Прогнозирование и индикативное планирование развития образования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    78,03 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прогнозирование и индикативное планирование развития образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

Кафедра «ЭТ и УП»






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Стратегическое планирование»

на тему: «Прогнозирование и индикативное планирование развития образования»


Студент Цыганкова Е. А.

Группа 11-У(м)

Руководитель Е. А. Збинякова




Орёл, 2012

Содержание

Введение

Глава 1 Прогнозирование развития системы образования

.1 Основы прогнозирования развития системы образования

.2 Долгосрочное прогнозирование

Глава 2 Целеполагание прогнозирования развития системы образования

.1 Целеполагание прогнозирования развития системы образования

.2 Основные направления и задачи развития образования Орловской области

.3 Обеспечение доступности и качества образования в Орловской области

Глава 3 Индикативное планирование развития системы образования

.1 Основы индикативного планирования развития системы образования

.2 Методологические основы, принципы и формы индикативного планирования развития системы образования

Заключение

Литература

Введение

образование прогнозирование планирование

Россия - федеративное государство, объединяющее субъекты со своим специфическим уровнем социально-экономического, культурного, образовательного потенциала. Сочетание единой федеральной политики, направленной на повышение качества образования, ориентированного на экономику знаний, с региональными моделями ее реализации позволяет обеспечить интеграцию интересов государства и регионов.

Во всем современном мире, значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общественной жизни повышается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Качество жизни и образовательный потенциал населения во многом определяется уровнем образования и культуры жителей, их мировозренческой ориентацией и духовным развитием, возможностью систематически получать и использовать необходимую информацию. Эти факторы влияют на степень включенности людей, живущих на территории области, в региональные, национальные и мировые общечеловеческие процессы прогрессивного развития. Образование, отвечающее современным потребностям общества и рынка труда, позволяет сформировать у каждого человека способность быстро адаптироваться к современным социо-экономическим реалиям, и это становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития. Общие ценности, принимаемые большинством, культура и нравственные установки, а также созданные в нашей стране интеллектуальный, инфраструктурный, промышленный и информационный потенциалы, выступают критериями качества жизни всех жителей области.

Доставшаяся в наследство слабая восприимчивость сложившейся системы образования к внешним запросам и углубляющийся дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих механизмов государственного управления задачам создания благоприятных и отвечающим потребностям условий развития системы образования. Очевидна неразвитость механизмов привлечения общественных и профессиональных организаций к решению актуальных вопросов формирования и реализации образовательной политики. Не созданы условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также не выработаны механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности. Понимая это, педагогическое сообщество осознает, что образование нуждается в инновационном развитии.

Исходя из вышесказанного, цель данной работы - рассмотреть, проанализировать прогнозирование и индикативное планирование развитие системы образования.

Глава 1. Прогнозирование развития системы образования

.1 Основы прогнозирования развития системы образования

Роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в:

·   создании условий для повышения конкурентоспособности личности;

·   развитии инновационной сферы;

·   изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;

·   формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;

·   обеспечении социальной и профессиональной мобильности;

·   формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.

На социально-экономическое развитие страны влияют в первую очередь:

·   развитие современной системы непрерывного образования;

·   повышение качества профессионального образования;

·   обеспечение доступности качественного общего образования;

·   повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Реализация этих направлений государственной политики в области образования позволит в 2013 - 2020 годах создать условия для повышения конкурентоспособности страны, являющегося одной из целей ее социально-экономического развития, путем решения ряда проблем, сдерживающих развитие образования, таких, как:

·   несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;

·   чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств, недостаточной свободе их использования и при формальном расширении возможностей привлечения ресурсов в сферу образования;

·   отсутствие требований к содержанию и качеству образования;

·   несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.

Организационной основой реализации государственной политики в области образования должна стать Госпрограмма развития образования в России на период с 2013 по 2020 год. Госпрограмма имеет 7 стратегических ориентиров:

·              привлекательность профессии учителя

·              доступность детских садов

·              повышение качества школьного образования

·              поддержка системы дополнительного образования

·              обновление системы подготовки высококвалифицированных кадров

·              повышение международной конкурентоспособности вузов

·              информационная прозрачность и общественная подотчетность

Она состоит из четырех ключевых подпрограмм:

·              "Развитие профессионального образования". Ее цель - увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося;

·              "Развитие дошкольного общего образования и дополнительного образования детей" преследует цель создания в системе образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации всех детей;

·              "Развитие системы оценки качества информационной прозрачности". Подпрограмма направлена на обеспечение надежной и актуальной информацией потребителей образовательных услуг о процессах принятия решений в системе образования всех участников образовательных отношений;

·              "Вовлечение молодежи в социальную практику". Ставит целью создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

Госпрограмма развития образования в России на 2013- 2020е годы обеспечивает продолжение модернизации российского образования.

Меры, принятые в 2007 - 2012 годах федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках реализации Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, других межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, создали базу для решения отечественной системой образования следующих задач, направленных на усиление ее роли в социально-экономическом развитии страны:

·   приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;

·   разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;

·   создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.

Решение указанных задач достигалось путем совершенствования нормативной правовой базы, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения сферы образования.

В развитых странах прогнозированию развития системы образования придается очень большое значение. Затраты на исследования и разработки в этом направлении составляют ежегодно около 2% всех ассигнований на науку в области образования. Выигрыш от исследований и разработок более чем в 50 раз превышает затраты, связанные с их проведением. Особо важная роль должна придаваться прогнозированию развития системы образования в условиях экономического кризиса [9].

Прогноз представляет собой вероятностную оценку будущих результатов и путей развития системы образования, а также ресурсов и организационных мероприятий, необходимых для его осуществления. В процессе разработки прогнозов развития системы образования необходимо соблюдать следующие методические принципы:

) системности, который требует рассматривать объект прогнозирования и прогнозный фон как систему взаимосвязей и соотношений;

) оптимальности, предусматривающий разработку точных и достоверных прогнозов при минимальных затратах;

) аналогичности, предполагающий использовать в качестве источника опережающей информации о развитии анализируемого объекта знания о траектории развития сходных объектов;

) комплексности, обеспечивающий всестороннее описание объекта прогнозирования;

) специфичности, предполагающий обязательный учет отличительных, характерных особенностей и признаков, присущих только анализируемому объекту.

Прогнозирование системы образования следует рассматривать как предсказание будущих изменений в ее развитии в перспективе. Цель прогнозирования, которое включает набор методов и подходов, - наилучшим образом использовать накопленные знания об образовании для выбора приоритетных направлений его научно-инновационного развития [9].

Прогнозирование - необходимый элемент государственного регулирования системы образования, разработки перспективных стратегических планов, национальных программ и проектов. Принятие стратегических решений без учета прогнозных оценок последствий их реализации, углубляет кризисные явления в экономике и жизни общества. В этой связи следует отметить, что в России и других постсоциалистических странах начиная с 90-х годов ХХ столетия работа по прогнозированию и стратегическому планированию развития образования практически свернута, что привело к множеству ошибок и провалов [1].

Государственное регулирование системы образования должно строится на сочетании прогнозирования, стратегического и индикативного планирования, программирования, научного, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения. Каждый из этих элементов единой системы выполняет присущие только ему функции, они действуют в определенной последовательности.

Прогнозирование (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное) определяет возможные тенденции развития системы образования под воздействием внешних и внутренних факторов, оценивает траектории его динамики, пути и последствия воздействия на эти траектории, чтобы можно было выбрать оптимальный путь развития в прогнозном периоде.

Стратегическое планирование ориентировано на реализацию оптимального пути развития системы образования на основе выбранных приоритетов, определяемых исходя из результатов прогнозирования, достижения поставленных целей для обеспечения общедоступности образования, повышения его качества и конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

Индикативное планирование обеспечивает сбалансированное развитие экономики образования при реализации стратегических планов, национальных и территориальных программ и проектов на основе системы обобщающих показателей (индикаторов) развития и балансов важнейших видов ресурсов.

Программирование обеспечивает реализацию выбранных приоритетов на основе национальных и территориальных программ и проектов, концентрации ресурсов на прорывных направлениях развития образования [1].

Научное обеспечение развития образования должно дать ответы на следующие основные вопросы: какие направления научных исследований и разработок будут приоритетными в ближайшие 15-50 лет; когда и в каких областях знания исчерпают свой потенциал доминирующие научные теории, произойдет формирование новых парадигм; какие отрасли науки будут формировать технико-технологический облик образования будущего; какой мощности должен быть научно-технический потенциал, обеспечивающий: ускоренное развитие науки в рамках выбранных приоритетных направлений, переход образования на инновационный путь развития; каково должно быть оптимальное соотношение между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками в области образования; какие и когда необходимы кластеры комплексных радикальных инноваций для обеспечения устойчивого развития образования на инновационной основе; какой ожидаемый эффект от получения и применения результатов научно-исследовательской и (или) научно-технической деятельности [6].

Финансовое обеспечение развития системы образования в соответствии со стратегическими и индикативными планами, национальными и территориальными программами и проектами, должно осуществляться на основе сочетания бюджетной поддержки науки и инновационной деятельности с системой налоговых и таможенных льгот и других финансово-кредитных регуляторов, для создания заинтересованности частных инвесторов в реализации выбранных приоритетов, программ и проектов.

Материально-техническое обеспечение предполагает организацию работ по строительству новых и капитальному ремонту действующих образовательных учреждений (ОУ) и лечебно-оздоровительной инфраструктуры, обеспечении учебного процесса учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, средствами информатизации, учебниками, учебной мебелью, а также на основе специально разработанных нормативов с учетом специфики уровня образования.

Кадровое обеспечение системы образования должно быть нацелено на организацию профессиональной подготовки и переподготовки персонала для ОУ, в том числе в системе послевузовского профессионального образования [6].

.2 Долгосрочное прогнозирование

Долгосрочное прогнозирование должно занимать ведущее место в системе государственного регулирования системы образования. Это объясняется рядом факторов [8].

Во-первых, система образования как макросистема обладает инерционностью в своем развитии. Происходящие изменения, сдвиги в технологической структуре экономики, смена поколений людей и техники, охватывают несколько десятилетий. Поэтому необходим достаточный горизонт видения, для того чтобы оценить сущность и тенденции перемен, выбрать оптимальную траекторию развития системы образования. Например, в ХХI веке в развитых странах начался переход к постиндустриальному технологическому способу производства, трансформируется структура экономики, реализуется ноосферное мышление. В условиях глобализации указанные тенденции оказывают свое влияние на развивающиеся страны и в меньшей степени на страны "третьего мира". Кроме того, на указанные объективные тенденции накладываются противоречия проводимой социально-экономической политики в конкретных странах. Например, в России, проводимые в последние два десятилетия реформы изменили тип демографического развития (развиваются тенденции к депопуляции и старению населения).

Во-вторых, в крупные национальные программы и проекты в области образования вкладываются сотни миллионов, а то и миллиарды рублей, а их реализация затягивается на десятилетия. Правильность выбранного стратегического решения о программах и проектах можно будет оценить только спустя 5 - 10 лет. Стратегические решения, принятые без предвидения их последствий, дорого обходятся. Особенно это касается образования. Примерами могут служить решения о переходе на 12-летное образование в школе, массовой ликвидации малокомплектных сельских школ финансировании вузов на основе ГИФО и др. Поэтому, чтобы не допустить стратегических ошибок и провалов, необходимо принимать решения, основываясь на прогнозных оценках развития сферы образования и ее отдельных секторов.

В-третьих, необходимость долгосрочного прогнозирования особенно возрастает в условиях модернизации системы образования, когда резко усиливается хаотичность и неопределенность траекторий динамики [1; 9].

Направления методологии прогнозирования динамики системы образования

За рубежом и в России накоплены теоретические заделы, практический опыт и модельный аппарат для разработки долгосрочного социально-экономического и инновационно-технологического прогнозирования. Однако необходимо прежде всего определить теоретические основы, методологию и классы макромоделей, на которых должно базироваться долгосрочное прогнозирование системы образования.

Обобщая накопленный опыт, можно выделить три направления методологии прогнозирования динамики системы образования [6; 11].

. Линейно-экстраполяционная методология основывается на выяснении за достаточно длительный период тенденций развития и продления их на будущее с той или иной корректировкой на основе экспертных оценок. Такие прогнозные расчеты производятся на основе обработки статистических рядов с использованием методов корреляции и модифицированных функций Кобба-Дугласа, построением межотраслевых балансов и др.

Эта методология достаточно надежна и дает близкие к истине результаты в пределах одной фазы долгосрочного цикла. Но она дает сбой при переломе тенденций, в точках бифуркаций, при смене фаз циклов и тем более - самих циклов.

. Методология Форсайт, основанная на коллективной экспертной оценке, дает возможность собрать, обработать и усреднить мнение большой группы квалифицированных ученых и специалистов о тенденциях и параметрах будущего развития.

Однако эта методология страдает следующими недостатками: субъективизм экспертов, высокая степень усредненности экспертных оценок, большим коллективам экспертов присуща известная инерционность мышления и стремление продлить в будущее уже наблюдавшиеся тенденции. Траектории, отличающиеся от мнения большинства, фактически отбрасываются, тогда как именно они могут оказаться в тех или иных случаях наиболее реалистичными. Еще В.И. Вернадский констатировал, что история науки на каждом шагу показывает правоту отдельных личностей в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживающихся господствующих взглядов. Истина нередко в большем объеме открыта научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли. Игнорирование и невосприятие принципиально новых научных идей, высказанных научными еретиками, может привести к неправильному выбору приоритетов научно-технического развития, потери времени и ресурсов. В этом случае переломы траекторий, точки бифуркаций нередко оказываются за бортом, цикличность динамики отражается в меньшей степени.

. Методология, основанная на циклично-генетических закономерностях развития, позволяет учитывать ритм цикличной динамики в экономике, генетические ограничения, пределы изменения наследственного генотипа при смене циклов, направления изменчивости систем для адаптации к переменам в окружающей среде. Поэтому представляется, что в качестве методологической базы для долгосрочного прогнозирования развития сферы образования следует избрать третий вариант методологии. Однако указанный выбор не исключает разработку прогнозов и модельных расчетов по первым двум вариантам методологии и сопоставлении полученных результатов.

В процессе разработки прогнозов развития системы образования необходимо рассматривать объект прогнозирования и прогнозный фон как систему взаимосвязей и соотношений [11]. Это требует знания закономерностей развития прогнозного фона. В этой связи можно выделить следующие закономерности развития прогнозного фона системы образования в начале XXI века:

― циклическое развитие мирового и национального хозяйства;

― увеличение удельного веса технологических способов производства V технологического уклада (ТУ) и закладка основ VI ТУ;

― ускоренное развитие сектора технологического прорыва в сравнении с сектором эволюционного совершенствования;

― возрастание роли науки как фактора повышения качества образования;

― непрерывное (ежегодное) увеличение затрат на образование, превышение темпов роста затрат на образование над темпами экономического роста, увеличение наукоемкости образования в развитых странах;

― наращивание процессов глобализации образования;

― ускорение процессов морального старения и обновления педагогических технологий;

― увеличение из года в год разрыва в образовательном уровне развитых, развивающихся и стран третьего мира [11].

Процесс разработки прогнозов.

Процесс разработки прогнозов развития системы образования должен включать в себя следующие этапы: аналитический, исследовательский, программный и организационный. Аналитический этап позволяет выявить состояние и тенденции развития объекта прогнозирования и сопоставить их с состоянием и тенденциями развития аналогичных объектов за рубежом. На этом этапе разработки прогноза определяются результаты будущего развития науки и образования, необходимые и желательные для достижения определенного уровня удовлетворения потребностей личности и конкретных потребителей образовательных услуг (работодателей). Результат исследовательского этапа - определение целей будущего научно-инновационного развития системы образования в виде научно-технической проблемы, подлежащей решению в течение прогнозируемого периода. На программном этапе определяются возможные пути достижения целей будущего развития системы образования, выявляются варианты достижения необходимых и желательных результатов, время и вероятность реализации этих вариантов. Организационный этап включает определение возможных вариантов распределения ресурсов и комплексов организационно-технических мероприятий, необходимых для достижения целей будущего развития системы образования, а также наиболее рациональных путей достижения этих целей. Этот этап завершает единый цикл прогнозного исследования, цель которого - предоставить информацию, способствующую повышению научной обоснованности управления образованием [9].

Для разработки прогнозов развития системы образования необходимо обосновать и выбрать небольшой круг обобщающих макропоказателей для расчетов и построения балансов по основным видам ресурсов. К основным признакам объекта прогнозирования системы образования следует отнести следующие:

) сложности,

) масштабности,

) степень его детерминированности,

) характер развития во времени,

) степень информационной обеспеченности,

) природа объекта.

В качестве объекта прогнозирования в системе образования могут выступать: направления научно-инновационного развития; объем и структура затрат; численность и структура педагогического и научно-педагогического персонала; стоимость и структура основных средств; качество и конкурентоспособность образовательных услуг.

Следует также отметить, что задача прогнозирования должна состоять не только в определении приоритетов научно-инновационного развития системы образования, но и в оценке возможностей отрасли решить научно-технические проблемы в рамках выбранных направлений.

Поскольку прогнозирование представляет собой процесс соразмерения потребностей и возможностей, прогнозисту необходимо учитывать закономерности развития прогнозного фона в рамках конкретного национального хозяйства. Развитие российского образования происходит на фоне резких и достаточно непредсказуемых изменений макроэкономических показателей. Развал экономики неизбежно отражается на экономике образования в части сокращения платежеспособного спроса государства и частного сектора на рынке образовательных услуг. Это в свою очередь привело к снижению финансового обеспечения системы образования. Сокращение затрат на образование приводит к деградации и развалу образовательного уровня населения при формальных показателях роста доли лиц с высшим профессиональным образованием, кандидатов и докторов наук в структуре численности занятых в экономике, поскольку в таких условиях наблюдаются процессы сокращения численности и старения научных и педагогических кадров, ухудшения материально-технической базы науки и образования, снижения результативности научной деятельности [9].

Проводимая в последние годы политика ускоренного разгосударствления и приватизации общенародной собственности направлена на повышение роли частных предпринимательских структур и снижение роли государства в экономической жизни страны. В этой ситуации от инновационной активности предпринимательского сектора экономики сектора во многом будет зависеть развитие системы образования. Данное обстоятельство настоятельно требует разработки прогноза платежеспособного спроса предпринимательских структур на рынке образовательных услуг в условиях, когда государство сворачивает финансирование образования. При разработке такого прогноза необходимо учитывать результаты социологических исследований, из которых следует, что большинство руководителей российских предприятий индифферентны к науке и образованию.

Долгосрочное прогнозирование развития образования с учетом мировых тенденций должно осуществляться на началах партнерства государства, науки и образования. Государство для обоснования своей стратегически-инновационной функции в области образования нуждается в долгосрочном видении перспектив развития России на фоне мировых тенденций и включения страны в процессы глобализации. Поэтому федеральные и региональные органы государственной власти должны выступать в качестве генерального заказчика такого прогноза, финансировать его разработку и использовать полученные результаты. Разработчиком долгосрочных прогнозов может быть только наука - независимые в своих суждениях и оценках ученые высшей квалификации, владеющими знаниями о закономерностях развития общества и искусством предвидения дальнейшего хода событий.

Центральным звеном общего государственного прогнозирования научно-инновационного развития образования является выбор его приоритетных направлений. Общегосударственный подход здесь необходим потому, что по принцип самоокупаемости в данном случае вообще не должен применяться. По некоторым направлениям он существенно ограничен, и сроки окупаемости существенно превышают нормативные. Если сроки их окупаемости выходят за пределы 15-20 лет, то само понятие окупаемости становится условным [11].

Прогнозирование развития системы образования должно охватывать все основные направления развития науки и образовательных (педагогических) технологий. К числу объектов прогнозирования научно-инновационного развития системы образования следует отнести: приоритетные направления научно-инновационного развития; научно-технический потенциал; техническое перевооружение и модернизация материально-техническая базы отрасли; подготовка кадров; организационно-экономический механизм управления; качество и конкурентоспособность образовательных услуг.

Эффективность развития системы образования во многом определяется не только мощностью совокупного научно-образовательного потенциала страны, но и его оптимальным распределением между регионами, отраслями народного хозяйства. Результаты экономико-математического моделирования свидетельствуют о том, что максимум функции силы взаимодействия науки и образования достигается при условии "равновеликости" мощностей научно-технических потенциалов взаимодействующих объектов. Например, сила научно-технического взаимодействия отраслей с преобладанием продукций (работ, услуг) III и V ТУ практически равна нулю. Из сказанного следует необходимость разработки прогноза оптимального размещения научного и образовательного потенциала страны, его концентрации на приоритетных направлениях развития образования [9].

При разработке прогнозов развития системы образования должна быть собрана вся необходимая информация, причем информационный материал должен многократно пополняться и переоцениваться. Для построения прогностической модели следует использовать в совокупности статистические данные и экспертные (интуитивные) оценки. Поскольку для прогнозирования большинства показателей науки и образования неприменимы методы простой экстраполяции, входящие в модель переменные в своем большинстве представляют собой обоснованные интуитивные оценки и допущения. Причем степень неопределенности сведений, получаемых из такого рода оценок и допущений, возрастает по мере увеличения горизонта прогнозирования, сложности и масштабности решаемых научно-технических проблем. Вероятность того, что предсказанные события действительно наступят, зависит от качества экспертов, научной обоснованности ими оценок и допущений.

Одной из важнейших задач совершенствования системы образования является модернизация сложившейся модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием - это, прежде всего, управление его развитием, целеориентированное на результат. В качестве конечного результата рассматривается личность, способная на развитие в пространстве многообразия культур, активная, самостоятельная, творческая. Именно творчество выражает меру человеческой универсальности и позволяет личности расширить горизонты собственной жизни. Образование представляет собой сложный объект - социальную систему информационного обмена между индивидами, различными типами их организаций (социальными, этническими, религиозными и др.) и мировым сообществом в целом. Будучи системой, образование само является элементом (подсистемой) системы более высокого порядка - общества в целом, и, таким образом, реализует свои целевые функции, исходя из целей, задач и стандартов, присущих конкретному обществу.

Глава 2. Целеполагание прогнозирования развития образования

.1 Целеполагание прогнозирования развития образования

Концепция инновационного развития образования базируется на духовных, культурных и общественных Ценностях, сложившихся на протяжении многих веков в непрерывной деятельности человека в поиске смысла жизни на великом мегакультурном пространстве России.

Целью инновационного развития образования является определение условий и механизмов их достижения, которые:

·   обеспечат качественные изменения в самом образовании, системе образования и образовательных средах региона для предоставления возможностей человеку многогранно развиваться как духовной, творческой и здоровой личности в соответствии с требованиями современного развития региона;

·   создадут условия для заинтересованного участия общества в развитии образования;

·   в полной мере будут учитывать общественный запрос со стороны различных групп населения;

·   будут способствовать эффективному, конкурентоспособному и устойчивому социально-экономическому развитию страны;

·   отвечают тенденциям развития современной России как ведущего участника глобальных отношений в мире.

Инновационное развитие образования основывается на следующих принципах [3]:

принцип опережающего развития образования;

принцип открытости образования и общественного участия;

принцип непрерывности образования;

принцип стратегического инвестирования;

принцип инновационности образовательной среды.

. Принцип опережающего развития образования.

Принцип опережающего развития образования применяется как адекватный ответ на запросы, обусловленные направлениями социально-экономического развития страны до 2025 года. Данный принцип означает мобильную переориентацию системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях интенсивного развития социальных и экономических процессов и нового качества жизни, готового оперативно предложить свое участие, отвечая на запросы общества и рынка труда.

. Принцип проектирования инновационного развития образования.

Данный принцип означает, что сами подходы к инновациям в образовании должны быть инновационными для системы образования. Традиционные отраслевые и программные подходы не успевают реагировать на стремительно происходящие изменения в обществе, стране и мире. Осознавая и учитывая современные тенденции развития страны и региона, необходимо уже сегодня проектировать адекватные этим изменениям процессы в образовании.

Принцип проектирования инновационного развития образования предполагает разработку и реализацию уже в настоящее время проектов, направленных в будущее - на устойчивое долговременное развитие образования.

. Принцип открытости образования и общественного участия.

Развитие образования - это не столько ведомственный и административный процесс, сколько стратегическое направление развития страны, затрагивающее интересы каждого человека.

Учитывая это, Концепция инновационного развития образования опирается на принцип открытости образования и общественного участия. Этот принцип предполагает достижение общественного согласия, на основе которого власть, общество, бизнес, общественные организации и профессиональное педагогическое сообщество принимают на себя обязательства по совместному продвижению инновационных образовательных процессов [2]. Достигнутое общественное согласие позволит выстроить конструктивные взаимовыгодные отношения всех субъектов, что обеспечит необходимые изменения в такой сложной социально-экономической сфере жизни региона, как образование.

. Принцип непрерывности образования.

Современный мир характеризуется переходом к глобальным процессам, важнейшую роль в которых будут играть знания человека и основанные на них компетенции.

Непрерывное образование человека в течение всей его жизни является фактором мобильности общества, его готовности к прогнозируемым изменениям. Предоставление государством и обществом возможностей человеку постоянно развиваться и образовываться вне зависимости от возраста, состояния здоровья и других факторов способствует гармонизации общественных отношений через справедливое перераспределение знаний как основного капитала человека. Обладание капиталом знаний позволяет человеку эффективно организовать собственную жизнь и управлять ею, обеспечивает права всех на самореализацию [2].

. Принцип стратегического инвестирования.

В современном постиндустриальном информационном обществе уровень образования человека оказывает прямое влияние на качество создаваемого общественного продукта и его конкурентоспособность. Главным конкурентным качеством человека становятся его знания и компетенции, социальная и профессиональная мобильность, умение инициировать или поддерживать инновационные технологии производства и управления, прогрессивные процессы социального развития, активно включаться в их реализацию [2].

Если общество хочет долговременно развиваться, его стратегические инвестиции должны быть направлены на человека, а значит, в его образование.

. Принцип инновационности образовательной среды.

Открытость образования является важнейшим условием формирования образовательной среды. Являясь одним из основных субъектов образовательной среды, образовательные учреждения и организации становятся активными участниками многообразных взаимодействий, что непременно привносит в их деятельность новые черты.

.2 Основные направления и задачи развития образования Орловской области

По состоянию на 1 сентября 2012 года система образования Орловской области представлена 215 детскими садами, 407 учреждениями, реализующими программы общего образования, 5 детскими домами,
95 учреждениями дополнительного образования детей, 12 учреждениями начального профессионального образования, 19 учреждениями среднего профессионального образования, 7 учреждениями высшего профессионального образования и 5 филиалами вузов.

Приоритетными направлениями работы образовательной отрасли Орловщины являются обеспечение доступности и качества образования для всех социальных слоев населения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

На протяжении всего периода деятельности региональная система образования зарекомендовала себя как высококвалифицированная, наукоемкая отрасль, способная качественно выполнять задачи по обучению подрастающего поколения и профессиональной подготовке кадров.

В области создана и эффективно действует многоуровневая система образования, основанная на использовании современных методик
и программ.

Для удовлетворения повышенных требований обучающихся
к образованию действуют лицеи, гимназии, школы
с углублённым изучением предметов.

В регионе наблюдается увеличение количества обучающихся, занимающихся по программам профильной подготовки и углубленного изучения отдельных общеобразовательных предметов.

Сложившаяся практика создания базовых школ позволила значительно улучшить и модернизировать материально-техническую базу образовательных учреждений области, создать «точки» инновационного развития, обеспечить доступность качественного образования.

Стратегия развития профессионального образования региона предусматривает качественную подготовку кадров в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда. Результатом данной работы является практически 100 % трудоустройство выпускников в первый год после окончания учебного заведения.

В настоящее время существует ряд проблем в системе образования Орловской области, которые являются препятствием для её эффективного функционирования и успешного развития:

В настоящее время существует ряд проблем в системе образования Орловской области, которые являются препятствием для её эффективного функционирования и успешного развития:

только в 65 % общеобразовательных учреждений обеспечено выполнение основных требований, определенных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: Около 10 % зданий всех учебных заведений нуждаются на сегодняшний день в капитальном ремонте
и реконструкции, а почти 30 % требуется серьезный текущий ремонт;

обеспеченность школьных библиотек учебной литературой составляет около 40 %. Существует острая потребность в приобретении учебников, соответствующих ФГОС, и учебно-методических комплексов по новым образовательным курсам и предметам;

качество предлагаемых детям учреждениями дополнительного образования услуг является недостаточным по причине слабой материально-технической базы;

дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях,
а также общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов;

недостаточная связь учреждений профессионального образования
с представителями развивающегося рынка труда, несоответствие содержания профессионального образования задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров;

оснащенные в разной степени необходимым оборудованием спортивные залы и площадки имеютсялишьв 69 % и 92 % образовательных учреждений;

доля педагогов, проработавших в образовательном учреждении Орловской области свыше 20 лет, практически в 6 раз больше, чем педагогов со стажем от 5 до 10 лет). Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования испытывают дефицит мастеров производственного обучения, владеющих перспективными технологиями, имеющих опыт работы на современном производстве.

Действующая система повышения квалификации педагогов нуждается в модернизации, в том числе в создании эффективного механизма обратной связи между организациями, предоставляющими услуги дополнительного профессионального образования, и заказчиком - государственными образовательными учреждениями и педагогами.

Круг проблем, стоящих на пути развития образования Орловской области в соответствии с запросом российского государства, имеет комплексный характер, поэтому поставленные для преодоления существующих проблем задачи можно сгруппировать в комплексы, на основе которых определяются следующие направления развития образования нашей области:

·   развитие единой образовательной среды Орловской области;

·   обеспечение доступности и качества образования;

·   внедрение в систему образования Орловской области эффективных экономических механизмов и повышение ее инвестиционной привлекательности.

Единая образовательная среда, которая должна быть создана в Орловской области, предполагает ориентацию на запросы граждан, общественных групп, рынка труда, государства и обеспечивает свободное развитие личности, направлена на творческое и здоровое развитие личности, повышение конкурентоспособности человека, получившего профессиональную подготовку на основе свободного выбора, и формирование региональной кадровой элиты, способной воспроизводить и развивать ресурсный и интеллектуальный потенциал области   В основе создания единой образовательной среды - расширение на уровне субъекта Российской Федерации полномочий и возможностей, прав и ответственности учредителей образовательных учреждений, а также регионального и местных сообществ как потребителей услуг, предоставляемых системой образования. Гарантом участия всех субъектов в деятельности по формированию единой образовательной среды Орловской области является достижение всеобщего общественного согласия. В общественном договоре предлагается принять участие государственным и муниципальным органам власти Орловской области, государственным и муниципальным учреждениям, политическим и общественным организациям, акционерным обществам и частным лицам, объединениям различной направленности, всем, чья деятельность активно развивается в области.

Задачи развития образования, обеспечивающие развитие единой образовательной среды Орловской области:

. проведение региональной образовательной политики, направленной на сетевое взаимодействие всех субъектов единой образовательной среды Орловской области;

. создание механизмов формирования на основе потребностей обучающихся целевых заказов государства, общества, корпораций и запросов рынка труда, консолидированного и подкрепляемого средствами заказа системе образования Орловской области и муниципальным системам образования на подготовку и переподготовку профессиональных кадров различных профиля, уровней и специализации образования;

. качественное изменение повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования на основе прогностического и опережающего планирования курсов на базе образовательных программ и дисциплин, ориентированных на инновационные подходы к образованию;

. создание единого информационного пространства Орловской области для объективного представления населению всех образовательных возможностей региона, развития корпоративной образовательной культуры;

. инициирование управленческих процессов, повышающих ответственность учредителей за деятельность образовательных учреждений.

Использование программно-целевого метода при решении поставленных задач позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на программных мероприятиях, ориентированных на решение первоочередных задач развития системы образования Орловской области.

.3 Обеспечение доступности и качества образования

Приоритетным направлением работы образовательной отрасли Орловщины является обеспечение доступности и качества образования для всех социальных слоев населения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

На сегодняшний день сформирована региональная законодательная база, позволяющая в полной мере осуществлять полномочия по реализации проекта на областном и муниципальном уровнях. Заключены соответствующие соглашения между коллегией области и федеральными органами власти. Бюджетом области предусмотрены средства для обеспечения софинансирования мероприятий национального проекта. Право на образование является конституционной гарантией для каждого гражданина.

Основной целью развития образования в Орловской области является создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования вне зависимости от места жительства и доходов обучающихся и воспитанников, которая достигается при решении следующих задач:

·   Удовлетворение потребностей детей и молодежи в получении дошкольного, общего (включая коррекционное), дополнительного и профессионального образования.

·   Увеличение охвата детей дошкольным образованием и создание условий для развития предшкольного образования.

·   Укрепление материально-технической базы и ресурсного обеспечения системы образования, в том числе сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования спортивно-оздоровительных комплексов учреждений образования.

·   Повышение эффективности педагогической, экономической и управленческой деятельности в системе образования.

·   Совершенствование системы кадрового обеспечения отрасли.

·   Развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.

·   Выработка эффективных моделей взаимодействия и сотрудничества образовательных учреждений, предприятий и организаций области.

·   Совершенствование государственного заказа по подготовке кадров в сфере профессионального образования, соответствующих потребностям рынка труда

На решение поставленных задач направлены мероприятия восьми долгосрочных областных целевых программ:

1.     «Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы»,

2.      «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Орловской области на 2011-2015 годы»

3.     «Социальное сопровождение и адаптация воспитанников и выпускников интернатных учреждений Орловской области на 2011-2013 годы»

4.      «Развитие профессионального образования в Орловской области на 2012-2016 годы» «Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы»

.        «Строительство теплых санитарно-гигиенических помещений в образовательных учреждениях Орловской области на 2012-2014 годы»

.        «Совершенствование организации питания в образовательных учреждениях Орловской области на 2013-2017 годы»

8.     «Ипотечное кредитование молодых учителей на 2012-2016 годы»

Глава 3. Индикативное планирование развития системы образования

.1 Основы индикативного планирования развития системы образования

Системе образования отводится важная роль в легитимизации институтов общества. Как формальные, так и неформальные институты в виде норм поведения и этических кодексов внедряются в сознание и рационализируются через систему образования. Образование может являться активным агентом изменений существующих институтов. Например, потребность в знаниях ведет к развитию системы образования, росту университетов со своими собственными целями, интересами и способностью оказывать влияние на общество, в частности, на государственное управление. В свою очередь, это может вести к изменению взглядов и ценностей политиков и избирателей и тем самым стимулировать изменения в политических и экономических правилах общества.

Таким образом, социально-экономическая политика государства и система образования являются как автономными, так и взаимозависимыми паттернами, актуализируя управление человеческими ресурсами, рассматриваемое фактором интеграции. Важнейшей особенностью управления образованием в современных условиях является то, что проблемы образования должны решаться не только на уровне собственно образовательной системы. Решение этих проблем выступает компонентом общегосударственной политики. Инструментом государственного регулирования функционирования и развития образовательной системы является индикативное управление.

Применительно в мировой практике регулирования экономического развития принято считать, что основы индикативного планирования заложил немецкий ученый К. Ландауэр, эмигрировавший в США и опубликовавший там в 1944 г. обширный трактат «Теория национального экономического планирования». Согласно его концепции правительство воздействует на экономическое развитие посредством координации и обеспечения информацией, опираясь на возможность планирования и экономического регулирования. Производит корректирующие действия, устраняет возникающие деформации и периодически возвращает рыночные отношения в режим совершенной конкуренции, экономику - в состояние динамической сбалансированности, потребление наименее защищенных слоев населения на уровень общественно признанного прожиточного минимума.

Отдельные элементы перспективного планирования применяли еще с конца XIX века, а в середине тридцатых годов прошлого века были созданы органы, отвечавшие за планирование индустриального развития страны. В Европе лидером индикативного планирования можно считать Францию, которая применила опыт индикативного планирования в середине сороковых годов практически сразу после окончания второй мировой войны. Индикативные планы позволяли быстро мобилизовать целевые финансовые ресурсы и осуществить меры государственной поддержки производителей. Именно индикативное планирование выступило противовесом свободному и стихийному формированию рыночных отношений и помогло достичь высокого уровня конкурентоспособности.

Индикативное управление в общем виде рассматривается как метод регулирования экономики, в основе которого находится совокупность выработанных в результате прогнозирования взаимоувязанных и сбалансированных целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия с другими методами регулирования: маркетингом, мониторингом, концепцией экономического роста и др.

Индикативное управление основывается на согласовании действий органов государственной власти и институтов, организующих систему образования, направленных на формирование устойчивого развития образования и повышение его качества.

Выделяют аналитическую стадию индикативного управления - планирование.

Индикативное планирование рассматривается как аналитическая стадия индикативного управления, носит рекомендательный характер и позволяет построить план развития в условиях проблемного поля институтов образования и общества, противоречивости интересов бизнеса и государства.

Индикативное планирование развития системы образования выступает институционально обособленным блоком индикативного планирования развития экономики России. Концептуальные характеристики индикативного планирования социально-экономического развития России являются универсальными для всех секторов экономики, включая образование.

Таким образом, индикативное планирование в управлении экономикой государства, декомпозируемое во всех блоках, позволяет скоординировать управляющие процессы для достижения эффективного развития, как институализированных секторов (подсистем) экономики, так и экономики государства в целом.

Индикативное планирование социально-экономического развития предусматривает детальную разработку целевых программ, увязывающих решение поставленной задачи с финансовыми источниками. Финансирование целевых программ за счет государственного бюджета, привлекаемых кредитов, в том числе, под гарантии правительства, является прямым инструментом реализации индикативных планов через механизмы бюджетной политики, государственных целевых программ, инвестиционных программ и проектов, а также различных скрытых субсидий и льгот стратегическим отраслям и проектам, важным для достижения целей индикативных планов.

3.2 Методологические основы, принципы и формы индикативного планирования развития системы образования

Методологическими принципами институционально-ориентированных

индикативных планов определены:

·   применение ресурсно-целевого подхода, предполагающего структурирование индикативного плана на основе основных целей и приоритетов экономики на планируемый период, а их планирование обусловлено возможными источниками финансирования;

·   комплексный подход к формированию блока наиболее важных, целевых, планируемых индикаторов;

·   учета временного горизонта планирования в определении индикаторов (в краткосрочном плане их всегда больше, чем в долгосрочном);

·   мониторинг реализации индикативного плана в аспекте достижения индикативных показателей, выявления причин, не позволивших достигнуть намеченных целей, для последующей коррекции на уровне государственных программ;

·   использование алгоритма: анализ - прогноз - механизмы (инструменты) реализации, позволяющего иметь завершенный цикл индикативного плана.

Отметим, что индикативный план не может быть не выполнен. Он лишь может быть не достигнут. Недостижение показателей индикативного плана обусловливает необходимость анализа причин несостоятельности плана и разработки комплекса мер по его корректировке, в том числе в сфере определения нормативов, регуляторов, ограничителей. Мониторинг позволяет оценить точность и надежность прогнозных оценок индикативных планов. Институциональная система разработки индикативных планов в образовании представлена уровнями:


Мониторинг реализации индикативных планов развития в системе образования и достижение показателей на всех уровнях позволяет сформировать иерархию целей программы социально-экономического развития государства на новый период. Однако для реализации стратегии индикативного планирования необходимо обеспечить развитие образования всех регионов и муниципальных образований России на основе вариативных моделей индикативных планов, тесно увязанных, прежде всего, с параметрами бюджета.

В практике регулирования экономики ряда стран (США, Франция, Китай, Индонезия и др.) сложилась следующая классификация форм индикативных планов.

С точки зрения поставленных целей выделяют три основных формы индикативных планов:

·   план конъюнктурного характера, направленный на антикризисные

меры, тесную увязку параметров бюджета с прогнозом социально-экономического развития и инфляции;

·   план структурного характера, направленный на поддержание прогрессивной структуры экономики, способствующей занятию лидирующих позиций и одобряемый представительным органом.

В таких планах большая роль отводится подключению к их выполнению частных предприятий и использованию налоговых льгот, преференций и иных мер

поддержки предприятий.

·   план стратегического характера, направленный на определение главных приоритетов экономики и роли государства в их выполнении.

С точки зрения горизонта планирования выделяют три формы индикативных планов:

·   стратегические долгосрочные индикативные планы;

Разрабатываются на срок 10-15 лет. Имеют четкую целевую направленность, стратегический характер и представляют собой демографические прогнозы, комплексные прогнозы основных параметров развития экономики, использования и сбережения природных ресурсов, развития научно-технического прогресса, показателей качества жизни населения;

·   стратегические среднесрочные индикативные планы;

Разрабатываются на срок 3-5 лет в форме определенных целей и характеризующих их индикаторов на планируемый период, а также основных механизмов и рычагов воздействия государства на экономику для достижения индикаторов;

·   текущие краткосрочные индикативные планы;

Разрабатываются на очередной год и носят конъюнктурный характер (регулирование рынков, государственный заказ, государственные программы, субсидирование населения и субсидирование предприятий как элемент регулирования предложения товаров и услуг.

В Российской Федерации вопрос необходимости формирования системы индикативного планирования стал обсуждаться с середины 90 годов ХХ века.

В апреле 1997 года Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Институтом экономики Российской Академии Наук была организована представительная конференция «Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики». В рекомендациях конференции предлагалось:

а) сконцентрировать усилия на создании системы индикативного планирования и прогнозирования экономики, органично связанных с долгосрочной социально-экономической стратегией и направленных на ее реализацию;

б) законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов и порядок их разработки;

в) подготовить Закон «Об индикативном планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития» .

На уровне Российской Федерации Закон об индикативном планировании

не был принят, элементы индикативного планирования применяются почти во всех субъектах РФ. Можно выделить две основные формы индикативного планирования в субъектах РФ:

·   использование отдельных элементов индикативного планирования - целевые программы, консолидированные в ежегодные прогнозы социально-экономического развития региона и бюджеты на соответствующие годы, субсидии организациям, работающих в приоритетных для региона направлениях;

·   формирование индикативного плана в виде логически структурированного документа, отражающего стратегию развития региона на планируемый период.

         В Орловской области принята долгосрочная областная целевая программа «Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы». Общей целью Программы является создание условий для наиболее успешной реализации стратегических направлений развития системы образования Орловской области, направленных на повышение качества и эффективности предоставляемых образовательных услуг. Это обеспечение доступности качественного общего образования, поэтапный переход на новый уровень образования на основе информационных технологий, создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитания здорового образа жизни, повышения качества воспитательного процесса, получение образования детьми с ограниченными возможностями, повышение социального статуса работников сферы образования. Программа характеризуются 9-ю основными индикаторами. Они позволяют получить целостную картину функционирования региона в области образования.

Индикативное планирование заключается в определении экономических приоритетов. Индикативный план имеет рекомендательный характер. По своему содержанию процесс индикативного планирования схож с процессом консультирования, основными функциями которого являются информирование, ориентация и стимулирование.

Методология индикативного управления представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, методик и процедур, основывающихся на системе индикаторов и являющихся базой принятия управленческих решений, направленных на эффективное функционирование институциональной сферы экономики государства в целом и его отраслей, в частности.

Методология индикативного управления в сфере образования определяет:

·   место и роль индикативного планирования развития образования в контексте социально-экономического развития страны;

·   механизмы координации между системой образования и другими секторами государственной экономики государства;

·   принципы и подходы к индикативному планированию как процессу стратегического управления развитием образования;

·   методы и инструменты реализации индикативных планов, учитывая контекст межотраслевой координации;

·   структурные характеристики объектов/субъектов планирования и контроля.

Методология индикативного управления представлена, по сути, комплексом стратегического управления образованием, обеспечивая при этом межотраслевую координацию. Методология индикативного управления охватывает все уровни и временные горизонты системы образования, при этом этап планирования является ключевым.

Планирование обусловливает организацию, исполнение, контроль и мониторинг результатов исполнения, принятие решений по результатам исполнения. При этом организация исполнения определяет адекватный уровень ресурсного обеспечения поставленных целей, рамки для состава и последовательности работ, условия (правила) координации между исполнителями. Контроль и мониторинг результатов исполнения задает измерители для контрольных процедур и параметры для оценки критичности фактических результатов. Принятие решений по результатам исполнения определяет функциональные зависимости для факторного анализа результатов, формируя исходную базу для перечня возможных корректирующих воздействий или перепланирования.

Долгосрочное индикативное планирование включает следующие этапы:

·   разработка прогнозов развития социально-экономической системы России в целом;

·   оценка результатов прогнозирования и анализа;

·   формулирование желательного состояния (позиционирование и определение «уровней притязания») в области развития человеческого капитала, в том числе и применительно к сфере образования на национальном и региональном уровнях;

·   предварительная укрупненная оценка ресурсных возможностей, исходя из формулирования желаемого (идеального) состояния;

·   установление долгосрочных целей для сферы образования и связанных смежных областей;

·   оперативное согласование планов/программ федерального, регионального и уровня муниципальных образований (МО);

·   вероятностный характер влияний факторов и регуляторов на результативность образовательного процесса, в существенной мере стохастический тип группового и индивидуального поведения получателей образовательных услуг (обучающихся).

Система образования является ключевым звеном, соединяющим социальные процессы и процессы развития экономики. Результативность системы образования определяется с позиций ее способности выполнять в необходимом объеме и с необходимый уровнем качества общественную и государственную задачу дошкольного и школьного образования, бизнес-задачу подготовки профессиональных кадров для предприятий и организаций, задачу развития научно-технического кадрового потенциала для фундаментальной и прикладной науки и инноваций. Исходя из этого, критерии конечной результативности системы образования находятся не внутри нее, а в смежных областях государственной политики, общественной жизни и экономики государства.

Показатели конечного эффекта системы образования связаны с показателями состояния процессов и ресурсов как объектов улучшения.

Методология индикативного планирования в сфере образования должна учитывать ряд особенностей объектов управления, а именно:

·   территориальную обособленность, обусловливающую необходимость построения информационно-коммуникационных сетей с развитой инфраструктурой, высокой пропускной способностью и другими характеристиками, которые необходимо закладывать уже на уровне проектирования индикативного плана развития территориальных образовательных сегментов;

·   разнообразие существующих технических средств и программного обеспечения для различных типов образовательных учреждений. Это связано с неравномерностью информационного обеспечения образовательных учреждений в прошлые периоды времени, что приводит к многообразию унаследованных информационных систем, существенно усложняя управление;

·   слабая управляемость и устойчивость образовательных систем, проявленная как результат нелинейного развития, обусловленный инновациями.

Слабая устойчивость вызвана неустойчивостью тенденции развития потребностей рынка образовательных услуг, незавершенностью структурно-содержательного реформирования системы российского образования, проблемами в информационном обеспечении сферы управления образованием, нечеткостью при описании фактов и событий образовательных процессов и др.;

·   в объективно запаздывающем характере управления образовательными системами. Инерционность связана с влиянием внешних факторов и объективной потребностью преобразования случайных воздействий и информации в осознанные правила поведения, а также с самим характером взаимодействия потребителя образовательных услуг с окружающей социальной средой.

Отметим, что методология индикативного планирования позволяет рассматривать процесс управления развитием системы образования с системных позиций, как многоуровневый, многокомпонентный процесс, допуская адаптацию системного подхода под конкретно решаемую управленческую задачу на заданном уровне образовательной деятельности (федеральный, муниципальный и др.). Управленческая задача определяет необходимость использования конкретного подхода для ее реализации. В рамках подхода возможно описание любого аспекта деятельности образовательной структуры, включая модели функций, процессов, событий, инициирующих процессы, информационных данных и потоков, организационную структуру, ее размещение, планы и регламенты деятельности с детализацией по целям и задачам, ресурсам, образовательным технологиям и их поддерживающим техническим средствам.

Индикативное планирование предусматривает создание моделей развития процессов, определение эффективной организационной структуры управления, разработку рациональных путей управления различными аспектами образовательной деятельности.

Методология индикативного управления образовательными системами характеризуется междисциплинарностью. Концепт модели индикативного управления развитием образовательных систем определяется методологией многомерного. Междисциплинарность выступает функциональным ядром поддержания стабильности в многомерности.

Анализ состояния системы образования на нижних уровнях является основой для проектирования региональных/муниципальных программ и индикативных планов на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды, позволяя тем самым достичь или приблизиться к достижению заданного федеральным уровнем эталона.

Качество является основой стратегического управления, определяемого как процесс, который представляет последовательность нескольких этапов-функций, включающих: стратегический анализ, стратегическое прогнозирование, стратегическое планирование, стратегическую организацию и мотивацию, стратегический контроль и регулирование. Каждый этап завершается достижением определенного результата. Стратегия в контексте управления качеством образовательных систем рассматривается как система действий, регламентируемых рамками индикативного плана, характеристики которого определяются принципами универсальности, информационного взаимодействия, учета оценки состояния функционирования системы образования, учета ресурсов образовательной инфраструктуры в аспекте развития, рефлексивности образовательной системы, характеризуемой понятиями - устойчивость, управляемость, индивидуальность, самоорганизация.

Таким образом, модель управления качеством образования в России по сути многомерный, многоуровневый и многофакторный проект, центрированный Государственной программой развития образования и универсальной моделью индикативного плана.

Социально-экономическая политика государства обусловливает концептуализацию индикативного управления. Практика реализации индикативной модели управления выступает индикатором, подтверждающим избранную стратегию или обусловливающим необходимость ее корректировки в целях поддержания стабильности функционирования и развития системы образования России.

Заключение

В октябре 2012 года Российское Правительство утвердило Государственную программу развития образования до 2020 года, которая является организационной основой государственной политики в области образования. Госпрограмма определила стратегию развития этой важнейшей сферы, ее приоритетность, необходимость государственной поддержки и реального финансирования. Основными ее задачами является формирование системы непрерывного профобразования, развитие инфраструктуры школ и дошкольных заведений, создание условий для дополнительного детского образования. Запланирована также модернизация школьных и дошкольных образовательных программ и создание новой системы оценки качества образования.

В госпрограмме заложены базовые показатели, которые должны быть достигнуты к 2020 году по 7 стратегических ориентирам :

·           привлекательность профессии учителя

·              доступность детских садов

·              повышение качества школьного образования

·              поддержка системы дополнительного образования

·              обновление системы подготовки высококвалифицированных кадров

·              повышение международной конкурентоспособности вузов

·              информационная прозрачность и общественная подотчетность образования.

Организационно госпрограмма состоит из 4 подпрограмм, посвященных профессиональному образованию, образованию детей (дошкольному, школьному, дополнительному), развитию системы оценки качества и информационной прозрачности образования, молодежной политике. Есть еще поддерживающая подпрограмма: научно-методическая, нормативно-правовая поддержка, проведение мониторинговых исследований, оценка результативности).

Реализация основных направлений развития отечественной системы образования, реформ всех ее уровней и обеспечение самодостаточного функционирования этой важнейшей сферы в интересах личности, общества и государства возможно лишь при условии доведения проектных целей, задач, основных направлений модернизации до конкретных образовательных учреждений. В этой связи важным механизмом реализации Государственной программы развития образования является формирование на ее основе региональных, муниципальных программ развития образования.

Литература

1.   Агапова Т.Н., Иванова М.И. Прогнозирование показателей общего образования на уровне муниципального района // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - №2. - С.34-41.

2.      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

.        Методы, модели и системы прогнозирования регионального развития: Учебное пособие / Под ред. Г.Р. Хасаева. М.: Академия, 2006. - 380 с.

.        Сергеев Н.Г. и др. Система мониторинга анализа и прогнозирования развития образования и образовательных структур РФ. М.: Пресс, 2002. - 204 с.

.        Тодосийчук А.В. Прогнозирование развития системы образования // Образование в документах. - 2008. - №7. - С.23-37.

.        Федеральный закон "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 05.03.2004 N 9-ФЗ, от 30.06.2004 N 61-ФЗ, от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10 2000 N 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ.

.        Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.

.        Государственная программа развития образования 2013-2020 годы

9.   Агибалов В. В. «Доступность и качество образования -всем слоям населения» // Образование и общество.- 2099. № 5

.     Милль Дж. С. Основы политической экономии: Т. I. - М.: Прогресс, 1980.

Похожие работы на - Прогнозирование и индикативное планирование развития образования

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!