Малый и средний бизнес в развитой рыночной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    57,38 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малый и средний бизнес в развитой рыночной экономике












Курсовая работа

По дисциплине Микроэкономика

На тему: "Малый и средний бизнес в развитой рыночной экономики"

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Малый и средний бизнес: сущность, функции, особенности деятельности

1.1 Понятие малого и среднего бизнеса, его признаки и функции

1.2 Условия и особенности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса

1.3 Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности

Глава 2. Развитие бизнеса в экономических системах стран

2.1 Опыт функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой

2.2 Меры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса

2.3 Особенности развития предпринимательства в современной России

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Предпринимательская деятельность в нашей стране развивается сравнительно недавно и в своей основе имеет идею индивидуального развития и активного заработка. И конечно же, являясь юридическими лицами организации, в основе которых лежит предпринимательская деятельность (а не воспитательная, образовательная и прч.) так же делятся на виды.

Сегодня мы живем в век капитализма, а потому о значимость капитала в жизни каждого из нас говорить не приходится. "Деньги решают все", с этой фразой живут миллиарды людей, кроме того, она заменяет человеку религию. Возможно, что капитал сегодня стал просто самоцелью жизни человека. С одной стороны это приводит к смене ценностей и целевых ориентиров, но с другой - общество стремится к обогащению и социальная мобильность нам показывает, как из бедного и не известного человека (к примеру, торговца джинсами), может получиться всеми уважаемый и богатый человек (к примеру, олигарх). И наоборот, как из деток богатых родителей выходят зеки и наркоманы.

Поэтому, говоря о мобильности капитала в современных условиях, мы должны, в первую очередь думать о том, какое влияние эти передвижения оказывают на существующее общество и развитие малого и среднего бизнеса вообще.

Актуальность темы "Малый и средний бизнес в развитой рыночной экономики", обусловлена несколькими факторами. Во-первых, так как Россия не является страной с развитой экономикой, то опыт Зарубежных стран является основой развития нашей экономики. Во-вторых, предпринимательство развивается в России сравнительно недавно, а это говорит о том, что система еще далека от совершенства и необходимо стремиться к регулированию экономики по образцу уже развитых экономик. В-третьих, общество стремится развивать все системы, но часть из них не могут развиваться на основе зарубежного опыта, что определяет специфику развития России.

Целью работы является изучение особенностей малого и среднего бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой.

Задачами работы являются:

рассмотреть понятие и признаки малого и среднего бизнеса;

описать российские особенности ведения бизнеса;

охарактеризовать малый и средней бизнес в странах с развитой экономикой;

охарактеризовать особенности развития предпринимательства в России.

Кратко характеризуя степень разработанности темы, важно отметить, что основным источником информации по выбранной проблематике стали публикации в экономическом журнале "Корпоративные финансы", где постоянно публикуются работы, таких специалистов, как Анкудинов А.Б., Лебедев О.В., Ивашковская И.В., Янгель Д.О. и д. р., чьи работы посвящены вопросам жизненных показателей организаций, а так же изучению доходности компаний и выявлению методов и способов оценки их деятельности.

малый средний бизнес

Глава 1. Малый и средний бизнес: сущность, функции, особенности деятельности


1.1 Понятие малого и среднего бизнеса, его признаки и функции


Проживая в мире XXI века, необходимо отметить, что в современных условиях фактически не возможно представить мир без предпринимательства. Ведение бизнеса, как малого, так и крупного сегодня отличается довольно небольшим перечнем характеристик. Так, главным отличием крупных поставщиков - бизнес партнеров - имеют выходя на международный уровень, то малый бизнес, по сути не может и не должен этого добиваться, так его ориентация - это местный рынок.

Но если отличия малого от крупного бизнеса более или менее очевидны, то что касается среднего и малого бизнеса, отличий между ними не так уж и много, а исследователи склонны выдвигать схожие черты в данных объектах экономического развития.

Определения "малого и среднего бизнеса" и "малого и среднего предпринимательства" в литературе варьируются от формально - логических, указывающих на атрибутивные характеристики, до более детальных, вобравших в себя наиболее значимые аспекты. К числу первых можно отнести точку зрения, согласно, которой малое и среднее предпринимательство представляет собой "предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституирующих сущность этого понятия".

В юридической и экономической литературе внимание фокусируется на различных признаках, отличающих малый и средний бизнес. Так, верными представляются следующие признаки малого и среднего предпринимательства:

небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;

персонифицированное управление, предполагающее, что собственник или партнеры - собственники сами участвуют во всех аспектах управления бизнесом, в процессе принятия всех решений и свободны от контроля извне.

К субъектам среднего предпринимательства относятся:

индивидуальные предприниматели со среднегодовой численностью работников свыше 50 человек;

юридические лица со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325 000 - кратного МРП.

Анализируя зарубежный опыт, можно отметить, что в большинстве случаев используются количественные критерии выделения малых предприятий и гораздо реже - качественные. В то же время, наиболее часто используются такие критерии, как численность занятых на предприятии, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота, прибыли или выручки.

Осмысление различных критериев отнесения субъектов к малым и средним предприятиям позволяет констатировать, что предпринимательская деятельность модифицируется по мере эволюции хозяйственной жизни и становится более многогранной. Это дает возможность уточнить имеющиеся понятия и сформулировать собственное определение рассматриваемой категории, адекватно отражающее экономическую сущность малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, малое и среднее предпринимательство - это коммерческая деятельность с повышенной рискованностью, ориентированная исключительно на территориально ограниченный локальный рынок товаров и услуг, занимающая на соответствующем рынке, как правило, небольшой удельный вес, характеризующаяся использованием факторов производств а незначительного объема, специфическими методами и способами организации производства и ведения бизнеса, при которых, в частности, собственник лично управляет своим предприятием и обычно непосредственно участвует в его производственном процессе.

Безусловно, споры на тему разграничения среднего и малого бизнеса ведутся, как среди отечественных, так и среди зарубежных специалистов.

Следует признать необходимость более четкой классификации предприятий в рассматриваемом аспекте с учетом приоритетных направлений деятельности и путей их поддержки со стороны государственных и местных органов власти. Что обусловлено чувствительностью данных организаций к любым изменениям в экономике.

Таким образом, необходимо отметить, что на современном этапе крайне сложно разграничить данные понятия, но по сути ясно, что разница, все же есть, и в основном она заключается в доходе и задействованного персонала. И безусловно, нужно отметить, что развитие предпринимательства в России и в странах зарубежья имеют различные характеристики.

1.2 Условия и особенности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса


Если говорить о России, то ей соответствует смешенная модель, где взаимодействуют как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Однако, как уже подчеркивалось - борьба с коррупцией, развитие законодательства и укрепление связей - вот три направления для дальнейшей деятельности всех стран. Особенностью ее развития на территории государства является наличие большого внутреннего рынка, хорошие темпы экономического роста, положительный бюджета наличие международных резервов (хотя последние постепенно переходят обратно в Россию, под воздействием международных процессов).

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

на многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и государственного предпринимательства;

смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

многообразие форм распределения национального продукта.

Предпринимательство на сегодняшний день - одно из самых передовых направлений, каждый день открываются фирмы, учреждаются новые компании и постоянно нарастает конкурентная борьба между представителями одной отрасли. При этом не столь важно, будет ли эта конкуренция честной, главное - заработок. Для любого предпринимателя прибыль является важнейшей целью, по сути получается, что если не стремиться к повышению прибыли своей компании, то и сама компания обречена на исчезновение, так как она не жизнеспособна. Но, что из себя представляет эта самая прибыль, ведь учредитель не может забрать себе все, что зарабатывается в его организации, точно так же как и не может с уверенностью говорить о том как скоро его предприятие окупится и на сколько оно вообще рентабельно на рынке. Но как бы там ни было, вопрос о результатах предпринимательской деятельности является крайне актуальным на сегодняшний день, так как по сути, все открывают свое дело не потому что стремятся уйти в самостоятельное "плаванье" и не работать "на дядю", люди видят в предпринимателях идеал самодостаточных, обеспеченных и реализовавших свои амбиции людей. Именно этот образ привлекает в бизнес все новых дельцов. А потому, говорить о том, что же из себя представляет прибыль и в чем разница между такими понятиями как прибыль и доход, говорить нужно и важно. Ведь когда человек, не имеющий представлений о том, что его ждет по окончанию определенного срока, он может потерять все, что имеет.

Одной из центральных или опорных категорий системы хозяйствования рыночного типа выступает доход предпринимательской фирмы. Безусловно, у работодателя и работополучателя есть собственные экономические интересы, которые реализуются в особых формах: прибыль, процент и дивиденд на капитал, зарплата и т.д. Но первичное присвоение отражает, прежде всего, доход или денежная выручка от хозяйственных действий предпринимательской фирмы. Доход - это совокупность представлений и фактических результатов деятельности на которые способна организация. Он должен быть перераспределен между участниками всей деятельности организации, а потому будет отличаться от прибыли.

Прибыль - многозначное понятие. Наиболее употребляемое как разница между выручкой и полными издержками. Прибыль возникает в результате производственной, научно - исследовательской, торговой, спекулятивной деятельности. Возможность получения прибыли стимулирует предпринимательскую деятельность, даже если она сопряжена с риском. Как правило, прибыль отождествляется с денежным успехом. Долгое время марксисты считали, что, поскольку прибыль создается трудом работников, то капиталист не имеет права на прибыль. Однако, сейчас эта точка зрения изменилась, т.к. прибыль создается не только трудом работников, но и тем изначальным капиталом, который вложен в бизнес. Прибыль как экономическая категория является результатом всей производственно - хозяйственной деятельности. Прибыль определяет на сколько организация жизнеспособна, на сколько она может быть полезна, каким образом может восприниматься партнерами и конкурентами и на сколько она будет привлекательна для инвесторов и платежеспособна в принципе. Следовательно, именно прибыль является ведущим показателем уровня предприятия.

Наиболее сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику. Очевидно, они должны определяться возможностью функционирования законов рынка. В противном случае произойдет разрушение рыночного механизма, и экономика может трансформироваться в худший вариант командной системы. Западные государства не раз наталкивались на подобные пределы.

Социальная политика может вступить в противоречие с рыночными стимулами повышения производства, ослабляя тем самым все преимущества рыночного механизма. Кроме того, следует иметь в виду, что чрезмерное усиление роли государства неизбежно приводит к бюрократизации, гипертрофированной роли чиновников в жизни страны, затрудняет принятие разного рода решений в области экономики.

Таким образом, если государство пытается выйти за рамки той роли, которая ему отведена в условиях рыночной экономики, то, какими бы благими намерениями оно ни руководствовалось, как правило, происходят губительные деформации рыночных процессов. В конце концов страдает все общество, в том числе и те его слои, которым государство стремилось помочь.

И в итоге получается, что для России по прежнему характерно вмешательство в экономическую сферу со стороны государства (около 40% всего капитала находится в госсобственности), а частная собственность сконцентрирована в руках немногих (именно они формируют более 10% ВВП России). А потому, российский капитализм - это своего рода государственный капитализм, когда основным капиталом апеллируют правительство и частные лица, которые имеют тесные связи с правительством.

По сути, это естественный тип развития, но в то же время есть опасность того, что под воздействием современных обостряющихся международных условий экономическая система России обернется в административно-командную, по примеру Китая и ранее распавшегося СССР.

1.3 Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности


Говоря о предпринимательстве, необходимо учитывать тот факт, что в России все процессы регулирующие капиталистические отношения берут свое начало с конца 90-х годов ХХ века. Это связано с различными причинами, главными из которых является отказ от прямого вмешательства в процесс перехода к капитализму в начала 90-х годов ХХ века. После многочисленных кризисов и дефолта, правительство перешло на курс управления как экономикой, так и вообще всеми сферами жизни государства.

Но, все организационные формы, которые были выделены в процессе развития капиталистических отношений в странах Западной Европы, перешли и в Россию.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно - экономическим формам, степени использования наемного труда и др. Рассмотрим некоторые из них.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность - это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.

Формы предпринимательства в свою очередь можно подразделить на организационно-правовые и организационно - экономические. В числе организационно-правовых форм - товарищества, общества, кооперативы.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Концерн - это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

Ассоциации - мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций - совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

Синдикат - объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

Картель - это соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др. Новой организационно-экономической формой предпринимательства служат финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций. Основные формы коммерческих предприятий в экономически развитых странах. Это частнопредпринимательская фирма, партнерство и корпорация. Под "фирмой" понимается экономический субъект, который занимается производственной или иной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития в России, как и во всех развитых странах, существует множество форм предпринимательства, которое, безусловно, будет основываться на ряде факторов - таких как первоначальный капитал, задействованный персонал, рынок сбыта (ориентация), партнерство. А потому, все организационные формы в той или иной степени могут быть представлены как малым, так и средним бизнесом.

Глава 2. Развитие бизнеса в экономических системах стран


2.1 Опыт функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой


В процессе развития человеческое общество накапливало различные механизмы и создавало институты, которые способствовали регулированию происходящих в обществе процессов. В связи с тем, что на протяжении всей истории человечества оно развивалось, стремилось познать что-то новое и непонятное, за многие тысячи лет сложились и социально-экономические и политико-правовые институты, которые способны регулировать экономику носить свои коррективы.

Однако, необходимо понимать, что периодизация не может быть главной в отношениях между людьми. Они должны строиться на ряде факторов, которые и в наши дни сильно различаются. Определение той или иной экономической системы позволяет судить о государстве, его истории и даже о будущем.

Итак, современное общество, условно, можно поделить на 3 группы стран:

традиционные - государственные образования, которые основаны на традициях и обычаях, в основном религиозного толка, опирающиеся на систему полного подчинения правительству, в основе экономики которых находится натуральное хозяйство и оборот ресурсов;

индустриальные - страны стремящиеся к достижению высоких темпов роста, развивающие промышленное производство и увеличивающие объем прав и свобод населения;

постиндустриальные страны - государства с развитой демократической системой, с большим перечнем прав и свобод населения, с непроизводящей экономикой, так как в ее основе лежит сфера инновационных технологий и торговля услугами.

Такое разделение мира соответствует выдвинутому в 70-е года ХХ века постулату, о том, что в мир делится на развитые, развивающееся и страны "третьего мира". Таким образом, к развитым странам относятся страны Западной Европы и США, к развивающимся Россия, страны Восточной и Центральной Европы, а так же Китай и Япония, а к странам "третьего мира" условно можно отнести страны Ближнего Востока, Азии и Африки.

Естественно, что одним из факторов, в соответствие с которым было проведено такое разделения была экономическая система этих стран и конечно же, если брать за основу развитую экономику, то станет ясно, что именно страны, относящиеся к данной группе определяют процесс развития бизнеса.

В развитых странах малые инновационные предприятия, особенно субъектам, реализующим инновационные проекты, оказывается всемерная поддержка. Ярким примером служат США, где политика каждого штата ориентирована на поддержку малого и среднего бизнеса, направленного на реализацию проектов в сфере нанотехнологий, а также прочих проектов, входящих в список перспективных технологических направлений, утвержденный правительством США.

Понимая, что малые и средние предприятия являются одной из движущих сил роста научно-технического прогресса, в США им оказывается всесторонняя поддержка. Так, для обеспечения благоприятных условий для успешной деятельности инновационно-активных малых и средних предприятий еще в 1982 году принят законопроект " О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе", который впоследствии дополнялся незначительными изменениями. Его основными целями являются:

. Стимулирование технологических инноваций;

. Использование потенциала малых и средних предприятий для реализации федеральных заказов на выполнение НИОКР;

. Содействие в привлечении талантливых людей к занятию технологическими инновациями;

. Помощь частному сектору в коммерциализации научно технических достижений, по результатам НИОКР, выполненных по федеральным заказам;

. Вовлечение малых предприятий в квалификационный перечень фирм США работающих в инновационной сфере для удовлетворения национальных потребностей в специальных исследованиях и разработках.

На основе этого закона в США была создана Администрация по делам малого и среднего бизнеса, которая успешно реализует следующие программы:

"Программа Инновационных исследований в малом бизнесе" (The Small Business Innovation Research - SBIR);

"Программа трансферта технологий малого бизнеса" (The Small Business Technology Transfer Program - STTR);

"Инвестиционные компании малого бизнеса" (Small Business Investment Company - SBIC) и др.

В итоге, в США ежегодно в рамках программ поддержки малого и среднего инновационного бизнеса реализуется свыше 6 тыс. проектов на общую сумму более $2 млрд.

Другой страной, чей опыт так же может быть бесценен, но к подойдет далеко не для всех стран, может быть Япония - уникальная страна, где нет ни природных ресурсов, ни огромных территорий, но уже на протяжении многих лет сохраняющая мировое лидерство по показателям экономического роста. В немалой степени это было достигнуто за счет целенаправленной политики, направленной на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства.

Особенностью поддержки малого и среднего бизнеса в Японии является ее многоуровневость - совокупность поддержки государственных, региональных и местных органов власти. Правительством Японии обозначены важнейшие стратегических направления НИОКР (наука о жизненных процессах, информационные технологии, изучение окружающей среды, нанотехнологии и разработка новых материалов), которые позволят Японии занять лидирующее положение в этих областях науки и технологии.

Основой инновационной инфраструктуры в Японии исторически стали технополисы, где инновационно-ориентированные предприятия могут получить субсидирование, низкопроцентные займы для венчурного бизнеса, помещения в аренду и прочие мощности под льготную процентную ставку.

Таким образом, на примере развитых экономик, необходимо подчеркнуть, что для успешного развития малого и среднего бизнеса необходимо определить сферу, которая не может быть занята крупным бизнесом, но в то же время будет востребована на рынке. На примере США и Японии видно, что предприятия малого и среднего бизнеса занимают нишу наукоемкого производства, что безусловно, в век нанотехнологий, является основным направлением. В то время, как все остальные страны направили малый и средний бизнес на поставки товаров и услуг населению на местных рынках и покупают эти новые технологии в странах с развитой структурой малого и среднего бизнеса. Хотя, возможно эта специфика определяется и другим показателем - уровнем развития экономической системы, которая в России еще пока только формируется, чем и могут быть обусловлены поиски тех ниш, которые могут занимать российские предприниматели.

2.2 Меры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса


Говоря о мерах государственной поддержки экономики, необходимо отметить, что в процессе исторического развития правительство России неоднократно доказывало, что реальные действия правительства всегда сильно расходятся с тем, что декламируется в обществе и как результат приводит к тому, что население не получает и сотой доли общественного. Итогом такой политики стал упадок производительности труда и заинтересованности населения в развитие экономики страны.

Во все времена Российское государство шло своим, отдельным путем развития, даже когда брало за основу опыт Западных стран. На территории нашего государства все законы и проверенные методы оказывались не действенны или нуждались в полной переработке. Так произошло и в конце ХХ века, когда во всем мире наблюдался сдвиг в направлении инновационной технической деятельности, консолидации и интеграции, в нашей стране нарастал кризис и деградация общественных отношений.

Существует огромное количество литературы, в которой рассматриваются методы регулирования государством экономической и предпринимательской деятельности. Обобщая полученную информацию, можно отметить, то в экономической литературе можно встретить различные подходы к классификации методов государственного воздействия. С определенной условностью все методы объединяются в 5 групп:

) Косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования (установление налоговых ставок и предоставление налоговых льгот, норм амортизации, регулирование учетной ставки процента, норм обязательного резервирования, гарантия государства под выдаваемые или получаемые кредиты, введение экспортно-импортных пошлин и т.д.);

) Прямое государственное финансирование (распределение бюджетных инвестиций, субвенций, дотаций и т.п.);

) Методы регулирования материальных потоков и производственной деятельности, заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование и лицензирование;

) Государственное предпринимательство;

) Программно-целевое планирование и управление.

В основе любого государства существует принцип подчинения, когда граждане, получая свои права, вынуждены исполнять и обязанности.

Поэтому главным методом, которым пользуется любое государство в процессе формирования тех или иных отношений является принуждение (как экономическое, через зарплаты, штрафы, пенсии и проч., так и внеэкономическое, через традиции, патриотизм, идеологию).

На данный момент, в РФ существуют различные методы как регулирования - через штрафы, налоги, законы и проч., так и поддержки - программы, субсидирование, кредитование и проч.

В соответствие с долгосрочной стратегией социально-экономического развития России до 2020 г., планируется увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП к 2020 г. до 60-70%. Именно такую задачу поставил Президент России перед правительством. Заметим, речь идет не об абсолютном приросте товаров и услуг, порой мало что говорящем. Задача поставлена более дальновидно. Ее решение должно показать, в искомых ли направлениях развивается малое и среднее предпринимательство (МСП), растет ли его вклад в национальную экономику - все это более точно передает отношение добавленной стоимости, наработанной предприятиями малого бизнеса, к внутреннему валовому продукту страны.

Для реализации данной программы применяются различного рода Федеральные Законы, государство предоставляет гранты и субсидии, размер которых составляет от 250 тыс. рублей на одного получателя поддержки.

Как показала экономическая действительность, механизмы государственной поддержки кредитования малого и среднего бизнеса столкнулись с системной проблемой - убывающей отдачей от вливания финансовых ресурсов. Уже достигнутые объемы господдержки - порядка 2-3% рынка - на рынок кредитования МСБ серьезного влияния не оказывают. Все три основных канала госпомощи - Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП Банк), гарантийные фонды и микрофинансовые организации с государственным капиталом - встретились со структурными ограничениями.

Экстенсивное увеличение объемов господдержки кредитования МСБ должно идти вместе с преодолением структурных проблем. Необходимо внедрение отраслевых стандартов работы институтов, через которые осуществляются вливания средств и изменение законодательства под фактически сложившиеся условия работы на рынке. Ключевая задача государства для обеспечения уверенного роста кредитования малого и среднего бизнеса заключается в снижении налогового бремени и обеспечении макроэкономической стабильности.

Таким образом, можно отметить, что правительство всячески стремится содействовать малому и среднему бизнесу, так как от развития этих областей зависит будущее экономики государства, но перед всеми программами помощи встает множество проблем, которые необходимо решить в ближайшее время, что связано с современными международными проблемами и как следствие кризисом в российской экономике сегодня.

2.3 Особенности развития предпринимательства в современной России

Говоря о современном предпринимательстве, необходимо иметь в виду, что в основе любого открываемого сегодня учреждения лежит вопрос о его рентабельности и доходности - на сколько оно будет конкурентоспособно, сможет ли предложить потребителю что-то более экономичное или более нужное, чем уже существующие товары и услуги. А потому все чаще встает вопрос о необходимости анализировать существующий рынок на предмет не рентабельных организаций, которые по тем или иным причинам все еще сохраняются на рынке. Но с другой стороны, как можно лишить человека права заниматься бизнесом, если все что он делает соответствует закону. А потому, необходимо проводить постоянные внутренние проверки, использовать различные методики для выявления слабых мест в структуре капитала и системе реализации обязанностей. Только в таких условиях компания сможет продержаться на рынке и не потерять свое место.

Если рассматривать вопрос о развитии международных отношений, то выяснится, что страны Запада, всегда считали себя выше по развитию во всех отношениях, нежели другие страны. В чем-то, безусловно они правы. Так по показателям уровня жизни, темпам развития экономики и продвинутости предпринимательства Запад не уступает никому (даже Япония, которая является самым развитым государством в мире, больше направлена на научно-технический прогресс, нежели на развитие экономического потенциала).

И сегодня, РФ для стран развитой Европы - это всего лишь страна с развивающейся экономикой, а следовательно, использование ресурсов и невысоких цен для личной выгоды - главная цель всех иностранных инвесторов. И не смотря на то, что многие из перспективных и потенциальных инвесторов не хотят вкладывать капитал в нашу экономику, это вовсе не говорит о том, что им предоставлены не выгодные условия, просто на Западе сложилось представление, что в России не благополучная экономическая ситуация, криминализация экономики и полное отсутствие законодательных инициатив. Естественно, что подобное мнение не имеет ничего общего с реальностью, но таково представление о России, по сведенью ряда специалистов.

Конечно же, по-другому дело обстоит с инвесторами из стран Востока и Азии, но по факту инвестиции из этих стран и так в достаточной мере способствуют развития нашей экономики, в то время как отношения со странами Европы могут оказать положительное влияние на экономический рост.

К выше описанному добавились события в Украине, которые подорвали и без того не самые крепкие отношения отечественных бизнесменов с западными партнерами и инвесторами. Хотя, если рассматривать вопрос инвестиций, Россия является крайне выгодным государством, которое и с законодательной точки зрения стремится обезопасить инвесторов и обязывает предпринимателей страховать инвестиционные взносы и проводит работу по нарастанию капиталооборота крупных предприятий и поддерживает малый бизнес. В общих чертах, вопрос о том, сколько западные партнеры потеряли после введения санкций, остается открытым.

Но почему стоит говорить об инвестиционной политике?

Инвестиции - это капиталовложения и не всегда предполагающие собственно прибыли, иногда это могут быть защита природы или памятников истории или помощь нуждающимся и прочие варианты. Почему люди инвестирую ту или иную отрасль - вопрос многогранный, где-то хорошо сработала реклама, где-то потрудились заинтересованные лица, а где-то сработало элементарное сочувствие. Но, не смотря на причины и направления инвестиций (при условий, что все происходит легально и имеет положительные цели), значение инвестиций для экономики огромно.

Деловая активность - это взаимодействие предпринимателя (организации) с различными партнерами, по сбыту, приобретению, получению дохода и затрат, формирования условий для развития своего дела и налаживания контактов с выгодными людьми.

Следовательно, эти два понятия неразрывно связаны друг с другом и важно отметить, что различные исследователи посвящали свои работы данному вопросу, так как от части он является основой для развития менеджмента в общем.

Аналитический отдел любой компании имеет цель выяснения стабильности и доходности конкурентов, а не прослеживания тенденций собственного роста. И по сути это можно легко объяснить, ведь бороться с конкурентами проще, когда известны их слабые места или есть возможность где-то их обойти, а вот вопросом собственного благополучия занимаются другие отделы, которые так же присутствуют в составе компании, но занимаются вопросами притока и оттока капиталов и реализации выплат и прч.

Можно предположить, что для расчета доходности корпорации необходимо определить показатели и определяющие развитие факторы, а это довольно трудоемкий процесс, который и проводится в большинстве случаев только по отношению конкурирующей фирмы. Но, часто сами компании изучают полученные данный для выявления образовывающихся вокруг организации рисков. Риски возникают постоянно, это связано, как с внешними, так и внутренними факторами, но без выявления рисков компания может быстро обанкротится и остаться без поддержки. А риски непосредственно связаны с понятием барьерной ставки, т.е. для каждой категории инвестиций есть определенные уровни рисков чему соответствует определенная барьерная ставка.

Любое стратегическое решение должно быть направленно на создание эффективности барьерной ставки доходности корпорации, достижения качественных показателей и показателей роста значимости самого предприятия на рынке. И методами выявления эффективности могут быть следующие:

) использование в расчетах денежных потоков для среднеожидаемых условий и учет фактора риска при расчете ставки дисконтирования. Общий вид ставки при данном подходе выражается формулой,


где R - расчетная ставка дисконтирования, %;

Rf - безрисковая ставка доходности, %;

rj - учитываемые в анализе инвестиционные риски (j=1, N), %.

С учетом группировки факторов риска по выделению инфляционного риска в качестве отдельной составляющей (темп роста i инфляции в %).

) в качестве ставки дисконтирования использует только безрисковую ставку доходности, а риск учитывает с помощью задания вероятностных характеристик денежных потоков. В этом случае рассчитываются следующие характеристики инвестиционных проектов:

ожидаемая чистая текущая стоимость по проекту (ОЧТС), то есть математическое ожидание ЧТС:

ОЧТС=Σ ЧТСiPi

стандартное отклонение ЧТС:


Преимущество этого метода состоит в том, что не нужно рассчитывать ставку дисконтирования с учетом риска. В то же время необходимо иметь вероятностные характеристики денежных потоков, определяющие значения ЧТС, что весьма затруднительно из-за отсутствия соответствующей статистической информации.

И по сути, можно отметить, что развитие малого и среднего бизнеса в России проходит довольно сложные стадии, так как нуждаясь в поддержке инвесторов не может их привлечь из-за существующих рисков, расходность компании может оказаться значительно выше заложенной в результате постоянных ценовых скачков и нестабильности валютного рынка, а законодательство в стране нуждается в ряде корректировок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса. Кроме того, нельзя не учитывать такие явления, как коррупция, незначительный интерес со стороны государства, отсутствие продуманной политики кредитования, несовершенство налоговой системы и т.д.

Кроме того, важно учитывать и то, что малый и средний бизнес очень гибко реагируют на изменение рыночной конъюнктуры, может быстро перестроить производство на выпуск другого товара или услуги. Все это дает возможность в короткие сроки окупать вложенный капитал путем его перелива из одной отрасли в другую.

Малый бизнес более восприимчив к нововведениям, так как может быстро перестраивать производство и апробировать новые идеи, но из-за ограниченности финансовых ресурсов заинтересован в ускоренной разработке технический решений. На Западе активно поддерживаются рисковые (венчурные) проекты за счет аккумулирования из различных источников финансовых средств под эти проекты. Венчурные предприятия оперативно разрабатывают и доводят до выпуска промышленного образца многие оригинальные идеи. Всем известен факт, что малые предприятия гораздо быстрее могут создать инновационный продукт, нежели крупные предприятия.

Для успешного развития малого и среднего бизнеса необходима стабильная и эффективная налоговая система. Действующая на сегодняшний момент система, к сожалению, слишком сложна и неоднозначна, что способствует сокрытию субъектами хозяйственной деятельности своих реальных доходов, а значит и снижению доходов государства в целом.

Снижения бюрократического барьера - еще один фактор развития малого и среднего бизнеса. Делать это необходимо через упрощение процедуры регистрации предприятий, лицензирования и выделения помещения для аренды.

Улучшение нормативной базы вкупе со снижением бюрократического барьера создадут условия и для свертывания теневой экономики России.

Таким образом, можно еще раз подчеркнуть, что в связи с тем, что бизнес в России вообще имеет недавнюю историю, возникают сложности, так как нет твердой уверенности в способностях собственной компании. Если все юридические лица, привлекающие какие-либо капитала (инвестиции) зададутся целью создать четкое представление о возможностях и доходах организаций, то эффективность работы таких предприятий возрастет, а число банкротств сократится. А потому, можно с определенной уверенностью отметить, что несмотря на довольно большое количество организаций, которые можно отнести как к среднему, так и к малому предпринимательству, они далеко не всегда перспективны, жизнеспособны и нуждаются в поддержке, как со стороны государства, так и в привлечении капитала из вне, что фактически бывает не возможно в связи с крайне незначительными суммами прибыли.

Заключение


Подводя итог проведенной работе, необходимо отметить, что:

необходимо отметить, что на современном этапе крайне сложно разграничить данные понятия, но по сути ясно, что разница, все же есть, и в основном она заключается в доходе и задействованного персонала. И безусловно, нужно отметить, что развитие предпринимательства в России и в странах зарубежья имеют различные характеристики;

для России по прежнему характерно вмешательство в экономическую сферу со стороны государства (около 40% всего капитала находится в госсобственности), а частная собственность сконцентрирована в руках немногих (именно они формируют более 10% ВВП России). А потому, российский капитализм - это своего рода государственный капитализм, когда основным капиталом апеллируют правительство и частные лица, которые имеют тесные связи с правительством. По сути, это естественный тип развития, но в то же время есть опасность того, что под воздействием современных обостряющихся международных условий экономическая система России обернется в административно-командную, по примеру Китая и ранее распавшегося СССР;

на примере развитых экономик, необходимо подчеркнуть, что для успешного развития малого и среднего бизнеса необходимо определить сферу, которая не может быть занята крупным бизнесом, но в то же время будет востребована на рынке. На примере США и Японии видно, что предприятия малого и среднего бизнеса занимают нишу наукоемкого производства, что безусловно, в век нанотехнологий, является основным направлением. В то время, как все остальные страны направили малый и средний бизнес на поставки товаров и услуг населению на местных рынках и покупают эти новые технологии в странах с развитой структурой малого и среднего бизнеса. Хотя, возможно эта специфика определяется и другим показателем - уровнем развития экономической системы, которая в России еще пока только формируется, чем и могут быть обусловлены поиски тех ниш, которые могут занимать российские предприниматели;

в связи с тем, что бизнес в России вообще имеет недавнюю историю, возникают сложности, так как нет твердой уверенности в способностях собственной компании. Если все юридические лица, привлекающие какие-либо капитала (инвестиции) зададутся целью создать четкое представление о возможностях и доходах организаций, то эффективность работы таких предприятий возрастет, а число банкротств сократится. А потому, можно с определенной уверенностью отметить, что несмотря на довольно большое количество организаций, которые можно отнести как к среднему, так и к малому предпринимательству, они далеко не всегда перспективны, жизнеспособны и нуждаются в поддержке, как со стороны государства, так и в привлечении капитала из вне, что фактически бывает не возможно в связи с крайне незначительными суммами прибыли.

Список использованной литературы


1.       Авилова В.В., Башкирцева С.А. Опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах // Экономические науки. 2011. №10. С.238-246

2.       Бесценный Д.С. Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран // Экономика. 2010. №4. С.55-58

.        Виды и формы предпринимательства // #"906755.files/image003.gif">

Похожие работы на - Малый и средний бизнес в развитой рыночной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!