Гиппократ и Гиппократов сборник

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,07 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гиппократ и Гиппократов сборник














Курсовая работа

По истории медицины

Гиппократ и Гиппократов сборник

Введение

медицина гиппократ сборник

Любой врач в каждой стране, впервые осуществляя профессиональную деятельность, принимает клятву верности и чести своему должностным обязанностям, известную под названием «Клятва Гиппократа». Истоки этого важного события имеют глубокие корни. По преданиям, эту клятву составил знаменитый врач античных времен Гиппократ. Его принято считать «отцом медицины», согласно тем же преданиям, он автор около 70 сочинений, содержащих разные медицинские и нравственные наставления. Имя Гиппократа со временем стало символом высокого профессионализма врача. Его наследие оказало огромное влияние на развитие европейской медицинской науки.

Без сомнения Гиппократа можно охарактеризовать как человека большого, пытливого и наблюдательного ума, он сумел придать медицине научный подход, внести в медицину того времени множество новых понятий и методик лечения. Косская школа медицины под его управлением стала лучшей в Элладе.

В современном мире Гиппократ и его работы могут служить примером для юных медиков, то, что о нем известно, дает понятие о его жизни и о нем как о человеке.

Для написания данной работы было изучено и использовано большое количество литературных источников, на основании которых была написана данная работа.

Целью данной работы является изучение и ознакомление с Гиппократом и его вкладом в медицину.

Задачи:

. Ознакомится с биографическими данными жизни Гиппократа;

. Изучить круг деятельности Гиппократа;

. Охарактеризовать разделы Гиппократова сборника;

. Изучить раздел «Афоризмы» гипократоского сборника.

Предмет исследования: история медицины древней Греции.

Объект исследования: Гиппократ и Гиппократов сборник.

1. Гиппократ в истории медицины древней Греции

.1 Краткая характеристика биографии Гиппократа

Гиппократ жил около 460 г. до н.э. до 377г. н.э., на острове Кос, по итогам жизни его можно обозначить как врача, философа, реформатора медицины и естествоиспытателя.

Труды Гиппократа стали основой развития клинической медицины, в них есть не свойственное тому времени, представление о целостности организма, взаимосвязи одного органа с другим. В целом Гиппократ полагал, что индивидуальный подход к больному более эффективен общего, так же дал медицине понятие об анамнезе, ввел учение о темпераментах, прогнозе, этиологии. Гиппократ сам собой являет образец высокого морального облика, этики врача, Клятва Гиппократа стала основой принимающихся обязательств врачей современности [1].

Родился Гиппократ в провинции Южные Спорады на архипелаге острова Кос, был сыном потомственного врача, свою родословную семья Гиппократа возводила к Греческому Богу медицины Асклепию. В течении жизни и по роду занятий Гиппократу приходилось много путешествовать, он был в Тавриде(Крым для древней Греции), Ливии, Малой Азии, а так же объездил всю тогдашнюю Грецию.

В целом история жизни Гиппократа плохо известна; существуют легенды и рассказы, имеющих отношение к его биографии, но они носят более повествовательный характер. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем, и многие сочинения из примерно семидесяти приписываемых ему, как выяснено в новейшее время, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Гален признавал за Гиппократом подлинными 11, Галлер - 18, а Ковнер - несомненно, подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса [1, 5].

1.2 Косская школа медицины

Косская школа медицины Главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула обратились к Небросу с острова Кос и его сыну Хрисосу с просьбой закончить моровую язву, распространившуюся в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача не медля откликнулись на эту просьбу и начали свою работу, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Стремительное развитие и расцвет Косcкой школы по всей Элладе, неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, чье имя нам сейчас известно как Гиппократ. Косская школа медицины:

. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой.

. разрабатывала принцип наблюдения, и лечения у постели больного.

. развивала основы врачебной этики.

Если египтяне своими достижениями только предвосхитили медицину как науку, то искусство лечения больных в школе Гиппократа стало наукой благодаря методу, за которым стояло стремлении к естественному объяснению каждого явления, поиску его первопричины. Гиппократ имел свои, довольно жёсткие, но инновационные требования к врачам. Его интересовали объективные наблюдения за больными, систематическое и организованное описание различных заболеваний и рассмотрение человека как конкретного физического существа. Этот метод рационального упорядочивания фактов и научный подход к проблеме он взял у греческих философов [6].

Факт существования Клятвы Гиппократа говорит о том, что «гиппократова» медицина практиковалась группой профессиональных, опытных терапевтов, связавших друг друга строгими этическими нормами и разработанным кодексом.

Первые изучения о наложении повязок во время травм или иных болезнях - всё это является заслугой Гиппократа. Десмургия - методы наложения повязок. В данный момент в современной медицине также используются изученные им правила и разработки:

-при наличии гноя обязательна его ликвидация;

-нельзя подходить к людям, имеющим открытые раны, с грязными, не простерилизованными руками;

-используемые повязки при их наложении могут быть как сухие, так и мокрые. В Древней Греции для смачивания повязок использовали вино, т.к. оно имеет антисептические свойства.

-методом «чепчика Гиппократа», спустя почти 24 столетия до сих по перевязывают поврежденную голову.

-предшественником современного ортопедического стола была скамья придуманная Гиппократом, на которой он лечил спины, вправлял вывихи и переломы. Лёжа на спине человеку делали растягивание (тракцию), специально вмонтированными лебёдками.

-в области диагностики и лечения - Гиппократов метод искал причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием таких условий, при которых организм сам бы успешно боролся с болезнью. Заслуга Гиппократа также есть в определении стадий протекания различных заболеваний. Рассматривая болезнь как нечто протекающее, имеющее свою природу благоприятных и неблагоприятных условий, он ввёл понятие стадий болезни. Наиболее опасным моментом заболевания, согласно Гиппократу, есть «кризис». Во время, которого человек либо умирает, либо организм побеждал, после чего состояние больного улучшалось. При разного рода заболеваниях он выделял критические моменты - время от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным. Заслугой Гиппократа так же является описание методики обследования больных - аускультации и пальпации [7].

-в области изучения влияния внешней среды на организм больного, утверждение Гиппократа состояло в том, что заболевание является последствием природных факторов, а не мистическим наказанием Богов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней.

1.3 Клятва Гиппократа

Клятва Гиппократа, её текст, знаком всем врачам (прил.). Как полагают некоторые ученые, текст этой клятвы лишь приписывается великому доктору, принадлежа при этом другому, менее известному целителю или вообще разным авторам. Однако, несомненно, то, что эти слова являются собой олицетворением доброты, гуманизма и человеколюбия, безукоризненной моральной чистоты и профессиональной беспристрастности, деликатную тактичность и готовность к самопожертвованию - все эти качества, которые в сознании всех неразрывно связаны с профессией врача, а значит и с тем, кого называют «отцом медицины» - с древнегреческим врачом Гиппократом.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя из темного эмпиризма, и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности.

Кроме другого греческого врача - Галена, жившего несколько позже Гиппократа, никто другой не смог оказать такого влияния на становление европейской медицины [2, 3].

2. Гиппократов сборник

.1 Раздел Афоризмы

"ЖИЗНЬ КОРОТКА, ПУТЬ ИСКУССТВА ДОЛОГ..." - такое начало имеет одна из наиболее известных работ Гиппократа "Афоризмы", вхожаяв, так называемый "Гиппократов сборник". Почему именно, так называемый? Потому, что ни осталось, ни одного подлинного документа, достоверно отдающего авторство Гиппократу или другим врачам Древней Греции. Так как, в то время врачи не имели привычки подписывать свои сочинения. Лишь больше 100 лет спустя после смерти Гиппократа - в III в. до н.э. - в Александрийское хранилище, по инициативе птолемеев, стали доставляться рукописи разных ученых со всего света. Эти записи подробно штудировались и переводились. Среди них насчитывалось 72 медицинских работы, написанных на греческом языке. Эти трактаты и были объединены в, так называемый, "Гиппократов сборник". Название сборника в большей степени и обусловлено тем, что именно Гиппократу приписывалось авторство большинства выдающихся сочинений: наряду с уже упомянутыми "Афоризмами", а именно [3, 4]:

-"Прогностика",

-"Эпидемии",

-"О воздухах, водах, местностях",

-"О переломах",

-"О суставах",

-"О диете при острых болезнях",

-"О ранах головы"

-"О древней медицине".

К списку этих главных работ необходимо будет добавить еще сочинения этического направления: "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставления", которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Афоризмы (буквально «отдельные мысли или положения») во все времена пользовались большой популярностью. Их неоднократно комментировали множество древних ученых, включая Галена; и многократно комментировали в новое время с конца XV до середины XIX века. В том, что «Афоризмы» принадлежат самому Гиппократу, никто не сомневается, кроме некоторых ученых XIX века (Ermerins, филолог Leutsch, отчасти Haeser), в основном по причине «риторической напыщенности» отдельно взятых афоризмов, приличествующих скорее софисту, однако в этом случае не стоит забывать о периоде который прошла вся эта информация. В действительности этого совсем нет, как всякий желающий способен убедиться по прочтении; а кроме того, «софистом» Гиппократ, однозначно, был по своему образованию, на что многократно указывалось, и это ничему не мешало [5].

С уверенностью можно утверждать, что только последний, 8-й раздел афоризмов однозначно написан Гиппократом; Гален указывает на то, что видел его лишь в некоторых рукописях; в дошедших до нас он имеется, большинство афоризмов в нем заимствованы из книги «О седмицах». «Афоризмы» представляют собой компендиум Гиппократовой медицины, как характеризовал их Гален. Это собрание прогностических, диетических и терапевтических рекомендаций, относящихся к различным болезням - не только к внутренним.

В старые времена медицинские знания в древней Греции хранились и передавались в семейных, врачебных школах, ᴛ.ᴇ. от родителей к сыновьям и немногим ученикам, решившим за определенную плату или, проявив отличные способности изучать искусство врачевания. В итоге, это искусство сохранялось внутри круга посвященных, не распространявшееся за его пределы. Об этом свидетельствует и Клятва древнегреческих врачевателей.

Неизвестность ранних древнегреческих медицинских текстов объясняется тем обстоятельством, что вначале они составлялись лишь как трактат для домашнего пользования, и автора просто знали в лицо.

Множество ученых предполагают, что Гиппократу принадлежат самые значимые работы Гиппократова сборника. Прежде всего, это Афоризмы и сходные сними Прогностика, эпидемии, О воздухах, водах, местностях, возможно и некоторые другие [7].

2.2 Основные разделы Гиппократова Сборника

"Гиппократов сборник" - своего рода энциклопедия древнегреческой медицины. Всего в нем описывается более 250-ти растительного и 50 лекарственных средств животного происхождения. Имеются описания заболеваний зубов и десен от пульпита до альвеолярного абсцесса и некроза кости и полости рта гингивит, стоматит, скорбут, болезни языка. Согласно этому сборнику при зубных болях рекомендуется применять кровопускания, слабительные и рвотные, строгая диета, так и местные средства наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевичного отвара, вяжущие средства. Удаляли же, судя по всему, только расшатанные зубы. Так же известно, что при лечении вывиха и перелома челюсти древние греки устанавливали кость на место, а зубы связывали золотой или медной проволокой.

Сочинения по хирургии - "О переломах", "О ранах головы", "О вправлении суставов" и т.д. - дают непосредственное представление о весьма обширном количестве хирургических операций, в широком смысле этого слова, и аппаратов для лечения переломов и вывихов. Подробно описана "скамья Гиппократа" (приспособление для вправления вывихов) и "шапка Гиппократа" - сложная хирургическая повязка применяемая, и по сей день. Из описаний Гиппократа ясно, что хирургия в те времена находилась на весьма высоком уровне; разные приемы перевязок и употреблялись инструменты, применяющиеся и в современной медицине [8].

В сочинении "О диете при острых болезнях" Гиппократ, судя по всему используя сначала метод наблюдения, а после экспериментальной практики, положил начало рациональной диетологии и указав на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью установил диеты применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т. д.

Основы древнегреческой терапии подробно описаны в "Прогностике". Древние греки полагали, что можно прогнозировать заболевание исходя из наблюдений, осмотра и опроса больного (то есть сбор анамнеза). Отсюда и основной принцип: лечить не болезнь, а больного. Все назначения врача, которые касаются лечения и режима дня больных, должны быть исключительно индивидуальны. Так что у современных исследователей было достаточно оснований считать Гиппократа и его учеников основоположниками современной клинической медицины.

Разработка принципов, правил лечения и диагностики "по Гиппократу" основана на изучении "природы тела". В то время не существовало еще строгого подразделения анатомии и физиологии. Они обобщались одним разделом, обозначенным термином "природа тела". Главным источником анатомических и физиологических знаний служили вскрытия животных, поскольку анатомирование человеческого тела строго запрещалось по непонятным ныне причинам. Именно это, скорее всего и служило причиной ошибок Гиппократа в этой области [9, 10].

В "Гиппократовом сборнике" имеются различные данные о строении отделов скелета, описываются мышцы пояса, бедра, голени, спины, а также различные суставы. Из пищеварительных органов описывается только желудок. Из дыхательных органов в сборнике перечисляются дыхательное горло, бронхи и легкие. Сердце рассматривалось как важнейший орган, различались желудочки, сердечная сумка, большие сосуды.

Обзор оснований происхождений заболеваний приведен в работе "О воздухах, водах, местностях" и включает любопытные заключения о корреляции болезни от условий окружающей среды и образа жизни человека. Врач, по мнению Гиппократа, должен лишь способствовать естественным силам организма в борьбе с болезнью. Также большое значение придавалось гигиене быта, режиму и диете.

Как упоминалось ранее, в "Гиппократов сборник" входит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в Древней Греции. Это "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении" и "Наставления". В процессе обучения будущий врач должен был воспитывать в себе презрение к деньгам, скромность, опрятность, обширные знания. Воспитывалась антипатия к пороку, непринятие суеверного и бесполезного страха перед богами. Целителю необходимо знать все лекарственные травы, уметь правильно их применять, быть уверенным в своих действиях у постели больного, "обманывать" больного своим спокойствием, но в то же время быть настойчивым и строгим.

Так же необходимо помнить о первейшей заповеди "прежде всего не вредить" и не тревожить больного мыслью о вознаграждении. Более того, благородно при необходимости лечить даром, если нужно оказать помощь чужестранцу или бедняку, что в наше время не является актуальным по причине частой невозможности осуществления.

Кроме высоких профессиональных требований, так же большое значение придавалось и внешнему виду врачевателя. Ему вменялось в обязанности носить хорошую одежду и "натираться благоухающими мазями".

Основные моменты этой клятвы созданы еще задолго до Гиппократа и переходили от Отца к сыну в качестве устных указаний. Намного позже, войдя в "Гиппократов сборник", клятва обрела свое современно имя и вид.

Сегодня в каждой стране существует собственная "Клятва" врача, но общий дух, а так же принципы древнегреческой присяги объединяют врачей со всего земного шара...

Во времена Гиппократа бытовало мнение, что все заболевания посланы злыми силами или в наказание. Поэтому подход Гиппократа к причинам вызывающим болезни был инновационным для того времени. Он считал болезни не Божьим проклятием, а вызваны вполне естественными причинами.

Великая заслуга Гиппократа состоит в том, что он первый кто рассматривал медицину в качестве научного предмета, выведя ее из темного эмпиризма, и очистив от ложных философских теорий, регулярно противоречивших реальности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Рассматривая медицину и философию как два неразрывных предмета науки, Гиппократ стремился их, и сочетать и разделить, определяя каждой свои границы.

Во всех его литературных произведениях явно просматривается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичная прямолинейность умозаключений. Все его выводы основаны на тщательных научных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собою вырисовывались заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу. Последователи учения Гиппократа впоследствии образовали так называемую основу Косской школы, которая длительное время процветала и определяла направление современной медицины во всем цивилизованном мире того времени.

Однако стоит вернуться к медицинским трудам великого целителя. Мы уже упоминали о том, что в работах Гиппократа имеются наблюдения за распространением различного рода болезней в зависимости от влияний атмосферы, времен года, окружающей среды, направление и интенсивности ветра, качества питьевой воды и результат этого всего - физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. Так же в этих же сочинениях приведены и некоторые географические данные по климатологии разных стран, в последнем труде более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье [11].

В данных сочинениях в первую очередь поражает неутомимая жажда познания и наблюдательность ученого. Врач, в первую очередь, приглядывается, и глаз у него должен быть Острый. Он расспрашивает, делает заметки, наблюдает, оценивает. Обширное собрание из семи книг "Эпидемий" являет собой не что иное, как ряд заметок, сделанных врачом у изголовья больного. В этих записях изложены случаи, обнаруженные в моменты врачебного обхода и еще даже не систематизированные в единую систему знаний. В эти тексты довольно часто вкраплено какое-нибудь общее соображение, не касающееся изложенных фактов, словно врач мимоходом записывал те соображения, которыми голова его занята беспрерывно.

Вот пример этих пытливых рассуждений коснулся вопроса о том, как необходимо осматривать больного, и в тот же момент возникает окончательное, все открывающее, точное слово, показывающее гораздо большее, чем простое наблюдение, и рисующее нам метод мышления врача: "Осмотр тела - целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения".

А вот еще рассуждение об осмотре больного из первой книги "Эпидемий": "Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты. Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее - пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, - следует вести исследование" [12].

Следует обозначить обширный круг требований. При осмотре врач обращает внимание не только лишь на состояние больного, а так же на прежние болезни и их последствия, возможно оставленные ими, он принимает во внимание образ жизни больного и климат места обитания. Так же не забывая о том, что, больной такой же человек, как и все остальные и для его познания надо изучать и других людей; так же он исследует его помыслы. Так же "умолчания" больного могут служить для него указанием! Задача непростая, в которой с легкостью запутался бы любой ум, лишенный широты.

Как сказали бы в наши дни - эта медицина исключительно психосоматическая. Проще говоря: это лечение всего человека (души и тела), и связана она как со средой его обитания и образом жизни, так и с его прошлым. Последствия такого широкого подхода обязательно отражаются на лечении, которое в свою очередь должно требовать от больного, того чтобы он, под руководством врача, весь - телом и духом - принимал участие в своем выздоровлении.

Внимательно следя за течением хода болезней, он внимательно следил различным периодам протекания болезни, особенно внимательно - лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса и перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от не сваренных соков.

Гиппократ уже при жизни был, благодаря своим трудам был обласкан славой. Платон, будучи младше Гиппократа на целое поколение, но все таки его современником в широком понимании этого слова, равняя в одном из своих диалогов медицину и другие искусства, проводит параллели между Гиппократом из Коса и самыми великими ваятелями его времени - Политеглом из Аргоса и Фидием из Афин.

Жизнь кратка, дорога искусства длинна, удачи момент скоропреходящ, опыт иллюзорен, суждение сложно. По этому не только сам врач обязан употребить в дело все, что крайне важно и необходимо, но и больной, и окружающие, должны способствовать врачу в его деятельности.

Прогностика являет собой выдающееся сочинение по древнегреческой терапии. Подробно в нем описаны элементы, составляющие прогноз заболеваний в то время (наблюдение, осмотр и опрос больного) и изложены основы наблюдения, и лечения у постели больного. Многие изречения, указанные в Прогностике, являются классическими, например, лицо умирающего больного: нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зелёный, черный, или бледный, или свинцовый [5, 13].

Эпидемии в семи частях своим духом близки к Прогностике. Под словом Эпидемии древние греки понимали не эпидемические (то есть не инфекционные или заразные болезни), а широко распространенные среди людей заболевания. Это болотные лихорадки, параличи, чахотки, кожные, простудные, глазные и много других заболеваний. В 1 и 3 частях приводятся 42 наиболее презанятных и наставительных истории болезней. Они дают четкое представление об истоках клинического подхода в медицине Древней Эллады, когда врачеватель ежедневно наблюдал больного и описывал его состояние и лечение.

Большое место в данном сочинении уделено описанию различных типов людей, живущих в разных местностях; их болезни связываются, главным образом, с местом проживания человека (на юге, на востоке, высоко в горах, в плодородных долинах), ᴛ.ᴇ. с условиями окружающей природы, временем года и т.п. По мнению древних греков, люди каждого типа имеют свои особенности, которые и определяют предрасположение к конкретным болезням, влияют на их течение и, следовательно, требуют различного подхода в лечении.

Впоследствии (в периоды поздней античности и средневековья) на базе древнегреческих представлений о четырех телесных соках и различных характерах людей сформировалось учение о четырех темпераментах, каждый из которых связывался с преобладанием в организме одного из четырех телесных соков: крови - сангвинический тип, слизи - флегматический, желтой желчи - холерический, черной желчи - меланхолический (названия этих типов в сочинений О воздухах, водах, местностях не содержатся, так как появились они несколько столетий спустя; более того, sanguis - слово латинское и в Древней Греции употребляться еще не могло) [14].

Причины возникновения болезней древние греки подразделяли на две группы:

) Общие для всех людей в данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы.

) индивидуальные причины, определяемые образом жизни каждого:

Когда много людей в одно и то же время поражаются одною болезнью, то причину этого должно возлагать на то, что является наиболее общим всеми, чем все мы пользуемся. А это есть то, что мы вовлекаем в себя дыханием.

Когда же в одно и то же время рождаются болезни всякого рода, тогда, без сомнения, причиной каждой служит образ жизни у каждого...

Образу жизни в Древней Элладе придавалось особое значение. В одном ряду с обязательным обучением грамоте и музыке стояли физическое воспитание, закаливание и личная гигиена. Каждый мужчина воспитывался выносливым и смелым, чтобы в минуту опасности с оружием в руках встать на защиту своего полиса (постоянной армии в полисах Древней Греции не было).

Сочинения по хирургии. О переломах, О ранах головы, О вправлении суставов и т.д. дают стройное представление о высоком развитии в Древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы, в т.ч. и лицевого черепа. В сочинений. О вправлении суставов описана скамья Гиппократа - устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка, известная как Шапка Гиппократа, до сих пор применяется в хирургии.

В классический период древние греки не имели специальных знаний по анатомии, так как не вскрывали тела умерших. Их представления о строении человеческого тела были эмпирическими. Вот почему в то время хирургия древней Индии превосходила хирургию древних греков. Древнегреческие врачеватели занимались в основном той областью хирургии, которая сегодня включает в себя травматологию и десмургию [15].

Заключение

В заключении хочется сказать, что проделанная Гиппократом работа и результаты его жизнедеятельности проявляют себя и по сей день, во многих теоретических и практических работах медицины. Можно сказать, что Гиппократ увековечил себя благодаря своему труду и миллионами спасенных жизней.

Так же проделав эту работу, становится ясно, что результатом влияния Гиппократа на медицинскую школу оказалось не просто введение новых методик и практик. Так же возможно имеет место быть образование врачей как отдельного класса требующего не только определенного отношения за оказываемые им услуги, но и в тоже время берущий на себя обязанности помогать всякому кто требует своим состоянием помощи, но платой им за это служила практическая неприкосновенность.

В результате проделанной работы были изучены биографические данные о Гиппократе и характеристика его труда. Для достижения поставленной цели, мы выполнили следующие задачи:

Список литературы

1. Архангельский Г.В., О «Гиппократовом Сборнике» клиническая медицина.1991. - 180 с.

. Гиппократ. Клятва // Этика и общая медицина. - СПб.: Азбука, 2001. - 186 с.

. Гиппократ. Прогностика 2. // Этика и общая медицина. - СПб.: Азбука, 2001. - 236 с.

. Гиппократ. Эпидемии. Кн. 1 Третий отдел // Этика и общая медицина. - СПб.: Азбука, 2001. - 324 с.

. Гиппократ. Эпидемии. Кн. 3 // Этика и общая медицина. - СПб.: Азбука, 2001. - 312 с.

. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова: Пер.с нем./ Под ред.Б.Д.Петрова .- М.:Медгиз,1956. - 242 с.

. Изуткин Д. А. Изучение вопросов здоровья и болезни в медицине Древней Греции// Медицинский альманах. - № 2. - 2009. - С. 34−37.

. Карпов В.П. «Гиппократ», Москва, 1994. - 224с.

. Кветной И. М. Медицина от Гиппократа до Хьюмтрена. - М.. 2007.-186 с.

. Кветной И. М. От Гиппократа до Хьюмтрена. - М.: Вузовская книга, 2015. - 156 с.

. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко: преемственность идей (Очерки и портреты). - М., 1990. - 222с.

. Сорокина Т. С. История медицины. - М.: Академия, 2009. - 560 с.

. Сухомлинов К. Медики, изменившие мир. От Гиппократа до Бурденко. - М.: Эксмо, 2013. - 384 с.

. Таранов П. С. Демокрит // 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Мысли. - Симферополь: «Реноме», 2002. - Т. 1. - 422 с.

Приложение

«Клятва Гиппократа»

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена;

Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!