Модели экономического роста: концептуальный подход

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,99 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Модели экономического роста: концептуальный подход

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра маркетинга








Курсовая работа

МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД


Титовца Артура Андреевича студента 2 курса






Минск, 2016

Введение

Важность изучения экономического роста заключается в том, что от его темпов зависит повышение благосостояния нации.

Проблемы экономического роста привлекали внимание ученых на протяжении последних трех столетий. В Республике Беларусь в последнее время проблемы экономического роста являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. Однако снижение реальных доходов населения и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического роста. В самом простом понимании экономический рост - это увеличение валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. Увеличение темпов экономического роста приводит к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов бюджета.

Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста является одной из основных задач экономической политики государства, чему способствуют различные теории экономического роста, в той или иной мере применяемые экономистами на практике.

Целью курсовой работы является анализ моделей экономического роста, а также выявление проблем экономического роста в Республике Беларусь.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

·рассмотреть сущность экономического роста, его факторы и типы;

·охарактеризовать основные модели экономического роста;

·проанализировать проблемы экономического роста в Республике Беларусь;

·выявить основные направления повышения экономического роста в Республике Беларусь.

Объектом исследования являются модели экономического роста. Предметом исследования являются особенности экономического роста в Республике Беларусь.

Информационной базой для написания курсовой работы послужили популярные учебные пособия отечественных и зарубежных авторов: «Макроэкономика» под ред. А.В. Бондаря, «Экономическая теория» под ред. Т.Г. Бродской, материалы справочных экономических и периодических печатных изданий, а также официальный сайт Национального банка Республики Беларусь, сайты правительства Республики Беларусь, официальный статистический сайт, сайт Министерства экономики и др.

Глава 1. Теоретические основы экономического роста

.1 Экономический рост: сущность, факторы, типы

Под экономическим ростом понимается увеличение реального объема национального выпуска в экономике. Но в более широкой трактовке он включает в себя повышение уровня занятости, увеличение производства товаров и услуг на душу населения и улучшение ряда других показателей, например, увеличение свободного времени членов общества [2, c. 12].

Экономический рост можно рассматривать как долгосрочный аспект динамики совокупного предложения или, что более точно, потенциального объёма выпуска. Анализ его факторов и закономерностей является одним из центральных вопросов макроэкономической теории.

Экономический рост - рост реального выпуска экономики во времени. Экономический рост обычно измеряется либо как увеличение реального валового национального продукта (ВНП) или реального валового внутреннего продукта (ВВП), либо как увеличение дохода на душу населения. Последний показатель рассчитывается как отношение суммарного выпуска к численности населения. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека. В самом общем виде экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов (их производительности) [3, c. 26].

Экономический рост оказывается результатом развития производительных сил под влиянием научно-технического и производственно-технологического прогресса. В условиях современной научно-технической революции технология определяет весь механизм воспроизводства и экономического роста. Современная технология является как средством увеличения производительности труда и эффективности производства, так и методом трансформации структуры производства, распределения и потребления на всех уровнях общественного воспроизводства.

По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми считаются факторы, которые делают рост физически возможным. В эту группу входят факторы предложения. К факторам экономического роста со стороны предложения относятся:

·увеличение численности населения (в первую очередь трудоспособного, экономически активного);

·аккумуляция капитала (за счет инвестиций);

·вовлечение в хозяйственный оборот большого количества природных ресурсов (освоение новых земель, месторождения полезных ископаемых и т.д.);

·разработка и освоение новых технологий, способов организации производства;

·государственная политика стимулирования совокупного предложения.

Косвенные факторы - это условия, позволяющие реализовать имеющиеся у общества возможности к экономическому росту. Такие условия создаются факторами спроса и распределения. К факторам экономического роста со стороны спроса относятся:

·повышение спроса на потребительские товары, связанное с ростом доходов населения или изменением его предпочтений в пользу большего потребления, чем сбережения;

·увеличение государственных расходов и государственного спроса на ресурсы и товары;

·повышение спроса на товары и услуги данной страны со стороны иностранцев;

·государственная политика стимулирования совокупного спроса.

К факторам распределения, оказывающим воздействие на экономический рост, относятся:

·фактическая аллокация производственных ресурсов по отраслям, предприятиям и регионам страны;

·действующий в обществе порядок распределения доходов между субъектами хозяйственной деятельности [1, c. 297-298].

Типы экономического роста определяются в зависимости от конкретных условий взаимодействия живого и овеществленного труда, личного и вещественного факторов производства, влияния научно-технического прогресса.

Экономическая наука выделяет два типа экономического роста, впервые сформулированных К. Марксом: экстенсивный и интенсивный. Они различаются соотношением результатов и факторов производства.

Первый тип характеризуется количественным увеличением экономических ресурсов (факторов производства): строительством новых предприятий, электростанций, дорог, вовлечением в хозяйственный оборот новых земель, трудовых и природных ресурсов и т. п. Этот тип получил название экстенсивного экономического роста. При данном типе рост ВВП достигается путем расширения сферы применения живого и общественного труда при условии, что средняя производительность труда в обществе не меняется.

Основной особенностью экстенсивного экономического роста является то, что расширение объема материальных благ и услуг достигается за счет увеличения количества применяемых прямых факторов предложения: численности работников, средств труда, земли, сырья, топливно-энергетических ресурсов и т.д.

При экстенсивном росте сохраняются постоянные пропорции между темпами роста реального объема производства и реальных совокупных издержек на его создание.

Второй тип называется интенсивным экономическим ростом. Он имеет место, когда рост ВВП опережает рост количества занятых экономических ресурсов.

Понятно, что интенсивный рост экономики является основой роста благосостояния общества.

Однако экстенсивный рост - более простой тип экономического роста. Его главное достоинство заключается в том, что он обеспечивает наиболее легкий путь повышения темпов хозяйственного развития, позволяет сравнительно быстро и относительно дешево наращивать экономический потенциал страны.

Специфика интенсивного типа экономического роста состоит в том, что расширение производства обеспечивается за счет качественного совершенствования прямых факторов роста: применения прогрессивных технологий, использования рабочей силы, имеющей более высокую квалификацию и производительность труда и т.д. В этом случае темпы роста реальных объемов производства будут превышать темпы изменения совокупных издержек на его производство.

Экстенсивный рост исторически предшествует интенсивному росту - каждая страна в свое время прошла или проходит сейчас по пути экстенсивного роста. Западные страны, например, завершили свое хозяйственное развитие по экстенсивному пути и перешли на интенсивный путь еще в первой половине XX в.

На практике не существует чисто экстенсивного или чисто интенсивного типов экономического роста. По мере развития производительных сил происходит постепенный переход от количественных экстенсивных источников экономического роста (расширения использования рабочей силы и средств производства) к качественным интенсивным на основе внедрения научно-технического прогресса, его материализации в основных факторах производства [2, c. 51]

Показателями экономического роста являются темпы роста или прироста ВВП (ВНП) или национального дохода (НД) за определенный промежуток времени, или те же показатели, но соотнесенные с численностью населения страны, т.е. ВВП (ВНП) или НД, приходящиеся на душу населения.

Абсолютные и удельные показатели позволяют оценить экономический рост с различных позиций. Темпы роста ВВП (ВНП) и их абсолютная величина в большей степени подходят для оценки наращивания экономической мощи государства, его военно-стратегического потенциала, политического влияния на международные отношения, его места и роли в геополитической расстановке сил.

Удельные показатели позволяют более точно определить социально-экономическое благополучие нации, уровень жизни населения отдельных стран, региональных и иных их группировок.

Однако необходимо иметь в виду, что данные показатели отражают в подавляющей своей части уровень развития материального производства и материального благополучия. Иными словами, данные показатели ориентируют в основном на развитие потребительского общества. Это - общество, которое формирует культ материального достатка. Оно в решающей степени игнорирует те ценности, которые являются сущностью человеческого духовного бытия и которые никак не могут стать объектом купли-продажи, получить стоимостную оценку. Если такое случается (забвение чувств чести, собственного достоинства, совестливости под давлением «денежного мешка»), то эти духовные ценности просто исчезают и трансформируются в свою противоположность [6, c. 45].

Как уже отмечалось, мерой экономического роста служат темпы прироста реального ВВП (ВНП) или НД (в процентах):

,

где и - темпы прироста соответственно валового внутреннего продукта и национального дохода;

и - величины соответственно валового внутреннего продукта и национального дохода в исследуемом году;

и - величины соответственно валового внутреннего продукта и национального дохода в году, предшествовавшем исследуемому.

При этом не следует забывать, что, когда речь идёт о приросте реального ВВП или НД, они измеряются в неизменных, т.е. в единых ценах. Если расчёты ВВП или НД в исследуемом и предшествовавшем годах осуществились в текущих ценах этих лет, то необходимо внести поправку на величину дефлятора.

Теперь обратимся к удельному показателю, т.е. ВВП, приходящемуся на душу населения. Он исчисляется по следующей формуле:

,

где - ВВП на душу населения страны;

Ч - Численность населения страны.

Таким образом, экономический рост - рост реального выпуска экономики во времени. Экономический рост обычно измеряется либо как увеличение реального валового национального продукта (ВНП) или реального валового внутреннего продукта (ВВП), либо как увеличение дохода на душу населения.

Основными факторами экономического роста являются прямые (предложения) и косвенные (спроса и распределения).

Экономическая наука выделяет два типа экономического роста, впервые сформулированных К. Марксом: экстенсивный и интенсивный. Они различаются соотношением результатов и факторов производства.

Показателями экономического роста являются темпы роста или прироста ВВП или национального дохода (НД) за определенный промежуток времени.


Неокейнсианские модели экономического роста возникли в развитие кейнсианской теории макроэкономического равновесия и акцентируют своё внимание на спросе как основном факторе, от которого зависит рост экономики. Важнейшим компонентом совокупного спроса в кейнсианской теории являются инвестиции, которые увеличивают объём национального дохода посредством мультипликатора.

Наиболее известными являются неокейнсианские модели экономического роста Р. Харрода и Е. Домара.

Рассмотрим редпосылки, используемые в модели Домара [1, c. 302-304].

Во-первых, производственная функция с невзаимозаменяемыми факторами производства и постоянной производительностью данных факторов имеет вид:

(1.1)

где - объём выпуска (совокупного предложения) в экономике;

постоянные коэффициенты производительности капитала и труда соответственно;

имеющиеся в экономике в данный период объёмы капитала и труда соответственно.

Следовательно, существует единственное соотношение объёма труда и капитала, приводящее к полному использованию обоих ресурсов. Если объём имеющихся трудовых ресурсов больше, чем требует существующие технологии, то идёт развитие безработицы. В обратном случае возникают излишки капитала, т.е. избыточные производственные мощности. Кроме того, в производственной функции (1.1) предполагается равенство средних и предельных производственных ресурсов:

(1.2)

где - предельные продукты капитала и труда соответственно;

изменения объёмов выпуска, капитала и труда соответственно;

средние продукты капитала и труда соответственно.

Во-вторых, в модели Домара не предусматривается износ капитала, но инвестиции начинают работать с момента их ввода.

В-третьих, допускаются постоянство и равенство предельной и средней склонностей к сбережениям у домохозяйств:


где - предельная склонность к сбережениям (), а также доля сбережений в национальном доходе, или средняя склонность к сбережениям.

В-четвертых, в модели рассматривается закрытая экономика без научно-технического прогресса.

Сбалансированный экономический рост означает равенство темпов роста совокупного спроса и совокупного предложения:

(1.4)

где - величина совокупного предложения в предыдущем периоде ;

величина совокупного спроса в предыдущем периоде;

- изменение совокупного предложения за исследуемый период ;

- изменение совокупного спроса за исследуемый период.

Модель Домара изучает экономический рост в экономике в условиях спада и безработицы, вследствие этого труд является избыточным ресурсом, а капитал - ограниченным. Объём выпуска в экономике можно представить, как функцию от объёма капитала:

(1.5)

Прирост совокупного предложения пропорционален приросту объёма капитала, т.е. валовым инвестициям:

(1.6)

где - объём валовых инвестиций за исследуемый период .

Макроэкономическое равновесие будет наблюдаться при равенстве инвестиций и сбережений . Следовательно, формулу (1.6) можно преобразовать в таком виде:

(1.7)

Согласно теории E. Домара, в процессе развития экономики происходит рост производственных возможностей, и существующего объёма совокупного спроса начинает не хватать для реализации всего возможного объёма выпуска товаров. Возникает кризис перепроизводства, проявляется тенденция к дефляции и сокращению количества используемых фирмами ресурсов, в том числе трудовых, что приводит к безработице. Следовательно, для того чтобы удержать экономику на уровне полной занятости, необходим рост совокупного спроса, пропорциональный росту производственных возможностей. Основным фактором изменения совокупного спроса в кейнскианской модели является изменение объёма инвестиций:

, (1.8)

Темп прироста совокупного спроса пропорционален темпу прироста инвестиций:

. (1.9)

Сбалансированный экономический рост будет наблюдаться при равенстве темпов прироста совокупного спроса и совокупного предложения:

(1.10)

Уравнение (1.10) показывает тот темп прироста инвестиций в экономике, который будет приводить к сбалансированному росту при имеющейся склонности населения к сбережениям и существующей производительности капитала.

Модель Харрода основана на концепции акселератора, согласно которой рост дохода и спроса вызывает более чем пропорциональный рост инвестиций, т.е. повышение доходов действует как акселератор инвестиций, исчисляемый отношением прироста инвестиций к приросту национального дохода. Макроэкономическое равновесие достигается при равенстве объёмов инвестиций и сбережений. Величина первых зависит от прироста дохода, вторых - составляет постоянную долю национального дохода. Тогда уравнение фактического роста Харрода можно представить в виде формулы:

, (1.11)

где - темп роста национального дохода, обеспечивающий равновесие между инвестициями и сбережениями;

капиталоёмкость, показывающая объём инвестиций, необходимый для увеличения объёма выпуска на единицу [1, c. 304].

Судя по формуле (1.11), чем выше темпы экономического роста, тем сильнее склонность субъектов экономики к сбережениям и больше производительность капитала. Формулы (1.10) и (1.11) одинаковы. Это послужило отождествлению моделей Е. Домара и Р. Харрода.

Модель Харрода-Домара, как и кейнсианская теория, предполагает внутреннюю неустойчивость экономики. Существуют «идеальные» возможности сбалансированного экономического роста, для реализации которых должны быть сбалансированы темпы прироста инвестиций, склонность к сбережениям в экономике и темпы роста производства. Но рыночная экономика лишь случайно может достичь таких «идеальных» пропорций, в то время как возникающие в ней отклонения имеют тенденцию усиливаться.

Для объяснения неустойчивости экономики в модели Харрода рассматриваются фактический, гарантированный и естественный темпы роста. Гарантированный темп роста предполагает полное использование имеющихся производственных мощностей (капитала) и полную реализацию производственного продукта. Однако, если фактический темп роста окажется ниже гарантированного, то объём сбережений превысит величину инвестиций и экономика столкнётся с перепроизводством и безработицей. Из-за перепроизводства предприниматели сократят объём инвестиций, т.е. дисбаланс между инвестициями и сбережениями только усилится. Если фактический темп роста будет выше гарантированного, то объём инвестиций превысит величину сбережений и в экономике появятся избыточный спрос и инфляция. Из-за избыточного спроса предприниматели увеличат объём инвестиций, а значит, дисбаланс между инвестициями и сбережениями также усилится, экономика будет всё дальше отклоняться от состояния равновесия.

Естественный темп роста в модели Харрода представляет максимально возможный темп роста объёма выпуска при полной занятости, определяемый имеющимися технологиями и приростом населения страны. Если гарантированный темп роста ниже естественного, то из-за недостатка объёма сбережений имеющаяся рабочая сила не находит применения. Фактический темп может оказаться как выше естественного (что наблюдается в период восстановления экономики после кризиса), так и ниже его (что наблюдается в период депрессии). В обеих ситуациях наблюдается дисбаланс между фактическим и гарантированным ростом.

Сбалансированный экономический рост возможен лишь при равенстве фактического, естественного и гарантированного темпов роста, что является делом случая в отличие от дисбаланса, склонного усиливаться.

Таким образом, согласно моделям Харрода и Домара, достижение сбалансированного экономического роста возможно лишь случайно, а возникшие дисбалансы имеют тенденцию усиливаться. В результате требуется вмешательство государства, которое должно использовать инструменты макроэкономической политики (прежде всего фискальной) для регулирования роста экономики [1, c. 304-306].

.3 Неоклассические модели экономического роста

Неоклассические модели экономического роста вытекают из неоклассической теории макроэкономического равновесия и имеют соответствующие предпосылки.

Во-первых, предполагается наличие в экономике совершенной конкуренции и гибкой системы цен на блага и ресурсы.

Во-вторых, согласно закону Сэя, совокупный спрос автоматически приходит в соответствие совокупному предложению. Величины инвестиций и сбережений также выравниваются в процессе функционирования финансового рынка.

В-третьих, в неоклассических моделях используется производственная функция с взаимозаменяемыми факторами.

Неоклассические модели предполагают основным источником роста увеличение совокупного предложения, т.е. рост производственных возможностей. Соответственно, в простейших неоклассических моделях ключевым фактором экономического роста является увеличение объёма используемых ресурсов, а в более сложных - ещё и научно-технический прогресс.

Одним из первых теоретических построений неоклассической школы в рамках исследования экономического роста явилась так называемая функция Кобба-Дугласса. Эта модель основана на следующих предпосылках. Если в производстве товаров используются два основных ресурса - труд и капитал, то объём производства можно представить, как производительность единицы труда, умноженную на его количество, плюс производительность единицы капитала, умноженную на его количество. Оба фактора являются взаимозаменяемыми в производстве, при этом в отношении каждого действует закон убывающей предельной производительности. На примере американской экономики конца XIX - начала XX вв. авторами была построена следующая эмпирическая функция:

, (1.12)

где - объём выпуска в экономике;

- объём труда;

- объём капитала;

- коэффициент эластичности ресурса, показывающий, на сколько процентов изменится объём выпуска в экономике, если объём ресурса изменится на 1%;

- коэффициент, отражающий изменение технологий производства.

Построенная функция имела вид и показывала, каков вклад каждого из факторов в общий объём выпуска продукции (изменения объёма выпуска на 75% объяснялись соответствующими изменениями в объёме труда и на 25% - в объёме капитала) [1, с. 306-307].

Дальнейшее развитие неоклассическая теория экономического роста получила в рамках модели Солоу, изучающей закрытую экономику, которая функционирует без вмешательства государства. Прочие предпосылки:

·производственная функция Кобба-Дугласса с постоянным эффектом масштаба, действием закона убывающей предельной производительности и полной взаимозаменяемостью ресурсов;

·учет износа капитала;

·учет прироста предложения труда (пропорционально некоему заданному постоянному темпу прироста населения страны);

·включение в модель экзогенно заданного научно-технического прогресса;

·постоянство нормы сбережений домохозяйств.

Если представить в функции Кобба-Дугласса все показатели не в валовой форме, а в расчёте на одного работника, то получится производственная функция:


где - объём национального дохода (ВВП) на одного работника;

величина капитала на одного работника (капиталовооруженность) [1, c. 307].

Совокупный спрос в расчёте на одного работника определяется суммой потребительских расходов и инвестиций также на одного работника:


Функция инвестиций представляет собой произведение дохода и предельной склонности к сбережениям :


Объём вовлечённых в производство ресурсов изменяется. Износ капитала уменьшает его объём, а инвестиции - увеличивают:

(1.13)

где - изменение объёма капитала за период;

норма износа капитала.

При уровне капиталовооруженности объём инвестиций за период больше, чем износ капитала за этот же период. Следовательно, уровень капиталовооруженности растет. Наоборот, при уровне капиталовооруженности объём инвестиций за период меньше, чем износ капитала за тот же период. Следовательно, уровень капиталовооруженности снижается. Таким образом, существует единственный уровень капиталовооруженности , при котором износ капитала равен объёму инвестиций. Данное состояние является устойчивым, и рыночная экономика автоматически стремится к нему.

Изменение нормы сбережений ведет к сдвигу функции инвестиций вверх (рост сбережений) или вниз (уменьшение сбережений), соответственно изменению уровня капиталовооруженности, объема инвестиций и дохода на одного работника.

Увеличивая норму сбережений, можно повысить объем выпуска в экономике (как валовый, так и на душу населения), но это будет лишь краткосрочный рост, так как после достижения равновесия при новой норме сбережений и большем уровне капиталовооруженности экономический рост прекратится. Постоянно увеличивать норму сбережений невозможно, даже в крайнем случае она не только не превысит, но и даже не достигнет 100%.

Кроме изменения объема капитала в модели предполагается изменение количества работников вследствие роста (уменьшения) численности населения страны. Если предположить, что население растет с постоянным темпом , это снижает капиталовооруженность, что выражается следующим образом:

(1.14)

Формула (1.14) показывает, как должна возрастать капиталовооруженность, чтобы с учетом существующих склонности к сбережениям, производительности труда, нормы износа капитала и темпа прироста населения экономический рост был сбалансированным и обеспечивал полное использование производственных ресурсов. Экономический рост с постоянной капиталовооруженностью и производительностью труда будет иметь место при выполнении следующего равенства:

. (1.15)

Модель показывает, что существует равновесная величина капиталовооруженности , к которой рыночная экономика стремится автоматически. Если капиталовооруженность складывается на уровне , инвестиции I меньше сбережений S и прирост количества труда обгоняет прирост объема капитала, то следствием будет снижение капиталовооруженности. Напротив, если капиталовооруженность складывается на уровне , то инвестиции превышают сбережения и прирост количества труда отстает от прироста объема капитала, то капиталовооруженность поднимается до равновесного уровня.

Важным фактором, воздействующим на экономический рост, является научно-технический прогресс. Учесть НТП (научно-технический прогресс) в модели можно двумя способами: либо представив, что улучшение технологий уменьшает потребность в ресурсах для выпуска того же самого объема продукции, либо допустив, что улучшение технологий увеличивает объема имеющихся ресурсов (труда).

В первом случае производственная функция имеет вид:

экономический рост бизнес неокейнсианский

, (1.16)

где - показатель уровня технологий.

Во втором случае:

, (1.17)

где - объем эффективности труда.

Показатель эффективного труда учитывает разницу в квалификации работников, технологиях производства, производительности труда. Другими словами, если квалифицированный работник, освоивший совершенные технологии производства, выпускает в единицу времени вдвое больше продукции, чем неквалифицированный работник, то в первой ситуации объем эффективных трудовых ресурсов в 2 раза больше, чем во второй.

При более низком уровне развития технологий объем выпуска складывается на уровне , инвестиций - , а капиталовооруженность равна . С развитием технологий до уровня производственная функция сдвигается вверх из положения в положение . Растет доход на душу населения, в результате объем инвестиций возрастает до уровня , капиталовооруженность уведичивается до нового уровня .

Можно сделать вывод о том, что научно-технический прогресс является источником устойчивого и долгосрочного экономического роста, если достижения НТП постоянно внедряются. Кроме того, их модели Солоу следует, что существует некая оптимальная норма сбережений, при которой благосостояние страны (измеряемое уровнем потребительских расходов на душу населения) достигает максимума.

Таким образом, неоклассические модели Кобба-Дугласа и Солоу в качестве главного источника экономического роста рассматривалт увеличение совокупного предложения, т.е. рост производственных возможностей. В рамках данных моделей рыночная экономика в условиях совершенной конкуренции растет сбалансированно и без государственного вмешательства.

Глава 2. Экономический рост в Республике Беларусь

.1 Проблемы экономического роста в Республике Беларусь

Анализ <#"justify">В первом полугодии 2016 г. макроэкономическая ситуация в Беларуси характеризовалась инерцией сложившихся ранее тенденций. По-прежнему, доминирующий вклад в формирование ВВП вносил внутренний спрос, несмотря на тенденцию к его сжатию, тогда как внешний спрос на продукции белорусских экспортеров продолжал падать. Большинство параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь были не выполнены (табл.1.1).

Таблица 1. - Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в I полугодии 2016 г.

Падение ВВП во многом обусловлено ухудшением экономического положения в странах основных торговых партнёрах Республики Беларусь и сокращением торговых взаимоотношений. Однако наблюдается некоторое улучшение динамики ВВП, выражающееся в замедлении темпов его падения (рис. 1).

Рис. 1 Темпы роста ВВП (в % к соответствующему периоду предыдущего года в сопоставимых ценах)

Сравнение темпов роста ключевых макроэкономических показателей за сопоставимые периоды 2014-2016 гг. преимущественно демонстрирует отрицательную динамику (табл. 2).

Таблица 2. - Динамика основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь

В качестве положительной тенденции развития национальной экономики следует отметить, что со второй половины 2014 г. преодолена диспропорция между динамикой производительности и оплаты труда. Однако следует констатировать не опережающий рост производительности труда, а опережающее снижение реальной заработной платы (рис. 2).

По данным Белстата номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-июне 2016 г. составила 6 991,9 тыс. рублей, в том числе в июне - 7 387,4 тыс. рублей, что на 7,1% больше, чем в июне 2015 г. На фоне общего снижения реальной заработной платы стоит отметить повышение в перовом полугодии текущего года реальной заработной платы в сфере деятельности «информация и связь» (+17,5%). Дифференциация в оплате труда работников по видам экономической деятельности за январь-июнь 2016 г. составила 6,7 раза.

Рис. 2 Темпы роста производительности труда по ВВП и реальной заработной платы

С целью повышения уровня заработной платы работников бюджетных организаций и частичной компенсации расходов, вызванных ростом индекса потребительских цен, в 2016 г. повышена тарифная ставка первого разряда: с 1 января до 295 тыс. рублей; с 1 апреля до 298 тыс. рублей. В результате, в бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за январь-июнь 2016 г. составила 5 518,2 тыс. руб., в том числе в июне - 5839,1 тыс. рублей. В июне 2016 г. среднемесячная заработная плата врачей составила 10 104,2 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава - 10 104,2 тыс. руб., учителей - 6 297,6 тыс. руб. Кроме того, были увеличены размеры государственных стипендий обучающимся, а также другие выплаты, размеры которых зависят от размера тарифной ставки первого разряда. Соотношение среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы и среднемесячной заработной платы по республике в январе-июне 2016 г. составило 78,9%.

Уровень зарегистрированной безработицы к концу июня 2016 г. составил 1,1% от экономически активного населения (на конец июня 2015 г. - 1%). Количество свободных рабочих мест по сравнению с июлем прошлого года возросло на 36,6% и к 1.07.2016 г. достигло 37,8 тыс. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец июня 2016 г. составила 47,2 тыс. чел., что на 0,9% больше, чем на конец июня 2015 г. - 46,8 тыс. Коэффициент напряжённости на рынке труда (численность безработных на одну вакансию) снизился к 1.07.2016 г. по сравнению с прошлогодним значением с 1,7 до 1,3. За январь-июнь текущего года на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии оказано содействие в трудоустройстве 81,5 тыс. человек, из них 53,4 тыс. безработных [33, c. 23].

Вынужденная неполная занятость в первом полугодии 2016 г. сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 21,1 % и составила 126,9 тыс. работников. Продолжительность простоев составила 1699,3 тыс. человеко-дней, или 13 дней на одного работника, находившегося в простое.

Численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем) по инициативе нанимателя, составила 127,9 тыс. человек (98,3% от значения за аналогичный период прошлого года). При этом на одного работника приходилось 90 часов неотработанного времени.

Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе нанимателя составила 88,4 тыс. человек (76,8% от значения за аналогичный период прошлого года). При этом численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, составила 34,2 тыс. человек или 38,7% общей численности работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя.

Характерной чертой динамики национального рынка труда является снижение коэффициента оборачиваемости по выбытию (увольнению) кадров (за январь-июнь 2016 г. - 0,11). Коэффициент найма также снижается, за январь-июнь он составил 0,08. Данное соотношение свидетельствует о сокращении занятости в ряде секторов экономики Беларуси. Коэффициент замещения работников (отношение числа принятых к числу уволенных), составил 0,76.

С 1 мая 2016 г. был изменен бюджет прожиточного минимума, который влияет на: норматив индексации денежных доходов населения; критерий нуждаемости при определении права на государственную адресную социальную помощь; минимальные трудовые и социальные пенсии; некоторые виды государственных пособий семьям, воспитывающим детей и другие социальные выплаты, исчисляемые от его размера. Его величина в среднем на душу населения составляла 1 699 430 рублей.

В связи с изменением бюджета прожиточного минимума в 2016 году произведены перерасчеты пенсий:

·с 1 февраля минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет - в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах декабря 2015 г. - 1 591,3 тыс. руб.;

·с 1 марта минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет - в связи с установлением Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2016 г. № 111 новой величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения на март и апрель 2016 г. - 1 640,0 тыс. руб. При этом перерасчет указанных выплат за март произведен в апреле;

·с 1 мая минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет - в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах марта 2016 г. - 1 699,4 тыс. руб [33, c. 24].

Соотношение среднего размера назначенных пенсий и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в июне 2016 г. составило 38,3%, что ниже уровня, рекомендуемого МОТ - 40%.

Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь постоянно проводится работа по оказанию методической помощи и информационному обеспечению по разработке и внедрению различных систем оплаты труда работников коммерческих организаций путем проведения семинаров, круглых столов, прямых линий, «инфо-линии». Результатом данной работы явилось увеличение количества организаций, применяющих гибкие системы оплаты труда. На 01.01.2012 г. применяли гибкие системы оплаты труда всего 288 коммерческих организаций, или 0,23% от их общего количества в республике, на 01.01.2015 г. - 8485 организаций или 6,4% (общее количество организаций - 132 тыс. организаций), на 01.01.2016 г. - 10048 организаций, или 7,1% (142 тыс. организаций), на 01.07.2016 г. - 11355 организаций, или 8,0% (142 тыс. организаций).

Таким образом, к негативным тенденциям в январе-июне 2016 г. можно отнести сокращение темпов роста доходов населения, снижение реального уровня оплаты труда. Стоит отметить, что несмотря на увеличение уровня зарегистрированной безработицы на 0,1%, уровень напряженности на рынке труда снизился за счет повышения спроса на рабочую силу.

Индекс промышленного производства за январь-июнь 2016 г. составил 98,4%. Падение ВДС в обрабатывающей промышленности, формирующей 20% ВВП, послужило одной из основных причин его низкой динамики. На отставании от прогнозных показателей сказалось и падение динамики ВДС таких отраслей, как оптовая и розничная торговля (12,3% ВВП) и строительство (6% ВВП). Прирост ВДС наблюдался только в сельском, лесном и рыбном хозяйстве и транспортной деятельности (рисунки 3-4).


Рисунок 3. Динамика валовой добавленной стоимости по основным видам экономической деятельности, январь-июнь 2016 г. в % к январю-июню 2015 г.

Рисунок 4. Структура валового внутреннего продукта по основным видам экономической деятельности, январь-июнь 2016 г. в % к итогу

В текущем году отмечается резкое замедление внутренней инвестиционной активности в стране.

В первом полугодии 2016 г. в основной капитал инвестировано 79,7 трлн руб., что в сопоставимых ценах составляет всего 80,6% к уровню первого полугодия 2015 г. Начиная с апреля 2015 г. темпы роста инвестиций значительно ниже темпов роста ВВП (рис. 5).

Рисунок 5. Темпы роста ВВП и инвестиций в основной капитал в 2015-2016 гг. к соответствующему периоду предыдущего года, %

Технологическая структура инвестиций в основной капитал по-прежнему остается неудовлетворительной. На строительно-монтажные работы, включая работы по монтажу оборудования, в первом полугодии 2016 г. использовано 52,7% всех инвестиционных ресурсов (в первом полугодии 2015 г.-55,4%). Снижение в 2016 г. общего объема инвестиций в основной капитал в первую очередь связано с сокращением капитальных расходов организаций, подчиненных местным органам государственного управления. В первом полугодии 2016 г. инвестиции в основной капитал по организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления, снизились по сравнению с предыдущим годом на 9,6%, по организациям, подчиненным местным исполнительным и распорядительным органам, - на 30,0%, организациям без ведомственной подчиненности - на 21,8% к первому полугодию 2015 г. Данные тенденции косвенно свидетельствуют о значительной зависимости инвестиционной деятельности предприятий государственной формы собственности от доступности и объемов государственной поддержки в рамках проводимой модернизации и объемов бюджетного финансирования на эти цели [33, c. 26].

Невысокие результаты инвестиционной деятельности в 2016 г. во многом обусловлены сохраняющейся высокой стоимостью коммерческих кредитов в национальной валюте, несмотря на постепенное понижение процентных ставок. По данным Национального банка Республики Беларусь по состоянию на июнь 2016 г. средние процентные ставки по новым кредитам банков в национальной валюте для коммерческих организаций составляют 16,4% годовых, индивидуальных предпринимателей - 32,6%, для физических лиц - 12,1%, некоммерческих организаций - 27,2%.

В региональном разрезе, как и в предыдущие периоды, наблюдается дифференциация в динамике основных макроэкономических показателей - разрыв в темпах роста ВРП лидера (Могилевская область 98,5%) и аутсайдера (Минская область 92,7%) составляет 5,8 п.п. (рис. 6, 7).

Рисунок 6. Динамика ВВП и ВРП областей и г. Минска, январь-июнь 2016 г.


Рисунок 7. Максимальные и минимальные значения динамики макроэкономических показателей в региональном разрезе в январе-июне 2016 г.

Таким образом, для стимулирования и нормативного обеспечения процесса переходы к рыночной экономике приняты Концепция и Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы и другие программные документы.

В настоящее время наблюдается снижение темпов роста белорусской экономики. Это объясняется и последствиями экономического кризиса, и системными проблемами экономики, исчерпавшим себя ростом уровня загрузки производственной мощности и нулевым вкладом фактора, связанного со стоимостью энергоносителей по ценам ниже мировых.

.2 Проблемы экономического роста в Республике Беларусь и пути его повышения

Главные цели деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016-2020 годы - системное повышение конкурентоспособности экономики, снижение ее зависимости от внешней конъюнктуры, восстановление экономического роста и повышение уровня жизни населения страны.

Для достижения этих целей необходимы переход на инновационный путь развития, всеобъемлющая трансформация экономики, сопровождаемая усилением адресной защиты уязвимых категорий граждан, при непременном соблюдении трех базовых условий экономической политики:

·обеспечение макроэкономической сбалансированности, последовательное снижение инфляции до однозначных значений в 2017 году, не более 5 процентов − в 2020 году при одновременном снижении процентного уровня ставок по кредитованию в экономике;

·наращивание золотовалютных резервов до минимального безопасного уровня - не ниже трех месяцев импорта к 2020 году;

·бездолговое финансирование платежного баланса страны - постепенная выплата сформированных внешних долгов и недопущение дефицита текущего счета платежного баланса больше 3 процентов ВВП [35, c. 25].

·оптимизация структуры управления и снижение затрат в энергетической системе и жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ), ликвидация перекрестного и бюджетного субсидирования этих отраслей в увязке с повышением адресной социальной поддержки населения;

·восстановление конкурентоспособности промышленного комплекса, реализация новой инновационной стратегии развития с учетом принципов зеленой экономики;

·создание новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса, сферы услуг в увязке со стратегией рационального импортозамещения;

·повышение эффективности работы агропромышленного комплекса;

·развитие инфраструктуры, ускоренное внедрение государственно- частного партнерства;

·продвижение товаров и услуг на новые рынки, сбалансированная экспортная стратегия;

·поддержка экономического роста мерами денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики;

·инвестиции в человеческий капитал, таргетирование социальной поддержки;

·переход в региональной политике к концентрации ресурсов на ключевых направлениях, способных обеспечить максимальную отдачу и получение долгосрочных эффектов устойчивого развития регионов;

·повышение качества государственного управления экономикой.

Конкретные меры по достижению поставленных целей и решению задач при соблюдении указанных базовых условий экономической политики приводятся в настоящей Программе, а также будут детализированы в увязанных с ней государственных программах согласно приложению.

Правительство Республики Беларусь организует свою работу на принципах:

·системности, комплексности и оперативности принятия решений; инициативы и личной ответственности всех членов Правительства Республики Беларусь;

·оценки деятельности членов Правительства Республики Беларусь и руководителей всех уровней управления по достигнутым конечным результатам;

·открытости своей деятельности, расширения практики общественного

·обсуждения стратегических документов и важнейших решений; равенства всех форм собственности;

·невмешательства в добросовестную конкуренцию;

·разделения функций собственника и регулятора в управлении организациями с долей государственной собственности.

Для концентрации усилий на приоритетных направлениях и оперативности принятия решений будет расширена практика назначения координаторов их реализации из числа энергичных, современно мыслящих управленцев.

В 2016 - 2017 годах планируется поэтапно внедрить механизм оценки регулирующего воздействия административных процедур, касающихся ведения бизнеса. В 2018 - 2020 годах механизм оценки регулирующего воздействия будет распространен на все нормативные правовые акты, регулирующие условия ведения бизнеса. До конца 2017 года планируется снизить административную нагрузку на бизнес путем разработки электронного реестра административных процедур и перевода наиболее часто применяемых процедур в электронный формат [35, c. 57].

В целях эффективного обеспечения всестороннего развития конкурентной среды, создания равных конкурентных условий хозяйствования в 2016 году на базе Министерства торговли предусмотрено создание антимонопольного органа Республики Беларусь.

В 2016 - 2017 годах с учетом новых подходов к ценообразованию меры антимонопольного регулирования по пресечению монополистической деятельности, в том числе ценовых соглашений, будут направлены на улучшение делового климата, обеспечение конкурентного функционирования рынков, недопущение дисбалансов спроса и предложения.

Доминантой конкурентной и антимонопольной политики станет развитие конкурентной среды, пресечение злоупотреблений доминирующим положением, недобросовестной конкуренции и антиконкурентных соглашений на товарных рынках.

Всестороннее развитие конкурентной среды будет способствовать привлечению инвестиций, разработке и внедрению инноваций, созданию высокотехнологичных производств, формированию имиджа стабильной и надежной экономики на международном уровне [35, c. 74].

С 2016 по 2020 годы Правительство Республики Беларусь обеспечит поэтапную передачу из республиканской в коммунальную собственность коммерческих активов (унитарных предприятий и пакетов акций акционерных обществ). Передача в коммунальную собственность будет основываться на подходах, предусматривающих концентрацию управления на республиканском уровне стратегическими организациями, включая вало- и экспортообразующие, субъектами естественных монополий, а также инфраструктурными организациями, обеспечивающими развитие и функционирование отраслей экономики.

На первом этапе в коммунальную собственность планируется передача организаций (акций акционерных обществ) транспорта, торговли, бытового и медицинского обслуживания, общественного питания и строительства, небольших (до 25 процентов) пакетов акций иных организаций, а также пакетов акций и предприятий как имущественных комплексов с численностью до 100 работающих. Данные вопросы будут решаться с учетом экономической целесообразности.

Реализация планируемых мер позволит оптимизировать функции республиканских органов государственного управления, сконцентрировать их на разработке отраслевой политики (в сферах инвестиций, инноваций, кадрового обеспечения, внешнеэкономической деятельности), сократить излишние и дублирующие функции органов государственного управления, оптимизировать их штатную численность.

Планируется к 2020 году создать необходимые условия и внедрить новые финансовые механизмы (внебюджетные схемы финансирования) жилищного строительства (лизинг, жилищные строительные сбережения, ипотечное кредитование).

Реализация Государственной программы Строительство жилья на 2016 - 2020 годы позволит достичь средней обеспеченности населения общей площадью жилья на одного жителя страны к 2020 году до 27,3 кв. метра по сравнению с 26,3 кв. метра в 2015 году [35, с. 89].

В 2016 - 2020 годах Правительством Республики Беларусь будут приняты меры по дальнейшему развитию инфраструктуры в сферах дорожной и транспортной деятельности, коммунального хозяйства, здравоохранения, в том числе с привлечением ресурсов частного бизнеса, посредством использования механизмов государственно-частного партнерства.

В первом полугодии 2016 г. предусматривается принятие и реализация мероприятий Национальной программы поддержки и развития экспорта на 2016 - 2020 годы, а также формирование отраслевых экспортных стратегий, в которых будут предусмотрены поставки конкретных товаров на перспективные и традиционные рынки. Совершенствование системы поддержки экспорта Экспортное кредитование с государственной поддержкой будет оказываться через единый канал - ОАО Банк развития Республики Беларусь, Государственная поддержка экспорта будет сконцентрирована на сложнотехнических товарах и товарах длительного срока использования, приобретение которых требует долгосрочного финансирования [35, c. 95].

Отдельным категориям будет выделена перспективность выхода на новые рынки. Предусматривается углубление экономического сотрудничества с Европейским союзом, Соединенными Штатами Америки, международными финансовыми организациями. Предполагается продолжить сотрудничество в рамках Второй платформы инициативы Европейского союза Восточное партнерство, а также расширить сотрудничество с Группой Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития, Организацией Объединенных Наций, Европейским инвестиционным банком.

Будет вестись работа по формированию зон свободной торговли между Республикой Беларусь и другими странами ЕАЭС с третьими сторонами, в том числе странами Шанхайской организации сотрудничества. Продолжится работа по вступлению Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию с учетом национальных интересов страны.

Реализация намеченных мероприятий позволит к 2020 году достигнуть устойчивой конструкции белорусского экспорта через его равное распределение между тремя рынками: ЕАЭС, Европейского союза и стран дальней дуги и иных стран, а также нарастить экспорт в Китайскую Народную Республику на сумму не менее 1,5 млрд. долларов США [35, c.108].

Основной целью формирования денежно-кредитной политики будет являться обеспечение устойчивого замедления инфляции до уровня 5 процентов по итогам 2020 года как важнейшего условия для устойчивого и сбалансированного развития экономики страны. В среднесрочной перспективе планируется переход денежно- кредитной политики к режиму инфляционного таргетирования. После перехода главным инструментом регулирования денежно-кредитной сферы станет процентная политика. Ставка рефинансирования будет являться базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке, служить основой для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам.

Для укрепления доверия к белорусскому рублю процентные ставки в экономике будут поддерживаться на положительном в реальном выражении уровне, обеспечивающем сохранность сбережений в национальной валюте. К концу 2020 года предполагается снизить ставку рефинансирования до 8 - 10 процентов годовых.

В области курсовой политики будет использоваться гибкий механизм формирования обменного курса национальной валюты при минимизации участия Национального банка на валютном рынке в рамках ориентации на динамику стоимости корзины иностранных валют. Важной задачей останется наращивание золотовалютных резервов и поддержание их на безопасном уровне [35, c. 113].

Бюджетная политика будет направлена на обеспечение устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления государственными финансами.

Устойчивость и сбалансированность республиканского и местных бюджетов будет достигаться путем оптимизации их расходов и финансирования в пределах имеющихся доходов. Предусматривается отказ от привязки к иностранной валюте при определении ставок налогов, таможенных пошлин, арендной платы и иных платежей и установление их в белорусских рублях.

Акценты бюджетного процесса будут смещены от управления бюджетными расходами к управлению результатами государственных программ и контролю за эффективностью их выполнения, а также рациональному использованию бюджетных средств.

Предусматривается создание эффективной системы формирования среднесрочных макроэкономических прогнозов и ежегодное утверждение среднесрочных финансовых программ на очередной финансовый год и плановый период по республиканскому и соответствующим местным бюджетам с установлением предельных объемов финансирования.

Достижение сбалансированности бюджета будет обеспечено путем оптимизации межбюджетных отношений, разработки эффективной системы управления средствами государственных внебюджетных фондов, внебюджетными средствами государственных органов на едином казначейском счете, а также совершенствования механизмов управления государственным долгом.

Планируется сохранить социальное направление бюджетных расходов. Будут приняты необходимые меры по поддержанию сбалансированности Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а также с учетом возможностей бюджета поэтапно увеличены расходы на образование и здравоохранение. Мероприятия в области налоговой политики будут направлены на поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику, который не превысит 26 - 27 процентов от ВВП [35, c. 118].

Таким образом, реализация представленных в настоящей Программе мер экономической и социальной политики обеспечит выход Республики Беларусь на новый уровень развития за счет сочетания эффективного государственного управления и активизации частной инициативы.

Результатом проведения запланированных институциональных преобразований станет качественное совершенствование структуры экономики.

Начиная с 2017 года и особенно в 2018 - 2019 годах эффекты от предлагаемых мер, усиливая экономическую независимость страны от внешней конъюнктуры, дадут больший вклад в ВВП. Конкурентоспособная и эффективная экономика позволит к концу 2020 года обеспечить темпы развития выше среднемировых даже в неблагоприятных внешних условиях.

Достойный уровень жизни и рост благосостояния белорусских граждан будет обеспечен ростом производительности труда при низкой инфляции и обеспечении валютной сбалансированности.

Заключение

Исходя из целей данной работы - анализ моделей экономического роста, а также выявление его проблем в Республике Беларусь - можно сделать следующие выводы:

Экономический рост - рост реального выпуска экономики во времени. Экономический рост обычно измеряется либо как увеличение реального валового национального продукта (ВНП) или реального валового внутреннего продукта (ВВП), либо как увеличение дохода на душу населения.

Основными факторами экономического роста являются прямые (предложения) и косвенные (спроса и распределения).

Экономическая наука выделяет два типа экономического роста, впервые сформулированных К. Марксом: экстенсивный и интенсивный. Первый тип характеризуется количественным увеличением экономических ресурсов (факторов производства). При данном типе рост ВВП достигается путем расширения сферы применения живого и общественного труда при условии, что средняя производительность труда в обществе не меняется. Интенсивный рост экономики является основой роста благосостояния общества.

Показателями экономического роста являются темпы роста или прироста ВВП или национального дохода (НД) за определенный промежуток времени.

Представителями нейокенсианского направления были Р. Харрод и Е. Домар. Р. Харрод пытался описать механизм равновесного экономического роста, описывающийся не только на уравнениях, отражающих эффекты акселератора и мультипликатора, но и на анализе психологических мотивов поведения предпринимателей. Основной вклад Е. Домара в теорию роста состоит в том, что он обратил внимание на необходимость учета обоих эффектов инвестиций: мультипликатора и акселератора. Для выявления трендовой динамики естественного уровня объема производства Домаром была предложена модель, состоящая из трех уравнений: динамической функции совокупного предложения, динамической функции совокупного спроса и уравнения динамического равновесия на рынке товаров и услуг. Фактором увеличения совокупного спроса (с учетом эффекта мультипликатора) и совокупного предложения (учетом эффекта акселератора) выступает прирост инвестиций

Неоклассические модели Кобба-Дугласа и Солоу в качестве главного источника экономического роста рассматривали увеличение совокупного предложения, т.е. рост производственных возможностей. Модель экономического роста Солоу показывает влияние сбережений, роста трудовых ресурсов и научно-технического прогресса на уровень жизни населения и его динамику. В модели также показано, как связаны между собой рост запасов капитала, рабочей силы и улучшение технологии и каким образом они воздействуют на объем выпуска. В рамках данных моделей рыночная экономика в условиях совершенной конкуренции растет сбалансированно и без государственного вмешательства.

В настоящее время наблюдается снижение темпов роста белорусской экономики. Это объясняется и последствиями экономического кризиса, и системными проблемами экономики, исчерпавшим себя ростом уровня загрузки производственной мощности и нулевым вкладом фактора, связанного со стоимостью энергоносителей по ценам ниже мировых. Перспективными путями улучшения данной ситуации является структурная перестройка экономики, жесткая кредитно-денежная политика, восстановление истощившихся бюджетных и валютных резервов, привлечение прямых зарубежных инвестиций. Нужны кардинальные рыночные трансформации, в первую очередь всего демонополизация, меры по развитие конкуренцию, либеральное, содействующее деловой активности, законодательство.

Основой макроэкономической политики должно выступать развитие среднего и малого бизнеса. Макроэкономическая сбалансированность зависит также и от реализуемой государством валютной политики. Отмена планов достижения высоких темпов прироста ВВП и отказ от определения целевых показателей заработной платы в долларах придадут уверенность в сохранении жесткой макроэкономической политики. Для выхода из экономического кризиса важно более четко определить приоритеты экономического и научно-технического развития национальной экономики.

Для стимулирования и нормативного обеспечения процесса переходы к рыночной экономике приняты Концепция и Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы и другие программные документы.

Начиная с 2017 года и особенно в 2018 - 2019 годах эффекты от предлагаемых мер, усиливая экономическую независимость страны от внешней конъюнктуры, дадут больший вклад в ВВП. Конкурентоспособная и эффективная экономика позволит к концу 2020 года обеспечить темпы развития выше среднемировых даже в неблагоприятных внешних условиях.

Достойный уровень жизни и рост благосостояния белорусских граждан будет обеспечен ростом производительности труда при низкой инфляции и обеспечении валютной сбалансированности.

экономический беларусь неокейнсианский бизнес

Список используемых источников

1.Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.] - М15 3-е изд. - Минск: БГЭУ, 2014. - 432 с.

2.Кузнецова Н.П. Экономический рост и интенсификация капиталистического производства: Учеб. пособие - М, 2014. - 342 с.

.Кудряшов Е.П. Экономический рост и циклический характер экономического развития: Учеб. - М, 2011. - 438 с.

.Галаева Е.В., Корсакова А.А., Марыганова Е.А., Назарова Е.В., Юрьева Т.В. Макроэкономика: Учеб. пособие. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2015. - 198с.

.Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. 2-е изд., испр., доп. - М.: Дело, 2011. - 670 с.

.Экономическая теория: Учеб. пособие / Т.Г. Бродская, В.И. Видяпин и др. М.: РИОР, 2012. - 312 с.

.Липсиц И.В. Экономика: Учеб. для вузов. М.: Омега-Л, 2013. - 276 с.

8.Демчук, М. И. Республика Беларусь: системные принципы устойчивого развития. - Мн.: РИВШ БГУ, 2011. - 202 с.

10.Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А. Макроэкономика: Учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Дело и Сервис», 2013. - 542 с.

11.Гнатюк, С.Н. Макроэкономика: учебно-методическое пособие. - Могилев: Белорусско-Российский университет, 2013. - 400 с.

12. Доллан, Э. Дж., Линдсей, Д. Макроэкономика: Пер. с англ./ Под общ. ред. Б.Н. Лисовика и др. - СПб.: СПб оркестр, 2014. - 405 с.

13. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО «ФУ Аинформ», 2014. - 576 с.

. Экономический рост Республики Беларусь: факторы и оценка равновесия / М.В. Демиденко, А.С. Кузнецов // Банкаўскiвеснiк. - 2012. - №9. - 60 с.

. Комков, В. Проблемы экономического роста Республики Беларусь / В. Комков // Банкаўскiвеснiк. - 2013. - 87 с.

. Белоусов, В.М. Макроэкономика: учебник / В.М. Белоусов. - Ростов-н/Д: Феникс, 2011. - 334 с.

. Базылев, Н.И., Гурко, С.П., Базылева, М.Н. Макроэкономика: учебное пособие [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 190 с.

.Трунин, С.Н. Макроэкономика: учеб. пособие [Текст] / С.Н. Трунин, Г.Г. Вукович. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 312 с.

. Современная политическая экономия: Учеб. пособие / Т.И. Адамович, С.А. Бородич, П.С. Лемещенко и др.; Под общ. ред. П.С. Лемещенко. - Минск: Книжный Дом; Мисанта, 2015. - 472 с.

. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010-2016 годы. - Минск, 2016. - 136 с.

. Макроэкономика: учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 458 с.

. Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. - Минск: ИВЦ Минфина, 2013. - 448 с.

.Национальный банк Республики Беларусь // Аналитическое обозрение «Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь» - 2016. - №4. - 22-26 с.

24.Структурная перестройка и конкурентоспособность экономики Республики Беларусь: проблемы и пути их решения: Монография / Я.М. Александрович, С.С. Полоник, В.В. Пинигин [и др.]; под общ. ред. Я.М. Александровича. - Минск: ГНУ «НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь», 2016. - 167 с.

25. Шимов, В.Н. Национальная экономика: теоретико-методические вопросы формирования и развития / В. Н. Шимов, А. А. Быков, Л. М. Крюков // Белорусский экономический журнал. - 2013. - № 1 - 4-17 с.

26. Шимов, В.Н. Развитие экономики Беларуси: состояние, проблемы, абрис перспективной трансформации / В.Н. Шимов. // Белорусский экономический журнал. - 2015. - №2. - 4-15 с.

27. Мясникович, М.В. Республика Беларусь на пути к новой экономике. - Минск: ГНУ «НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь». - 2015. - 75 с.

.Социально-экономическое развитие Республики Беларусь. - Минск: ГНУ «НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь». 2016. - 45 с.

.Программа деятельности правительства Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Минск: ГНУ «НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь». 2016. - 125 с.

Похожие работы на - Модели экономического роста: концептуальный подход

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!