Естественные монополии в современной России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,29 Кб
  • Опубликовано:
    2017-07-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Естественные монополии в современной России

Введение

Последние годы в естественно-монопольном секторе стали формироваться новые условия его функционирования. Одной из главных задач Федеральной антимонопольной службы в этой сфере является разработка правового механизма, обеспечивающего недискриминационный доступ независимых предприятий к услугам естественных монополий, а также услугам предприятий, занимающих доминирующее положение.

Перестройка отраслей естественных монополий позволит обеспечить переход от недостаточно эффективной и слабо транспарентной системы государственного регулирования ценообразования и финансовой политики в данной сфере к рыночным механизмам обеспечения конкуренции обозначенных предприятий и достижения баланса интереса производителей и потребителей.

Эффективной организацией современной экономики признается конкурентный рынок. Однако функционирование ряда рынков на конкурентной основе невозможно или неэффективно, и для них становится естественной высокая степень монополизации. Это - естественные монополии, существующие тогда, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм.

Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, так как от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

В данной работе использованы источники, где методично изложены основы естественных монополий такие как: Булатов А.С. «Экономическая теория», Чепурин М.Н. «Курс экономической теории», Мэнкью Н.Г. «Макроэкономика»; также была использована периодическая литература, и электронные ресурсы сети Интернет.

Цель исследования курсовой работы состоит в изучении рынков естественных монополий, а также их роли в современной России.

Данная цель обусловливает постановку и решение следующих задач:

исследовать понятие «естественная монополия», выделить ее основные признаки и обозначить место в системе рыночного хозяйства;

рассмотреть международную практику функционирования естественных монополий;

определить особенности функционирования естественных монополий.

Структура работы: введение, три раздела, заключение и список использованных источников.

1. Сущность естественных монополий

Впервые явление естественной монополии исследовал А. Курно, приведший пример собственника источника, способного контролировать потребление воды населением, живущим ниже по течению. Выделение естественных монополий в ряду различных монополий связывают с именем Д.С. Милля. Рассматривая в «Основах политической экономии» преимущества крупного производства над малым, Милль обратил внимание на то обстоятельство, что «увеличение масштаба производства приносит, как правило, несомненную выгоду». Описывая ситуацию снабжения Лондона газом и водой одной или несколькими компаниями, он дал характеристику тому, что впоследствии получило название естественной монополии: «...Лондон получил бы огромную экономию в затратах труда, если бы его снабжала газом или водой одна компания вместо нескольких компаний, существующих теперь». Отметив экономию не только труда, но и основного капитала, он делает вывод об общественном характере функций, выполняемых такими предприятиями и необходимости государственного контроля над их деятельностью [13, с.210].

Одна из первых попыток дать экономическую характеристику естественной монополии была предпринята Томасом Фаррером, относившим к ней те отрасли, в которых конкуренции никогда не было, а если она и была когда-нибудь, то прекратилась. Он считал необходимым для существования естественной монополии наличие пяти признаков:

отрасль должна поставлять существенно важный продукт или услугу;

производство должно быть благоприятно расположено;

продукция не должна подлежать хранению;

производство должно характеризоваться экономией на масштабе;

снабжение продукцией должно отвечать требованиям бесперебойности и точно определенного гармоничного порядка, которые могут быть обеспечены лишь единственным поставщиком.

По существу, все перечисленные признаки с некоторыми поправками и уточнениями могут быть приняты для характеристики естественных монополий. Однако, множество определений такого явления, как естественная монополия затрудняет выявление фундаментальных признаков естественной монополии и определение ее сущности. Поэтому необходимо выделить основные подходы к определению естественной монополии и дать характеристику этому явлению в рамках каждого подхода. Можно выделить два аспекта исследования сущности естественной монополии - аналитический и прецедентный. Аналитический аспект представляет собой целую группу подходов к определению естественной монополии, каждый из которых развивался в рамках одной из концепций экономической теории [9, с.257]. естественный монополия экономический конкуренция

В соответствии с мнением Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Естественная монополия - это отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занимались не одна, а несколько фирм» [4, с.199].

Федеральный закон РФ от 17.08.1995, № 147-ФЗ «О естественных монополиях» трактует данную категорию следующим образом «Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров» [2].

Такие условия характерны для предприятий общественного пользования. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

Если бы рынок был поделен между многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки.

Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются: передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков [7].

К концу ХХ в. усилиями многих экономистов было выработано довольно четкое определение естественной монополии: к естественным монополиям относится отрасль, в которой долгосрочные средние издержки производства меньше, если вся продукция производится единственной фирмой, чем в том случае, если бы этот же объем продукции был разделен между двумя или более фирмами.

Можно выделить четыре основных типа естественных монополий (см. рис. 1.1) [15, с.102].

Рис. 1.1. Основные типы естественных монополий

Природная естественная монополия - монополия производителя, основанная на использовании уникальных природных ресурсов (обычно существует в области добычи полезных ископаемых, например − добыча алмазов, лесозаготовки).

Технологическая естественная монополия, обязана своим существованием положительному эффекту масштаба, который настолько велик, что позволяет существовать в отрасли лишь единственной фирме. При данной технологии производства и, следовательно, уровне издержек потребительский спрос может быть недостаточным, чтобы поддерживать несколько конкурентных фирм, производящих такой объем продукции, который позволяет каждой из них реализовать весь существующий эффект от роста масштабов. Классическими примерами здесь на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.

Местные естественные монополии - территориально отдаленные локальные рынки товаров (услуг) с неэластичным спросом, на которых конкуренция нерациональна, будучи ограниченной географическими барьерами. Примером могут служить услуги врача или клуба в малом отдаленном селении.

Государственные естественные монополии - как правило, возникают на рынках, относящихся к исключительной компетенции государства. В производственной сфере - это выпуск таких особых товаров, как деньги, медали, наркотические вещества и т.п., в непроизводственной сфере - организация и регулирование денежных потоков, налоговых сборов и других экономических функций государства, кроме того, следует отметить наличие государственных монополий в области потребления (монопсоний), таких как закупка продукции ВПК и других стратегических товаров.

Естественная монополия занимает особое место в институциональной организации рыночной экономики. Она характеризуется свойствами самоорганизации и устойчивости.

Естественная монополия как экономическое явление характеризует определенное состояние рынка, определенную систему хозяйственных отношений.

На развитие естественной монополии в современной экономике России влияют внутренние факторы, к которым следует отнести технико-технологические, функциональные, структурные и институциональные особенности экономики России и внешние факторы: географический, глобализация, геополитический, и.т.д.

Важнейшим фактором, влияющим на формирование и развитие естественных монополий любой страны в современных условиях, являются процессы глобализации, которые развиваются во времени и развертываются в пространстве.

Развитие естественных монополий, создает условия для полноценного вхождения страны в мировую экономическую систему в условиях глобализации экономических процессов. Сетевая инфраструктура является объективным условием для существования трансграничных потоков товаров, услуг, капитала, информации и перемещения людей.

Существование естественной монополией обусловливается тем, что конкурентная организация соответствующей отрасли неэффективна по причине технологических особенностей производства, а сам экономический эффект естественной монополии связан с наличием большой экономии на масштабах производства при функционировании на рынке единственного продавца. Крупные предприятия, функционирующие в условиях естественной монополии, обладают лучшей технической оснащенностью и большей мощностью, за счет чего происходит повышение производительности труда и понижение издержек на единицу продукции, что означает более эффективное использование ресурсов. В связи с этим естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность [11, с.174].

Мировой опыт свидетельствует, что деятельность фирм, работающих в условиях естественной монополии, должна подвергаться ограничительному и регулирующему воздействию со стороны государства. На практике цель регулирования заключается в обеспечении равных условий потребителей и плательщиков, справедливости и обоснованности тарифов, предоставления услуг надежным и отвечающим требованиям способом.

Государственное регулирование естественных монополий основано на принципах: достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, удовлетворения нужд потребителей товаров и услуг естественных монополистов, их эффективного и прибыльного функционирования, взаимной ответственности руководителей хозяйствующих субъектов и органов регулирования их деятельности [15, с.256].

Итак, вся сложность исследования проблем естественных монополий обусловлена наличием различных подходов к определению «естественная монополия», отсутствием полного перечня признаков естественных монополий и критериев их определения. Во многом это связано с разноплановостью экономического толкования общего понятия «монополия», рассматриваемого как явление, рыночная структура и форма поведения хозяйствующего субъекта.

Естественные монополии как феномен рыночной экономики имеют собственный механизм функционирования (систему взаимосвязей внутренних и внешних факторов прямого и косвенного воздействия). Их естественный монополизм определяется максимально эффективным масштабом производства одного поставщика товара. Этот объем предложения близок к такому количеству, на котором рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства естественной монополией.

Причинами возникновения и существования естественной монополии могут быть особенности технологии, обладающей положительным эффектом масштаба при любом объеме выпуска: экономия на разнообразии у многопродуктовой фирмы, выпускающей различную продукцию на одних и тех же производственных мощностях; недостаточная емкость рынка, не обеспечивающая даже минимально эффективный выпуск.

. Международная практика функционирования естественных монополий

В мировой практике существует достаточно большое количество моделей реформирования естественных монополий, учитывающих специфические социально-экономические, политические, демографические, природно-климатические условия конкретной страны. Но, в конечном счёте, в основе всех вариантов реформирования естественных монополий лежит их разделение на производственную и сетевую (инфраструктурную) стадии. Можно согласиться с выделением трёх основных теоретических моделей с соответствующими вариантами структурной политики: модель вертикально-интегрированной монопольной компании, модель с разделёнными стадиями производства и сетевого хозяйства, модель, сочетающая элементы вертикальной интеграции и конкуренции. С точки зрения реализации конкурентной политики в сфере деятельности естественных монополий наибольший интерес представляет сопоставление двух последних моделей [13, с.212].

Модель с разделёнными стадиями производства и сетевого хозяйства базируется на принципе обязательной вертикальной дезинтеграции. Предполагается, что сетевое хозяйство может быть организовано как крупный монополист, а на стадии производства внедряются элементы конкуренции. В результате на первый план выходит регулирование условий входа в отрасль и стимулирование конкуренции, должны быть чётко обозначены законодательные барьеры, не позволяющие сетевому монополисту воздействовать на конкурентные отношения. Положительные эффекты от внедрения конкуренции на стадии производства ожидаются в связи с тем, что развитие конкурентных отношений почти полностью меняет систему стимулов, делая экономически нецелесообразным искусственное завышение издержек.

Сохранение вертикально-интегрированных структур в рамках модели вертикальной интеграции с конкуренцией означает, что в сфере производства осуществляется конкуренция между вертикально-интегрированными компаниями, а диктат монополиста в области доступа к инфраструктуре устраняется с помощью функционального разделения. Последнее предполагает введение двойной финансовой и управленческой отчётности для естественно-монопольного и конкурентного видов деятельности, а также обеспечение доступа к сетевой инфраструктуре на общих основаниях для всех отраслевых операторов.

Если на некоторых сегментах рынка реорганизация или дерегулирование невозможны или нежелательны, альтернативным способом усиления конкурентных отношений является создание совместимых с естественной монополией конкурентных сред. Среди альтернативных моделей развития конкурентных отношений в сфере деятельности естественной монополии выделяют, прежде всего, модели состязательного рынка, конкуренции по Демсецу, интермодальной конкуренции, которые не только получили теоретическое обоснование, но и в той или иной мере были апробированы на различных отраслевых рынках.

Анализ зарубежной практики реформирования электроэнергетики позволяет выделить два основных подхода к реформированию с соответствующими моделями формирования организационной структуры отрасли в зависимости от радикальности структурных преобразований, глубины и масштабов либерализации, последовательности реформ, длительности переходного периода. Согласно наиболее радикальной модели реформирования должно быть проведено разделение субъектов электроэнергетики по видам деятельности на отдельные компании, функционирующие независимо друг от друга, т.е. полностью ликвидирована вертикальная интеграция. При этом инфраструктура передаётся национальной сетевой компании-монополисту, тогда как на стадиях производства и сбыта внедряются элементы конкуренции. Построение такой организационной структуры отрасли требует значительных преобразований. Альтернативным вариантом является постепенное разделение стадий производства и сетевого хозяйства, когда в течение продолжительного периода времени в сфере производства осуществляется конкуренция между вертикально-интегрированными компаниями, а диктат монополиста в области доступа к инфраструктуре устраняется с помощью функционального разделения [7].

Как показывает анализ зарубежного опыта реформирования электроэнергетики, многие страны сталкиваются с большими трудностями при организации эффективной конкуренции на уровне генерации электроэнергии. Доминирующие на рынке компании-производители даже в случае их вертикального дробления обладают значительной монопольной властью. Уровень рыночной концентрации в сфере производства электроэнергии остаётся очень высоким, особенно в европейских странах. Это позволяет говорить об олигопольном характере рынка электроэнергии и мощности. В условиях олигополии на оптовом рынке доминирующие компании получают возможность манипулировать ценами, искусственно создавая (поддерживая) дефицит электроэнергии, например за счёт вывода из эксплуатации части генерирующих мощностей. Возможности злоупотребления монопольной властью увеличиваются при возрастающих темпах роста спроса на электроэнергию.

В зарубежной практике реформирования железнодорожного транспорта также выработалось два основных подхода к формированию отраслевой структуры с соответствующими моделями конкуренции. С одной стороны, это сохранение вертикально-интегрированных компаний-перевозчиков, конкурирующих преимущественно на параллельных линиях (американская модель); с другой - полная вертикальная дезинтеграция существующих структур, передача функций по управлению инфраструктурой единой национальной компании, развитие конкуренции двух и более перевозчиков на одной линии (европейская модель).

Наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются большинство стран при реформировании отрасли железнодорожных перевозок. Во-первых, это значительная степень изношенности унаследованных инфраструктурных объектов, что существенно увеличивает потребности в инвестициях, необходимых менеджеру инфраструктуры для обеспечения надёжности и безопасности функционирования ж/д системы. Во-вторых, это ограниченная пропускная способность ж/д путей, являющаяся препятствием для входа в отрасль новых операторов.

Рассмотрим, какие основные модели применялись для реформирования железнодорожных монополий в различных странах.

Реформирование железных дорог Швеции.

Фактически первая полноценная реформа железных дорог была проведена в Швеции в конце 1980-х гг. Реформа началась с того, что железнодорожная монополия («Государственные железные дороги» - Statens Jarnvagars) была разделена на два сектора: инфраструктурный и эксплуатационный. Для этого на базе монополии были созданы две компании, одна из которых занималась решением вопросов развития и поддержания железнодорожной инфраструктуры (Banverket), а другая - осуществляла грузовые и пассажирские перевозки (Statens Jarnvagars). В рамках такой системы инфраструктурная компания отвечала за управление всем комплексом железнодорожных коммуникаций и вспомогательных производств, занималась вопросами реконструкции и модернизации транспортной сети, а также предоставляла инфраструктуру, ремонтно-техническое обслуживание и коммуникации в пользование эксплуатационным компаниям за фиксированную плату. Полученные доходы использовались, главным образом, на покрытие общественно значимых затрат (например, на обеспечение безопасности движения, обновление основных средств, защиту окружающей среды). Понятно, что поскольку получение прибыли не ставилось в качестве основной цели деятельности инфраструктурной компании, то совокупные затраты не полностью покрывались за счет собственных доходов. Оставшаяся часть инфраструктурных расходов (примерно 26 %) покрывалась за счет дотаций со стороны государства. Что касается эксплуатационной компании, то она функционировала как коммерческое предприятие с целью получения прибыли от своей деятельности. Проблема осуществления социально значимых, но низкорентабельных перевозок, была решена с помощью выплаты целевых государственных компенсаций. Реформирование железных дорог продолжилось в 2001 г., когда на базе эксплуатационного сектора был создан ряд обособленных предприятий, специализирующихся на отдельных видах деятельности [11, с.94]:

- Green Cargo AB (управление грузовыми перевозками);

-   Statens Jarnvagars (управление пассажирскими перевозками);

-   Euromaint (ремонтно-техническое управление);

-   Unigrid (управление по автоматизации и информационным технологиям);

-   Jernhusen (управление объектами железнодорожной недвижимости).

Отличительной особенностью шведской модели реформирования было сохранение созданных компаний в государственной собственности, при этом у данных предприятий появилась возможность привлечения в эту отрасль сторонних коммерческих компаний. Важнейшим итогом проведения реформирования на железных дорогах Швеции стало улучшение состояния всего железнодорожного комплекса. Это, прежде всего, отразилось на изменении финансово-экономических показателей. Помимо этого, заметно улучшилось качество оказываемых услуг в пассажирских и грузовых перевозках благодаря обновлению подвижного состава, внедрению новых логистических методов. Таким образом, шведская модель реформирования железнодорожного комплекса наглядно продемонстрировала возможность создания конкурентного рынка транспортных услуг одновременно с активным государственным регулированием в этой отрасли.

Реструктуризация железных дорог в Германии.

Процесс реформирования железных дорог Германии начался в 1994г., когда было создано акционерное общество «Немецкие железные дороги» (Deutsche Bundesbahn AG). Далее, в рамках данного предприятия были выделены инфраструктурный и эксплуатационный сектора. На втором этапе (с 1998г.) был проведен процесс выделения самостоятельно действующих хозяйствующих субъектов, причем разделение на отдельные компании проводилось по признаку специализации. Так, в рамках железнодорожного холдинга был создан ряд акционерных компаний [11, с.96]:

- DB Regio (региональные перевозки),

-   DB Cargo (грузовые перевозки),

-   DB Netz (управление инфраструктурой),

-   DB Station & Service (техническое обслуживание).

В результате реформ железных дорог Германии удалось достичь не только существенного изменения экономических показателей (увеличения объемов пассажироперевозок и снижения совокупных затрат), но и решить проблему технического перевооружения, а также погашения обязательств перед кредиторами. Следует, однако, отметить некоторые трудности, возникшие в ходе выполнения реформы. Так, существенным негативным последствием явилось то обстоятельство, что частные транспортные компании, вышедшие на рынок, в основном были заинтересованы только в оказании рентабельных услуг (например, осуществление пригородных перевозок пассажиров). В то же время в секторе грузовых перевозок успешная реализация реформы была возможна только при условии привлечения сторонних железнодорожных операторов (особенно эта проблема была актуальна в угледобывающих районах Германии). Вдобавок к этому, железнодорожный транспорт не в полной мере привлекался к участию в смешанных типах перевозок, что ослабляло позиции железных дорог по сравнению с другими участниками транспортного рынка. В целом, несмотря на некоторые недоработки, реформу железных дорог в Германии можно считать весьма успешной.

Реформа на железных дорогах Великобритании [11, с.98].

При обзоре существующих методов и моделей реформирования железнодорожного транспорта, нужно четко осознавать, что не всегда подобные процессы приводят к положительным результатам. Так, после реформы железных дорог в Великобритании ситуация в данной отрасли намного ухудшилась. В качестве основных целей проведения реформы железнодорожного транспорта в Великобритании можно рассматривать снижение издержек и улучшения качества услуг. Кроме этого, до начала реформы железные дороги показывали весьма негативные результаты деятельности. Так, за 40 лет в общем объеме грузовых перевозок доля железных дорог снизилась с 40% до 7%, а в пассажирских с 17% до 5% [6]. Снижение объемов перевозок одновременно с увеличивающимися затратами сделало государственное предприятие «Британские железные дороги» (British Railroads) убыточным. Вследствие этого в 1993г. был принят закон «О железнодорожном транспорте», который лег в основу программы приватизации железных дорог Великобритании.

В рамках реформы государственное предприятие «Британские железные дороги» (British Railroads) было реструктурировано с выделением секторов инфраструктуры и эксплуатации. Инфраструктурный сектор был передан в управление компании Railtrack. Кроме того, государство дополнительно оказывало финансовую помощь инфраструктурному комплексу путем целевых выплат на строительство и реконструкцию железнодорожных коммуникаций. Все остальные расходы компания Railtrack должна была финансировать за счет доходов, получаемых в виде платы за пользование инфраструктурой или от сдачи в аренду недвижимого имущества, а не за счет государственных дотаций.

Что касается эксплуатационного сектора, то в результате реформы все подразделения, занимавшиеся ранее в British Railroads грузовыми и пассажирскими перевозками, были приватизированы и разделены на несколько групп частных компаний. Подвижный состав был передан в ведение лизингового холдинга ROSCO (Rolling Stock Supply Companies), который предоставлял его на правах долгосрочной аренды грузовым и пассажирским перевозчикам. Собственно, транспортными перевозками занимались 25 пассажирских и 7 грузовых компаний. Для эффективной деятельности и создания конкуренции для вновь созданных компаний правительством был введен принцип свободного выхода на рынок транспортных услуг. Выход на рынок новых компаний-перевозчиков осуществлялся с помощью приобретения франшиз сроком на 7 лет и более. Выдачей франшиз на пассажирские перевозки занималась специализированная служба OPRAF (The Office of Passenger Rail Franchising), созданная при министерстве транспорта. Она выступала как заказчик пассажирских перевозок, устанавливая тарифы на оказываемые услуги и предоставляя дотации по социально значимым и низкорентабельным перевозкам. Более того, в целях осуществления государственного контроля деятельности железнодорожных перевозчиков была создана специализированная служба ORR (The Office of Rail Regulation) в функции которой входила проверка правильности предоставления доступа конкурирующих компаний к сети Railtrack [11, с.102].

Итоги реформы в Великобритании нельзя оценивать позитивно, поскольку многие приватизационные мероприятия не только не улучшили, но напротив намного усложнили деятельность железных дорог. Так, в результате реформы образовалась сложнейшая структура с громоздкой системой взаимодействия между участниками рынка. Помимо этого, в соответствии с принятой схемой приватизации, компания Railtrack не получила полных прав собственника железнодорожной инфраструктуры. Это привело к тому, что на деятельность компании накладывалось большое количество ограничений и запретов, которые впоследствии привели к ее убыточности даже, несмотря на значительную государственную поддержку. По этой причине в 2000 году, чтобы хоть как-то исправить сложившуюся ситуацию британское правительство обратилось в Верховный Суд с просьбой о разрешении введения внешнего управления компанией Railtrack. После этого, руководство компании перешло в руки специально созданного консорциума с участием как государственного, так и частного капитала. Позднее, в 2002 году на базе компании Railtrack было создано новое инфраструктурное предприятие - Network Rail Infrastructure, которое также оказалось убыточным. Позже акции компании были полностью выкуплены государством и, таким образом, железные дороги в Великобритании опять перешли под государственный контроль.

В целом по железным дорогам европейских стран пассажирские перевозки убыточны и находятся нас дотации государства. Многие железные дороги идут по пути регионализации этого вида перевозок, финансирования перевозок пассажиров за счет средств местных бюджетов.

Традиционно наименьший объем государственного воздействия на рыночные отношения относится к Соединенным Штатам Америки. Однако и здесь можно встретить факты прямого государственного регулирования цен (например, установление специальными комиссиями тарифов на электроэнергию).

В других странах степень государственного вмешательства в процессы ценообразования больше. Наиболее развернутой и активной по праву считается система ценового регулирования Франции. В этой стране прямым регулированием охвачены цены на газ, электричество, транспортные услуги. В Японии железнодорожные тарифы утверждаются Министерством транспорта, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ утверждает Агентство природных ресурсов и энергии. В Греции комитетом по ценам устанавливаются тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь, почтовые отправления, авиапассажирские перевозки и другие цены, входящие в компетенцию правительства. В целом в основу модели регулирования естественных монополий в России положен опыт США.

Соединенные Штаты в настоящее время переживают период исчезновения естественных монополий. Естественные монополии существуют в США лишь в нескольких отраслях, главным образом, в телекоммуникациях и энергораспределении. Государство с помощью законодательных органов определяет сферы и районы, где по тем или иным причинам было бы чрезвычайно неэффективно существование более чем одной компании и где, соответственно, конкуренция нежелательна.

Современные тенденции в сфере электроэнергетики США обусловлены условиями ее формирования. Практически с самого начала она была представлена множеством конкурирующих компаний. Компании укрупнялись и когда в 1930-е годы конгресс осознал, что производство и распределение энергии приобрело характер общенациональной отрасли, он начал регулировать этот сектор в попытке защитить интересы потребителей. В течение 40-х, 50-х, 60-х года цена электроэнергии сократилась более чем на 50% по сравнению с ценами в целом, ежегодно производство нарастало на 7%. Однако в 70-е годы прошлого столетия цены на электроэнергию и газ резко поднялись из-за чрезвычайной зависимости этой отрасли от двух компонентов, стоимость которых возросла, - топлива и капитала.

Со второй половины 70-х годов ХХ века федеральные власти начали предпринимать усилия по частичному дерегулированию этой отрасли. В совокупности с появлением в результате технической революции специальных генераторов, позволяющих продавать электроэнергию непосредственно коммунальным службам, это положило начало периоду реальной конкуренции.

Коммунальные хозяйства до сих пор выступают в роли ее монопольных производителей по отношению к потребителям. Существуют две школы в понимании дальнейшего развития отрасли. Одна сводится к тому, что надо полностью довериться рынку, чтобы стимулировать инвестиции. Другая школа считает, что в условиях конкуренции нельзя будет адекватно спланировать мощности по производству электроэнергии и государство должно сохранить свою роль, чтобы планировать ввод в строй новых мощностей. И этот спор пока не разрешен [7].

Таким образом, в таких развитых странах как Франция, Англия, Италия в течение длительного времени господствовала доктрина наращивания мощного государственного сектора, и только в последнее десятилетие начался процесс приватизации, и идет он весьма медленно. В России же в основу системы регулирования естественных монополий был положен опыт СШАС, где с самого начала эти отрасли формировались нас конкурентных началах. В целом, развитие России идет в направлении интеграции в мировое сообщество. С этой точки зрения неправомерно говорить о существовании каких-либо «исключительных» условий, позволяющих игнорировать мировые тенденции. Хотя, разумеется, формальный перенос хозяйственных форм из одной социально-экономической среды в другую нес даст желаемого результата. Залогом успешного заимствования чужого опыта является его критическое переосмысление, выражающееся в адаптации к специфическим условиям новой среды и задачам экономической политики.

. Особенности функционирования естественных монополий

В российской экономике обнаруживается недостаток крупных предприятий, и это сказывается на конкурентоспособности отечественной экономики на международном рынке. Так, оборот крупнейших российских и мировых компаний в важнейших отраслях промышленности, в том числе на предприятиях естественных монополий (электроэнергетика, нефтяная и нефтегазовая промышленность), в 2014 г. представлены в таблице (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Оборот крупнейших российских и мировых компаний в важнейших отраслях промышленности в 2016 г. [23]

Отрасль

Российский лидер

Мировой лидер

Размеры российского лидера в % к мировому

Нефтяная и нефтегазовая

ПАО Газпром

Экссон

17,3

Автомобилестроение

АвтоВаз

Дженерал моторс

1,7

Цветная металлургия

Норильский никель

Алкоа

16,8

Чёрная металлургия

Северсталь

Ниппон стил

7,9

Химия

Нижнекамскнефтехим

Дюпон де Немур

1,5

Тяжёлое машиностроение

ТВЭЛ

Тиссен Круп

1,6

Лесная и бумажная

Братский ЛПК

Интернэшнл пэйпер

1,0

Пищевая

АПК Черкизовский

Нестле

0,4

Электротехника

Ижевский зл/мех завод

Дженерал электрик

0,1

Моющие средства и косметика

Северное сияние

Проктер энд Гэмбл

0,2

В среднем по 11 отраслям



10,0


Данные таблицы 3.1 свидетельствуют о том, что российские промышленные лидеры по своим размерам в среднем составляют не более 10% от международных лидеров. Необходимо отметить несоответствие размеров крупнейших российских естественных монополистов мировым меркам; по уровню капитализации российские предприятия значительно отстают от аналогичных зарубежных компаний.

Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30%) потребляется на внутреннем рынке и является одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» видами деятельности, относящимися к сфере естественной монополии, являются:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей [2].

На сегодняшний день в Российской Федерации имеются два крупнейших субъекта - естественных монополиста: ПАО «Газпром» и ПАО «РЖД». ПАО РАО «ЕЭС России» реорганизовано в июне 2014 года, однако общие экономические и технологические процедуры, связанные с изменением функционирования системы в настоящее время пока не достигнуты. В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газообеспечения и железнодорожного транспорта, которые могут быть квалифицированы как угрозы экономике государства в целом и развитию конкурентных отношений в частности: Закон РФ «О естественных монополиях» позволил разработать направленную на регулирование деятельности естественных монополий систему мер по достижению баланса потребителей и субъектов естественных монополий по эффективному функционированию субъектов естественных монополий.

Деятельность ПАО «Газпром» имеет стратегическое значение для экономики России и других стан, затрагивает интересы миллионов людей.

Газпром - крупнейшая российская и одна из ведущих мировых нефтегазовых компаний. Сегодня Газпром - это 20% мировой и 86% российской добычи газа. А единая система газоснабжения является в настоящее время одной из наиболее стабильных составляющих экономики России. Имея постоянно расширяющееся внутренние и внешние рынки сбыта, она обеспечивает определяющие финансовые поступления в бюджет страны.

Газпром» играет важную роль в экономической политике, обеспечивая около 41% совокупного энергетического баланса страны газом по очень низким регулируемым ценам.

«Газпром» обеспечивает около 14% налоговых доходов федерального бюджета и около 13% экспорта (включая весь экспорт газа). «Газпром» пользуется широким доступом к международным финансовым рынкам, так что дефолт компании был бы чувствительным для правительства с точки зрения репутационного риска. По мере того, как Россия ставит в качестве одного из приоритетов усиление контроля государства над природными ресурсами, правительство демонстрирует все более четкое намерение оказывать поддержку «Газпрому» - как в ходе обычной деятельности компании (за счет доступа к прибыльным возможностям расширения бизнеса или за счет ликвидности контролируемых государством финансовых институтов) или теоретически - за счет чрезвычайных шагов. «Газпром» - один из ключевых инструментов правительства в сфере приобретения контроля над стратегическими активами и проектами; компания играет все более важную роль в международной политике России.

Способность правительства оказать поддержку обусловлена значительными запасами ликвидности и растущими масштабами контролируемых государством банков, которые теоретически могли бы быть использованы для поддержки ликвидности «Газпрома», если этого нельзя будет сделать обычными рыночными методами [7].

ПАО «Российские железные дороги» (ПАО «РЖД») - оператор инфраструктуры российской сети железных дорог <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82>, одна из крупнейших в мире транспортных компаний. Полное наименование - Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

Основные направления коммерческой деятельности компании - грузовые и пассажирские перевозки. ПАО «РЖД» владеет 99 % железнодорожных магистралей в России общей протяжённостью 85 500 км (исключение составляют ряд железных дорог, управляемых частными компаниями, например, Норильская железная дорога <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0> и др.), станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами. По состоянию на конец 2013 года она присутствует в 79 субъектах России <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F> и планирует экспансию ещё в пять.

Также компании принадлежит около 20 тысяч локомотивов (около 90 % всего локомотивного парка), более чем 600 тысяч грузовых и пассажирских вагонов. Пассажирские локомотивы составляют около 12 %. Часть пассажирских перевозок по сети ПАО «РЖД», в частности, по направлению Москва - Санкт-Петербург <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3>, выполняется частными поездами. Ежегодно ПАО «РЖД» перевозит свыше 1,3 млрд пассажиров и 1,3 млрд тонн грузов [19].

По итогам 2016 года прибыль компании по РСБУ составила 59,2 млрд руб., а чистая прибыль - 26,4 млрд руб. Прибыль от грузовых перевозок достигла 105,3 млрд руб., а убыток от пассажирских - 43,2 млрд руб. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%96%D0%94>

Коэффициент износа зданий и сооружений на железной дороге в 2015 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/2005_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> составлял 70 %, пассажирских вагонов - 65,5%. В 2016 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2006>-2011 годах <http://ru.wikipedia.org/wiki/2007_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> должно быть списано по сроку службы 10 % вагонного парка, средний возраст вагонов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD> превысил 18 лет; 70 % парка не оборудовано системами кондиционирования воздуха. Объем закупаемых вагонов снизился с 1615 единиц в 1992 году до 183 в 1998 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1998_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>. В 2011 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/2006_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> планируется закупить 731 вагон, однако этого явно недостаточно. Дефицит инвестиционных ресурсов в пассажирском комплексе, по оценкам РЖД, составляет не менее 60 млрд рублей в год [22].

Железнодорожный транспорт играет особую роль в экономике страны, его развитие является важнейшим условием динамичного роста экономики и повышения качества жизни граждан России.

Для решения стратегических задач нашего государства в экономической и социальной сфере необходимо опережающее развитие российских железных дорог, основой для которого является реализация третьего, заключительного этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте <http://rzd.ru/wps/portal/rzd?STRUCTURE_ID=1349>. Темпы роста грузооборота, увеличение перевозок, рост инвестиций и финансовые показатели ПАО «РЖД» свидетельствуют о том, что 2016 год сложился для компании довольно успешно. Очень важные результаты были достигнуты также и в вопросах реформирования российских железных дорог. Созданы условия для развития конкуренции в самых различных сферах рынка железнодорожных транспортных услуг, активно развивается рынок оперирования грузовыми вагонами.

ПАО РАО «ЕЭС России» - российская энергетическая компания, до 1 июля 2014 года монополист на рынке генерации и энерготранспортировки России. Полное наименование - «Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России». Компания объединяла практически всю российскую <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> энергетику. Общество прекратило свое существование 30 июня <http://ru.wikipedia.org/wiki/30_%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F> 2014 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/2008_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> [22].

В России компании группы <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9&action=edit&redlink=1> РАО «ЕЭС» владели 72,1 % установленной мощности <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C&action=edit&redlink=1> или 69,8 % электроэнергии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F> и 32,7 % теплоэнергии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F> и транспортировали практически всю (96 %) электроэнергии (2004 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2004>). Установленная мощность компаний группы превышала 156 ГВт <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%82>, что делало её по этому показателю крупнейшей энергокомпанией мира. Ближайшие конкуренты - SPCC <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=SPCC&action=edit&redlink=1> (Китай), у которой установлено 151 ГВт и EDF <http://ru.wikipedia.org/wiki/EDF> (Франция) - 121 ГВт. Поскольку компании группы РАО «ЕЭС» в настоящее время совмещают деятельность по передаче электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по генерации электроэнергии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B8> и сбыту ее конечным потребителям <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C>, в соответствии с федеральным законодательствам (в частности ФЗ «Об Электроэнергетике» и ФЗ «О естественных монополиях») цены на услуги компании устанавливались Федеральной службой по тарифам <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0_%D0%BF%D0%BE_%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%BC>.

После реформирования электроэнергетики <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0> (2002 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2002>-2014 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2008> годы) РАО «ЕЭС» было ликвидировано. На её месте возникли государственные естественно-монопольные <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F> компании, а также приватизированные <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> генерирующие <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F&action=edit&redlink=1> и сбытовые <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%B1%D1%8B%D1%82&action=edit&redlink=1> компании [22].

В процессе антимонопольного контроля за деятельностью ПАО «Газпром» и ПАО «РЖД» был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах газообеспечения и железнодорожного транспорта, которые могут быть квалифицированы как угрозы экономике государства в целом и развитию конкурентных отношений в частности:

а) угроза сохранения власти естественного монополиста в потенциально конкурентных сегментах и его экспансия на смежные рынки. Наличие этой угрозы обусловлено созданием на базе субъектов естественных монополий вертикально-интегрированных структур.

Субъекты естественных монополий изначально стали формироваться как вертикально-интегрированные структуры (холдинги), в которых обособлены отдельные бизнес-процессы. Часть таких подразделений должна была быть выведена на конкурентный рынок в виде самостоятельных предприятий. Однако, одной из задач, поставленных перед естественными монополиями, стала задача обеспечения собственной финансовой устойчивости. Поэтому естественные монополии не только сохранили контроль за своими дочерними компаниями, действующими на смежных рынках, но стали расширять сферу своих интересов и на непрофильные для этих компаний, но обещающие высокий доход, виды деятельности.

Являясь ключевым субъектом рынка и зачастую выступая его прямым или косвенным регулятором, и получив легитимную возможность строить на своей базе посредством создания дочерних обществ холдинговую структуру, субъекты естественной монополии начали активно распространять свое влияние на смежные рынки, расширяя свое присутствие на все звенья производственной цепочки. Так, например, по состоянию на 31.12.2016 г., в списке аффилированных с ПАО «РЖД» лиц было 117 хозяйствующих субъектов, включая, такие хозяйствующие субъекты, как ПАО «Порт Усть-Луга транспортная компания» и ПАО «РейлТрансАвто», взаимодействующие с грузовладельцами в качестве экспедиторов.

Одновременно, работающие в потенциально конкурентных сегментах рынка, дочерние общества ПАО «РЖД» получают в свой уставной капитал такие элементы инфраструктуры, как пути для отстоя вагонов, ремонтные предприятия, оборудование и сооружения грузовых станций [7].

В качестве примера участия субъекта естественных монополий в конкурентных секторах можно привести такие дочерние общества ПАО «РЖД», как ПАО «Рефсервис» и ПАО «Трансконтейнер». В частности, при образовании ПАО «Рефсервис» в его уставной капитал было передано три из пяти специализированных ремонтных депо, на которых разрешено осуществлять ремонт подвижного состава, специализированного под перевозки скоропортящихся грузов, а также станционные подъездные пути и пути для отстоя вагонов на ряде железных дорог. А ПАО «Трансконтейнер» получило контроль над контейнерными площадками на 47 грузовых станциях, открытых под погрузку крупнотоннажных контейнеров. Таким образом, указанные хозяйствующие субъекты изначально получили существенные конкурентные преимущества на своих целевых рынках.

Аналогично выглядит ситуация и с ПАО «Газпром», который является материнской компанией для доминирующего в России переработчика попутного нефтяного газа - компании ПАО «Сибур Холдинг». При этом, в соответствии с условиями договора купли-продажи акций от 28 сентября 2005 г. 72,663% акций ПАО «Сибнефть» были переведены аффилированными структурами Millhouse Capital в адрес компании «Газпром Финанс Б.В.» (100% дочерняя компания ПАО «Газпром»). Учитывая то, что ранее «Газпром» приобрел 3,016% акций «Сибнефти» у АБ «Газпромбанк» (ЗАО), «Газпром» получил контроль над 75,679% акций ПАО «Сибнефть» [7].

В этой же связи можно упомянуть факт подписания в феврале 2013 года ПАО «Газпром» и ПАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (ПАО «СУЭК») Протокола о намерениях, в соответствии с которым стороны заявляют о намерении создать совместную компанию на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов.

Одновременно, усиливаются позиции ПАО «Газпром» и в сфере добычи энергоресурсов. Этому способствует Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. №1707-р, в котором был дан перечень имеющих стратегическое значение для газоснабжения Российской Федерации месторождений газа, отнесенных к объектам федерального значения. По экспертной оценке, такое решение Правительства фактически означает административное распределение наиболее привлекательных газовых месторождений, приоритет в котором будет отдан ПАО «Газпром»;

б) угроза, связанная с целевым инвестированием производственных мощностей и инфраструктурного комплекса естественной монополии. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается значительный износ основных фондов естественно-монопольных сегментов экономики.

Выдвинутые в процессе реформирования для естественных монополий требования по достижению финансовой устойчивости и росту капитализации, создали предпосылки для смещения интересов финансово-инвестиционной политики указанных хозяйствующих субъектов в сторону покупки пусть непрофильных, но высокорентабельных активов. Затем, наиболее привлекательный для естественных монополий, механизм совместных инвестиций в развитие инфраструктуры (в т.ч. как государственно-частное партнерство) может получить наибольшее развитие в очень узких, не приоритетных для экономики РФ направлениях. Так, развитие электроэнергетических мощностей может, по экспертным оценкам, приобрести локальный характер, преимущественно под иностранного потребителя и ограниченный круг внутренних холдинговых структур. В тоже время, развитие железнодорожной инфраструктуры может пойти по пути усиления направлений «район добычи сырья - порт, пограничный переход», что в принципе противоречит стратегии промышленного развития РФ;

в) угроза роста ценового давления на экономику со стороны естественных монополий, вследствие их сохраняющейся неэффективности.

В настоящее время в связи с тем, что у естественных монополий отсутствует эффективный механизм снижения издержек, усугубляющийся ростом расходов по трансакционным операциям, связанным с большим числом имеющихся у них подрядчиков и дочерних структур, становится все более вероятной угроза ценового давления на экономику со стороны естественно-монопольных структур.

Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная плата превышала среднюю по экономике, и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями [22].

Учитывая основообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на производимую ими продукцию явился мощнейшим фактором макроэкономической инфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляция издержек.

Однако, нельзя однозначно утверждать, что отрасли естественных монополий за годы перехода к рынку обеспечили себе процветание за счет всей остальной экономики. Следствие ценовой дискриминации - катастрофические неплатежи - больнее всего ударило именно по собственному источнику.

Итак, система государственного регулирования естественных монополий в России на современном этапе развития не способна обеспечить нормальный процесс ценообразования в народном хозяйстве нашей страны. В связи с этим необходимы срочные меры по дальнейшему совершенствованию этой системы.

Среди уже созданных механизмов формирования цен в естественных монополиях наиболее развитым является деятельность Федеральной и региональных энергетических комиссий. Тем не менее, до сих пор в большинстве регионов России действуют завышенные тарифы на энергию, а в ряде других регионов - заниженные тарифы, не обеспечивающие нормального развития энергосистем. Поэтому уже сейчас в ряде территорий Российской Федерации тарифы на электро - и теплоэнергию должны быть значительно уменьшены.

Пути дальнейшего совершенствования механизмов государственного регулирования цен на продукцию отраслей естественных монополий лежат в разумном и постепенном применении мер, сочетающих зарубежный опыт в этой сфере народного хозяйства и требования внутренних российских условий.

Заключение

Естественная монополия <http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/9278> - это официально признанная неизбежная монополия <http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/9278> на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения.

Соединенные Штаты в настоящее время переживают период исчезновения естественных монополий. Естественные монополии существуют в США лишь в нескольких отраслях, главным образом, в телекоммуникациях и энергораспределении. Государство с помощью законодательных органов определяет сферы и районы, где по тем или иным причинам было бы чрезвычайно неэффективно существование более чем одной компании и где, соответственно, конкуренция нежелательна.

В таких развитых странах как Франция, Англия, Италия в течение длительного времени господствовала доктрина наращивания мощного государственного сектора, и только в последнее десятилетие начался процесс приватизации, и идет он весьма медленно. В России же в основу системы регулирования естественных монополий был положен опыт СШАС, где с самого начала эти отрасли формировались нас конкурентных началах. В целом, развитие России идет в направлении интеграции в мировое сообщество.

Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. На сегодняшний день в Российской Федерации имеются два крупнейших субъекта - естественных монополиста: ПАО «Газпром» и ПАО «РЖД». ПАО РАО «ЕЭС России» реорганизовано в июне 2014 года.

Естественные монополии имеют важное социально-экономическое значение для всего общества. Поскольку деятельность естественных монополий затрагивает все общество, а любые изменения в их структуре, критериях, механизме и моделях управления прямо или косвенно отражаются на макроэкономических показателях государства и благосостоянии его граждан. Можно привести следующий пример. Так, незначительные изменения в тарифах на электроэнергию или на транспорт приводят к мультипликативному эффекту в других отраслях экономики, что в свою очередь сказывается на результатах деятельности предприятий различных отраслей и благосостоянии населения. Такое положение естественных монополий обязывает государство тщательно контролировать их деятельность и нести ответственность за характер экономической политики и осуществляемых преобразований.

Развитие естественных монополий, создает условия для полноценного вхождения страны в мировую экономическую систему в условиях глобализации экономических процессов. Формы и методы государственного воздействия на естественные монополии различаются в зависимости от этапа реформирования экономической системы в целом. В условиях перехода от планово-административной системы к рыночной на первом месте стоят реформаторские приемы: дезинтеграция, демонополизация, приватизация. На следующем этапе (этапе внедрения и развития конкуренции) - прямое и косвенное государственное регулирование как ценовыми, так и неценовыми методами, а также создание благоприятной экономической среды для конкуренции.

Главным направлением преобразования отраслей естественных монополий является организация внутриотраслевой конкуренции, а необходимым инструментом решения этой задачи - реструктуризация естественных монополий. Конкурентная политика основана на двух концепциях: концепция власти над рынком и концепция господства рынка. Внедрение конкурентных механизмов в регулируемую государством экономику является одним из эффективных методов реформирования экономической системы.

Таким образом, результаты курсового исследования позволяют сделать вывод о том, что обращение к теоретическому осмыслению проблем государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в рамках глобализации мегарыночной среды открывает перспективы для развития макроэкономики и прикладных исследований, отвечающих практическим потребностям процессов управления на народнохозяйственном уровне.

Список использованных источников

1.       Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФА, 2011.

.        О естественных монополиях: Федер. Закон №147-ФЗ от 17 августа 1995г. (ред. от 25.12.2014) // Экономика и жизнь. - 1995. - №35. - С.28.

.        О реформировании электроэнергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г., №526 // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 29.03.2011.

.        Брю С.Л., Макконелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Пер.с анг. - М., 2015.

.        Булатов А.С. Экономика: Учебник. - М.: Экономистъ, 2015.

.        Власов П. Либерализация газового рынка Европы // Эксперт. - 2011. - №3.

.        Естественные монополии. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации (выдержки)

.        Замараев Б., Киюцевская А. Экономические итоги 2014 года: конец «тучных» лет // Вопросы экономики. - 2015. - №3.

.        Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015.

.        Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Омега-Л, 2015. - 496 с.

.        Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Г. Цыганова. - М.: Логос, 2016. - 368 с.

.        Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. - 2016. - №1.

.        Курс экономической теории: Учебник. Под ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. МГИМО МИД РФ. - Киров: «АСА», 2014.

.        Мау В. Драма 2014 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики. - 2015. - №2.

.        Мэнкъю Н. Г. Макроэкономика / Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 2015.

.        Сакс Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер с англ. - М.: Дело, 2015.

.        Самуэльсон П. Экономика. Пер.с англ. - М.: Прогресс, 2015.

.        Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: «Дело ЛТД», 2014.

.        Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. - М.: Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 2015.

.        Экономический кризис в России экспертный взгляд // Вопросы экономики. - 2015. - №4.

Похожие работы на - Естественные монополии в современной России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!