Определение стратегических приоритетов развития предприятия в условиях глобализации

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    162,37 Кб
  • Опубликовано:
    2017-10-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Определение стратегических приоритетов развития предприятия в условиях глобализации















Определение стратегических приоритетов развития предприятия в условиях глобализации


Квилинский Алексей


АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены проблемы, связанные с определением стратегических приоритетов развития предприятия в условиях глобализации экономических процессов. На примере Украины проанализировано взаимодействие экономических систем с точки зрения субъекта предпринимательства. Предложены методы оценки и определения ориентиров для выбора стратегических направлений развития предприятия.

Ключевые слова: стратегия, приоритеты развития, предприятие, субъект хозяйствования, глобализация.

У статті розглянуто проблеми, пов'язані з визначенням стратегічних пріоритетів розвитку підприємства в умовах глобалізації економічних процесів. На прикладі України проаналізовано взаємодію економічних систем з точки зору суб'єкта підприємництва. Запропоновано методи оцінки та визначення орієнтирів для вибору стратегічних напрямів розвитку підприємства. предпринимательство глобализация экономический

Ключові слова: стратегія, пріоритети розвитку, підприємство, суб'єкт підприємництва, глобалізація.

The problems associated with the strategic priorities definition for the enterprise development in the conditions of economic processes globalization are reviewed in the article. The interaction between economic systems from the business entity perspective (example of Ukraine). The methods of evaluation and selection guidelines for the strategic directions of the enterprise development.: strategy, development priorities, company, entrepreneurship subject, globalization.


Постановка проблемы. В период глобализации экономических процессов, одну из важных ролей в развитии субъектов хозяйствования играют факторы внешней среды, воздействующие на определение направлений их развития и выбор стратегических целей, с точки зрения повышения экономического роста, а также соответствующее согласование миссии предприятия с целями конкурентной и потребительской среды, на различных уровнях функционирования экономики. Кроме этого, при высоких темпах научно-технического прогресса для определения четких стратегических ориентиров и обеспечения стабильного развития для субъектапредпринимательства необходимы четкое представление и понимание процессов интеграции национального хозяйства в единую международную экономическую систему.

В свою очередь, развитие субъектов хозяйствования в национальной экономике, в частности в Украине, осуществляется в рамках экономической политики, которая формируется и осуществляется государством. Поэтому негативные явления в данной экономической системе, являются не только следствием мирового финансово-валютного кризиса и сложной политико-экономической ситуации в стране, но также и отражением проблем внутреннего характера, которые в значительной степени спровоцированы неадекватными решениями управляющих органов. В таких условиях субъекты хозяйствования дезориентированы в выборе, постановке и осуществлении своих целей, а также использовании наиболее эффективных механизмов их достижения. Все это обусловливает диспропорциональность и жесткую прагматичность (вплоть до неадекватности) экономических стремлений субъектов хозяйствования в отношении формирования собственных целей и построении системы методов, способов и стимулов их достижения в рамках функционирования экономической системы Украины и мировой системы в целом.

Военные действия, происходящие на востоке Украины в настоящее время, проявили и усугубили все недостатки государственной политики в отношении управления национальной экономикой. В частности, отсутствие практических решений вопросов поддержки предпринимательства в Украине и создание благоприятных условий для его развития спровоцировали процесс оттока инвестиций. В свою очередь, отсутствие государственных приоритетов в развитии экономики и долгосрочных программ их достижения, а также нестабильность в мировой и отечественной экономике и, соответственно, спроса на экспортируемую продукцию, привели к существенному ухудшению общих показателей по Украине и деятельности субъектов хозяйствования. Так, по официальным данным Минфина Украины, за период с 2005 по 2015 г. индекс инфляции в Украине составил 403,9% [1]. Наряду с этим в 2005 г. стоимость одного доллара США равнялась 5,3042 грн., а в 2015 г. - 25,555 грн. Стоимость одной гривны по отношению к доллару США снизилась почти в пять раз [2; 3].

Такие показатели национальной экономики заставляют задуматься об эффективности стратегического менеджмента, используемого в определении направлений развития экономики страны в целом, а также субъектов предпринимательства. В этом плане наряду с отсутствием национальных приоритетов возникает проблема, связанная с необходимостью выявления негативных факторов, препятствующих осуществлению стратегий развития и эффективному развитию национальной экономики и ее неотъемлемых элементов - субъектов предпринимательства.

Анализ последних исследований и публикаций. Несмотря на наличие большого количества исследований, посвященных формированию стратегии развития субъектов хозяйствования, а также достаточно глубокой проработки вопросов, связанных с теорией и методологией построения стратегии и организации стратегического менеджмента на предприятии, особенности влияния внешней среды и формирования ответной реакции субъектов хозяйствования в период глобализации являются уникальными. Вследствие чего возникает существенная необходимость разработки теоретических аспектов данной проблемы и методологических подходов, позволяющих субъектам хозяйствования создать механизмы действенного противостояния негативным явлениям внешней среды и эффективно функционировать с учетом реального состояния в период глобализации экономики, а также формировать свою стратегию на более или менее дальнюю перспективу.

Отдельные теоретические и методологические аспекты указанной проблематики нашли свое отражение в работах ряда отечественных авторов: В. Ляшенко, Е. Котова [4], А. Благодарного, А. Толмачевой [5], В. Хобты, О. Поповой, А. Мешкова [6], В. Дементьева, В. Вишневского [7], И. Бондаревой, С. Кравченко [8], Н. Далевской [9] и др.; российских ученых: О. Виханского, Л. Гончаренко [10], А. Зариц- кого, Г. Клейнера и др.; а также представителей зарубежных школ: Д. Бодди, Г. Минц- берга, М. Портера, А. Стрикленда, К. Пайонка, П. Лиса, И. Мазуркевич [11] и др.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. В работах указанных ученых рассмотрены различные аспекты стратегии и стратегического менеджмента, проведено достаточно глубокое их исследование. Рассмотрено воздействие внешней среды на поведение субъекта предпринимательства, проанализировано влияние различных факторов на состояние инвестиционного климата. Однако изменения во внешней среде предпринимательства ставят нестандартные задачи, которые заставляют искать новые подходы и методы решения проблем, связанных с определением стратегических приоритетов развития предприятия в условиях глобализации, и эффективным формированием и осуществлением стратегии субъектов хозяйствования.

Цель статьи заключается в определении приоритетов стратегии развития субъектов хозяйствования в условиях глобальных изменений внешней среды, поскольку обеспечение достижения любой доминанты имеет свою стоимость. Кроме того, эффективность достижения промежуточных и конечной цели определяет долгосрочные перспективы деятельности субъектов хозяйствования. В этой связи представляет особый интерес формирование теоретико-методических основ построения такой стратегии с координатной системой приоритетов, адекватных состоянию внешней и внутренней среды предприятия.

Изложение основного материала исследования. В соответствии с целью данной статьи, следует уяснить сущность понятия «стратегия», чтобы четко представлять как констатирующую, так и процессную компоненты данной экономической категории. Следует отметить, что в определениях понятия стратегии между различными авторами не наблюдается существенных различий. Наиболее полное определение этому понятию дает О. Виханский. Здесь стратегия (от греч. strategia: stratos - войско + ago - веду) определяется как «долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям».

В приведенных определениях делается акцент на долгосрочность направления развития. Однако выбранные направления и приоритеты предприятия во время его функционирования могут изменяться. Это может быть обусловлено как внешними, так и внутренними факторами, воздействующими на формирование стратегии или вынуждающими субъект хозяйствования к определенным действиям. Кроме того, как указывалось, изменения во внешней среде могут прямо или косвенно воздействовать на изменение стратегических направлений деятельности субъекта предпринимательства вплоть до изменения миссии, то есть основной цели существования предприятия.

Вследствие этого целесообразнее рассматривать стратегию развития субъекта хозяйствования в динамике его функционирования в изменяющейся внешней среде как направление с выделением приоритетов в достижении целей иреализации конкретных функций управления в условиях изменчивой внешней среды для улучшения количественных и качественных характеристик результатов деятельности субъекта хозяйствования. Такое определение включает ресурсную компоненту в формирование стратегии, поскольку именно возможности, которые в состоянии использовать субъект хозяйствования, являются, как правило, лимитирующими при выборе путей и методов развития предприятия [5, с. 30-37].

Если говорить о внутреннем потенциале субъекта хозяйствования, то в первую очередь подразумевается его предпринимательская способность. Однако данная способность может проявляться в определенных условиях внешней среды. Среди прочих, речь идет о мотивации.

В условиях, когда в течение 10 лет национальная валюта обесценивается в пять-шесть раз, а капитализация предприятий сводится к нулевой стоимости (имеется в виду восток Украины 2012-2016 гг.) без реальной ответственности за это органов власти и ее представителей, в том числе и олигархов-монопо- листов, то мотивация для создания и работы предприятий в таких условиях будет также стремиться к нулю. Напротив, в странах с развитой экономикой вероятность возникновения

таких форс-мажорных ситуаций минимальна, что привлекает инвесторов и определенным образом стимулирует развитие бизнеса.

Следует также учитывать тот факт, что страны, которые находятся в приграничных территориях противоборствующих экономических систем глобального масштаба, более уязвимы в политическом плане и могут в любой момент стать плацдармом для выяснения отношений между империалистическими соседями. Однако существует множество примеров в истории таких противостояний - например, Кипр, Корея, Сингапур, Израиль, Япония и др. Правительства этих стран в свое время четко определились в приоритетах выбора вектора развития, тем самым дав себе возможность формировать систему национальной безопасности.

Можно предположить, что определение стратегических приоритетов развития предприятия базируется на национальной безопасности государства, налогового климата, благоприятствующего развитию бизнеса, и интеграции с глобальной политико-экономической системой. Тогда уровень мегамасштаба мышления у субъектов предпринимательства в странах с трансформирующейся экономикой будет крайне необходим для ускорения процессов, связанных с интеграцией национального хозяйства в международную экономическую систему.

Учитывая стратегические ориентиры развития, предприятия должны формировать свою миссию, сопоставляя и корректируя ее на различных уровнях экономического функционирования мировой системы. Речь не идет в данном случае о варианте присоединения как крайности понимания интеграции, а наоборот, определение своего места в глобальной системе на различных уровнях взаимодействия. В соответствии с этим, миссия субъекта хозяйственной деятельности при формировании его стратегии и постановке целей должна определяться с учетом воздействия внешней среды не только регионального и национального уровней, но и глобального [5, с. 30-37].

Исходя из направлений стратегических ориентиров формируются цели предприятия в соответствии с их функциями, содержанием и принципами формирования в условиях глобализации (рис. 1).

Среди направлений стратегического планирования, в том числе и в глобальном масштабе, можно отметить ряд следующих ориентиров развития (рис. 2).

Исходя из направлений стратегических ориентиров формируются цели предприятия в соответствии с их функциями, содержанием и принципами формирования в условиях глобализации (рис. 2).

Тип ценностей

Категории ценностей

Характеристика целей

Теоретические

Истина, знание, рациональное мышление

Долгосрочные исследования и разработки

Экономические

Практичность, полезность, накопление капитала, способность к изменениям

Рост, прибыльность, результаты

Политические

Власть, признание

Общий объем капитала, объемы продаж, количество работников

Социальные

Хорошие человеческие отношения, бесконфликтность, принятие мультикультурализма

Социальная ответственность, доброжелательная атмосфера внутри организации

Эстетические

Художественная гармония, содержание, форма и симметрия

Дизайн продукции, качество, привлекательность

Научные

Научный потенциал

Патентно- и наукоемкость

Этические

Согласованность с окружающим миром

Этика, моральные проблемы

Рис. 2. Ценностные стратегические ориентиры развития предприятия

В математическом выражении показатель стратегического развития предприятия (SDE) можно условно представить в денежном выражении, взяв сумму денежных потоков за n лет и стоимость в n-м году того же предприятия на фондовой бирже (MC). Соответствующая формула для вычисления величины SDE будет иметь вид:


Из этого следует, что при выборе неправильных стратегических ориентиров и привязке к национальной валюте, которая может обесцениваться из-за отсутствия взаимосвязи национальной экономики с экономической системой развитых стран Европы и США, мотивация для субъекта хозяйствования (Mo) будет стремиться к своему минимуму при стремлении показателя SDE к нулевому значению:

Таким образом, при определении стратегических приоритетов субъект хозяйствования будет ориентироваться в первую очередь на такие факторы воздействия внешней среды, как политико-экономическая стабильность и безопасность, благоприятный налоговый климат для развития бизнеса, ответственность государства за возможные форс-мажорные явления.

В свою очередь, определением инвестиционной привлекательности национальных хозяйств на глобальном уровне занимаются многие так называемые рейтинговые агентства. Среди прочих, лидерами в проведении такого рода исследований являются Fitch Ratings, Standard & Poor’s и Moody’s.

Именно на рейтинги и прогнозы этих компаний ориентируются потенциальные глобальные инвесторы, от притока капиталов которых в значительной степени зависит функционирова-

ние экономики и развитие бизнеса. Так, Fitch Ratings определяет следующие уровни кредитоспособности (табл. 1).

Таблица 1 Рейтинг Fitch Ratings уровней кредитоспособности

Обозначение

Определение

ААА

Наивысший уровень кредитоспособности. Самые низкие ожидания риска дефолта, присваиваются только в случае исключительно высокой способности погашать финансовые обязательства. Вероятность негативного влияния на эту способность со стороны предсказуемых обстоятельств очень низкая

АА

Очень высокая кредитоспособность. Очень низкие ожидания риска дефолта, указывают на очень высокую способность погашать финансовые обязательства. Подверженность этой способности влиянию предсказуемых обстоятельств не является значительной

А

ВВВ

Хорошая кредитоспособность. Повышенная уязвимость к риску дефолта, особенно в случае негативных изменений бизнес-среды или экономических условий с течением времени. Однако гибкость бизнеса или финансовая гибкость поддерживает возможность обслуживать финансовые обязательства

ВВ

Спекулятивный рейтинг. Повышенная уязвимость к риску дефолта, особенно в случае негативных изменений бизнес-среды или экономических условий с течением времени. Однако гибкость бизнеса или финансовая гибкость поддерживает возможность обслуживать финансовые обязательства

В

В высокой степени спекулятивный рейтинг. Наличие значительных рисков дефолта, однако при этом остается ограниченный запас прочности. На данный момент финансовые обязательства выполняются, однако способность продолжать платежи является уязвимой в случае ухудшения бизнес-среды или экономических условий

ССС

Существенный кредитный риск. Дефолт представляется реальной возможностью

СС

Очень высокие уровни кредитного риска. Дефолт в той или иной форме представляется вероятным

С

Исключительно высокие уровни кредитного риска. Дефолт является близким или неизбежным, или эмитент приостановил деятельность. Характерны следующие факторы в отношении эмитента: эмитент вступил в льготный период или период устранения нарушений после неплатежа по существенным финансовым обязательствам; эмитент договорился о временном разрешении на невыполнение обязательств или заключил соглашение о прекращении выплат по обязательствам после дефолта по существенным финансовым обязательствам. Fitch по иным причинам считает, что ситуация, соответствующая рейтингу RD или D, является близкой или неизбежной, в том числе ввиду официального объявления об обмене проблемных обязательств

Источник: обработана информация из [12]

Как сообщалось, 18 ноября 2015 г. в прессрелизе Fitch Ratings агентство повысило долгосрочный рейтинг Украины в иностранной валюте с уровня RD до CCC [13].

Необходимо отметить также исследования Мирового банка в отношении Украины, в соответствии с которыми по общей оценке сложности ведения бизнеса с 2010 г. по 2015 г. Украина поднялась со 147-го места до 96-го среди 189 стран мира [14].

На сегодняшний день существует множество научных подходов к разработке и реализации стратегического управленческого решения. Наиболее используемыми в современной науке стратегического менеджмента являются: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный. Каждый из этих подходов имеет методические особенности реализации, ориентиры и аналитическийаппарат. Однако применение этих подходов предпринимателями различных форм и масштабов деятельности представляется практически невозможным ввиду сложности использования данных методов.

Таким образом, в условиях резко изменяющейся политико-экономической среды, связанных с глобализацией экономики и высокими темпами научно-технического прогресса, предприятию необходимо формировать стратегию своего прогрессивного развития, определив соответствующее правильное направление последнего на основании государственной политики поддержки предпринимательства.

Выводы. Дополнительным преимуществом для выработки стратегии развития предприятия в агрессивной и резко изменяющейся внешней среде может служить определение стратегических приоритетов развития, к которым могут относиться глобальные положительные тенденции экономического роста. На основании вышеизложенного можно сделать следующие заключения:

Стратегия представляет собой направление развития субъекта хозяйствования с определением приоритетов в достижении целей и применением соответствующих функций управления в условиях изменчивой внешней среды для улучшения количественных и качественных характеристик деятельности субъекта хозяйствования.

Стратегия развития предприятия может характеризоваться одним и более параметрами, отражающими процесс продвижения к намеченной цели. Для более быстрой и эффективной реализации всего комплекса поставленных целей и выполнения миссии в условиях глобализации необходимо планировать деятельность предприятия на основании представлений и понимания взаимодействия микро-, макро-, мезо- и мегауровней функционирования экономики.

Для оценки эффективности выбора и реализации стратегии развития предлагается использовать показатель стратегического развития предприятия (SDE) с учетом воздействия конъюнктуры рынка на рыночную стоимость субъекта хозяйствования в условиях глобализации экономических процессов.

Формирование и реализация стратегии осуществляются путем использования соответствующих ей тактик (техник), которые имманентны общим целям и миссии субъекта хозяйствования.

Масштабы предпринимательской деятельности и дальность горизонта формирования стратегии позволяют увязать тактические и стратегические планы субъектов хозяйствования для получения максимального эффекта от осуществления стратегического менеджмента.

Использование системы показателей стратегического развития, приведенных в данной статье, и методики анализа на различных уровнях функционирования экономических систем и взаимодействия субъекта хозяйствования с ними, а также определения стабильности и инвестиционной привлекательности в условиях глобализации может способствовать положительным изменениям в политико-экономической системе в странах с трансформирующейся экономикой, в частности в Украине.

Определение стратегических приоритетов развития предприятия в условиях глобализации является основной точкой максимального горизонта стратегического планирования и точкой повышенного внимания субъектов предпринимательской деятельности.

Снижение асимметричности знаний между государственными органами управления и глобальными операторами рынка, с одной стороны, и субъектами предпринимательской деятельности, в большей степени малого и среднего бизнеса, с другой, позволит повысить ответственность первых и увеличить темпы развития последних. Это, в свою очередь, будет способствовать стабилизации глобальной социально-экономической системы.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Индекс инфляции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://index.minfin.com.ua/index/infl/.

Курсы Национального банка Украины [Электронный

ресурс]. - Режим доступа:     http://index.minfin.com.ua//?nbu&2005-01-25.

Курсы Национального банка Украины [Электронный

ресурс]. - Режим доступа:     http://index.minfin.com.ua//?nbu.

Ляшенко В.І., Котов Є.В. Україна ХХІ: неоіндустріальна держава або «крах проекту»?: [монографія] / В.І. Ляшенко, Є.В. Котов; НАН України, Ін-т економіки пром-ті; Полтавський ун-т економіки і торгівлі. - Київ, 2015. - 196 с.

Благодарний О.І., Толмачова г.Ф. Дослідження впливу регіональних особливостей на розвиток суб'єктів малого підприємництва / О.І. Благодарний, г.Ф. Толмачова, О.С. Кві- лінський // Економіка та право. - 2014. - № 1. - С. 30-37.

Активізація і підвищення ефективності інвестиційних процесів на підприємствах / В.М. Хобта, О.Ю. Попова, А.В. Мєшков; НАН України, Інститут економіки промисловості; МОН України, ДонНТУ. - Донецьк: Норд-Пресс, 2005. - 276 с.

Дементьєв В.В. Чому Україна не інноваційна держава: інституційний аналіз / В.В. Дементьєв, В.П. Вишневський // Економічна теорія. - 2011. - № 3. - С. 5-20.

. Особенности инвестиционно-инновационной направленности подготовки студентов в техническом вузе (на примере Донецкого региона) / И.А. Бондарева, С.И. Кравченко, А.В. Мешков // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2015. - № 4(223). - С. 236-244.

Далевська Н.М. Структурний рух глобалізації світової економіки / Н.М. Далевська // Бізнес Інформ. - 2015. - № 3(446). - С. 8-13.

Гончаренко Л.И. Налоговые и таможенные инструменты регулирования инновационной деятельности: [монография] / Л.И. Гончаренко, Л.В. Полежарова, О.Н. Савина [и др.]; под науч. ред. Л.И. Гончаренко и М.Р Пинской. - М.: Дашков и К, 2014.J., Lis P., Pajqk K. Innowacje w strategiach przedsiçbiorstw sektora elektroenergetycznego // Mazurkiewicz J., Lis P., Pajqk K. Chapter: Innowacje w strategiach przedsiçbiorstw sektora elektroenergetycznego, Publisher: Wydawnictwo Adam Marszatek. - 2015. - Р 112-126 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. researchgate.net/publication/281973250_Innowacje_w_ strategiach_przedsiebiorstw_sektora_elektroenergetycznego.Ratings [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fitchratings.com/.Украина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://forbes.ua/news/1405979-fitch-prognoziruet-rost- ekonomiki-ukrainy-v-sleduyushchem-godu.

Похожие работы на - Определение стратегических приоритетов развития предприятия в условиях глобализации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!