенно снижается.

Поэтому, основываясь на закономерной взаимосвязи базового и «небазового» секторов можно сделать вывод, что высокие бюджетные доходы должны быть трансформированы в модернизационно-инновационное развитие бюджетного сектора экономики ЯНАО, которое предполагает повышение эффективности бюджетных расходов и проведение структурных реформ.

Кроме этого, важно понимать, что экономика регионов, на территории которых ведется крупномасштабная добыча природных ресурсов, детерминируется деятельностью крупных (вертикально-интегрированных, часто транснациональных) промышленно-финансовых структур и государственной активностью. По мере истощения месторождений и ухода капитала добывающих компаний ввиду понижения мировых цен на добытое сырье, такие регионы в отсутствии эффективной политики, могут становиться депрессивными, с истощенным ресурсным потенциалом, нарушенной экосистемой и приходящим в упадок традиционным хозяйством коренного населения. При этом, что характерно как для России, так и для зарубежных стран, добывающие регионы с наиболее тяжелыми климатическими условиями имеют прямую финансовую поддержку со стороны государства. Помимо этого, государственное участие в экономике добывающих регионов эффективно и на основе институциональных методов, предполагающих принятие «правил игры» и обязательств по комплексному развитию промышленно-финансовыми структурами. Рассмотрим направления стабилизации и улучшения социального и экономического состояния ресурсоодбывающих регионов со стороны государства.

Одной из практик участия государства в сбалансированном развитии добывающих регионов является создание стабилизационных фондов (в денежной или квази-денежной форме) для поддержки территорий, имеющих отраслевую зависимость экономики. Широко известен Постоянный фонд Аляски (сыграл свою роль при выходе из кризиса 1985-1988 годов, когда цены на нефть упали, и 23 тысячи человек вынуждены были искать работу). Нефтяной фонд Норвегии, созданный в 1990 году, аккумулирует нефтяные доходы, инвестируя их в надёжные государственные и частные ценные бумаги Норвегии и других стран. Цель создания - избежание «перегрева» экономики («вбрасывания» излишней массы денег в оборот) в период высоких цен на нефть, страхование развития будущих поколений.

Другим механизмом контроля со стороны государства могут являться государственные программы развития одноотраслевых центров добывающей промышленности, включающие технические, исследовательские, социальные и экологические программы. В практике развития северных добывающих регионов постоянное внимание уделяется представителям коренных малочисленных народов Севера (КМНС), помощи в сохранении самобытности, привычной среды обитания и традиционных видов хозяйственной деятельности. Несмотря на то, что в 1970-80 х гг. северо-европейские страны и США, следуя «неоконсервативной волне» в экономической политике, сокращали многие социальные программы, возникшие в период кейнсианства, социальные программы для КМНС, как правило, сохранялись.

Еще одним направлением государственного регулирования социально-экономического развития сырьевых регионов является реструктуризация экономики добывающего региона, которая означает развитие наукоемкого и высокотехнологичного производства, расширение сферы услуг, в т.ч. туризма, транспорта, информатики, связи и т.д. При частичной диверсификации экономики добывающего региона создаются производства глубокой переработки сырья, а также обслуживающие и вспомогательные предприятия (происходит расширение сферы деятельности в добывающем секторе).

Одним из лучших примеров успешной реструктуризации экономики добывающего региона принято считать пример провинции Альберта в Канаде. В послевоенное время добыча нефти и газа здесь составляла 85% валового регионального продукта, но стали развиваться и высокотехнологичные отрасли производства. К началу 1990-х году здесь работало около 360 небольших наукоемких предприятий. Однако важно понимать, что Альберта находится в южной части штата, в относительно благоприятной по климатическим условиям местности. Поэтому, можно считать, что сочетание большого объёма природных ресурсов, благоприятные институциональные и климатические условия обусловили появление здесь высокотехнологичной промышленности. В России же аналогом Альберты в настоящее время можно считать республику Татарстан.

Если мы говорим об иностранном опыте регулирования социально-экономическим развитием ресурсодобывающих регионов, то более релевантными примерами нам могут послужить северные районы Европы и Соединенных Штатов Америки, где климатические условия гораздо менее благоприятны, а управление природными ресурсами, особенно невозобновимыми, находится, как правило, под прямым контролем государства. Так, на Аляске более 60% территории штата находится в ведении государства; в Финляндии около 70% территории финской Лапландии также контролируется государством; в Норвегии в трех северных губерниях земли целиком принадлежат государству. Диверсифицировать экономическую структуру в данных регионах удаётся только в рамках специфических северных отраслей и опираясь на финансы государственного сектора.

Отметим, что и в исследованиях многих российских ученых-экономистов сегодня активно изучаются эффективные границы усиления государственных функций, установления ограничений, возможности оптимизации взаимовыгодного взаимодействия государства и крупных компаний для максимизации эффективности управления развитием территорий. На наш взгляд, это возможно при взаимодействии государственных, так и негосударственных акторов посредством механизмов государственно-частного партнерства, о котором речь пойдет в третьей главе данной работы.

Реструктуризация и диверсификация экономики региона кажутся еще более значимыми при учете того фактора, что нефетагазодобывающий комплекс весьма тесно сопряжен с развитием торгово-транспортной деятельности, переработкой сырья, добываемого в соседних районах, развитием малого предпринимательства и туризма.

Именно поэтому основной задачей отечественной науки является определение оптимальной для того или иного северного ресурсодобывающего региона Российской Федерации структуры хозяйства. Кроме того, что немаловажно для нашей страны в период экономического кризиса, многоотраслевая структура хозяйства сырьевого региона позволит снизить зависимость экономики региона от колебаний рыночной конъюнктуры на продукцию основной специализации.

Более того, даже при всей структурной перестройке энергетики ресурсодобывающих регионов Арктики, нефть и газ не станут от этого менее ценным сырьем. Их добыча остается одним из основных направлений освоения Арктики. Основным, но далеко не единственным. Анализ структуры расходов предприятий, использующих добытое в Арктике сырье, показывает, что весьма высока доля транспортных расходов. Даже если обеспечить максимально возможную переработку этого сырья на месте, то экономия на транспортных расходах намного перекрывает любые затраты на жизнеобеспечение сотрудников этих предприятий. Опыт Норильска показывает, что в 40-е годы, когда технологии жизнеобеспечения были развиты значительно меньше и стоили значительно дороже, чем сейчас, добытую руду не стали вывозить из города на большую землю, а организовали ее переработку на месте. Создали уникальный город, и опыт Норильска до сих пор остается предметом изучения и подражания.

Кроме того, если даже организовать переработку на месте, но вахтовым методом, то это окажется менее выгодно, чем создание полноценных населенных пунктов вроде того же Норильска. Поэтому, магистральное направление освоения Арктики - это создание не только добывающих предприятий, но и полных циклов переработки.

Иными словами, одной из важнейших проблем ресурсодобывающих регионов является то, что извлекаемое на данной территории сырье проходит здесь лишь первичную обработку, а для получения из него материалов и изделий, сырье отправляется в промышленно развитые районы или за рубеж. В результате добывающим регионам достается лишь незначительная часть экономической прибыли, потому как основную прибыль получают регионы, производящие, либо экспортирующие материалы и изделия. В этой связи, некоторые ученые, в рамках подходов государственного регулирования социально-экономического положения добывающих регионов предлагают материалогический подход. Данный подход предполагает не только добычу и первичную обработку добытого сырья, но и получение из него материалов и изделий непосредственно в районах добычи этого сырья, на основе современных достижений науки и техники.

Авторы предлагают обеспечить переработку добытого сырья с использованием современных технологий нового поколения без применения методов пиро-гидрометаллургии, в экологически приемлемых условиях. Взамен этого были предложены иные методы, экспериментальные работы которых проводились в Институте материаловедения ХНЦ ДВО РАН, Тихоокеанском государственном университете и Дальневосточном университете путей сообщения. Среди них:

)        технология с использованием плазменного котла с замкнутым типом производства, полным испарением минерального сырья и разделением его на элементы и соединения с последующей их конденсацией;

)        плазменная обработка для восстановления минерального сырья и получения из него материалов;

)        технологии с использованием установок типа MACRO и применением металлотермии;

)        электрошлаковый переплав для получения легированных быстрорежущих сталей;

)        методы порошковой металлургии для получения изделий из минерального сырья.

Сегодня многие страны с северными территориями проводят политику активного заселения их населением. Такой подход научно обоснован в рамках необходимости обеспечения национальной безопасности. В связи с этим экспертное сообщество США, Канады, Финляндии, Норвегии считают обезлюживание северных территорий крайне негативным фактором и стараются решать проблему. При этом государства стараются обеспечить равный доступ к услугам и товарам населению на северных территориях относительно жителей других регионов, обеспечить экологизацию социальной сферы и экономики; адаптировать жизнедеятельность народов Севера к современному нормативно-правовому регулированию, рассматривая Арктику в качестве плацдарма науки.

Обеспечение населения северных регионов Российской Федерации равным доступом к товарам и услугам по сравнению с жителеями других регионов возможно при хорошо развитой транспортной инфраструктуре. Это еще раз подтверждает необходимость решения транспортной проблемы.

Вспомним вторую транспортную теорему С.Б. Переслегина: если хозяйство регионов растет быстрее, чем межрегиональные связи, то страна распадается на отдельные регионы, а дальше часть из них может остаться независимой, часть из них притянется к регионам других стран, с которыми легче развивать межрегиональные связи. Это хорошо применимо, например, к Дальнему Востоку. В этом случае очень важно, чтобы развитие транспортных связей из Дальнего Востока и с Арктикой значительно опережало развитие внутреннего хозяйства каждого из этих регионов.

В то же самое время важно помнить о том, что Арктический регион всегда был и остается особым регионом государственной политики Российской Федерации ввиду следующих объективных факторов:

а) экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях;

б) очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территории и низкой плотности населения;

в) удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;

г) низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли.

Все эти факторы и особенности Арктической зоны Российской Федерации должны учитываться не только при разработке региональных стратегий развития субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону Российской Федерации, в частности, как Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, но и в основополагающем документе долгосрочного планирования, а именно в «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», сформулированной на уровне Российской Федерации.

Так, по мнению некоторых ученых, одна из основополагающих системных проблем социально-экономического развития ресурсодобывающих регионов Арктики заключается в несовершенстве долгосрочного стратегического планирования социально-экономического развития на уровне территорий. Корень проблемы лежит в отсутствии четко сформулированной федеральной стратегии по отношению к ресурсному региону. Документы стратегического планирования пишутся «под копирку», декларируя одинаковые цели развития региона (повышение качества жизни населения, инновационное развитие экономики), выделяя одинаковые проблемы и используя стандартный набор мероприятий по решению проблем.

Однако, добывающие регионы Севера, имеют существенные отличия от других территорий страны и нуждаются в особом методологическом подходе к разработке стратегий развития.

Тем не менее, на деле происходит следующее: региональные программы разрабатываются без учета корпоративных стратегий вертикально интегрированных компаний (ВИНК), занимающихся разработкой природных ресурсов на данной территории, что впоследствии проявляется в виде слабой согласованности, и зачастую, в противоречии между региональными программами, нормативными правовыми актами и ведомственными разработками. Аналогичное можно сказать и по поводу разработок организаций коренных малочисленных народов Севера (КМНС), что в итоге приводит к несогласованности интересов, а ресурсодобывающие компании не просто не заинтересованы в соблюдении правил, но и разрабатывают стратегии, которые приводят к снижению доходов государства.

Поэтому на наш взгляд, основной проблемой при разработке документов и программ является проблема согласования интересов основных субъектов региональной экономики.

По мнению Л.В. Ларченко, предпочтительная структура стратегии развития северного ресурсодобывающего региона, должна включать следующие разделы:

. Стратегический анализ исходной социально-экономической и экологической ситуации;

. Стратегические цели социального, экономического, экологического и институционального развития;

. Основные направления региональной политики в социальной, экономической и экологической сферах;

. Сценарии регионального развития;

. Механизм и ресурсы реализации стратегии.

Таким образом, большинство пунктов структуры будет иметь свои особенности формирования стратегии развития, касающиеся именно ресурсодобывающих регионов Севера и включает экономические, социо-культурные и климатические особенности развития таких регионов.

2. Современное положение и перспективы развития сферы туризма в Ямало-Ненецком автономном округе

Итак, возвращаясь к маркетинговым методам государственного регулирования социально-экономического развития, повторимся, что маркетинговую среду территории мы рассматриваем на двух уровнях: внутреннем и внешнем (см. рисунок 2). Стратегическое планирование социально-экономическим развитием ресурсодобывающих регионов Арктики, бюджетная политика и нормативно-правовые документы, а также предусмотренные правила и условия принятия управленческих решений, затрагивающих социально-экономическую сферу - все это относится к внешней среде территории.

Рисунок 2 - Маркетинговая среда территории

К внутренней же среде территории относится весь комплекс ресурсов, находящихся на ней, в количественном и качественном измерении: природные ресурсы, географическое положение, технологические ресурсы, социальные ресурсы. Кроме них сюда можно отнести и ситуационные факторы внутри соответствующих органов законодательной и исполнительной власти на данной территории как некие «организации», осуществляющие определенные управленческие функции. Также, к внутренней среде территории относятся параметры социально-экономического состояния территории и показатели, отражающие финансы территории, экономическое благополучие жителей территории, социальное благополучие жителей территории, уровень развития производственной и непроизводственной сферы.

С точки зрения привлечения в регион инвестиций, туристов, рабочей силы стоит рассматривать именно маркетинг территорий. В основе маркетинга территорий лежит целый комплекс мероприятий, среди которых создание бренда и позиционирование территории, работа с инвесторами, работа с общественностью, маркетинг достопримечательностей, маркетинг событий.

Сырьевое развитие территорий российской Арктики ведет к усилению моноотраслевого характера хозяйства, что делает экономику арктических регионов крайне неустойчивой в условиях зыбкой рыночной конъюнктуры и истощения сырьевой базы. Изучение зарубежного опыта позволяет сделать вывод о необходимости создания многоотраслевого хозяйства уже на ранней стадии разработки природных ресурсов. По мнению ряда исследователей, одной из ведущих отраслей территориальной специализации арктических регионов России может стать туриндустрия. Ежегодно число туристов в арктических широтах увеличивается в среднем на 11%. Арктический туризм имеет множество перспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и экстремальных туристских маршрутов. Во-первых, благодаря его большой площади, во вторых, еще большей не изученности в плане туристских маршрутов и неизвестности широкому кругу любителей экзотических видов туризма и профессиональных туристов.

Каждая Арктическая держава стремится создавать и развивать туристский продукт в том или ином виде. Дания и Норвегия, например, активно используют в качестве туристских дестинаций снежные просторы Гренландии и Шпицбергена, Канада - фауну Канадского Арктического архипелага с большим количеством заповедников.

Одной из наиболее развитых в туристском отношении заполярных территорий является территория финской губернии Лапландия с ее получившим международную известность центром в г. Рованиеми. Здесь расположена резиденция Санта-Клауса. Всемирный бренд, в совокупности с развитой инфраструктурой (прежде всего - зимнего и экологического туризма) позволяют не только Лапландии, но и всей Финляндии обеспечить устойчивый приток международных туристов в страну, значительные бюджетные поступления, рост доходов местного населения, снижение безработицы и так далее.

Другим наиболее развитым районом заполярного туризма является Аляска. Ее ежегодно посещают до 1,5 млн. туристов. В сфере туристического бизнеса занято 50-70 тысячи человек в сезон. Туризм стал одной из ведущих отраслей хозяйства Аляски, по размерам доходов он занимает третье место после горнодобывающей и рыбной промышленности.

Большое внимание уделяется туризму и в Гренландии. В нем государственные руководители видят спасение слабой экономики при отсутствии надежных источников ее укрепления. Примечательно, что в последнее время туризм стал демократичным, стоимость туристических поездок рассчитана на любые социальные слои населения.

Анализ зарубежного опыта развития туризма в Заполярье позволяет утверждать, что он мог бы стать мощным рычагом в экономическом развитии регионов крайнего севера России. Более того, отрасль туризма обладает высоким мультипликативным эффектом и стимулирует развитие таких отраслей как строительство, транспорт, связь, сельское хозяйство, гостиничный и ресторанный бизнес, торговлю, народные промыслы.

Кроме того, туризм играет большую социальную, культурную и даже политическую роль, расширяя границы взаимопонимания и доверия, устанавливая взаимоотношений между гражданами разных стран, культур и религий в целях сохранения мира.

Возвращаясь к Ямало-Ненецкому автономному округу, отметим, что имеющиеся туристические ресурсы в регионе говорят о том, что данный субъект обладает достаточно высоким природно-ресурсным потенциалом.

Рассмотрим имеющиеся туристические ресурсы Ямало-Ненецкого автономного округа.

Ямало-Ненецкий автономный округ находится в северной части России и занимает немногим меньше 770 000 квадратных километров самой крупной в мире Западно - Сибирской равнины. В состав округа входят полуостров Ямал, полуостров Гыданский и Тазовский полуостров. Большая часть территории округа располагается за полярным кругом. Самая крайняя северная точка округа находится всего в восьмистах километрах от северного полярного круга.

Протяженность северной границы, омываемой Карским морем - 5 100 километров, из которых 900 километров одновременно являются и Государственной границей Российской Федерации. С востока округ граничит Таймырским автономным округом и Эвенкийским автономным округом, западными соседями являются Архангельская область и Республика Коми, на юге граничит с Ханты-Мансийским автономным округом.

Рельеф Ямало-Ненецкого автономного округа можно разделить на горный и равнинный. За исключением небольшой территории, высота равнинной части не превышает 110 метров над уровнем моря, из-за чего территория округа испещрена болотами и озерами.

Климат Ямало-Ненецкого автономного округа суровый, резко континентальный. На территории округа можно выделить три климатические зоны: арктическую, субарктическую и зону северной полосы Западно-Сибирской низменности.

На Ямале обитают 48 видов млекопитающих, 255 видов птиц (в основном, перелетные), 2 вида пресмыкающихся, 4 вида земноводных, около 40 видов рыб, около 5 тысяч видов насекомых. Следует отметить, что территория региона является крупнейшим в мире местом сосредоточия сиговых рыб - 2/3 мировых запасов.

На территории округа расположено около 300 тысяч озер (крупнейшие - Ярато, Нейто, Ямбуто). Речная сеть Ямало-Ненецкого автономного округа включает около 50 тыс. рек, ручьев и проток (из почти 75 тыс. во всей Тюменской области) и принадлежит бассейну Карского моря. Особое место среди рек занимает Обь - первая по площади бассейна и третья по водоносности (после Енисея и Лены) река России и одна из крупнейших рек земного шара. За ней следуют еще 17 крупных рек: Таз, Пур, Надым и т.д.

Ямало-Ненецкий автономный округ превышает в несколько раз и Лапландию, и Северную Норвегию по площади территории. Это обуславливает наличие больших рекреационных пространств, слабо или вообще нетронутых цивилизацией. В сочетании с низкой плотностью населения это является существенным недостатком ЯНАО, как туристской дестинации.

Температурные условия территории Ямало-Ненецкого автономного округа - более длительный период отрицательных температур в году - диктует приоритет развития зимних видов туризма. Более продолжительная зима позволяет привлечь поклонников зимнего отдыха в периоды с середины марта по начало мая и с конца сентября до середины ноября, когда Лапландия, а тем более Северная Норвегия не рассматриваются туристами, как интересные туристские направления.

Суровый климат Ямала, с одной стороны, может считаться негативным фактором, осложняющим задачи создания и эксплуатации объектов туристской инфраструктуры, отталкивающим определенную часть туристской аудитории, с другой - его можно рассматривать как конкурентное преимущество в части развития экстремального туризма.

Разнообразие природных ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа от равнинной тундры до среднегорья Полярного Урала определяет развитие многих видов туризма: спортивного, этнографического, экстремального, событийного, делового, рыбной ловли, охоты.

Спецификой историко-культурного наследия автономного округа является абсолютное преобладание археологических и этнокультурных объектов. По состоянию на 1 января 2015 года под государственной охраной находится 646 памятников истории и культуры.

Кроме того на территории ЯНАО есть огромные запасы артезианских и термальных вод, наличие природных заповедников, а также велико разнообразие дикой природы и растительного мира. Это и многое другое создает хороший базис для развития туристической отрасли в ЯНАО.

Огромными ресурсами располагает Ямало-Ненецкий автономный округ для развития этнографического туризма. У общин Ямальского и Приуральского районов имеется позитивный опыт приема туристов. В ЯНАО создан музей под открытым небом - Ямальская вотчина князя Тайшина, расположенная в 12 км от Салехарда в поселке Горнокнязевск. На территории этого природно-этнографического комплекса можно погрузиться в реальную жизнь кочевых народов, побывать в чуме, отведать традиционные угощения, в непосредственном общении с представителями северных народов проникнуться их самобытной культурой и древними традициями.

В ЯНАО сформирована сеть эколого-этнографических музейных комплексов, где находятся уникальные памятники истории и культуры.

На Ямале сохранилось 96 различных объектов культурного наследия, в том числе археологический объект «городище Мангазея». В округе работает 20 музеев, выставочные залы, центры национальных культур, этнографические комплексы. В Ямальском районе предлагается интересная экскурсия по лабиринту ледяных пещер в Новом Порту, вырубленных руками человека в вечной мерзлоте за Полярным кругом. Это сооружение не имеет аналогов по оригинальности и масштабности. Протяженность лабиринта составляет более одного километра при ширине 3-5 метров. Здесь находится 20 пещер-галерей и 7 вентиляционных шахт. Температура в пещерах всегда стабильна и круглый год держится на уровне минус 15-17 градусов.

Главной достопримечательностью Салехарда и визитной карточкой Ямала является Музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского. В фондах МВК находится более 43 тысяч единиц хранения этнографической, естественно-научной, исторической коллекций. Среди них уникальные фотографии по истории города и края, редкие старопечатные издания. Особое место занимает археологическая коллекция, насчитывающая около 3500 экспонатов.

Среди национальных праздников округа стоит отметить традиционный праздник весны народов Севера «Ворнгахатл» (Вороний день), проводимый в первых числах апреля практически во всех крупных населенных пунктах округа. Это праздник прилета вороны на Ямал.

Самый долгожданный праздник на Ямале - это День Оленевода. Программа праздника включает: гонки на оленьих упряжках и буранах, состязания по национальным видам спорта (метание тынзяна на хорей, топора на дальность, прыжки через нарты, перетягивание палки и пр.), обилие угощений северной кухни, презентацию сувенирной продукции и национальных костюмов. День оленевода отмечают во всех хозяйствах Ямала, занимающихся традиционными отраслями, но в Надыме этот праздник давно вышел за рамки местного и перерос в открытые соревнования на Кубок губернатора Ямала. Ежегодно Надым собирает более 300 делегатов и гостей из России, Канады, Финляндии, Норвегии, Швеции, США, Аляски, Монголии и Китая. Турмаршруты, включающие знакомство с бытом, хозяйством и культурой ямальских тундровиков, проживание в семьях, установку чумов, участие в приготовлении национальных блюд и совершении обрядов, имеют большую популярность, как у российских, так и иностранных туристов.

Безусловно, для развития туристического потенциала Ямала нужна современная инфраструктура. На сегодняшний день в автономном округе работает 89 гостиниц, 37 турфирм, 407 пунктов общественного питания.

Рост числа гостиниц за последние 2 года составил 20%. Но, несмотря на позитивную динамику, можно говорить о недостаточном количестве коллективных средств размещения в ЯНАО, особенно с учетом перспективы роста туристского потока. Для сравнения: общее количество гостиниц в Финской Лапландии составляет 179 единиц, в Северной Норвегии - 151. Также большая часть номерного фонда коллективных средств размещения относится к среднему или эконом-классу с невысоким уровнем сервиса. Во многих номерах отсутствует доступ к сети Интернет, не предоставляются дополнительные туристские услуги. Этих недостатков лишены новые частные мини-отели и гостиничные комплексы средней и высокой ценовой категории. Появление таких средств коллективного размещения - положительная тенденция для региона.

Что касается транспортной доступности, в настоящее время на территории автономного округа действуют пять аэропортов с твердым искусственным покрытием (Надым, Новый Уренгой, Салехард, Ноябрьск, ведомственный аэропорт - Ямбург); и четыре - с грунтовым покрытием (Тарко-Сале, Красноселькуп, Толька и Мыс Каменный); остальные населенные пункты имеют вертолетные площадки.

Пассажирские авиаперевозки в города Ямала осуществляются шестнадцатью российскими авиакомпаниями.

Плотность автодорог с твердым покрытием в ЯНАО - в 20 раз ниже, чем в среднем по России. Дороги с твердым покрытием обеспечивают постоянную связь с общероссийской системой дорог только по направлению Надым - Сургут; четыре района округа не имеют автодорог круглогодичного действия; 99 из 118 населенных пунктов округа не имеют постоянной автотранспортной сети с административными центрами районов.[56, стр. 3]

Железнодорожная система состоит из двух частей: Западной (линия Чум-Лабытнанги) и Восточной (линия Сургут-Новый Уренгой).

Основным участником процесса формирования и предоставления туристского продукта автономного округа потенциальным потребителям является государственное бюджетное учреждение автономного округа «Ямалтур» (далее - «Ямалтур»).

Фирма предлагает десятки маршрутов по Ямалу. Это этнографические туры, 501-ая стройка эпохи сталинизма, Полярный круг, Ямал Ири, мамонты, экстрим, и, конечно, прекрасная северная природа - главные составляющие ямальского турпродукта. Услугами Ямалтура в 2011 г. воспользовалось 212 человек из России и зарубежья. Гостям были предложены туры по ЯНАО различной направленности - сплавы по р. Собь, поход выходного дня «Чум на Лебедином озере», рыболовные, этнографические и экскурсионные маршруты (всего 21 маршрут). Округ с туристскими целями посетило 14 иностранных туристов (из Голландии - 3 чел., Ирана - 7 чел., Казахстана - 4 человека).

На Ямале созданы уникальные базы для активного зимнего отдыха - горнолыжный комплекс «Октябрьский», расположенный недалеко от Лабытнанги и еще один комплекс в поселке Полярный. Кроме того, в 25 километрах от поселка Харп находится горнолыжный спуск на горе Черная, который называют «Черной жемчужиной» Полярного Урала. Уникальность этой трассы заключается в том, что активным отдыхом здесь можно заниматься круглый год, даже в летние месяцы. Помимо этого, здесь есть все возможности для развития альпинизма, поэтому в перспективе комплекса - создание альпинистской базы.

На территории округа уже есть некие сформировавшиеся бренды. Среди них, например, Дедушка Севера - Ямал Ири и Мамонтенок Люба. Мамонтенок найден здесь в 2007 г. в верхнем течении реки Юрибей, он уникален тем, что по сохранности превосходит все ранее обнаруженные ископаемые останки мамонтов. В свою очередь, бренд «Ямал Ири» - зарегистрированный товарный знак, который разработан на основе мифотворчества коренных малочисленных народов Ямала.

Кроме того, в российской практике есть примеры, когда крупные компании используют маркетинговые технологии для привлечения либо поощрения своих клиентов посредством проведения разного рода акций на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Так, в 2015 году во всероссийской известной розничной сети МТС действовала мотивационная программа «Эволюция», правилами которой было накопление баллов и возможность выиграть поездку «в уникальное место с самобытным этносом, удивительной природой и интересной историей». Первая поездка состоялась в августе 2015 года, и сотня победителей программы поехали на Ямал «для знакомства с историей края и обычаями малых народов Севера, участия в Олимпиаде по северным видам спорта, посещения этнографического центра в Горнокнязевске». Их так же ожидала паромная переправа через Обь и восхождение на гору Черная, ночевка в палаточном лагере, квест по Тундре и сплав по реке Собь.

К сожалению, на сегодняшний день подобные программы носят лишь точечный характер, поэтому для развития туризма в Ямало-Ненецком автономном округе необходима дальнейшая популяризация арктического туризма посредством продвижения брендов и рекламы. И, безусловно, применение маркетинговых методов должно происходить под чутким руководством государственных органов власти в Ямало-Ненецком автономном округе, в соответствии со стратегической политикой в области развития туризма в округе. По нашему мнению, комплексное развитие туристической отрасли в арктическом регионе должно осуществляться на основе стратегических документов органов государственной власти в регионе с учетом всей специфики арктического ресурсодобывающего региона и потенциальных рисков, связанных, в первую очередь, с хрупкой экологической ситуацией в регионе.

Вместе с тем, существует и ряд ограничений для развития рекреационного потенциала в Ямало-Ненецком автономном округе. Во-первых, это, конечно же, суровые климатические условия. Путешествие по Арктике возможно только 3-4 месяца в году в летний период, поскольку только в это время температура воздуха составляет от -10оС до 0 и лишь изредка поднимается выше нуля. А температура зимой составляет -43оС, а вкупе с сильными ветрами делает нахождение на открытом воздухе просто невозможным. Поэтому в связи с суровым климатом территория за полярным кругом практически не развита.

Еще одной серьезной проблемой развития арктического туризма является высокая стоимость туров для среднестатистических туристов. Так как путешествие в Арктике производится в основном на ледоколе, и туристы максимум времени проводят на судне, а не на суше, то стоимость путешествия становится многим не по карману. Чаще всего она колеблется от 500 тысяч до 1 миллиона рублей и выше.

Кроме того, в арктическом туризме очень остро стоит кадровый вопрос, поскольку наблюдается заметный недостаток профессиональных кадров, которые бы имели специальную подготовку для обслуживания арктических туров. Естественно, что профессиональные кадры играют большую роль в любом сегменте туриндустрии, однако, нужно понимать, что в арктическом туризме не должно быть случайных людей, поскольку в данном случае важно не только наличие туристского образования, но и важно иметь хорошую физическую подготовку, психологическую готовность и наличие профессионально важных качеств.

Главные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для развития туризма в ЯНАО определены в таблице 3.

Таблица 3 - SWOT-анализ перспектив развития туризма в Ямало-Ненецком автономном округе

Сильные стороны: - Наличие достаточных природных ресурсов На территории округа расположено около 300 тыс. озер и 48 тыс. рек,866 видов водной и наземной флоры,  - Состояние экологии; Природа этого края сохранила все, чего нет уже во многих уголках России - она совсем не тронута рукой человека Существует возможность для развития экологического туризма; - Наличие достаточных или уникальных культурно-исторических ресурсов; сеть эколого-этнографических музейных комплексов. 96 различных объектов культурного наследия. музей под открытым небом - Ямальская вотчина князя Тайшина. - Коренные малочисленные народы Севера (ненцы, ханты, селькупы, манси), сохранившие без изменения уклад жизни своих предков, живших здесь сотни лет назад, и до сих пор занимаются оленеводством, рыболовством, пушным звероводством; -Обилие праздников КМНС (праздник весны, вороний день, День оленевода), содержащие в своей основе богатейшие декоративно-прикладные традиции; - Наличие достаточных финансовых ресурсов; -Регион имеет хорошо продуманную стратегию в сфере туризма; Целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012-2014 годов” Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года (включая туризм) - Имеется собственный туристический бренд Дед мороз Ямал Ири - Преимущества перед конкурентами в сфере туризма Уникальные природные и историко-археологические объекты.

Слабые стороны: - наличие инфраструктуры и уровень ее развития; - Ямало-Ненецкий округ обладает недостаточно развитой транспортной инфраструктурой -Удаленное положение относительно центральных городов России Только 1 горнолыжный комплекс - неудовлетворительный уровень менеджмента; - плохой контроль за исполнением распоряжений; - проигрыш конкурентам; - отсталость в инновационных процессах; - малое разнообразие предлагаемых туров; На 2015 г. имеется 31 разработанный тур - малое количество отелей; - слабые маркетинговые навыки у обслуживающего персонала на предприятиях турбизнеса; - отсутствие достаточного финансирования проектов в области туризма; - высокая стоимость на туруслуги; -Низкая плотность населения (0,7 чел/кв.км) по сравнению с ХМАО (3 чел/ кв.м); -Суровые климатические условия

Возможности: - Развитие инфраструктуры и отраслей социальной сферы  - Исполнение программ по поддержке малого бизнеса  - Рост образовательного уровня и профессионализма трудовых ресурсов с увеличением доли рабочей силы с высшим образованием - Внедрение информационных технологий в сферу управления - Работа с дополнительными группами потребителей; - Внедрение на новые туристские рынки или сегменты рынка; - Расширение спектра продуктов (туров, гостиничных услуг) для удовлетворения более широкого круга потребителей; - Дифференцированность туристской продукции; - Уверенность в отношении регионов-соперников.

Угрозы: - Появление новых конкурентов; - Увеличение объема продаж аналогичных туров или услуг, предлагаемых регионами-конкурентами; - Неблагоприятная налоговая политика в области туризма со стороны государства; -Зависимость экономики региона от мировых цен на углеводородное сырьё, ввиду моноотраслевого характера хозяйства; -Высокий уровень экологической уязвимости территории.


Таким образом, учитывая сильные и слабые стороны развития арктического туризма, можно сказать, что далеко не все виды туризма могут быть развиты на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме того, стратегия развития туристической отрасли в данном регионе должна не только опираться на развитие того туристского потенциала, который есть, но и стремиться минимизировать потенциальные риски и слабые стороны развития туризма в округе.

Последовательная и целенаправленная политика Администрации автономного округа по построению конкурентоспособной и сбалансированной экономики должна быть сконцентрирована на определенных стратегических приоритетах развития.

Приоритетными направлениями социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, на которых должна сконцентрировать свое внимание Администрация автономного округа, являются:

-е приоритетное направление: улучшение условий жизни населения (социальная сфера);

-е приоритетное направление: совершенствование транспортной сети и логистических схем; охрана окружающей среды; развитие кадрового потенциала;

-е приоритетное направление: диверсификация структуры экономики (избежать зависимость от работы одной (ресурсообывающей) отрасли в регионе);

-е приоритетное направление: развитие малого предпринимательства, в том числе, в сфере туризма.

Возможными видами туризма на территории округа являются:

Арктический этнотуризм имеет значительное влияние на развитие туризма в целом. Туристам предоставляется возможность познакомиться с различными народами Ямало-Ненецкого автономного округа (ненцы, ханты, селькупы);

Арктический астрономический туризм имеет немалую популярность и привлекает множество туристов со всего мира, которые любят наблюдать за северными сияниями или солнечными затмениями;

Арктический событийный туризм;

Арктический рыболовно-охотничий туризм на Ямале является перспективным направлением, так как испокон веков этот регион считается рыбацким краем. Здесь насчитывается 60 тысяч рек и озер, в которых обитает около 70% ценных пород сиговых рыб.

Экстремальные виды туризма: спортивный, охотничий, рыболовный туризм, сплавы по горным рекам.

В настоящее время основными проблемами в сфере развития туризма в автономном округе являются:

недостаток квалифицированных кадров сферы туризма на территории автономного округа;

недостаточно разработанный и узнаваемый туристский продукт;

недостаточно комфортная туристская информационная среда;

отсутствие лицензирования в сфере туризма для туристских агентств, что негативно сказывается на качестве предоставляемых услуг

сложная транспортная схема региона и труднодоступность отдельных территорий, наиболее привлекательных для туристов, с вытекающей из этого высокой транспортной составляющей себестоимости въездных туров.

Для решения обозначенных проблем необходимо провести ряд мероприятий:

) Мероприятия, направленные на совершенствование кадровой системы сферы туризма в автономном округе.

Проведение курсов повышения квалификации и проведение аттестации экскурсоводов, менеджеров.

Профессия экскурсовода предполагает наличие обширных теоретических знаний по истории, архитектуре и градостроительству, искусству, основам педагогики, психологии, культуры речи, а также практических навыков и умений по экскурсионной методике. Для экскурсоводов ЯНАО очень важно иметь хорошую физическую форму, поскольку арктический туризм предполагает экстремальные условия работы, связанные, в первую очередь, с климатической и географической спецификой региона.

) Создание и предоставление (реализация) туристского продукта автономного округа.

Данное мероприятие рассматривается как:

оказание услуг по организации и проведению информационно-рекламных и социальных туров;

обслуживание посетителей по телефону;

приобретение и установка информационных терминалов для размещения информации о туристских ресурсах автономного округа в аэропортах, железнодорожных вокзалах, речном порту, гостиницах;

организация и проведение информационно-рекламных туров для представителей туристского бизнеса, средств массовой информации России, ближнего и дальнего зарубежья.

Широкая рекламная кампания туристских возможностей региона способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику Ямало-Ненецкого автономного округа.

Популяризация туристских возможностей автономного округа должна быть осуществлена за счет:

разработки и изготовления имиджевой сувенирной продукции туристских брендов Ямала;

подготовки и выпуска путеводителей, туристских карт-схем муниципальных образований автономного округа, календарей и информационных листовок о туристском потенциале Ямала по различным темам, а также имиджевых DVD о туристских ресурсах автономного округа;

размещения информации о туристских ресурсах ЯНАО на наружных рекламных баннерах;

разработки и установки информационных стендов для размещения информации о новых турах, своевременное обновление информации на ранее установленных стендах;

технической поддержки информационных баз данных по направлениям: гостиницы, пункты общественного питания, транспорт, достопримечательности;

организации деятельности съемочных групп российских и зарубежных телеканалов на территории автономного округа.

) Мероприятия, направленные на создание более комфортной информационной среды:

установление знаков туристской навигации;

введение возможности предварительного бронирования и покупки билетов через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

создание версий туристского информационного Интернет-портала на иностранных языках.

По нашему мнению проведение данных мероприятий и решение вышеописанных задач позволит округу существенно повысить свою конкурентоспособность на внутреннем и мировом туристских рынках, что со временем приведет к усилению туристского потенциала региона и начнет приносить доход в региональный бюджет. Это позволит снизить высокую степень зависимости экономики региона от работы основного нефтегазового сектора. В этой связи есть все основания полагать, что в дальнейшем это приведет к большей диверсификации структуры экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, а также большей ее сбалансированности.

недропользование экономика туризм

Литература

)       Гегедюш Н Государственное и муниципальное управление: конспект лекций [Текст] / Н. Гегедюш, Е. Масленникова, М. Мокеев. - М. : Высшее образование. - 2008. 192 с.

2)      Загуменная У.А. Современные проблемы и перспективы развития арктического туризма в России / У.А. Загуменная // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 11-7. - 3 с.

3)     Зернова Л. Дорога в белое безмолвие // Новая газета от 02.02.2006.

)       Зусман Е.В. ГЧП в условиях экономического кризиса: новые тенденции развития [Текст] / Е.В. Зусман // Юрист. - 2009. - № 1. - С. 108-112.

5)      Использование механизмов ГЧП в решении задач комплексной модернизации социальной инфраструктуры в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Сборник материалов парламентских слушаний Федерального собрания РФ Совета Федерации от 29.04.2010. Издание Совета Федерации. 96с.

6)     Комков Н.И., Селин В.С., Цукерман В.А. Направления модернизации арктической морской транспортной системы [Текст] / Н.И. Комков, В.С. Селин, В.А. Цукерман // Модернизация. Инновации. Развитие. - 2014. - № 4(20). - С. 4-12.

)       Кондратов Н.А. Освоение Арктики: стратегические интересы России [Текст] / Н.А. Кондратов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. - 2014. - № 1. - С. 120-126.

8)      Кочемасов Ю.В. Эколого-экономическая оценка перспективы развития Арктики / Ю.В. Кочемасов, Б.А. Моргунов, В.И. Соломатин // Экология и энергетика

)        Лавров А.М. Реформирование экономики: региональные аспекты [Текст] / А.М. Лавров, В.С. Сурнин // Региональный маркетинг и тенденции его развития. - Кемерово: Кузбассвузиздат. 1994. - 146 с.

10)   Ларченко Л.В. Концептуальные основы организации системы стратегического планирования развития ресурсодобывающих регионов Севера [Текст] / Л.В. Ларченко // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - №21-2. - Том 7. - С.61-70

11)     Ларченко Л.В. Реструктуризация экономики ресурсодобывающих регионов российского Севера, как необходимое условие устойчивого территориального развития / Л.В. Ларченко / Сборник науч. статей XII Международной научной конференции, посвященной проблемам развития экономики и общества. М. : Изд. дом Высшей школы экономики. - 2012. - Кн.2.

)        Ларченко, Л.В. Современная Арктика: проблемы освоения и социально-экономического развития [Текст] / Л.В. Ларченко // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 11. - С. 2-8.

)        Марыганова Е.А. Макроэкономика: уч. пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро // М.: КНОРУС. - 2010.

)        Милякова Л.В. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации инфраструктурных проектов [Текст] / Л.В. Милякова, Н.В. Смирнова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Серия: Экономические науки. - 2014. - № 3-1. - С. 215-219.

15)   Михеева Н.Н. Проблемы развития ресурсодобывающих регионов и оценка их роли в российской экономике / Н.Н. Михеева / Российский экономический конгресс 7-12 декабря. - 2009.

)       Наумов, В.В. Финансовые механизмы реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации [Текст] / В.В. Наумов, И.В. Никулкина, Л.М. Филимонова // Доклад Интернет-Конференции «Проблемы управления государственными и частными финансами в России, странах Центральной и Восточной Европы». - 8с.

)       Национальный доклад «Риски бизнеса в ЧГП». М.: Ассоциация Менеджеров. - 2007.

)       Павленко В.И. Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны [Текст] / В.И. Павленко // Арктика: экология и экономика. - 2013. - №4(12). - С.16-25.

19)     Петров Д.И. Распределение рисков между партнерами при реализации проектов Государственно-частного партнерства [Текст] / Д.И. Петров // Вестник науки и образования. - 2015. - № 3 (5). - 3с.

)        Петюкова О.Н. Правовое значение рейтинга регионов по уровню развития государственно-частного партнерства [Текст] / О.Н. Петюкова // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2014. - №4. - С. 76-78.

)        Погодаева Т.В. Программно-целевое управление комплексным развитием Ямало-Ненецкого автономного округа [Текст] / Т.В. Погодаева, Д.Ю. Руденко // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. 7с.

)        Масленников В.В. Оценка институциональной среды недропользования в Ямало-Ненецком автономном округе [Текст] / В.В. Масленников, И.Г. Полянская // Известия Уральского государственного горного университета. - 2013. - №29. - С. 63-71.

)        Приходько С.В. Особые экономические зоны [Текст] / С.В. Приходько, Н.П. Воловик [и др.]. Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед., Канад. агентство по междунар. развитию - М. : ИЭПП. 2007. - 268 с.

)        Радушинский Д.А. Эффективные подходы к сбалансированному развитию добывающих регионов / Д.А. Радушинский // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 7 (27)

)        Самоловов Д.А. О перспективах использования договорных правовых форм государственно-частного партнерства в целях устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации [Текст] / Д.А. Самоловов // Новый университет. Серия «Экономика и право». - 2014. - № 2(36). - С. 108-112.

)        Сачук Т.В. Территориальный маркетинг [Текст] : учебное пособие / Т.В. Сачук // СПб. : Питер, 2009, 368 с.

Похожие работы на - Особенности социально-экономического развития регионов российской Арктики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!