Оценка финансовой эффективности производства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    391,79 Кб
  • Опубликовано:
    2017-07-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка финансовой эффективности производства

Введение

Главенствующей целью предприятия, которое ведет свою экономическую деятельность в рыночных условиях, признается получение максимальной прибыли в условиях жесткой конкуренции. Возможности достижения этих целей ограничены как внешними факторами, так и внутренними, к которым относятся затраты производства и продажи, а также рыночным спросом на продукцию организации.

С целью ведения успешной хозяйственной деятельности необходимо проводить экономико-технический анализ деятельности предприятия, одним из самых важных и приоритетных показателей, который влияет на политику предприятия является себестоимость продукции.

Данное исследование актуально, так как себестоимость - один из ключевых показателей финансовой эффективности производства, который способствует получению максимальной прибыли предприятием.

В современных условиях хозяйственной деятельности себестоимость рассматривается как фактор, который влияет на рентабельность и окупаемость любого предприятия, поскольку является основой цены товара. Поэтому изучение ее структуры и учет входящих в нее расходов исключительно важны в деятельности любого предприятия [1].

Снижение себестоимости - одна из первоочередных и актуальных задач любого общества, каждой отрасли, предприятия. Поиск резервов ее снижения помогает хозяйству повысить свою конкурентоспособность, избежать банкротства и выжить в условиях рыночной экономики [14].

От уровня себестоимости продукции зависят, сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, темпы расширенного воспроизводства, уровень закупочных и розничныхцен на сельскохозяйственную продукцию.

С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости для предприятия заключается в следующем [3]:

¾  в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и в расширенном воспроизводстве;

¾      в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

¾      в улучшении финансового состояния предприятия и снижения степени риска банкротства;

¾      в возможности снижения цены реализации на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.

Этот показатель определяет денежное выражение затрат предприятия на подготовку, производство и реализацию продукции.

В нее включаются материальные затраты на оплату труда, отчисления на социальные потребности, амортизация основных средств и другие затраты.

Себестоимость показывает все успехи и неудачи предприятия в организации производства того или иного продукта. Для субъекта предпринимательской деятельности первостепенная задача заключается в снижении себестоимости продукции.

Традиционно раскрывают себестоимость и ее пути по снижению в целом для отрасли, а не на отдельных предприятиях.

Объектом данной работы является отчетность ООО «Им. 11 Кавдивизии».

Предметом работы является себестоимость продукции организации.

Целью данной работы определение себестоимости продукции в организации, ее структуры, особенностей и выявление путей ее снижения.

Для достижения данной цели выполняется ряд задач:

¾  исследуются теоретические аспекты формирования себестоимости продукции организации;

¾      производится экономическая характеристика предприятия, анализ себестоимости продукции;

¾      определение пути снижения себестоимости.

В данной работе мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий, а также анализ и синтез полученных знаний.

платежеспособность себестоимость конкурентоспособность персонал

1. Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции организации

1.1 Понятие и виды себестоимости продукции организации

Себестоимость продукции - это затраты выраженные на подготовку к производству продукции, на ее изготовление и сбыт в денежной форме [11].

Себестоимость продукции есть комплексный показатель, по результатам которого можно оценить эффективность использования разных видов ресурсов предприятием, а также оценить уровень организованности трудового процесса. Себестоимость рассматривается как стоимостная оценка продукции, т. е. работ и услуг, которые были использованы в процессе производства, а также природные ресурсы, сырьё, топливо, материалы, энергия, основные фонды, трудовые ресурсы, и множество иных затрат на её производство и реализацию [2].

От того, как организация решает вопросы по снижению себестоимости производимой продукции зависит экономия материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также будет ли получен наибольший эффект с наименьшими затратами. Издержки производства состоят из затрат живого и овеществленного труда в процессе производства[14].

Общественные издержки производства - это издержки производства, отражающие общественно необходимый уровень хозяйственной деятельности предприятий [3].

Издержки предприятия - это вся сумма расходов организации на производство продукции и ее реализацию [3].

Такие издержки, которые выражены в денежном эквиваленте, носят название себестоимости и в свою очередь являются основной частью цены продукта.

В себестоимость включается стоимость за сырьё, материалы, топливо, электроэнергию и другие предметы труда, амортизационные отчисления, заработная плата персонала непосредственно связанного с производством и другие денежные расходы[20].

Сырье и основные материалы занимают большую долю в затратах на производство промышленной продукции, затем идут затраты по заработной плате работникам и отчисления на амортизацию.

Показатели эффективности производства и себестоимости продукции находятся во взаимосвязи. Себестоимость составляет наибольшую часть стоимости продукта и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Технико-экономические факторы производства оказывают существенное влияние на уровень затрат. То есть, в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции уровень затрат изменятся.

Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов [4].

В смете затрат на производство отражены: все расходы основного и вспомогательного производства, которые связаны с выпуском товарной и валовой продукции; с затратами на услуги и работы непромышленного характера такие как, строительно-монтажные, транспортные, научно- исследовательские и проектные и другие; с затратами на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения.

Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота. В себестоимость товарной продукции включаются все затраты организации на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов [16].

Себестоимость реализуемой продукции - это себестоимость товарной продукции за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, которые были возмещены за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, которая реализована из остатков прошлого года [5].

Затраты возмещенные за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции.

Они будут определяться как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен [7]:

, (1)

где

Ср- это себестоимость реализованной продукции;

Ст - себестоимость товарной продукции;

Зн - повышенные затраты первого года массового производства новых изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники;

Сп1, Сп2 - производственная себестоимость остатков нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года.

Успешность организации во многом зависит от формирования себестоимости по данным причинам[18]:

¾  затраты, которые идут на производство изделия являются важнейшей частью справедливой цены на товар;

¾      для прогнозирования и руководства производством и затратами необходимы данные о себестоимости продукции;

¾      для вычисления сальдо материальных счетов на конец отчетного периода важно знание понятия себестоимость.

Теперь рассмотрим, какие виды себестоимости существуют. Себестоимость делят на 3 вида: цеховую, фабрично-заводскую и полную. (По месту возникновения затрат)

.     Цеховая себестоимость отражает затраты цеха на изготовление выпускаемой продукции [9].

Она включает следующие элементы: - основные материалы с учетом возврата отходов; -заработную плату основных производственных рабочих с начислением; - цеховые расходы, включающие:

¾  заработную плату вспомогательных рабочих, ИТР, служащих, младшего обслуживающего персонала с начислениями;

¾      стоимость расхода всех видов энергии;

¾      стоимость расхода инструмента;

¾      амортизацию оборудования, зданий и сооружений;

¾      ремонт основных производственных фондов; - прочие цеховые расходы принимаются в процентном отношении от величины цеховых расходов.

2.   Фабрично-заводская себестоимость - это затраты цеха (цеховая себестоимость) плюс общезаводские расходы, которые включают расходы по управлению предприятием (заработную плату персонала заводоуправления, амортизацию, на текущий ремонт зданий общезаводского назначения и т. д.). Величина фабрично-заводской себестоимости включает общезаводские расходы в процентном отношении от цеховой себестоимости.

3.       Полная себестоимость промышленной продукции складывается из затрат на производство и реализацию продукции, т. е. это фабрично- заводская себестоимость плюс внепроизводственные расходы (стоимость тары, приобретенной на стороне; отчисления сбытовым организациям в соответствии с установленными нормами и договорами). Учитываются и непроизводственные расходы (потери от брака, недостача и порча материалов и готовой продукции)

В зависимости от поставленных целей (учета, планирования и анализа) используются следующие виды себестоимости: плановая, расчетная, проектная и фактическая.

.     Плановая себестоимость - максимально допустимые затраты, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми [10].

Ее рассчитывают по прогрессивным плановым нормам использования основных производственных фондов (активной части), трудовых затрат, расхода материальных и энергетических ресурсов.

.     Расчетная и проектная себестоимость используются в технико- экономических обоснованиях проектов внедрения достижений научно- технического прогресса, при оценке эффективности мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению предприятий, формированию цен.

3.       Фактическая себестоимость отражает степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости на основе сопоставления плановых затрат с фактическими.

Фактические затраты могут отклоняться от плановых. Экономия будет создаваться в случае улучшения использования основных производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов.

Превышение фактической себестоимости над плановой может наблюдаться в начальном периоде освоения новой продукции или при ухудшении работы предприятия.

1.2 Факторы и резервы снижения себестоимости продукции организации

Получение самого большого эффекта с маленькими затратами, снижение себестоимости продукции важнейшая проблема для любого предприятия. Главное при этом методически и технически правильно найти подход к выявлению практических рекомендаций и навыков.

Оптимальным и самым естественным путем является выполнение тщательного структурного анализа себестоимости продукции предприятия.

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на себестоимость продукции [6].

Выявление резервов снижения себестоимости может опираться на системный, комплексный, технико-экономический анализ работы предприятия: использование производственных мощностей и главных фондов, сырья и материалов, хозяйственной силы, рабочих связей; изучение технического и организационного уровня производства.

Резервы снижения себестоимости продукции - внутрипроизводственные возможности уменьшения себестоимости продукции за счет роста эффективности использования ресурсов предприятия, поддающиеся количественному измерению. Мобилизация резервов снижения себестоимости продукции позволяет улучшить качественные показатели хозяйственной деятельности предприятия (повысить конкурентоспособность производимой продукции, увеличить объем ее производства и реализации, ускорить оборачиваемость оборотных средств и др.).

Изменение факторов, влияющих на себестоимость продукции необходимо отслеживать и по возможности устранять их негативные влияния.

Выделим основные пути снижения себестоимости в организации:

.     Бесперебойный технологический процесс. Снижение себестоимости продукции возможно путем совершенствования технологий, внедрением современной техники и новых видов материалов, а также автоматизацией процессов в организации.

2.       Расширение кооперирования и специализации. В специализированных организациях с массово-поточным производством себестоимость продукции гораздо ниже, нежели на предприятиях, которые вырабатывают такую же продукцию в малых количествах.[9]

Улучшение специализации требует установления самых рациональных кооперированных связей предприятий между собой.

.     Строгий режим экономии. На предприятиях экономия проявляется в уменьшении затрат на материалы, сокращение расходов в области услуг управления и в устранении потерь от брака и иных затрат [3].

4.       Рост производительности труда. С увеличением производительности труда уменьшаются затраты труда при расчете на единицу продукции, и таким образом, снижается и удельный вес в структуре себестоимости заработной платы [4].

.        Выбор надежных поставщиков материалов. Материалы и сырье включаются в себестоимость в соответствии с их покупной ценой и доставкой, в связи с этим оказывают важное влияние на формирование себестоимости продукции. Главным является обеспечение поступления материалов от тех надежных поставщиков, которые территориально находятся на близком расстоянии от производства. Необходимо стараться применять более дешевые материалы, при этом не снижая качество производимой продукции.

.        Применение прогрессивных видов материалов, внедрение обоснованных технических норм затрат материальных ценностей.

.        Уменьшение расходов на управление и обслуживание производства. Величина данных расходов на единицу продукции находится в зависимости не только от объемов выпуска продукции, но также и от абсолютной их суммы. Чем сумма общезаводских и цеховых расходов меньше в общем по предприятию, тем меньше себестоимость каждого отдельного изделия при равных прочих условиях.

.        Себестоимость продукции связана с показателями результативности производства. В ней отражается большая часть стоимости продукции, при этом она зависит от изменений условий производства и продажи продукции. Значительное влияние на уровень расходов оказывают технико-экономические факторы производства. Данное влияние проявляется в соответствии с изменениями в технологии, технике, организации производства, в качестве и структуре продукции и от размера расходов на производство ее.

Анализ расходов, чаще всего, систематически проводится в течение года для определения внутрипроизводственных резервов понижения их.

.     Значительным резервом для снижения себестоимости является снижение уровня накладных расходов от уменьшения удельного веса основной заработной платы рабочих.

В целом для организации можно выделить 5 основных групп мероприятий с целью снижения себестоимости.

Первая группа - снижение затрат на материальные ресурсы. Для этого необходимо:

¾  Повысить эффективность использования материальных ресурсов, что включает: уменьшение норм расхода материалов; устранение нерационального и неэффективного использования материальных ресурсов из-за отступлений от технологии производства и сбоев в работе служб материально-технического снабжения; вторичное использование материалов и ликвидация потерь от брака.

¾      Улучшить технологии производства и усовершенствовать конструкции изделий, провести изменение ассортимента, структуры и объема продукции. Понизить затраты на освоение и подготовку новых видов продукции и новейших технологических процессов.

¾      Сформировать автоматизированную систему управления, комплексное применение компьютерных технологий.

Вторая группа - уменьшение затрат на сбыт, что включает:

¾  усовершенствование рекламной деятельности;

¾      уменьшение транспортных затрат на доставку продукции;

¾      оптимизацию каналов сбыта.

Третья группа - снижение затрат на трудовые ресурсы. Включает в себя:

¾  Оптимизация работы кадровой службы, путем совершенствования системы мотивации персонала, качества в сфере подбора персонала, реализации эффективной социальной политики и определении оптимальной численности персонала.

¾      Рост производительности труда, который заключается: во внедрении научно-технических мероприятий, совершенствовании нормирования труда, в установлении и пересмотре оптимальных норм выработки на одного рабочего, в мотивации и стимулировании работников.

Четвертая группа - связана с уменьшением амортизационных отчислений. Для этого необходимо научно подойти к выбору метода начисления амортизации, а также снизить период внедрения новой техники.

Пятая группа - определение размера снижения себестоимости строительно-монтажных работ по показателям [17].

В современных условиях более адекватным способом управления затратами является исследование и оптимизация затрат по всем стадиям создания продукции - от момента возникновения потребности до окончания после продажного обслуживания.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что разработка путей снижения себестоимости продукции в целях повышения ее конкурентоспособности является актуальной для отечественных предприятий промышленности. Практика показывает что, управления себестоимостью продукции возможно только на основе ее оптимизации, в частности, экономии.

В то же время доминирует затратный подход к установлению цен и цена является одним из важнейших факторов конкурентоспособности продукции. Поэтому проблема путей снижения себестоимости является наиболее актуальной.

Мы считаем, что в данном случае проблема оптимизации затрат должна рассматриваться в ключе поиска резервов сокращения нерациональных потерь всех видов ресурсов, введением полноценной системы контроля за использованием всех видов ресурсов, внедрением систем управленческого учета и бюджетирования в целях оптимизации схемы привлечением кредитных средств совершенствованием в целях организации управления производством.

2. Анализ себестоимости продукции ООО «Им. 11 Кавдивизии»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Им. 11 Кавдивизии»

Анализ предприятия начнем с общей характеристика исследуемого предприятия. Общество с ограниченной ответственностью «Им. 11 Кавдивизии», является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Оно создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ (действующая редакция, 2016).

Компания зарегистрирована 10 марта 2005 года. Генеральным директором данной компании является Утегенов Дмитрий Аймуханович. Компания находится по юридическому адресу 460502, Оренбургская область, Оренбургский район, село Нижняя Павловка, улица 50 лет Октября 11 Основным видом деятельности является «Растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)». Организации присвоен ИНН 5638027411, ОГРН 1055638003563.

ООО «Им. 11 Кавдивизии» вошло в состав Иволга-Холдинг в марте 2005 года.

Площадь сельхозугодий составляет 20 307 га. Из них 17 231 га - пашня.

Животноводство в хозяйстве представлено разведением крупнорогатого скота и лошадей. Общее поголовье КРС составляет около 905 голов, лошадей 28 голов.

Организационная схема предприятия ООО «Им. 11 Кавдивизии» представлена на рисунке 1.

Руководство текущей деятельностью осуществляется единоличным исполнительным органом ООО «Им. 11 Кавдивизии». Исполнительным органом является директор подотчетный в своей деятельности общему собранию участников общества. Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Рисунок 1 - Организационная структура управления ООО «Им. 11 Кавдивизии»

ООО «Им. 11 Кавдивизии» может быть добровольно реорганизовано по решению общего собрания участников. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Все вопросы, не урегулированные Уставом предприятия, решаются в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Общество является юридическим лицом и действует на основе Устава и Учредительного договора. Общество вправе в установленном законом порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

ООО «Им. 11 Кавдивизии» имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет. Имущество предприятия составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.

Целью деятельности ООО «Им. 11 Кавдивизии» является извлечении прибыли.

Предметом деятельности ООО «Им. 11 Кавдивизии» являются:

¾  растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство);

¾      деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров;

¾      оптовая торговля топливом;

¾      розничная торговля в неспециализированных магазинах;

¾      выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки;

¾      производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения;

¾      розничная торговля моторным топливом;

¾      деятельность агентов по оптовой торговле лесоматериалами;

¾      деятельность агентов по оптовой торговле строительными материалами;

¾      деятельность агентов, специализирующихся на оптовой торговле товарами, не включенными в другие группировки;

¾      розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах;

¾      розничная торговля хлебом и хлебобулочными изделиями;

¾      розничная торговля кондитерскими изделиями;

¾      розничная торговля алкогольными и другими напитками;

¾      розничная торговля табачными изделиями;

¾      деятельность ресторанов и кафе;

¾      деятельность ресторанов и кафе.

Далее рассмотрим состав и структуры работников ООО «Им. 11 Кавдивизии», а также проанализируем динамику.

Таблица 2.1 - Динамика состава и структуры работников ООО «Им. 11 Кавдивизии» по категориям [3]

Показатели

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Изменения в структуре 2015 г. по сравнению с 2013 г. (+,-), %


численность, чел.

в % к итогу

численность, чел.

в % к итогу

численность, чел.

в % к итогу


Среднесписочная численность, всего

210

100

192

100

206

100

-2

в том числе: - промышленно-производственный персонал

201

95,7

183

95,3

199

96,6

0,9

из него: рабочие

179

85,2

156

81,3

180

87,4

2,1

руководители

1

0,5

1

0,5

1

0,5

0,0

специалисты

4

1,9

4

2,1

2

1,0

-0,9

служащие

17

8,1

22

11,5

16

7,8

-0,3

- непромышленный персонал

9

4,3

9

4,7

9

4,4

0,1


Проанализировав динамика состава и структуры работников ООО «Им. 11 Кавдивизии» по категориям, можно сделать следующий вывод: среднесписочная численность работников за исследуемый период уменьшилась на с 210 человек до 206 человек, т.е. на 2 %.

Минимальная среднесписочная численность наблюдалась в 2014 году и составила 192 человека. Основную часть численности работников составляют промышленно-производственный персонал, который занят, непосредственно, в сельском хозяйстве. Данный показатель в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 0,9%.

Основную часть промышленного-производственного персонала составляют рабочие, данный показатель в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 2%.

Единоличный руководитель организации, за рассматриваемый период остался неизменным. Что касается специалистов, то наблюдается отрицательная динамика, так как в 2015г году по сравнению с 2013 годом численность специалистов уменьшилась на 1%.

Численность служащих за рассматриваемый период также уменьшилась, так в 2015 по сравнению с 2013 годом, численность служащих уменьшилась на 0,3%.

Состав непромышленного персонала, не изменился за рассматриваемы период. В целом наблюдается относительно низкое уменьшение рабочих мест, что говорит о привлекательности предприятия для работников.

Далее рассмотрим состав и структуру земельных угодий ООО «Им. 11 Кавдивизии» и проанализируем динамику.

Таблица 2.2 - Динамика состава и структуры земельных угодий хозяйства ООО «Им. 11 Кавдивизии» [3]

Виды угодий

2013 г. (базисный)

2014 г.

2015 г. (отчетный)

Отклонения отчетного года по сравнению с базисным (+,-), га


площадь, га

в % к итогу

площадь, га

в % к итогу

площадь, га

в % к итогу


Общая земельная площадь

39023

100

39023

100

34190

100

-4833

в том числе: - сельскохозяйственные угодья, всего

39023

100

39023

100

34190

100

-4833

из них: - пашня

31417

80,5

31417

80,5

26974

78,9

-4443

в том числе:








- сенокосы

5059

13,0

5059

13,0

628

1,8

-4431

- пастбища

2547

6,5

2547

6,5

6588

19,3

4041


Рассмотрев динамику состава и структуры земельных угодий хозяйства ООО «Им. 11 Кавдивизии», можно сделать следующий вывод: общая земельная площадь в 2015 году по сравнению с 2013 годом уменьшилась на 4833 га. Общая земельная площадь данного предприятия полностью состоит из сельскохозяйственных угодий, который за рассматриваемы период, также уменьшилась на 4833 га.

Пашни составляют 80 % от сельскохозяйственных угодий, а в 2015 по сравнению с 2013 годом, они уменьшились на 4443 га. Сенокосы в 2015 году по сравнению с 2013 годом уменьшились на 4431 га, и с 13% до 2%. Размер пастбищ, за рассматриваемы период, наоборот увеличился на 4041 га, с 7% до 19%.

Далее рассмотрим показатели размера организации, анализ динамики показателей.

Таблица 2.3 - Динамика показателей размера организации ООО «Им. 11 Кавдивизии» [3]

Показатели

2013 г. (базисный)

2014 г.

2015 г. (отчетный)

Изменения в 2015 г. по сравнению с 2013 г. (+,-)

Выручка, тыс. руб.:





- в текущих ценах

63413

81517

85804

22391

- в ценах с учетом индекса инфляции

9831,473

7175,792

6756,22

-3075,25

Площадь сельскохозяйственных угодий, всего, га

39023

39023

34190

-4833

в том числе пашни

31417

31417

26974

-4443

Среднесписочная численность работников, всего, чел.

210

192

206

-4

в том числе занятых в сельскохозяйст-венном производстве

201

183

199

-2

Поголовье животных, усл. гол.

1340

1340

1333

-7


Рассмотрев динамику показателей размера организации ООО «Им. 11 Кавдивизии», можно сказать, что за рассматриваемы период показатель выручка вырос на 22391 тыс. руб., в ценах с учетом инфляции, в 2015 году по сравнению с 2013 годом, наоборот, уменьшились на 3075,25 тыс. руб.

Площадь сельскохозяйственных угодий, за рассматриваемы период уменьшилась на 4833 га, пашни, входящие в их состав, также уменьшились на 4443 га.

Среднесписочная численность работников, за рассматриваемый период уменьшилась на 4 человека, а занятых в сельскохозяйственном производстве на 2 человека. Поголовье животных в 2015 году по сравнению с 2013 годом уменьшилось на 7 голов.

Для того, чтобы дать более полную характеристику ООО «Им. 11 Кавдивизии» рассмотрим основные экономические показатели деятельности данной организации.

Для того, чтобы дать более полную характеристику ООО «Им. 11 Кавдивизии» рассмотрим основные экономические показатели деятельности данной организации.

Таблица 2.4 - Основные экономические показатели деятельности ООО «Им. 11 Кавдивизии» [3]

Показатели

2013 г.

2014г.

2015г.

2015 г. к 2013 г. в %.

Выручка, тыс. руб.

63413

81517

85804

135,3

Полная себестоимость продаж, тыс. руб.

61706

209546

111404

180,5

Среднегодовая численность работников, чел.

210

192

206

98,1

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

216347

148145

116642

53,9

Прибыль (+), убыток (-) от продаж, тыс. руб.

1707

128029

25600

Рентабельность (+), убыточность (-) основной деятельности, %

2,77

61,10

22,98

830,7


Исходя из анализа основных экономических показателей ООО «Им. 11 Кавдивизии», можно сделать следующий вывод: выручка от реализации продукции свое максимальное значение составила 85804 тыс. руб. в 2015, что касается динамики, то в 2015 году по сравнению с 2013 она увеличилась в 1,35 раза, что говорит о положительной деятельности предприятия, полная себестоимость продаж свое максимальное значение составила в 2014 году в 209546 тыс. руб., что касается динамики, то в 2015 году по сравнению с 2013годом, она увеличилась в 1,8 раза.

Показатель среднегодовой численности работников свое максимальное значение составил в 2013 году и это были 210 человек, что касается динамики, то в 2015 году по сравнению с 2013 годом численность работников сократилась на 4 человека.

Прибыль от продаж своего максимального значения достигла в 2014 году и составила 128029 тыс. руб., а в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличилась в 15 раз, что говорит о колоссальной прибыльности предприятия в 2015 году по сравнению с 2013 годом.

Показатель среднегодовой стоимости основных средств свое максимальное значение достиг в 2013 году и составил 216347 тыс. руб., если сравнивать динамику данного показателя в 2015 году по сравнению с 2013 годом, то он уменьшился на 46 п.п.

Что касается показателя рентабельности основной деятельности, то наибольшей своей величины, она достигла в 2014 году и составила 61,1%, что говорит о высокой рентабельности основной деятельности организации, если смотреть на динамику в 2015 по сравнению с 2013 годом, то она положительная, рентабельность увеличилась в 8,3раза, тем самым можно сказать, что 22,98% прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции в 2015 году.

2.2 Анализ состава и структуры себестоимости продукции ООО «Им. 11 Кавдивизии»

Начинают анализ себестоимости с изучения динамики себестоимости всех товаров производимых предприятием. Показатели структуры помогают разобрать влияние всех статей на итог относительной и абсолютной экономии или перерасхода затрат.

Таблица 2.5 - Динамика состава и структуры себестоимости производства и реализации продукции организации ООО «Им. 11 Кавдивизии» [3]

Элементы затрат

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Изменения в структуре 2015 г. по сравнению с 2013 г. (+,-), %


сумма, тыс. руб.

в % к итогу

сумма, тыс. руб.

в % к итогу

сумма, тыс. руб.

в % к итогу


Материальные затраты, всего

125816

64,2

180655

59,6

131679

60,2

-4,0

в том числе: - семена и посадочный материал

47634

24,3

77938

25,7

54031

24,7

0,4

- корма

19289

9,8

22838

7,5

17610

8,1

-1,8

- электроэнергия

4474

2,3

5504

1,8

4684

2,1

-0,1

- нефтепродукты

30854

15,7

28289

9,3

32198

14,7

-1,0

- запасные части, ремонтные и строительные материалы для ремонта

7765

4,0

15593

5,1

13009

5,9

2,0

- оплата услуг и работ, выполненных сторонними организациями, и прочие материальные затраты

10622

5,4

23661

7,8

6672

3,1

-2,4

Затраты на оплату труда

41981

21,4

37263

12,3

33834

15,5

-6,0

Отчисления на социальные нужды

10891

5,6

17886

5,9

10826

5,0

-0,6

Амортизация основных средств

14059

7,2

60763

20,0

34147

15,6

8,4

Прочие затраты

3305

1,7

6602

2,2

8197

3,7

2,1

Итого

195962

100

303169

100

218683

100

х


Проанализировав динамику состава и структуры себестоимости производства и реализации продукции организации ООО «Им. 11 Кавдивизии», можно сделать следующий вывод: наибольшую долю в общей структуре затрат составляют затраты на основное производство, так в 2013 году материальные затрат достигли 125816 тыс. руб. и 64,2 % от общей структуры затрат, то касается динамики данного показателя, то в 2015 году по сравнению с 2013 годом она отрицательная, снижение на 4%.

Затраты на оплату труда также имеет большое значение в общей структуре затрат, так в 2013 году они достигли 41981 тыс. руб., что составило 21,4 % от общей структур затрат.

Динамика данного показателя отрицательная, так в 2015 году по сравнению с 2013 годом, затрат на оплату труда в общей структуре затрат снизились на 6%.

Также, за исследуемый период, наблюдается отрицательная динамика и по отчислениям на социальные нужды, в 2015 году по сравнению с 2013 годом, этот показатель снизился на 0,6%.

Показатель амортизации основных средств в 2014 году достиг 60763 тыс. руб., что составило 20% от обще структур затрат, а в 2015 году по сравнению с 2013 годом, данный показатель в общей структуре затрат увеличился на 8,4%.

Также наблюдается положительная динамика в прочих затратах, так в 2015 году по сравнению с 2013 годом, этот показатель в обще структуре затрат увеличился на 2,1%.

Структура себестоимости производства и реализации продукции организации за 2015 год отражена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Структура себестоимости производства и реализации продукции организации, %

3. Пути снижения себестоимости продукции ООО «Им. 11 Кавдивизии»

Себестоимость продукции оказывает непосредственное влияние на уровень рентабельности организации, поэтому далее проведем анализ показателей рентабельности организации ООО «Им. 11 Кавдивизии» за 2013-2015 гг.

Таблица 2.6 - Анализ показателей рентабельности организации ООО «Им. 11 Кавдивизии» [3]

Наименование показателей

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Изменение 2015 г. к 2013 г. (+,-)

Выручка, тыс. руб.

63413

81517

85804

22391

Себестоимость продаж, тыс. руб.

61706

209546

111404

49698

Прибыль (убыток (-)) от продаж, тыс. руб.

485

128029

25600

25115

Чистая прибыль (убыток (-)), тыс. руб.

485

222293

74135

73650

Средняя стоимость имущества, тыс. руб.

847477,5

594089

615317

-232160,5

Средняя стоимость основных средств, тыс. руб.

223376,5

182246

132393,5

-90983

Средняя стоимость собственного капитала, тыс. руб.

-398957

-884898

-1033512

-634555

Средняя стоимость долгосрочных заемных средств, тыс. руб.

724259

824739,5

915106,5

190847,5

Рентабельность (убыточность (-)) продаж, %

0,8

157,1

29,8

29,1

Рентабельность (убыточность (-)) основной деятельности, %

0,07

26,9

8,1

8,1

Экономическая рентабельность (убыточность (-)), %

0,06

21,5

4,1

4,1

Фондорентабельность (убыточность (-)), %

0,22

121,9

56,0

55,8

Рентабельность (убыточность (-)) собственного капитала, %

-0,1

-25,1

-7,1

-7,1

Рентабельность (убыточность (-)) перманентного капитала, %

0,1

-212,8

-21,6

-21,8



Проанализировав показатели рентабельности организации ООО «Им. 11 Кавдивизии», можно сделать следующий вывод: в 2015 по сравнению с 2013 годом наблюдается положительная динамика показателя выручка, данный показатель увеличился на 22391 тыс. руб., что говорит о большей доходности предприятия.

Показатель себестоимость продаж, за рассматриваемый период, также увеличился, рост составил на 49698 тыс. рублей, то также говорит о большей доходности предприятия.

Показатели прибыли от продаж и чистой прибыли в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличились на 25115 и 73650 тыс. руб., соответственно, тем самым мы наблюдаем рост прибыльности предприятия. В 2015 году по сравнению с 2013 годом средняя стоимость имущества уменьшилась на 232160,5 тыс. руб.

Также, за рассматриваемый период, наблюдается отрицательная динамика показателей средней стоимости основных средств и собственного капитала, так в 2015 году по сравнению с 2013 годом уменьшение составило на 232160,5 и 90983 тыс. руб., соответственно. Данная отрицательная динамика, негативно влияет на привлекательность предприятия.

Показатель рентабельности продаж, в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 29 %., но своего максимального значения он достиг в 2014 году и составил 157%, это означает, что 1,57 руб. прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.

Показатель рентабельности основной деятельности в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 8 %., но своего максимального значения он достиг в 2014 году и составил 27%, это означает, что 27 руб. прибыли дает каждый рубль производственных затрат.

Показатель экономической рентабельности в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 4 %., но своего максимального значения он достиг в 2014 году и составил 22%, это означает, что 22 руб. прибыль, которую получит предприятие на единицу всех видов ресурсов организации в денежном выражении, независимо от источников их финансирования.

Показатель фондорентабельности в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 56%., но своего максимального значения он достиг в 2014 году и составил 122%, это означает, что 122 руб. прибыли, приходится на единицу стоимости основных производственных средств предприятия.

Показатель убыточности собственного капитала в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 7%., но своего максимального значения он достиг в 2014 году и составил 25%, это означает, что 25 руб. убытка получит предприятие на единицу стоимости собственного капитала.

Показатель убыточности перманентного капитала в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 22%., но своего максимального значения он достиг в 2014 году и составил 213%, это означает, что данная организация крайне неэффективно использует капитал, вложенный в деятельность организации на длительный срок.

Себестоимость продукции ООО «Им. 11 Кавдивизии» за последние годы существенно возросла. Этот рост был вызван ростом цен на промышленные товары, поступающие в сельское хозяйство, увеличением фондоемкости производства, не эффективным использованием производственных ресурсов.

В настоящее время в условиях санкций и импортозамещения, снижение себестоимости имеет особо важное значение. Уже с 2013 г. идёт речь об импортозамещении, как о реальном средстве, которое способно вывести организацию из стадии стагнации.

В условиях рыночной экономики значение и роль себестоимости продукции резко возрастает, поскольку это позволяет:

¾  увеличивать прибыль, которая остаётся в распоряжении ООО «Им. 11 Кавдивизии», благодаря этому хозяйство создаёт реальные возможности для простого и расширенного воспроизводства.

¾      улучшать материальное стимулирование работников, решать те или иные социальные задачи.

¾      улучшать финансовое состояние ООО «Им. 11 Кавдивизии».

¾      снижать цены на производимую продукцию, за счёт этого повышать её конкурентоспособность и увеличивать объёмы реализации на рынке сбыта.

Наиболее важным фактором снижения себестоимости продукции является увеличение урожайности культур ООО «Им. 11 Кавдивизии» и экономия всех видов ресурсов, которые используются в процессе производства.

Зерно является важнейшим стратегическим продуктом, который определяет стабильное функционирование ООО «Им. 11 Кавдивизии» и продовольственную безопасность организации.

Данное предприятие имеет углубленную специализацию в области растениеводства, так как удельный вес выручки от реализации этой продукции в общей сумме выручки наивысший.

Кроме зерновых предприятие производит молоко, мясо и яйца кур. Выручка от реализации продукции животноводства имеет довольно высокий удельный вес в общей выручке, в основном за счет производства молока и мяса.

При анализе хозяйственной деятельности предприятия так же выяснилось, что оно рентабельно и работает с прибылью, которая к 2015 году заметно возросла.

Имеет место и увеличение себестоимости продукции, так как произошло увеличению затрат практически по всем статьям (на корма, оплату труда, нефтепродукты, амортизацию). Производственная себестоимость получилась ниже производственной, так как предприятие реализовало не только продукцию, произведенную в данном году, но и ту, что оставалась от прошлого года.

Существует несколько путей снижения себестоимости продукции животноводство:

¾  повышение производительности труда, для чего требуется осуществление комплексной механизации и автоматизации всех процессов;

¾      повышение перспектив использования земли, роста урожайности культур и продуктивности животных. При этом, как правило, сокращаются все издержки в расчете на единицу продукции;

¾      ликвидация перерасхода кормов за счет составления сбалансированных рационов кормления животных, внедрение интенсивных методов откорма;

¾      сокращение затрат на управление производства;

¾      борьба с потерями при хранении и транспортировки продукции.

Рассмотренные пути снижения себестоимости не исчерпывают себестоимости не исчерпывают всего комплекса мероприятий. Они дают представления об общем направлении в организации более эффективного и экономного производства продукции животноводства и растениеводства.

Себестоимость также может быть снижена при выполнении следующих условий:

¾  уменьшении величины затрат при постоянном выпуске продукции;

¾      увеличении количества валовой продукции при постоянных затратах;

¾      рост валовой продукции будет выше, чем темпы увеличения затрат.

В настоящее время применяют следующие способы снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции:

¾  введение комплексной механизации, автоматизации а также применение новых машин и оборудования;

¾      снижение фондоемкости производства;

¾      снижение материалоемкости производства;

¾      снижение энергоемкости производства;

¾      совершенствование оплаты и материального стимулирования труда работников.

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из основных показателей работы сельскохозяйственной организации является себестоимость продукции.

Рациональные пути снижения производственной себестоимости способствуют увеличению финансового результата деятельности сельскохозяйственной организации.

Заключение

Как объективная экономическая категория себестоимость характеризует производственные отношения по поводу использования в производственном процессе ресурсов предприятия. Она обусловлена издержками производства и выражает затраты предприятия, обеспечивающие непрерывный оборот средств на основе их простого воспроизводства.

Главная особенность себестоимости состоит в том, что издержки производства в ней выражаются в денежной форме.

В себестоимость продукции включается не стоимость потребленных средств производства, а их цена. Таким образом, себестоимость продукции представляет собой денежное выражение затрат предприятия на израсходованные средства производства и оплату труда. Она характеризует производственные отношения между субъектами хозяйствования и рынком, т.е. отношения, обусловленные использованием в производственном процессе основных его факторов; рабочей силы, средств и предметов труда, природных ресурсов.

Как показатель хозяйственной деятельности себестоимость отражает в стоимостной форме издержки предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг), т.е. то, во что обходятся предприятию производство и сбыт продукции. Она широко применяется для экономического обоснования решений о производстве новой или прекращении выпуска устаревшей продукции, для определения эффективности мероприятий по расширению, обновлению, реконструкции производства, определения его рентабельности и резервов экономии материальных и трудовых затрат, обоснования цен реализации. По уровню себестоимости можно судить, насколько эффективно используется производственный потенциал предприятия.

Себестоимость характеризует качественную сторону всей производственной и хозяйственной деятельности предприятий. Чем ниже себестоимость продукции при одинаковом уровне производства, тем выше его эффективность.

В данной курсовой работе рассмотрена структура и динамика изменения полной и производственной себестоимости основных видов продукции животноводства, в том числе скотоводства на примере ООО «Им. 11 Кавдивизии».

При анализе хозяйственной деятельности предприятия так же выяснилось, что оно рентабельно и работает с прибылью, которая к 2015 году заметно возросла.

Имеет место и увеличение себестоимости продукции, так как произошло увеличению затрат практически по всем статьям (на корма, оплату труда, нефтепродукты, амортизацию).

Существует несколько путей снижения себестоимости продукции скотоводства ООО «Им. 11 Кавдивизии»:

¾  повышение производительности труда, для чего требуется осуществление комплексной механизации и автоматизации всех процессов;

¾      повышение перспектив использования земли, роста урожайности культур и продуктивности животных. При этом, как правило, сокращаются все издержки в расчете на единицу продукции;

¾      ликвидация перерасхода кормов за счет составления сбалансированных рационов кормления животных, внедрение интенсивных методов откорма;

¾      сокращение затрат на управление производства;

¾      борьба с потерями при хранении и транспортировки продукции.

Рассмотренные пути снижения себестоимости не исчерпывают себестоимости не исчерпывают всего комплекса мероприятий. Они дают представления об общем направлении в организации более эффективного и экономного производства продукции животноводства.

Особую актуальность проблема снижения себестоимости приобретает на современном этапе. Поиск резервов ее снижения помогает многим организациям повысить свою конкурентоспособность, избежать банкротства и выжить в условиях рыночной экономики.

Факторами фактического снижения издержек производства ООО «Им. 11 Кавдивизии» производства являются: явл

¾  повышение технического уровня производства;

¾  совершенствование организации производства и труда;

¾      изменение объема и структуры продукции;

¾      улучшение использования природных ресурсов;

¾      отраслевые и прочие факторы.

Так как, значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам, поэтому, при производстве продукции скотоводства необходимо постоянно искать пути снижения издержек и обязательное их планирование.

Список использованных источников

1.   Акмаева, Р.И. Экономика организаций (предприятий): Учебное пособие / Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова. - Рн/Д: Феникс, 2015. - с.194-193.

2.       Алборов Р.А., Бодриков С.В. Организация управленческого учета в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственного и перерабатывающих предприятий. - 2014. - №1. - с. 24-27.

.        Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин. - М.: Дашков и К, 2016. - c. 105-106.

.        Арсенова, Е.В. Экономика организации (предприятия): Учебник / Е.В. Арсенова, И.В. Корнеева; Под ред. Н.А. Сафронов. - М.: Магистр, 2015. - c. 287-290.

.        Боярчук О.И., Семиусов П.М. Степень влияния производительности труда на себестоимость продукции // Аграрная наука. - 2015. - №9. - с. 5-6.

.        Бухгалтерская отчетность ООО «Им. 11 Кавдивизии» за 2013, 2014, 2015 гг.

.        Бычкова С.М., Лебедева Н.В. Аудит себестоимости продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - №4. - с. 12-15.

.        Веретенникова, И.И. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие для бакалавров / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова; Под ред. И.В. Сергеев. - М.: Юрайт, 2015. - c. 213-214.

.        Гелета, И.В. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / И.В. Гелета, Е.С. Калинская, А.А. Кофанов. - М.: Магистр, 2015. - c. 102-103.

.        Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. - М.: КноРус, 2016. - c. 216-217.

.        Иванов, Г.Г. Экономика организации (торговля): Учебник / Г.Г. Иванов. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2014. - c. 252-255.

.        Кнышова, Е.Н. Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. -с. 252-253.

.        Кнышова, Е.Н. Экономика сельскохозяйственных организаций: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - c. 236-237.

.        Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / В.В. Коршунов. - М.: Юрайт, 2013. - c. 304-305.

.        Лопарева, А.М. Экономика организации (предприятия): Учебно-методический комплекс / А.М. Лопарева. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - c. 256-257.

.        Любушин, Н.П. Экономика организации: Учебник / Н.П. Любушин. - М.: КноРус, 2014. - c. 156-157.

.        Раздорожный, А.А. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / А.А. Раздорожный. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2010. - c.16-17.

.        Растова, Ю.И. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. - М.: КноРус, 2015. - c.180-182.

.        Рафикова Н. Влияние специализации производства на себестоимость сельскохозяйственной продукции // АПК: Экономика, управление. - 2014. - №9. - с. 52-58.

.        Рафикова Н. Об анализе себестоимости сельскохозяйственной продукции // Экономист. - 2016. - №5. - с. 92-94.

.        Рафикова Н. Совершенствование учета и анализа себестоимости сельскохозяйственной продукции // Вопросы статистики. - 2014. - №9. - с. 21-25.

.        Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): Учебник для ср. спец. учебных заведений / Н.А. Сафронов. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - c. 156-157.

.        Чечевицына, Л.Н. Экономика организации: Учебное пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Чечевицына. - Рн/Д: Феникс, 2015. - c. 138-140.

.        Чечевицына, Л.Н. Экономика сельскохозяйственных организаций: Учебное пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Чечевицына. - Рн/Д: Феникс, 2014. - c. 258-260.

.        Шебек С.В. Калькулирование себестоимости в современных условиях // мясная индустрия. - 2016 - №5. - с. 6-8.

Похожие работы на - Оценка финансовой эффективности производства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!