Непрерывное образование как фактор социально-экономического развития современного общества

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    148,86 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Непрерывное образование как фактор социально-экономического развития современного общества









Статья по теме:

Непрерывное образование как фактор социально-экономического развития современного общества

Леонова Жанна Константиновна

Аннотация. В современных условиях изменяется социально-экономическая парадигма, что обусловлено переходом к экономике знаний и необходимостью развития непрерывного образования, которые определяют конкурентоспособность и уровень развития национальной экономики. Совершенствование производственных процессов не может осуществляться без учёта когнитивных и нематериальных факторов производства. Эти перемены в значительной степени зависят от системы образования. Практически во всех странах мира идет активный процесс модернизации системы подготовки кадров с востребованными компетенциями. Появляются новые формы и подходы, такие как: непрерывное образование (концепция «Образование через всю жизнь»), неформальные формы обучения, самообразование и т.д. Без развития данных подходов невозможно в динамически меняющейся социальной, политической и экономической среде стать конкурентоспособным государством. В особой степени это касается стран, где меняется технологический уклад и есть необходимость перехода к новым технологиям. В рамках проведённого исследования были выявлены факторы, определяющие непрерывное образование как один из элементов социально-экономической системы современного общества. В связи с этим были определены перспективы развития непрерывного образования через развитие государственно-частное партнёрство и формирование кластеров.

Ключевые слова: непрерывное образование, социально-экономическая парадигма, образовательные услуги, государственно-частное партнёрство, кластер.

Современное общество изменяет социально-экономическую парадигму в связи с переходом к экономике знаний, определяющей одним из факторов развития мировой и национальной экономик уровень и качество образования. (Материал подготовлен при поддержке РГНФ, грант № 15-02-00066 «Непрерывное образование в условиях рецессии и демографической трансформации как фактор повышения конкурентоспособности России»). Мировое хозяйство определяет главным фактором конкурентоспособности национальных экономик инновации и знания, что, в свою очередь, стимулирует рост инвестиционных потоков в сферу образовательных услуг.

Сегодня образование - важнейший фактор благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Но под давлением всё новых условий усложняется рациональный выбор, что, в свою очередь, приводит к невозможности со стороны индивидуума правильно оценить социально-экономические перспективы собственного развития. Дж. Ролз называет подобную ситуацию «занавес неведения» [Дж. Ролз, 1995, с. 125]. Выбор общества в целом, так и отдельного индивидуума в краткосрочной перспективе в рыночной экономике может оценивается как верный в разрезе получения краткосрочных преимуществ, но не продуктивным в долгосрочном периоде [Леонова Ж. К., 2014, с.56]. Отказ от образования в краткосрочной перспективе может оказаться более рациональным, так как ресурсы могут быть перераспределены в пользу повышения доходов отдельного индивида, но в долгосрочном периоде это может принести к потере профессиональной конкурентоспособности индивидуума и общества в целом [Манько М. Н., 2012]. Это связано с тем, что затраты на образовательные услуги окупаются в течение несколько производственных циклов. Период актуальности полученных знаний можно определить как период окупаемости инвестиций в образование, а изменение продолжительности востребованности знаний приводит к сдерживанию роста уровня профессиональных компетенций [Крошилин С. В. и др., 2015, с.154]. Необходимость постоянного пополнения и обновления человеческого капитала привела к возникновению понятий «непрерывное образование» (continuing education) и «образование в течение всей жизни» (lifelong learning) [Латова Ю. В. и др., 2014, с.23].

Согласно оценке, произведенной Всемирным Банком, человеческий капитал, который включает в себя образование, составляет около 64 % общего объема богатства [World Bank Annual Report], в таких странах как Германия, Япония и Швейцария, на его долю приходится 80 % общего объема капитала. Исследования зарубежных (Э. Денисон, Р. Истерлин У. Швеке, Х. Хэйнс) и отечественных (Глазьев С. Ю., Н. Д. Кондратьев, Н. М. Римашевская) учёных позволяют сделать вывод, что население с более высоким уровнем образования делает экономику более производительной.

Кроме того, такие важнейшие атрибутивные характеристики человеческого капитала - степень его квалификации, компетентность работников и управленческого персонала, которые относятся к так называемым «мягким факторам» экономического роста [Иноземцев В. Л., 2000, с. 80], носят дуалистический характер и являются институциональными детерминантами наряду с капиталом и трудом в инновационной экономике

Невозможно игнорировать и влияние социально-демографического фактора на актуальность системы современного непрерывного образования. Сокращение рождаемости и увеличения продолжительности жизни привело к увеличению числа пожилых людей. По данным UN Population Division 2015 [UN Population Division 2015] к 2035 году их численность может превысит численность лиц активного трудоспособного возраста.

Миграционные процессы оказывают значительное влияние, как на мировую, так и национальные экономики. Формируются трудовые ресурсы из различных этнических групп с разным уровнем образования и компетенций. Так в середине 2015 г. в Европу из Афганистана, Сирии и Эритреи прибыло на 60% больше мигрантов, чем за этот же период в 2014 г. [Статистические сведения,.... 2015]. А на территории России, несмотря на снижение привлекательности национального рынка труда для мигрантов, находится около 10 млн. иностранцев [Статистические сведения ..., 2015].

В результате, возникает необходимость переосмысления образовательного процесса. Новая социально-экономическая парадигма будет расширяться, формируя предпосылки для развития системы непрерывного профессионального образования, как через традиционные институты, так и через всю среду образования и социализации человека, обеспечивающую, в том числе, развитие его общей культуры вне образовательных организаций (медиасфера, сеть Интернет, учреждения культуры, индустрия досуга и т.д.) [О направлении методических рекомендаций, 2013] (табл.1).

Статистические данные подтверждают актуальность развития данной системы. Если в сфере профессионального образования число взрослых учащихся по оценкам экспертов приближается к 10 млн. чел, то всего в дополнительном образовании, по результатам социологических опросов, участвует более 20 млн. человек [Шереги Ф. Э., 2011, с. 34].

Эволюция парадигмы образовательного процесса

Таблица 1

Парадигма

Парадигма I

Парадигма II

Парадигма III


Научная

Системная

Сетевая

Тип образовательной организации

Научно управляемая

Открытая

Эффективная



Адаптивная

Предпринимательская


Период

60-70-е гг. ХХ в

80-е гг. ХХ в

90-е гг. ХХ в

начало XXI века

Структура организации

иерархическая, дивизиональная, функциональная

Адаптивная (матричная), органическая

глобальная, предпринимательская, малая

сетьевая, эдхократическая

Тип выпускника

дженералист

новатор

предприниматель

Управляющий знаниями

Ключевые компетенции

широкие профессиональные знания

способность к адаптации

способность к лидерству и изменениям

способность к лидерству и обучению

Доминирующие программы

каноническая

гибкая

клиентоориентированные программы

программа непрерывного обучения

Учебные заведения

Классический университет

Диверсифицированный университет

Корпоративный университет, учебно-консультационный центр

Диверсифицированный университет, виртуальный университет, тренинг-центр

Доминирующие подразделения

кафедры

программы- кафедры (матрицы)

дизайнеры-программы-кафедры

НИР, обучающие сети, тренинговые центры


Современные темпы и качественные характеристики научно-технического прогресса привели к развитию когнитивных и нематериальных факторов производства, что, в свою очередь, актуализирует модернизацию организации труда и прогнозирование последствий научно-технического прогресса.

Вследствие вышесказанного, можно определить, что концепция непрерывного образования предполагает как адаптацию к изменениям в профессиональной деятельности, так формирование способности современного человека к выполнению его социальной - экономической роли.

Инвестиции в сферу образовательных услуг, где, прежде всего, формируется человеческий капитал, являются на данный момент самыми эффективными, так как большинство отраслей экономики зависят от уровня компетенций персонала. Знания, приобретаемые в ходе образования, в современном мире имеют высокую экономическую ценность (табл. 2)

Показатели инновационного и экономического развития стран

Таблица 2

Страна

ВВП на душу населения, тыс. долл.

Доля населения с высшим образованием в возрасте 24-59 лет, в %

Место в рейтинге инновационного развития стран

Доля ВВП и мировом объеме

Китай

9,1

2,6

32

29

11.4

Япония

36,2

3,48

45

6

6.37

Корея

32,4

4,43

40

2

1.85

Германия

39,1

4,44

19

3

4.23

Белоруссия

16

5,21

19

49

0.17

Великобритания

36,7

5,54

38

18

3.23

Франция

35,5

5,63

25

10

3.1

США

49,8

5,69

42

1

20.67

Швеция

41,7

7,02

30

5

0.5

Канада

41,5

7,1

51

17

1.9

Россия

14,2

4,1

34

14

4.1



Приведенные данные рассчитаны по состоянию на 2010-2012 годы (опубликованы в 2014 году).

Данный вывод подтверждается результатами рейтингов, которые ведут международные организации. По Индексу уровня образования в странах мира за 2013 год Россия была на 36 месте (Беларусь - 21, Латвия - 24, Литва - 8, Грузия - 40, Украина - 30) [Крошилин С. В. и др. 2015, с 81].

Просматривается чётка тенденция, связанная с увеличением степени востребованности в экономике развитых стран кадров с высшим и послевузовским образованием. Это вызвано развитием инновационных и высокотехнологичных отраслей, переходом мировой экономики от трудоемких к наукоемким технологиям, роботизации производств, внедрением новых программных технологий, в связи с этим потребность в низкоквалифицированном труде снижается (рис. 1).

■ Высшее и послевузовское

Рис. 1 - Уровень занятости населения по уровню образования

население занятость образование

В 2003 г. Россия, вступив в Болонский процесс, приняла официальные обязательства предпринимать шаги по внесению изменений в национальную политику с тем, чтобы система высшего образования и другие общественные институты обеспечивали возможность развития непрерывного образования. показателя [Realizing the European Higher Education ATEA, 2015, р. 6]:

В последние годы государство активно стимулирует развитие сферы образовательных услуг, дополнительное и непрерывное образование в частности, реализует меры по совершенствованию организации и управления в условиях рынка за счет увеличения финансирования и реализации программ государственной поддержки образовательных учреждений. Это связано, прежде всего, с необходимостью формирования устойчивого предложения кадров, обладающих востребованными компетенциями и инновационными технологиями, позволяющими вывести развитие национальной экономики на новый технологический уровень.

Для повышения эффективности реформ необходимо, уже в краткосрочной перспективе, решить вопросы, которые позволят оптимизировать деятельности системы непрерывного образования. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов более эффективное развитие данной системы возможно при использовании государственно-частного партнёрства(ГЧП). Подобная форма сотрудничества позволяет учитывать взаимные интересы всех сторон - государства, потребителя и производителя услуг непрерывного образования и субъектов реального сектора [Леонова Ж. К., 2014, с. 56].

Эффективность государственно-частного партнерства будет выше при определении выгоды участников стратегического партнерства, сокращении издержек по интеграции и делегирования рисков и ответственности между участниками ГЧП.

Сбалансированность экономических интересов участников государственночастного партнерства в организации и реализации непрерывного образования позволит сформировать востребованную структуру и содержание процесса по предоставлению образовательных услуг.

Необходимо учитывать территориальное планирование с учетом решения задач кадрового обеспечения социально-экономического развития субъектов Российской Федерации через формирование новых кластеров [Леонова Ж. К., 2011, с. 14], территорий опережающего развития. При этом необходимо понимать, что кадровые ресурсы кластерного сообщества, в свою очередь позволят увеличить долю интеллектуальной составляющей в продукции кластера, количество кадров, обладающих востребованными компетенциями и внедренных инноваций.

Это в свою очередь станет фактором, позволяющим перейти на инновационный сценарий развития национальной экономики, предполагающий увеличение, создание конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств, современной транспортной инфраструктуры, модернизацию сырьевого сектора и переориентацию на экономику знаний.

Список литературы

1.       Иноземцев В. Наметившиеся воспроизводственные тенденции мирового хозяйства // Экономист. 2000. №6.

.        Крошилин С. В., Леонова Ж. К., Медведева Е. И. //Востребованность образовательных услуг контрагентами рынка.- Коломна: Московский государственный социально-гуманитарный институт, 2015

.        Крошилин С. В., Леонова Ж. К., Медведева Е. И., ИванинаВ. М. Типологические особенности экономического развития регионов России в условиях развития непрерывного образования//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.- №6.-2015

.        Леонова Ж. К. Кластерный подход в подготовке и переподготовке предпринимателей в условиях инновационного развития экономики // Экономический анализ: теория и практика.- М: Финансы и кредит .-№34.-2011

.        Леонова Ж. К. Особенности применения государственно-частного партнёрства в сфере образования// Сценарии развития социальной сферы в условиях новых вызовов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27 ноября 2014 г. / Под ред. проф. Е. В. Егорова, П. Н. Ломанова, Т. Б. Беляева. - М.: Креативная экономика

6.       Манько Н. Н. Государство, бизнес и наука. Основы взаимодействия //Современная наука. Серия «Экономика и право». - 2012. - №5-6. [Электронный ресурс]. - URL: <http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep12-05/516-a>

.        Миграция населения в России: статистика за 2015 г. [Электронный ресурс]. -

.        URL: <http://topmigrant.ru/migraciya/obshhaya-informaciya/statistika-migrantov->

.        za-2015.html

.        Непрерывное образование - стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под общей редакцией д.соц.н., к.э.н. Ю. В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014

.        О направлении методических рекомендаций. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № АК-3076/06

.        Ролз Дж. Теория справедливости/ Дж. Ролз. - Новосибирск: Из-во Новосибирского ун-та - 1995

.        Шереги Ф. Э. Прогноз численности обучающихся в РФ на 2015-2025 гг. - М.: ЦСИ, 2011

.        Realizing the European Higher Education ATEA. Communice of the Conference of Ministers responsible for Higher Education. Berlin. 2003. 19 September. P. 6

.        UN Population Division 2015. UN Population Division Database. Retrieved on the 17 of Januaru. 2015. [Электронный ресурс]. - URL: <http://www.un.org/en/> development/desa/population/

Похожие работы на - Непрерывное образование как фактор социально-экономического развития современного общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!