Гиппократ, его вклад в становление и развитие медицины
Гиппократ,
его вклад в становление и развитие медицины
Родился в 460 году до н. э. и
жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Один из основоположников
античной медицины. За свой огромный вклад в развитие медицины Гиппократ был
наречён отцом медицины.
Родился он в городе Меропис, на острове
Кос. Отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов (врачей). Он же и был
первым учителем Гиппократа в области медицины. Но Гиппократ не ограничился
знаниями, приобретёнными у своего главного наставника. Став после смерти своих
родителей странствующим врачом - периодевтом (в их обязанности в частности
входило лечение бедного населения) он много путешествовал по многим греческим
городам, а также Малой Азии. Это дало возможность Гиппократу иметь обширную
врачебную практику и накопить большой опыт, обобщенный им в виде медицинских
сочинений. Часть этих сочинений дошла до нашего времени в так называемом
"Гиппократовом сборнике". С особым уважением к Гиппократу относились
врачи Эллады и Фессалии.
Вообще вопрос о том, какие
труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решён. Согласно
традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со
временем оказались анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был
составлен много лет спустя после смерти Гиппократа в III в до н. э. в
знаменитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемея со всего
света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в
каталоги, изучались, переводились и переписывались. Среди 700 тысяч свитков
было 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески. Все они были
безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы
указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического
периода. Около 300 до н. э. медицинские рукописи были объединены в
"Гиппократов сборник". Таким образом александрийские ученые сохранили
для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей живших в V - III
века до н. э.
У Гиппократа было два сына
Фессал и Дракон. Они работали с отцом, под его непосредственным руководством и
влиянием. Часть работ "Гиппократова сборника" написана ими.
Гиппократ скончался по одним
источникам в возрасте 83, а по другим - 104 лет. Похоронен в Лариссе
Фессалийской. Местные жители очень чтили его могилу и ещё во II в н. э.
показывали путешественникам.
Наиболее ранними работами
Гиппократа считаются "Афоризмы". Можно согласиться с мнением Литтле,
что основой этой книги являются личные наблюдения автора, но в них использованы
также и некоторые положения жреческой медицины Египта; кроме того,
"Афоризмы" представлены в виде восточных мудростей.
В "Афоризмах"
указаны проявления плеврита, кишечных кровотечений, непроходимости кишечника,
столбняка, поражений почек и т. д. Некоторые из афоризмов поражают тонкостью и
глубиной наблюдений.
Например, большинство врачей
имеют представление о "лице Гиппократа" при перитоните, описанном в
"Афоризмах": "Искажение лица - зловещий признак; менее опасно,
если он является в результате бессонницы, голода или желудочного расстройства,
лицо, изменившееся от этих причин, поправляется за ночь и день. Будет же оно
такое: впавшие глаза, заостренный нос, запавшие виски, стянутые и холодные уши,
твердая кожа, желтый или черный цвет. Но если веки и губы, или нос становятся
синеватыми, это указывает на быструю смерть".
В "Афоризмах"
Гиппократ приводит классификацию заболеваний по возрастам: в молодом, среднем
возрасте и в старости.
Влияние египетской медицины в
определенной степени прослеживается во взглядах Гиппократа на происхождение и
развитие заболеваний. В Египте с его жарким климатом все живое и саму жизнь
связывали с влагой, водой. Это не могло не отразиться на общих взглядах при
объяснении непонятных тогда явлений о происхождении жизни и заболеваний.
В книге "О природе
человека" Гиппократ выступает больше как философ, определяя свое отношение
к господствовавшей в то время точке зрения, согласно которой человек происходит
из какой-либо одной жидкости: желчи, крови, слизи, которые меняются в
зависимости от времени года и возраста человека. Гиппократ считал, что в основе
строения человека лежат изменения всех видов жидкости. "Как в течение года
преобладает то зима, то весна, то лето, то осень, так и в человеке преобладает
то слизь, то кровь, то желчь, сначала желтая, а потом так называемая
черная". Исходя из соотношения в организме указанных элементов, Гиппократ
приходит к выводу, что "болезни порождаемые переполнением, излечиваются
опорожнение, а рождающиеся от опорожнения лечатся наполнением, происходящие от
труда лечит покой, а рождающиеся от праздности уничтожаются трудом".
Причину болезни Гиппократ
видел в самой природе (влияние богов он не исключал, да это было бы и опасно
для того времени). В книге "О воздухах, водах и местностях" он писал:
" Однако всякая (болезнь) из них имеет свою собственную природу, и ничто
не делается вне природы. И далее: "... вообще, врачу следует по своему
благоразумию идти навстречу наступающим болезням, природным расположениям,
временам года и возрастам и все напряженное разрешать, а все ослабленное -
укреплять, ибо таким путем лучше всего прекращается страдание, и в этом, по
моему мнению, заключается лечение". Он придерживался такого принципа:
противоположное лечится противоположным. В то же время он отметил, что в одних
случаях причиной заболеваний являются эпидемии, в других - образ жизни, поэтому
подход врача при лечении больных не может быть одинаковым. Главным принципом
выдвинутого им лечения было: "Приносить пользу или не вредить". В
зависимости от состояния влаг в организме человека и окружающей природы люди,
как считал Гиппократ, разделяются на 4 типа: сангвиники, холерики, флегматики и
меланхолики. При наивном объяснении причин указанных темпераментов поражает
точность описания самих темпераментов. Впоследствии великий физиолог И. П.
Павлов в основу деления темпераментов положил тип высшей нервной деятельности.
Но для это потребовались столетия.
При рассмотрении взглядов
Гиппократа на патогенез заболеваний, его трудов по анатомии человека ("О
железах", "О семени и природе ребёнка", "О сердце")
можно, конечно, говорить о наивности многих понятий и установок ученого, но они
дают нам представление об уровне знаний древних по описанным разделам медицины.
Кроме того, к изучению научных трудов исследователей прошедших столетий не
совсем справедливо подходить с точки зрения наших взглядов. Прагматический
подход здесь не оправдан. При изучении научного наследия любого ученого для нас
очень важны идеи его исследований, взгляды на положение своей науки и самого
ученого в окружающем мире. С этих позиций работы Гиппократа являются поистине
бесценными.
Вопросам диагностики в
сочинениях Гиппократа уделено большое внимание. К этому разделу относятся
работы: "Предсказания", "Косские прогнозы", "Прогностика".
"Предсказания" и "Косские прогнозы" написаны в форме
кратких заметок или афоризмов о диагностике различных заболеваний с описанием
как их общих проявления (озноб, лихорадка, кома, судороги), так и локализации
поражений (лицо, шея, глаза, подреберье и т. д.). Говоря о необходимости ранней
диагностики заболеваний, индивидуального подхода при назначении лекарств,
Гиппократ в книге "О древней медицине" писал: "Но верную
точность редко можно встретить, так как большая часть врачей, кажется мне,
испытывает то же, что плохие кормчие. Ошибки этих, если они управляют кораблем
в спокойном море, остаются незамеченными, если же их настигает сильная буря и
противный ветер, тогда уже для всех делается очевидным, что корабль погиб от их
неопытности и по их вине. Таким же образом очень многие плохие врачи, когда
лечат людей легко больных, по отношению к которым даже весьма важные допущенные
ошибки не приносят никакой опасности, - а многие подобного рода болезни и
гораздо чаще, чем опасные, встречаются у людей - и в таких болезнях погрешают,
то это бывает скрыто от простых людей, когда же они встретят великую, сильную
опасную болезнь, тогда их неумение и ошибки для всех делаются явными..."
Наиболее законченным и зрелым
произведением Гиппократа является "Прогностика", где он показал себя
выдающимся врачом-исследователем. Это вполне объяснимо, так как для решения
вопросов прогноза необходимо быть не только хорошим диагностом настоящего
состояния больного, но и на основе клинического течения болезни предвидеть
дальнейший ее ход. И не случайно в начале работы Гиппократ пишет: "Мне
кажется, что для врача самое лучшее позаботиться о способности предвидения. В
самом деле, когда он будет предузнавать и предсказывать у больных и настоящее,
и прошедшее, и будущее, у всё то, что больные опускают при своём рассказе, то,
конечно, ему будут верить, что он больше знает дела больных, так что с большей
доверчивостью люди будут решаться вручать себя врачу. А задача лечения наилучше
будет совершаться, если он из настоящих страданий предузнает будущие". В
этой книге Гиппократ не только указывает на необходимость точного определения
для прогноза различных симптомов (изменения лица, глаз, цвета кожи, потливость,
положение больного, характер дыхания и пульса; температура кожных покровов,
характер пищеварения и выделения). Он отмечает прежде всего значение сочетания
симптомов для верного прогноза.
В своих сочинениях Гиппократ
поднял ряд новых вопросов, которые разрабатываются и в настоящее время.
Например, работы "О воздухах, водах и местностях" и
"Эпидемии" посвящены медицинской географии, специальному разделу
современной медицины. Влияние местности, климата, ветров, почвы, воды на
распространение и течение заболеваний несомненно, и Гиппократ, много
путешествовавший в молодые годы, с завидной наблюдательностью описал это в
указанных работах. И в самом деле, разве состав воды не влияет на
распространение мочекаменной болезни и заболеваний щитовидной железы? Или взять
вопросы особенности холодовой патологии в разных районах нашей страны. Разве это
не представляет интереса - научного и практического - для медицины? Мы хорошо
знаем, что в некоторых районах нашей страны, например, более распространены
мочекаменная болезнь, заболевания щитовидной железы, что зависит от состава
воды.
Велики заслуги Гиппократа в
становлении деонтологических принципах зарождающейся научной медицины. После
смерти ученого прошло более 23 веков, и если о специальных работах великого
грека, к сожалению, знают не многие врачи, то о принципах клятвы Гиппократа,
например, знает почти всё население. В период становления научной медицины
"клятва" явилась своеобразным уставом нового поколения врачей,
порвавших связи с храмовой медициной жрецов. Но одновременно она объединяла
врачей того времени в борьбе со знахарями, лжеврачами, шарлатанами. Положение
этой "клятвы": "... направлять режим больных к их выгоде
сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения
всякого вреда и несправедливости" остаётся незыблемым в настоящее время. В
наш век, когда раздаются голоса о дегуманизации медицины, особенно актуально
звучат слова "клятвы" о врачебной тайне: "Чтобы при лечении - а
также без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни людской из
того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные
вещи тайной". Этой же проблеме посвящены такие работы Гиппократа, как
"Закон", "О враче", "О благоприличном поведении",
"Наставление". В статье "Закон", выступая против
посредственности в медицине, он писал о врачах, что "по званию их много,
на деле же - как нельзя менее". В работе "О враче", указывая на
необходимость аргументированности, обоснованности суждений врача у постели
больного отмечал, что "... поспешность и чрезмерная готовность, даже если
бывает весьма полезны, презираются".
Говоря о необходимости
профессиональной подготовки хирурга и вреде невежд в этой области, великий
ученый писал: "А стыдно через операцию не достигнуть того, чего
желаешь". В подготовке хирурга он основное внимание уделял не технической
стороне проведения операции, а диагностическому процессу в деятельности врача.
"Только тот кто будет иметь знания признаков правильно приступит к
хирургии".
Долгое время идёт полемика
(продолжается она и сейчас): к чему относится врачевание, к науке или
искусству? Со всей определенностью уже тогда отметил, что врачевание может
стать действительно искусством после длительной, целенаправленной, постоянной
учебы и кропотливой работы. "Поэтому должно вообще стоять на том, что
действительно происходит, и заниматься этими делами немалое время, если кто
хочет приобрести себе эту легкую и безошибочную способность, которую мы зовём
врачебным искусством. Ведь она принесёт величайшую пользу, как больным, так и
тем, которые занимаются с ними. И не нужно стесняться разузнавать от простых
людей, если что покажется полезным для удобства лечения, ибо я думаю, что всё
искусство в целом так было обнаружено, что наблюдался конец в каждом отдельном
случае и всё было сведено к одному и тому же выводу. Поэтому должно обращать
внимание на случайные обстоятельства, которые встречаются на каждом шагу, и
делать дело с пользою и тактом, а не с предвозвещанием и аналогиями во время
самого действия".
В наставлениях для врачей
Гиппократ высказался и за необходимость коллегиальных решений вопросов диагноза
и лечения затруднительных случаев. Он писал, что нет ничего постыдного в том,
что врач испытывающий затруднение в диагностике и лечении просит созвать
консилиум. Словно к грядущим поколениям обращены его слова: "Я с клятвою
заверяю, что никогда осуждение врача, должно возбуждать зависти другого, это
значило бы показать свою слабость...".
Важное место в сочинениях Гиппократа
отводится научной работе врача. Он начисто отвергает дилетантский подход к
возможности научных открытий и утверждает значение исторического изучения того
или иного вопроса. "А мне кажется, что стремление и задача знания состоит
в том, чтобы находить нечто ещё не найденное, то именно, что будучи открытым,
много лучше неоткрытого, а также точно доводить, до конца сделанное
наполовину". И далее: "...в медицине уже с давнего времени всё
имеется в наличии, в ней найдены и начало, и метод при посредстве которых в
продолжении долгого времени многое и прекрасное открыто, и остальное вслед за
этими будет открыто, если кто-нибудь, будучи основательно подготовленным и зная
уже открытое, устремится, исходя из этого к исследованию. Напротив, тот, кто,
отвергший и презревший всё это, приступает к новому пути или способу искания и
утверждает, что он открыл нечто, как сам обманывается, так и других обманывает,
да и в самом деле это невозможно".
Большое внимание великий врач
уделял просветительской деятельности, которую он считал, неотъемлемой частью
работы зрелого в профессиональном и гражданском понимании этого слова врача.
Так, в наследии Гиппократа особое место занимает его книги: "О природе
человека", "О здоровом образе жизни", "О страданиях",
"О священной болезни" и др., написанные в популярной форме, доступные
неспециалисту в медицине. Гиппократ был высокообразованным человеком. Он
поддерживал связь с выдающимися людьми того времени и находился в определённой
степени под их влиянием. Сохранилось письмо выдающегося философа Демокрита к
Гиппократу, в котором в частности он писал: "Необходимо всем людям знать
медицинское искусство, Гиппократ, и особенно, тем, что получил образование и
искусен в речах, ибо это в одно и тоже время прекрасная и полезная вещь для
жизни, поскольку, как я думаю, знание философии является сестрой медицины и
живёт с ней под одной и той же кровлей...". И далее: "Действительно
философия освобождает душу от страстей, а медицина избавляет тело от болезней.
Ум возрастает, пока имеет здоровье, забота о котором, прекрасное дело
здравомыслящих, но когда телесное состояние повреждено, ум не имеет даже охоты
заботиться о добродетели, ибо наступившая боль ужасным образом омрачает душу,
вовлекая в страдание разум".
Можно полагать, что книга
"О страданиях" написана в определённой степени под влиянием подобных
убеждений, рассчитанная на широкую публику, она сообщает такие сведения о
болезнях их лечении, которые нужно знать малосведущему в медицине человеку,
чтобы при определённых обстоятельствах оказать себе помощь. Знаменательно
начало книги: "Всякий здравомыслящий человек, сознавая, что для людей
здоровье дороже всего, должен учиться помогать себе в болезнях собственным
суждением, распознавать также, что говорят ему врачи и предписывают для его
тела, знать всё это в той мере, которая подобает частному человеку".
Разбирая причины заболеваний, ученый указывает на пищу и питьё, усталость и
раны, обоняние, слух, зрение, половые сношения, тепло и холод. Развивая
положение о необходимости распространения медицинских знаний среди населения,
Гиппократ отмечает: "...важно также, чтобы простой человек способствовал
собственным своим суждениям тому, что говорит и делает врач".
В книге "О
страданиях" особенно ценны разделы, посвящённые применению диеты при
лечении, а также описание применения тепла, холода, компрессов при различных
заболеваниях.
Просветительская деятельность
и отсутствие страха перед осуждением корпорации врачей относительно разглашения
"тайн врачевания" принесли Гиппократу широкую известность. Эти мысли
великого ученого о медицинском просвещении населения не устарели и сейчас и
получили дальнейшее развитие. В настоящее время ликвидация медицинской
безграмотности играет важную роль в утверждении здорового образа жизни,
профилактике травматизма и многих заболеваний.
Гиппократ прославился и как
врач-практик. При лечении больных он пользовался следующими средствами: 1)
диетотерапия; 2) лекарственными препаратами; 3) бальнеотерапией; 4) лечебной
физкультурой, 5) внушением, 6) скальпелем. Созданная им лечебница состояла из
гимнастического зала, водолечебницы с бассейном, операционной. Что касается
диетотерапии, то о значении, которое он ей придавал, можно судить даже по
названиям его работ: "О диете при острых заболеваниях", "О
диете". Книга "О здоровом образе жизни" посвящена диете для
здоровых людей в различные времена года с учётом конституции и желанием
похудеть или, наоборот, пополнеть. Он широко использовал лекарственные
препараты растительного происхождения.
Как видно из приведённого не
так уж мало было в расположении у Гиппократа средств, способствующих сохранению
здоровья пациентов, и они были направлены в первую очередь на усиление защитных
сил организма при различных страданиях, на его укрепление. А разве не это линия
является стратегической в современной медицине?
Указанная направленность
практической деятельности снискала Гиппократу славу выдающегося врача современности
и всех последующих веков. Наука интернациональна с этим сейчас никто не спорит.
Но ученый как представитель своей нации может добиться интернациональной
известности только будучи патриотом своего народа, своей родины. Гиппократ был
патриотом греческого народа. Когда его пригласил к себе на службу персидский
царь Артаксеркс, суля ему несметные богатства он категорически отказался.
Поэтому поводу он писал своему народу: "Я имел бы позор от богатства царя
и от изобилия враждебного моему отечеству, я обладал бы ими подобно тому, кто
стал бы опустошителем городом Греции. Богатство не есть приобретение денег
отовсюду ибо великие святыни добродетели, которых справедливость не закрывает
но делает видимыми". И далее: "Счастливы народы, которые знают, что
превосходные люди служат им защитой - не башни и не стены, но мудрые советы
мудрых людей".
Ещё совсем недавно в период
переломных моментов развития медицины, когда собственный фактический материал
не мог быть объяснён господствующими теориями медицины, а передовые достижения
не осваивались по субъективным или объективным причинам, пессимисты от медицины
провозгласили лозунг: "Назад к Гиппократу". Нельзя признать и лозунг
оптимистов: "Вперёд с Гиппократом". Не ценить интеллект, не признавать
и не использовать достижения отдельных личностей - ошибка, дорого обходящаяся
обществу, но обожествлять какую-либо личность в любой отрасли человеческих
знаний не менее вредно, ибо это задерживает поступательное развитие общества,
обязывает его на застой. Поэтому мы с полным основанием можем сказать, что
достижения прошлых поколений могут и должны быть лучом, направленным в
грядущее.
Список используемой литературы:
1.
Большая
Советская Энциклопедия, 2-ое издание, том 11, 1952 года.
2.
“История
Медицины”, Т. С. Сорокина, 1992 год.
3.
Журнал
“Клиническая медицина”, № 7 за 1986 год.
4.
Врачи –
философы”, С. Я. Чикин, 1990 год.