Непрерывное образование как фактор социально-экономического развития современного общества
Статья
по теме:
Непрерывное
образование как фактор социально-экономического развития современного общества
Леонова Жанна
Константиновна
Аннотация. В современных условиях
изменяется социально-экономическая парадигма, что обусловлено переходом к экономике
знаний и необходимостью развития непрерывного образования, которые определяют
конкурентоспособность и уровень развития национальной экономики.
Совершенствование производственных процессов не может осуществляться без учёта
когнитивных и нематериальных факторов производства. Эти перемены в значительной
степени зависят от системы образования. Практически во всех странах мира идет
активный процесс модернизации системы подготовки кадров с востребованными
компетенциями. Появляются новые формы и подходы, такие как: непрерывное
образование (концепция «Образование через всю жизнь»), неформальные формы
обучения, самообразование и т.д. Без развития данных подходов невозможно в
динамически меняющейся социальной, политической и экономической среде стать
конкурентоспособным государством. В особой степени это касается стран, где
меняется технологический уклад и есть необходимость перехода к новым
технологиям. В рамках проведённого исследования были выявлены факторы,
определяющие непрерывное образование как один из элементов
социально-экономической системы современного общества. В связи с этим были
определены перспективы развития непрерывного образования через развитие
государственно-частное партнёрство и формирование кластеров.
Ключевые слова: непрерывное
образование, социально-экономическая парадигма, образовательные услуги,
государственно-частное партнёрство, кластер.
Современное общество изменяет
социально-экономическую парадигму в связи с переходом к экономике знаний,
определяющей одним из факторов развития мировой и национальной экономик уровень
и качество образования. (Материал подготовлен при поддержке РГНФ, грант №
15-02-00066 «Непрерывное образование в условиях рецессии и демографической
трансформации как фактор повышения конкурентоспособности России»). Мировое
хозяйство определяет главным фактором конкурентоспособности национальных
экономик инновации и знания, что, в свою очередь, стимулирует рост
инвестиционных потоков в сферу образовательных услуг.
Сегодня образование - важнейший
фактор благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Но под давлением
всё новых условий усложняется рациональный выбор, что, в свою очередь, приводит
к невозможности со стороны индивидуума правильно оценить
социально-экономические перспективы собственного развития. Дж. Ролз называет
подобную ситуацию «занавес неведения» [Дж. Ролз, 1995, с. 125]. Выбор общества
в целом, так и отдельного индивидуума в краткосрочной перспективе в рыночной
экономике может оценивается как верный в разрезе получения краткосрочных
преимуществ, но не продуктивным в долгосрочном периоде [Леонова Ж. К., 2014,
с.56]. Отказ от образования в краткосрочной перспективе может оказаться более
рациональным, так как ресурсы могут быть перераспределены в пользу повышения
доходов отдельного индивида, но в долгосрочном периоде это может принести к
потере профессиональной конкурентоспособности индивидуума и общества в целом
[Манько М. Н., 2012]. Это связано с тем, что затраты на образовательные услуги
окупаются в течение несколько производственных циклов. Период актуальности
полученных знаний можно определить как период окупаемости инвестиций в
образование, а изменение продолжительности востребованности знаний приводит к
сдерживанию роста уровня профессиональных компетенций [Крошилин С. В. и др.,
2015, с.154]. Необходимость постоянного пополнения и обновления человеческого
капитала привела к возникновению понятий «непрерывное образование» (continuing
education) и «образование в течение всей жизни» (lifelong learning) [Латова Ю.
В. и др., 2014, с.23].
Согласно оценке, произведенной
Всемирным Банком, человеческий капитал, который включает в себя образование,
составляет около 64 % общего объема богатства [World Bank Annual Report], в
таких странах как Германия, Япония и Швейцария, на его долю приходится 80 %
общего объема капитала. Исследования зарубежных (Э. Денисон, Р. Истерлин У.
Швеке, Х. Хэйнс) и отечественных (Глазьев С. Ю., Н. Д. Кондратьев, Н. М.
Римашевская) учёных позволяют сделать вывод, что население с более высоким
уровнем образования делает экономику более производительной.
Кроме того, такие важнейшие
атрибутивные характеристики человеческого капитала - степень его квалификации,
компетентность работников и управленческого персонала, которые относятся к так
называемым «мягким факторам» экономического роста [Иноземцев В. Л., 2000, с.
80], носят дуалистический характер и являются институциональными детерминантами
наряду с капиталом и трудом в инновационной экономике
Невозможно игнорировать и влияние
социально-демографического фактора на актуальность системы современного
непрерывного образования. Сокращение рождаемости и увеличения продолжительности
жизни привело к увеличению числа пожилых людей. По данным UN Population
Division 2015 [UN Population Division 2015] к 2035 году их численность может
превысит численность лиц активного трудоспособного возраста.
Миграционные процессы оказывают
значительное влияние, как на мировую, так и национальные экономики. Формируются
трудовые ресурсы из различных этнических групп с разным уровнем образования и
компетенций. Так в середине 2015 г. в Европу из Афганистана, Сирии и Эритреи
прибыло на 60% больше мигрантов, чем за этот же период в 2014 г.
[Статистические сведения,.... 2015]. А на территории России, несмотря на
снижение привлекательности национального рынка труда для мигрантов, находится
около 10 млн. иностранцев [Статистические сведения ..., 2015].
В результате, возникает
необходимость переосмысления образовательного процесса. Новая
социально-экономическая парадигма будет расширяться, формируя предпосылки для
развития системы непрерывного профессионального образования, как через
традиционные институты, так и через всю среду образования и социализации
человека, обеспечивающую, в том числе, развитие его общей культуры вне
образовательных организаций (медиасфера, сеть Интернет, учреждения культуры,
индустрия досуга и т.д.) [О направлении методических рекомендаций, 2013]
(табл.1).
Статистические данные подтверждают
актуальность развития данной системы. Если в сфере профессионального
образования число взрослых учащихся по оценкам экспертов приближается к 10 млн.
чел, то всего в дополнительном образовании, по результатам социологических
опросов, участвует более 20 млн. человек [Шереги Ф. Э., 2011, с. 34].
Эволюция парадигмы образовательного
процесса
Таблица 1
Парадигма
|
Парадигма I
|
Парадигма II
|
Парадигма III
|
|
Научная
|
Системная
|
Сетевая
|
Тип образовательной организации
|
Научно управляемая
|
Открытая
|
Эффективная
|
|
|
Адаптивная
|
Предпринимательская
|
|
Период
|
60-70-е гг. ХХ в
|
80-е гг. ХХ в
|
90-е гг. ХХ в
|
начало XXI века
|
Структура организации
|
иерархическая, дивизиональная, функциональная
|
Адаптивная (матричная), органическая
|
глобальная, предпринимательская, малая
|
сетьевая, эдхократическая
|
Тип выпускника
|
дженералист
|
новатор
|
предприниматель
|
Управляющий знаниями
|
Ключевые компетенции
|
широкие профессиональные знания
|
способность к адаптации
|
способность к лидерству и изменениям
|
способность к лидерству и обучению
|
Доминирующие программы
|
каноническая
|
гибкая
|
клиентоориентированные программы
|
программа непрерывного обучения
|
Учебные заведения
|
Классический университет
|
Диверсифицированный университет
|
Корпоративный университет, учебно-консультационный центр
|
Диверсифицированный университет, виртуальный университет,
тренинг-центр
|
Доминирующие подразделения
|
кафедры
|
программы- кафедры (матрицы)
|
дизайнеры-программы-кафедры
|
НИР, обучающие сети, тренинговые центры
|
Современные темпы и качественные
характеристики научно-технического прогресса привели к развитию когнитивных и
нематериальных факторов производства, что, в свою очередь, актуализирует
модернизацию организации труда и прогнозирование последствий
научно-технического прогресса.
Вследствие вышесказанного, можно
определить, что концепция непрерывного образования предполагает как адаптацию к
изменениям в профессиональной деятельности, так формирование способности современного
человека к выполнению его социальной - экономической роли.
Инвестиции в сферу образовательных
услуг, где, прежде всего, формируется человеческий капитал, являются на данный
момент самыми эффективными, так как большинство отраслей экономики зависят от
уровня компетенций персонала. Знания, приобретаемые в ходе образования, в
современном мире имеют высокую экономическую ценность (табл. 2)
Показатели инновационного и
экономического развития стран
Таблица 2
Страна
|
ВВП на душу населения, тыс. долл.
|
Доля населения с высшим образованием в возрасте 24-59 лет, в %
|
Место в рейтинге инновационного развития стран
|
Доля ВВП и мировом объеме
|
Китай
|
9,1
|
2,6
|
32
|
29
|
11.4
|
Япония
|
36,2
|
3,48
|
45
|
6
|
6.37
|
Корея
|
32,4
|
4,43
|
40
|
2
|
1.85
|
Германия
|
39,1
|
4,44
|
19
|
3
|
4.23
|
Белоруссия
|
16
|
5,21
|
19
|
49
|
0.17
|
Великобритания
|
36,7
|
5,54
|
38
|
18
|
3.23
|
Франция
|
35,5
|
5,63
|
25
|
10
|
3.1
|
США
|
49,8
|
5,69
|
42
|
1
|
20.67
|
Швеция
|
41,7
|
7,02
|
30
|
5
|
0.5
|
Канада
|
41,5
|
7,1
|
51
|
17
|
1.9
|
Россия
|
14,2
|
4,1
|
34
|
14
|
4.1
|
Приведенные данные рассчитаны по
состоянию на 2010-2012 годы (опубликованы в 2014 году).
Данный вывод подтверждается
результатами рейтингов, которые ведут международные организации. По Индексу
уровня образования в странах мира за 2013 год Россия была на 36 месте (Беларусь
- 21, Латвия - 24, Литва - 8, Грузия - 40, Украина - 30) [Крошилин С. В. и др.
2015, с 81].
Просматривается чётка тенденция,
связанная с увеличением степени востребованности в экономике развитых стран
кадров с высшим и послевузовским образованием. Это вызвано развитием
инновационных и высокотехнологичных отраслей, переходом мировой экономики от
трудоемких к наукоемким технологиям, роботизации производств, внедрением новых
программных технологий, в связи с этим потребность в низкоквалифицированном
труде снижается (рис. 1).
■ Высшее и послевузовское
Рис. 1 - Уровень занятости населения
по уровню образования
население занятость образование
В 2003 г. Россия, вступив в
Болонский процесс, приняла официальные обязательства предпринимать шаги по внесению
изменений в национальную политику с тем, чтобы система высшего образования и
другие общественные институты обеспечивали возможность развития непрерывного
образования. показателя [Realizing the European Higher Education ATEA, 2015, р.
6]:
В последние годы государство активно
стимулирует развитие сферы образовательных услуг, дополнительное и непрерывное
образование в частности, реализует меры по совершенствованию организации и
управления в условиях рынка за счет увеличения финансирования и реализации
программ государственной поддержки образовательных учреждений. Это связано,
прежде всего, с необходимостью формирования устойчивого предложения кадров,
обладающих востребованными компетенциями и инновационными технологиями,
позволяющими вывести развитие национальной экономики на новый технологический
уровень.
Для повышения эффективности реформ
необходимо, уже в краткосрочной перспективе, решить вопросы, которые позволят
оптимизировать деятельности системы непрерывного образования. В условиях
ограниченности бюджетных ресурсов более эффективное развитие данной системы
возможно при использовании государственно-частного партнёрства(ГЧП). Подобная
форма сотрудничества позволяет учитывать взаимные интересы всех сторон -
государства, потребителя и производителя услуг непрерывного образования и
субъектов реального сектора [Леонова Ж. К., 2014, с. 56].
Эффективность
государственно-частного партнерства будет выше при определении выгоды
участников стратегического партнерства, сокращении издержек по интеграции и
делегирования рисков и ответственности между участниками ГЧП.
Сбалансированность экономических
интересов участников государственночастного партнерства в организации и
реализации непрерывного образования позволит сформировать востребованную
структуру и содержание процесса по предоставлению образовательных услуг.
Необходимо учитывать территориальное
планирование с учетом решения задач кадрового обеспечения
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации через
формирование новых кластеров [Леонова Ж. К., 2011, с. 14], территорий
опережающего развития. При этом необходимо понимать, что кадровые ресурсы
кластерного сообщества, в свою очередь позволят увеличить долю интеллектуальной
составляющей в продукции кластера, количество кадров, обладающих востребованными
компетенциями и внедренных инноваций.
Это в свою очередь станет фактором,
позволяющим перейти на инновационный сценарий развития национальной экономики,
предполагающий увеличение, создание конкурентоспособного сектора
высокотехнологичных производств, современной транспортной инфраструктуры,
модернизацию сырьевого сектора и переориентацию на экономику знаний.
Список литературы
1. Иноземцев
В. Наметившиеся воспроизводственные тенденции мирового хозяйства // Экономист.
2000. №6.
. Крошилин
С. В., Леонова Ж. К., Медведева Е. И. //Востребованность образовательных услуг
контрагентами рынка.- Коломна: Московский государственный
социально-гуманитарный институт, 2015
. Крошилин
С. В., Леонова Ж. К., Медведева Е. И., ИванинаВ. М. Типологические особенности
экономического развития регионов России в условиях развития непрерывного
образования//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.-
№6.-2015
. Леонова
Ж. К. Кластерный подход в подготовке и переподготовке предпринимателей в
условиях инновационного развития экономики // Экономический анализ: теория и
практика.- М: Финансы и кредит .-№34.-2011
. Леонова
Ж. К. Особенности применения государственно-частного партнёрства в сфере
образования// Сценарии развития социальной сферы в условиях новых вызовов:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27 ноября 2014 г. / Под
ред. проф. Е. В. Егорова, П. Н. Ломанова, Т. Б. Беляева. - М.: Креативная
экономика
6. Манько
Н. Н. Государство, бизнес и наука. Основы взаимодействия //Современная наука.
Серия «Экономика и право». - 2012. - №5-6. [Электронный ресурс]. - URL:
<http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep12-05/516-a>
. Миграция
населения в России: статистика за 2015 г. [Электронный ресурс]. -
. URL: <http://topmigrant.ru/migraciya/obshhaya-informaciya/statistika-migrantov->
. za-2015.html
. Непрерывное
образование - стимул человеческого развития и фактор социально-экономических
неравенств / Под общей редакцией д.соц.н., к.э.н. Ю. В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014
. О
направлении методических рекомендаций. Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № АК-3076/06
. Ролз
Дж. Теория справедливости/ Дж. Ролз. - Новосибирск: Из-во Новосибирского ун-та
- 1995
. Шереги
Ф. Э. Прогноз численности обучающихся в РФ на 2015-2025 гг. - М.: ЦСИ, 2011
. Realizing
the European Higher Education ATEA. Communice of the Conference of Ministers
responsible for Higher Education. Berlin. 2003. 19 September. P. 6
. UN
Population Division 2015. UN Population Division Database. Retrieved on the 17
of Januaru. 2015. [Электронный ресурс]. - URL: <http://www.un.org/en/>
development/desa/population/